Главная страница
Навигация по странице:

  • семейно-бытовой психологический роман

  • Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе XVIII века.

  • Особенности психологического романа Ричардсона (эпистолярная форма).

  • Ричардсон – создатель семейно-бытового романа. Особенности его взгляда на человека.

  • 193. Роман Филдинга " История Тома Джонсона найденьша"высшее достижение просветительского реализма,картина социальной действительности Англии середины 18 века.

  • 194. Просветительский гуманизм Филдинга. Тип просветительского идеала в романе Генри Филдинга "История Тома Джонса, найденьша".

  • 195. Главный герой романа Генри Филдинга "История Тома Джонса найденьша" тип просветительского образа.

  • 196. Особенности композиции и системы образов романа "История Тома Джонса найденыша"

  • 197. Эстетика комических романов Филдинга.

  • 198. Генри Филдинг как теоретик жанра романа. "История Тома Джонса,найденыша" композиция, система образов,способы типизацы,черты новаторства.

  • Как проявляется отношение к «человеческой природе» в изображении Филдингом персонажей в романе «История Тома Джонса, найденыша»

  • Герой его лучшего романа — «История Тома Джонса-найденыша

  • Новаторство Филдинга в изображении характера героя на примере образа Тома Джонса.

  • В чем суть полемики Филдинга с Ричардсоном

  • Новаторство «парадоксальных» романов Л. Стерна. Лоренс Стерн как представитель сентиментализма.

  • Определите место Стерна в литературе европейского Просвещения.

  • Психологизм как художественно-структурная основа романа Стерна «Сентиментальное путешествие».

  • Роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Особенности формы. Место романа в европейской литературе.

  • Роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Характеристика главного героя. Проблема природы человека.

  • Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
    АнкорЖамшид
    Дата27.06.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
    ТипДокументы
    #617655
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Тип просветительского идеала в романе Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» Если в творчестве Дефо и Свифта основное место занимал приключенческий роман и роман путешествий, то Самюэл Ричардсон создал семейно-бытовой психологический роман, в котором изображалась повседневная жизнь буржуазной семьи. Герои Дефо и Свифта представали перед читателями в необычайных обстоятельствах и неожиданных ситуациях. Ричардсон изображает людей в будничной обстановке семьи и дома. Не случайно в романе «Кларисса» приведены слова Ювенала, которые могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Ричардсона: «Если ты хочешь познать нравы человеческого рода, тебе довольно и одного дома». При всей умеренности взглядов Ричардсона, прославлявшего буржуазные добродетели, в его романах раскрываются жестокость и бесчеловечность существующих нравов. В ряду английских просветителей Ричардсон первый придал описанию частной жизни глубокий драматизм.


    1. Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе XVIII века.

    Период зрелого Просвещения в Англии 40-40-х гг. XVIII в. отмечен бурным расцветом просветительского реалистического романа. Популярные в раннем Просвещении драма, памфлет, эссе перестают быть ведущими жанрами. Роман становится ведущим средством пропаганды и популяризации просветительских идей. Роман эпохи Просвещения генетически связан с традициями плутовского романа, романом «Дон Кихот» Сервантеса, повествовательной прозой XVIIв. Вместе с тем, просветительский роман существенно от них отличается в идейном и художественном отношении. Просветительский роман обращается к изучению повседневной частной жизни, вводит в литературу нового героя, ставит и решает новые, актуальные для своего времени философские, социальные и этические проблемы.


    1. Особенности психологического романа Ричардсона (эпистолярная форма). Важный этап становления европейского просветительского романа связан с творчеством С. Ричардсона . Как бы поясняя обдуманную интроспективность своих романов, он цитирует в «Клариссе» стихи Ювенала: «Если ты хочешь познать человеческие нравы, тебе довольно и одного дома...». Но в четырех стенах «одного дома» — будь то загородная усадьба мистера Б., Гарлоу-плейс или меблированные комнаты в Лондоне — бушуют такие душевные бури, какие редко встретишь в романах Дефо. Ричардсон достигает необычайной интенсивности в изображении психологических конфликтов, борения чувств и мыслей. «Драматическое повествование» — так определял он жанр своего романа «Кларисса, или История молодой леди, охватывающая важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, проистекающие из дурного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку». Эпистолярная форма позволила писателю совершить подлинные открытия в изображении душевной жизни людей. Первый роман Ричардсона, «Памела», состоит почти целиком из писем главной героини.

    2. Ричардсон – создатель семейно-бытового романа. Особенности его взгляда на человека.

    Ричардсон вошел в литературу как создатель нравоучительного психологического семейно-бытового романа. Он по праву считается предтечей сентиментализма в жанре романа. Ричардсон оказал влияние не только на развитие отечественной, но и европейской просветительской литературы. Он был среди тех, кто представлял умеренное крыло просветителей, придерживавшихся пуританско-религиозного образа мыслей.

    Сэмюэль Ричардсон родился в графстве Дерби в семье талантливого умельца-столяра, неплохого рисовальщика, понимавшего толк и в архитектуре. В семье было девять детей, жила она очень бедно. Единственное образование, которое удалось получить Ричардсону,— Это сельская приходская (4-классная) школа, куда Ричардсона отдали с 7 лет. Мальчик отличался любознательностью, умением не только толково и умело пересказать прочитанное, но и складно добавить что-то от себя..

    193. Роман Филдинга " История Тома Джонсона найденьша"высшее достижение просветительского реализма,картина социальной действительности Англии середины 18 века.

    Просветительский реализм зрелого периода представлен в Англии творчеством Генри Филдинга. Романист, драматург, создатель английской политической комедии, блестящий публицист, Филдинг выступил и как первый теоретик романа. Его творчество явилось вершиной английского просветительского реализма. По своим взглядам Филдинг принадлежал к радикально-критическому, антипуританскому направлению в английском Просвещении. Мировоззрение Филдинга материалистично и проникнуто жизнерадостным свободомыслием; ему свойственны жизнеутверждающий гуманизм и светлый взгляд на человеческую природу. Преклоняясь перед разумом, он с полным доверием относился и к чувственной природе человека, отстаивая мысль о его праве на всю полноту земного счастья.

    194. Просветительский гуманизм Филдинга. Тип просветительского идеала в романе Генри Филдинга "История Тома Джонса, найденьша".

    Высшее достижение писателя — роман “История Тома Джонса, найденыша”, 1749 г. он имел такой успех, что за один год понадобилось четыре издания, не считая еще нескольких выпущенных издателями-“пиратами”, ни пенса не заплатившими автору. Книгу раскупали в первые же 2-3 дня, как только она появлялась в продаже. Добрый юмор и смелая сатира сочетаются в произведениях Филдинга. Под его пером английский роман приобрел новые черты, которые будут характерны для него и в XIX веке. Филдинг отказался от эпистолярной формы романов Ричардсона, чрезвычайно популярных в его время, и избрал повествование от лица автора, отказавшись от мемуарной и эпистолярной форм; в произведении появились портрет, пейзаж, остроумный диалог, яркие бытовые сцены. “История Тома Джонса” вобрала в себя элементы всех видов прозаического повествования: приключенческий, плутовской, семейно-бытовой роман, роман “большой дороги”,

    195. Главный герой романа Генри Филдинга "История Тома Джонса найденьша" тип просветительского образа.

    Роман описывает нравы, бытовавшие в первой половине XVIII века, глазами современника главных героев. Это даёт возможность узнать не только исторические события, но и прочувствовать дух той эпохи.

    Почти все главные персонажи романа списаны с натуры: Олверти — отчасти Джордж. Литтлтон, школьный товарищ писателя, много ему помогавший, отчасти Ральф. Аллен, добрый гения семьи автора. Софья вестерн — покойная жена Филдинга Шарлотта Крейдок. Тому противопоставлен законный наследник имения — племянник мистера Олверти, Блайфил. Юноши воспитаны одним и тем же учителем, но глубоко различны по натуре.

    196. Особенности композиции и системы образов романа "История Тома Джонса найденыша"

    Вершиной английского просветительского романа явилось творчество Филдинга — наиболее демократического из буржуазных романистов XVIII в. Филдинг начал писать романы, будучи уже зрелым человеком, известным драматургом и публицистом. На собственном опыте он хорошо изучил изнанку буржуазной жизни. Моральной возвышенности героинь Ричардсона, их пуританской добродетели (которую Филдинг воспринимает как лицемерие или расчет) он противопоставляет свободное проявление человеческих страстей и естественную доброту человеческого сердца. Филдинг убежден в доброй основе «естественного человека». Его герои — это живые люди; им присущи человеческие слабости, они совершают промахи и ошибки, иногда серьезные. Автор любит их и добродушно смеется над ними: юмор — характерная особенность его реализма. Филдинг разрушает камерность романов Ричардсона: он не ограничивается обитателями одного дома — он хочет показать «нравы многих людей».

    197. Эстетика комических романов Филдинга.

    Опыт, накопленный Филдингом-драматургом, сказавшийся в двух его первых романах, блистательно воплотился в «Томе Джонсе», шедевре писателя, принесшем ему мировую известность. Над этим многостраничным эпическим сочинением (подобные более чем внушительные объемы, вообще, отличали многие английские романы XVIII в., да и последующих эпох) Филдинг трудился дольше обычного — около шести лет. И в центре этого романа — не плебей и не аристократ, а подкидыш-бродяга. Есть в нем и множество других типов и характеров, от людей из «низов» до «сливок» общества, представителей лондонского "света".

