Главная страница
Навигация по странице:

  • 129. Творчество Мильтона и пуританское движение.

  • 130. Зрелый Мильтон периода гражданской войны. Основная проблематика трактатов и пафмлетов.

  • 131.Поэма Мильтона "Потерянный рай" как пример плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма.

  • 132. Проблематика поэмы Джона Мильтона "Потерянный рай" и дискуссионные аспекты ее трактовки.

  • 133. Неправомерность подхода к поэме Мильтона "Потерянный рай" как к аллегорической истории английской истории английской буржуазной революции.

  • 134. Политические идеи поэмы "Потерянный рай" противоречивость замысла,черты реализма и дидактизма, библейские легенды

  • 135. Композиция и образная система поэмы "Потерянный рай".

  • 136. Библейский сюжет и образность, их соотношение с актуальной проблематикой. Символический смысл истории Адама и Евы в поэмы Джона Мильтона "Потерянный рай".

  • 137. Обобщенно философский и актуально- политический пласты поэмы Джона Мильтона "Потерянный рай"в их сложном взаимодействие. Трактовка образа Сатаны в современном литературоведении.

  • 138. В чем смысл и значение образа Сатаны в поэме Джона Мильтона "Потерянный рай"

  • 139. Художественная система образов поэмы Мильтона "Потерянный рай"

  • 140. Творчество Д. Мильтона в период Реставрации. Библейская аллегорика эпических поэм Мильтона.

  • 141. Творческий метод Мильтона как синтез ренессансного , барочного и классицитического стилей.

  • 142. Особенности авторского сознания и характер идейного смысла поэмы "Потерянный рай"

  • 143. Христианский идеал в поэмы "Возвращенный рай"

  • 144. Тираноборческая тема в поэме "Самсон борец". Лирико психологическое начало в поэмах Мильтона.

  • 145. Художественные особенности поэмы "Самсон борец". ( Тема, идеа, композиция, образная система)

  • Общая характеристика Просвещения, его задачи. Роль разума в философии и эстетике просветителей. Представления просветителей об истории и обществе.

  • Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
    АнкорЖамшид
    Дата27.06.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
    ТипДокументы
    #617655
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

    128. Общественная и публистическая деятельность Д. Мильтона.

    Первый период творческой деятельности Мильтона, включающий годы «учения и странствований», совпадает с предреволюционными десятилетиями (20—30-е годы). В этот период происходит становление поэта, формируются его вкусы и убеждения. Мильтон пробует силы в лирическом и драматическом жанрах: пишет стихи «на случай», торжественные элегии на латинском языке, сонеты, стихи на религиозные темы, небольшие пьесы-маски[29].

    Главная особенность творчества молодого Мильтона — сочетание мотивов жизнерадостной, красочной поэзии Возрождения с пуританской серьезностью и дидактикой. В пуританизме его привлекают проповедь аскетизма, духовной стойкости, критика распущенности двора и монаршего произвола. Однако враждебное отношение пуритан к искусству и театру было чуждо Мильтону. В стихотворении «К Шекспиру» он славит гений великого драматурга, подчеркивая тем самым свою духовную связь с его наследием.

    129. Творчество Мильтона и пуританское движение.

    Известно, что Мильтон родился в семье лондонского нотариуса, пуританина по своим взглядам. Он получил образование в рамках пуританских представлений: изучал иностранные языки, хорошо знал библейскую литературу. После окончания Кембриджского университета Мильтон жил в имении отца, где увлеченно занимался поэзией. В 1632 году магистр Джон Мильтон путешествовал по Франции и Италии, встречался с Галилеем. В 1640 году, как только в Англии началась революция, Мильтон вернулся на родину и стал активным участником всех событий. После победы революции занял пост латинского секретаря Государственного Совета, то есть министра иностранных дел в правительстве Кромвеля. Все отношения индепендентской республики с другими государствами проходили через его руки. От напряженной работы Мильтон начал слепнуть. Врачи предупреждали, если он не изменит образ жизни, то ослепнет, но Мильтон отверг все советы. Он не отходил от дел и после того, как окончательно ослеп.

    130. Зрелый Мильтон периода гражданской войны. Основная проблематика трактатов и пафмлетов.

    Все трактаты и памфлеты Мильтона пронизывает мысль о свободе. Автор различает три основных вида свободы — в религиозной, частной и гражданской жизни. В своих первых публицистических произведениях («О реформации», «О епископате» и др.), написанных в 1641—1642 гг., Мильтон объявляет войну англиканской церкви, ратует за свободу веры и совести, за отделение церкви от государства. Еще Иаков I, подчеркивая неразрывную связь епископата с монархией, лаконично заметил: «Нет епископа — нет и короля». Ниспровержение авторитета епископов, развенчание догмата о божественном происхождении церковной власти в памфлетах Мильтона наносило серьезный удар опиравшемуся на церковь абсолютизму.

    Следующую группу памфлетов Мильтон посвящает проблемам свободы в частной жизни, включая в круг рассматриваемых вопросов «условия брачного союза, воспитания детей и свободного обнародования мыслей».

    131.Поэма Мильтона "Потерянный рай" как пример плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма.

    Эстетика барокко и классицизма в поэме. Нарушение жанровых канонов, наряду со многими другим особенностями «Потерянного рая», бесспорно сближает его с литературой барокко. И все же было бы непростительным упрощением рассматривать поэму Мильтона как произведение сугубо барочное. Слишком важную роль в творчестве поэта играл принцип подражания древним, слишком велико было его стремление к рационалистической регламентации и упорядоченности поэтической формы, чтобы мы могли видеть в авторе «Потерянного рая» типичного поэта барокко. Широкое привлечение античной мифологии, подражание Гомеру и Вергилию, строгое, почти скрупулезное воспроизведение композиции античных образцов, возвышенный, патетический слог, характерные для эпоса Мильтона, несмотря на известные отступления поэта от жанровых канонов, свидетельствуют о его тесной связи с творчеством древних авторов.

    132. Проблематика поэмы Джона Мильтона "Потерянный рай" и дискуссионные аспекты ее трактовки.

    В 1667 году увидела свет грандиозная эпическая поэма Мильтона «Потерянный рай». Революционный характер этой поэмы, несмотря на ее библейский сюжет, был высоко оценен Белинским.

    Революционное содержание поэмы проявляется в изображении борьбы Сатаны против Бога. При этом в поэме есть существенное противоречие. Как пуританин, Мильтон должен был сделатьсвоим -героем Бога. Сатана имеет полное право сказать о Боге, что он Один царит, как деспот в небесах.Актуальность темы вызвана как сложностью и важностью затронутых Мильтоном проблем, большой художественной ценностью поэмы, мерой ее воздействия на последующий литературный процесс, так и противоречивостью многих суждений по ее поводу, непрекращающимися дискуссиями, касающихся проблематики поэмы, а также сильно возросшим в последнее время вниманием к библейским реминисценциям.

    133. Неправомерность подхода к поэме Мильтона "Потерянный рай" как к аллегорической истории английской истории английской буржуазной революции.

    Совершенно новую трактовку поэмы предложили английские романтики. Уже Уильям Блейк утверждал, что Мильтон, сам того не сознавая, принадлежал к партии Сатаны; тем самым религиозная по своему замыслу поэма, вопреки осознанным и декларированным намерениям ее автора, оказывалась исполненной мятежным духом. На революционное содержание поэмы указывал также Шелли; однако он, судя по общему смыслу его оценки, склонен был полагать, что Мильтон в известной степени сознательно отступил от общепринятого толкования библейской легенды. «Было бы ошибкой предположить, — писал Шелли в «Защите поэзии», — что он (Сатана. — А. Ч.) мог быть задуман как олицетворение зла. Мильтон настолько искажает общепринятые верования (если это можно назвать искажением), что не приписывает своему Богу никакого нравственного превосходства над Сатаной».

    134. Политические идеи поэмы "Потерянный рай" противоречивость замысла,черты реализма и дидактизма, библейские легенды

    Каждое художественное произведение начинается с замысла. Путь от замысла к его воплощению у каждого художника, равно как и у самого произведения, - свой. Он может занять мгновения, а может и всю жизнь. Джон Мильтон вынашивал замысел создания эпической поэмы еще с юности, когда впервые попробовал свои силы, написав латинскую поэму «Пятое Ноября» в жанре малого эпоса. По мнению современников поэта именно жанр эпопеи являлся самым трудным, но в то же время, очень престижным. В большинстве своем авторы эпопей XVII в. склонны были идеализировать реакционные явления современной Европы, что в итоге приводило к прямой и порой грубой политической тенденциозности. В «Потерянном Рае» Мильтон не просто «показал не только мир утопических иллюзий, трагически разрушенный познанием его иллюзорности» но и указал выход из последовавшего в результате кризиса – путь к совершенствованию под руководством разума.

    135. Композиция и образная система поэмы "Потерянный рай".

    Образы поэмы неоднозначны. Простых и цельных характеров не существует. В них бушуют внутренние коллизии. Бог-отец – абсолютно благая сила, он знает всё, но он одинок. У него нет равного в мироздании. Одиночество Бога перерастает в неограниченную власть сродни власти абсолютного монарха. В образе Бога-отца проявляются черты коварства.

    Один из наиболее гармоничных образов – образ Сына, Мессии, своеобразного посредника между Богом и людьми. Его образ многосторонний: он и воин, и творец, и судья, но его отличает сострадание. В Боге-Сыне заключено оправдание происходящему. История грехопадения обретает внутреннюю завершенность. В последующих песнях разворачивается вся мировая история. Образ Мессии должен являться поддержкой для Адама, руководством в дальнейшей судьбе. Поэма оптимистична, несмотря на логическую развязку.

    Ева-воплощение красоты, обаяния. Адам- воплощение силы, жажды познания.

    136. Библейский сюжет и образность, их соотношение с актуальной проблематикой. Символический смысл истории Адама и Евы в поэмы Джона Мильтона "Потерянный рай".

    Не сразу пришел Мильтон и к идее создания эпоса по библейскому сюжету. Изначально поэт собирался пойти по пути Вергилия, который воспел Рим, и создать эпос о подвигах короля Артура, как сделал это его предшественник Э. Спенсер, но впоследствии отказался от этой идеи по нескольким причинам. По мнению А.Н. Горбунова, отказ от написания Артуриады явился следствием работы над «Историей Британии», во время которой поэт понял, что «что ни короля Артура, ни рыцарей Круглого Стола в реальности не существовало» . Подобной точки зрения придерживается и Т.А. Павлова . Еще одной причиной отказа от достаточно долго вынашиваемой идеи, как считает исследователь, стал тот факт, что короля Артура «защитники династии Тюдоров-Стюартов сделали одним из символов своей официальной пропаганды» и писать о нем «рьяному республиканцу Милтону было не к лицу». Постепенно поэт приходит к осмыслению новой идеи, материал для воплощения которой он находит в Библии.

    137. Обобщенно философский и актуально- политический пласты поэмы Джона Мильтона "Потерянный рай"в их сложном взаимодействие. Трактовка образа Сатаны в современном литературоведении.

    В статье через обращение к религиозным традициям различных культур, прежде всего к учениям ислама и православия, выявляется генезис мифологического образа Сатаны. На примере нескольких произведений персидской и русской литературы раскрывается художественно-мифологическая функция данного образа в осмыслении персои русскоязычными авторами сложной картины мироустройства и противоречивости человеческих взаимоотношений.Трактовка образы Сатаны в персидской литературе связана с представлениями иранцев об Иблисе основанными на упоминаниях о нем в Коране и его толкованиях. В священной книге мусульман Иблис означает существо, от которого далеко божественная милость.

    138. В чем смысл и значение образа Сатаны в поэме Джона Мильтона "Потерянный рай"?

    Известно, что представление о Сатане как о самостоятельной фигуре первоначально было чуждо Ветхому завету. Само слово употребляется в Библии в значении "враг", "противник", "предатель", "обвинитель на суде", "соблазнитель". Позднее Сатана становится существом высшего порядка, одним из "сынов Божиих" (Иов, 1, 6). Он первопричина всякого зла, злой дух, принесший в мир смерть. В апокрифической литературе Сатана изображен как соблазнитель Евы; рассказывается также об изгнании его с небес вместе с другими ангелами, после чего он стал называться Сатаной.Сатана предстает в этой речи как полководец, трибун, управляющий вполне "земными" категориями славы, воли, мести, ненависти. Сатана - безусловное воплощение зла, и, наверное, его внешние претензии на достоинство, мужество, статность и "силы богоравные" вполне могут быть рассчитаны на ироническую усмешку читателя.

    139. Художественная система образов поэмы Мильтона "Потерянный рай"

    Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению,

    Гнездится в душах много низших сил,

    Подвластных Разуму; за ним, в ряду,

    Воображенье следует; оно,

    Приемля впечатления о внешних

    Предметах, от пяти бессонных чувств,

    Из восприятии образы творит

    Воздушные; связует Разум их

    И разделяет.Предоставленное себе, воображение рисует, по словам поэта, ложные и нелепые образы и картины; лишь дисциплинируемое и руководимое разумом, оно способно дать верное представление о. земном человеческом бытии. Превознося разум, Мильтон не считает его всеобъемлющим.

    140. Творчество Д. Мильтона в период Реставрации. Библейская аллегорика эпических поэм Мильтона. Литература, служившая реставрированной аристократической среде и выражавшая ее интересы и настроения, стремилась осмыслить опыт и уроки событий, изменивших жизнь английского общества, хотя и делала это чаще всего очень субъективно и узко. Даже судорожное веселье и разгул комедийного театра Реставрации отражали стремление как бы отмахнуться от неотступно преследовавших призраков сурового и трезвого пуританского режима. Глубже и значительнее были выводы, которые сделали для себя из опыта революционных и послереволюционных лет писатели другого лагеря — гонимые аристократической реакцией и светской средой хранители идейного наследия пуританизма. С каждым новым натиском реакции они испытывали все большую уверенность в том, что их борьба против абсолютизма была и справедливой, и небезуспешной, и вызывающей новую волну сочувствия в народе, отрезвевшем после краткого периода иллюзий относительно реставрированной монархии.

    141. Творческий метод Мильтона как синтез ренессансного , барочного и классицитического стилей. Вот уже в течение нескольких десятилетий не затихают споры о творческом методе крупнейшего поэта эпохи XVII столетия - Джона Мильтона. В 20 - 30-х годах нашего века все его творчество рассматривалось в русле литературы Возрождения. Так, известный мильтоновед Дж. Хэнфорд видел в нем прежде всего поэта Ренессанса, «последнего из родатитанов», одинокого среди писателей своего поколения. Позднее концепция Хэнфорда подверглась пересмотру: исследователи с полным основанием утверждают, что, какою бы тесной ни была связь Мильтона с традициями Возрождения, творчество поэта принадлежало его собственной эпохе, и настаивали на том, что основой его художественного метода был классицизм.Наконец, в последние годы за рубежом все чаще высказывается мнение, согласно которому автор «Потерянного рая» выступает как типичный барочный поэт. При этом его раннее творчество рассматривается нередко в рамках маньеристской поэзии, а «Потерянный рай» объявляется «образцом барокко занимающим промежуточное положение между маньеризмом и неоклассицизмом».

    142. Особенности авторского сознания и характер идейного смысла поэмы "Потерянный рай"

    Еще молодым Джон Мильтон мечтал создать эпическую поэму, которая прославила бы английский народ. Первоначально он думал написать религиозное эпическое произведение. Самый замысел поэмы был тесно связан с пуританским религиозным искусством.

    В 1630-х годах план эпического полотна, задуманного Мильтоном, изменился. В этом нашло свое отражение идейное развитие поэта: замысел принял более конкретный национальный характер. Мильтон хотел создать «Артуриаду» – эпопею, которая возрождала бы сюжеты романов «Круглого стола», воспевала бы подвиги легендарного короля Артура – вождя британских племен в их борьбе против англо-саксонского нашествия. Однако ни в 1630-х, ни в 1640-х годах Джон Мильтон не смог приступить к осуществлению замысла эпической поэмы. Только опыт 1650 – 1660-х годов помог ему создать (1658-1667) поэму «Потерянный рай», о которой он думал в течение долгих лет.

    143. Христианский идеал в поэмы "Возвращенный рай"

    Религиозность Мильтона была сродни религиозности великих ученых эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского и Томаса Мора, воплотивших в своем творчестве идеи так называемого «христианского гуманизма». Мильтон никогда не был слепым приверженцем церковной догмы. Главным критерием оценки личности выдвигал ее практическую деятельность и не мог примириться с осуждением человека, якобы заранее предначертанного небесами. Он настаивал на том, что человек сам является хозяином своей судьбы.

    В конце 50-х годов Мильтон предпринял попытку изложить в виде цельной, завершенной системы свои религиозные, философские и этические взгляды, свое понимание Библии."Возвращенный рай» недвусмысленно говорит о разочаровании Мильтона не в революции, но в людях, которые предали революцию, легко примирившись с реставрацией Стюартов. После крушения республики поэт приходит к выводу, что путь к свободе пролегает через длительное духовное совершенствование.

    144. Тираноборческая тема в поэме "Самсон борец". Лирико психологическое начало в поэмах Мильтона. Самсон-борец» - последнее создание поэта, с исключительной силой страсти выразившее вольнолюбивый дух Мильтона-борца, его ненависть к деспотизму.

    Трагедия о Самсоне в известной мере автобиографична: как Мильтон, его герой, слепой, одинокий в стране врагов, потерпев поражение, не утрачивает мужества. Он борется до конца, и, умирая, мстит своим угнетателям. Наряду с личными мотивами, в образе могучего Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли», воплотились те надежды, которые Мильтон издавна возлагал на англ. народ. Теперь, после поражения революции, поэт вновь обращается к библейской символике, чтобы во всеуслышание заявить о том, что дух революции не умер. В «Самсоне-борце» присутствуют личные мотивы. Во-первых, в образе Далилы отразились переживания Мильтона относительно его первой жены, роялистки. Во-вторых в образе слепого Самсона выведен сам Мильтон — ослепший под конец жизни и оставленный торжествующими врагами в живых из милости

    145. Художественные особенности поэмы "Самсон борец". ( Тема, идеа, композиция, образная система)

    Мильтон сознательно противопоставил свою трагедию общему направлению развития английской драматургии- в эти годы. Создавая «Самсона-борца», он завершал планы многих лет, подводил итоги исканий и раздумий о театре, которые легко проследить во всем его творчестве — начиная от ранней латинской элегии, в которой он говорит о лондонском театре 20-х гг., еще живущем традициями елизаветинцев, и кончая высказываниями о театре, рассыпанными в трактатах 40-х и 50-х гг. Потому-то так веско и содержательно звучало предисловие Мильтона к «Самсону», озаглавленное «О том роде драматической поэзии, который называется трагедией». В этом предисловии Мильтон осудил драматургию Реставрации и выдвинул идею новой трагедии — «величавой, моральной и полезной», вырастающей из сочетания античной традиции и достижений европейской драматургии XVI—XVII вв.

    1. Общая характеристика Просвещения, его задачи. Роль разума в философии и эстетике просветителей. Представления просветителей об истории и обществе. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах.



    1. Основные литературные направления XVIII века – просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, рококо, предромантизм. Данная схема, столь не соответствующая реальному развитию искусства и литературы XVIII века, приводит ученых к чувству неадекватности сложившихся научных представлений культурным реалиям эпохи [47]. Вот почему в данном пособии предложена иная, чем в учебниках, концепция динамики и взаимодействия литературных направлений. Она опирается на новое содержание понятий «литературной эпохи», «направления», «стиля», на, как кажется, более адекватное истолкование художественного своеобразия отдельных, наиболее характерных для эпохи произведений. Прежде всего обращает на себя внимание то, что широко используемое отечественными специалистами понятие «просветительский реализм» либо имеет в значительной степени оценочный характер (т.е. в разряд просветительски-реалистических произведений попадают те, которые считаются наиболее правдивыми, критически отображающими действительность и демократическими), либо включает такие компоненты поэтики, которые мало связаны с реализмом, если употреблять этот термин как историко-литературный, относящемуся к определенному кругу художественных явлений XIX века.
    2. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта