Главная страница

Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
АнкорЖамшид
Дата27.06.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
ТипДокументы
#617655
страница9 из 16
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

Нравственно-философские особенности, идеалы литературы и искусства XVIII века. И.В.Гете. Гете и литература «Бури и натиска» («Гец фон Берлихинген»). Лирика Гете - штюрмера. «Страдания юного Вертера» (концепция художественного метода в романе, идеал и действительность в романе).Гете в период веймарского классицизма«. Философско-художественное содержание драмы «Эгмонт». Проблематика «воспитательного» романа «Вильгельм Мейстер». «Фауст» Гете как художественное выражение историко-культурного развития мира и человека («Пра-Фауст», 1-я и 2-я части). Своеобразие жанра трагедии «Фауст». Идейный замысел. Философская проблематика трагедии. Философский смысл образов Фауста и Мефистофеля. Художественная система символов и мифологем в трагедии. Язык и стиль трагедии. Идейно-образный смысл финала. Гете и романтизм.

Своеобразие историко-литературного развития Италии в эпоху Просвещения. Эстетические взгляды К.Гольдони, его борьба за просветительскую реформу итальянской комедии.

  1. Основные отличительные особенности просветительской литературы. Эпохой Просвещения называют период конца 17 и всего 18 века в Европе, когда произошла научная революция, перевернувшая взгляд человечества на устройство природы. Просветительское движение зарождается в Европе в тот период, когда становится очевидным кризис феодального строя. XVIII век – это преимущественно век прозы, поэтому большое значение в литературе приобретает роман, сочетающий высокий этический пафос с мастерством изображения социального быта разных слоев современного общества. Кроме того, XVIII век отличается многообразием типов романа:
    1. роман в письмах (Ричардсон)
    2. роман воспитания (Гете)
    3. философский роман
    Трибуной для просветителей был театр. Наряду с классицистической трагедией XVIII век открыл мещанскую драму – новый жанр, который отразил процесс демократизации театра. Особого расцвета достигла комедия. В пьесах зрителей привлекал и волновал образ героя – обличителя, носителя просветительской программы. Например, Карл Моор «Разбойники». В этом заключается одна из особенностей литературы эпохи Просвещения – она несёт в себе высокий нравственный идеал, чаще всего воплощаемый в образе положительного героя .


  2. Хронологические рамки эпохи Просвещения. Основной смысл просветительского идеала В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741).

151. Культ «естественного человека» в трудах философов. Специфика просветительского понимания «человеческой природы».

Историческому» человеку многие просветители противопоставляли «естественного человека», порождение природы, наделяющей его здоровыми нравственными инстинктами и устремлениями. Как и некоторые ренессансные мыслители, деятели Просвещения нередко объявляли индейцев Америки воплощением «естественного человека». Лежащая в основе концепции «естественного человека» идея равенства всех людей от природы стала философской основой лозунга свободы, равенства и братства, провозглашенного французской революцией. Основываясь на этой идее, просветители вместе с тем предпочитали воспитание революционному преобразованию общества.

152.Раскройте суть понятия «Просвещение». «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной воле… Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения» Современный исследователь М. Фуко пишет, что Просвещение было не только коллективным действием, но мужественным поступком индивида, решившего жить самостоятельно и ответственно. И основные идеи Просвещения отмечены не узко-классовой, а общечеловеческой направленностью. В разных станах Европы в Просвещении участвовали люди самых разных социальных слоев и групп. Основные идеи Просвещения: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества (идея прогресса возникает именно в ХVШ веке, до этого существовало только понятие «Золотого века, светлого прошлого»); защита научного и технического познания, религиозная и этическая терпимость, защита прав человека и гражданина, отказ от догматических

153. В чем специфика просветительского понимания «человеческой природы»? Просветительская трактовка человека. Французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания — такова природная сущность человека, а все природное по определению — хорошо. ... В защиту человеческой природы выступил также Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости — таково убеждение французского философа.

154.Основные отличительные особенности просветительской литературы. Основным объектом художественного познания становится современность, получающая в произведениях просветителей конкретно-историческую детализацию. Даже в произведениях, посвященных истории (например, в драматургии Вольтера), просветители акцентируют национальный и исторический колорит, хотя и ограничиваются при этом чаще всего чисто внешними аксессуарами. Недостаточный историзм просветительского мышления ярче всего обнаруживается в характерном для произведений просветителей действенном конфликте: столкновении между новыми, гуманистическими идеалами и старым, «неразумным» обществом. Этот конфликт, как правило, имеет прямо или косвенно выраженный сословный характер.

155.Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения. Общественные задачи и роль искусства в системе Просвещения. XVIII век в истории европейских литератур ознаменован выдающимися художественными открытиями. В первой половине века происходят существенные перемены в литературах Англии, Франции, Германии, Дании, а вскоре обнаруживается единое направление этих изменений, очевидное сходство эстетических требований и критериев, выдвигаемых писателями и теоретиками. Во второй половине столетия в наметившийся общий поток вливаются литературы Юга, Севера и Востока Европы. Почти во всех странах Европы в литературу вступает поколение писателей, которое приносит не только новое содержание и новые формы, но и новый взгляд на роль литературы.
156. Концепция мироустройства и человека у просветителей.

Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Центральное место в философии Французского Просвещения заняла проблема человека. Её решение было различным у просветителей – деистов (Вольтера, Руссо) и французских материалистов (Дидро, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция). Человек рассматривался ими как всецелое физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителей явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положение о его материальном единстве.

157. Эстетические принципы Просвещения. Эстетические теории Просвещения тесно связаны с традициями Возрождения, а на раннем этапе и классицизма. Правда, принципы классицизма переосмысляются просветителями в свете новых задач. Лейтмотивом эстетических концепций Просвещения является защита искусства высокого гражданского пафоса, защита принципов реализма и гуманизма.

Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741)

  1. Исторические причины возникновения просветительских идей в Англии. Характеристика идейных течений. Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека. Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в XVIII веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углубляющийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.



  1. Эпоха просвещения как система философских (Дж.Локк, И.Кант,Гольбах и др.), эстетических

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19–20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

  1. Традиции литературы Просвещения в литературе XIX и XX вв.

Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 - 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. ... Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). 

  1. Почему роман Дефо «Робинзон Крузо» называют просветительской утопией? Материалом для романа Дефо послужило описание пребывания шотландского боцмана Селькирка на необитаемом острове в 1704—1709 годах. Дефо избрал для своего Робинзона условия и изоляцию, сходные с теми, что достались Селькирку; но если Селькирк одичал на острове, то Робинзон нравственно возродился[2].

В августе 1719 года Дефо выпустил продолжение — «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а ещё год спустя — «Серьёзные размышления Робинзона Крузо», но в сокровищницу мировой литературы вошла лишь первая книга и именно с ней связано новое жанровое понятие — «Робинзонада».

  1. Поясните термин «робинзонада». Робинзонада — поджанр приключенческой литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719) живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове. Примеры — «Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко. Робинзонада — поджанр приключенческой литературы и кинематографа, который, вслед за романом Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719), живописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове.



  1. Как соотносятся роман Дефо «Робинзон Крузо» и роман Свифта «Путешествия Гулливера»? «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера» Они интересны потому, что и в том и в другом дается некое представление о мире и о человеке, о его способностях, возможностях, поведении, восприятии окружающего мира. Эти концепции полярно противоположны, но обе соотносятся с просветительскими принципами. Просветители подчинили свое творчество задаче переустройства общества. Основным принципоп просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства. Использовав материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма.

  2. Специфика английского Просвещения. Раннее английское Просвещение.

Особенности развития литературного процесса эпохи Просвещения. Термин «Просвещение» принято рассматривать многосторонне. В широком смысле это просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству. ... Если на раннем этапе развития Просвещения в Англии разные идейные направления представляли Дефо и Свифт (первый был певцом буржуазного прогресса, второй показывал его изнанку), то в середине XVIII в. весьма умеренному представителю просветительской литературы Ричардсону противостоит убежденный демократ Генри Филдинг (1707-1754).  Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения».

  1. Социально-философская проблематика романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». ПРоблематика романа «Робинзон Крузо» тоже может быть расширена, если Вы напишите о необходимости подобного нововведения в комментариях. Одиночество – одним из тяжелейших испытаний для Робинзона становится испытание одиночеством. На необитаемом острове, вдали от цивилизации и людей, герой начал медленно, но верно забывать человеческую речь, однако с помощью постоянных упражнений и своего слуги-дикаря, Крузо сумел сохранить свой разум и остаться полноценным человеком.  Роман Дефо стоит на стыке многих жанров, естественным образом включая в себя их черты и подобным синтезом образуя новую форму, чем представляет особый интерес. А. Елистратова отмечала, что в "Робинзоне Крузо" "было нечто такое, что в дальнейшем оказалось не по плечу литературе".

  2. Роман Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»: своеобразие жанра, композиции. Роман Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»: своеобразие жанракомпозиции. Книга Дефо появилась на гребне мощной волны литературы о путешествиях, захлестнувшей Англию того времени, — подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, Дневников, путевых заметок удачливых купцов и прославленных мореходов. Однако как бы разнообразны и многочисленны ни были источники «Робинзона Крузо», и по форме, и по содержанию роман представлял собой явление глубоко новаторское. Творчески усвоив опыт предшественников, опираясь на собственный

Когда почти шестидесятилетний известный журналист и публицист Даниэль Дефо (1660–1731 гг.) писал в 1719 году "Робинзона Крузо", он меньше всего думал о том, что из-под его пера выходит новаторское произведение, первый в литературе Просвещения роман.
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


написать администратору сайта