Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
Скачать 0.75 Mb.
|
227.Покажите особенности жанра философской повести на примере «Кандида». Жанр философской повести возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра — доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины, поэтому его характерная черта — игра ума. Художественный мир философской повести шокирует, активизирует читательское восприятие, в нем подчеркнуты фантастические, неправдоподобные черты. Это пространство, в котором идет испытание идей; герои — марионетки, воплощающие те или иные позиции в философском споре; обилие событий в философской повести нарочитое, позволяющее замаскировать смелость обращения с идеями, сделать для читателя более мягкими, приемлемыми нелицеприятные истины философии. Вершиной цикла и вольтеровского творчества в целом стала повесть “Кандид, или Оптимизм”. 228Система философских образов в повести Вольтера «Кандид». Внешне повесть строится как жизнеописание главного героя, история всевозможных бедствий и несчастий, настигающих Кандида в его странствиях по свету. В начале повести Кандид изгнан из замка барона Тундер-тен-Тронка за то, что посмел влюбиться в дочь барона, прекрасную Кунигунду. Он попадает наемником в болгарскую армию, где его тридцать шесть раз прогоняют через строй и бежать откуда ему удается только во время сражения, в котором полегло тридцать тысяч душ; потом переживает бурю, кораблекрушение и землетрясение в Лиссабоне, где попадает в руки инквизиции и едва не погибает на аутодафе. В Лиссабоне герой встречает прекрасную Кунигунду, также претерпевшую множество несчастий, и они отправляются в Южную Америку, где Кандид попадает в фантастические страны орельонов и в Эльдорадо; через Суринам он возвращается в Европу, посещает Францию, Англию и Италию, и завершаются его странствия в окрестностях Константинополя, где он женится на Кунигунде и на принадлежащей ему маленькой 229.Особенности художественного стиля повести Вольтера «Кандид». «Кандид» Вольтера – философская сатирическая повесть, которая была создана в середине восемнадцатого века, но некоторое время запрещалась в силу немалого количества непристойных сцен. В произведении идет речь об оптимизме и пессимизме, людских пороках и вере в лучшие качества человекаВольтер – французский писатель эпохи Просвещения. Им создан ряд философских художественных произведений, не лишенных острой обличительной сатиры. Вольтеру крайне не нравилось могущество церкви, о чем он не раз высказывался. Он был ярым борцом против идеализма и религии и опирался в своих философских трактатах исключительно на научных достижени. Философская повесть - повествование, которое осуществляет синтез философии и художественной литературы. Для философской повести характерным является тип героя-наблюдателя, используется приём взгляда со стороны Также для философской повести характер не фантастический хронотоп. В "Кандиде" - это описание утопической страны Эльдорадо Образ автора и образы повествователей в романе Монтескье «Персидские письма». Французский роман первой половины XVIII в. стал важной частью идейного движения и литературного процесса эпохи Просвещения, он был органически связан с философией и наукой XVIII в., представляя обширный и многосторонний свод передовых знаний. Некоторые разновидности романа XVII в., видоизменившись, перешли в литературу следующего столетия. Среди произведений первой половины XVIII в. можно обнаружить авантюрный роман, в какой-то мере восходящий к бытописательному; псевдоисторический, больше тяготевший к роману прециозному; философско-утопический, имевший одним из истоков роман-утопию XVII в.«Персидские письма» — роман в письмах Шарля Луи де Монтескье, французского писателя-просветителя. Роман завершен в 1721 г. и тогда же впервые анонимно опубликован в Амстердаме. Потомственный дворянин, унаследовавший от деда должность председателя городского парламента, Монтескье в 1717-1721 гг. занимался научными исследованиями в Академии г. 231.Как проявляются эстетические взгляды Дидро при рассмотрении им понятия «прекрасное»? Эстетическая система Дидро представляет собою основной и решающий этап в развитии художественной культуры французской буржуазии. Если картезианство в философии и эстетике явилось первой значительной и научно-обоснованной системой буржуазного мировоззрения, отражающей наступательное движение буржуазии в обществе, то материализм французских просветителей XVIII столетия, и, в частности, материализм Дидро, отражает уже революционные устремления борющейся за общественно-политическую и культурную гегемонию буржуазии. Двойственность, компромиссность буржуазии XVII столетия, недоразвитость и противоречивость ее «самосознания», нашедшие свое отражение в философском дуализме картезианства, сменяются революционной целеустремленностью, решительностью, непримиримостью буржуазного сознания XVIII столетия, нашедшего свое отражение в материалистическом монизме французских просветителей. 232.Философские и эстетические взгляды Дидро. Дидро был замечательным диалектиком, значительно преодолевшим метафизические представления о мире, которые господствовали в XVIII веке. В своих работах он проводит мысль о самодвижении природы, не нуждающейся в своем развитии в потусторонней силе — в боге. Материя, являющаяся единственной субстанцией всего сущего, состоит, как полагает Дидро, из мельчайших самодеятельных частиц — молекул, находящихся в постоянном брожении и взаимодействии друг с другом. Они обладают чувствительностью, способностью к изменению, и все живые существа представляют собой результат эволюции простейших организмов 233.Основные положения учения Дидро о драме и о театре. Важнейшее место в эстетике Дидро занимает теория драмы. Она сложилась в борьбе с придворным классицизмом, главным образом с эпигонами Корнеля, которые, не взирая на обозначившуюся в XVIII веке историческую обреченность абсолютизма, по-прежнему воспевали героев, умирающих за интересы монархии. Дидро отмечает фальшивость их гражданской патетики, лишенной подлинного чувства. Основной недостаток классицистской трагедии Дидро видит в холодности. В ней, по его убеждению, действуют не живые, непосредственные люди, а надменные полководцы, короли, давно разучившиеся чувствовать и говорить просто и естественно. «Болтовню, противоположную подлинному голосу страсти,— пишет Дидро,— мы называем «тирадами». Ничто не вызывает больших рукоплесканий и не свидетельствует вместе с тем о самом худшем вкусе». Дидро считает, что придворно-аристократическая среда не то место, где писатель может найти своего героя. Тут чопорный санов-аик вытеснил человека. 234.Дени Дидро - создатель «Энциклопедии». Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро («Письмо о слепых в назидание зрячим», «Парадокс об актере»). Дени Дидро (Denis Diderot, 1713 — 1784), великий философ и писатель, был выдающимся пропагандистом, идеологом, организатором. В своем многообразном творчестве он исследовал философские, социально-политические, эстетические проблемы. Главным практическим делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел», выходившей с 1751 по 1780 г. и состоявшей из 35 томов (11 справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). Желая сделать это издание научно-значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных философов, ученых, крупнейших специалистов во всех областях знаний, писателей, художников, музыкантов своего времени. Таким образом, «Энциклопедия» обобщила все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в. Вторым человеком в редакции «Энциклопедии» был Жан Лерон д’Аламбер, выдающийся философ, 235.«Монахиня» Дидро как произведение просветительского реализма. Характер психологизма в романе. Роман «Монахиня» отличается глубоким психологизмом. Душевные метания героини переживают эволюцию: от сомнений, от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту. Кроме того, это и публицистическое произведение, утверждающее личные и общественные права человека. Философский диалог Дидро «Племянник Рамо». Парадокс как основной художественный приём. Афористичность как способ создания диалога и речевая характеристика героев 236.Критика религии и государства в романе Дидро «Монахиня». время работы над своим вторым крупным произведением, романом «Монахиня», Дидро писал: «Я не думаю, что когда-нибудь была написана более ужасная сатира против монастырей». В 1760 году эту точку зрения смогли разделить с писателем его близкие друзья, а еще позже (опубликован роман был лишь в 1796 года, уже на спаде Великой Французской революции, когда исчезли все препятствия к его появлению) и читатели, на которых роман произвел большое впечатление. Интересно, что прямота и уверенность, с которой Дидро так высказался о собственном произведении, не вызывает нареканий, так как слова его представляются абсолютной правдой: сложно вспомнить писателей, которые бы обрушивались на церковные и общественные порядки с такой же яростной критикой. Жестокость, ханжество, приспособленчество, утрата моральных, духовных (в том числе семейных) ценностей, лицемерие - во всех этих пороках Дидро уличает собственных персонажей. 237.В чем проявляется просветительское начало в повестях Дидро «Монахиня» и «Племянник Рамо» Вершиной художественной прозы Дидро стала небольшая по объему философская повесть "Племянник Рамо". В данном произведении отвергнуто любую фабульнисть, даже как вспомогательный сопроводительное средство. Герой философского диалога (именно так определяем жанр произведения) - реальное лицо, племянник знаменитого композитора Рамо, Жак-Франсуа Рамо, человек, безусловно, одаренный, однако еще в большей степени безрассудная и ленивая. Он без особого успеха пробовал свои силы как в музыке, так и в поэзии, однако на всю жизнь остался интеллигентным нищим, количество которых особенно возросла в преддверии революционных событийОбраз племянника Рамо - это конкретное выразительности типа людей с так называемой "разорванной сознанием", что питалась расписанию и гниением старого общества. "Не следует забывать, - отмечает племянник Рамо, - что в таком изменчив предмете, как нравы, нет ничего безусловно, существенного и вообще верного или ложного, кроме того правила, что нужно быть 238.Новые формы исповедальности в антиклерикальном романе Дидро «Монахиня Антиклерикальный - направленный против влияния церкви или церковной касты в политике. Роман Д. Дидро «Монахиня», созданный в 1760-м году, вышел в свет через тридцать шесть лет, уже после смерти автора. Вероятно, неопубликованное при жизни философа произведение не воспринималось им как достаточно важное для его творчества. Однако его психологизм, откровенность, задушевность и, конечно же, философское звучание превратили историю девушки Сюзанны в любимое читателями произведение. Дени Дидро создал необычный с точки зрения композиции роман, книгу-исповедь, придав ей форму записок, адресованных героиней своему предполагаемому покровителю.Жанр исповеди изначально не являлся литературным, он приобрел художественное звучание с развитием психологизма в творчестве писателей Нового времени. В это же время в композиции произведений часто используются письма, мемуары, записки, отрывки из судового журнала. 239.Особенности просветительского образа – героиня романа Дидро «Монахиня». другая – несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман “Монахиня” в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. Роман был написан во второй половине 1760 года.публика получила возможность познакомиться с этим произведением лишь в 1796 году, спустя 12 лет после смерти его создателя. История рождения замысла у Дидро и сама судьба его представляет значительный интерес. Конец 50-х годов 18 века во Франции принес сенсационные разоблачения тайн монастырских стен, частных случаев изуверства, происходящих за ними. Монастырский быт стал предметом оживленного общественного обсуждения. Будто бы от лица монахини он вместе со своими друзьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие в монастырях нравы. Принципы художественного психологизма в романе Дидро «Монахиня». Особенности художественного стиля повести Дидро «Племянник Рамо». Проблематика и художественное своеобразие философских повестей Д.Дидро («монахиня», «племянник рамо»). 2013-12-28. 4537. ... Другой характерной особенностью культуры французского Просвещения был ее универсализм, энциклопедичность, проявившиеся уже на раннем этапе, задолго до создания знаменитой Энциклопедии. Взаимопроникновение наук и литературы, с одной стороны, наложило свой отпечаток на стиль научных сочинений -изящный, гибкий, остроумный, с другой стороны, придало теоретическую глубину и масштабность научного обобщения произведениям художественным. Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» 241.Социальные, политические и философские взгляды Руссо. Власть и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому потерял свою свободу. "Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях", -- писал он. Он считал, что власть должна принадлежать самому народу, требовал, чтобы каждый трудился. Он призывал к тому, чтобы была допущена только мелкая собственность, а собственность дворян-феодалов была уничтожена. Это учение Руссо в его время было революционным. Оно выражало интересы мелких собственников (ремесленников, крестьян) и вело к утверждению буржуазного строя. Идеал Руссо -- это мелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное на этой собственности и на труде каждого. Рассматривая вопрос о восприятии окружающего нас мира, Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Но он не мог делать из этого положения материалистических выводов. 242.(«Рассуждения», «Общественный договор» и др.). Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль». В жизни и творчестве Ж.-Ж. Руссо «Эмиль» занимает центральное место. Это наиболее полное и последовательное изложение его идей и поныне сохраняет большой интерес для педагогов, которым оно и предназначалось. «Эмиль» последовал непосредственно за «Новой Элоизой», на страницах которой Руссо высказал суть тех положений педагогики, которые он развил в «Эмиле». Там мы находим основные положения «Общественного договора», который к тому времени был уже опубликован, хотя в «Эмиле» дело представлено так, будто он еще и не появлялся. К этому времени Руссо уже порвал с энциклопедистами, которые не пощадили его книгу. Начинается настоящее преследование. Парижский парламент осуждает книгу на сожжение, и защитники Руссо во избежание ареста помогают ему перебраться в Швейцарию. Обвинение следует за обвинением: книгу осуждает Сорбонна, архиепископ Парижский, Женева, гражданином которой является Руссо, Голландия, где для «Эмиля» нашелся издатель. 243.«Новая Элоиза» и жанр сентиментального романа. «Ю́лия, и́ли Но́вая Элои́за» (фр. Julie ou la Nouvelle Héloïse) — роман в письмах, написанный Жан-Жаком Руссо в 1757—1760 годы. Одно из центральных произведений литературы сентиментализма, породившее моду на «сельский вкус» и швейцарские пейзажи.Вторая часть названия отсылает читателя к средневековой истории любви Элоизы и Абеляра, на которую похожа судьба главных героев романа Юлии д’Этанж и Сен-Прё. Роман пользовался огромным успехом у современников. За первые 40 лет «Новая Элоиза» только официально переиздавалась 70 раз, — успех, какого не имело ни одно другое произведение французской литературы XVIII века[Сен-Прё, одарённый молодой человек незнатного происхождения, работает в усадьбе на берегу швейцарского озера домашним учителем дочери барона д’Этанжа и, подобно средневековому Абеляру, влюбляется в свою ученицу — Юлию. Та отвечает ему взаимностью и даже дарит первый поцелуй. 244.Тип психологического анализа в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» Новая Элоиза" - произведение сентиментализма. Таким образом, "Юлия, или Новая Элоиза" являясь произведением сентиментализма, утверждает естественное чувство и культ природы, противопоставляя порочной цивилизации. Руссо создал новый тип возвышенно эмоционального пейзажа, связанного с переживаниями героя. Пронизанный лиризмом психологический анализ Руссо определил характер дальнейшего развития европейского романаРоман по жанру – любовно-психологический, эпистолярный роман. Сюжет выдержан в рамках сентиментализма - любовь знатной девушки Юлии к своему учителю Сен-пре, их переписка. Совершает провокационные действия, пишет откровенное послание. В последующем ее поведение станет примером для подражания (Т.Ларина). Основная мысль романа – люди имеют право на любовь вне зависимости от сословий и естественность в их отношениях им на ползу. Половодье чувств, эмоций, с точки зрения Руссо, является естественным состоянием человеку и служит ему на пользу. 245.Проблема нравственной ценности человека в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» «Новая Элоиза» занимает выдающееся и, можно сказать, основополагающее место в эволюции чувства природы и ее изображения в искусстве. Уже начиная с заголовка, Альпы вводятся в сюжет в качестве конструктивного элемента. В поэзии до Руссо, особенно в XVI—XVIII веках, функция пейзажа, как правило, не выходила за пределы украшения или поэтического иносказания, Роман аналитический и любовный, нравоучительный и бытовой, часто тяготевший к документально-деловой форме, был совершенно лишен чувства природы. Лишь у Руссо, в соответствии с той ролью, которую природа играет в его мировоззрении, пейзаж становится важным моментом в развитии поэтической концепции, своего рода определяющим «условием», как параллель общественным условиям. Описание гор Вале, пустынных скал Мейери, знаменитое описание Женевского озера, картины дикой девственной природы были настоящим открытием для европейского романа. |