    Основа сюжета — жизненные перипетии Тома Джонса, сироты, подброшенного в дом помещика-сквайра Олверти, человека доброго, воспитывающего сироту. В юном возрасте он влюбляется в красавицу Софью Вестерн, дочь соседа, состоятельного помещика. Та отвечает ему взаимностью.

    197. Эстетика комических романов Филдинга.

    Опыт, накопленный Филдингом-драматургом, сказавшийся в двух его первых романах, блистательно воплотился в «Томе Джонсе», шедевре писателя, принесшем ему мировую известность. Над этим многостраничным эпическим сочинением (подобные более чем внушительные объемы, вообще, отличали многие английские романы XVIII в., да и последующих эпох) Филдинг трудился дольше обычного — около шести лет. И в центре этого романа — не плебей и не аристократ, а подкидыш-бродяга. Есть в нем и множество других типов и характеров, от людей из «низов» до «сливок» общества, представителей лондонского "света".

    Основа сюжета — жизненные перипетии Тома Джонса, сироты, подброшенного в дом помещика-сквайра Олверти, человека доброго, воспитывающего сироту. В юном возрасте он влюбляется в красавицу Софью Вестерн, дочь соседа, состоятельного помещика. Та отвечает ему взаимностью.

    198. Генри Филдинг как теоретик жанра романа. "История Тома Джонса,найденыша" композиция, система образов,способы типизацы,черты новаторства.

    История Тома Джонса, найденыша» - лучшее произведение Филдинга, вершина просветительского реалистического романа в Англии. Роман можно назвать положительной программой Филдинга. Просветительский реализм достигает здесь высокой степени социальной проницательности, сохраняя еще всю полноту своего оптимизма. Воспроизведенная в «Томе Джонсе» картина современной писателю социальной действительности правдива и многогранна. Место действия в романе - деревня и город, помещичьи усадьбы и столичные салоны, придорожные гостиницы и ярмарки, тюрьмы и жилища бедняков. В романе изображены люди различных социальных слоев: дворяне, крупные и мелкие буржуа, служители церкви, бездомные бродяги, судейские чиновники. Выдвинутый в «Джозефе Эндрюсе» принцип панорамности получил в «Томе Джонсе» свое блестящее развитие.

    1. Как проявляется отношение к «человеческой природе» в изображении Филдингом персонажей в романе «История Тома Джонса, найденыша»?

    Генри Филдинг как создатель английского романа дороги. Реалистическая картина английской действительности 18в в романе «История Тома Джонса, найденыша». Вершиной англ просветительского романа явилось творчество Филдинга — наиболее демократического из буржуазных романистов 18в. Филдинг начал писать романы, будучи уже зрелым человеком, известным драматургом и публицистом. На собственном опыте он хорошо изучил изнанку буржуазной жизни. Моральной возвышенности героинь Ричардсона, их пуританской добродетели (которую Филдинг воспринимает как лицемерие или расчет) он противопоставляет свободное проявление чел страстей и естественную доброту чел сердца. Ф. убежден в доброй основе «естественного чела». Его герои — это живые люди; им присущи чел слабости, они совершают промахи и ошибки, иногда серьезные. Герой его лучшего романа — «История Тома Джонса-найденыша» (1749 г.) — это чел вообще, «естественный чел» эпохи Просвещения.

    1. Новаторство Филдинга в изображении характера героя на примере образа Тома Джонса. Вершиной английского просветительского романа явилось творчество Филдинга — наиболее демократического из буржуазных романистов XVIII в. Филдинг начал писать романы, будучи уже зрелым человеком, известным драматургом и публицистом. На собственном опыте он хорошо изучил изнанку буржуазной жизни. Моральной возвышенности героинь Ричардсона, их пуританской добродетели (которую Филдинг воспринимает как лицемерие или расчет) он противопоставляет свободное проявление человеческих страстей и естественную доброту человеческого сердца. Филдинг убежден в доброй основе «естественного человека». Его герои — это живые люди; им присущи человеческие слабости, они совершают промахи и ошибки, иногда серьезные. Автор любит их и добродушно смеется над ними: юмор — характерная особенность его реализма. Филдинг разрушает камерность романов Ричардсона: он не ограничивается обитателями одного дома — он хочет показать «нравы многих людей».




    1. В чем суть полемики Филдинга с Ричардсоном?

    Однако суть полемики с Ричардсоном заключалась не в комическом обыгрывании отдельных ситуаций и приемов. Филдинг выступил с решительным осуждением притворства и тщеславия, с критикой социальных противоречий. Не случайно в конце романа появляется Памела, ставшая женой мистера Буби[2] и воплощающая ненавистные для Филдинга ханжество, лицемерную добропорядочность и сословную спесь. Если ричардсоновская Памела проявляет стойкую добродетель и вознаграждается богатством и положением в обществе, то филдинговский Джозеф оказывается изгнанным из дома леди Буби; он сталкивается с жизненными трудностями, но проявляет себя смелым, отзывчивым и подлинно благородным человеком. Филдинг противопоставляет истинную человечность своего героя лицемерной добродетельности Памелы.

    1. Новаторство «парадоксальных» романов Л. Стерна. Лоренс Стерн как представитель сентиментализма.

    Самым крупным представителем сентиментализма был Лоренс Стерн (1713— 1768). Его роман «Сентиментальное путешествие» дал название всему литературному направлению. В «Тристраме Шенди» Стерн пародирует весь идейно-художественный строй просветительского романа: он издевается над здравым смыслом буржуа — героя литературы XVIII в. и находит крупицы поэзии только в эксцентрических причудах и добром сердце своих милых чудаков из Шенди Холла — этого последнего осколка старой патриархальной Англии. Произведение Стерна глубоко уходило своими корнями в почву реалистическихтрадиций английской и мировой литературы. И вместо с тем оно представляло собойакт открытого неповиновения традициям. Роман Стерна был и похож, и демонстративнонепохож на все романы, которые под разными наименованиями - "Жизни и удивительныхприключении...", "Похождений..." или "Истории..." такого-то героя или героини- предлагали читателям Дефо, Ричардсон, Фильдинг и Смоллет.

    1. Определите место Стерна в литературе европейского Просвещения. Вторая половина XVIII столетия в Англии — это время перемен в экономической, философской, социальной и культурной жизни страны. Происходят значительные изменения и в английской литературе. Основным литературным направлением этого периода становится сентиментализм. Однако возникает он гораздо раньше. В рамках философии и литературы Просвещения первые сентименталистские тенденции появляются еще в середине 30-х годов, в произведениях наиболее крупных английских поэтов того времени: Джеймса Томсона, Эдварда Юнга, Томаса Грея. Позднее элементы сентиментализма проникают в прозу (романы Оливера Голдсмита и Генри Маккензи). Но наивысшего расцвета это направление достигает в творчестве одного из наиболее выдающихся писателей XVIII столетия — Лоренса Стерна. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества.




    1. Психологизм как художественно-структурная основа романа Стерна «Сентиментальное путешествие».

    Роман «Сентиментальное путешествие» продолжает линию творческих исканий Стерна после «Жизнь и мнения Трастрама Шенди, джентльмена». Уже в самом названии его сформулирована художественная программа писателя. Путешествие пастора Йорика по Франции - это путешествие «сентиментальное», и потому было бы напрасным искать в его описании точные факты или определенные события. Стерн передает движение душевной жизни своего героя - натуры восприимчивой и чувствительной. Основная сфера интересов Стерна романиста - изображение мира чувств. Первостепенное значение приобретает то, каким образом воспринимает Йорик увиденное, какие ассоциации рождает у него та или иная встреча, то или иное впечатление.

    1. Роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Особенности формы. Место романа в европейской литературе.

    оман резко отличается от всего написанного в английской литературе, это скорее затянувшееся путешествие во времени, путешествие в сознании. Если ранее худ-я лит-ра предполагала динамичный сюжет, что являлось главной интригой для читателя, то здесь важными становятся размышления по поводу сюжетных действий. Все это позволяет говорить о новом отношении сентиментального героя к окружающему миру.
    В «Сентиментальном путешествии» нет строгой жанровой модификации, он начинается и заканчивается на полуфразе. При этом Стерн пародирует устоявшуюся в английской литературе жанровую форму романа – путешествия. Самым главным становятся не географические особенности, а путешествие во внутренний мир героя. Выбор героя также необычен. С одной стороны, это пастор, священник, лицо, самим саном своим призванное быть серьезным и разумным, а с другой - шут, ведущий свою родословную, по его же признанию, от шекспировского шута Йорика. 

    1. Роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Характеристика главного героя. Проблема природы человека.

    Центральный герой «Сентиментального путешествия», -- пастор Йорик. Имя Йорик заимствовано Стерном из шекспировской трагедии «Гамлет». Оно символично уже само по себе. В нем сочетаются крайние полюсы: шутовство и напоминание о смерти. Но имя Йорик напоминает еще и о Йоркшире. Это карикатура на собственный характер и своеобразная автопародия. Йорик -- сельский священник, к которому постоянно обращаются за помощью. И он никому не отказывает. В «Сентиментальном путешествии» (1768) этот образ резко меняется и приобретает необычайную сложность и противоречивость. Здесь рассказ ведется от первого лица. Рассказчиком выступает пастор Йорик. «Сентиментальное путешествие» -- программное произведение Стерна. В нем последовательно проводятся главные принципы эстетики писателя, углубляется взгляд на мир, получивший отражение уже в первом романе.
    1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта