Главная страница

Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
АнкорЖамшид
Дата27.06.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
ТипДокументы
#617655
страница4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

38.Своеобразие композиции романа «Симплициссимус». В построении романа Гриммельсгаузена "Симплициссимус"при всей его кажущейся громоздкости соблюдено чувство меры и пропорции. Развитие действия романа энергично и не стоит на месте, главы просты и незатянуты, их последовательность четко художественно осмыслена и подчинена строгому композиционному замыслу. "Симплициссимус" представляет собой чередование эпизодов, единство которых при всем их разнообразии определяется образом главного героя. В романе нет ни сложной, запутанной интриги, ни нескольких параллельно развивающихся или переплетенных между собой сюжетных линий.

Эпизоды "Симплициссимуса" воспринимаются не как "похождения" героя, а как превратности его судьбы. Приключения не являются для Симплициссимуса самоцелью. Они не однозначны и не нанизываются друг на друга. Каждая авантюра, каждое происшествие - это один шаг в жизни Симплициссимуса, ее ступень, которая обогащает опыт героя, формирует его мировоззрение. В своих приключениях Симплициссимус открывает новые стороны жизни, доселе неизвестные ему.

39.Роман «Симплициссимус» и немецкий фольклор.

Сочинения Гриммельсгаузена свидетельствуют о его познаниях областях науки. Известно, что Гриммельсгаузен был составителем народных календарей, поэтому определенный круг знаний ему был необходим. Однако, мнения ученых по поводу уровня и степени образованности писателя различны. Одни исследователи полагают, что автор «Симплициссимуса», как и его герой, был, не слишком учен. Другие исследователи считают, что Гриммельсгаузен обладал незаурядной библиотекой, даже если не считать книг, которых он, скорее всего, не считал, а цитировал по общедоступным компиляциям. А. Морозов пишет о том, что вряд ли у автора «Симплициммуса» было более десяти книг, к которым он постоянно обращался. Основой его познаний ученый считает «цепкую память»: «Гриммельсгаузен собирал свою «ученость по крохам»1 Морозов А. «Симплициссимус» и его автор.В романе «Симплициссимус» отчетливо выделяются мотивы народных шванков и суеверных россказней, заимствованных из устной традиции.

40.Традиция испанского плутовского и французского комического романов и их трансформация Гриммельсгаузеном. «Романическое» и «реальное» в сюжете произведения.

Новое время как особый историко-культурный феномен: эпоха, когда современный человек «начинает узнавать себя». Цивилизационные и культурные изменения Нового времени. Становление новой картины мира, возникновение нового мироощущения человека. XVII век как время перехода, начало длительного периода Нового времени и относительно автономная, самостоятельная историко-литературная эпоха.

XVII век – период ломки старого общественного уклада. Основные исторические события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.) как «события-оборотни»: неоднозначность социально-экономических, этических, психологических последствий этих событий. Роль и смысл народных движений в XVII столетии: участие их в разрушении традиционалистского средневекового образа жизни и осознание целей борьбы как стремления к восстановлению прежней «справедливости», а не обновлению общественного уклада. Усилившаяся неравномерность политико-экономического развития отдельных стран и регионов и общеевропейский смысл этого развития, его общая направленность к обновлению. «Европа» – окончательно сформировавшееся историко-культурное понятие Нового времени.

XVII век как век абсолютизма. Типы абсолютизма в разных европейских странах и его различные формы и функции. Формирование национальных государств и наций, общекультурное значение этого процесса. Государство и литература в XVII веке. Общество и литература. Зарождение общественного мнения и его роль в производстве, функционировании и оценке литературных произведений. Развитие литературной критики. Изменение статуса писателя и писательской жизни в XVII столетии: кружки, салоны, клубы. Расцвет публицистики. Появление периодической печати.

XVII век как век науки. Секуляризация научного знания, новая классификация отраслей науки.

41.История персонажа и история страны, динамика их взаимодействия в «Симплициссимусе».

Изучение курса истории зарубежной литературы для студентов-культурологов - необходимая часть их профессионального образования. Однако составление такого курса имеет свою специфику, оно предполагает подробный анализ социокультурного контекста эпохи, демонстрацию включенности эволюции литературного процесса в общекультурные изменения, внимание к параллелям, схождениям литературы и различных видов искусства, или, напротив, к их различию, расхождению. Учебника такого типа еще не создано, данное пособие - попытка составить некий конспект или эскиз подобного учебного пособия и одновременно - подспорье для студентов с целью, дав некие общие ориентиры, активизировать их самостоятельное мышление. Здесь студентам предложены некие ориентиры в освоении сложного и разнообразного художественного материала, но которым одновременно показана и сложность выбора этих ориентиров.

42..Поэтика барокко в романе «Симплициссимусе».

Симплициссимус» — книга удивительной судьбы. До середины XIX века не было даже известно подлинное имя ее автора, скрытое за хитрыми псевдонимами. Интерес к ней то разгорался, то угасал на десятки лет. Кроме филологов и любителей литературной старины, о ней знали немногие. Только в XX веке был открыт гениальный писатель Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен. Книга его была переведена на пятнадцать языков, а образ простака Симплициссимуса, перешагнув границы времени и пространства, стран и языков, подобно Фаусту и Дон Кихоту стал вечным спутником человечества.

«Симплициссимус» был вершиной творчества Гриммельсгаузена. Это своеобразное и неповторимое полотно, полное горечи и юмора, отразившее бедствия и ужасы Тридцатилетней войны (1618—1648), опустошившей среднюю Европу и прежде всего Германию. Война подорвала социальные силы бюргерства и крестьянства, вызвала глубокий политический, экономический и культурный упадок.

43 Влияние философии на формирование классицистической эстетики. «Поэтическое искусство» Никола Буало.

Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего..Стихотворный трактат Никола Буало-Депрео «Поэтическое искусство» впервые был опубликован 7 июля 1674 года в составе сборника «Избранные произведения г-на Д***».

«Поэтическое искусство» представляет собой систематическое изложение общих принципов и частных положений, составляющих теорию классицизма.

Над «Поэтич. Искусством» Б. работал 5 лет, Он изложил свои теоритеческие принципы в стихотворной форме. Каждый тезис подкрепляется конкретными примерами из современной поэзии.

44. Основные черты эстетики классицизма. Теоретический трактат Н. Буало «Поэтическое искусство. Теоретик французского классицизма Н. Буало, выделяя основные эстетические требования, отмечал следующие: • подражание античным образцам как следствие утверждения абсолютности идеала прекрасного; • разум как главный критерий художественной правды: "Учитесь мыслить вы, потом уже писать"; • абстрактность художественного образа; • дидактическая (поучительная) направленность произведения и искусства в целом; • соблюдение правил трех единств (времени, места, действия) и др. Эстетические взгляды Буало неразрывно связаны с его этическими идеалами, — это сочетание определяет особое место Буало в ряду теоретиков и критиков эпохи классицизма. Основная тема его ранних сатир, занимающая важное место и в «Поэтическом искусстве», — это высокая общественная миссия литературы, моральная ответственность поэта перед читателем. Поэтому Буало беспощадно бичует легкомысленно-дилетантское отношение к поэзии, широко распространенное среди представителей прециозной литературы.

45. Каковы философское и социальное основание для развития Классицизма во Франции? Почему классицизм столь успешно развивается во Франции XVII век — эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Рационалистическая теория Декарта, материалистические взгляды Бэкона и Гоббса оказывают существенное воздействие на развитие литера­тур во Франции и Англии, занимающих ведущие места в Западной Европе. В литературе и искусстве получают почти одновременное развитие художе­ственные направления классицизма и барокко, а также тенденции реалисти­ческого искусства. Наиболее значительный вклад в развитие литературной теории и крити­ки в эту эпоху внесли представители французского классицизма. Во Фран­ции имелись особо благоприятные условия для формирования этого на­правления как целостной эстетической системы.Мировоззренческой основой классицизма XVII в. послужил философ­ский рационализм, наиболее полно разработанный в трудах Р е н е Д е Карта (1596—1650).

46. Философские основы творчества Пьера Корнеля (стоицизм).

Пьер Корнель () – величайший драматург французского классицизма. Именно его творчество является своеобразным эталоном классицистической трагедии, хотя современники не раз упрекали его за слишком вольное, с их точки зрения, обращение с правилами и нормами. Нарушая поверхностно понятые каноны, он гениально воплотил сам дух и великие возможности классицистической поэтики. Пьер Корнель родился в городе Руане, расположенном на северо-западе Франции, в Нормандии. Его отец был почтенным буржуа – адвокатом при местном парламенте. По окончанию иезуитского коллежа, Пьер также был принят в адвокатское сословие Руана. Однако судейская карьера Корнеля не состоялась, поскольку его истинным призванием стала литература. Первые литературные опыты Корнеля были далеки от той области, которая стала его подлинным призванием: это были галантные стихи и эпиграммы, позднее изданные в сборнике «Поэтическая смесь» (1632).

  1. Трагикомедия Корнеля «Сид». Актуальность проблематики пьесы Жанр «Сида» — трагикомедия, (то есть трагедия со счастливым концом). Ее Корнель написал в 1636 году. Главный герой пьесы — Дон Родриго, которого за военные заслуги величали Сидом. В первом действие пьесы происходит ссора между графом Гомесом и доном Дьего, в ходе которой граф дает пощечину Дьего. Гомес отказывается от драки, не считая старика достойным противником. Тогда Дьего просит своего сына смыть кровью обидчика его оскорбление. Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»: — Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями. — Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание. — Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.

— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.

— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.

— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.

— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.

48. Поэтика «Сида». Особенности трагической коллизии, образная система и этапы развития конфликта.

Трагедия Сид (по определению Корнеля – трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность. Герои Корнеля выше обыкн чел, они люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, и - они люди большой воли…(образы по чит дн) Из многочисленных истории, связанных с именем Сида, Корнель взял лишь одну – историю его женитьбы. Он до предела упростил схему сюжета, свел действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события и оставил только чувства героев

Конфликт. Корнель раскрывает новый конфликт – борьбу между чувством и долгом – через систему более конкретных конфликтов. Первый из них – конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй – конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий – конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены – первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, - второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо.

49. Герой и проблема выбора в трагикомедии Корнеля «Сид». Концепция любовного чувства как любви по разумному выбору. Своеобразие развязки пьесы. “Основной трагический конфликт строится на столкновении личного чувства – страстной любви Родриго и Химены - с долгом, “сверхличным” началом. Таким “сверхличным” началом представляется им обоим защита фамильной чести: мстя за оскорбление – пощечину, нанесенную дряхлому старику-отцу, Родриго убивает на поединке отца своей возлюбленной. В свою очередь Химена, соблюдает дочерний долг, требует от короля казни Родриго” - пишет Н.А. Сигал, автор книги о Пьере Корнеле. Оба, Родриго и Химена, страдают и мучаются, они постоянно сомневаются и не знают что сделать. Тогда Родриго идет к Химене и просит, чтобы она даровала ему смерть – он знает, что все равно не будет ее мужем. В бою побеждает Родриго, но он не убивает противника, и Дон Санчо решает сам сообщить об этом Химене. Но девушка подумала, что дон Санчо несет ей дурную весть о смерти возлюбленного Родриго и решает, что ее возлюбленный повержен.

50. Драматический конфликт разума и чувства в «Сиде» Корнеля. Основной трагический конфликт трагедии Пьера Корнеля «Сид» строится на столкновении личного чувства – страстной любви Родриго и Химены – с долгом, который каждый из них считает более высоким, «сверхличным», началом. Таким «сверхличным» долгом представляется им обоим защита фамильной чети. В соответствие с основной философско-моральной концепцией Корнеля «разумная» воля, сознание долга торжествует над «неразумной» страстью. Классицизму свойственна классификация по принципу бинарной оппозиции: высокое и низкое. Жесткий рационализм приводит к тому, что эти две составляющие существуют отдельно друг от друга (взаимодействие не предполагалось). Назначение литература классицисты видели прежде всего в том, чтобы создать у читателя непротиворечивое ощущение действительности, такая цель вела к созидательности, дидактизму. Конфликт в «Сиде» очень характерен драматургии классицизма: конфликт между общезначимыми ценностями и личностными. Здесь они представлены как разные ценности. Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

51.Проблема жанра и художественного метода «Сида» Корнеля.

В 1636 г. Корнель написал трагедию (или, по его определению, трагикомедию) «Сид», которая стала первым великим произведением классицизма. «Сид» был поставлен на сцене театра Маре (т.е. «Болото» — театр получил название по окраинному кварталу Парижа, где жили бедняки и воры). Па представление «Сида» сюда съезжалась вся парижская знать. Сохранилось описание этих представлений, оставленное директором театра Маре: «На скамьях лож сидели такие господа, которых обыкновенно видали не иначе, как в дворцовых залах на креслах из цветов. Толпа у нас была так велика, что закоулки театра, которые обычно служили местами для лакеев, были бесплатными местами для господ с голубыми лентами, а сцена вся была загорожена ногами знатных кавалеров». Самые знатные зрители сидели прямо на сцене. В таких условиях невозможно часто менять декорации, на сцене почти ничего не было, и кресла выносили только для актеров, изображавших королей.

52.Трагедия П. Корнеля «Сид». Проблема метода, спор о «Сиде» и влияние спора на французский театр и последующее творчество драматурга. Спор о «Сиде» - важнейший этап формирования французского классицизма не только как системы правил, несоблюдение которых могло стать отправным моментом для жестоко критики писателя, но и как отражения определенного типа творческой практики, значительно обогатившегося  за семилетие, отделяющее «Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» о правиле двадцати четырех часов».  Кроме того, это показало, как королевская власть вмешивалась (и влияла) на литературу (в данном случае речь идет о кардинале Ришелье).

            Героизация феодальной рыцарской чести представлялась в политической обстановке 1630-х годов крайне несвоевременной, а защита ее на поединке вступала в прямое противоречие с официальным запретом дуэлей, которые сурово карались законом. Королевская власть выступала в пьесе как совершенно второстепенная сила, лишь формально участвующая в действии. Наконец, не последнюю роль в недовольстве министра играло и само обращение к испанскому сюжету и персонажам в тот момент, когда Франция вела долгую и изнурительную войну с Испанией, а при дворе действовала враждебная Ришелье «испанская партия» королевы Анны Австрийской.

            Написав своего «Сида», Корнель оказался объектом клеветы, несправедливых нападок и был вынужден отдать свое произведение на суд Французской Академии, хотя, не будучи ее членом, не обязан был отчитываться перед ними. Но такова была негласная воля Ришелье, ослушаться которой не посмели ни Корнель, ни Академия. «Мнение Французской Академии» по поводу трагикомедии «Сид» было составлено, и основная часть текста, как считают, принадлежала Шаплену, а последняя редакция была осуществлена Ришель

Спор о «Сиде» - важнейший этап формирования французского классицизма не только как системы правил, несоблюдение которых могло стать отправным моментом для жестоко критики писателя, но и как отражения определенного типа творческой практики, значительно обогатившегося  за семилетие, отделяющее «Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» о правиле двадцати четырех часов».  Кроме того, это показало, как королевская власть вмешивалась (и влияла) на литературу (в данном случае речь идет о кардинале Ришелье).

53.Художественные особенности трагедии П. Корнеля «Гораций». Трагедию «Гораций»(1639) Корнель посвятил кардиналу Ришелье. Сюжет для своей трагедии К. заимствовал у римского историка Тито Ливия. Речь идет о первоначальных полулегендарных событиях формирования древнеримского государства. Два города - полиса: Рим и Альба Лонга, слившиеся впоследствии в одно государство еще держатся обособленно, хотя жители их уже связаны друг с другом общими интересами и родственными узами. Чтобы решить под чьи началом города должны объединиться решили прибегнуть к поединку.

В «Горации» (1640) своеобразен образ главного героя, не рассуждающего, слепо повинующегося принятому решению и вместе с тем поражающего своей целеустремленностью. Гораций вызывает восхищение своей цельностью, уверенностью в своей правоте. Ему все понятно, все для него решено. Позиция Корнеля не вполне совпадает с позицией Горация, более близкого не к Корнелю, а к Ришелье, к реальной политической практике и идеологии абсолютизма. Рядом с Горацием в трагедии не случайно присутствует Куриаций, персонаж, принимающий чужой принцип, лишь самолично убедившись в правоте этого принципа.

54. В чем суть конфликта трагедий Корнеля и Расина? Расин наряду с Корнелем был крупнейшим трагедийным писателем классицизма воФранции. Но Расин представляет новый этап в развитии трагедии французского классицизмапо сравнению со своим замечательным предшественником. Больше того, последнийпериод в литературной деятельности Корнеля превратился в упорное единоборствос младшим современником. Этим обусловлено (при наличии отдельных и во многомпринципиально важных черт преемственности) существенное различие в творческомоблике обоих драматургов.

Если Корнель в мощных, монолитных, овеянных духом героики и пронизанных пафосоможесточенной политической борьбы образах воспроизводил в первую очередь столкновения,которые сопровождали процесс укрепления единого национального государства, топроизведения Расина были насыщены уже иными жизненными впечатлениями.

55. Расин и янсенизм (проблема влияния). С творчеством Расина французская классическая трагедия вступает в период зрелости, четко обозначенный рубежом в политической и культурной истории Франции. На смену заостренной политической проблематике эпохи Ришелье и Фронды с ее культом сильной воли и идеями неостоицизма приходит новое, более сложное и гибкое понимание человеческой личности, получившее свое выражение в учении янсенистов и в связанной с ним философии Паскаля. Эти идеи сыграли важную роль в формировании духовного мира Расина. Янсенизм (названный так по имени его основоположника, голландского богослова Корнелия Янсения) представлял собой религиозное течение в католицизме, выступавшее, однако, критически по отношению к некоторым его догмам. Центральной идеей янсенизма было учение о предопределении, «благодати», от которой зависит спасение души. Слабость и греховность человеческой натуры могут быть преодолены лишь при поддержке свыше, но для этого человек должен осознать их, бороться с ними, постоянно стремиться к нравственной чистоте и добродетели

56. Основной конфликт классицизма (чувство и достоинство) в понимании Расина. Творчество Расина Расин был крупнейшим трагедийным писателем эпохи классицизма во Франции. Расин представляет новый этап в развитии трагедии французского классицизма. В трагедиях Расина на первый план выдвигаются образы людей, развращаемых властью, охваченных пламенем необузданных страстей, людей колеблющихся, мечущихся. В драматургии Расина доминирует не столько политический, сколько нравственный критерий. Анализ опустошительных страстей, бушующих в сердцах венценосных героев, озарен в трагедиях Расина светом всепроникающего разума и возвышенного гуманистического идеала вершины своего развития указанные тенденции достигают в "Федре". Расин взялся за опасный сюжет. Еще в глубокой древности Еврипид был осужден афинским зрителем за представление на сцене «безнравственно женщины» и вынужден был переделывать свою трагедию. Аристофан обвинил Еврипида в клевете на афинских женщин, назвал его развратителем молодежи. Греки свободнее смотрели на отношения полов, чем современники Расина.

57. Женские образы в творчестве Расина.

в 1667 году французский драматург Жан Расин берет в основу своей трагедии «Андромаха» античный сюжет и по-своему трактует конфликты между древнегреческими героями. Расин рассматривает в своей пьесе дальнейшую судьбу жены троянца Гектора Андромахи в плену у Пирра, царя Эпира. Расин, правда, вносит изменения в образы героев, немного затрагивая сюжет — в его трагедии гордая супруга остается верной памяти героя и в доме победителя живет на правах пленницы, а не наложницы, да и ребенок у нее только один — наследник Трои. Как автор объясняет во вступлении, он отступает от канона намеренно, ведь для человека эпохи классицизма гораздо правильнее видеть Андромаху верной мужу до конца своих дней.

Конфликт строится на сложных взаимоотношениях главных героев — Пирр должен взять в жены Гермиону, дочь Елены, но при этом его сердце отдано Андромахе. Орест, который приезжает в Эпир в качестве посла от всей Эллады, влюблен в Гермиону. Последняя же не мыслит своего существования без Пирра, но вынуждена мириться с равнодушием своего жениха. Найти выход из сложившегося любовного многоугольника оказывается невозможным.

58. Театр Корнеля и Расина, их отличие.

Пьер Корнель и Жан-Батист Расин — два главных представителя французской драматургии XVII столетия. Их благородный классицизм, изысканные драмы и комедии актуальны сейчас, их изучают культурологи и драматурги всех стран мира, почитая их как образцы жизни и борьбы французского народа эпохи Ришелье, а также великой революции. Произведения авторов во многом похожи, на первый взгляд, но стоит заметить, что имеют колоссальные различия в структуре личностей персонажей, их мировоззрения и подачи самой пьесы зрителю, которая напрямую связана с жизнью современных на тот момент французов. Всё творчество Пьера Корнеля нельзя назвать полностью «трагичным», драматург попробовал себя во всех жанрах, одно из первых его произведений «Мелита» было написано в жанре комедии, но всё-таки историкам и современникам он известен как мастер трагедии. Франция, на момент творческого подъёма Корнеля, представляла собой чистый абсолютизм, который укоренился у власти, подминая под себя и искусство внутри страны вместе со своим народом, и герои Жан-Батиста Расина выходят на «главную» сцену страны.

59. Новая концепция личности героя в трагедии Корнеля «Гораций». «Горация» предпосланы некоторые замечания об идейно-политической направленности и объективном значении творчества Корнеля. Замечания эти кажутся тем более уместными, что корнелевская трагедия неоднократно подвергалась фальсификации в реакционной буржуазной критике: Переходный период в истории Франции, XVII век выдвинул важную задачу создания новых государственных, правовых, эстетических и моральных норм. Интенсивное укрепление абсолютистского государства со всей остротой поставило на повестку дня вопрос о соотношении между государством и обществом, государством и личностью, вопрос о правах и обязанностях государства и личности, вопрос о месте личности в обществе, о нормах ее поведения. Абсолютистское государство было прямо заинтересовано в том, чтобы все эти вопросы были решены в угодном ему направлении. Осознав важное общественно-воспитательное значение литературы и театра, оно приложило немало усилий для того, чтобы поставить их на службу своим интересам.

60. Гуманистические идеалы Ренессанса в трагедиях Корнеля. Художественный психологизм Корнеля

Корнеля часто сравнивают с Шекспиром, сближая их и одновременно противопоставляя друг другу, так как, будучи почти современниками, они смело обращались к острым проблемам эпохи и гениально решали их под общечеловеческим углом зрения, хотя при этом они воплощали своим творчеством очень разные художественные системы.

Прежде всего, заметно различие подхода двух драматургов к изображению мира и человека: естественность сопряжения сферы материально осязаемого бытия с ренессансной универсальностью у Шекспира и тяготение к высветлению сущностей жизни и их художественное пересоздание в свете идеала, характерное для классициста Корнеля.

Корнель - один из гениальных писателей, утвердивших своим творчеством классицистическую художественную систему, - не является ее первооткрывателем.

61. Творчество Ж. Расина, его периодизация Расин рано полюбил поэзию. Софокла и Эврипида знал почти наизусть. Греческий роман «Теаген и Харіклея», роман о нежное романтичное любви, который он прочитал случайно, его поразил. Монахи, опасаясь вредного влияния книг о любви, отобрали у него роман и сожгли. Он нашел второй экземпляр. Отобрали и этот. Тогда Расин разыскал новый экземпляр книги, выучил ее наизусть, опасаясь, что ее снова отберут у него и уничтожат. В октябре 1658 года Расин приехал в Париж, чтобы продолжить свое обучение в колледже Гаркун. Философия, или, правильнее сказать, упражнения из формальной логики, мало интересовали поэта.

В 1660 году Париж торжественно отпраздновал свадьбу юного короля Людовика XIV. По этому поводу поэт написал оду, которую назвал «Нимфа Сены». Как и все начинающие, он отправился за одобрением к официально признанных поэтов. Знаменитый в те дни и бесповоротно забыт позже Шаплен отнесся благосклонно к молодого поэта, рассказал о нем влиятельному тогда министру Людовика XIV Кольберу, и тот пожаловал ему 100 луїдорів от короля, а вскоре назначил пенсию как литератору. Так получил официальное признание поэт Расин.

62. Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма.

Расинсоздатель любовно-психологической трагедии классицизма. В галантно-изысканной форме своих трагедий он показал глубокий трагизм и высокую поэзию любовного чувства. Чаще всего он изображает любовь, сталкивающуюся с огромными, непреодолимыми препятствиями, любовь неразделенную, безответную. Пушкин назвал Расина певцом «влюбленных женщин и царей».

63. Жан Расин - классицист-драматург второй половины XVII века. Трагедии Расина - новый этап художественного мироощущения.

Жан Расин(1639–1699) – представитель французского классицизма второй половины XVII века. Он родился в графстве Валуа в семье судейского чиновника. С трех лет остался сиротой. Его воспитанием занималась бабушка, член общины янсенистов, требовавших пересмотра канонов католической церкви. Учился в коллеже в городе Бове, затем в школе Гранжа в Пор-Рояле, центре янсенизма.

В Пор-Рояле Расин познакомился с «Письмами к провинциалу» Паскаля, открытым осуждением морали и политики иезуитов (1656). К работе Паскаля он будет обращаться не раз в своей литературной борьбе.

Творческое наследие Расина достаточно разнообразно. Интересны его стихотворные произведения, в частности, «Слово молвы к Музам» (1663), «Идиллия о мире» (1685) и «Песнопение в похвалу милосердию» .

64. Влияние янсенизма Пор-Рояля в различные периоды жизни и творчества Расина.

С творчеством Жана Расина французская трагедия вступает в пору своей зрелости. Расин рос в буржуазной семье, рано осиротел, и его воспитанием занялась бабушка. Ему очень помогли давние связи его семьи с янсенинской общиной. Янсенизм - это особое религиозной течение в католицизме по имени своего основоположника - голландского богослова Корнелия Янсана. Центральная идея - учение "о благодати", от которого зависит спасение человеческой души. По мнению янсинистов, слабость и греховность человеческой натуры могут быть преодолены только при поддержке свыше. Человек должен осознать свои пороки, раскаяться в них и лишь потом - бороться с ними. Главная заслуга заключается в том, что они мужественно выступали с осуждениями развращенных нравов светского общества. Кроме того, они были прекрасными педагогами, открыли свои школы, колледжи. Они давали прекрасное образование учащимся, обучали их не только обязательным предметам - латыни, но также древнегреческому языку и литературе.

65.Новая классицистическая концепция характера и конфликта у Расина.

трагедии Расина - это другой тип классицистической трагедии. И дело не только в том, что трагедия Корнеля по своему характеру философско-политическая, а трагедия Расина – философско-этическая. Дело в глубинных моментах: у Корнеля трагедия строится на категории героического (для героя возможно решение этической задачи нетрагическим способом), а у Расина - на категории трагического (соединение трагического создания с трагической судьбы). Отсюда иной тип трагического героя и иное видение мира. Иное видение мира проявляется в иной интерпретации времени. Все главные особенности трагедии Расина обозначились в третьей пьесе - "Андромахе". До этого он написал всего два произведения "Фиваиду"(влияние Корнеля) и "Александра Великого"(влияние прециозной литературы).

66. Трагедии Расина - начало новой художественной концепции психологического анализа личности человека в мировой литературе

С творчеством Расина французская классическая трагедия вступает в период зрелости, четко обозначенный рубежом в политической и культурной истории Франции. На смену заостренной политической проблематике эпохи Ришелье и Фронды с ее культом сильной воли и идеями неостоицизма приходит новое, более сложное и гибкое понимание человеческой личности, получившее свое выражение в учении янсенистов и в связанной с ним философии Паскаля. Эти идеи сыграли важную роль в формировании духовного мира Расина.

Янсенизм (названный так по имени его основоположника, голландского богослова Корнелия Янсения) представлял собой религиозное течение в католицизме, выступавшее, однако, критически по отношению к некоторым его догмам. Центральной идеей янсенизма было учение о предопределении, «благодати», от которой зависит спасение души. Слабость и греховность человеческой натуры могут быть преодолены лишь при поддержке свыше, но для этого человек должен осознать их, бороться с ними, постоянно стремиться к нравственной чистоте и добродетели. Таким образом, в учении янсенистов смирение перед неисповедимым божественным промыслом, «благодатью», сочеталось с пафосом внутренней нравственной борьбы с пороком и страстями, направляемой анализирующей силой разума. Янсенизм по-своему впитал и переработал наследие рационалистической философии XVII в. Об этом свидетельствует та высокая миссия, которая отводится в его учении самоанализу и разуму, а также сложная система аргументации, обосновывающей это учение.

Однако роль и значение янсенизма в общественной и духовной атмосфере Франции не исчерпывались религиозно-философской стороной. Янсенисты смело и мужественно выступали с осуждением развращенных нравов высшего общества и в особенности растлевающей морали иезуитов. Возросшая публицистическая активность в середине 1650-х годов, когда были написаны и опубликованы «Письма к провинциалу» Паскаля, навлекла на янсенистов гонения, постепенно усиливавшиеся и завершившиеся тридцать лет спустя их полным.

67.Трагизм судьбы человека в условиях несвободы жизненного выбора («Андромаха»).

обращение Расина к древнегреческому мифологическому сюжету отличается от "Фиваиды" прежде всего масштабом нравственной проблемы, органической спаянностью различных элементов идейной и художественной структуры произведения. Основная драматическая ситуация "Андромахи" почерпнута Расином из античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия. Но она же возвращает нас к типовой сюжетной схеме пасторальных романов, казалось бы, бесконечно далеких по своим художественным принципам от строгой классической трагедии: В "А" идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.

Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти, которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, но неподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, она оказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором выросла французская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется в этой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннее высвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладали герои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение и осуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым трем из-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти; А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужой безжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой, - изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести в жертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга. Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится

68. Проблема свободы личности в трагедии Ж. Расина «Андромаха».

Второе обращение Расина к древнегреческому мифологическому сюжету отличается от "Фиваиды" прежде всего масштабом нравственной проблемы, органической спаянностью различных элементов идейной и художественной структуры произведения. Основная драматическая ситуация "Андромахи" почерпнута Расином из античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия (см. примечания). Но она же возвращает нас к типовой сюжетной схеме пасторальных романов, казалось бы, бесконечно далеких по своим художественным принципам от строгой классической трагедии: пастушок А любит пастушку В, которая любит пастушка С, который любит пастушку D, и т. д. Но эта схема, которая в галантном романе была источником неограниченного разбухания сюжета за счет множества попутно возникающих эпизодов, эта разомкнутая цепь, которую можно было произвольно наращивать или сокращать, не имела никакого цементирующего идейного ядра. В "Андромахе" таким ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.

69. Античные сюжеты и образы в трагедиях Расина на примере трагедии «Андромаха

Расин рассматривает в своей пьесе дальнейшую судьбу жены троянца Гектора Андромахи в плену у Пирра, царя Эпира. Расин, правда, вносит изменения в образы героев, немного затрагивая сюжет — в его трагедии гордая супруга остается верной памяти героя и в доме победителя живет на правах пленницы, а не наложницы, да и ребенок у нее только один — наследник Трои. Как автор объясняет во вступлении, он отступает от канона намеренно, ведь для человека эпохи классицизма гораздо правильнее видеть Андромаху верной мужу до конца своих дней.

Конфликт строится на сложных взаимоотношениях главных героев — Пирр должен взять в жены Гермиону, дочь Елены, но при этом его сердце отдано Андромахе. Орест, который приезжает в Эпир в качестве посла от всей Эллады, влюблен в Гермиону. Последняя же не мыслит своего существования без Пирра, но вынуждена мириться с равнодушием своего жениха. Найти выход из сложившегося любовного многоугольника оказывается невозможным.

71. Концепция трагического в «Андромахе» Расина, уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического конфликта пьесы

в 1667 году французский драматург Жан Расин берет в основу своей трагедии «Андромаха» античный сюжет и по-своему трактует конфликты между древнегреческими героями. Тем более, Расин — один из самых ярких представителей классицизма, а классицизм, как известно — это не что иное, как возвращение к античности. Андромаха — гордая троянка, которая не готова идти Пирру ни на какие уступки. Ее моральная установка — остаться верной ее супругу, Гектору, который был убит в сражениях за Илион. Поэтому от гордости или вспыльчивости, Андромаха говорит Пирру, что она готова пож Гермиона — самый противоречивый персонаж произведения. Если другие герои, пусть даже и подверженные эмоциям, совершают осознанный выбор, то Гермиона тонет во внутренних противоречиях и на рациональное мышление не способна. Это особенно ярко выражено в сцене ее помешательства — сначала она яро убеждает Ореста убить Пирра, но, когда убийство совершено, она в неистовстве кричит, что он — предатель и преступник. жертвовать жизнью сына, но его женой не станет.

72. Разум и страсть во внутреннем мире расиновских героев.

Впервые Расин обращает внимание зрителя на жизнь обычных, «средних» людей, но «средних» по своим душевным качествам, что, конечно, не могло не вызвать критики в адрес пьесы. Слишком откровенным было неуважение королевского двора. Время «Сида» прошло. Как отмечает Ю. Б. Виппер, «художественное мироощущение Расина формировалось в условиях, когда политическое сопротивление феодальной аристократии было подавлено и она превратилась в покорную воле монарха, лишенную созидательных жизненных целей придворную знать. В трагедиях Расина на первый план выдвигаются образы людей, развращаемых властью, охваченных пламенем необузданных страстей, людей колеблющихся, мечущихся. В драматургии Расина доминирует не столько политический, сколько нравственный критерий».Воплощением нравственного начала в трагедии «Андромаха» становится вдова Гектора. В отличие от Пирра, Гермионы или Ореста, она стоит перед выбором, от которого зависит судьба ее сына. Но в отличие от героев Корнеля, Андромаха делает выбор не потому, что должна решить государственные задачи или проблемы семейной чести.

73. Концепция «любви по склонности» у Расина и новое соотношение любви и долга в его пьесах.

Классицистическая драматургия на новом этапе развития. Творчество Ж. Расина, его периодизация. Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма. Религиозно-философская доктрина янсенизма, ее роль в сложном противоречивом развитии художественного мироощущения Расина. «Греческий» характер и греческая тематика расиновских трагедий. Концепция трагического в «Андромахе» Расина, уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического конфликта пьесы. Разум и страсть во внутреннем мире расиновских героев. Концепция «любви по склонности» у Расина и новое соотношение любви и долга в его пьесах. Соперничество Расина с Корнелем в жанре политической «римской» трагедии. Тема тирании и концепция власти в «Британике». Психологический анализ образа Нерона как «рождающегося чудовища». «Береника» как лирико-политическая трагедия Расина, высокая степень ее соответствия классицистическому канону.

74.Соперничество Расина с Корнелем в жанре политической «римской» трагедии.

На первый взгляд его трагедии похожи на трагедии Корнеля.
У Расина те же самые традиционные античные сюжеты (не непосредственное изображение жизни, а ее отражение в зеркале мифа), та же концепция драматического действия, которое развертывается на ограниченной пространственно-временной площадке в рамках 3-х единств, и тот же при поднятый, возвышененный тон («служение муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво»).

Несмотря на внешнее сходство, трагедии Расина - это другой тип классицистической трагедии. И дело не только в том, что трагедия Корнеля по своему характеру философско-политическая, а трагедия Расина – философско-этическая. Дело в глубинных моментах: у Корнеля трагедия строится на категории героического (для героя возможно решение этической задачи нетрагическим способом), а у Расина - на категории трагического (соединение трагического создания с трагической судьбы).

75.Своеобразие драматургического конфликта как борьбы противоположных начал в личности человека («Федра» Расина) Самая знаменитая трагедия Расина «Федра» (1677) была написана в момент, когда театральный успех Расина достиг, казалось, своего апогея. И она же стала поворотным пунктом в его судьбе, фактически подвела черту под его творчеством как театрального автора. По своей нравственной проблематике «Федра» ближе всего к «Андромахе». Сила и слабость человека, преступная страсть и одновременно сознание своей вины предстают здесь в крайней форме. Сквозь всю трагедию проходит тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством. Мифологические мотивы и образы, служащие ее воплощением, тесно переплетаются с христианским учением в его янсенистской трактовке. Преступная страсть Федры к ее пасынку Ипполиту с самого начала несет на себе печать обреченности. Мотив смерти пронизывает всю трагедию, начиная с первой сцены — вести о мнимой смерти Тесея вплоть до трагической развязки — гибели Ипполита и самоубийства Федры.

76. Трагический конфликт «Федры» Расина и его художественное решение.

Постановка "Федры" представляет одну из самых драматичных страниц в истории французского театра. Ее не без основания называют "моделью театральной интриги".

"Федра", которая по праву считается лучшим творением Расина, вызывает и поныне самые горячие споры. Языческая или христианская трагедия, янсенистская или экзистенциалистская, классическая или барочная - таковы лишь самые общие противопоставления и толкования, которые возникают по ее поводу.

По своей нравственной проблематике "Федра" ближе всего к "Андромахе". Сила и слабость человека, преступная страсть, охватывающая душу, и твердое сознание той нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием этой страсти, приговор, выносимый им самому себе, - все это доведено в "Федре" до апогея. Если в "Андромахе" эта концепция присутствовала скорее имплицитно, была растворена в поступках персонажей больше, чем в их речах, то здесь она получает свое прямое и концентрированное выражение в монологах Федры.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта