Главная страница
Навигация по странице:

  • 77. Классицистическая категория разума, гуманистический нравственный идеал в трагедиях Расина

  • 78.Жан-Батист Мольер - классицист-комедиограф второй половины XVII века.

  • 79. Жанровое многообразие драматургии Мольера. Истоки формирования жанра «высокой« комедии Мольера.

  • 80.Эстетика комедийного творчества Мольера (классицизм и Мольер).

  • 81.Творчество Мольера, его основные этапы.

  • Мольер выступает против того, что проблема прециозности вышла за рамки целесообразности.

  • «Блистательный театр»

  • 82.Типы комедий Мольера.

  • 83. Художественная интерпретация идей разума, здравого смысла, независимости личности человека в комедиях Мольера («Смешные жеманницы», «Урок мужьям», «Урок женам»).

  • 84. Общественно-философская проблематика произведений Мольера.

  • 85.Творческая история комедии «Тартюф».

  • 86.Особенности главного конфликта и характера пьесы «Тартюф», специфика развязки комедии.

  • 87.Проблематика и поэтика комедии Мольера «Тартюф» (Проблема человеческого разума, доверия и обмана. Особенности жанра «высокой комедии»).

  • 88.Тип классицистической композиции в комедии Мольера «Тартюф». (сатирическая гиперболизация).

  • 89.Принципы типизации, определившие художественную специфику комедии «Тартюф».

  • 90.Тема и идея комедии «Тартюф».

  • 91.Драматургическая концепция отрицательного начала, темы зла и деструктивных сил в обществе и в сознании человека («Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой» и др.).

  • 92. Жанровые особенности комедии Ж. Б. Мольера «Скупой».

  • 93. Художественные особенности комедии «Скупой» (тема, идея, композиция, образная система)

  • 94. Авторская позиция в «буржуазных» комедиях Мольера («Мещанин во дворянстве» и др.).

  • 95. Структура комического в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

  • Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеХvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
    АнкорЖамшид
    Дата27.06.2022
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМЛ ответы 300.doc
    ТипДокументы
    #617655
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством, проходит через всю трагедию, облеченная в мифологические образы, которые порою тесно переплетаются с христианским учением в е го янсенистском варианте.Преступная страсть Федры к пасынку с самого начала несет на себе печать обреченности: недаром первые слова Федры в момент ее появления на сцене - о смерти. Тема смерти пронизывает всю трагедию начиная с первой сцены - вести о мнимой смерти Тесея - и вплоть до трагической развязки. Смерть и царство мертвых входят в судьбу персонажей как составная часть их деяний, их семьи, их домашнего мира. В мифологическом мире "Федры" стирается та грань между земным и потусторонним Равным образом и генеалогия героев, ведущих свой род от богов, осознается уже не как высокая честь, предмет гордости и тщеславия, а как проклятие, обрекающее на гибель, как наследие страстей, вражды и мести высших, сверхъестественных сил и как великое нравственное испытание, которое оказывается не по плечу слабому смертному.

    77. Классицистическая категория разума, гуманистический нравственный идеал в трагедиях Расина

    Расин пишет едкий памфлет, направленный против своих воспитателей-янсенистов, на время решительно порывая с ними. У него появляются влиятельные враги среди наиболее реакционно настроенных кругов придворной знати, которых раздражают именно лучшие, самые глубокие произведения драматурга.

    Наивно было бы думать, что писатель, с такой проникновенностью изображавший муки любви, не испытывал сам в жизни душевных бурь. Мы можем, однако, только смутно догадываться о тех треволнениях и потрясениях, которыми было чревато существование молодого драматурга в 60-х - начале 70-х годов, когда он без оглядки окунулся в водоворот страстей. Расин впоследствии уничтожил свою переписку этих лет и другие письменные свидетельства. Вплоть до наших дней, например, воображение историков литературы волнуют таинственные обстоятельства, при которых в 1668 году внезапно скончалась возлюбленная Расина - замечательная актриса Тереза Дюпарк. Знаменитый драматург за несколько лет до этого переманил ее из труппы Мольера в театр Бургундский Отель, для нее он и создал роль Андромахи.

    78.Жан-Батист Мольер - классицист-комедиограф второй половины XVII века.

    Жан Батист Поклен (Мольер)(1622–1673) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано де Бержерака, которого ученые часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии. 1645–1658 годы – это годы странствований труппы Мольера по французской провинции, обогатившие драматурга незабываемыми впечатлениями и наблюдениями над жизнью. В период путешествия родились первые комедии, написание которых сразу обнаружило талант Мольера как будущего великого комедиографа. Среди его первых удачных опытов «Шалый, или Все невпопад»(1655) и «Любовная досада»(1656). 1658 год – Мольер и его труппа возвращаются в Париж и играют перед королем. Людовик XVI разрешает им остаться в Париже и назначает своего брата покровителем труппы. Труппе предоставляется здание Малого Бурбонского дворца. С 1659 года, с постановки «Смешных жеманниц», собственно и начинается слава драматурга Мольера. В жизни Мольера-комедиографа были и взлеты, и падения.

    79. Жанровое многообразие драматургии Мольера. Истоки формирования жанра «высокой« комедии Мольера.

    Идейный фундамент его комедий - традиция народного театра, фольклор и достижения классицизма. Мольер создает жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетаются с изяществом и артистизмом. особенной беспощадностью Мольер разоблачал притворство, создав бессмертный образ Тартюфа, - комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Комедиограф оставил богатое наследие - более 32 драматических произведений, которые были написаны в самых разных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. В творчестве Мольера комедия получила дальнейшее развитие как жанр. Сформировались такие ее формы, как «высокая» комедия, комедия-«школа» (термин Н. Ерофеевой), комедия-балет и другие.

    80.Эстетика комедийного творчества Мольера (классицизм и Мольер).

    Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян (“Мещанин во дворянстве”). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: “Тартюф, или Обманщик”, “Дон-Жуан”, “Мизантроп”. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил ее не только в веселые фарсы, но и наиболее “серьезные” и “высокие” свои комедии, подобные “Тартюфу”, “Мизантропу”, “Дон-Жуану”.

    81.Творчество Мольера, его основные этапы. Мольер начинается с успешной пьесы “Смешные прециозницы”. Первое важное качество Мольеровской драматургии. Пишет на злободневные темы. ИМольер выступает против того, что проблема прециозности вышла за рамки целесообразности.Вообще он выводит на первый план какую-то тему, но критикует именно её использование. Мольер анализирует одну проблему с разных сторон в трех подряд написанных пьесах: “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”.  В 1643 году Мольер вместе с группой других актёров создаёт в Париже «Блистательный театр», но он не получил успеха. В период своих путешествий (который длился 10 лет) Мольер вырабатывает особый тип комедии, в которую начало входить три традиции.

    Потом он ставит комедию «Смешные прециозницы». Где он высмеивал буржуазных женщин. В этой комедии он использует грубоватый фарсово-площадный комизм. Потом он пишет «Школа мужей» и «Школа жён», он обращается к проблеме семейных отношений, отвергая патриархальные взгляды.

    82.Типы комедий Мольера.

    Мольеру принадлежит более 30 комедий. Все их можно разделить на 2 группы: 1) комедии характеров – в них Мольер создаёт типы героев, в которых в обобщенной и преувеличенной форме воплотились основные человеческие пороки: «Тартюф» – лицемерие, «Скупой» – жадность, «Мизантроп» – человеконенавистничество. Впоследствии имена мольеровских героев (Тартюф, Гарпагон, Альцест) стали нарицательными. 2) комедии нравов – в них высмеиваются общественные нравы и пороки определённых слоёв общества («Мещанин во дворянстве», «Смешные жеманницы», «Школа мужей» и «Школа жен»). Впервые комедия (первые три акта) была поставлена на сцене в 1664 году под названием «Тартюф, или Лицемер», главным героем которой был монах. В 1667 году Мольер написал вторую редакцию комедии под названием «Панюльф, или Обманщик». Главный герой был переименован, стал светским человеком, из текста были изъяты многие цитаты из священного Писания, отредактирован финал

    83. Художественная интерпретация идей разума, здравого смысла, независимости личности человека в комедиях Мольера («Смешные жеманницы», «Урок мужьям», «Урок женам»).

    Представлением одной из его ранних комедий при дворе Людовика XIV он покорил одного из самых преданных своих поклонников — короля, и при покровительстве государя Мольер со своей высокопрофессиональной труппой открывает в Париже в 1658 году собственный театр. Пьесы «Смешные жеманницы» (1659 г.), «Урок женам» (1662 г.) принесли ему общенациональную известность и немало врагов, узнававших себя в сатирических образах его комедий. И даже влияние короля не спасло Мольера от запрещения его лучших пьес, создававшихся в шестидесятые годы: дважды запрещался для публичного театра «Тартюф», снимался с репертуара «Дон Жуан». Дело в том, что в творчестве Мольера комедия перестала быть жанром, призванным лишь насмешить публику; Мольер впервые принес в комедию идейное содержание, социальную заостренность.Согласно классицистической иерархии жанров, комедия — жанр низкий, потому что изображает действительность в ее обыденном, реальном облике.

    84. Общественно-философская проблематика произведений Мольера. Во многом отходя от строгих классицистских норм, Мольер все же оставался в рамках этой художественной системы. Его произведения рационалистичны по своему духу; все характеры однолинейны, лишены конкретно-исторических деталей и подробностей. И все же именно его комические образы стали ярким отражением процессов, связанных с основными тенденциями в развитии французского общества во второй половине XVII века. .Социальная и философская проблематика комедии Мольера «Дон Жуан» . Пьеса «Дон Жуан, или Каменный гость» написана на заимствованный сюжет. Он впервые был введен в большую литературу испанским драматургом Тирсо де Молиной в комедии «Севильский озорник». С этой пьесой Мольер познакомился через итальянских актеров, которые ставили ее на гастролях сезона 1664 года. Мольер же создает произведение оригинальное, имеющее откровенную антидворянскую направленность. Каждый французский зритель узнавал в Дон Жуане знакомый тип аристократа – циничного, распутного, бравирующего своей безнаказанностью.

    85.Творческая история комедии «Тартюф».

    Созданная в 60-е годы XVII века комедия «Тартюф, или Обманщик» стала одной из самых известных пьес французского драматурга. В ней Мольер подвёрг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость. Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении персонажей на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма – литературного направления, не предполагающего психологического развития характеров. Центральный герой – Тартюф – предстаёт перед читателем существом, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Мнимый святоша является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не гнушается ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом..

    86.Особенности главного конфликта и характера пьесы «Тартюф», специфика развязки комедии.

    Тартюф» относится к числу «высоких» мольеровских комедий, отличающихся серьезностью проблематики и «пограничностью» (Н.Я. Берковский) смеха: хотя здесь множество подлинно комических ситуаций и смешных диалогов, конфликт в пьесе развивается катастрофически стремительно и напряженно, благополучно разрешаясь лишь с помощью «deus ex machina» — «бога из машины» — вмешательством короля. При том, что Тартюфу суждено было стать нарицательным обозначением всякого лицемера, Мольер стремился в своей пьесе не только к разоблачению этого «вечного» порока, но и имел в виду конкретные общественные явления своего времени, в частности, деятельность во Франции «Общества святых даров», выполняющего функции тайной полиции.

    87.Проблематика и поэтика комедии Мольера «Тартюф» (Проблема человеческого разума, доверия и обмана. Особенности жанра «высокой комедии»). «Тартюф» на одном из диалектов южной Франции значит «мошенник», «обманщик». Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена «кабалы святош». Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа — лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф.

    88.Тип классицистической композиции в комедии Мольера «Тартюф». (сатирическая гиперболизация).

    По форме «Тартюф» строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия — линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.. В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала. Очень справедливо в этой связи замечание А. С. Пушкина: "Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров — и что нередко, она близко подходит к трагедии".

    89.Принципы типизации, определившие художественную специфику комедии «Тартюф».

    Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком.

    90.Тема и идея комедии «Тартюф».

    Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Условия времени не позволяли открыто бороться против религии. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е. положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством. Образ Тартюфа обличает большое социальное явление. В нем воплощены многовековая религиозная ложь, идея аскетизма, мрачные черты клики церковников. Также и Оргон — отнюдь не схематическое воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически заострена в его поведении в пьесе.

    91.Драматургическая концепция отрицательного начала, темы зла и деструктивных сил в обществе и в сознании человека («Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой» и др.).

    Влияние короля не спасло Мольера от запрещения его лучших пьес, создававшихся в шестидесятые годы: дважды запрещался для публичного театра “Тартюф”, снимался с репертуара “Дон Жуан”. Дело в том, что в творчестве Мольера комедия перестала быть жанром, призванным лишь насмешить публику; Мольер впервые принес в комедию идейное содержание, социальную заостренность.

    Особенности «высокой комедии» Мольера

    Согласно классицистической иерархии жанров, комедия — жанр низкий, потому что изображает действительность в ее обыденном, реальном облике. У Мольера комедия целиком располагается в пределах реального, чаще всего буржуазного, мира.

    92. Жанровые особенности комедии Ж. Б. Мольера «Скупой».

    В комедии “Скупой” использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта “Горшок”. Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Комедия Мольера является типичной «комедией характеров». Сценическое оформление основной идеи пьесы несет в себе черты условности: Условен сюжет, сложный, запутанный, с рядом необычных столкновений, ошибок, узнаваний, характерных для так называемой «комедии ошибок»

    Условны в известной степени герои пьесы- добронравные молодые люди, сметливые и преданные слуги. Мольер изображает не характер человека во всей его широте и многообразии черт, а лишь одну главенствующую его черту, подчиняя ей все сценическое действие. В комедии «Скупой», в которой драматург обнажал самые корни социального зла буржуазного общества, антибуржуазная сатира Мольера достигла особой силы.

    93. Художественные особенности комедии «Скупой» (тема, идея, композиция, образная система)

    Комическое в «Скупом» все менее носит карнавальный характер, все более сатирический (отмечено М. М. Бахтиным), что делает комедию вершиной мольеровской сатиры (наряду с «Тартюфом»). В образе Гарпагона с особой ясностью сказался классицистический подход к характеру, в котором многообразие уступает единству, индивидуальное — обобщенно-типичному.В комедии “Скупой” использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта “Горшок”. Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей.Герой комедии Гарпагон – воплощение скряжничества и вместе с тем целиком реальная фигура ростовщика XVII ст. Ради денег он готовый на все. Ему безразлично, что его дочурка Элиза влюбленная в Валеру, а сын Клеант влюблен в Марианну: он хочет отдать дочурку замуж за старого Ансельма, поскольку тот готов взять ее без приданого, а сына – за богатую вдову.

    94. Авторская позиция в «буржуазных» комедиях Мольера («Мещанин во дворянстве» и др.).

    Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать аристократом. Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своём стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.

    95. Структура комического в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта