Главная страница
Навигация по странице:

  • 26.Основные морально-философские проблемы драмы «Жизнь есть сон». Отражение особенностей испанского барокко в проблематике пьесы.

  • 27.Система метафор барокко в драме Кальдерона «Жизнь есть сон». (Аллегорико-философское звучание драмы).

  • 28.Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме Кальдерона «Жизнь есть сон».

  • 29.Роль сна в системе образов драмы Кальдерона «Жизнь есть сон».

  • 30.Основные темы и мотивы драмы Кальдерона «Жизнь есть сон».

  • 31..Как проявляются черты барочного искусства в романе Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус»

  • 32.Барочная эстетика в романе «Симплициссимус». Антивоенная, антифеодальная направленность. Демократические, свободолюбивые идеи в романе. Особенности развития сюжета. Основные мотивы романа.

  • 33.Демократические, свободолюбивые идеи в романе «Симплиций Симплициссимус», широкая картина мира и глубина ее философского осмысления.

  • 34.Сочетание сатирических, дидактических, информативных и символических функций в романе Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссиму

  • 35.Роман «Симплициссимус» как выражение проблемно-эстетического синтеза немецкой романной прозы. Творческая история создания произведения, основные компоненты генеалогии жанра.

  • 36.Роман «Симплициссимус» как характерное явление художественного стиля барокко. Система аллегорий в романе.

  • 37.Барочная утопия и реальность в его сюжетно-образной структуре романа «Симплициссимус».

  • Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
    АнкорЖамшид
    Дата27.06.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
    ТипДокументы
    #617655
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    25.Морально-философская драма «Жизнь есть сон», аллегория и философская абстракция в драме.

    "ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН" П. Кальдерон. Явь и сон, иллюзия и реальность здесь теряют свою однозначность и уподобляются друг другу: sueno по-испански не только сон, но и мечта; поэтому «La vida es sueno» можно перевести и как «Жизнь есть мечта». Педро Кальдерон – яркий представитель литературы барокко, в частности драматургии барокко. Он являлся последователем Лопе де Вега. Педро Кальдерон де ла-Барга (1600-1681) из старинной дворянской семья закончил колледж, универ, где изучал схоластику. Потто он начал писать и получил известность, с 1625 года он является придворным драматургом. Большое влияние на его мировоззрение оказало учение иезуитов – Жизнь и смерть, явь и сон образуют сложные переплетения. Этот сложный мир невозможно понять, но разум может управлять чувствами и подавляя их человек может найти путь если не к истине, то к душевному покою.

    Особенности драматургии: 1) стройная экспозиция, композиция 2) интенсивное драматическое действие и его концентрация вокруг 1-2 персонажей 3) схематизм в изображении характеров героев 4) экспрессивный язык (часто он обращается к метафоре, переходу)

    Творчество можно разделить на 2 периода: 1) ранний – до 1630х гг. – преобладает жанр комедии 2) с 30 – до конца жизни. Поздний период, принимает сан священника, меняется его мировосприятие и направленность его творчества. Появляется новый жанр – обозначает священное действие (сегодня это морально-философская религиозная драма)

    26.Основные морально-философские проблемы драмы «Жизнь есть сон». Отражение особенностей испанского барокко в проблематике пьесы.

    « Религиозно-философская драма барокко в Испании с ее осознанием смятенности человека на пути, полном бед, принципиально отличалась от драмы Ренессанса, однако в своей гуманистической антиконтрреформационности выступала как ее прямая продолжательница. Только у Кальдерона контрреформационной идеологии духовного насилия противопоставлялась не очевидность правоты гармонически развитых, благородных, полных жизненной силы, телесной и душевной красоты людей, как у Шекспира или Лопе, но твердость воли в поражении, смятенный и ищущий интеллект».

    Противопоставление несовершенному миру сегодняшнего дня независимости воли и разума сближало драму барокко с драмой классицизма. Оба направления, взятые в большой исторической перспективе, принимали на себя миссию отстоять самосознание человека XVII в. Философская драма испанского барокко содержала уже рационалистические, просветительские элементы.Из философско-символических пьес всемирно известна его «Жизнь – это сон» .

    27.Система метафор барокко в драме Кальдерона «Жизнь есть сон». (Аллегорико-философское звучание драмы).

    Барокко – это (от порт. - жемчужина неправильной формы) – одно из направлений в искусстве и литературе XVII века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых европейских странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в XVIII столетии. Термин употребляется как для обозначения главенствующего стиля искусства или литературы, так и отдельных направлений и стилей. Понимание барокко в широком смысле дает возможность говорить не только о его художественных стилях, но и о философии и науке барокко, о человеке барокко. При этом подразумеваются не только определенные внешние формы быта и культуры, но и чувство природы, барочный космизм – проникновение в различные концепции художественного мышления, фантастики и т.д.

    Выражение, ставшее названием знаменитой пьесы, входит в ряд метафор, характерных для литературы барокко: «мир (жизнь) — книга, мир — театр» и т. п. В этих афоризмах заключена сама суть барочной культуры, трактующей мир как произведение искусства (сон также понимается как творческий процесс). Барокко как стиль в искусстве, в частности в литературе, ограничен временными рамками: конец XVI — начало XVIII вв.

    28.Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме Кальдерона «Жизнь есть сон».

    Неоднократно в разных своих пьесах Кальдерон подходил к теме идеального, справедливого монарха (затрагивает он ее, например, во "Враче своей чести" в лице дона Педро Справедливого). Непосредственно Кальдерон пытается ее решить в одной из самых знаменитых своих драм - "Жизнь - это сон". Там начертана если не программа формирования идеального правителя, то, во всяком случае, назидательная картина его самовоспитания.

    Подобно многим другим произведениям мировой литературы, драма "Жизнь - это сон" в глазах последующих поколений намного переросла рамки своего первоначального содержания.

    Если собрать воедино существующие толкования драмы "Жизнь - это сон", то получится любопытный сборник противоречивых и часто взаимоисключающих оценок.
    29.Роль сна в системе образов драмы Кальдерона «Жизнь есть сон».

    «Жизнь есть сон» - пьеса из трёх «хорнад» (действий). Слово «хорнада» имеет испанские корни и обозначает «жизненный путь человека, пройдённый за день». Художественное время драмы как раз и состоит из трёх дней. Три хорнады становятся в пьесе и тремя этапами взросления человеческой души.

    В первый день мы видим Сехисмундо – человеком, который мало чем отличается от зверя: он всю жизнь провёл среди диких скал и ему знакомо лишь это естественное существование, лишённое человеческих чувств и морали.

    Вырванный из привычной ему среды, герой проявляет себя как настоящий зверь – жестокий, кровожадный, мстящий за свои былые унижения всем, в том числе, и родному отцу. Власть второго дня открывает в Сехисмундо самые худшие качества – эгоизм, несдержанность, похоть.
    30.Основные темы и мотивы драмы Кальдерона «Жизнь есть сон».

    Знаменитая пьеса Педро Кальдерона де ла Барка впервые была представлена публике в 1635 году. Созданная в период расцвета испанской литературы, она стала одним из знаковых произведений своей эпохи. В ней драматург наиболее полно раскрыл истинную сущность человеческого бытия и натуры. А помог ему в этом им же разработанный жанр религиозно-философской драмы.

    «Жизнь есть сон» - пьеса из трёх «хорнад» (действий). Слово «хорнада» имеет испанские корни и обозначает «жизненный путь человека, пройдённый за день». Художественное время драмы как раз и состоит из трёх дней: в первый (Сехисмундо – узник в тюрьме) – происходит расстановка героев на конфликтных позициях, во второй (Сехисмундо– принц во дворце) – напряжение достигает кульминации, в третий (Сехисмундо – заключённый и будущий король) – происходит развязка.

    Три хорнады становятся в пьесе и тремя этапами взросления человеческой души. В первый день мы видим Сехисмундо – человеком, который мало чем отличается от зверя: он всю жизнь провёл среди диких скал и ему знакомо лишь это естественное существование, лишённое человеческих чувств и морали.

    Вырванный из привычной ему среды, герой проявляет себя как настоящий зверь – жестокий, кровожадный, мстящий за свои былые унижения всем, в том числе, и родному отцу. Власть второго дня открывает в Сехисмундо самые худшие качества – эгоизм, несдержанность, похоть.

    Проснувшись в темнице, бывший принц приходит к выводу, что «жизнь – есть сон», и не изменяет ему даже после того, как узнаёт от Росауры подробности своего вполне реального царствования. В уста Сехисмундо Кальдерон вкладывает основное христианское положение всех времён и народов: «Мы здесь до пробуждения спим». Спит царь, наслаждаясь своим правлением, спит богач, теша своё тело материальными благами, спит бедняк, горько сетующий на судьбу, но рано или поздно ко всем приходит пробуждающая от жизни смерть.

    31..Как проявляются черты барочного искусства в романе Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус»?

    Симплициссимус» - это ярчайший образец немецкого романа XVII века, роман автобиографический, поэтому есть все основания для того, чтобы вспомнить некоторые моменты из жизни автора этого произведения.

    Ганс Гриммельсгаузен родился в 1622 году (по некоторым данным в 1621) в местечке Гельнхаузен, в семье крестьянина. В возрасте десяти лет был похищен проходившими гессенскими солдатами, участвовал в Тридцатилетней войне; служил денщиком, затем мушкетером в протестантских войсках; по окончании войны с 1648 года странствовал по Европе, поступил на службу к епископу страсбургскому Францу Эгону фон Фюрстенбергу. В 1667 году Гриммельсгаузен был назначен деревенским старостой в деревне Ренхен в Баденском княжестве. Оказавшись на этой должности, занялся литературным трудом, стремясь изложить свой бродяжнический и военный опыт.

    Именно в результате этого в 1668 году свет увидел автобиографический роман о Симплициссимусе, созданный по образцу испанского плутовского романа. Роман описывает приключения Симплициссимуса в условиях опустошительной Тридцатилетней войны.

    Проблеме романа воспитания посвящена обширная литература, в которой рассматриваются вопросы генезиса этого жанра, его специфики как романа различных литературных эпох (эпоха Просвещения, Романтизма, реализма XIX века, литература XX века).

    32.Барочная эстетика в романе «Симплициссимус». Антивоенная, антифеодальная направленность. Демократические, свободолюбивые идеи в романе. Особенности развития сюжета. Основные мотивы романа.

    Настроения времени отразил и немецкий роман XVII века. Одним из интереснейших авторов, до сих пор остающихся загадкой для исследователей, был Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен (1621 или 1622–1676). По замечанию А. А. Морозова, в немецкой литературе долгое время оставался нерешенным вопрос об имени автора романа «Симплициссимус». И только в 1835 году в письме к Адальберту Келлеру Германн Курц, поэт и историк, предположил, что «под множеством псевдонимов Грейфензона скрывается истинное имя Кристоффеля Гриммельсгаузена»[17].

    О жизни Гриммельсгаузена известно немного. «Первые документальные свидетельства о Гриммельсгаузене относятся к 1639 году, когда он оказался в гарнизоне города Оффенбург (в Шварцвальде), куда, вероятно, добрался с остатками имперских войск»[18] во время Тридцатилетней войны. Был конюхом, мушкетером, служил писарем у коменданта крепости, поскольку имел красивый почерк. С середины 1648 года определяется на службу в полк барона фон Эльтера в качестве секретаря полковой канцелярии. 30 августа 1649 года женится на Катарине Хеннингер. В том же году стал управляющим в имении своего бывшего командира Ганса Шауенбурга в Ренхтале. В этой должности прослужил до 1661 года.

    С 1663 по 1665 год Гриммельсгаузен – «экономус» в Уленбурге. В 1666 году он открывает трактир «У серебряной звезды». Отец семерых детей, Гриммельсгаузен упорно искал службу, так как трактир приносил маленькие доходы. С лета 1667 года он стал претором (старостой) в Ренхене, где прожил до конца жизни и написал почти все свои произведения. Скончался Гриммельсгаузен летом 1676 года. В церковной книге сохранилась запись, сделанная священником Каспаром Бейером: «В лето 1676 семнадцатого августа почил в Господе достойный Иоганн Кристоф фон Гриммельсгаузен, весьма одаренный и многоученый муж, бургомистр сего места.

    33.Демократические, свободолюбивые идеи в романе «Симплиций Симплициссимус», широкая картина мира и глубина ее философского осмысления.

    Крупнейшим представителем демократической линии романа был Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (Hans Jakob Christoph Grimmelshausen, ок. 1622—1676). Все произведения Гриммельсгаузена выходили под различными псевдонимами, обычно анаграммами имени писателя. Лишь в XIX в. в результате длительного поиска удалось установить имя автора «Симплициссимуса» и некоторые данные его биографии. Гриммельсгаузен, как ни один другой немецкий писатель XVII в., был связан с жизнью и судьбой немецкого народа и явился выразителем подлинного народного мировоззрения. Мировоззрение писателя впитало в себя различные философские элементы эпохи, которые он почерпнул и из «книжной» учености, и из мистических учений, получивших распространение по всей Германии и определивших умонастроение широких слоев народа. Творчество Гриммельсгаузена представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко. Вершиной творчества Гриммельсгаузена является роман «Симплициссимус». Действие романа необычайно насыщено событиями. В начале повествования Симплиций — имя героя означает «простак» — действительно ничего не ведающий простачок. В глухой деревушке на краю леса он пасет овец, наигрывая на волынке. Внезапное вторжение ландскнехтов в усадьбу его «батьки» прерывает мирное течение жизни. С этого момента начинается тернистый путь приобщения героя к миру, познания его. Спасаясь от лютующих ландскнехтов, Симплиций оказывается в дремучем лесу, где он встречает Отшельника и остается у него жить. Отшельник становится первым наставником героя, обучает его грамоте, разъясняет начала христианской веры, которая в толковании Отшельника предстает сильно окрашенной идеями неостоицизма.

    34.Сочетание сатирических, дидактических, информативных и символических функций в романе Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссиму

    Крупнейшим представителем демократической линии романа был Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (Hans Jakob Christoph Grimmelshausen, ок. 1622—1676). Все произведения Гриммельсгаузена выходили под различными псевдонимами, обычно анаграммами имени писателя. Лишь в XIX в. в результате длительного поиска удалось установить имя автора «Симплициссимуса» и некоторые данные его биографии. Гриммельсгаузен, как ни один другой немецкий писатель XVII в., был связан с жизнью и судьбой немецкого народа и явился выразителем подлинного народного мировоззрения. Мировоззрение писателя впитало в себя различные философские элементы эпохи, которые он почерпнул и из «книжной» учености, и из мистических учений, получивших распространение по всей Германии и определивших умонастроение широких слоев народа. Творчество Гриммельсгаузена представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко. Вершиной творчества Гриммельсгаузена является роман «Симплициссимус». Действие романа необычайно насыщено событиями. В начале повествования Симплиций — имя героя означает «простак» — действительно ничего не ведающий простачок. В глухой деревушке на краю леса он пасет овец, наигрывая на волынке. Внезапное вторжение ландскнехтов в усадьбу его «батьки» прерывает мирное течение жизни. С этого момента начинается тернистый путь приобщения героя к миру, познания его. Спасаясь от лютующих ландскнехтов, Симплиций оказывается в дремучем лесу, где он встречает Отшельника и остается у него жить. Отшельник становится первым наставником героя, обучает его грамоте, разъясняет начала христианской веры, которая в толковании Отшельника предстает сильно окрашенной идеями неостоицизма.

    35.Роман «Симплициссимус» как выражение проблемно-эстетического синтеза немецкой романной прозы. Творческая история создания произведения, основные компоненты генеалогии жанра.

    Приступая к изучению литературного процесса в Германии XVII века, необходимо понять, насколько драматичной была жизнь этой страны в течение всего периода, но особенно в первой половине столетия. Катастрофическое развитие событий Тридцатилетней войны особенно сильно и непосредственно воздействовало на Германию, хотя война эта велась практически всеми странами Европы, но конкретные военные действия велись на территории немецких княжеств. Нужно осмыслить исторические, политические последствия Тридцатилетней войны, раздробленности Германии, конфессиональных противоречий между протестантскими и католическими землями, отсталости социально-экономического развития, но главное - понять неоднозначные, порой неожиданные культурные и духовные последствия всех этих факторов, формирующих противоречивый и весьма своеобразный литературный облик Германии изучаемой эпохи.

    36.Роман «Симплициссимус» как характерное явление художественного стиля барокко. Система аллегорий в романе.

    БАРОККО, ЛИТЕРАТУРА – литература идейного и культурного движения, известного под именем барокко, затронувшего разные сферы духовной жизни и сложившегося в особую художественную систему. Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы.

    37.Барочная утопия и реальность в его сюжетно-образной структуре романа «Симплициссимус».

    Как уже было сказано, действие романа Гриммельсгаузена разворачивается на фоне Тридцатилетней войны. Однако, не ее события, а судьба героев занимает автора в первую очередь. Несмотря на то, что отдельные эпизоды романа достаточно правдоподобно и достоверно рисуют картины войны, за которыми угадывается личный опыт автора, в основном "вымысел теснит историю и подчиняет ее сюжетному развитию" .

    А.Морозов подчеркивает, что ни одно сколько-нибудь значительное историческое лицо на страницах романа не выведено. Они упоминаются лишь мимоходом, поддерживая общую сюжетную канву. Из реально живших полководцев Гриммельсгаузен упоминает лишь одного - имперского генерала фон Верта, да и то лишь потому, что тот принадлежал к числу "людей низкого звания", которые "через геройскую отвагу и достохвальное бесстрашие воспарили прямо в графское и баронское состояние" .
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта