Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
Скачать 0.75 Mb.
|
285.Трагедия Гете «Фауст»: история создания, роль прологов, основной конфликт, система образов. 1) первый вариант трагедии начат 1773 году в период участия Гете в движении бури и натиска, что находит отражение 2) 1788 год – возвращение Гете из Италии, когда изменяется его мировоззренчекая и эстетическая концепция. Изменяется идея произведения 3) 1797-1801г – создаются ключевые сцены первой части 4) 1825-1831 г. – вторая часть трагедии (окончательный вариант), заканчивает в августе 1831г. Опубликовано в 33. После смерти Гете.В легенде о Фаусте Гете привлекает личность самого Фауста: его стремление проникнуть в тайны природы, его бунтарский характер и его мечта о беспредельном могуществе человека. Впервые на этот сюжет обращает внимание Лессинг в стихотворении “Письма о новейшей литературе”, размышляет о создании национальной драматургии. Как один из национальных сюжетов – Фауст. Анализ композиции «Фауст» Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы. Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане. Жанр Сам автор определил жанр произведения как трагедию. Если учесть стремительные перемещения героев из одного мира в другой, то можно сказать, что это несценическая трагедия, хотя попытки поставить её на сцене были не раз. 287.Сюжет трагедии «Фауст» Гете (легенда о Фаусте). Историю о Фаусте предваряют три вступления. Первое вступление: благодарность родным и друзьям, посвящение трагедии им. Второе (театральное) вступление: Директор театра, Актёр и Поэт спорят о роли искусства. Директор считает, что это способ заработка, Актёр — что искусство предназначено развлекать людей, а Поэт настаивает, что искусство ищет правду и немного приоткрывает её нам.Третье (небесное) вступление. Бог и Дьявол тоже спорят. Мефистофель утверждает, что Бог зря подарил человеку разум, ведь им никто не пользуется. Бог оспаривает это суждение и указывает на доктора Фауста: он невероятно умён и всё время совершенствуется. Мефистофель говорит, что может искусить Фауста. Если это удастся, его душа попадёт в ад, если же нет — в рай. Доктор Фауст несчастен. Он посвятил всю свою жизнь изучению мира, но тайн всё равно гораздо больше, чем знаний. Фауст даже хочет прибегнуть к алхимии и вызвать духа, однако приходит его сосед Вагнер. Когда Вагнер оставляет Фауста одного, доктор решается выпить яду и покончить с собой. Но тут поют ангелы — начинается Пасха. Горько поблагодарив ангелов, Фауст идёт гулять с Вагнером. 288. Проблематика «Фауста» и особенности ее художественного воплощения. (человек постигает не абсолютную истину, а относительную) Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи. Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить. В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами. Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. 289.«Фауст» Гете как художественное выражение историко-культурного развития мира и человека. («художественный универсализм» Гете). Гёте – один из величайших поэтов мира, мастер пре красной, выразительной речи, предельно музыкальной, чарующей ритмом, звучностью, мелодией, наполненной яркими образами, раскрывающими красоту природы, силу и глубину чувств; все богатство душевного мира человека звучит в этой поэзии, то нежной, то бурной, то раздумчивой, то энергичной, исчерпавшей все возможности словесной выразительности. Гёте стоит в ряду немногих титанов, каждый из которых воплотил в своем творчестве духовный опыт целой эпохи. Для классической античности таким был Гомер, для средних веков – Данте, для Возрождения – Шекспир, для более близкого нам времени – Лев Толстой. Каждый из этих гениев выразил в своих произведениях самое главное из того, чем жили люди их времени. Но исторический смысл их творчества не ограничивается хронологическими рамками их жизни. Творческая мысль гениального писателя вбирает духовные стремления, надежды и разочарования, порывы и свершения ряда поколений, и не только тех, которые были, но и тех, которые грядут. 290. В чем суть исканий Фауста в одноименной трагедии Гете? Каков их итог? Смелость этого замысла заключалась уже в том, что предметом «Фауста» служил не один какой-либо жизненный конфликт, а последовательная неизбежная цепь глубоких конфликтов на протяжении единого жизненного пути, или, говоря словами Гете, «чреда все более высоких и чистых видов деятельности героя». Такой план трагедии, противоречивший всем принятым правилам драматического искусства, позволил Гете вложить в «Фауста» всю свою житейскую мудрость и большую часть исторического опыта своего времени. Гетевский «Фауст» - глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления не только людей мятежного XVI века; те же мечты владели умами поколения «Бури и натиска», вместе с которыми Гете выступил на литературном поприще. 291.Как соотносятся образы Фауста и Мефистофиля в трагедии Гёте «Фауст»? В противоположность Фаусту изображается Мефистофель. Основной миссией Мефистофеля в мире был показ человеческой низости. Но он не заставлял людей торговать своей душой, грешить, он оставил право выбора за каждым. Каждый человек имеет возможность выбрать именно то, что ей позволит совесть и достоинство. Образы Фауста и Мефистофеля стали «вечными». Они как бы противопоставляются друг другу. Это объясняется тем, что Фауст — пример безудержной жажды человеческого духа к новым знаниям, поиска своего места в жизни, а Мефистофель — пример скептического отрицания. Борьба добра и зла — это основная движущая сила бытия. «Вечность» героев произведения является признаком того, что проблема поиска смысла человеческой жизни, раздвоение человеческой натуры, неприятие и оправдание зла, содержание и настоящая цена счастье — вот действительно актуальные вопросы человечества. Фауст — символический образ общества, один из миллионов вечных соискателей, которым нужно пройти множество испытаний, а 292.Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст». В религиозно-философском смысле Фауст и Мефистофель у Гете весьма далеки от своих прототипов в народной легенде. Это особенно отчетливо звучит в сцене объяснения Фауста с Маргаритой, которая требует от него прямого ответа — верит ли он в Бога так, как велит священник. Эта сцена имелась уже в «Пра-Фаусте», и в уклончивом ответе Фауста слышится отзвук пантеистических настроений тех «штюрмерских» лет. Новый оттенок его религиозное свободомыслие получает в написанной позднее сцене толкования Евангелия: «Вначале было дело!» (вместо канонического «слово»). Мефистофель, со своей стороны, — вполне просвещенный и современный черт, ироничный, беспощадно убедительный в «срывании масок», изобличающий Фауста в подспудных влечениях и инстинктах, которые тот сам от себя хотел бы скрыть. Это циник, наслаждающийся «пробуждением скотской натуры» в человеке, и одновременно — воплощение могучей силы отрицания, побуждающей человека к действию, к реализации. 293.Художественная система символов и мифологем в трагедии Гете «Фауст». Фауст — это символ титанизма человеческого духа. И в этом он разделяет судьбу всех героев гетевского Sturm und Drang. Чувство творца связывает его с Прометеем, а неприятие мира роднит с Гетцем и Вертером. И все же фаустовский титанизм шире, он имеет более глубокие, более сильные побуждения. Это ненасытность жизнью, стремление охватить всю полноту жизни, бытия. Стремление утвердить себя и силу своей жизни. Формами и знаком этого опыта, этого недостатка мощных жизненных сил является чувство неудовлетворенности, возникающее из борьбы между нашими жизненными формами, которые ограничены временем3. Мир пространства и времени для Фауста узок, для него важен именно прорыв за пределы этого мира. И трагизм Фауста прежде всего в его стремлении расширить себя до вселенной. Это уже новая сторона в титанической экспансии гетевского поколения. «Прафауст» не был завершен по той причине, что штюрмерским героям не хватало масштабности и всеохватности страстей, мир штюрмерских героев был узок для такого героя, как Фауст. Поэтому Гете отложил «Фауста», и продолжение его последовало только во время итальянского путешествия. 294.Концепция добра и зла в трагедии Гете «Фауст». Проблема добра и зла, их абсолютного, трансцендентального и обыденного, земного воплощения, их взаимосвязь друг с другом и возможность перетекания одного в другое издавна волновала лучшие умы человечества. И если в Средние века добро и зло трактовалось, преимущественно, с религиозной, христианской позиции, то в эпоху Нового времени к ним стали применяться более трезвые и неоднозначные методы оценки. В своей поэтической трагедии Гёте пытается вскрыть истинную сущность двух непримиримых состояний бытия, и начинает он со знаковых для любого христианина фигур – Бога и Дьявола, носящего в трагедии имя Мефистофеля. Авторское объяснение имеет классический христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, 295. Идейно-образный смысл финала трагедии Гете «Фауст». (диалектика добра и зла). В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Лемуры (персонажи римской мифологии, духе умерших, которые пугают живых) копают Фаусту могилу. Мефистофель радостно суетится, полагая, что раз формула произнесена, значит он выиграл спор. Но и умирая, Фауст одерживает над ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля душу Фауста. Действие переносится на небо, туда же, где происходило действие пролога. Со словами пролога «Кто ищет, вынужден блуждать» перекликаются слова финала: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». Трагедия получает своеобразное обрамление, подчеркивающее ее целостность и законченность. В небесных сферах душу Фауста встречает душа Гретхен. Философская проблематика трагедии Гете «Фауст». Оптимистический характер финала. Философский смысл трагедии находится в нерасторжимом единстве с его художественным воплощением; композиции произведения, нарративные структуры, сложнейшая символика, разнообразие художественных метров и ритмов делают «Фауст» поистине неисчерпаемым произведением, создавая эффект космичности художественного целого, эффект многоуровневой информации, получаемой от текста. Действительно, трагедия захватывает нас с самого начала, когда мы слышим голос героя, его исповедальную речь, в которой он. Закончивший четыре факультета, ставший магистром, а затем доктором, говорит нам о тщетности всех человеческих усилий в раскрытии тайны мироздания. И сразу становится понятно, что перед нами человек восемнадцатого столетия, надевший на себя маску средневекового ученого, человек ищущий и страдающий, стоящий лицом к лицу с проблемами своей эпохи, ставшими после того, как он заговорил, проблемами вечными. 297. Роль и значение женских образов в трагедии «Фауст»? Женские образы в поэме Гете «Фауст» играют важную роль. Вначале Фауст влюбляется в Маргариту, но греховная связь с ней имеет трагический конец. Второй важный женский образ – это Елена. Она является воплощением красоты, эстетическим идеалом. Эта девушка, знакомая нам из древнегреческой поэмы «Илиада», очень заинтересовала Фауста. Ученый пожелал, чтобы она ожила для него. Это было не просто сделать, ведь языческий античный мир мало доступен даже для мистических сил. Однако Елену удалось возродить, и она встречается с Фаустом в некой альтернативной реальности. Девушка не поддается мистическим чарам, но попадает под влияние мятежного Фауста. Они заключают законный брак, от которого рождается мальчик необыкновенной красоты. Так появляется Эвфорион, известный как персонаж древнегреческих мифов, у которого идеальная внешняя красота сочетается с мятежным внутренним миром. 298.Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст». Образы и сюжетные линии Фауста и Вагнера. Поэма Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» принадлежит к величайшим творениям мировой литературы. Автор работал над ней на протяжении всей своей творческой жизни. «Фауст» - это не только история одного необычного человека, а и глубокий философский рассказ. Главный герой Фауст – ученый, знающий толк во многих науках. Но тем ни менее, он до сих пор считает, что как был, так и остался «дураком». Поэтому герой обращается к духам, чтобы они помогли ему открыть все тайны бытия. Прототипом главного героя был средневековый доктор и маг Фауст. Он жил в 16 веке в Германии. Об этом человеке написано много легенд и художественных произведений. Современники считали Фауста уникальной личностью. Ведь он был одновременно, и астрономом, и астрологом, и доктором, и чародеем. Но сделало его знаменитым то, что он дерзнул заключить сделку с мистическими силами. У главного героя в трагедии есть антипод – ученый Вагнер. 299. Каково место трагедии «Фауст» в творчестве Гете и в мировой литературе? Гетевский "Фауст" - глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления не только людей мятежного XVI века; те же мечты владели сознанием и всего поколения "Бури и натиска", вместе с которым Гете выступил на литературном поприще.[4, 17] Но именно потому, что народные массы в современной Гете Германии были бессильны порвать феодальные путы, "снять" личную трагедию немецкого человека заодно с общей трагедией немецкого народа, поэт должен был тем зорче присматриваться к делам и думам зарубежных, более активных, более передовых народов. В этом смысле и по этой причине в "Фаусте" речь идет не об одной только Германии, а в конечном счете и обо всем человечестве, призванном преобразить мир совместным свободным и разумным трудом. [1, 17] Белинский был в равной мере прав, и когда утверждал, что "Фауст" "есть полное отражение всей жизни современного ему немецкого общества", и когда говорил, что в этой трагедии "заключены все нравственные вопросы,. 300.Сравнительный анализ образов Сатаны Мильтона и Мефистофеля Гете. Мефистофель, Сатана, Воланд, Люцифер – образ загадочной, пугающей и необъяснимой персонификации Мирового Зла всегда, помимо мистического трепета, вызывал страстный интерес деятелей искусства во все дни человечества. Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди — пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона, Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. |