Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
Скачать 0.75 Mb.
|
266. Идейно нравственная проблематика "Разбойников" Шиллера. Разбойники». – трагедия о дисгармонии в современном мире, о вражде и ненависти в человеческих взаимоотношениях. Следуя идейным и художественным принципам «Бури и натиска», Шиллер придал протесту главного героя чрезвычайно обобщенные, едва ли не космические очертания. Обнаружив чудовищные преступления своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как проявление порочности всей природы, как пробуждение древней распри в человеч. роде и возомнил себя божественным мстителем; однако избранная им форма социального возмездия — разбой — не могла не прийти в противоречие с его возвышенными намерениями. В герое Шиллера, еще декларативном, намечен трагический характер, готовый нести полную меру ответственности за все совершенное. В первой драме Шиллера угадываются различные стилевые тенденции: · шекспировская трагедийность · метафоричность барокко · руссоистская риторика · штюрмерская громогласность 267. Особенности социально нравственного контраста в драме Шиллера "Разбойники". Шиллер, начиная уже с «Разбойников», существенно изменяет общественные масштабы, принятые в произведениях «Бури и натиска». С опозданием у Шиллера довершается сделанное писателями этого направления, но при этом Шиллер доводит до предела возможности «Бури и натиска». Биологи говорят о предельном, одинаковом для всех организмов наибольшем расстоянии, по какому может распространяться передача жизни: оно равно земному экватору. По некоторой аналогии можно было бы сказать, что у большого художника сходная тенденция: особую жизнь, полученную им в собственное его распоряжение, он стремится распространить на весь видимый общественный мир — «по экватору» этого мира, и тогда эта жизнь проходит проверку, определяются характер ее и ценность ее. Жизненное содержание, перешедшее к нему от «Бури и натиска», Шиллер тоже стремится расширить до максимальных размеров, доступных для него. 268. Тип просветительского образа герой драмы Шиллера "Разбойники". Карл Моор – типичный штюрмерский герой, “бурный гений”, одиночка, решившийся на бунт против всего общества. С гневом клеймит он свой постыдный век: “Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов, способный только пережевывать подвиги былых времен”. Карл Моор оклеветан с помощью подложных писем своим собственным братом Францем. Доведенный до отчаяния, Карл становится атаманом разбойников и начинает борьбу против ненавистного ему порядка, пытается в одиночку восстановить справедливость.статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф».Для русской аудитории «Разбойники» — это, прежде всего выражение революционного протеста против политического деспотизма с ярко выраженной антифеодальной составляющей. 269. Драма Шиллера "Разбойники" как воплощение идей "Бури и натиска". "Буря и натиск". Это движение занимает антисоциальную позицию. Как можно догадаться, общество, его пути развития и т.д. – всё это его не устраивает. Это предромантизм. Основной конфликт – человек против общества(но не только по идеям, а и по социальному положению). Вообще, социальный вопрос там заострён и явно не в пользу общества. Ещё одна фишка – сознательно сниженная лексика. У Ленца есть роман «Гувернёр», который почти повторяет руссовскую «Юлию», но там герой-гувернёр – грубее, да и вся жизнь гораздо жёстче. Например, гувернёр намеренно соблазняет ученицу, чтобы отомстить за социальное неравенство, а сама девушка соблазняется весьма охотно, потому что ей скучно. Хотя, надо сказать, Руссо у себя в романе тоже восстанавливает социальные связи, но не так грубо, как Ленц. Язык у Ленца не классический. И получается так: с одной стороны – реалистичность, а с другой – соединение гротеска и пафоса. 270. Специфика положительных героев в драме Шиллера "Коварство и любовь". Центральные положительные герои драмы — Фердинанд и Луиза. Оба они принадлежат к тому поколению людей XVIII века, которое было воспитано на литературе сентиментализма на «Новой Элоизе» Руссо, «Памеле» и «Клариссе» Ричардсона, «Страданиях молодого Вертера» Гете. Этого нельзя забывать при оценке характеров и доступков положительных героев молодого Шиллера. Их действиями часто руководит не столько разум, сколько сердце, не расчет, а сильное чувство. Фердинанд и Луиза восстают против сословных преград во имя свободы чувств,во имя неотъемлемых прав человеческой личности.Демократизм Шиллера с особой силой проявился в той симпатии, с какой он обрисовал характер героини шрамы. Не следует забывать, что в сущности именно Луиза явилась первой героиней из народа в немецкой драме. Шиллер показал нравственное превосходство Луизы над женщинами аристократической среды. Она не только чиста и невинна, но и наделена высоким сознанием долга. 271. Система художественных образов характеры в драме Шиллера "Коварство и любовь". Шиллер по праву считается одним из самых последовательных сторонников возвышенных идеалов: духовных, нравственных, политических и эстетических. Его трагедии, баллады, стихотворения, философские трактаты очень разнообразны, поэтому всегда актуальны. И по сей день пьесы Шиллера не сходят с подмостков театров всего мира. Особую славу автору принесла его мещанская трагедия «Коварство и любовь». Она была написана в 1783 году и первоначально называлась «Луиза Миллер». Эта пьеса стала кульминацией раннего творчества Шиллера и квинтэссенцией гуманистических идей эпохи Просвещения. Многие критики считают ее литературным революционным манифестом для будущих поколений, художественным восстанием Шиллера против порядков Германии второй половины XVIII столетия. 272. Основная проблема, характеристика образов мещанской драмы Шиллера "Коварство и любовь". «Коварство и любовь» критики называют вершиной штюрмерской драматургии Шиллера. В этой пьесе влюбленный Фердинанд восстает против своей судьбы и непреодолимых обстоятельств. Он терпит поражение, но лишь физическое, а не моральное. Молодой человек торжествует над оппонентом, демонстрируя силу духа. Этот образ и борьба за человеческие права весьма характерны для Германии XVIII века. Положение бюргерства, отношения сословий, семейно-бытовые неурядицы были общественно и политически интересны, поэтому пьеса из бытовой сразу переросла в мещанскую трагедию. В драме «Коварство и любовь» Шиллеру удалось достаточно глубоко раскрыть психологию героев, их сложные взаимоотношения между собой и место в обществе. Но главное здесь – не мелочи реального быта на примере конкретных персонажей, а реалистическое изображение «типичных» обстоятельств: коварства сильных и бесправия слабых. Но сильных и слабых не по духу, а из-за общественного устройства Германии того времени. 273. Особенности типологического анализа женских характеров в драме Шиллера "Коварство и любовь". Он повернулся лицом к житейским проблемам обычного народа. Шиллер вплотную подошел к идеям героического искусства с гражданским пафосом. Таким образом, пьеса “Коварство и любовь” стала достойным шедевром литературы в эпоху европейского Просвещения. Особую славу автору принесла его мещанская трагедия “Коварство и любовь” . Она была написана в 1783 году и первоначально называлась “Луиза Миллер”. Эта пьеса стала кульминацией раннего творчества Шиллера и квинтэссенцией гуманистических идей эпохи Просвещения. Многие критики считают ее литературным революционным манифестом для будущих поколений, художественным восстанием Шиллера против порядков Германии второй половины XVIII столетия. Мещанскую драму еще называют “буржуазной трагедией” или “сентиментальной пьесой”. 274. Жанровое своеобразие драмы Шиллера "Вильгельм Телль". Сюжет драмы “Вльгельм Телль” Шиллеру подарил Гете. В произведении рассмотрен самый драматический период из истории Швеции – ее борьбу в XIV веке за независимость от австрийских захватчиков, в частности восстания нескольких швейцарских кантонов под командованием Вильгельма Телля. Кстати, участие Гете в создании этой драмы упомянутым “подарком” не ограничивается: он подсказывал Шиллеру некоторые сюжетные ходы, особенности разрешения конфликта и образной системы. Итак, драма переносит читателя в те бурные времена, когда разъединенные швейцарские кантоны (Ури, Унтервальден и Швиц) стонали под игом австралийцев.С большим мастерством драматург изобразил не людского напряжение душевных сил отца, который должен стрелять чуть ли не в своего ребенка, или бы они вместе с сыном погибли, такое было условие Геслера: "Стреляй, а не-то вдвоем с сыном умрешь" 275.Ранний период творчества Гёте и течение «Бури и натиска». Гете (Goethe) Иоганн Вольфганг (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне – 22 марта 1832, Веймар), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени. Родился в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание – отец сам занимался образованием Иоганна и eго сестры – позволяли поэту сосредоточиться на самом себе. Гете рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 выходит его первый печатный сборник стихов Гете «Новые песни». Период «Бури и натиска» 276. Характеристика движения «Буря и натиск». Движение «Буря и натиск» –немецкий вариант позднего европейского сентиментализма. Теоретиком былГердер. Оно развивалось в2 периода: 1) 1770-е гг. (Гердер; Гёте); 2) конец 1770-х–1 пол. 1780-х гг. (Шиллер). Основные особенности мировоззрения и эстетики 1. Общие принципы сентиментализма – руссоизм, культ природы и чувства, противопоставление страсти рассудку. 2. Критический дух, отрицание деспотизма. Протест против любого насилия над личностью. 3. В других странах – отдельные писатели, в Германии – целое движение (более 30 человек). 4. Историзм, культ германской старины. Интерес к фольклору. 5. Тип героя: яркая, сильная личность, индивидуалист, который вступает вконфликт с косной средой. 6. Многожанровость: поэзия, проза, драматургия, теоретические работы 277. Как проявляет себя штюрмерская эстетика в романе Гете «Страдания молодого Вертера»? Гете пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гете продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине 18 века (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался роман Ж. -Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Но если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, то в «Вертере» ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в «Вертере» описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка. 278.Исповедальный роман Гете «Страдания юного Вертера». «Страдания юного Вертера» — роман, определивший целое направление в литературе – сентиментализм. Многие творцы, вдохновленные его успехом, тоже начали отворачиваться от строгих догматов классицизма и сухого рационализма эпохи Просвещения. Их внимание заострилось на переживаниях слабых и отвергнутых людей, а не героев вроде Робинзона Крузо. Сам Гете чувствами читателей не злоупотреблял и пошел дальше своего открытия, исчерпав тему одним лишь произведением, которое прославилось на весь мир. Первое издание романа вышло в 1774 году, и Гете становится кумиром читающей молодежи. Произведение приносит автору литературный успех, и он становится известным по всей Европе. Тема неразделенной любви довольно актуальна и в наше время, хотя сейчас, конечно, трудно представить, что, читая «Страдания юного Вертера», мы будем плакать над этой книгой, как это делали современники Гете. 279. Формирование философских и эстетических взглядов Гёте. Живо интересуясь идеями многих немецких философов своего времени, Гете так и не примкнул ни к одной из великих философских систем. Для него философия — такое миропредставление, которое «увеличивает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем одно целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созерцание». Творчески-активное отношение Г. К миру результировалось в его убежденности в том, что «каждый человек смотрит на готовый, упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится создать особенный, соответствующий ему мир». Весьма реалистично Гете мыслил перспективы предметного познания: «Ничего не нужно искать за явлениями; они сами суть теории… Мое мышление не отделяет себя от предметов, элементы предметов созерцания входят в мышление и пронизаны мышлением внутренним образом, мое созерцание само является мышлением, мое мышление — созерцанием». Эксперимент у Гете — «посредник» между субъектом и объектом. 280. Поэтика сентиментализма в романе Гете «Страдания юного Вертера». Главными художественными направлениями этой эпохи являются просветительский классицизм, рококо и сентиментализм. Стоит отметить, что сентиментализм был рожден самим духом Просвещения. Термин «сентиментализм» закрепился относительно поздно, когда уже существовал как стиль и направление. В основе сентиментализма лежит своеобразный культ чувства и чувственности, осознание способности чувствовать, сопереживать, сочувствовать, что является выдающейся чертой личности, высшим критерием подлинной человечности. В связи с этим сентиментализм весьма часто и обоснованно называли чувственным направлением в искусстве. Сентименталистов интересовала не столько действительность, сколько реакция на события героя, психологическое состояние, а также мир мыслей и чувств персонажа. В связи с этим излюбленными жанрами, в которых наиболее ярко проявил себя сентиментализм, становятся философско-метафизическая и одновременно пейзажная лирика, описательно-дидактическая поэма, возрожденные и обновленные Георгики, а также идиллия, которые воспевали сельский труд на лоне природы. 281.Типология сентиментального характера в романе Гете «Страдания юного Вертера». Новый, трагический характер сообщил Гёте немецкому сентиментализму в своём раннем романе «Страдания юного Вертера» (см. краткое содержание), появившемся в 1774 году. Впрочем, сентиментализм в нем, как не раз было указано, не чисто немецкий, а синтез направления, общего и Англии, и Франции, и Германии, самостоятельно пережитого Гёте. Поэтому при всем многообразии источников – и книжных и личных переживаний и наблюдений непосредственной жизни (история юноши Иерузалема, покончившего жизнь самоубийством), – произведение оказалось не только вполне оригинальным, но в то же время типичным для общеевропейской литературы той эпохи. Болезнь Вертера – болезнь, которою страдало целое поколение, зараженное избытком чувствительности, перевесом жизни сердца над всеми другими свойствами духовной жизни человека. Гёте сумел довести это состояние духа до его крайнего выражения и сделать внутренне необходимым трагический исход, по психическим данным изображаемого характера. 282. Тенденции и мотивы руссоизма в романе Гете «Страдания юного Вертера». К современному герою обращается Гете и в самом знаменитом произведении этого периода — эпистолярном романе «Страдания юного Вертера» (1774). В основе этого романа, проникнутого глубоко личным, лирическим началом, лежит реальное биографическое переживание. Летом 1772 г. Гете проходил адвокатскую практику в канцелярии имперского суда в маленьком городке Вецларе, где он познакомился с секретарем Ганноверского посольства Кестнером и его невестой Шарлоттой Буфф. Уже после возвращения Гете во Франкфурт Кестнер сообщил ему о самоубийстве их общего знакомого, молодого чиновника Иерузалема, которое глубоко потрясло его. Причиной была несчастная любовь, неудовлетворенность своим общественным положением, чувство униженности и безысходности. Гете воспринял это событие как трагедию своего поколения. Роман возник годом позже. Гете избрал эпистолярную форму, освященную авторитетами Ричардсона и Руссо. Она давала ему возможность сосредоточить внимание на внутреннем мире героя — единственного автора писем, показать его глазами окружающую жизнь, людей, их отношения. 283.Автобиографическое начало в романе Гете «Страдания юного Вертера». Роман «Страдания юного Вертера» стал вторым литературным успехом Гёте после драмы «Гёц фон Берлихинген». Как драму, так и роман в письмах относят к направлению «Буря и натиск». «Страдания юного Вертера» носят в некоторой степени автобиографический характер, в нём в вольной интерпретации Гёте рассказал о своей платонической любви к Шарлотте Буфф. Гёте познакомился с ней во время прохождения практики в имперском камеральном суде Вецлара летом 1772 года. Мотив трагического исхода любовной истории, суицида Вертера Гёте навеяла смерть его друга Карла Вильгельма Иерузалема, страдавшего от любви к замужней женщине. Литературный образ Лотты обязан своим появлением другой знакомой Гёте того времени — Максимилиане фон Ларош, с которой он познакомился в Зиндлингене. Первое издание романа вышло осенью 1774 года в Лейпцигской книжной ярмарке и сразу стало бестселлером. Переработанное издание вышло в 1787 году. Роман подарил Гёте славу во всей Германии. Ни одно из сочинений Гёте не было прочитано стольким количеством современников. 284. Проблема «веймарского классицизма» в творчестве Гете. В творчестве Гете по возвращении из Италии отобразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют «веймарским классицизмом». Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал сдержаннее в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных стычек он весьма осторожно показывает свои симпатии и антипатии. Это просматривается особенно чувствительно в эпической поэме «Герман и Доротея». Гете в этом произведении сделал попытку исключительную и достаточно удачную — создать идеальные образцы своих современников. Главные персонажи поэмы подчиняют читателя чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием. Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничная, так как при любой трудной ситуации они идут по велению своих добрых сердец.Какие бы творческие замыслы не влекли Гете, он всегда неизменно возвращался к поэзии. |