Главная страница
Навигация по странице:

  • О вы, которые уверовали не входите в чужие дома, пока не спросите позволения войти и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помянете назидание.

  • Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше них.

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница26 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    Когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга приветствием от аллаха, благословенным, благим.
    Сура 24 Свет, аят Приветствующие друг друга получают щедрую награду. Прич м мусульманину лучше произносить приветствие полностью, ибо в этом случае награда будет больше.
    Сподвижник ‘Имран ибн аль-Хусайн (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Один человек пришёл к Пророку и сказал Мир вам Он ответил на приветствие этого человека, после чего тот села Пророк

    сказал Десять. Потом пришёл другой и сказал Мир вами милость Аллаха Он ответил на приветствие этого человека, после чего тот села Пророк

    сказал Двадцать. Потом пришёл другой иска- зал Мир вам, милость Аллаха и Его благословения Он ответил на приветствие этого человека, после чего тот села Пророк сказал “Тридцать”»
    96
    Джибриль

    поприветствовал ‘Аишу так, как должен приветствовать мусульманин, иона ответила на его приветствие так, как должна отвечать мусульманка.
    Ислам установил некоторые правила, касающиеся приветствия, и мусульманин старается соблюдать их 96 Фраза Мир вам, милость Аллаха и Его благословения состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является добрым делом, аза каждое доброе дело Всевышний Аллах пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости оттого, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати добрых дел

    537
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета
    Пророк

    сказал Младший должен первым приветствовать старшего, идущий — сидящего, а меньшая группа людей — большую»
    .
    В другой версии этого хадиса Посланник Аллаха

    сказал Всадник должен первым приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая группа людей — большую»
    .
    Посланник Аллаха

    приветствовали мужчин и женщин.
    Асма бинт Язид передаёт, что однажды Посланник Аллаха, проходивший в мечети мимо группы сидевших там женщин, сделал знак рукой, желая приветствовать их. Это сообщение приводит ат-Тирмизи.
    Подразумевается, что Посланник Аллаха

    соединил слова с жестом, что подтверждается и тем, что в версии Абу Даву- да также сказано и поприветствовал нас».
    Посланник Аллаха

    также приветствовал детей, приучая их отвечать на приветствия.
    Анас рассказывает, что Пророк

    , проходя мимо играющих детей, всегда улыбался ими приветствовал их.
    Как-то раз сам Анас, проходя мимо играющих детей, поздоровался сними и сказал Именно так поступал Посланник Аллаха

    »
    [Бухари; Муслим]
    Если встреча происходит вечером или ночью, следует приветствовать людей негромко, чтобы не разбудить спящих и чтобы было слышно бодрствующему.
    Аль-Микдад сказал Обычно мы оставляли Пророку его долю молока, а он приходил ночью и произносил слова приветствия так, что это не будило спящего, но было слышно бодрствующему
    [Муслим]
    Верующий должен приветствовать собравшихся после того, как подойдёт к ними прощаться сними, когда встаёт, чтобы покинуть собрание.
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует присутствующих, и когда он захочет уйти,
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    пусть тоже приветствует их
    97
    , ибо второе не менее обязательно, чем первое
    [Абу Давуд]
    Мусульманин сдерживает зевоту в присутствии людей.
    Если мусульманина одолевает зевота, он старается сдержать е. Он поступает так, помня заветы Посланника Аллаха Посланник Аллаха

    сказал Если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может
    [Бухари; Муслим]
    Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Пророк

    сказал Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, а иначе шайтан обязательно проникнет в него
    [Муслим]
    Когда человеку которого гости, разговаривает сними и при этом зевает раз за разом, гостям может показаться, что ему наскучило их общество ион намекает им, что пора уходить. А если гость зевает в присутствии хозяев, то они могут решить, что ему неинтересно сними, ион желает побыстрее покинуть их дом, особенно если при этому него скучающий вид. Мусульманин старается не допускать подобного. Мусульманка также не желает, чтобы о ней подумали нечто подобное, а потому старается быть приятной и вежливой гостьей и радушной хозяйкой.
    Мусульманин соблюдает нормы исламского этикета, касающиеся чихания.
    Всевышний Аллах знает всё о Своих творениях, и Он знает, что приносит им пользу, а что вредит. Он ниспослал Своим рабам религию Истины, законы которой совершенны, позаботился об их нравственности и разъяснил им нормы поведения, которые должны помочь верующим жить в мире и согласии, как и подобает братьям. Грубость и невоспитанность неиз-
    97 Имеется ввиду, что человек перед уходом должен произнести те же слова, что и при встрече

    539
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета бежно приводят к возникновению неприязни и даже вражды между людьми. Когда к человеку относятся пренебрежительно и не считаются сего чувствами, обида может перерасти вне- нависть, а ненависть никогда не приносит добра.
    Поэтому мусульманин старается вести себя пристойно и быть доброжелательным, вежливым, учтивыми внимательным, не обижать людей и не задевать их чувства. А помогает ему в этом соблюдение исламского этикета. Он включает все- бя предписания, касающиеся общения с людьми, принятия пищи, приветствий, поведения в обществе и даже чихания.
    Соблюдая исламский этикет, мусульманин желает блага чихнувшему, если он восхваляет Аллаха.
    Абу Хурайра передаёт, что Пророк

    сказал Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если

    кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать чихнувшему Да помилует тебя Аллах. Что же касается зевоты, то, поистине, она — от Шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может, ибо когда любой из вас зевает, Шайтан смеётся над ним
    [Бухари]
    Казалось бы, чихание — незначительное происшествие. Однако мусульманин, чихнув или услышав, как кто-то чихнул, сразу же вспоминает о нормах ислама, связанных с чиханием и, как следствие, о Всевышнем Аллахе и Его религии. Всевышний ничего не создаёт и не делает просто так — во всём есть мудрость, особый смысл. Благодаря нормам ислама нечто незначительное заставляет верующего вспоминать о важном, даже о главном в жизни…
    Чихнув, мусульманин сразу же восхваляет Аллаха, и если кто-то из мусульман услышит его, он тут же желает ему милости Аллаха, а он отвечает на его пожелание словами Дана- ставит вас Аллах на истинный путь и да приведёт Он в порядок ваши дела
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Абу Хурайра передаёт, что Пророк

    сказал Если

    кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет Хвала Аллаху. И пусть его брат скажет ему Да помилует тебя Аллах. А если он скажет ему Да помилует тебя Аллах — пусть чихнувший скажет ему в ответ Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши
    [Бухари]
    Если же человек не восхвалит Аллаха, ему не следует ничего говорить. Именно так поступал Посланник Аллаха

    Анас ибн Малик сказал Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка

    и одному он сказал Да помилует тебя Аллах, другому же он этого не сказал. А потом он объяснил причину Этот воздал хвалу Аллаху, а этот не воздал
    [Бухари; Муслим]
    Абу Муса сказал Я слышал, как Посланник Аллаха сказал Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то обратитесь к Аллаху с мольбой за него, а если не воздаст Аллаху хвалы, тоне делайте этого
    [Муслим]
    Таким образом, благодаря мудрому предписанию Всевышнего даже простое чихание приносит пользу мусульманину и даёт ему возможность увеличить свою награду у Всевышнего. Чихнув, он вспоминает об Аллахе и восхваляет Его, а услышав, как кто-то чихнул, желает ему блага, исполняя веление Всевышнего и следуя Сунне Его Посланника

    , что также приносит ему награду. Кроме того, желая друг другу блага, мусульмане укрепляют связывающие их узы братской любви, и даже такое незначительное происшествие сближает их 98
    Аль-хамду ли-Ллях
    لله دملا
    99
    Йархаму-ка Ллах
    للها كحري
    100
    Йахди-куму Ллаху ва йуслиху баля-кум
    مكلاب حلصيو للها مكيدهي

    541
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета
    Всевышний Аллах позаботился о том, чтобы ничто в нашей жизни не проходило для нас бесследно — даже тона что мысами обычно не обращаем внимания. Наш Творец постоянно предоставляет нам возможность снискать Его милость и довольство и одновременно принести пользу своим братьями сёстрам по вере и выразить искреннюю любовь и тёплые чувства к ним.
    Во время чихания мусульманин старается прикрыть рот, чтобы приглушить звук, следуя примеру Посланника Аллаха

    Абу Хурайра сказал:
    Когда Посланник Аллаха чихал, он прикрывал рот рукой или одеждой, приглушая звук.
    [Абу Давуд]
    Хотя желание чихнуть обычно появляется у человека неожиданно, мусульманин никогда не забывает сразу же восхвалить Аллаха, а услышав, как другой чихнувший восхваляет Аллаха, он спешит произнести предписанное исламом благопожелание, следуя Сунне Посланника Аллаха Мусульманин старается соблюдать эти правила независимо от места, в котором он живёт, потому что они — неотъемлемая часть её религии 35. Всегда спрашивает разрешения войти

    Ислам учит верующих быть скромными и благовоспитанными и никогда не входить в чужие дома, не спросив разрешения и не поприветствовав предварительно обитателей дома.
    َس َطَع اَذِإ

    ِللها ُلو ُسَر َنا َك
    ِهيِف ىَل َع ُهَب ْوَث ْوَأ ُه َدَي َع َضَو
    ُهَت ْو َص اَهِب َّضَغ ْوَأ َضَف َخَو
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Мусульманин неуклонно соблюдает это предписание и не позволяет себе пренебрегать ими забывать он м.Всевышний Аллах сказал:
    О вы, которые уверовали не входите в чужие дома, пока не спросите позволения войти и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помянете назидание.
    если же вы никого не найдё-
    те в них, тоне входите, пока вам не позволят. если же вам скажут Возвращайтесь — то уходите. так будет чище для вас. Воистину, аллаху ведомо о том, что вы
    совершаете.
    Сура 24 Свет, аяты Спрашивать разрешения войти верующему также предписано особым образом, и мусульманин всегда соблюдает предписанный Всевышним ритуал.
    Во-первых, спрашивающий разрешения не должен стоять прямо напротив двери. Он должен встать с левой или с правой стороны, потому что именно так поступал Посланник Аллаха

    ‘Абдаллах ибн Буср передаёт, что Пророк

    , подходя к чьей-нибудь двери, чтобы постучаться, никогда не вставал напротив двери. Он подходил справа или слева, и, если ему не давали разрешения войти, он уходил

    543
    § 35. Всегда спрашивает разрешения войти
    Так следует поступать потому, что спрашивать разрешение войти было предписано как раз ради того, чтобы уберечь обитателей дома от нескромных взоров.
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Испрашивать разрешения было велено из-за нескромных взоров
    [Бухари; Муслим]
    Следовательно, пришедшему, будь то мужчина или женщина, не дозволено стоять напротив двери, потому что, когда хозяйка или хозяин откроют дверь, ему будет видно всё, что происходит в доме.
    Во-вторых, человек должен сначала поприветствовать обитателей дома, а потом уже спросить разрешения войти.
    Риб‘и ибн Харраш сказал Один человек из племени бану
    ‘Амир рассказал нам, что как-то он попросил у Пророка

    разрешения войти, сказав Могу ли я войти Тогда Посланник Аллаха

    велел своему слуге Выйди к этому человеку, научи его, как следует спрашивать разрешения, и скажи ему, чтобы он говорил Мир вам, можно ли мне войти И этот человек выслушал его, а потом сказал Мир вам, можно ли мне войти, — после чего Пророк

    разрешил войти, ион вошёл»
    [Бухари. Адаб]
    Сподвижник Кальда ибн аль-Ханбаль сказал «Как-то разя пришёл к Пророку

    и вошёл к нему, не поприветствовав его, и Пророк

    сказал Вернись и скажи Мир вам, можно ли мне войти?”»
    .
    В-третьих, если из-за двери спросят Кто, пришедший должен ответить, назвав своё имя или кунью, чтобы спросивший понял, кто пришли не следует говорить бесполезные фразы вроде Я. Подобный ответ в большинстве случаев не даёт обитателям дома никакого представления о пришедшем, потому что далеко не всегда человека можно узнать по голосу. Иногда мешает шум, иногда голос одного человека очень похож на голос другого, из-за чего их легко спутать. Возможно также, что те обитатели дома,
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом которые знают пришедшего или без труда узнают его по голосу, в это время отсутствуют, поэтому спрашивающему ничего не скажет его я. Посланник Аллаха

    не любил, когда посетитель на вопрос Кто отвечал словом Я или чем-то подобным.
    Ибн Джабир (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Однажды я пришёл к Пророку

    и постучал в дверь. Он спросил Кто это Я ответил Я, — он же стал повторять Я, я И как будто мой ответ ему не понравился
    [Буха- ри; Муслим]
    Сподвижники и наши праведные предшественники были благонравными и воспитанными людьми, и всегда называли своё имя, когда их спрашивали. Так поступали и мужчины и женщины.
    Абу Зарр сказал Однажды ночью я вышел из дома, неожиданно увидел шедшего куда-то в одиночестве Посланника Аллаха

    , и я пошёл за ним, прячась отсвета луны, он же обернулся, увидел меня испросил Кто это Я ответил “Абу
    Зарр”»
    [Бухари; Муслим]
    Родственница Пророка

    Умм Хани сказала Однажды я пришла к Пророку

    в то время, когда он совершал полное омовение, а Фатыма прикрывала его. Он спросил Кто это Я отозвалась Я, Умм Хани”»
    [Бухари; Муслим]
    В-четвёртых, если человеку, спросившему разрешения войти, сказали Возвращайся, он должен уйти, не ощущая никакого стеснения в душе и не обижаясь на хозяев. Мусульманин понимает, что они могут быть заняты чем-то важным, что мешает им принять его. Они могут плохо себя чувствовать, у них может быть много работы, они могут быть очень утомлены. Могут быть и другие обстоятельства, в силу которых они не могут принять его. Увидев, что ему не открывают или просят прийти в другой раз, мусульманин уходит, понимая, что выбрал неподходящее время для визита и ему следует прийти позже или в другой день

    545
    § 35. Всегда спрашивает разрешения войти
    Всевышний Аллах сказал:
    Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше них.
    Сура 24 Свет, аят Посланник Аллаха

    учил верующих спрашивать разрешения трижды и, если им не разрешат войти, возвращаться.
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Разрешения войти следует спрашивать трижды, и если тебе будет позволено войти, то входи, в противном же случае возвращайся обратно
    [Бухари; Муслим]
    Вспомним историю Абу Мусы , который однажды при- шёл к ‘Умару .
    Абу Муса рассказывает Однажды я пришёл к Ума- ру и трижды попросил разрешения войти, однако мне никто не открыл. После этого я ушёл. Потом ‘Умар послал за мной и сказал О раб Аллаха Неужели тыне мог подождать и постоять немного у моих дверей Ведь ты знаешь, что люди, приходящие к тебе, также вынуждены порой ждать, стоя у твоих дверей. Я сказал Но ведь я трижды попросил разрешения войти, однако мне никто не открыли тогда я ушёл, потому что нам было велено поступать именно так. ‘Умар спросил От кого ты слышал это Я ответил Я слышал это от Пророка

    ”. ‘Умар воскликнул Неужели ты слышал от Пророка

    то, чего не слышали мы Если тыне предоставишь мне подтверждение твоих слов, я непременно подвергну тебя наказанию Тогда я направился к ансарам, которые сидели в мечети, испросил их об этом. Они воскликнули Неужели кто-то сомневается в этом Тогда я передал
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом им сказанное ‘Умаром. Они сказали в ответ С тобой пой- дёт самый младший из нас. И со мной отправился Абу Са‘ид аль-Худри или Абу Мас‘уд]. Когда мы пришли к ‘Умару, он сказал ему Однажды мы вышли вместе с Пророком

    , который направлялся к Саду ибн ‘Убаде. Подойдя к его дому, Пророк

    произнёс слова приветствия, однако никто не разрешил ему войти. Тогда он произнёс слова приветствия во второй раза затем ив третий, однако никто таки не открыл ему. Тогда он сказал Мы сделали всё, что должны были. После этого он пошёл прочь, однако Сад нагнал его иска- зал О Посланник Аллаха Клянусь Тем, Кто послал тебя с Истиной, каждый раз, когда ты произносил слова приветствия, я слышал тебя и отвечал на твоё приветствие Однако я желал, чтобы ты обратился ко мне и членам моей семьи с приветствием как можно больше раз. Я сказал Вот видишь, клянусь Аллахом, я честно передал хадис Посланника Аллаха

    ”. ‘Умар сказал Конечно Простоя хотел удостовериться
    [Бухари]
    А в версии Муслима ‘Умар сказал, выслушав хадис: Яне слышал этого от Посланника Аллаха

    … Отвлекли меня сделки на рынках!»
    Мусульманин не забывает об этих правилах испрашивая разрешения войти, берёт пример с Посланника Аллаха

    и наших праведных предшественников 36. Садится только там, где есть свободное место
    Мусульманин — культурный, вежливый и воспитанный человек, не любящий беспокоить других. Он всегда садится на свободное место и не причиняет неудобств сидящим — как в мечети, таки в гостях или на собрании, потому что Посланник Аллаха

    поступал таки учил этому своих сподвижников.

    547
    § 36. Садится только там, где есть свободное место Мусульманин не расталкивает сидящих и не заставляет их вставать и уступать ему место.
    Джабир ибн Самура передаёт: Приходя к Посланнику Аллаха

    , мы садились там, где заканчивался ряд сидящих
    [Абу Давуд]
    Когда кто-то из присутствующих уступает мусульманину место из вежливости, он отказывается, не желая беспокоить человека и причинять ему неудобства. Именно так поступали благородные сподвижники Посланника Аллаха

    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что Пророк

    сказал Не следует одному человеку поднимать другого сего места, а потом садиться на него самому. Садитесь пошире, оставляя место другим
    [Буха- ри; Муслим]
    Если какой-нибудь человек уступал Ибн ‘Умару своё место, он обычно не садился на него.
    Мусульманин не садится между двумя сидящими, кроме случаев крайней необходимости, чтобы не беспокоить их, потому что может оказаться, что эти люди — родственники или близкие друзья и у них важный разговор. Если ему трудно найти другое место, он обязательно спрашивает разрешения у этих двоих, и лишь потом садится между ними, помня предостережение Посланника Аллаха

    : Не дозволено человеку разделять двоих, кроме как сих разрешения
    [Абу Давуд]
    Это далеко не единственный хадис, свидетельствующий о том, что садящийся между двумя сидящими заслуживает порицания.
    Са‘ид аль-Макбури рассказывает Однажды я проходил мимо Ибн ‘Умара, который разговаривал с одним человеком, и встал возле них. Тогда Ибн ‘Умар хлопнул меня по груди и сказал Если увидишь, как двое разговаривают, не вставай возле них и не садись рядом сними до тех пор, пока не спросишь у них разрешения. Я сказал Да благословит тебя Аллах,
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом о Абу ‘Абд-ар-Рахман… Поистине, я просто желал услышать от вас что-нибудь благое
    [Бухари. Адаб]
    Мусульманин, воспитанный в соответствии с Кораном и Сунной, благонравен и скромен и неуклонно соблюдает правила поведения в обществе, установленные исламом, стремясь к довольству Всевышнего Аллаха и Его награде 37. Избегающий уподобления женщинам
    Уподобление противоположному полу противно человеческой природе, и любой разумный человек никогда не станет делать подобное. Ислам строго запретил мужчинам уподобляться женщинам в одежде, манерах и поведении. Ведь это нарушение порядка, установленного Создателем. Мужчина и женщина отличаются друг от друга, и у каждого свои особенности и своё предназначение. Уподобляясь женщине, мужчина как будто восстаёт против этого порядка и отказывается подчиняться воли Всевышнего. Сегодня на улицах мы видим мужчин и женщин, одетых практически одинаково. Они делают одинаковые причёски и носят одинаковые украшения, так что издалека мужчину можно принять за женщину, и наоборот, и даже поведением многие женщины сегодня походят на мужчин. Ислам запрещает подобное поведение, стирающее границы между полами.
    Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Посланник Аллаха

    проклинал женоподобных мужчин и мужеподобных женщин».
    В другой версии говорится Посланник Аллаха

    проклял мужчин, которые уподобляются женщинами женщин, которые уподобляются мужчинам
    [Бухари]
    Абу Хурайра сказал Посланник Аллаха

    проклинал мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, надевающих мужскую одежду
    [Абу Давуд]
    Краткие выводы
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта