Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.XVII в. в Испании как эпоха экономического упадка, политического кризиса и идеологической реакции.

  • 12.Барокко как культурно-историческая эпоха. Причины возникновения, распространение, основные течения в искусстве.

  • 13.Поэтика и стиль литературы барокко - сложная, антиномичная образная картина мира.

  • 14.В чем состоит особенность понимания бытия и человеческого существования барочных писателей

  • искусство глубоко отличается от логики науки.

  • 15.Новая оценка человека и мира в науке и философии XVII в. и своеобразное отражение их в основных художественных системах этого времени - барокко и классицизме

  • 16.Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.

  • 17.В чем состоит особенность понимания бытия и человеческого существования барочных писателей

  • 18.Художественные принципы барокко. Барокко

  • 19.Национальное своеобразине испанской литературы барокко.

  • 20.Взаимодействие барокко и Ренессанса в испанской литературе (творчество Кеведо, Кальдерона и др.).

  • 21.Ренессансные традиции и тенденции барокко в драматургии Кальдерона.

  • 22.Охарактеризуйте основные этапы творчества Кальдерона и его поэтику. В чем заключается своеобразие комедий Кальдерона

  • Проблематика и поэтика «драм чести» Педро Кальдерона.

  • 24.Драма Кальдерона «Жизнь есть сон». Проблемы познания и свободы человека.

  • Сехизмундо и Росаура и Басилио - короля

  • Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
    АнкорЖамшид
    Дата27.06.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
    ТипДокументы
    #617655
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Сюжет


    В Фуэнте Овехуне крестьяне ждут не дождутся отъезда командора: он не снискал их любовь главным образом из-за того, что, пользуясь своей властью, преследует девушек и красивых женщин - одних прельщают его любовные заверения, других пугают угрозы и возможная месть командора в случае их строптиврсти. Так, его последнее увлечение - дочь алькальда Фуэнте Овехуны Лауренсья, и он не дает девушке прохода. Но Лауренсья любит Фрондосо, простого крестьянина, и отвергает богатые подарки командора, которые тот посылает ей со своими слугами Ортуньо и Флоресом, обычно помогая господину добиваться благосклонности крестьянок.

    11.XVII в. в Испании как эпоха экономического упадка, политического кризиса и идеологической реакции.

    XVII век в Испании — это эпоха глубочайшего экономического упадка, политического кризиса и идеологической реакции. Когда в конце XV столетия возникло единое испанское государство и была завершена, наконец, многовековая борьба испанского народа за освобождение родины из-под владычества мавров (Реконкиста), казалось, ничто не предвещало быстрой катастрофы. Напротив, формирование абсолютизма, стремившегося покончить с феодальной раздробленностью страны, открытие в 1492 г. огромных территорий Нового Света и последующая колонизация их послужили поначалу импульсом для развития экономики, возникновения раннебуржуазных отношений в промышленности и торговле. В состав Испанской империи в ту пору входили не только огромные владения за океаном, в Южной и Центральной Америке, но и земли на севере Африки и в Европе (Сицилия, Неаполь, Нидерланды, позднее Португалия), а при Карлосе I (1516—1556), избранном в 1519 г. под именем Карла V императором Габсбургской «Священной Римской империи»,

    12.Барокко как культурно-историческая эпоха. Причины возникновения, распространение, основные течения в искусстве.

    Барокко (barocco) — стиль в живописи, архитектуре, прикладном искусстве и важная культурно-историческая эпоха, охватившая XVII — XVIII столетия. Название «барокко», согласно основной версии, происходит от португальского barroco — это слово означает жемчужину необычной, неправильной формы. Такие украшения как раз вошли в моду в XVII веке. Но есть и другие гипотезы, касающиеся происхождения термина.
    Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.






    13.Поэтика и стиль литературы барокко - сложная, антиномичная образная картина мира.

    Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы.

    14.В чем состоит особенность понимания бытия и человеческого существования барочных писателей? По Паскалю человек осознает себя "чем-то средним между всем и ничем"; "тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца". В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. Произведения барокко проникнуты трагическим пафосом и отразили смятение человека, мятущегося между отчаянием и надеждой и не находящего реального выхода из исторической ситуации. В барокко трагическое перерождается в ужасное и героическая готовность ренессансного героя к смертельной борьбе оборачивается инстинктом самосохранения. Барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие, в барокко, есть признак гениальности. Художественный дар дается Богом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести. мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. В этом подлинный смысл эстетики барокко.
    15.Новая оценка человека и мира в науке и философии XVII в. и своеобразное отражение их в основных художественных системах этого времени - барокко и классицизме

    Прежде всего остановимся на узловых моментах изучения литературы барокко. Нужно уяснить сложную этимологию термина «барокко»: о нем спорили ученые с начала 30-х до середины 50-х годов нашего столетия. Следует помнить также, что писатели, которых сегодняшняя наука относит к направлению барокко, не знали этого термина (как литературного, по крайней мере) и не называли себя барочными писателями. Само слово «барокко» как термин истории искусства стали применять к определенному кругу художественных явлений XVII века лишь в следующем, XVIII столетии, причем с негативным оттенком. Так, в «Энциклопедии» французских просветителей слово «барокко» используется с значениями «странный, причудливый, безвкусный». Трудно найти и один языковой источник этого термина, ибо слово использовалось, с оттенками значений, и в итальянском, и в португальском, и в испанском языках. Подробно с историей этого понятия можно ознакомиться, обратившись к дополнительной литературе, указанной ниже.
    Иногда в литературе можно встретить утверждение, что классицизм - своеобразное "государственное" искусство, так как наибольший расцвет его связан со странами и периодами, характеризующимися возрастанием стабилизации централизованной монархической власти. Не следует, однако, путать упорядоченность, дисциплину мысли и стиля, иерархичность как эстетические принципы с иерархичностью, дисциплиной и пр. как принципами жесткой государственности и тем более видеть в классицизме некое официозное искусство. Очень важно ощутить внутренний драматизм классицистического видения действительности, не устраняемый, а, быть может, еще и усиленный дисциплиной внешних его проявлений. Классицизм как бы пытается художественно преодолеть противоречие, которое барочное искусство прихотливо запечатлевает, преодолеть его посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности.


    16.Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.

    Баро́кко (итал. barocco — «странный», «жемчужина неправильной формы» нечто изысканное, элитарное) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко.

    17.В чем состоит особенность понимания бытия и человеческого существования барочных писателей?

    Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия. Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.

    18.Художественные принципы барокко.

    Барокко(итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.

    Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств, одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

    Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

    19.Национальное своеобразине испанской литературы барокко. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир, как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон).
    20.Взаимодействие барокко и Ренессанса в испанской литературе (творчество Кеведо, Кальдерона и др.). В 1640 году началось широкое сепаратистское восстание в Каталонии (наиболее развитой в промышленном отношении области тогдашней Испании), сопровождавшееся многочисленными крестьянскими восстаниями и бунтами. Постепенно Испания начала терять свои колонии. Все это не могло не наложить отпечаток на испанскую литературу XVII века.

    Отличительные особенности испанской литературы XVII века:

    1)на протяжении первых десятилетий XVII века в Испании сохраняло прочные позиции ренессансное искусство, хотя в нем уже обнаруживались кризисные черты. Передовые писатели все более отчетливо осознают внутреннюю противоречивость идеалов Возрождения, их несоответствие мрачной действительности;

    2) господствующей художественной системой в Испании на протяжении всего века было барокко. Тенденции его присущи творчеству художников XVII века Веласкеса («Венера перед зеркалом»), Мурильо («Иисус раздает хлебы странникам») и др. Взаимодействие барокко и Ренессанса в Испании было более интенсивным, чем в других странах Западной Европы. Не случайно и то, что в творчестве крупных деятелей литературы испанского барокко - Кеведо, Кальдерона и других - отчетливо прослеживаются отголоски ренессансных идеалов и проблем;

    3) испанское искусство барокко было ориентировано на интеллектуальную элиту.

    В целом искусство испанского барокко отличают:

    • суровость и трагичность;

    • выдвижение на первый план духовного начала;

    • стремление вырваться из тисков жизненной прозы.

    Во второй половине XVII века для него характерно нарастание мистических тенденций.

    21.Ренессансные традиции и тенденции барокко в драматургии Кальдерона.

    Тирсо де Молине принадлежат произведения различных жанров: историческая драма, комедия интриги, комедия «плаща и шпаги», «божественная комедия» («comedias divinas»), ауто, философско-религиозная драма. Наиболее известными являются такие пьесы, как «Любовь-целительница», «Благочестивая Марта» (1636), «Севильский озорник, или Каменный гость» (1620) и другие. В лучших традициях ренессансной литературы написаны «Толедские виллы», опубликованные в 1621 году. По форме и содержанию произведение близко к «Декамерону» Дж. Боккаччо (вилла – день). В «Толедских виллах» Тирсо де Молина излагает свои взгляды на литературу и драматургию, включая в текст стихотворные комедии, отстаивает творчество Лопе де Веги. Так, молодой автор активно выступает против канонов классицизма, поддерживает требование Лопе «писать с натуры». В произведении формулируются художественные принципы Тирсо де Молины: подражание искусства жизни, смешение трагического и комического в комедии, «смешение противоположных начал», то есть выведение в комедии королей и аристократов наравне с простолюдинами.

    Структурной особенностью пьес Тирсо де Молины стал контраст. Контраст определил и содержание «Толедских вилл», представляющих собой смесь из нескольких жанровых форм: любовно-авантюрное повествование, пастораль, сатирическая бытовая новелла, стихотворная комедия. Тирсо де Молина выступает против вычурного стиля литературы барокко. В то же время он постепенно отступает от ренессансных принципов и в мировой литературе известен прежде всего как писатель барокко.

    22.Охарактеризуйте основные этапы творчества Кальдерона и его поэтику. В чем заключается своеобразие комедий Кальдерона?

     В концу XVI столетия сложилась испанская национальная драма. В творчестве ее гениального основоположника и крупнейшего представителя Лопе де Веги отчетливо обнаружились и круг проблем, разрабатываемых в драме, и ее основные жанровые особенности. Важнейшими идейно-тематическими циклами в огромном драматическом наследии Лопе де Веги были социально-политическая драма, ставившая главным образом на материале отечественной и иноземной истории проблемы монархической власти, ее взаимоотношений с феодалами и народом; комедии о любви, утверждавшие победу высокого и естественного чувства над сословной и патриархально-семейной моралью; и, наконец, религиозные пьесы, представленные в его творчестве преимущественно драматическими обработками житий святых. В драматургии Лопе де Веги и его ближайших последователей не существовало строгого жанрового разграничения пьес; все они писались стихами и отличались разнообразием ритмов и метрических форм. Преобладающей стала комедия интриги с энергично развивавшимся внешним действием и сведенными к минимуму психологическими мотивировками.

    23.Проблематика и поэтика «драм чести» Педро Кальдерона.

    Дон Педро Кальдерон де ла Барка (а по фамилии матери: и Энао) родился в Мадриде 17 января 1600 г. и умер там же 25 мая 1681 г. Он происходил из средних дворян, по бедности вынужденных служить в правительственных учреждениях или принимать духовный сан. Учился сначала в Мадриде, в так называемом "Коллехио империаль", управлявшемся иезуитами, а затем в университетах Алькала и Саламанки, но к 1620 г. оставил каноническое право и обратился к поэзии. Поэт участвовал в бывших тогда в ходу литературных состязаниях, например по поводу канонизации Исидора Пахаря, считавшегося покровителем Мадрида. К 1623 г. относится первая датируемая пьеса Кальдерона "Любовь, честь и власть", и для него начинается увлекательная, но необеспеченная и небезопасная жизнь профессионального драматурга. В те времена поэт не считался даже автором своих пьес, а так именовался (auctor) постановщик, купивший произведение. Возможность собственного авторского контроля над изданиями пьес также была проблематичной. Цензура могла легко перейти в инквизиционное расследование. Кальдерону и его братьям приходилось туго. Пришлось продать главный источник дохода - отцовское место в Совете (министерстве) по финансам. После смерти Лопе де Веги в 1635 г. власти делают попытки как-то привязать Кальдерона, теперь самого знаменитейшего драматурга, к своей колеснице. Его удостаивают звания рыцаря ордена Сант-Яго. Такие ордена, утратившие реальное значение, которое они имели в эпоху Реконкисты (семисотлетнего отвоевания Испании от мавров), стали, как и монашеские ордена, посвящение в священники, для писателей своего рода "профессиональными союзами", обеспечивавшими минимальные права и легализованное общественное положение. Через это прошли и Сервантес, и Лопе, и Тирсо де Молина, которым также приходилось рано или поздно формально принимать священнический сан, совершенно не совместимый ни с их взглядами, ни с творчеством, ни с бытием в миру.
    24.Драма Кальдерона «Жизнь есть сон». Проблемы познания и свободы человека.

    Кальдерон великий испанский драматург стиля барокко «стойкий принц», «жизнь есть сон», «поклонение кресту». В барочную пьесу снова возвращается соотношение характера и сюжета. Сюжет строится на раскрытие характера главного героя. Или двух героев. Человек снова возвращается в утраченный мир. Характеры Сехизмундо и Росаура и Басилио - короля(«жизнь есть сон»)они главные. Человек начинает принимать какие-то решения. Которые начинают уродовать его собственную жизнь. В барочной пьесе появляются сразу несколько параллельно развивающихся сюжетных линий. Самая барочная из всех шекспировских пьес, это «Король Лир» (Лир и дочери, Глостер и сыновья)И все сюжетные линии дополняют друг друга. К 1630 г. в испанской драме, происходят сдвиги, позволяющие говорить о переходе от Возрождения к литературной эпохе XVII Центральное явление новой литературной эпохи — творчество Кальдерона. Драма Кальдерона исключительно важна для решения теоретических вопросов барокко в литературе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта