Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
Birge R.T. Physics and Physicists of the Past Fifty Years // Physics Today. 1956), во время первой мировой войны не было специальности физика; если вооруженным силам нужен был физик, что случалось очень редко, его нанимали на ставку химика. В те годы были заложены основы взаимоотношений правительства и науки, что ознаменовалось созданием Комиссии по атомной энергии и Национального научного фонда. С помощью дтих организаций были заключены соглашения об огромных правительственных ассигнованиях на научные исследования и разработки, а также созданы крупные лаборатории и исследовательские комплексы, принявшие новые социальные формы — университетских отделений, некоммерческих корпораций, университетских консорциумов и т.п. Если обратиться от сенсационных перемен в науке к прозаической области политической экономии, можно увидеть, что в то же время, с 1945 по 1950 год, возникли новые виды технологии и появились новые цели. В 1945 году впервые было применено понятие валового национального продукта, ставшее основным орудием макроэкономического анализа. В 1946 году Конгресс принял закон о полной занятости, в соответствии с которым был создан Комитет экономических советников и было установлено, как приоритет национальной политики, что каждый человек имеет право на труд и общество ответственно за обеспечение полной занятости. К 1950 году В.Леонтьев разработал свои таблицы “затраты-выпуск”, легшие в основу всего экономического планирования. Математики и экономисты в корпорации РЭНД, так же, как Дж.Данциг, разработали технику линейного и динамичного программирования, дав нам последовательную технологию в принятии производственных решений. Технические стороны экономической теории и общественная политика тесно переплелись между собой, особенно через Комитет экономических советников при президенте. Если выглянуть за пределы собственной страны, можно заметить, что в эти же годы появилась совершенно новая мировая система: образовался “третий мир” и возникло сложное отношение бывших колониальных стран к когда-то имперским державам; была признана идея развития — экономического, политического и социального; зародилось осознание того, что такие условные обозначения социальных систем, как капитализм и социализм, могут быть составной частью более всеобъемлющих социальных процессов, определяемых как индустриализация и бюрократизация, и даже того, что эти общества, как варианты индустриальных систем, могут в своих экономических аспектах объединиться, образуя некий новый тип централизованно-децентрализованной рыночно-пдановой системы. И наконец, произошло, пожалуй, самое разительное изменение в моральном настрое — новая “ориентация на будущее”, распространившаяся во всех странах и социальных системах/ В том факте, что все общества впервые формируют схожие технологические основы своего функционирования, некоторые специалисты видят начало новой фазы всеобщей истории. Несомненно, экономические, политические и культурные различия между странами еще настолько велики, что мы не можем ожидать возникновения единого мирового сообщества, по крайней мере в течение ближайшего столетия. Тем не менее заложены общие основы, в частности, в создании международных научных сообществ, и все чаще декларируются общие стремления. Единая линия воплощена в ориентации на будущее и в признании того, что люди имеют научные и технические возможности разумно и путем принятия коллективных решений контролировать изменения в своей жизни. Однако такой сознательный контроль не означает наступления “конца истории”, ухода от необходимости, которую Г.Гегель и К.Маркс видели в отношении человека к природе, но возникновение гораздо более сложных проблем, чем все ранее стоявшие перед человечеством. Все эти различные сферы деятельности базируются на рациональности, планировании и предвидении — короче говоря, на том, что отличает технократическую эру. По-видимому, предвидение А. де Сен-Симона начинает сбываться. ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Во Франции, где об идее технократии говорят больше, чем в какой-либо другой стране, ее определяют как “политическую систему, при которой решающее влияние принадлежит техническим специалистам в области администрирования и экономики”, а технократом, в свою очередь, называют “человека, осуществляющего руководство по причине своей технической компетенции”7. 7 Dictionnaire alphabetique et analogique de la langue francaise. P., 1964; Grand Larousse Encyclopedique. P., 1964. Однако технократический тип мышления, пусть это и несколько парадоксально, есть нечто большее, чем просто вопрос техники8. В своем акценте на логический, практический, технический, упорядоченный, четкий подход к задачам, к разрешению проблем, и своей основанности на расчетах, точности, измерениях и кон-цептуальности этот тип мышления противоположен традиционным и общепринятым религиозным, эстетическим и интуитивным его формам. Технократическое мышление имеет глубокие корни в ньютоновском мировосприятии и во взглядах писателей XVIII века, унаследовавших убеждения Ньютона, веривших, как Клеант в “Диалогах о естественной религии” Д.Юма, что автор Природы, вероятно, был в какой-то степени инженером, поскольку Природа есть механизм, и считавших даже, что вскоре рациональный метод подчинит любую мысль своим законам9. Популя- 8 Понятие “технократия” было введено У.Г.Смитом, изобретателем и инженером из Беркди (Калифорния), в трех статьях, опубликованных в журнале “Industrial Management” в феврале, марте и мае 1919 года. Они были затем перепечатаны в виде брошюры, а позже наряду с еще девятью статьями, написанными для “Berkeley Gazette”, изданы отдельной книгой. Слово это было подхвачено Г.Скоттом, бывшим одно время руководителем исследований для организации “Industrial Workers of the World” (IWW), и получило популярность в 1933—1934 годах, когда технократия быстро превратилась в социальное движение, считавшееся панацеей против депрессии. Термин начал ассоциироваться с Г.Скоттом и тем самым, ретроспективно, с Т.Вебленом, который, после завершения своей работы “Инженеры и система цен”, некоторое время сотрудничал с ним в просветительной деятельности в Новой школе социальных исследований в 1919—1920 годы. Характерно, что, когда слово “технократия” получило благодаря Г.Скотту всеобщее признание, оно было отвергнуто У.Г.Смитом, посчитавшим, что Г.Скотт смешал два понятия — технологию и автократию (“правление специалистов, не ответственных ни перед кем”), тогда как в своем первоначальном смысле термин означал “правление людей, эффективное благодаря деятельности подчиненных им ученых и специалистов”. Об истоках понятия см.: Smith W.H. Technocracy Explained by its Originator. San Francisco, 1933 и Frederick J.G. (Ed.) For and Against Technocracy: A Symposium. N.Y., 1933. О дискуссии об отношениях между Т.Вебленом и Г.Скоттом см. мое предисловие к изданию книги Т.Веблена “Инженеры и система цен” [Veil D. Veblen and the New Class // Veblen T. The Engineers and the Price System. N.Y., 1965). 9 Следует, однако, отметить, что де ла Меттри, автор знаменитой книги “Человек-машина”, умер от переедания и подагры; он слишком хорошо загружал машину. ризатор картезианства Бернар де Фонтенель усугубил жестокий конфликт с гуманистами (отразившийся в “Битве книг” Дж.Свифта), заявив: “Геометрический дух не так связан с геометрией, чтобы его нельзя было отделить и перенести в другие сферы. Произведения на темы морали, политики, критики, даже, пожалуй, риторики были бы более утонченными, если бы были написаны рукой геометра”10. Самое исчерпывающее изложение этого мировосприятия было сделано неожиданным предтечей идеологии технократии, математиком XIX века О.Курно, который более известен своим приложением математических методов к экономике, нежели трудами по истории. Но, рассматривая возникновение технологической цивилизации, О.Курно видел в нем общее историческое движение от витального к рациональному. Он предвидел наступление эры механизации, которая станет “постисторической”, поскольку всеобщая рационализация обеспечит стабильность общества, выступающую результатом разрушения инстинктов и страстей, а также совершенства управления. В эту эпоху история 10 В качестве одного из забытых моментов следует отметить, что Н.Винер через 13 дет после опубликования своей “Кибернетики” предостерегал читателей не против недостатков машины, но против ее возможных успехов. “Мы уже создали очень успешно работающие машины с низким типом логики и заданной моделью действия, — писал он. — Мы начинаем создавать машины второго логического уровня, на котором поведение самосовершенствуется с получением дополнительных знаний. При создании действующих машин пределы логики непредсказуемы, и поэтому небезопасно делать предположения о том точном уровне, до которого мозг оказывается властелином машины”. Но даже несмотря на то, что вполне разумная машина все еще далека, ближайшая проблема, по словам Н.Винера, заключается в том, что хотя машины не превосходят человеческий интеллект, они превосходят человека в исполнении заданий. “Мы видели, — отмечает он, — что одна из основных причин страшных последствий применения обучающих машин заключается в том, что машина работает значительно быстрее человека и они не могут действовать вместе без серьезных затруднений. Это проблема того же рода, как и возникающая тогда, когда два контрольных оператора с разными временными ритмами работают вместе, безотносительно к тому, кто из них действует быстрее, а кто медленнее” (см.: Wiener N. Some Moral and Technical Consequences of Automation // Science. May 1960). Машина может быть сконструирована так, чтобы абсорбировать поступающие в нее данные чуть быстрее, чем они могут быть заложены, и мы можем не успеть выключить ее прежде, чем будет слишком поздно. Мало помалу будет вытеснена статистикой как средством изучения ряда событий в жизни человечества". Прогресс человека в направлении большей рациональности, несомненно, был главным вопросом для М.Вебера, но, по аналогии со вторым законом термодинамики, он предвидел также и упадок системы. М.Вебер считал, что общества изменяются, когда происходит всплеск харизматической энергии, разрывающей путы старой традиционной оцепенелости, но в ходе “рутинизации харизмы” запас энергии исчерпывается, пока не остается лишь мертвый механизм, и, как писал М.Вебер об истощении протестантской этики и трансформации капитализма, руководители системы становятся “сенсуалистами без духа, специалистами без сердца, ничтожествами...”12 Именно в этой концепции рациональности, которая замещает собой “разумность”, и заложен кризис технократической системы. Полезность веры в Историю заключалась в том, что определенный закон разума объявлялся действенным: история обладала либо телеологией, как было предопределено идеей спасения, либо какими-то внутренними силами, заключенными в человеческом творчестве. По Г.Гегелю, “искусство разума” заключалось в эволюции самосознания — завершении таинства “объективации”, когда люди создавали вещи, идолов, божества, общества “вне” самих себя, чтобы затем зачастую поклоняться им как фетишам, и в результате “человек ощущал себя в мире, им самим созданном”. Таким образом, конец Истории — преодоление природы и раздвоенности субъекта и объекта, разделяющего “я”, — становился началом свободы, импульсом индивидуального и социального действия, более не подчиняющегося никакому детерминизму. Как бы метафоричны ни были эти ощущения — хотя они вполне реалистично отражали рабскую зависимость человека прошлого, — они задавали определенные цеди в развитии рационализма. 11 Относительно О.Курно см.: Friedmann G. Les technocrates et la civilisation technicienne // Gurvitch G. (Ed.) Industrialisation et Technocratie. P., 1949. 12 Наиболее исчерпывающее рассуждение о веберовском “законе возрастающей рациональности” можно найти в работе: Parsons Т. Structure of Social Action (фраза, содержащаяся в конце параграфа, взята из заключения М.Вебера к его книге: Weber M. The Protestant Ethic. L., 1930. P. 182. ВЕЩИ ДВИЖУТ ЛЮДЬМИ А. де Сен-Симон имел о будущем обществе такое представление, что в глазах К.Маркса он выглядел утопистом. По его мнению, обществу предстояло стать научно-промышленной ассоциацией, которой должно быть присуще высокопроизводительное покорение природы и достижение максимально возможных благ для всех. Люди станут счастливыми, используя свои природные способности. Однако идеальное индустриальное общество, безо всякого сомнения, не будет бесклассовым, так как каждый человек отличается от другого по своим возможностям и способностям. Но в отличие от искусственной разделенности прежних обществ социальная стратификация будет обусловлена фактическими способностями людей, которые найдут счастье и свободу, занимаясь наиболее подходящим для них делом. Если каждый человек будет занимать свое естественное положение, все будут добровольно подчиняться руководителям, как подчиняются врачу, поскольку руководитель наделен более высокими специальными способностями. В индустриальном обществе работа будет разделена на три основных вида, соответствующих, по наивному, но глубокому убеждению А. де Сен-Симона, трем основным психологическим типам. Самый многочисленный тип людей — это те, кто обладает двигательными способностями, и они станут рабочими; лучшие представители этого сдоя будут руководителями производства и социальными администраторами. Второй тип — рациональный, и люди этого типа станут учеными, открывающими новые области знаний и разрабатывающими законы для руководства людьми. Третий тип — сенсорный, и из него выйдут деятели искусства и религиозные лидеры. По убеждению А. де Сен-Симона, этот класс даст людям новую религию коллективного преклонения перед народом и преодоления индивидуального эгоизма. В этой позитивистской утопии люди найдут удовлетворение в работе и в празднествах, а общество, согласно знаменитым пророчествам А. де Сен-Симона, будет двигаться от господства над людьми к управлению вещами. Однако в ходе эволюции технократического мышления вещи начади управлять людьми. Ф.Тейлор, основатель научного управления, который, пожалуй, в наибольшей степени способствовал перенесению технократических методов на промышленную практику, фактически не ставил перед собой иных задач, чем эффективное производство и выпуск продукции. Он был глубоко убежден, рто “статус человека должен зависеть от его знаний и способностей, а не от семейного и финансового положения”. И, согласно его идее функционального лидерства, влияние и власть должны быть основаны на технической компетенции в большей мере, Чем на любых иных факторах. Размышления Ф.Тейлора (и его настойчивый характер) породили идею о научном хронометраже, а в более широком смысле — об измерении труда, и именно оно наряду с понятием издержек на единицу продукции, скорее чем появление самой фабричной системы, привело к тому, что современная промышленность приобрела форму нового образа жизни. В основу принципов Ф.Тейлора были положены следующие факторы: время, необходимое для выполнения конкретной операции; система стимулирования и премий за перевыполнение нормы; дифференциация оплаты в зависимости от оценки работы; стандартизация инструментов, станков и оборудования; соответствие людей выполняемой ими работе, определяемое с помощью физических и психологических тестов; передача составления планов и графиков от самих работающих в специальное подразделение, в новую суперструктуру, ответственность за которую нес инженер. Ф.Тейлор считал, что с помощью “научных стандартов” можно будет определить “наилучшие пути” или ^“естественные законы” труда и тем самым устранить основной источник антагонизма между рабочим и предпринимателем — вопрос о том, что справедливо и несправедливо". Однако в такой оценке труда исчезал 13 См.: Taylor F.W. The Principles of Scientific Management // Scientific Management. N.Y., 1947. P. 10. Интересно, что осуждение Ф.Тейлором “потерь и неуверенности” сделало его прогрессивным в глазах многих молодых инженеров, и один из его видных учеников, М.Л.Кук, стал связующим звеном между ним и Т.Вебленом. М.Кука соблазнило убеждение Ф.Тейлора, что “определенные принципы (научного руководства) в одинаковой мере могут быть применены ко всем видам общественной деятельности: управлению нашими домами, фирмами, управлению предприятиями — большими и малыми, церквами, филантропическими организациями, университетами и правительственными ведомствами”. Короче говоря, инженер призван стать провозвестником нового общества. В 1919 году М.Кук стал руководителем Американского общества инженеров-механиков. Следствием этого стало ослабление связей с предпринимательскими и торговыми ассоциациями, обусловленное уверенностью, что первым профессиональным долгом инженера является профессия, а не лояльность работодателю, лозунгом, позволившим Т.Веблену утверждать в меморандуме, написанном им для журнала “The Dial”, что инженеры могут стать основой “совета специалистов”. После образования Конгресса производственных профсоюзов (КПП) М.Кук стал советником Ф.Мэррея, руководителя организационного комитета профсоюза рабочих-сталеплавильщиков, и совместно с ним написал книгу “Организованный труд и производство”, в которой излагались основы рационализации в промышленности. Об отношении М.Кука к Т.Веблену и о подоплеке событий, заставивших последнего прийти к мысли, что инженеры могут стать основой революционного нового класса, см.: Bell D. Veblen and the New Class // Veblen T. The Engineers and the Price System. N.Y., 1965. Биография М.Кука представлена в: ТготЫеу К.Е. The Life and Times of a Happy Liberal. N.Y., 1954. человек, а оставались лишь “руки” и “вещи”, размещенные в Производственном подразделении в соответствии с данными точного научного исследования, где мельчайшая частица движения и мельчайшая частица времени становятся мерилом вклада индивида в производственный процесс. В марксизме, другом великом источнике технократической мысли, происходит такое же растворение целей и концентрация внимания на одних только средствах. Г.Гегель рассматривал рост человека как идеальный процесс, где самосознание главенствовало над ограниченными проявлениями субъективизма и овеществления. К.Маркс упростил этот исторический процесс, полагая, что развитие человека запечатлено в материальных и технических силах, в возрастании его способностей преодолеть свою зависимость от природы. Но к чему это должно было привести? В своих ранних работах К.Маркс представлял себе социализм как государство, в котором человек утром был бы охотником, днем — рыболовом, а ночью, вероятно, превосходным любовником; в этом государстве не должно быть различия между умственным и физическим трудом и между городом и деревней. В конечном итоге он представлял себе социализм как конец разделения труда, которое он считал, наряду с частной собственностью, одной из причин отчуждения людей от общества. Однако позже эти наивные идеи исчезли, и К.Маркс в своей концепции “возникающего” человека стал допускать появление новых сил и новых жизненных явлений, предугадать которые его поколение, ограниченное своей природой и человеческими слабостями, еще не в силах. Таким образом, исторические цеди остались неясными. У В.И.Ленина, который к К.Марксу относился так же, как Ф.Тейлор к А. де Сен-Симону, концепция целей отсутствует почти полностью. В.И.Ленин был великим технологом власти. Творец дисциплинированной партии и ее кадров, он создал инструмент революции, вовлекший в действие сотни тысяч и даже миллионы людей. Но когда власть была захвачена, обнаружилось неясное и бессвязное видение будущего. В “Государстве и революции”, первом учебнике социализма, В.И.Ленин высказывал суждение, что управлять государством будет не сложнее, чем почтовым отделением, и руководство будет столь легким, что с ним справится любой сапожник. Когда, наконец, в истерзанной войной, развалившейся стране власть стабилизировалась, ленинской формулой социализма стада Советская власть плюс электрификация14. По иронии судьбы, в Советском Союзе, как и в других коммунистических странах, 14 В.И.Ленина, как известно, очень привлекали идеи Ф.У. Тейлора. В июне 1919 года в своей речи “Научное руководство и диктатура пролетариата” он говорил: “Осуществимость социализма связана с нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и применение ее...” (цитату и дискуссию по этому поводу см.: Bell D. The End of Ideology. Glencoe (111.), 1960. P. 253. Кроме того, с этим вопросом можно ознакомиться в новых материалах, обнаруженных в архивах В.И.Ленина. В 1969 году, во время подготовки к празднованию столетия со дня рождения В.Ленина, советская печать публиковала немало материалов из его архива относительно первых нескольких месяцев пребывания у власти нового Советского правительства. В статье в “Комсомольской правде” от 11 января 1969 года В.Чикин приводит из “уникального альбома В.И.Ленина”, созданного сотрудниками центрального партийного архива, материалы о его усилиях по разработке “справедливых принципов и стройной системы государственного управления”, автор ссылается на разного рода “наброски и заметки, газетные статьи и отчеты”, дающие ему возможность сделать следующие заключения: “Ильич (В.И.Ленин) уделял особое внимание разъяснительной работе среди партийных лидеров, которые еще не избавились от революционного романтизма. Он отмечал для самого себя: "Практично и эффективно в качестве лозунга". И, отбрасывая романтизм, он пришел к совершенно неожиданной формуле социализма: "Обеими руками привлекать все лучшее из-за границы: Советская власть+ прусская железнодорожная система + американская организация трестов + американское образование и т.д и т.п = социализм"”. Однако, как свидетель ствуют очевидцы, первые попытки “американизировать” работу Совета народных комиссаров не имели успеха. (Я признателен П.Зайнеру за предоставленные цитаты и К.Шудьман за их перевод.) Можно полагать, что технократическое мировоззрение — это не только доктрина, но и темперамент. Как у Ф.Тейлора можно было наблюдать благоговейную одержимость, так у В.И.Ленина — четкость и аккуратность. Недавно опубликованные мемуары Н.Валентинова, проведшего с ним несколько месяцев в Женеве в 1904 году, дают яркое представление о его личности. “В своем "нормальном" состоянии, — пишет автор, — В.И.Ленин проявлял склонность к упорядоченному образу жизни. Он стремился к четкому распорядку, с точно установленным временем для принятия пищи, сна, работы и отдыха. Он не курил и не пил, следил за своим здоровьем, каждый день занимался физическими упражнениями. Он был воплощением порядка и аккуратности. Каждое утро, прежде чем приступить к чтению газет, начать писать и работать, он, с мокрой тряпкой в руках, приводил в порядок свои книги и письменный стол. Он сам пришивал оторванные пуговицы на брюках и пиджаке, не беспокоя Крупскую (свою жену). Обнаружив на костюме пятно, он немедленно пытался удалить его керосином. Свой велосипед он содержал в такой чистоте, будто это был хирургический инструмент. В этом "нормальном" состоянии он производил впечатление исключительно трезвого, уравновешенного, дисциплинированного человека, без страстей, с неприязнью к медлительности, в особом смысле этого слова, принятом в Богемии. "Я уже привык к жизни в Кракове: он ограниченный, спокойный и сонный, — писал он родственникам в 1913 году, — неважно, что он унылый, этот город; мне он нравится даже больше, чем Париж" . В письме В.Воровского, другого русского революционера, к Н.Валентинову упоминается об утилитарных дидактических познаниях В.И.Ленина: “...он не знает ни одного произведения Гёте, кроме "Фауста". Он делит всю литературу на две части: одна — которая ему нужна, а другая — не нужна... Он нашел время прочитать все номера журнала "Знание" (популярный литературный альманах) и в то же время всегда пренебрежительно относился к Достоевскому: "У меня нет времени на эту чепуху!!" Прочитав "Записки из мертвого дома" и "Преступление и наказание", он не испытывал желания прочитать "Братьев Карамазовых" и "Идиота". “"Я знаю содержание обеих этих зловонных работ... Я просмотрел ("Идиота") и выкинул его. Я не читаю подобной литературы — какая мне от нее польза?"” (Valentinov N. Encounters with Lenin. N.Y., 1968. P. 147, 49-50). главными потребностями людей стали личная автомашина, отдельный дом и другие предметы личного пользования. Но характер и условия труда не свидетельствуют о процветании социалистического гуманизма, как это предполагалось в прошлом. Труд, как и все производство, стал механизмом, подчиненным обществу потребления и вырабатывающим все большее количество продукции. В технократической системе целями являются сами по себе производительность и продуктивность. Задача превратилась в средство, которое стало самодовлеющим. Технократия утвердилась потому, что она сфокусирована на эффективности — производства, программ, решения текущих вопросов. Поэтому ей и суждено было распространиться в нашем обществе. Но смогут ли сами технократы стать господствующим классом и какие тому могут быть альтернативы — это уже другие вопросы, которые нам и надлежит сейчас рассмотреть. ВЕЩАМИ УПРАВЛЯЮТ ВОЕННЫЕ Одна из основных идей теоретиков индустриального общества — А. де Сен-Симона, О.Конта и Г.Спенсера — заключалась в утверждении радикального противоречия между промышленным и военным духом. Первый ставил во главу угла труд, производство, рациональность, второй — парады, расточительность и геройство. Технология, экономика и капиталовложения порождают производительность как основу увеличения всеобщего благосостояния, тогда как эксплуатация и жульничество используются в качестве средств захвата чужого богатства. В древние времена труд был подчинен войне и обществом правили воины; в индустриальном обществе жизнь становится мирной и обществом управляют промышленники. Ирония заключается в том, что, хотя дух экономизации — использования ограниченных ресурсов для получения максимальных результатов — действительно распространился в обществе, как то утверждали И.Шумпетер и многие другие, использование правительством планирования и технократических методов обусловила в большей мере война, чем мир. Развитие массовой армии, началом которого можно считать принятие французским революционным правительством в 1789 году закона о всеобщей воинской повинности — в XIX веке подхваченное всеми крупными державами, за исключением Великобритании и Соединенных Штатов, — породило новые формы организации и снабжения. Война и массовая армия вызвали к жизни одну из самых любопытных социальных схем. В 1795 году Гракх Бабёф, пламенный лидер заговорщиков из крайне левого крыла якобинского движе ния, нарисовал представлявшуюся ему картину коллективного экономического планирования следующим образом: все рабочие распределяются в соответствии с типом выполняемой ими работы; общество располагает точной информацией о том, что делает каждый человек, и поэтому не возникает ни перепроизводства, ни дефицита; определяется число лиц, занятых в каждой конкретной отрасли промышленности; все точно соответствует нуждам момента и потребностям будущего в свете возможного увеличения численности населения; все реальные потребности точно определяются и полностью удовлетворяются благодаря быстрой транспортировке продукции на любые расстояния. А откуда все это возьмется? Основой для таких гипотез стад опыт, полученный революционной Францией во время войны, когда был создан план организованного снабжения армии, насчитывавшей в своих рядах 1,2 миллиона человек и разделенной на 12 групп, размещенных в отстоящих друг от друга пунктах. Вместо мира каждое индустриальное общество имеет Wehrwirtschaft — термин, не имеющий адекватного значения в английском языке, но который, пожалуй, означает “экономика готовности”, иди мобилизованное общество. В мобилизованном обществе основные ресурсы страны сосредоточены на нескольких конкретных направлениях, определенных правительством. В этих секторах частные потребности практически подчинены мобилизационным задачам, а роль частных решений почти сведена к нулю. Советский Союз представляет собой мобилизованное об щество par excellence. Большинство государств “третьего мира” в поисках модернизации также стали мобилизованными: главные ресурсы общества — капитал и обученная рабочая сила — подчинены запланированным экономическим изменениям. В последние годы и Америка приобрела черты мобилизованного государства, где один из наиболее редких ресурсов, а именно научно-исследовательские разработки, и еще точнее — работа большинства ученых и инженеров в области исследований и развития, связывается с потребностями военного ведомства и военной готовности. Соединенные Штаты не делают это путем откровенного командования талантами или ограничения права неправительственных организаций заниматься научно-исследовательскими разработками. Но поскольку исследование всегда сопряжено с риском, немедленная отдача не может быть обеспечена, а расходы на аналитические работы достигают астрономических размеров, мало какие организации, кроме государства, могут позволить себе такие затраты. Правительство же вынуждено идти на это в связи <• тем, что после 1945 года произошли невероятные, революционные изменения в искусстве ведения войны. В определенном смысле, как отмечал Г.Кан, военная технология вытеснила “способ производства” в его марксистском понимании как основную детерминанту социальной структуры. После окончания второй мировой войны фактически произошли три тотальные революции в военной технологии, отмеченные полной заменой оборудования, когда прежние системы вооружения устаревали, не будучи даже использованными. Ни первая, ни вторая мировые войны не знаменовали собой такой коренной ломки прежней преемственности. Причиной подобных ускоренных революций — изменений в характере атомных вооружений, перехода от пилотируемых человеком бомбардировщиков к реактивным снарядам, от стационарных реактивных снарядов к самонаводящимся, от ракет средней дальности к межконтинентальным — стало сосредоточение внимания на научных исследованиях и разработках, а также на согласованном планировании новых систем вооружений. А технология производства ракет “по индивидуальным проектам”, в отличие от бомбардировщиков, оказалась основным фактором, настолько изменившим состав рабочей силы, участвовавшей в “стандартном производстве” аэрокосмической отрасли, что в докладе Бюджетного бюро, посвященном договорам в оборонной промышленности (доклад Дэвида Белла от 1962 года), было подсчитано, что отношение числа инженеров и ученых в аэрокосмической индустрии к числу промышленных рабочих составило приблизительно один к одному. Однако существенные изменения произошли не только в развитии технологии, но и в способах принятия решений. “Революция” Р.Макнамары 1960—1965 годах полностью трансформировала военное материально-техническое обеспечение, и потому можно считать, что Р.Макнамара стоит в одном ряду с А. де Сен-Симоном и Ф.Тейлором как верховный жрец в пантеоне технократии. Р.Макнамара ввел новый способ определения издержек и альтернатив применительно к стратегии. В период, предшествовавший революции в военной технологии, самолет мог быть разработан в военно-воздушном ведомстве и отдан для производства частной фирме. В 50-е годы в порядке вещей было оплачивать издержки проектирования четырех-пяти самолетов, а затем выбирать один из них для массового производства. Все это было возможно, пока расходы на разработку (проекты, инструментарий, модели) одного-единственного прототипа составляли порядка 100 млн. долларов. К 1956 году эта цифра увеличилась примерно в 5 раз, а ориентировочная стоимость одной ракеты возросла в 50 раз. К тому времени, когда Р.Макнамара стал министром обороны, цены на вооружение возросли до такой степени, что следовало создать систему оценки производства, позволяющую рассчитать соотношение издержек и эффективности различных систем вооружения. “Революция” Р.Макнамары отражала рационализацию правительственной структуры. Основная идея, конечно, сводилась не только к определению соотношения затрат и эффективности, а к оценке стоимости систем вооружений в условиях различных вариантов их применения. В системе разработки программных бюджетов вся традиционная структура выделения средств для производства того иди иного объекта была подвергнута тщательному пересмотру с тем, чтобы соответствовать реализации отдельных программ15. Система, которую ввел Р.Макнамара, получила название программного планирования бюджета. В техническом смысле трудно возразить против желания перегруппировать на более логичный лад разрозненные направления правительственных программ и придать им более системати- 15 Таким образом, американская оборонительная система не была организована по существующей традиции — армия, флот и авиация, а строилась по девяти основным программам: стратегические силы ответного удара; континентальная авиация; силы противоракетной обороны; силы общего назначения; силы воздушных перевозок; силы морских перевозок; резервы; национальная гвардия; группа исследований и разработок; все они предполагали дальнейшие “программные элементы” (в оборонном бюджете гаковых содержится около 800), предназначенные для выполнения конкретных заданий. Логика и основы подобной организации изложены в книге: Hitch Ch., McKean R. The Economics of Defense in the Nuclear Age. Cambridge (Ma.), 1960. Более пространное изложение концепции можно найти в издании научно-исследовательской корпорации RAND: Novick D. (Ed.) Program Budgeting - Program Analysis and the Federal Budget. Cambridge (Ma.), 1965. лированную форму. Так, например, в бюджете 1965 финансового года фонды на образование были разбросаны более чем по 40 различным ведомствам. Расходы Министерства просвещения составляли лишь одну пятую всех выделенных на образование средств. Таким образом, система программирования бюджета должна была унифицировать все составные части американской правительственной программы просвещения. Трудности возникают, однако, при попытке сделать следующий шаг и попытаться с помощью чисто экономических компьютеризированных расчетов затрат и эффективности оценить социальные издержки одной программы по сравнению с другой. Расходы на оборону в федеральном бюджете могут стоять на первом месте, ибо, говоря языком теории общественной полезности, оборона пользуется особым преимуществом, и с ее значением и приоритетом общество, вообще говоря, вполне согласно. Но как быть в ситуациях, когда такого согласия нет, — в области науки, социальной политики, обеспечения благосостояния? Какое решение принять? Как выбрать, когда существуют различные мерила ценностей? На эти вопросы технократическая позиция не дает ответа. В ЧЬИХ РУКАХ НАХОДИТСЯ ВЛАСТЬ? Принятие решений — дело власти, и в любом обществе основным является вопрос: кто стоит у власти и как она удерживается? Вопрос о том, как осуществляется власть, есть системное понятие, а о том, кто стоит у власти, — понятие групповое. То, как человек приходит к власти, определяется его положением и пройденным путем; то, кто осуществляет власть, — определяет личность. Естественно, что когда происходят изменения системного характера, к власти приходят новые группы. (В рамках противопоставления доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ основные различия могут быть показаны схематически: см. таблицу 6-1 “Стратификация и власть”). В постиндустриальном обществе технические знания становятся основой, а образование — средством достижения власти; те (элитная часть общества), кто выдвигается на первый план, представлены исследователями и учеными. Но это не значит, что ученые монолитны и действуют как корпоративная группа. В практических политических ситуациях они способны расходиться идеологически (как мы видели это недавно при обсуждении проблем противоракетной обороны), и различные группы ученых могут объединяться с различными частями других элит. Вследствие самой природы политики немногие группы (военные, ученые, предпринимательский класс [“the” military, “the” scientists, “the” business class]) монолитны, и любая из них, стремясь к власти, будет пытаться заручиться союзниками из числа прочих. Например, в Советском Союзе, где группы, объединенные общими интересами, более четко выражены в функциональных понятиях — руководители предприятий, представители центральных планирующих ведомств, военные, партийные деятели—и где борьба за власть более обнажена, каждая фракция в Политбюро, стремящаяся к власти, создает альянсы, проходящие сквозь групповые границы. Получив власть, победители начинают принимать решения межгруппового характера и влиять на распределение власти отдельных функциональных элементов, что сопровождается перераспределением влияния внутри системы. При изменении системы в постиндустриальном обществе становятся очевидными два обстоятельства: во-первых, ученые как отдельная страта, или, в более широком плане, техническая интеллигенция, теперь должны приниматься в расчет в политическом процессе, чего не случалось никогда прежде; во-вторых, сама по себе наука управляется этосом, отличающимся от этоса других основных социальных групп (например, предпринимателей и военных), и этот этос предрасполагает ученых действовать в политическом плане иначе, чем поступают другие группы. Сорок пять лет назад Т.Веблен в своем труде “Инженеры и система цен” предвидел появление нового общества, основанного на технической организации и индустриальном управлении — “совете техников” (как он выразился на своеобразном языке, которым любил пользоваться, чтобы пугать и мистифицировать академический мир). Делая такое предсказание, Т.Веблен разделял иллюзию более раннего технократа А. де Сен-Си-мона о том, что сложность индустриальной системы и незаменимость специалистов отнесли военные и политические революции к делам прошедшим. “Революции в XVIII веке, — писал он, — были военными и политическими, и государственные деятели старшего поколения, считающие, что они вершат историю, все еще верят, что революции в XX веке могут совершаться или не совершаться теми же самыми путями и средствами. Однако в нашем столетии любой существенный или значимый переворот непременно будет промышленным переворотом, и, следовательно, любая революция XX века может быть побеждена или нейтрализована только индустриальными методами и средствами”. “Если бы революции предстояло произойти в Соединенных Штатах, — в чем очень сомневался практичный скептик Т.Веблен, — она возглавлялась бы не политической партией меньшинства, как в Советской России, которая была противоречивым и промышленно отсталым регионом, и не профсоюзными "борцами от суповой миски", которые в своих интересах стремились лишь удержать высокие цены на труд и его низкое предложение”. Он предрекал, что она произошла бы в русле, “уже проложенном материальными условиями промышленного производства”. И, применяя марксистскую точку зрения к собственным представлениям, Т.Веблен продолжал: “Эти главные линии революционной стратегии суть линии технической организации и промышленного управления; в своей сути они выступают путями индустриальной инженерии; это пути, которые будут соответствовать организации, воплощающей в жизнь технически высокоразвитую индустриальную систему, составляющую незаменимую материальную основу любого современного цивилизованного общества”. Таким образом, сущность оценки Т.Вебленом революционного класса можно суммировать в его определении “промышленной инженерии” как незаменимого “генерального штаба индустриальной системы”. “Без непосредственного и непрерывного руководства и коррекции с ее стороны индустриальная система не сможет работать. Это механически организованная структура технических процессов, разработанная, созданная и руководимая инженерами-производственниками. Без них и без их непрерывного внимания к промышленному оборудованию техническое функционирование промышленности окажется невозможным”. Синдикалистское убеждение, что в XX веке революция может осуществиться только как “промышленный переворот”, — одно из многих заблуждений Т.Веблена. Ибо, как нам известно, независимо от того, какова природа социальных процессов, решающие повороты в обществе происходят в политической форме. В конечном итоге власть находится в руках не технократов, а политиков. Основные изменения, преобразившие американское общество за последние тридцать лет, — создание управляемой экономики, общества благосостояния и мобилизованного государства — стали ответом на политические потребности: вначале требовалось удовлетворить притязания экономически малообеспеченных групп — фермеров, рабочих, чернокожих и бедноты — и защитить их от опасностей рынка; затем необходимо было концентрировать ресурсы и политические предпочтения, следуя мобилизационной готовности, порожденной “холодной войной” и конкуренцией в космосе. Все это открывает широкие и более теоретические перспективы в отношении изменяющегося характера классовых и социальных позиций в современном обществе. В конечном итоге класс означает не конкретную группу лиц, а систему, установившую основополагающие правила приобретения, владения и передачи различных полномочий и связанных с ними привилегий. В западном обществе положение доминирующего признака занимала собственность, гарантируемая и охраняемая законом и передаваемая посредством института брака и семьи. Однако в последние 25—50 дет система собственности разрушается. Сейчас в американском обществе существуют три модели власти и социальной мобильности, что озадачивает ученых, изучающих общество и пытающихся объяснить источник противоречий положением классов. Имеется прежняя модель собственности как основы благосостояния и власти, причем основным источником ее приобретения является наследование. Существуют технические знания как основа власти и положения, причем необходимым источником знаний служит образование. И наконец, существует политическая должность как основа власти, причем путь к ее достижению лежит через организационный аппарат. Упрощенно эти модели могут быть представлены следующим образом: Трудность анализа власти в современном западном обществе заключается в том, что эти три системы сосуществуют, частично совпадают и взаимно проникают друг в друга. Хотя семья и теряет значение как экономическая единица, в частности в результате распада семейных фирм и семейного капитализма, фамильная принадлежность все же служит определенным импульсом для обеспечения члену семьи некоторых преимуществ (в создании финансовых, культурных и личных связей). Этнические группы, доступ которых к занятию определенного экономического положения зачастую был заблокирован, прибегают к политическим средствам для достижения привилегий и благосостояния. А технические знания в постиндустриальном обществе все более становятся основным показателем компетентности в конкуренции за достижение должности и положения. Сын может сменить отца на посту главы фирмы, но без его умения руководить предприятием компания может не выдержать конкуренции с корпорациями, руководимыми профессионалами. Правда, владелец фирмы иди политический деятель могут нанять специалистов и экспертов, но если они сами не будут обладать специальными знаниями, их суждения могут оказаться ошибочными. Возникновение новых элит, основанных на умениях и навыках, объясняется тем фактом, что в современном обществе знания и планирование — военное, экономическое, социальное — стали основными предпосылками всякой организационной деятельности. Представители этой новой технократической элиты с их техникой принятия решений (использованием системного анализа, линейного программирования и программирования бюджета) стали сейчас играть ведущую роль в формировании и анализе мнений, от которых зависят политические предпочтения, если не само сохранение власти. Именно в этом широком смысле распространение образования, научно-исследовательской и административной деятельности и создало новую общность — техническую и профессиональную интеллигенцию. Хотя эти специалисты и не связаны определенными общими интересами, чтобы стать политическим классом, они все же имеют схожие черты. Прежде всего они являются порождением новой системы комплектования власти (точно так же, как собственность и наследование были сущностью старой системы). Нормы новой интеллигенции — нормы профессионализма — знаменуют отход от господствовавших до сих пор норм экономической выгоды, главного в коммерческой цивилизации фактора. В высших кругах этой новой элиты, то есть научного сообщества, люди являются носителями существенно отличающихся друг от друга ценностей, которые могли бы стать основой нового классового этоса. Институт собственности также подвергается в настоящее время основательной ревизии. В течение последних нескольких столетий в западном обществе собственность, как охрана частных прав на богатство, была экономической основой индивидуализма. Традиционно этот институт собственности, как писал Ч.Рейч из колледжа права Иельского университета, “охраняет беспокойную границу, пролегающую между отдельным человеком и государством”. В современных условиях собственность претерпела изменения по двум четко выраженным направлениям. Одно из них элементарно: индивидуальная собственность стала корпоративной и контролируется теперь не владельцами, а управляющими. Другое менее уловимо и более расплывчато — появился новый вид собственности, а с ним и новый тип юридических отношений. Говоря точнее, собственность сейчас состоит не только из реальных вещей (земель, владений, титулов), но также из претензий, субсидий и контрактов. Имущественные отношения существуют не только между отдельными людьми,, но и между индивидами и государством. Как отмечает Ч.Рейч, “ценности, распределяемые правительством, имеют разные формы, но все они отличаются одной общей особенностью. Все они постепенно заменяют традиционные формы богатства— формы, которые принято считать частной собственностью. Социальное страхование замещает сбережения, государственный договор заменяет владельцу фирмы его клиентов и их лояльность... Все большее число американцев живет на субсидии, предоставляемые государством на определенных условиях, и их получатели подчиняются требованиям, отражающим "общественный интерес" ”16. В то время как многие формы этой “новой собственности” представляют собой прямые субсидии (фермерам, корпорациям и университетам) иди договоры на получение товаров иди услуг (с промышленными предприятиями и университетами), преобладающая форма требований — это требования со стороны отдельных лиц (социального страхования, медицинской помощи, пособия на приобретение жилища). Такая форма является следствием нового содержания социальных прав: требований, предъявляемых общественным органам, относительно равенства. Эти требования, в свою очередь проистекают от узаконенной возможности для отдельных лиц пользоваться социальными благами. Самым же важным тре- 16 Reich СЬ. The New Property // The Public Interest. Spring 1966. P. 57. бованием является абсолютная доступность образования в пределах индивидуальных возможностей и таланта. Результатом всего этого становится расширение сферы власти и в то же время усложнение способов принятия решений. Внутренний политический процесс, начало которому было положено “Новым курсом”, в сущности представлял собой расширение “брокерской” системы — системы политических сделок между частями сообщества, — хотя теперь в игре имеется много участников. Но в политическом процессе появилось и иное измерение, предоставляющее технократам новую роль. Вопросы внешней политики не являются отражением внутренних политических сил, они служат общенациональным интересам, охватывающим и стратегические решения, основанные на определении силы и намерений противника. Поскольку основным политическим решением было противодействие коммунистической мощи, многие технические вопросы, основанные на военной технологии и стратегических расчетах, приобрели огромное значение в разработке соответствующей политической линии. Последовала даже перекройка экономической карты Соединенных Штатов, причем важнейшую роль приобрели Техас и Калифорния с их электронными и авиакосмическими предприятиями. В подобных случаях потребности определялись технологией и стратегией, и лишь затем деловые и местные политические круги имели возможность попытаться приспособить принимавшиеся на федеральном уровне решения для защиты своих собственных экономических интересов. Во всех этих процессах техническая интеллигенция занимает двойственную позицию. В той мере, в какой она заинтересована в исследованиях и сохранении своего положения в университетах, она становится новой общностью, как стали таковой и военные круги, ибо никогда прежде Соединенные Штаты не имели постоянного военного ведомства, требующего денег и помощи для науки, исследовательской деятельности и развития. Таким образом, интеллигенция выступает, как и другие группы, претендентом на общественную поддержку (хотя ее влияние ощущается скорее в бюрократическом и административном лабиринте, чем в системе выборов и массовом давлении). В то же время специалисты представляют незаменимый административный персонал для руководителей политических ведомств и их приверженцев. АРЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В то время как влияние отдельных классов может меняться, сущность политической системы как сферы противостояния различных интересов не меняется никогда. В ближайшие несколько десятилетий политическая арена приобретет большее значение, чем что бы то ни было, по двум основным причинам, упоминавшимся мною в предыдущих главах: мы впервые стали национальным обществом, в котором ключевые решения, затрагивающие одновременно все элементы социального целого (от внешней политики до финансовой), принимаются правительством, а не зависят от рынка; кроме того, мы стали коммунальным обществом, в котором многие группы стремятся утвердить свои социальные права, свои требования к обществу через политический порядок. В национальном обществе все больше и больше проектов (будь. то борьба с загрязнениями или реорганизация городов) должно осуществляться посредством групповых иди коммунальных инструментов. В тесно переплетенном обществе все больше решений приходится принимать с помощью политических мер и о. помощью планирования. Но, как ни парадоксально, оба эти механизма обостряют социальные противоречия. Планирование нацелено на конкретные, требующие решений вопросы, в отличие от обезличенной и всеобщей роли рынка, и, таким образом, становится тем видимым центром, к которому могут быть обращены требования. Коммунальные методы — стремление превратить разногласия по поводу индивидуальных личных предпочтем ний в вопрос общественного выбора — неизбежно усиливают остроту конфликта ценностей. Нужно ли нам при лимитированном числе мест равное образование для чернокожих за счет, предположим, мест для других студентов? Нужно ли нам сохранить лес, где растет красное дерево, вместо того, чтобы построить предприятие, выгодное для местного сообщества? Примиримся ли с шумом моторов в жилых районах, расположенных близ аэропортов, или будем настаивать на снижении веса и полезной нагрузки самолетов с вытекающим отсюда повышением расходов для промышленности и пассажиров? Следует ли проложить новую дорогу через старый жилой район иди провести ее в обход, увеличив при этом общие издержки? Все подобные вопросы и еще тысячи других не могут быть разрешены с помощью технических критериев; они неизбежно замкнуты на ценностные и политические проблемы. В ближайшие десятилетия соотношение технических и политических решений станет одной из основных проблем общественной политики. Политическому деятелю, так же как политическим кругам, придется все глубже осваивать технический характер политики и учитывать усиление коллизий при принятии решений по мере расширения систем. Как отмечал Р.Солоу, взгляды А.Смита могли быть всенародно понятыми, чего нельзя сказать об эконометрическом, например, исследовании различных программ социальных инвестиций... А технической интеллигенции следует в рамках своей специальности научиться ставить под сомнение часто не анализирующиеся понятия эффективности и рациональности. В конечном итоге техническое мировоззрение неизбежно опережает политику. Надежды на рациональность — или, вернее, на ее особый тип — неизбежно исчезают. Говоря языком М.Вебера, может сохраняться Zweckrationalitaet — рациональность средств, взаимосвязанных с целями и, таким образом, взаимоприспосабливающихся. Но это возможно только в тех случаях, когда цели четко определены и когда средства могут быть строго рассчитаны в соответствии с ними17. Политика в том смысле, как мы ее понимаем, всегда опережает рациональное и часто идет с ним вразрез. Как известно, “рациональное” — это установившаяся общепринятая административная и упорядоченная процедура, отвечающая определенным правилам. В комплексном обществе многие аспекты жизни в большинстве случаев соответствуют этим правилам. Отправляясь самолетом или поездом в Вашингтон, никто не станет торговаться с авиационной или железнодорожной компанией о цене проезда, как это происходит при общении с таксистом где-нибудь в Восточном Средиземноморье. Но политика заключена в споре; в противном случае она становится принуждением. В Вашингтоне спорят по поводу общественных привилегий, распределения денежных средств, тягот налогообложения и т.п. Идея о существовании “общественного решения”, удовлетворяющего каждого, была 17 В веберовской терминологии существует рациональность двух видов — Wertrationalitaet и Zweckrationalitaet. Wertrationalitaet обосновывает то, почему те иди иные цели представляют ценность сами по себе, независимо от средств. Zweckrationalitaet обозначает рациональность функции. опровергнута К.Эрроу, доказавшим в своей “теореме невозможности”, что нет такого решения, которое могло бы соединить в себе запросы различных групп так же, как это может сделать один человек, принимая собственное решение. Таким образом, экономическая теория, отвергая функцию общественного благосостояния, аналогичную упорядоченным принципам индивидуальной полезности, подрывает применение рациональности к общественным решениям. Практически это ощущает любой политический деятель. Таким образом, остается не рациональность как объективное определение общественных полезностей, а торг между людьми. Что касается политики, то ясно, что имеют место выступление со стороны общества против бюрократии и стремление к участию — тема, нашедшая отражение в крылатой фразе “люди хотят иметь возможность воздействовать на решения, влияющие на их жизнь”. В значительной степени в постиндустриальном обществе революция участия есть одна из реакций на “профессионализацию” общества и учащающееся принятие решений технократами. То, что в давние годы началось на фабриках благодаря профсоюзам, теперь распространилось и на близкие к ним сферы, а в силу политизации социальных решений — и на университеты; в ближайшие десятилетия это проявится и в других сложных организациях. Старые бюрократические модели иерархически построенных централизованных организаций, функционирующих при помощи интенсивного разделения труда, несомненно, будут заменены новыми формами. И все же “демократия соучастия” является панацеей (какой изображают ее пропагандисты) не в большей степени, чем прилагавшиеся полвека тому назад усилия по созданию политических механизмов плебисцита в виде референдума или права отзыва депутата. Несмотря на возмущение, вызываемое “демократией соучастия”, лишь немногие ее сторонники пытались продумать до конца на самом элементарном уровне значение этих слов. Если отдельным людям надлежит влиять на решения, изменяющие их жизнь, то в соответствии с такими правилами сторонники сегрегации на Юге имели бы право исключить чернокожих из учебных заведений; аналогично, можно ли позволить населению района наложить вето на план городского переустройства, который принимает во внимание потребности более широкой и представительной социальной группы? Однако по этому поводу можно возразить, что южные штаты — это не независимая единица, а часть государства, которой следует придерживаться моральных норм более широкого сообщества; то же самое относится и к району. Короче говоря, демократия соучастия — это еще один путь постановки классических вопросов политической философии, а именно: кто и на каких правительственных уровнях должен принимать решения, какого типа и на какую социальную группу они должны распространяться? Концепция рациональной организации общества продолжает оставаться в тупике. Рациональность как средство, как набор способов эффективного распределения ресурсов выходит за рамки представлений ее создателей; рациональность как цель наталкивается на нетерпимость политики — политики интересов и политики эмоций. Оказавшись перед этой двойнрй пропастью, сторонники рациональности — в частности плановики и инженеры — оказались в трудном положении: им приходится переосмыслить свое предназначение и осознать пределы своих возможностей. И все же само признание таковых уже является свидетельством мудрости. Как писал Т.С.Элиот, начало находится в конце, и мы возвращаемся к вопросу, лежащему в основе всей политической философии: какова та хорошая жизнь, к которой все стремятся? Политика будущего — по крайней мере для тех, кто действует внутри общества, — будет не спорами между функциональными группами с их экономическими интересами по поводу распределяемого национального продукта, а заботой о коммунальнэм обществе, в частности о малообеспеченных группах населения. Основными проблемами станут внушение лидерам этоса ответственности, обеспечение больших удобств, красоты и лучшего качества жизни в устройстве наших городов, более дифференцированной и интеллектуальной системы просвещения, совершенствования характера нашей культуры. Мы можем расходиться в вопросах о путях достижения этих целей и распределения расходов. Но такие вопросы, возникающие из концепции общего блага, возвращают нас к классическим вопросам государственности. Так и должно быть. ЭПИЛОГ Повестка дня для будущего 1. КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Социальные системы изживают себя медленно. В 50-е годы XIX века К.Маркс думал, что “исторический революционный процесс” уже разрушает буржуазное общество и вплотную подводит Европу к социализму. Он боялся, что окончательный переворот произойдет раньше, чем он закончит свое великое обоснование этому в “Капитале”, и писал Ф.Энгельсу в конце 1857 года: “Я работаю, как бешеный, ночи напролет над подытоживанием своих экономических исследований, чтобы до потопа иметь ясность по крайней мере в основных вопросах” 1. Между тем, хотя в то время и отмирал еще более старый социальный строй, даже он просуществовал еще полвека после этих 1 В своей речи, произнесенной в 1856 году, он прибег к метафоре из области геологии: “Так называемые революции 1848 года были лишь мелкими эпизодами, незначительными трещинами и щелями в твердой коре европейского общества. Но они вскрыли под ней бездну. Под поверхностью, казавшейся твердой, они обнаружили колышущийся океан, которому достаточно прийти в движение, чтобы разбить на куски целые материки из твердых скал”. Также интересна мысль К.Маркса, развитая им в последующие годы, о том, что никакая социальная система не исчезает до тех пор, пока не будет исчерпан весь ее потенциал для развития, мысль, которую он выдвинул в противовес утопистам, левакам и политическим авантюристам, которые считали, что только “воля” способна привести к социальной революции. Речь 1856 года была произнесена на юбилее чартистской газеты “People's Paper” и напечатана в: Marx К. Selected Works. Vol. 2. Moscow, 1935. P. 427 (перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 12. С. 3—5]; письмо к Ф.Энгельсу цитируется в редакторских примечаниях к изданию: The Correspondence of Marx and Engels. N.Y., 1936. P. 225-226 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 29. С. 185 ]. событий2. В нашу эпоху сокращающегося социального времени мы забываем, что могущественные монархические системы просуществовали до 1918 года в Германии, России, Австро-Венгрии (что составляет значительную часть Центральной Европы) и Италии. В Англии же небольшая верхушка общества, члены которой близко знают друг друга, все еще управляет страной. Коммунистическая революция родилась из пепла первой мировой войны, но этот большой пожар не столько уничтожил капитализм, сколько окончательно покончил с политическими пережитками феодализма. Через девяносто лет после смерти К.Маркса капитализм все еще господствует в западном мире, в то время как, сколь это ни парадоксально, коммунистические движения пришли к власти в основном в аграрных и доиндустриальных государствах, в которых “социалистическое планирование” стало в значительной мере альтернативным путем индустриализации. Таким образом, предсказание скорого краха капитализма является рискованным занятием, и, если исключить развал политической надстройки этой системы вследствие войны, социальные формы управленческого капитализма — корпоративные предприятия, частный механизм принятия инвестиционных решений, различия в привилегиях, базирующиеся на контроле над собственностью, — вероятнее всего, сохранятся еще в течение долгого времени. Тем не менее функциональная основа системы изменяется и становятся заметными характерные черты нового общества. Исторические перемены происходят в двух важных направлениях. Первым является отношение экономической функции к другим основным социальным функциям. К.Маркс в своем взгляде на капиталистическое общество сделал акцент на классовой разделенности как источнике напряженности, на эксплуатации рабо- 2 В мемуарах “Gesichter und Zeiten”, опубликованных за два года до своей смерти в 1935 году, немецкий граф и известный издатель Г.Кесслер, родившийся в 1868 году, возвращаясь к восьмидесятым годам, вспоминал о широко распространенном чувстве того, что “некогда очень великая, старая, космополитическая, все еще по-прежнему аграрная и феодальная Европа, мир красивых женщин, галантных королей, династических связей, — Европа восемнадцатого столетия и Священного союза, постарела, стада немощной и медленно умирает; и что-то новое, молодое, пока невообразимое, должно появиться”. Цитируется по: The New Yorker. January 15, 1972. |