Главная страница
Навигация по странице:

  • Комедия Р. Б. Шеридана «Школа злословия»: основной конфликт, система образов, просветительский пафос.

  • Характер драматического конфликта в комедии Шеридана «Школа злословия».

  • Проблематика комедии Р. Б. Шеридана «Школа злословия»

  • Обозначьте причины возникновения сентиментализма. Исторической предпосылкой

  • Особенности развития сентиментализма в английской литературе.

  • Назовите основные темы лирики английского сентиментализма.

  • Лиро-эпические мотивы в стихотворениях Роберта Бёрнса.

  • Основные темы лирики Роберта Бёрнса. «Необычайнейшим из людей» и «самым гениальным поэтом Шотландии» назвал Вальтер Скотт Роберта Бернса

  • 216.Особенности французского Просвещения. Периодизация. Борьба направлений в начале XVIII века

  • 217.Ш. Монтескье и раннее французское Просвещение. «Дух законов» как идейная программа третьего сословия.

  • 218.Характер общественного строя и человека в оценке автора «Персидских писем». Просветительское содержание романа.

  • Политико-нравственные проблемы романа Монтескьё «Персидские письма».

  • 221.Своеобразие жанра французского философского романа

  • 222.В чем проявляется специфика французского Просвещения

  • 223.Роль романного жанра в литературе французского Просвещения и основные его разновидности.

  • 224.Как проявляется просветительское начало в мировоззрении Вольтера.

  • 225.В чем особенности драматургии Вольтера

  • 226.Как проявляется просветительское начало в мировоззрении Вольтера.

  • Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
    АнкорЖамшид
    Дата27.06.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
    ТипДокументы
    #617655
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Творчество Стерна и эволюция просветительской мысли. Стерн работал над романом в течение восьми лет, но мог бы писать его, по собственному признанию, лет сорок по два тома в год (I, XXII), пускаясь в пространные объяснения по самым ничтожным вопросам. Пародируя авторскую откровенность Филдинга, приглашающего читателя в писательскую лабораторию в главах-прологах к каждой из 18 книг «Истории Тома Джонса найденыша», Стерн заставляет своего героя-повествователя делиться с читателем важностью и логикой многочисленных отступлений и вскрывать «отступательно-поступательное» движение повествования. «Отступление составляет жизнь и душу чтения», — совершенно справедливо утверждает Тристрам-повествователь и, пытаясь осмыслить, как не остановить действие романа вовсе, углубляется во все большую детализацию обстоятельств и событий. «Мой метод, — делится он с читателем, — заключается в том, чтобы указывать любознательным читателям различные пути исследования, по которым они могли бы добраться до истоков затрагиваемых мною событий».




    1. Комедия Р. Б. Шеридана «Школа злословия»: основной конфликт, система образов, просветительский пафос.

    Комедия положений не обязательно лишена характеров. Коме­дия характеров не обязательно лишена острой интриги. В «Со­перниках» каждое действующее лицо было характером. «Школа злословия» обладает сильной интригой. Однако нетрудно обна­ружить коренное различие в построении «Школы злословия» и предшествующих комедий Шеридана. В «Соперниках» Шеридан искал как можно более неожидан­ных поворотов сюжета. В «Школе злословия», напротив, каждый поворот сюжета не только заранее подготовлен, но о нем преду­ведомлен зритель. И тем не менее действие пьесы развивается совершенно неожиданными путями, ибо автор находит все новые возможности в характерах своих героев. В «Соперниках», равно как и в «Дуэнье», упор делался на парадоксальное сочетание страстей, в «Школе злословия» — на реалистическое развитие многогранного человеческого характера.

    1. Характер драматического конфликта в комедии Шеридана «Школа злословия».

    «Школа злословия» — комедия Ричарда Бренсли Шеридана. Первая постановка пьесы в лондонском театре «Друри-Лейн» состоялась 8 мая 1777 г. Опубликована отдельным изданием в 1780 г. Это произведение — блестящая сатирическая комедия нравов, до сих пор не сходящая со сцен многих театров мира. Автор сам репетировал пьесу с актерами «Друри-Лейн» и воздерживался от ее публикации, однако пиратские издания все же появились. С 1786 г. пьеса стала широко известна в Америке. Литературный вкус Шеридана формировался в то время, когда просветительские идеалы основывались не только на утверждении разума, но и на проповеди чувства, природного нравственного инстинкта. Предметом искусства Шеридан считал реальную жизнь, бесконечное многообразие «человеческой природы», которую художники призваны изучать: по его литературным суждениям видно, однако, что он не разделял восхищения «правдивостью», «реальностью» картин жизни, если не находил в художественном произведении фантазии и воображения.

    1. Проблематика комедии Р. Б. Шеридана «Школа злословия»
      Первый успех Шеридану в 24 года принесла пьеса «Соперники» (1775). Следуя традициям Мольера, Шеридан создает остроумную комедию, высмеивающую невежество, глупость, жеманство. Пьеса одновременно пародирует пустое светское общество и сентиментальную манеру его изображения. Основе сюжета лежит рассказ о соперниках, борющихся за любовь богатой наследницы Лидии Лэнгвиш. Богатый капитан Абсолют и бедный лейтенант Беверли, оказываются одним лицом. Абсолют разыгрывает Лидию, т.к. она мечтает о бегстве из дома и тайном браке с бедняком. Она протестует против брака-сделки, когда чувствами торгуют как на рынке. Комедия публике понравилась, т.к . в ней узнавались типичные персонажи времени: тиран-отец, неспособный уважать никого, кроме себя (сэр Энтони Абсолют), невежественная знатная дама, претендующая на образованность (миссис Малапроп), воинственный, но трусливый модный франт (Боб Аер).



    1. Обозначьте причины возникновения сентиментализма.

    Исторической предпосылкой возникновения сентиментализма стало постепенное возрастание в обществе демократических настроений. Сентиментализм предполагал увеличение роли третьего сословия, непривилегированных слоев населения. Сентиментализм опирался на естественность. В центре внимания оказывались простые люди, которые ничем не хуже богачей. Исторической предпосылкой возникновения сентиментализма стало постепенное возрастание в обществе демократических настроений. Сентиментализм предполагал увеличение роли третьего сословия, непривилегированных слоев населения.Сентиментализм опирался на естественность. В центре внимания оказывались простые люди, которые ничем не хуже богачей. Сентиментализм воспевал духовную и нравственную чистоту

    1. Особенности развития сентиментализма в английской литературе. В английской литературе особенно ясно выступает связь сентиментализма с предшествующими этапами Просвещения. С философской стороны существенной предпосылкой сентиментализма был сенсуализм Локка, в особенности в той трактовке, какую он получил впоследствии у Юма. Эволюция просветительского реализма от Фильдинга и Смоллета к Стерну и Мэккензи проходит целиком в пределах сенсуалистической философии, но интерес художника постепенно передвигается от изображения внешних, чувственно воспринимаемых явлений к анализу внутренней, психологической реакции субъекта на действительность. Сентименталистам и, в частности, Стерну особенно близок "стыдливый материализм" Юма с его скептическим сомнением в безусловных правах разума. Но Стерн многое черпает и из Локка. Локк, например, стараясь все категории вывести из ощущения, принужден дать субъективный критерий времени, определяя единицу продолжительности как "расстояние между появлением двух идей в нашей душе". Стерн ловит Локка на слове и растягивает описание рождения Тристрама на несколько книг.

    2. Назовите основные темы лирики английского сентиментализма.

    В становлении сентиментализма как литературного направления важная роль принадлежит поэзии. Основные темы сентиментальной поэзии – тема природы и тема смерти. Лирический герой их произведений – ушедший в свои думы отшельник, предпочитающий одиночество и меланхолические размышления о бренности бытия. Настойчивое обращение к теме смерти, представления о потустороннем мире как единственной реальности породили большое количество произведений, объединенных понятием «кладбищенская поэзия». Ее создателями в Англии выступали Юнг и Грей. Одним из наиболее ранних образцов сентиментальной поэзии явились произведения Джеймса Томсона («Времена года»).

    1. Лиро-эпические мотивы в стихотворениях Роберта Бёрнса.

    Язык произведений Бёрнса богат и насыщен. Бёрнс часто использовал сравнения и метафоры. По мнению исследователей, именно метафора делает поэзию поэзией, так как с её помощью создаётся особый образный мир, свойственный поэтическому видению мира. Творчество Р.Бёрнса никогда раннее не рассматривалось с точки зрения реализации метафоры, так как метафора органически связана с поэтическим видением мира. Для творчества Бёрнса характерно чрезвычайно частотное употребление растительной, то есть флористической метафоры. Видимо, это связано с его сельским происхождением. Следовательно, поэт был близок миру природы и глубоко понимал ее суть. Этим и объясняются особенности мировосприятия лирического героя поэзии Бёрнса. От поэзии Бернса исходит здоровый дух чувственности. Его любовная лирика прекрасна. В ней нет ничего от утонченной развращенности поэтов эпохи Реставрации, но она чужда и чопорному целомудрию пуританской лирики.

    1. Основные темы лирики Роберта Бёрнса.

    «Необычайнейшим из людей» и «самым гениальным поэтом Шотландии» назвал Вальтер Скотт Роберта Бернса (Robert Burns, 1759 — 1796), бедного крестьянина, ставшего выдающимся художником слова. Его страна была страной героической и трагической судьбы: в 1707 г. она после тяжелой многовековой борьбы, полной сложнейших перипетий, оказалась соединенной с Англией и испытала ее сильнейшее влияние. В результате быстрого роста буржуазных отношений, огораживания и промышленного переворота начали исчезать древние клановые традиции, произошло массовое обнищание свободных земледельцев и мелких ремесленников. Два восстания против англичан (1715 и 1745 гг.) были жестоко подавлены и привели к еще большему усилению гнета, налогового и бюрократического нажима на беднейшее население. Такова социально-политическая ситуация, в которой развивалось творчество Бернса. С юных лет в его сознании переплетались обостренное чувство национальной гордости прошлым Шотландии и скорбное ощущение трагизма ее настоящего.

    216.Особенности французского Просвещения. Периодизация. Борьба направлений в начале XVIII века Французское Просвещение было боевым, воинствующим, оптимистическим. Просветители верили в разум, прогресс, в совершенствование человеческого рода. Это они дали миру благородный призыв: «Свобода, равенство, братство». Просветители обращались к самым актуальным вопросам своего времени, отличались энциклопеличностью познаний и широтой интересов. Они разрешали проблему человека и его природы, признавая, что люди от природы равны, умственное и нравственное их отличие объясняется различным воспитанием и условиями жизни. Под воспитанием французские просветители, как английские, понимали воздействие на человека не семьи, а среды, в первую очередь - общественных учреждений. Эпоху Просвещения во Франции разделяют на три этапа: Первый (1715—1750) отличался умеренной оппозиционностью: в политике господствовали монархические воззрения, в философии -деистические.

    217.Ш. Монтескье и раннее французское Просвещение. «Дух законов» как идейная программа третьего сословия.

    Мысль об идейной связи между Просвещением и Великой французской революцией была впервые выдвинута уже самими деятелями 1789 г. Они прославляли философов, которые, по их мнению, "давно подготавливали чудесную революцию"(1), (< стр. 145) утверждали, что именно просветители "бросили те запоздалые зерна, которые хорошо укоренились и обещают дать хороший урожай"(2). Революционеры с гордостью объявляли себя наследниками, продолжателями дела, начатого Монтескье, Руссо, Дидро, Мабли, Гельвецием, Вольтером и другими мыслителями(3). Да и противники революции, со своей стороны, тоже были склонны связывать ее с деятельностью просветителей, обвиняя их в невольной причастности к тому перевороту, который совершался на их глазах(4), или же в сознательном "развязывании преступных страстей, породивших революцию"(5).

    218.Характер общественного строя и человека в оценке автора «Персидских писем». Просветительское содержание романа. Французский роман первой половины XVIII в. стал важной частью идейного движения и литературного процесса эпохи Просвещения, он был органически связан с философией и наукой XVIII в., представляя обширный и многосторонний свод передовых знаний. Некоторые разновидности романа XVII в., видоизменившись, перешли в литературу следующего столетия.Французский роман первой половины XVIII в. в своей совокупности представлял собой обширный и многосторонний свод передовых знаний своего времени. Большое внимание в нем уделялось постижению природы человека — одной из главных проблем эпохи Просвещения.Многие проблемы, которые Монтескьё разрешал в своих трактатах, были впервые поставлены им в философском романе «Персидские письма» (1721), написанном в эпистолярной форме.

    1. Политико-нравственные проблемы романа Монтескьё «Персидские письма».

    Многие проблемы, которые Монтескьё разрешал в своих трактатах, были впервые поставлены им в философском романе «Персидские письма» (1721), написанном в эпистолярной форме. Роман Монтескьё мало похож на другие романические произведения его времени с их энергичным развитием действия, многочисленными персонажами, судьбы которых переплетаются в единый узел. У Монтескьё внешнее действие сведено к минимуму. Основные герои романа персы Узбек и Рика, путешествуя по Европе и живя во Франции, пишут письма на родину и получают ответы. Они наблюдают жизнь во Франции и описывают ее, подвергая критике. Монтескьё создал роман на восточную тему, вслед за ним к восточной экзотике обращались многие французские просветители как с целью сатирико-обличительной (критика европейской цивилизации непредубежденным человеком), так и философской. Роман Монтескьё решал философские и политические проблемы

    221.Своеобразие жанра французского философского романа.

