Главная страница

ТМК. И. А. Очерки по когнитивной лингвистике Воронеж 2001 2 Монография


Скачать 1.31 Mb.
НазваниеИ. А. Очерки по когнитивной лингвистике Воронеж 2001 2 Монография
Дата22.10.2021
Размер1.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOcherki_po_kognitivnoj_lingvistike_2001.pdf
ТипМонография
#253264
страница4 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
5. Полевая модель концепта Зная организацию значения слова, которое по современным представлениям, имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии) мы можем предположить, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации.
Концепт может получить полевое описание - в терминах ядра и периферии. К ядру будут относиться прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы более абстрактные признаки составят периферию концепта. Периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления.
Концепт как единица структурированного знания имеет определенную, ноне жесткую организацию он состоит из компонентов (концептуальных признаков, которые образуют различные концептуальные слои. Концептуальные признаки в условиях вербализации концепта предстают как семы, а концептуальные слои иногда могут совпадать с семемами (но далеко не всегда, концептуальных слоев обычно больше, чем семем). Слои находятся по отношению друг к другу в отношениях производности, возрастания абстрактности каждого последующего уровня. Периферия состоит из слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из менталитета разных людей. Например, в интерпретационное поле концепта труд в русском сознании входят такие установки, как не следует спешить начинать работу, кто трудится, тому и плохо, только труд ведет к богатству, честный труд не приводит к богатству и т.д. Их противоречивость объясняется именно их принадлежностью не к ядру концепта, а к интерпретационному полю, которое содержит выводы из разных установок разных групп людей. Интерпретационное поле слабо структурировано. Когнитивная лингвистика дает надежный материал для построения модели концепта. Представляется, что языковые средства позволяют наиболее простым способом выяснять признаки концептов. Сравните,

61 например, с трудностями описания концептов, выражаемых средствами несловесных искусств (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т.п.). Лингвист может установить общенародное ядро концепта, а все текучие и перемещающиеся слои концепта можно лишь в той или иной степенно обнаруживать, указывать на них, но четкая организация, как уже отмечалось выше, для них нехарактерна, поэтому и моделировать концепт как структуру (подобно фонологической, лексико-семантической, грамматической структуре) в принципе невозможно. Можно, видимо, перечислить признаки и концептуальные слои, представить их положение в поле концепта, ноне более того, поскольку концепт все время функционирует, актуализируется в разных своих составных частях и аспектах, соединяется с другими концептами и отталкивается от них. В этом и заключается смысл мышления. Мы уже предлагали метафорическую модель концепта как облака
(ср. образ нависшего облака, которое проливается дождем слову
Л.С.Выготского). Эту же метафору использует Г.В.Токарев.
Н.Н.Болдырев предлагает метафору снежного кома. Входе обсуждения модели концепта мы пришли в выводу о необходимости ив облаке вычленять ядро и окружающие его слои когнитивных признаков. Типы концептов весьма разнообразны. Однако любой концепт, независимо от типа, имеет базовый слой. Базовый слой концепта всегда представляет собой определенный чувственный образ (автобус желтый, тесно, трясет - искусство – картины религия церковь, молящиеся люди. Этот образ представляет собой единицу универсального предметного кода (Н.И.Жинкин, И.Н.Горелов), кодирующую данный концепт для мыслительных операций, и поэтому может быть назван кодирующим. Если теперь концепт метафорически представить как некий плод, то базовый чувственный образ будет выглядеть как косточка плода. Базовый образ может исчерпывать содержание концепта, если концепт отражает конкретные чувственные ощущения и представления, либо концепт представлен в сознании очень примитивно мыслящих индивидов. В более сложных концептах дополнительные когнитивные признаки наслаиваются на базовый образ и образуют мякоть плода. Признаков может быть много, они могут образовывать относительно автономные концептуальные когнитивные) слои и наслаиваться как слои в облаке от более конкретного слоя к более абстрактному.

62 Таким образом, базовый слой концепта – это чувственный образ, кодирующий концепт как мыслительную единицу в УПК , плюс некоторые дополнительные концептуальные признаки. Когнитивные слои, отражающие развитие концепта, его отношения с другими концептами дополняют базовый когнитивный слой. Когнитивными эти слои называются потому, что они отражают определенный результат познания внешнего мира, то есть результат когниции. Когнитивные слои образуются концептуальными признаками. Совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев составляют объем концепта. Подчеркнем, что многочисленных когнитивных слоев в концепте может не быть, но базовый когнитивный слой с чувственно- образным ядром есть у каждого концепта, иначе концепт не может фиксироваться в универсальном предметном коде как дискретная единица мышления смысловая отдельность, не может функционировать как мыслительная единица. Можно, как представляется, говорить о трех типах моделей концептов – одноуровневые, многоуровневые и сегментные концепты.
Одноуровневый концепт включает только чувственное ядро, фактически - один базовый слой. Таковы концепты - предметные образы (Н.Н.Болдырев), некоторые концепты-представления. такие как желтый, зеленый, соленый, бытовые концепты типа ложка, чашка, тарелка. В таком виде существуют, видимо, многие концепты в сознании ребенка, а также в сознании интеллектуально неразвитой личности. В сознании большинства людей концепты сложнее.
Концепт может быть многоуровневым - включать несколько когнитивных слоев, различающихся по уровню абстракции, отражаемому ими и последовательно наслаивающихся на базовый слой. Таковы большинство концептов, вербализуемых многозначными лексемами, в которых значения внутри семантемы различаются по степени абстракции. В качестве примера многоуровневого концепта можно привести концепт грамотный, который, кроме базового слоя
( образ - пишущий человек, включает целый ряд слоев, различающихся по степени абстрактности - см. стр. 152 и след. Наконец, концепт может быть сегментным, представлять собой базовый чувственный слой, окруженный несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции. Пример сегментного концепта – толерантность.
Чувственно-образное ядро – наглядный образ спокойного, вежливого, невозмутимого, сдержанного человека (эксперимент

63
Е.И.Грищук). Это кодирующий образ, единица универсального предметного кода. Базовый слой включает когнитивные признаки – терпимость, сдержанность, которые наслаиваются на базовый, кодирующий образ и составляют вместе с ним базовый слой концепта. Сегменты Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические убеждения Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ в рамках одной науки, в рамках одного научного направления. Бытовая толерантность – терпимость к формам поведения, мнениями высказываниям ближайшего окружения. Она проявляется в межличностных отношениях. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства Административная толерантность- умение руководить без нажима и агрессии, признавать, что и ты можешь допускать ошибки, способность прощать слабости и несовершенства подчиненным, Религиозная толерантность – терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям. Этническая толерантность – уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности. Противоположное понятие – ксенофобия. Спортивная толерантность – отсутствие предубеждения к другим спортивным командам, кроме своей, уважительное, объективное отношение к другим спортивным командами их болельщикам Музыкальная толерантность – уважительное отношение к различным музыкальным стилями их поклонникам, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка. Медицинская толерантность – физиологическая выносимость пациентом применения того или иного препарата, переносимость лекарства. Экологическая толерантность – способность живых существ переносить те или иные изменения в окружающей среде. В языке когнитивным слоям или сегментам соответствуют семемы. В каждом слое или сегменте есть дискретные элементы – концептуальные признаки. Кроме ядра и базовых слоев, концепт имеет объемную интерпретационную часть – совокупность слабо структурированных

64 предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из содержания концепта. Например, в интерпретационное поле концепта брань войдут такие установки, как бранью праву не быть, спорить спорь, а браниться грехи с другой стороны - Не выбранившись, и замка в клети не откроешь. Брань навороту не виснет, Собака лает, ветер носит таким образом, русское сознание брань с одной стороны осуждает, ас другой – извиняет и прощает. Противоречивость установок объясняется, как уже указывалось выше, именно их принадлежностью к интерпретационному полю концепта, которое содержит выводы из разных когнитивных признаков ядра и составляет периферию концепта. Исследованию подлежит как ядро, таки периферия, однако важно дифференцировать их в процессе описания, поскольку их статус и роль в структуре сознания ив процессах мышления различны. Полевая модель концепта представляется нам теперь следующим образом в ядре – прототипическая единица УПК (она может быть как общенародной, таки групповой и индивидуальной базовые слои, обволакивающие ядро, в последовательности от менее абстрактных к более абстрактным общенародные признаки этих слоев лежат в основе достигаемого взаимопонимания людей при обмене концептами; количество и содержание этих слоев в сознании разных людей различно интерпретационное поле концепта, содержащее оценки и трактовки содержания ядра концепта национальным, групповыми индивидуальным сознанием.
6. Концептосфера и менталитет Термин менталитет в последнее время весьма частотен в работах по когнитивной лингвистике. Однако содержание этого термина до сих пор не может считаться достаточно четко определенным. Существуют самые различные, весьма противоречивые определения этого понятия, причем в словарях и справочниках они стали появляться фактически только в середине х гг. Под менталитетом понимают образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления, характер и мн. др. Слово стало модными употребляют его подчас именно для моды, вне строгого определения. Ср. фразу из книги ПС. Таранова Методы стопроцентной победы (Симферополь,

65 1997): Бумага заменяет, замещает и подменяет человека На этом менталитете можно сыграть (с. В когнитивной лингвистике важно разграничить понятия менталитет и концептосфера. Менталитет мы предлагаем определить как специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной личности, социальной или этнической группы людей. Можно говорить о менталитете личности, группы и народа этноса. Менталитет конкретной личности обусловлен национальным, групповым менталитетом, а также факторами личного развития человека – его индивидуальным образованием, культурой, опытом восприятия и интерпретации явлений действительности. Это личные ментальные механизмы восприятия и понимания действительности. Групповой менталитет – это особенности восприятия и понимания действительности определенными социальными, возрастными, профессиональными, гендерными и т.д. группами людей. Хорошо известно, что одни и те же факты действительности, одни и те же события могут быть по-разному восприняты в разных группах людей. Мужчины и женщины, дети и взрослые, гуманитарии и технари, богатые и бедные и т.д. весьма по-разному могут воспринимать и интерпретировать одни и те же факты. Это связано с так называемым механизмом каузальной атрибуции, то есть когнитивными стереотипами, диктующим приписывание причин тому или иному следствию, событию. Менталитет группы формируется в тесной связи с групповыми установками, действующими в группе механизмами апперцепции. Так, известно, что игроки проигравшей команды имеют тенденцию приписывать поражение влиянию объективных факторов плохое поле, необъективное судейство и др, в то время как наблюдатели склонны объяснять поражение субъективными факторами не проявили воли, не старались, не хватило скорости и др. Победители обычно успех приписывают собственным усилиям. Ср.: у победы масса отцов, поражение всегда сирота. Есть детская, мужская, женская логика и т.д. Есть менталитет определенных психологических типов людей – ср., к примеру, менталитет оптимиста и пессимиста первый говорит еще полбутылки осталось, а пессимист говорит уже полбутылки нет. Можно сказать, что менталитет имеет автоматизированный характер, он действует практически без контроля сознания, и поэтому во многих случаях необъективен- если человек хочет быть объективным, он должен сознательно преодолевать указания своего

66 менталитета, свои установки, свою апперцепцию. При этом надо преодолевать и собственные ментальные стереотипы, и групповые, и национальные. Национальный менталитет – это национальный способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов нации. Ср.: американец при виде разбогатевшего человека думает богатый – значит умный, русский же в этом случае обычно думает богатый – значит вор. Понятие новый у американцев воспринимается как улучшенный, лучший, у русского – как непроверенный. Восприятие и понимание действительности – сходные, ноне совпадающие вещи. Восприятие – первый этап и основное условие понимания. Разный национальный менталитет может воспринимать по-разному одни и те же предметные ситуации. Национальный менталитет нередко как бы заставляет органы восприятия человека видеть одно и не замечать другое. Русский менталитет, к примеру, неизменно фиксирует покорность азиатских женщин и не замечает повышенной активности собственных, в то время как азиаты прежде всего фиксируют активность и даже агрессивность русских женщин, не замечая покорности и пассивности собственных. Понимание воспринятого также обусловливается менталитетом. К примеру, карикатуру в китайской газете – девушка и юноша целуются на скамейке – европейский менталитет трактует как изображение распущенности молодых людей, а китайский – как критику недостатка жилплощади у китайцев. Японские фильмы периода второй мировой войны, захваченные американцами, очень отличались от батальных лент Голливуда, где изображались победы американской армии – в японских фильмах изображалась в основном гибель людей, страдания солдат, плач матерей при получении похоронок. Сточки зрения европейского восприятия, это были фильмы об ужасах войны, а вовсе не милитаристские ленты, призванные повысить дух японской армии и народа. Но японский менталитет воспринимал их подругой ментальной схеме, непонятной европейцам Вот видите, в каких условиях японский солдат продолжает выполнять свой долг. Небольшое опоздание к назначенному сроку в гости русские считают проявлением уважения к хозяевам, а немцы – неуважением. Русские учащиеся понимают повторное объяснение учителем того же самого материала как стремление добиться лучшего понимания ими этого материала, как стремление помочь ученику, а финны нередко думают про такого учителя Он нас за дураков считает.

67 Менталитет и концептосфера тесно связаны и взаимодействуют в процессах мышления.
Концептосфера – сфера знаний народа – в определенной степени определяет менталитет народа (особенности восприятия и понимания действительности образующие национальную концептосферу ментальные единицы являются основой образования когнитивных стереотипов – суждений о действительности. К примеру, наличие в русской концептосфере концепта авось определяет ряд ментальных стереотипов русского сознания, разрешающих непредусмотрительность в поведении. С другой стороны, национальный менталитет направляет динамику формирования и развития концептов – имеющиеся стереотипы влияют на содержание формирующихся концептов, диктуют некоторые фиксируемые в концептах оценки явлений и событий. Тем не менее, несмотря на тесную связь, менталитет и концептосфера – разные сущности, и их изучение требует разных методов и подходов. Менталитет народа проявляется прежде всего в его характере, действиях, коммуникативном поведении. Менталитет формируется под влиянием экономических условий, политических изменений, социально-политических процессов, природных явлений, контактов с другими этническими группами и т.д. Изучать его надо этнокультурологическими и этнопсихологическими методами и приемами.
Концептосфера – это сфера мысли. Основной источник формирования концептов – познавательная деятельность личности, в том числе – через ее коммуникативную деятельность. Изучение концептосферы возможно психологическими, культурологическими и лингвокогнитивными методами и приемами. В дальнейшем в нашей книге мы говорим о концептосфере и ее составляющих. К менталитету обращаемся лишь в отдельных случаях, если это необходимо для прояснения основных понятий когнитивной лингвистики. Необходимо указать еще на некоторые термины, которые часто стали использоваться в современных лингвистических исследованиях языковая картина мира, языковое сознание, когнитивная картина мира Они тоже должны быть отграничены от терминов
концептосфера и менталитет.
Н.М.Лебедева пишет Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую картину

68 мира (Лебедева 1999, с. Таким образом, когнитивная картина мира
– это те понятия и стереотипы, что в восприятии и понимании мира нашим сознанием задаются культурой. Практически это тоже самое, что менталитет, который тоже всецело зависим от культуры. Под языковой картиной мира предлагается понимать представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях – языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире. Необходимо только помнить, что это – ограниченная и к тому же наивная картина мира, она не передает полностью ту картину мира, которая есть в национальном сознании, поскольку язык называет и категоризует далеко не все, что есть в сознании народа. Кроме того, языковая картина мира в значительной степени представляет для исследователя-лингвиста лишь исторический интерес, поскольку она отражает состояние восприятия действительности, сложившееся в прошлые периоды развития языка в обществе. По языковой картине мира нельзя судить о современных представлениях этноса о мире, об актуальной концептосфере народа. Языковое сознание – термин очень многозначный. Мы понимаем под языковым сознанием психические механизмы порождения и понимания речи, то есть механизмы, обеспечивающие речевую деятельность человека. Этими проблемами занимается психолингвистика, для когнитивной лингвистики эта проблематика нехарактерна. Формирование концептов

Концептосфера отдельной личности формируется постепенно. У ребенка концепты практически равны образам формирующегося УПК, впоследствии эти образы начинают обрастать концептуальными признаками, возникают новые компоненты, слои концепта. На основе выполненных нами исследований можно утверждать, что концепты формируются в сознании человека
1. из его непосредственного сенсорного опыта - восприятия действительности органами чувств
2. из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности
3. из мыслительных операций человека с другими, уже существующими в его сознании концептами - такие операции могут привести к возникновению новых концептов;
4. из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме, например, в процессе обучения, в

69 образовательном процессе - ребенок спрашивает, что значит то или иное слово
5. из самостоятельного познания значений языковых единиц, усваиваемых человеком (взрослый человек смотрит толкование неизвестного для него слова в словаре и через него знакомится с соответствующим концептом). Язык, таким образом, является лишь одним из способов формирования концептов в сознании человека. Для эффективного формирования концепта в сознании, для полноты его формирования только языка мало - необходимо обязательное привлечение чувственного опыта (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, необходима наглядность (что отчетливо проявляется в процессе обучения, необходима предметная деятельность стой или иной вещью. Только в таком сочетании разных видов восприятия в сознании человека формируется полноценный концепт. Образная основа концепта, образующая его ядро как единицы УПК, носит всегда индивидуально-сенсорный характер, поскольку формируется на базе личного чувственного опыта человека. Первичный эмпирический образ, лежащий в основе концепта и становящийся впоследствии единицей УПК, сродни представлению, знаку в концепции А.А.Потебни. Эти образы конкретны ив общем, случайны – часто они отражают первое впечатление о томили ином предмете или явлении, либо основаны на опыте взаимодействия с предметом, который получил данный человек в тот или иной момент своей жизни. К примеру, концепт университет кодируется у одного выпускника университета образом тяжелой входной двери, которую надо было открывать, у другого - дверью кафедры, у третьего - видом длинного извилистого коридора, у четвертого - образом аудитории, где проходило большинство лекций. У пятого – общим видом здания стой стороны, с которой он обычно подходил к нему от остановки транспорта и т.д. Образ, составляющий единицу УПК, может быть несущественным для данного концепта именно в силу его сугубо личной, индивидуальной природы, но, тем не менее, он выполняет кодирующие, знаковые функции для концепта в целом. Многие образы, лежащие в основе соответствующих единиц УПК, выявляются в ассоциативных экспериментах город - Воронеж, дом - родной, мама
- моя, кот - Васька и т.д. Неслучайно так мало ассоциативных стимулов, на которые испытуемые давали бы в своей массе

70 одинаковые парадигматические ответы – образ, кодирующий концепт, отражает индивидуальный опыт. Если же единообразные ответы появляются, то они обычно отражают или устойчивую сочетаемость (темный - лес, интересный - фильм, дорогой - подарок, белый - Бим черное ухо, дерево- жизни, держать - в руках, культура - речи, принимать - гостей, резать - хлеб и др) либо уже стандартизованный концептуальный образ (кузница - молот, кровь - красная, расческа -волосы, ездить - верхом, рост - высокий, спать - долго. Многие концепты сохраняют и впоследствии преимущественно чувственный, эмпирический характер - например, концепты кислый, сладкий, соленый, гладкий, шероховатый, а также такие как окурок, яма, лужа, ложка, вилка, тарелка, чашка, стол, стул и под. Соответствующие концепты отражают чисто чувственное знание о предмете, которого для мышления об этих предметах и оперирования сними в практической деятельности вполне достаточно. Содержание таких концептов раскрывается преимущественно остенсивно - через демонстрацию предмета или явления (кислый - это лимон, попробуй яма - это вот то, что сейчас перед нами и т.д.). Если легче показать, продемонстрировать предмет или явление, чем объяснить, что это такое - значит, с высокой долей вероятности можно предположить, что соответствующий концепт носит преимущественно чувственно- образный характер, его образное ядро очень яркое.
Концепт рождается как образно, появившись в сознании человека, этот образ способен продвигаться по ступеням абстракции. С увеличением количества закрепленных концептом признаков, с возрастанием уровня абстрактности концепт постепенно превращается из чувственного образа в собственно мыслительный. Вместе стем, тот общеизвестный факт, что любую абстракцию надо объяснять на примере, свидетельствует об образной природе любого концепта. Формирование концепта в онтогенезе идет от образного, чувственного к более абстрактному. У ребенка, концептосфера которого еще только формируется, концепт обычно равен конкретному чувственному образу. Маленький ребенок мамой называет только свою маму и лезет драться, когда кто-то называет мамой другую женщину концепт мама для него пока только его личная мама. Для ребенка Джерри, собака, колли и животное - это один предмет, все эти слова репрезентируют в его сознании один чувственный концепт - образ собственной собаки. Впоследствии каждая из названных лексем будет представлять разные, хотя и связанные между собой иерархически, концепты (животное ← собака ← колли.

71 Таким образом, в онтогенезе сначала чувственный образ выступает как конкретное чувственное содержание концепта, а затем становится средством кодирования нарастающего на нее объемного, многослойного концепта. Однако у малоразвитых в интеллектуальном отношении людей концепты, видимо, мало чем отличаются от начального эмпирического образа - единицы УПК.
Концепт рождается как чувственно-образная единица УПК, этот образ и остается его ядром. Ядро постепенно окутывается, обволакивается слоями концептуальных признаков, что увеличивает объем концепта и насыщает его содержание. Внутри концепта перетекают и переливаются концептуальные признаки, концепт не имеет жестких очертаний и границ, он всегда в движении, смысловом развитии. Жизненный опыт человека обогащает содержание концептов, которые составляют его концептосферу. Съездив на море, человек обогащает содержание своего концепта море, увидев пожар, человек обогащает содержание концепта пожар. Через семантику языка можно выделить признаки, образующие содержание концепта. Индивидуальные признаки концепта выявляются преимущественно через психолингвистические эксперименты, хотя их можно иногда выявить и из индивидуальных высказываний. Наличие индивидуальных признаков в концепте делает стремление к их вербализации постоянным. Поэтому речетворчество, словотворчество, художественное творчество - вечны. Через них индивидуальные концептуальные признаки фиксируются, становятся доступными для восприятия других людей. Образ, составляющий содержание концепта в сознании индивида, подвергается национальным сообществом определенной стандартизации. Концепты могут быть общенациональными (стандартизованными, групповыми (принадлежащими социальной, возрастной, половой и др. группами личными. В национальных и групповых концептах могут также быть индивидуальные компоненты, черты, которые обусловливают в некоторых ситуациях вопросы типа в каком смысле выговорите о, что вы понимаете поди т.п. Формирование концептов в онтогенезе вызвано потребностями мыслительной деятельности человека. Напомним, что слова для формирования и существования концептов в принципе ненужны (ср. животных. Слова нужны для сообщения концептов, их обсуждения, а также они являются одним из средств формирования концептов в сознании человека (объяснения в учебных условиях, экспликативные тексты, дефиниции словарей и справочников.

72
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта