Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
Скачать 0.75 Mb.
|
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:в первом акте главный герой становится жертвой откровенной лести учителей музыки и танцев; во втором акте штат наставников Журдена увеличивается, и каждый из учителей стремится доказать ценность и необходимость своего предмета для истинного аристократа; третий акт наглядно демонстрирует, насколько глуп и слеп в своём тщеславии Журден, позволяющий своему мнимому приятелю Доранту тянуть из него деньги; в четвертом акте разыгрывается турецкий фарс, необходимый для посвящения Журдена в ряды несуществующей аристократии; в пятом акте Журден, пребывающий на седьмом небе от счастья из-за исполнившейся заветной мечты, даёт разрешение на брак своей дочери и служанки. 96.Тема буржуазии в комедии «Мещанин во дворянстве». Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать аристократом. Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своём стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется. 97.Понятие об интеллектуальном герое у Мольера как герое комедий Нового времени («Мизантроп» и др.). Альцест, Альсест (Alceste) — персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Мизантроп», «молодой человек. В качестве примера Альцест приводит некоего лицемера, с которым у него тяжба. Филинт согласен с уничтожающей характеристикой этого человека и именно поэтому предлагает Альцесту заняться не его критикой, а существом дела. Но Альцест в ожидании решения суда ничего не хочет предпринимать, он с радостью бы проиграл дело, лишь бы найти подтверждение «низости и злобы у людей». Но почему же, так низко ценя род людской, он терпит недостатки легкомысленной Селимены, неужели он их не замечает, спрашивает Филинт друга. Общество хочет обезличить Альцеста, сделать таким как все, но оно и завидует удивительной стойкости этого человека. Существует длительная традиция считать, что в образе Альцеста Мольер 98.Художественные особенности комедии «Мизантроп» Комедия «Мизантроп» была написана Мольером в 1666 году.Все события комедии носят преимущественно внутренний характер: главный герой не вызывает никого на дуэль, на переодевается в чужие одежды – он от начала и до конца пытается быть самим собой, что позволяет зрителю видеть его духовные терзания. Лицемерную дружбу, которую заводят с первым попавшимся человеком, наделённым титулом или властью (характерно для всех героев, но прежде всего – для Селимены); Льстивые похвалы, расточаемые направо и налево (Филинт хвалит плохой сонет Оронта); Сплетни, распускаемые за спинами других (маркизы Акаст и Клитандр, Селимена);. Интересной особенностью «Мизантропа» является неоднозначность художественных образов героев: с одной стороны, мы видим положительного Альцеста, не желающего признавать и исправлять свои недостатки; с другой – нам открывается «отрицательная» Селимена, которая честно признаётся сама себе, что да, мол, есть у меня такой грешок - окружать себя мужчинами, но ведь мне всего двадцать лет, и я должна наслаждаться жизнью до тех пор, пока она предоставляет мне такую возможность. 99.Гуманистический положительный идеал, образы людей из народа в комедиях Мольера. В провинции же Мольер сочинил свои первые литературные комедии – «Сумасброд» (1655) и «Любовная размолвка» (1656), сюжеты которых он заимствовал у итальянских авторов. В обеих комедиях главным героем является ловкач-слуга Маскариль, остроумный, подвижной, предприимчивый, значительно превосходящий в умственном отношении своего незадачливого господина. Это первый набросок образа талантливого и энергичного человека из народа, который будет в дальнейшем повторяться во многих произведениях Мольера. Громадный успех комедий выдвинул труппу Мольера на первое место в провинции и привлек к ней внимание двора. В Париже в то время не было театра, специализировавшегося на комедийном репертуаре. Поэтому осенью 1658 года труппа Мольера получила приглашение выступить при дворе. Для своего дебютного спектакля она взяла трагедию Корнеля «Никомед» и не дошедший до нас одноактный фарс Мольера «Влюбленный доктор». 100. Особенности художественного психологизма Мольера. Арнольф воспитывает Агнесу в полном неведении жизни, он радуется каждому проявлению ее наивности и даже глупости («на простоту ее с восторгом я взираю»; I, 1), так как считает это лучшей гарантией ее верности и будущего семейного счастья. Но характер Агнесы меняется по ходу развития пьесы. Наивная простушка перерождается, полюбив Ораса. Она умнеет, когда ей приходится защищать свое чувство от посягательств Арнольфа. Образ Арнольфа нарисован Мольером ярко, убедительно, с глубоким психологизмом. Все в пьесе подчинено выявлению его характера: интрига, простодушие Агнесы, глупость слуг, доверчивость Ораса, рассуждения Кризальда, друга Арнольфа. Вокруг Арнольфа сосредоточено все действие пьесы: на протяжении пяти актов он совершает множество разнообразных поступков, волнуется, бранится, смягчается и, наконец, терпит полное поражение, ибо его ложной позиции постоянно противостоит естественное и разумное начало, воплощенное в двух юных любящих друг друга существах. 101.Барочные идейно-структурные тенденции в позднем творчестве Мольера. При всей живости, эмоциональности творчества Мольера важнейшей чертой его гения была интеллектуальность. Исследуя широкие пласты жизни, автор отбирал только те черты, которые были необходимы для изображения определенных типов, не добиваясь разностороннего изображения характеров. Дон-Жуан (Don Juan, собств. Дон Хуан) – легендарный испанский герой, давший свое имя одному из популярнейших в искусстве типов. Героем предания является представитель одного из аристократических севильских родов, Д. Жуан Тенорио. Смелые его похождения, оставались безнаказанными, благодаря участию в них его близкого друга, короля дон Педро (1350 – 1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока ,наконец, небесное правосудие, в лице убитого им командора дона Гонзаго, не положило конец его бесчинствам. К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, о распутнике Д. Жуане де Марана, продавшем душу свою дьяволу, но после раскаявшемся и поступившем в монастырь. Художественная концепция правдоподобия в «Поэтическом искусстве» Буало Эксперты в классицизме, прециозности, исторических раскладах и фактах биографии Буало могут безынаказанно пропустить следующие разглагольствования на эти темы, чтобы сразу насладиться беседами непосредственно о "Поэтическом искусстве". Они начинаются на 3 странице билета. Особые же энтузиасты, взявшиеся за чтение биографии, могут изучить её краткую версию, следуя за жирным шрифтом. Билет большой, но только из-за обилия сторонней — до черта полезной — информации. Николa Буало-Депрео родился 1 ноября 1636 года в Париже, в семье зажиточного буржуа, адвоката, чиновника парижского парламента. Получив обычное для того времени классическое образование в иезуитской коллегии, Буало поступил сначала на богословский, а затем на юридический факультет Сорбонны, однако, не испытывая никакого влечения к этой профессии. После смерти отца в 1657 году оказался материально независимым (отцовское наследство обеспечивало ему пожизненную ренту) и целиком посвятил себя литературе. Как связаны классицистское понятие правдоподобия и правило трех единств? ТРЁХ ЕДИ́НСТВ ТЕО́РИЯ, обязательные принципы построения драматургия. произведения в эпоху классицизма, состоявшие в соблюдении «единства времени», «единства места» и «единства действия». «Единство времени» – правило максимального приближения времени, изображённого в трагедии или комедии, к длительности её постановки; категорически не допускалось, чтобы время, изображаемое в пьесе, превышало сутки.«Единство места» подразумевало, что события пьесы должны происходить в одном и том же месте. Полным исполнением правила считалось, если действие разворачивается в одних покоях, категорически не допускался переход действия из дома в дом, из дома на улицу. «Единство действия» – правило, наиболее важное из всех; согласно ему в пьесе должно изображаться только одно событие. В основе Т. е. т. лежала рационалистич. трактовка правдоподобия, основанная на представлении о тождестве сценич. пространства с пространством, изображаемым в пьесе, а времени действия – со временем постановки; «единство действия» диктовалось классицистич. В чем заключается вклад Буало в развитие литературы классицизма? XVIII век, как известно, - эпоха Просвещения. Это повлияло на формирование русской литературы. В начале века почти все произведения русской литературы имели переводческий характер, а потом писатели начали создавать свои творения. В XVIII веке в русской литературе активно развивался классицизм. Во-первых классицизм устанавливает жёсткую классификацию жанров литературы на низкие (сатира, комедия, басня), написанные в разговорном стиле и посвящённые жизни буржуазии или простого народа, и высокие ( трагедия, ода, героическая песня), которые восхваляют государство и высшие слои, и не предполагает их смешение. Во-вторых, классицизм придерживается правила "трёх единств": 1) Единство действия - произведение имеет одну сюжетную линию. 2) Единство времени - все события происходят в течение одного дня. 3) Единство места - события происходят в каком-то одном месте. Герои в классицизме чётко делятся на положительных и отрицательных, и часто имеют "говорящие" фамилии (Простакова, Стародум, Молчалин) Классицизм затрагивает проблемы воспитания, доминирования разумного над неразумным. 105.Классицизм как ведущее направление во Франции. Причины и история возникновения. В западноевропейской литературе XVII в. наиболее значительную роль сыграли произведения французских писателей. Крупнейшие из них примыкают к направлению, известному под названием «классицизм». Это направление сложилось в эпоху расцвета абсолютной монархии во Франции.Французский литературный классицизм – великое искусство – формировался в борьбе против барокко, для которого характерны помпезность, нагромождение событий, а в языке – любовь к пышным замысловатым оборотам речи. В аристократических салонах барокко вырождался в бездумную игру; возникла так называемая прециозная, т. е. изысканная, литература, отличавшаяся усложненностью формы при бедности содержания. Как барочной пышности, так и вычурности салонной литературы мастера классицизма противопоставили гармонию, строгую композицию, ясность и точность языка. Её выражением стала «теория трёх единств». 106.Жанры басни и афоризма во французской литературе XVII века (Лафонтен, Ларошфуко). Франсуа де Ларошфуко (FrancoisdeLaRochefoucauld, 1613—1680), знаменитый писатель-моралист, автор блестящих афоризмов, происходил из старинного феодального рода. Он принимал активное участие в заговорах против Ришелье и восстаниях Фронды, с оружием в руках защищая старинные феодальные привилегии. Ларошфуко стал писателем в салоне маркизы де Сабле. Здесь велись беседы на самые разнообразные темы: о теологии и праве, механике и астрономии, философии и литературе, но особенно распространенными были беседы о морали, о «механизме» человеческого сердца. Сюжет для такой беседы-игры выбирался заранее, с тем чтобы каждый участник мог глубоко обдумать свое мнение. Достоинством признавалось умение построить свое размышление кратко и четко, в виде афоризмов, максим. Так в оппозиционном светском салоне зародился этот популярный литературный жанр. Басня стара, как мир. Родилась она в устном общении и в дальнейшем, представляя собой еще не оформившийся жанр, ярче всего обозначилась на Востоке, где первые цивилизации изобрели письменность и проявили любовь к литературе. 107.Сатира в баснях Ж. Лафонтена. Жан де Лафонтен - выдающийся сатирик и вольнодумный мыслитель, был лучшим баснописцем Нового времени. Заимствуя сюжеты у Эзопа и других античных авторов, а также у восточных мудрецов, он создает причудливый зверинец, олицетворяющий тогдашнее французское общество эпохи Людовика Четырнадцатого. Вокруг венценосного Льва, свирепого и любвеобильного, толпятся льстивые иС детства люблю и перечитываю басни в переводе Крылова, и вот, наконец, добралась до полной версии. На русский язык Лафонтена переводили многие и очень талантливо, так что, не Крыловым единым 108.Расцвет классицистической прозы в 60-90-х годах XVII века. 7.Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века[1]. Золотым веком русской поэзии называют начало XIX века[2].Антонович подразумевал литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем будущем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков[1]. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце» Центром Золотого века русской поэзии полагают творчество А. С. Пушкина. Помимо него к этому периоду относят произведения М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Е. А. Баратынского и других поэтов пушкинской поры. Считается, что закончился Золотой век поэзии произведениями Ф. И. Тютчева[2]. 109.«Мемуары» Франсуа́ де Ларошфуко́ как хроника жизни аристократа периода Фронды. Время, когда жил Франсуа де Ларошфуко, обычно называют “великим веком” французской литературы. Eгo современниками были Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Паскаль, Буало. Но жизнь автора “Максим” мало походила на жизнь создателей “Тартюфа”, “Федры” или “Поэтического искусства”. Да и профессиональным писателем он именовал себя только в шутку, с некоторой долей иронии. В то время как его собратья по перу были вынуждены искать себе знатных покровителей, чтобы существовать, герцог де Ларошфуко часто тяготился особым вниманием, которое оказывал ему король-солнце. Получая большой доход с обширных поместий, он мог не беспокоиться о вознаграждении за свои литературные труды. А когда писатели и критики, его современники, были поглощены жаркими спорами и резкими столкновениями, отстаивая свое понимание драматургических законов, — совсем не о тех и отнюдь не о литературных схватках и баталиях вспоминал на покое и размышлял наш автор. Ларошфуко был не только писателем и не только философом-моралистом, он был военачальником, политическим деятелем. 110. Система художественной типизации в произведениях писателей-классицистов (Ларошфуко, Лабрюйер). 9.Художественная типизация и мировоззрение писателя Писатель, воспроизводя реальную действительность, художественно типизируя ее явления, неизбежно выражает при этом свою точку зрения, свои симпатии и антипатии. Симпатии и антипатии писателя, как бы они ни были ярко индивидуальны, в своей основе определяются общественными условиями. Сущность всякого человека, а следовательно, и писателя, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений[20]».В классовом обществе художник отражает, творчески воспроизводит характеры и явления жизни всегда с определенных классовых позиций. 111. Поэтика художественного рационализма, морально-философские проблемы в книге афоризмов Ларошфуко «Максимы и моральные размышления». Де Ларошфуко Франсуа (1613-1680) — французский писатель-моралист, герцог, принадлежал к одной из самых знатных семей Франции. «Максимы» были впервые опубликованы в 1665 г. В предисловии Ларошфуко написал: «Я представляю на суд читателей это изображение человеческого сердца, носящее название «Максимы и моральные размышления». Оно, может статься, не всем понравится, ибо кое-кто, вероятно, сочтет, что в нем слишком много сходства с оригиналом и слишком мало лести. Пусть читатель помнит, что предубеждение против «Максим» как раз и подтверждает их, пусть проникнется сознанием, что чем запальчивее и хитроумнее он с ними спорит, тем непреложнее доказывает их правоту. То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины — доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть. Жанры классицистической прозы 60–80-х гг.: максимы (Ларошфуко), письма (мадам де Севинье), мемуары (Ж.-Ф.-П. де Ретц), сказки (Ж. де Лафонтен). .Мадам де Севинье очень болезненно переносила разлуку с дочерью (та, выйдя замуж, перебралась в Прованс) и на протяжении почти тридцати лет вела с ней переписку (три-четыре письма в неделю). Кроме того, среди её адресатов — Менаж, её родственник Бюсси-Рабютен, её близкий друг Арно де Помпонн. Бюсси-Рабютен включил несколько её писем в собственные мемуары (1696). Первое отдельное издание писем вышло в 1726. В 1754 г. вышла большая подборка из 772 писем. На сегодняшний день известно 1120 писем мадам де Севинье, авторство части из которых сомнительно (оригиналы сохранились лишь в незначительной степени). В письмах проявилась высокая начитанность автора — мадам де Севинье знала произведения Рабле и Монтеня, Мадлен де Скюдери и Ла Кальпренеда, пьесы Корнеля и Расина, исторические сочинения Тацита, книги итальянских писателей (Ариосто и Тассо) и французских богословов. |