    Французский философский роман, при своем самоопределении исходит, на наш взгляд, из трех основных проблемных ситуаций, которые определяют и законы его поэтики. В каждом случае он ориентирован на определенный круг непосредственно заявленных или подразумеваемых философских идей (теорий), но реализация философского содержания может происходить тремя способами:

    1) как полемика, т. е. опровержение неких философских теорий и понятий;

    2) как дискуссия, т. е. столкновение взаимоисключающих точек зрения или теорий, имеющее целью найти истину;

    3) как апология определенной философской теории или системы.

    В дальнейшем в связи с вышесказанным мы будет пользоваться определениями «полемический роман», «роман-дискуссия», «роман-апология».

    222.В чем проявляется специфика французского Просвещения?

    Кроме общей идеологии, которая была присуща Просвещению, в общем, Просвещение Франции можно охарактеризовать в качестве политического радикализма и антиклерикализма. Помимо советских трактатов, европейская историко-философская литература по философии Просвещения изучалась, и в настоящее время иногда изучается преимущественно в качестве идеологического обоснования Великой Французской революции, имея для этого значимые причины. Многие десятилетия французскими просветителями беспощадно критиковались все традиционные общественные институты: монархия, сословная структура общества, церковь, сложившаяся воспитательная система. В сущности, ими велась идеологическая подготовка радикального слома социальной структуры, которая была унаследована феодальным прошлым. Ими были провозглашены новейшие социальные идеалы, в качестве одного из которых выступала свобода.

    223.Роль романного жанра в литературе французского Просвещения и основные его разновидности.

    В XVIII в. заметное место во французской литературе занял роман, наиболее полно отразивший основные этапы просветительского движения. Прежде всего в романе шла разработка принципов реализма, новых приемов раскрытия психологии героев.

    Роман первой половины XVIII в. многое взял из предшествующего периода — и у психологической повести г-жи де Лафайет, и из реально-бытового романа, созданного Сорелем, Скарроном и Фюретьером, и из философско-аллегорического романа Фенелона. Для французского романа первой половины XVIII в. был также очень важен опыт соседних литератур. Так, «Робинзон Крузо» Дефо был переведен во Франции в 1720 г., а «Гулливер» Свифта — в 1727 г. Оба эти произведения были весьма популярны, имели немало переделок, «продолжений» и подражаний. Позднее пришло знакомство и с другими английскими романистами (Филдингом, Ричардсоном и др.).

    224.Как проявляется просветительское начало в мировоззрении Вольтера.

    В основе просветительской идеологии лежит убеждённость в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей состоит в невежестве. Преодолеть своё печальное положение (деспотизм, фанатизм, произвол) люди смогут только через просвещение – либо с помощью «просвещенного монарха», «мудрого законодателя», либо путём постепенного распространения знаний и истинных понятий в народе.Рационализм Просвещения может быть выражен формулой «законы природы суть законы разума»: мир сложился как стройное, внутренне единое целое, в соответствии с простыми и логически связными законами механики. Выдвинувшись на первое место среди других наук, механика вместе с примыкающими к ней математикой и астрономией утвердила стремление объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Разумное стали предельно уподоблять механическому и выводить одно из другого.

    225.В чем особенности драматургии Вольтера?

    Основное направление художественных интересов Вольтера связано с театром. Сам Вольтер считал себя прежде всего писателем-драматургом. Его литературная деятельность открывается трагедией «Эдип» и венчают ее трагедии «Ирина» и «Агафокл». Театр для Вольтера был могучей и действенной трибуной пропаганды новых идей, просвещения народа, в драме он видел «школу добродетели». Вольтеру принадлежат 54 драматических произведения (трагедии, комедии, драмы в прозе, либретто опер, комических опер, дивертисментов). Среди них первое место занимают трагедии, продолжающие традиции театра классического века. Приверженность Вольтера к классицизму нс может быть объяснена консервативностью его Эстетических вкусов. Меньше всего для Вольтера форма классической трагедии была старыми мехами, в которое наливалось новое вино, как писал об ртом в свое время Плеханов. Эта форма отвечала идейным устремлениям писателя.

    226.Как проявляется просветительское начало в мировоззрении Вольтера.

    В основе просветительской идеологии лежит убеждённость в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей состоит в невежестве. Преодолеть своё печальное положение (деспотизм, фанатизм, произвол) люди смогут только через просвещение – либо с помощью «просвещенного монарха», «мудрого законодателя», либо путём постепенного распространения знаний и истинных понятий в народе.Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо «политической»: критика существующих порядков составляла её главный нерв. Но с этим в ней было связано и противопоставление существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума».

    Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта