И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 31. Гостеприимный Гостеприимство — одно из неотъемлемых свойств мусульман и давно стало доброй традицией у всех без исключения мусульманских народов. Как сказал поэт о радушном хозяине: Я развлекаю гостя, Веду беседы с ним, Ещё не слез с коня он, А я уж рядом с ним. Я окажу любому 87 У этого хадиса слабый иснад, однако смысл его правилен и подверждает- ся приведённым выше аятом. 511 § 31. Гостеприимный Прекраснейший приём, Пусть даже год голодный, Засушливый, скупой. Приносит гостю радость Не изобилье яств, А общество радушных И о благом рассказ… Мусульманин — гостеприимный и радушный хозяин, достойно принимающий гостя, ибо этому его учит ислам. Оказывая людям гостеприимство, мусульманин подтверждает искренность своей веры в Аллаха ив Судный день и исполняет свою обязанность перед гостем. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Пусть тот, кто уверовал в Аллаха ив Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто уверовал в Аллаха ив Последний день, уважает своего соседа, и пусть тот, кто уверовал в Аллаха ив Последний день, оказывает почёт своему гостю [Бухари; Муслим] Абу Шурайх передаёт, что Посланник Аллаха сказал Пусть тот, кто верует в Аллаха ив Последний день, оказывает уважение своему гостю в качестве дара ему. Люди спросили А каков этот дар Пророк сказал День и ночь. Гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё, что сверх этого, будет уже милостыней для него [Бу- хари Муслим] Обязательно оказывать гостеприимство в течение суток, а совершенное гостеприимство — трое суток. Относительно обязательности гостеприимства в эти два дня среди учёных есть разногласия. Гость, в свою очередь, не должен стеснять хозяев и задерживаться у них надолго. Пророк сказал Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнёт создавать ему затруднения [Бухари; Муслим] Глава девятая. Мусульманин со своим обществом А в другой версии сказано так, что он начнёт вводить его в грех». Мусульманин, если он сам выступает в роли гостя, старается останавливаться только у человека, который способен его принять, и, по возможности, не останавливаться у очень бедного человека или у человека, в доме которого нет места для гостя, чтобы не создавать им затруднений. Дом мусульманина всегда открыт для гостей, и каждому гостю в его доме оказывают радушный прим. Он никому не отказывает в гостеприимстве, а супруга мусульманина не показывает себя скупой и неприветливой хозяйкой, потому что знает человек, отказывающий другому в гостеприимстве, совершает грех, потому что он оставляет обязательное, и гость имеет право требовать, чтобы ему оказали гостеприимство. И мусульмане, знающие о том, что данному человеку отказывают в гостеприимстве, должны помочь ему добиться соблюдения его права. Сподвижник ‘Укба ибн ‘Амир передаёт: Мы сказали О Посланник Аллаха Ты посылаешь нас с поручением, и мы останавливаемся у людей, а они не оказывают нам гостеприимство. Что нам делать Посланник Аллаха сказал нам Если вы пришли к каким-нибудь людям, то попросите их предоставить вам то, что положено предоставлять гостю. Если же они отказывают вам, то требуйте от них соблюдать право гостя, которое есть у вас [Бухари; Муслим] ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Кто не оказывает людям гостеприимства, тот не имеет отношения ник Мухаммаду , ник Ибрахиму Однажды Абу Хурайра остановился на земле каких-то людей, и они отказали ему в гостеприимстве. Тогда он отошёл в сторону, а потом пригласил их поесть с ним, однако они не приняли его приглашение. Тогда он сказал им Вы не оказываете людям гостеприимства и не принимаете приглашения Вы не имеете отношения к исламу 513 § 31. Гостеприимный Из хадисов следует, что оказывать гостеприимство — обязанность, а не добровольно совершаемое благое дело, а мусульманин всегда исполняет обязанности, которые возложил на него Всевышний. Он покорен Господу и стремится снискать Его довольство и войти в Рай, который приготовлен для богобоязненных. Посланник Аллаха сказал Нет блага в том, кто не оказывает гостеприимство людям [Ахмад] Мусульманину несвойственна жадность, и даже если он живёт скромно ив его доме совсем немного еды, он никогда не отказывает людям в гостеприимстве, помня слова Посланника Аллаха : Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых [Бухари; Муслим] Сподвижник Джабир передаёт, что Пророк сказал Еды одного хватит для двоих, еды двоих хватит для четверых, а еды четверых хватит для восьмерых [Муслим] Поскольку Аллах не возлагает надушу ничего, кроме того, что ей под силу, мусульманин оказывает людям гостеприимство в соответствии со своими возможностями, желая исполнить свой долги получить награду Всевышнего. Если гости придут неожиданно, без предупреждения, а в это время в доме мусульманина нет готовой еды, чтобы угостить их, это не мешает ему принять их. Даже если его жена готовила только для членов семьи, не рассчитывая наго- стей, он обязательно посадит гостя за стол. Мусульманка ставит на стол то, что у неё есть, разделяя удел, дарованный ей Всевышним, со своими гостями. Ведь и скромное угощение порадует гостя, потому что оно — знак внимания со стороны хозяев. Мусульмане воспитаны так, что лучше сами откажутся от еды, чем откажут в гостеприимстве человеку, который переступил порог их дома. Всевышний Аллах повелел верующим оказывать почёт гостю, и мусульманка с готовностью выполняет веления Господа. Она понимает не случится ничего страшного, если еду, приготовленную для троих, Глава девятая. Мусульманин со своим обществом разделить, например, на четверых и даже на пятерых. Кто- муже помимо приготовленной еды в доме почти всегда находится что-нибудь ещё, чем можно дополнить обед или ужин. Мусульманин уверен, что гость не подумает он ми его семье ничего плохого. Ведь он понимает, что пришёл без приглашения, и если бы он предупредило своём приходе, его, конечно же, ждал бы накрытый стол седой, приготовленной специально для него. Наши праведные предшественники, принимая у себя гостя, отдавали ему последнее, что у них было, и делали это так, чтобы не стеснять гостя и чтобы он не чувствовал себя неловко из-за того, что пришёл не вовремя. Абу Хурайра передаёт, что однажды к Пророку пришёл какой-то человек, и Пророк послал к своим ж- нам, но все они сказали У нас нет ничего, кроме воды Тогда Посланник Аллаха спросил Кто примет этого человека у себя Один из ансаров откликнулся Я. После этого он отвёл его к своей жене и сказал Почти гостя Посланника Аллаха ». Она сказала У нас нет ничего, кроме еды для детей. Тогда он сказал Приготовь свою еду, зажги светильники уложи детей спать, если они захотят поужинать. Иона приготовила еду, зажгла светильники уложила детей, а потом встала, будто бы для того, чтобы поправить светильники погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а на самом деле легли спать голодными. Наутро хозяин дома зашёл к Посланнику Аллаха , и тот сказал Аллаху понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью А потом Аллах ниспослали отдают им предпочтение перед собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспеют те, которые защищены от собственной скупости (сура 59 Сбор, аят А мусульманка — щедрая и гостеприимная хозяйка, иона побуждает своего мужа быть великодушными щедрыми радушно принимать гостей 515 § 32. Воздержанный и скромный 32. Воздержанный и скромный Мусульманин знает, что Всевышний Аллах дал бедным верующим право на некоторую часть имущества богатых и возможность получить причитающееся им без унижения, попрёков и обид. Однако в тоже время Всевышний побуждает бедных и нуждающихся проявлять скромность и трудиться, и пользоваться этим свои правом лишь в случае необходимости. Ислам объявил, что высшая рука, то есть подающая, лучше низшей, то есть просящей, и что верующие и мужчины должны по возможности воздерживаться от просьб и не пополнять ряды униженно просящих подаяние. А человек скромного достатка не должен упускать возможность подать милостыню, потому что милостыня необязательно должна быть большой, и скромное подаяние может принести верующему большую награду, чем щедрое — богатому. Видя человека, который подаёт нищему мелкую монету, и человека, который, не колеблясь, до- стат из кармана или кошелька крупную купюру, мы зачастую пренебрежительно относимся к подаянию первого а то и подозреваем его в скупости, потому что оно кажется нам слишком малыми незначительными восхищаемся щедростью второго. А если бы мы задумались на минуту, мы бы поняли, что человек, подавший двести рублей, имея всего две тысячи, израсходовал на пути Аллаха, стремясь к Его довольству и награде, десятую часть своего состояния. А какую часть своего состояния потратил богач, который подал тысячу и оставил у себя миллионы? Ислам учит мусульманина быть терпеливыми скромными оберегать своё достоинство. Если его постигает бедность, он не думает о том, чтобы просить у людей. Он старается обойтись собственными силами и проявляет терпение, надеясь на помощь Всевышнего. Он трудится, помня слова Глава девятая. Мусульманин со своим обществом Посланника Аллаха : Того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит от необходимости обращаться к другим, атому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал дара лучше и щедрее, чем терпение [Бухари; Муслим] Аз-Зубайр передаёт, что Пророк сказал Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать е, благодаря чему Аллах избавит его от необходимости просить, лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-нибудь, а могут и отказать». Лучший заработок — это работа, которую человек делает своими руками и которая больше всего необходима людям. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал «Давуд, мир ему, питался лишь темна что он зарабатывал своими руками [Бухари] А в другой версии этого хадиса, также приводимой у аль- Бухари, со слов сподвижника аль-Микдада ибн Ма‘да Якри- ба , говорится Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал трудом своих руки, поистине, пророк Аллаха Давуд питался темна что он зарабатывал трудом своих рук». На мужчину возложена обязанность содержать семью и обеспечивать её жильём, одеждой и пропитанием. Кроме того, он обязан выплачивать женщине брачный дар. Есть у него и другие обязанности, связанные с расходованием средств. Однако мусульманин в любом случае должен стремиться заработать на жизнь дозволенным способом и из 88 Имеется ввиду человек, который старается воздержаться от обращения к людям с просьбами 517 § 32. Воздержанный и скромный бегать запретных и сомнительных способов обогащения, потому что Всевышний Аллах делает благодатными благословенным только средства, добытые дозволенным путём, а средства, приобретённые запретным путём, Он уничтожает, и тело, выросшее на запретном, более всего заслуживает пребывания в Огне. Ибн ‘Аббас передаёт, что Пророк сказал Любой человек, плоть которого выросла из запретного, более всего заслуживает попадания в Огонь [Табарани] Ислам запрещает просить у людей без необходимости. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что Пророк сказал Человек будет обращаться к людям с просьбами до тех пор, пока не явится в День воскресения без единого кусочка плотина лице». Сподвижник Абу Бишр Кубайса ибн аль-Мухарик переда т В своё время я взял на себя обязательства по выплате выкупа, а потом пришёл к Посланнику Аллаха с просьбой помочь мне выплатить его. Он сказал Поживи здесь, пока нам не доставят закят, и тогда мы велим выдать тебе то, о чём ты просишь, — а потом он сказал О Ку- байса, поистине, лишь троим позволено обращаться с подобными просьбами человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, — такому можно просить, чтобы уплатить долг, после чего он должен воздержаться человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — такому можно просить, чтобы получить средства для жизни и, наконец, человеку, который впадёт в такую бедность, что трое разумных людей из числа его соплеменников скажут ‹Такой-то обеднел до крайности, — такому можно просить, чтобы получить средства для жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное [Муслим] Глава девятая. Мусульманин со своим обществом 33. Любящий и любимый Мусульманин любит и любим. Да и могут ли окружающие не любить его, если он приносит им лишь благо, свет искренней веры, пользу и добро Он не теряет ни минуты, стараясь совершить как можно больше благих дел. Мусульманин помнит слова Посланника Аллаха : Верующий тянется к людям, и они тянутся к нему, и нет блага в том, кто не тянется к людям и к кому не тянутся они [Ахмад] Мусульманин легко входит в контакт с людьми и без труда заводит знакомства, устанавливает связи и налаживает отношения. Мусульманин привлекает людей и притягивает их своей чистотой, благонравием, искренностью, открытостью и благородством. С ним приятно и интересно общаться, поэтому люди с удовольствием разговаривают сними симпатия, возникающая при первой встрече, быстро перерастает в крепкую дружбу. Братья по вере рады общению с ним, потому что с ним всегда интересно ион не любит тратить время на разговоры о пустом. Он не злословит и помогает братьям по вере избежать этих грехов. Он передаёт полезное знание другим верующими старается научиться чему-нибудь у них. Любое собрание, на котором он присутствует, становится одухотво- рённым и благодатным. Он приносит с собой ислам сего чистотой и светом. Люди, с которыми он общается и дружит, любят и уважают его и доверяют ему, поскольку знают, что на него всегда можно положиться и к нему всегда можно обратиться за помощью. Он ответственен и всегда исполняет свои обещания и взятые на себя обязательства. Его не в чем упрекнуть. Он не оставляет человека в беде и трудится во благо других, не жалея себя. Мусульманин — верный друг. Он любит своих братьев по вере, и они отвечают ему тем же. Посланник Аллаха сказал Не сообщить ли мне вам о том, кого из вас я люблю больше всего и кто из вас будет 519 § 33. Любящий и любимый сидеть ближе всех ко мне в Судный день Посланник повторил свой вопрос дважды или трижды. Люди сказали Дао Посланник Аллаха Тогда он сказал Это самые благонравные из вас». А в другой версии этого хадиса имеется добавление которые тянутся к людям и к которым тянутся люди». Посланник Аллаха был для верующих прекрасным примером во всём, и, будучи лучшим из людей и самым благонравным из них, он показал им, как мусульманин должен строить свои отношения с людьми, и как он должен вести себя с ними. Посланник Аллаха был прекрасным собеседником. Он говорил просто, понятно и красиво, и сподвижники (да будет Аллах доволен ими всеми) любили слушать его из-за его красноречия и умения вложить много смысла в немного слов. Он внимательно выслушивал собеседника, не перебивал его и не обрывал на полуслове. При этом он был щедрым, великодушным, добрым, милосердным, мягкосердечными сострадательными никому не отказывал в помощи. Люди любили егоза его нрав и уважали егоза его богобоязненность, мудрость, проницательность и выдержку. Недаром Всевышний Аллах сказало нём: если бы ты был грубыми жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят К вам явился Посланник из вашей среды. тяжко для него, что выстрадаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим. Сура 9 Покаяние, аят 128 Глава девятая. Мусульманин со своим обществом Посланник Аллаха был для верующих заботливым отцом, который день и ночь печётся о благе своих детей и старается для них. Он соблюдал справедливость в своём отношении к ними все они были равны передним бедный и богатый, знатный и простой, старый и молодой. Он научил своих сподвижников быть скромными и благонравными, состязаться друг с другом в благих делах, уважать старших и проявлять милосердие к младшему, помогать нуждающимся и предпочитать себе других. Посланник Аллаха был мудрым руководителем и наставником, ив тоже время он не проявлял высокомерия и не превозносился над людьми. На протяжении всей своей жизни он оставался скромным, стыдливым, кроткими милосердным. Он не вступал в споры, избегал пустословия, не вмешивался в чужие дела и не интересовался тем, что его не касалось. Он никого не порицал, ник кому не придирался и не выискивал недостатки в людях. Посланник сидел среди своих сподвижников как один из них, и кто не знал его, вынужден был спрашивать, кто из сидящих Мухаммад Анас сказал Однажды, когда мыс Пророком сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени уме- чети, стреножил его, а потом спросил Кто из вас Мухаммад?” В это время Пророк сидел среди людей, опираясь на руку, и мы сказали Этот светлолицый человек, который полулежит, опираясь на руку”». Он улыбался тому же, что вызывало улыбку у его сподвижников, и любил тоже, что любили они. Посланник делил сними радость и горе и никогда не оставлял без помощи и поддержки попавшего в беду. Он никогда не отвечал грубостью на грубость и не произносил скверных слов. Вместо этого он проявлял терпение и кротость. Кроме того, Посланник Аллаха был настолько честными правдивым, что даже после начала призыва язычники, которые ненавидели ислам и верующих, оставляли ему на хранение 521 § 33. Любящий и любимый ценные вещи, невзирая на то, что он призывал людей к Единобожию, и этот призыв грозил перевернуть их жизнь с ног наголову и лишить их могущества и господства, которым они обладали во времена невежества. И, покинув Мекку ради переселения в Медину, он велел Али , который остался в Мекке, отдать курайшитам всё, что они оставили ему на хранение. У Посланника Аллаха был безупречный характер, и язычники, какой бы сильной ни была их ненависть к нему, не могли найти в нём ничего достойного порицания. Когда он собрал их, чтобы открыто призвать их к исламу, испросил, поверили бы они ему, если бы он предупредил их о войске, которое приближается, готовясь напасть на них, они признали Да, ибо ты никогда не лгал нам. А его кротость была поистине удивительна. Он не отказывал ни детям, ни рабам, когда они просили его о чём-нибудь. Анас ибн Малик сказал Поистине, любая маленькая рабыня в Медине могла взять Пророка за руку и увести его, куда хотела [Бухари] А ‘Урва ибн аз-Зубайр 89 передаёт со слов ‘Аиши , что однажды к Посланнику Аллаха пришёл какой-то человек и попросил разрешения войти. Посланник сказал Разрешите ему войти. Однако скверный он соплеменник. А когда этот человек вошёл, Посланник Аллаха говорил с ним мягко и приветливо. ‘Аиша сказала Ты сказал то, что сказала потом говорил с ним мягко и приветливо. Он сказал в ответ О ‘Аиша! Поистине, наихудшим из людей пред Аллахом является тот, кого оставляют люди, опасаясь его скверных слови дел [Бухари] Мусульманин старается следовать примеру Посланника Аллаха , и чем лучше у него это получается, тем больше любят его окружающие 89 Он был племянником ‘Аиши — сыном её сестры Асмы. Глава девятая. Мусульманин со своим обществом 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета Мусульманин решительно отвергает любые противоречащие Шариату обычаи, пусть даже распространённые. Если окружающие люди привыкли считать определённые действия или стиль поведения нормальными, несмотря на их несоответствие нормам ислама, для мусульманина это не может служить доводом в пользу их принятия. Мусульманин — живое воплощение ислама. Он неуклонно исполняет веления Всевышнего и соблюдает его запреты. Он следует Сунне Посланника Аллаха и не делает ничего из неодобряемого Шариатом. Мусульманин старательно избегает всего, что может навлечь на него гнев Всевышнего. Привычки мусульманина не противоречат нормам ислама и его ценностям, а из существующих обычаев он принимает лишь то, что согласуется с установлениями ислама. Мусульманин понимает, что следует смотреть не на распространённость того или иного обычая, а на его соответствие Шариату. Мусульманин не ест и не пьёт из золотой и серебряной посуды, даже если он настолько богат, что может позволить себе приобретать любые предметы роскоши, потому что ислам запрещает использование золотой посуды, и не носит золото и шёлк, поскольку мужчинам это запрещено. Об этом упоминается в достоверных хадисах. ‘Али сказал Я видел, как Посланник Аллаха взял шёлк в правую руку, а золото — в левую, а затем сказал Поистине, эти две вещи запретны для мужчин моей общины и дозволены для их женщин [Абу Давуд; Насаи] Посланник Аллаха сказал Поистине, шёлк носит тот, кому нет удела в мире вечном [Ахмад; Бухари; Муслим; Абу Давуд; Насаи; Ибн Маджа. Со слов ‘Умара] Посланник Аллаха сказал Кто уверовал в Аллаха ив Последний день, пусть не носит ниш лк, ни золото Ах- мад. Со слов Абу Умамы] 523 § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета Умм Саляма передаёт, что Посланник Аллаха сказал В животе того, кто пьёт из серебряного сосуда, будет шуметь пламя Ада [Бухари; Муслим] В версии Муслима Пророк сказал Поистине, в животе у того, кто ест или пьёт…». В другой версии этого хадиса, приводимой только Мусли- мом, Пророк сказал В животе у того, кто станет пить из золотого или серебряного сосуда, будет шуметь пламя Ада». Хузайфа сказал Пророк запретил нам пить и есть из золотой и серебряной посуды…». Мусульманин не украшает свой дом изображениями живых существ и статуэтками, не вешает на стены фотографии людей или животных и картины сих изображением. Мусульманин не приобретает собак, кроме как для охраны, и не держит их в доме. Это запрещено исламом, и даже если многие обладатели слабой веры не видят в этом ничего дурного, мусульманин не преступает запреты Всевышнего Аллаха. Он помнит предостережения Посланника Аллаха Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что Посланник Аллаха сказал Поистине, те, которые создают эти изображения, в День воскресения будут подвергнуты мучениями им скажут Оживите то, что вы создали [Бухари; Муслим] ‘Аиша сказала Посланник Аллаха , вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения живых существ. Когда Посланник Аллаха увидел е, цвет его лица изменился, ион сказал О ‘Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто пытается уподобиться Аллаху в творении ‘Аиша сказала После этого мы разорвали е, сделав из неё подушку или две подушки [Бухари; Муслим] Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом, сказал Я слышал, как Посланник Аллаха сказал Каждый Глава девятая. Мусульманин со своим обществом |