Главная страница

И его личность в свете корана и сунны


Скачать 6.42 Mb.
НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
Дата23.05.2023
Размер6.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
ТипКнига
#1152484
страница1 из 28
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Духовно-нравственное воспитание
МУСУЛЬМАНИН
И ЕГО ЛИЧНОСТЬ В СВЕТЕ КОРАНА И СУННЫ
Москва | Умма | 2012

УДК 28-42
ББК 86.38
М91
Составитель
Карима (Екатерина) Сорокоумова
М91 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост, перс араб, перераб., прим. Е. Сорокоумовой. — М. : Умма, 2012. —
576 с. — (Духовно-нравственное воспитание 978-5-94824-120-3 (Духовно-нравственное воспитание Каким должен быть настоящий мусульманин Каково его поведение и помыслы Как он понимает исповедание религии Всевышнего Как он строит свои отношения с членами своей семьи, своими родителями и детьми, родственниками и друзьями, близкими и чужими Какое впечатление производит он на окружающих Какой пример он подаёт им Что он хочет донести до них своими словами, поступками, внешним видом Как он претворяет в жизнь свои убеждения Как он применяет в повседневной жизни то, чему учит его религия, которую он исповедует Что помогает ему нести людям искреннюю веру, добро и свет?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в данной книге, по структуре приближенной к учебнику каждая глава завершается выводами, представляющими собой краткое содержание главы, а также вопросами, которые призваны помочь изучающему книгу проверить свои знания и закрепить изученное.
Книга предназначена для широкого круга читателей — как глубоко изучающих ислам, таки тех, кто просто интересуется этой религией.
УДК 28-42
ББК 86.38
ISBN 978-5-94824-120-3 (Духовно-нравственное воспитание 978-5-94824-122-7
© Составление, перевод. Сорокоумова Е, 2012
© Оформление. ООО Издатель Эжаев А.К.», 2012
Краткое оглавление
От издательства ..................................................................... Вступительное слово ............................................................ 6
МусульМанин ............................................................... Глава первая. Мусульманин со своим Господом ............ Глава вторая. Мусульманин с самим собой .................... Глава третья. Мусульманин со своими родителями ...... Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой ............ Глава пятая. Мусульманин со своими детьми ................ Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими ............................................................................. Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями ....... Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями .............................................................................. Глава девятая. Мусульманин со своим обществом ....... Заключение ............................................................................. 559
ЦитируеМая литература ...................................... 561
От издательства
Книга Мусульманин входит в серию книг, объединённых названием «Духовно-нравственное воспитание. Данная серия призвана показать идеал исламской нравственности как сточки зрения воспитания личности (книги Мусульманин, Мусульманка, таки сточки зрения создания высоконравственного общества (книга Идеальное общество»).
Все книги серии представляют собой адаптацию традиционной исламской литературы, посвящённой морали и нравственности (ахляк). При этом были сохранены принципы исламской дидактики, согласно которым, в частности, рассматриваемый тезис подтверждается большим количеством аятов и хадисов, а повторы основной мысли призваны закрепить её и подчеркнуть главную идею. Однако выбор теми общая структура произведения продиктованы реалиями нашей страны так, например, в данной книге не обсуждается вопрос многожёнства — за малой актуальностью и отсутствием соответствующей гражданско-правовой базы.
Книги серии «Духовно-нравственное воспитание предназначены прежде всего для мусульман, но любой заинтересованный читатель найдёт в них пищу для размышлений о морали и нравственном очищении и совершенствовании.
Необходимые пояснения (в частности, исторических реалий) приводятся в виде примечаний. Традиционные исламские
формулы благопожелания передаются как с помощью перевода, таки арабскими лигатурами да благословит его Аллах и приветствует
َمَّل َسَو ِهْيَل َع
ُللها ىَّل َص
салля Ллаху ‘алейхи вас bаbллямi(после упоминания Пророка Мухаммада

);

мир ему
ُم َل َّسلا ِهْيَلَع
‘алейхи с-салям
(после упоминания других пророков и ангелов да будет доволен им Аллах
ُهْنَع ُللهَا ي рады Аллаху ‘анху

(после упоминания сподвижников Пророка да будет доволен Аллах ими его отцом
امُهْنَع ُللهَا ي рады Аллаху ‘анхума

(после упоминания сподвижника, отец которого также был сподвижником да будет доволен ею Аллах
اَهْنَع ُللهَا ي рады Аллаху ‘анха
(после упоминания сподвижниц Пророка да будет доволен Аллах ей и её отцом
امُهْنَع ُللهَا ي рады Аллаху ‘анхума
(после упоминания сподвижницы, отец которой был сподвижником
Вступительное слово
Уважаемый читатель!
Книга, которую вы сейчас открыли, посвящена личности мусульманина и его нравственности. Судьба любой общины зависит от нравственности составляющих её людей и от их поведения. Община, которая высоко ценит добродетели, — сильная община с большим потенциалом и блестящим будущим. А когда моральные устои ослабевают и внутри общины распространяется порок, она теряет силу. Начинается моральное разложение и вскоре община приходит в упадок. Ислам с самого своего появления стоял на страже высоких нравственных идеалов и вечных человеческих ценностей. И чем больше люди отдаляются от религии, тем сильнее страдает их нравственность и тем больше бед обрушивается на них. Сегодняшняя ситуация в мире — лучшее тому подтверждение.
Всевышний Аллах сказал:
Воистину, аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя.
Сура 13 Гром, аят 11
аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах.
Сура 8 Добыча, аят Кто же такой мусульманин Каким он должен быть Что представляет собой его личность?
Безусловно, определяющую роль в формировании личности мусульманина играют два главных источника ислама — Коран и Сунна. Аяты и хадисы учат мусульманина, каким он должен быть, направляют его, подсказывают, что ему следует делать, а чего он должен избегать. Коран и Сунна рассказывают верующему о том, что для него благо, а что зло, и какие поступки хорошие и праведные, а какие — скверные и низкие. Дабы не быть голословными, приведём несколько примеров.
Ознакомившись со следующими аятами, вы увидите, как они указывают мусульманину верный путь в земной жизни и формируют его личность и убеждения.
Коран повествует мусульманину о том, какими должны быть его убеждения.
Ваш Бог — Бог единственный. нет божества, кроме него, Милостивого, Мило-
сердного.
Сура 2 Корова, аят аллах — нет божества, кроме него, Живого, Поддерживающего жизнь. им не овладевают ни дремота, ни сон. ему принадлежит то,
Вступительное слово
что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться передним без его дозволения Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из его знания только то, что Он пожелает. его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий.
Сура 2 Корова, аят уверовал Посланники верующие в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в аллаха, его ангелов, его Писания и его по-
сланников…
Сура 2 Корова, аят Коран побуждает к тому, что приносит людям благо и пользу, и запрещает тов чём зло и вред для людей, помогая верующему избавляться от недостатков и избегать скверных деяний.
Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и западно благочестив тот, кто уверовал в аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам,
сиротам, бедным, путниками просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал
закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и вовремя сражения. таковы те, которые правдивы. таковы богобоязненные.
Сура 2 Корова, аят Поистине, аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства.
Сура 16 «Пчёлы», аят О вы, которые уверовали Пусть одни мужчины не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. и пусть одни женщины не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. не обижайте друг друга и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ.
Cура 49 Комнаты, аят Делайте добро родителям, родственникам, сиротам,
Вступительное слово
беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками…
Сура 4 Женщины, аят не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно — мерзость и скверный путь.
Сура 17 Ночное путешествие, аят Коран взращивает в сердце верующего доброту, человечность, чуткость, мягкость, сострадание и милосердие, так что они становятся частью его самого, учит его поддерживать связь с родственниками, хорошо относиться к своей семье и окружающими вкладывает в него нравственные достоинства, помогающие ему стать человеком с большой буквы и достойно исполнять своё предназначение в земной жизни.
твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме него, и делать добро родителям. если один из родителей или оба достигнут старости, тоне говори им уф — не кричи на них и обращайся к ним почтительно.
Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори Господи Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком».
Сура 17 Ночное путешествие, аяты 23–24
среди его знамений — то, что Он сотворил из вас самих
жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих.
Сура 30 Союзные племена, аят богобоязненные делают пожертвования в радости ив горе, сдерживают гневи прощают людей.
Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят О вы, которые уверовали Будьте стойки ради аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подталкивает вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности…
Сура 5 Трапеза, аят Ответь назло тем, что
лучше…
Сура 23 Верующие, аят И, наконец, Коран обещает верующему бесценную награду, заставляя его стремиться к ней, трудиться ради обретения довольства Аллаха, работать над собой, а значит — становиться лучше, нести добро и свет людям, — наполняет его жизнь
Вступительное слово смыслом, добавляя ему усердия, возвышая его духовно и приближая его к идеалу, к человеческому совершенству.
аллах обещал верующим мужчинами женщинам райские сады, в которых текут реки ив которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. но довольство аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние.
Сура 9 Покаяние, аят Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить Это уже было даровано нам прежде. но им будут давать нечто похожее. у них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно.
Сура 2 Корова, аят 25
Хадисы Посланника Аллаха

также играют очень важную роль в формировании личности мусульманина и подобны штрихам, из которых складывается рисунок. Сказанное око- ранических аятах относится и к хадисам.
Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха. Мусульманин мусульманину брат, ион не должен притеснять его, оставлять без поддержки или относиться к нему с презрением, а богобоязненность вот здесь. С этими словами Посланник Аллаха

трижды указал рукой на грудь, после чего сказал Достаточно зла совершает человек, который презирает своего брата в исламе. Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенны жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»
[Бухари; Муслим. Приводится версия Муслима]
Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе.
[Бухари; Муслим; Тирмизи; Ибн Маджа]
Стыдливость — от веры.
[Бухари; Муслим]
Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих,
َلاَو او ُش َجاَنَت َلاَو او ُد َساََت َلا
ْعِبَي َلاَو اوُرَباَدَت َلاَو او ُضَغاَبَت
اوُنو ُكَو ٍضْعَب ِعْيَب ىَلَع ْم ُك ُضْعَب
ِمِل ْسُْلا و ُخَأ ُمِل ْسُْلا اًناَو ْخِإ ِللها َداَبِع
ُهُرِقَْي َلاَو ُهُلُذَْي َلاَو ُهُمِل ْظَي َلا
ِهِر ْد َص َلِإ ُير ِشُيَو اَنُه اَه ىَوْقَّتلا
َنِم ٍئِرْما ِب ْسَِب ٍتاَّرَم َثَلَث
ُّل ُك َمِل ْسُْلا ُها َخَأ َرِقَْي ْنَأ ِّر َّشلا
ُهُلاَمَو ُهُمَد ٌماَر َح ِمِل ْسُْلا ىَلَع ِمِل ْسُْلا
ُه ُضْرِعَو
ِهيخلأ َّبُِي ىّت َح ْم ُكُد َحَأ ُنِمْؤُي لا
ِه ِسْفَنِل ُّبُِي ام
ِناَيمِلإا ْنِم ٌةَبْع ُش ُءاَيَْلا
مهنسحأ ًانايمإ يننمؤلا لمكأ
Вступительное слово
кто отличается наилучшим нравом, а лучшие из вас — те, кто лучше всех относится к своим жёнам.
[Тирмизи]
Как удивительно положение верующего Поистине, всё в его положении — благо. Если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А если его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом.
[Бухари]
Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милости к другим!
[Бухари; Муслим]
Ислам — это непросто обряды поклонения. Это система ценностей и образ жизни. Это совершенная и всеобъемлющая жизненная программа. Она регулирует все без исключения стороны человеческой жизни. Как следствие, ислам формирует личность своих последователей особым образом. Все они исполняют предписания Всевышнего, соблюдают Его запреты и берут пример с Посланника Аллаха

и его благородных сподвижников. Неудивительно, что у них много общего, несмотря на возрастные, национальные и социальные различия.
В книге собраны коранические аяты и хадисы Посланника Аллаха

, которые принимали непосредственное участие
هلهلأ مهرايخ مهرايخو ًاقلخ
ُهَل ُهَّل ُك ُهَرْمأ َّنإ ِنمؤُلا ِرْملأ ًاب َجَع
نِم ْؤ ُملل َّلاإ ٍد َحَلأ َكِلذ َسيَلو ٌيرخ
ًاير َخ َناكَف َر َك َش ُءاَّر َس ُهْتَبا َصَأ ْنإ
َناكَف ََب َص ُءاَرض ُهْتَبا َصأ ْنإو ُهَل
ُهَل ًا ْير َخ
ُم َحْرُي َلا ُم َحْرَي َلا ْنَم ُهَنِإ
в формировании личности мусульманина. Они всегда направляли мусульманина и побуждали его вести себя определённым образом, совершать одни действия и избегать других. Эти аяты и хадисы с первых дней появления ислама направляли мусульманина к благу и удерживали от зла. Они оказали огромное влияние на его привычки и поведение. Религия остаётся компасом мусульманина, где бы он ни оказался по воле Всевышнего.
Мусульманин должен быть самим собой. А быть самим собой для него — значит воплощать религию, которую он исповедует, следовать её заветам, жить по её законам, принимать её сердцем, делиться благом, которое она приносит ему, с окружающими и использовать её неиссякаемый потенциал в соответствии с ролью, отведённой ему Всевышним в этом мире. Только тогда он сможет обрести счастье в обоих мирах, которое предлагает ему его религия. Эта книга призвана помочь каждому мусульманину сравнить своё нынешнее состояние стем, каким оно должно быть.
В книге приводится много историй из жизни Посланника Аллаха

и его сподвижников. Эти истории помогают нам представить, каким был последний Пророк Всевышнего и лучшие из людей после пророков.
Из этих аятов, хадисов и историй, как из частиц мозаики, мы можем собрать конкретный образ — образ истинного мусульманина. В книге даётся нравственный портрет мусульманина и описывается его поведение.
Для удобства чтения и с целью упорядочивания материала книга разделена на девять глав. Каждая глава состоит из пунктов-тезисов, в каждом из которых главная мысль подтверждается аятами Корана и хадисами Посланника Аллаха Также приводятся слова сподвижников, высказывания учёных и истории из современной жизни.
В основу данной книги легла книга современного мусульманского учёного Мухаммада Али аль-Хашими Личность мусульманина. При обработке авторского материала была
Вступительное слово произведена замена некоторых слабых хадисов на достоверные. При работе над книгой были также использованы Священный Коран, сборники хадисов и книги авторитетных исламских учёных.
Книга составлена в виде учебника. К аятам, а также к некоторым хадисам даётся арабский текст, чтобы сделать книгу более полезной для читателя. Каждая глава завершается выводами, представляющими собой краткое содержание главы, а также вопросами. Выводы имеют целью выделить главные мысли и утверждения каждой главы и облегчить их усвоение и запоминание, а вопросы призваны помочь изучающему книгу проверить свои знания и закрепить изученное.
Карима (Екатерина) Сорокоумова
Мусульманин
Глава первая Мусульманин со своим Господом 1. Искренний верующий
В душе мусульманина всегда гармония, равновесие и умиротворение. Это плоды искренней веры и уверенности в правильности выбранного пути. Это вера, которая делает человека счастливым в этом мире и преуспевшим в мире вечном, — искренняя вера, которую человек непросто демонстрирует людям она на самом деле живёт в его сердце.
Мусульманин поддерживает прочную связь с Всевышним, часто поминает Его и обращается к Нему за помощью. Его слова не расходятся с делами. Они лишь подтверждают искренность его веры.
Мусульманин знает, что должен прилагать усилия для достижения поставленных целей, создавать причины».
Всевышний Аллах сказал:
скажи: трудитесь, и аллах увидит ваши деяния…»
Сура 9 Покаяние, аят Но при этом мусульманин не забывает о том, что без помощи и содействия Всевышнего ему не обойтись

19
§ 1. Искренний верующий
Всевышний Аллах сказал:
скажи: Кто одаряет вас уделом с неба и земли Кто властен над слухом и зрением Кто мёртвое превращает в живое, а живое — в мёрт-
вое? Кто управляет делами Они скажут «аллах».
Сура 10 «Юнус», аят Мусульманин знает, что Всевышний Аллах справедлив ими- лосерден, Он любит Своих рабов и желает им блага, аза зло воздаёт по справедливости, и Он прощает грехи и принимает покаяние, и у Него никто не будет обижен. Всевышний Аллах сказал:
Моё слово неизменно, и я не поступаю несправедливо с рабами.
Сура 50 «Кaф», аят Всевышний также сказал:
аллах добр к своим рабами наделяет уделом, кого пожелает. Он — Всесильный,
Могущественный.
Сура 42 Совет, аят Мусульманин также знает, что Всевышний щедро вознаграждает за благие дела, совершённые ради Него, из стремления снискать Его довольство, и это укрепляет его веру и связь с Господом и увеличивает его искренность по отношению к Нему
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
Всевышний также сказал:
Кто придёт с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. а кто придёт со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и сними не поступят несправедливо.
Сура 6 Скот, аят Всевышний также сказал:
тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая
награда.
Сура 11 Худ, аят Всевышний также сказал:
Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда.
Сура 17 Ночное путешествие, аят Мусульманин принимает религию целиком и старается неуклонно соблюдать все предписания Всевышнего. Он обращается за решением любого вопроса к Шариату Всевышнего и не чувствует стеснения в груди, каким бы ни было это решение.

21
§ 1. Искренний верующий
Он принимает его со смирением и спокойным сердцем, потому что знает Всевышний совершенен и мудрость Его безгранична, и Он лучше знает, что приносит Его рабам пользу, а что вредит.
Сердце искреннего мусульманина внимательно и бдительно, а разум всегда остаётся ясным. Он замечает великолепие творений Всевышнего и не сомневается в том, что Аллах незримо направляет ход всех событий во Вселенной. Видя следы всемогущества Аллаха в каждом явлении бытия, мусульманин поминает Его, и его вера увеличивается.
Всевышний Аллах сказал:
Он — тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для неё фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счёт. Всё это аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет свои знамения для людей
знающих.
Воистину, в смене ночи и дня, а также том, что аллах сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных.
Сура 10 «Юнус», аяты Во всём, что его окружает, во всём, что происходит во Вселенной и с ним самим, мусульманин видит доказательства существования Всевышнего. Он видит, он знает, он чувствует не мог этот огромный и чудесный мир появиться в результате случайности, не мог он возникнуть без Мудрого и Милосердного
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
Творца. Вселенная — гигантский механизм, который работает точно, слаженно, без перебоев, в соответствии срази навсегда установленными законами. Все составляющие её элементы взаимосвязаны. Они гармонично взаимодействуют, образуя единую систему. Эти законы должен был кто-то установить. Этой системой должен кто-то управлять, обеспечивая её существование и сохраняя е. Для мусульманина это очевидно.
Всевышний Аллах сказал:
Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня — знамения для обладающих разумом,
которые поминают аллаха стоя, сидя и [лёжа] на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли, говоря Господь наш, не напрасно ты сотворил это,
пречист ты Защити же нас от мук Огня!»
Сура 3 Семейство ‘Имрана», аяты Всемогущий Творец, Господь миров сотворил Вселенную, наполнил её красотой и гармонией, и Он управляет ею и поддерживает в ней жизнь. И каждое Его творение — указание на Творца и свидетельство Его незримого могущества.
Всевышний также сказал:
Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи

23
§ 1. Искренний верующий
и дня, в кораблях, которые плывут по морю стем, что приносит пользу людям, вводе, которую аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил
мёртвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчинённом Аллаху между небом и землёй, заключены знамения для людей разумеющих.
Сура 2 Корова, аят Всевышний также сказал:
Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну — для исчисления. таково установление Могущественного,
Знающего.
Он — тот, Кто сотворил для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраках суши и моря. Мы уже разъяснили знамения для людей
знающих.
Он — тот, Кто сотворил вас из одной души. Для вас есть
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
место пребывания на земле или в утробах матерей и место хранения в могилах или поясницах отцов. Мы уже разъяснили знамения для людей понимающих.
Он — тот, Кто ниспослал с неба воду. Посредством неё Мы взрастили растения всех видов. Мы выводим из них
зелёные травы, а из них — расположенные одно над другим зёрна. на пальмах из завязей вырастают свисающие низко гроздья. Мы взращиваем виноградники, оливки и гранаты, которые имеют сходства и различия. Взгляните на их плоды, когда они появляются и когда созревают. Воистину, в этом — знамения для людей верующих.
Сура 6 Скот, аяты Для мусульманина Вселенная — открытая книга Всевышнего, которую он на протяжении всей жизни листает, разглядывая её страницы, изучая их содержание, созерцая и размышляя. И чем больше он смотрит вокруг, чем больше размышляет о мире, в котором живёт, тем крепче становится его вера и тем больше любит Он своего Создателя. Видя чудесные знамения Всевышнего, которыми наполнена Вселенная, верующий понимает, что величие Господа безгранично и Он может всё.

25
§ 2. Покорный Господу 2. Покорный Господу
Истинный мусульманин исполняет веления Аллаха, проявляя смирение и не нарушая Его заповедей, даже если они противоречат его желаниям. Покорность Аллаху и Его Посланнику главный критерий веры. Всевышний Аллах сказала кто повинуется аллаху и его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.
Сура 33 «Сонмы», аят Всевышний Аллах сказал:
но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй в возникающих между ними спорах, а потом не будут ощущать в душах стеснения от твоего решения и подчинятся пол-
ностью.
Сура 4 Женщины, аят Посланник Аллаха

сказал Не уверует никто из вас [по-
настоящему] до тех пор, пока желания его не подчинятся тому, с чем я пришёл»
[Навави]
1
Мусульманину претит ослушание Того, Кто сотворил его, дал ему жизнь, отмерил ему удел, помогает ему и ведёт его
1 У этого хадиса из Сорока хадисов» ан-Навави слабый иснад, однако смысл его правилен и подтверждается кораническими аятами, в том числе и тем, который упомянут перед данным хадисом.
Глава первая. Мусульманин со своим Господом прямым путём. Ему отвратительна сама мысль огрехах и скверных поступках. Действительно, как же можно ослушиваться Того, Кто Милостив и Милосерден, Кто прощает грехи и принимает покаяние, Кто желает Своим рабам блага и не желает им зла, Кто зовёт их в райскую обитель и предостерегает от Адского пламени?..
Следовательно, в жизни истинного мусульманина нет места ослушанию Аллаха или Пророка

независимо оттого, касается ли это самого человека, членов его семьи или посторонних людей, так или иначе подвластных ему, поскольку он должен направлять таких людей и несёт за них ответственность 3. Каждый из вас — пастырь…»
У мусульманина обострённое чувство ответственности, потому что он понимает за любое упущение членов его семьи в Судный день спросится с него.
Посланник Аллаха

сказал:
Каждый из вас — пастырь и каждый из вас несёт ответственность за свою
паству.
[Бухари; Муслим]
Поэтому мусульманин внимательно наблюдает за членами своей семьи. Замечая ошибки близких, их проступки и упущения, он старается выяснить их причины, а потом исправить. Он следит за поведением тех, за кого он в ответе, и старается направлять их и помогает им следовать правильным путём, помня Слова Всевышнего ْنَع ٌلوُئ ْسَم ْم ُكُّل ُكَو ٍعاَر ْم ُكُّل ُك
ِهِتَّيِعَر

27
§ 3. Каждый из вас — пастырь…»
О вы, которые уверовали Оберегайте себя и свои семьи от Огня.
Сура 66 Запрещение, аят Он использует своё влияние, свой жизненный опыт и свои знания во благо своей семьи. Он заботится о близких в земной жизни, исполняя свои обязанности передними. При этом мусульманин осознаёт, что его роль в жизни семьи не ограничивается её содержанием и удовлетворением её материальных потребностей. Он понимает, что он — глава семьи, а значит — защитник, наставники воспитатель. Он заботится о духовности своей семьи и побуждает своих близких к своевременному и усердному исполнению религиозных обязанностей. Если его заботит их благополучие в этом мире, то он тем более заботится об их будущем в мире вечном. Поэтому оберегает членов своей семьи от всего, что может пагубно повлиять как на их мирскую жизнь, таки на их судьбу в мире вечном. Мусульманин понимает, что не только он сам, но и все его близкие предстанут перед Аллахом в Судный день и им придётся отвечать зато, что они совершали в земной жизни. А ему придётся отвечать за все упущения в исполнении его обязанностей перед ними.
Мусульманин старается воздействовать на своих близких мягкостью и мудрым словом, но при необходимости проявляет решительность, поскольку замалчивать то, что требует серьёзного отношения и немедленного исправления, может лишь малодушный человек, которому недостаёт веры 4. Аллах предопределили сделал, что пожелал…»
Истинный мусульманин доволен предопределением Аллаха. Он помнит слова Посланника Аллаха

:
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
Насколько удивительно положение верующего Поистине,
всё в его положении является для него благом, и никому не дано это, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом.
[Муслим]
Довольство предопределением, присущее мусульманину, объясняется в первую очередь знанием того, что вера в предопределение Аллаха — один из столпов веры. Понимая суть своей религии, мусульманин спокойно воспринимает постигающее его зло или благо, потому что он знает всё от Аллаха, и, соглашаясь с Его предопределением, он выигрывает в любом случае.
Мусульманин твёрдо убеждён: то, что постигло его, не могло обойти его стороной, а то, что обошло его стороной, не могло постигнуть его, и всё происходящее — часть предопределения Аллаха. Если в его жизни случается радостное событие, он благодарит Всевышнего Дарителя и Подателя благ и входит благодаря этому в число благодарных, покорных и снискавших награду. А когда с ним случается что-то дурное, он проявляет терпение, и присоединяется к терпеливым спас нным и преуспевшим.
Мусульманин знает, что в жизни нет случайностей. Всё происходит по предопределению Всевышнего Аллаха, и всё имеет смысл.
Порой Аллах решает наказать человека за какой-то грех уже в этом мире, не откладывая воздаяние до Судного дня.
ُهَل ُهَّل ُك ُهَرْمأ َّنإ ِنمؤُلا ِرْملأ ًاب َجَع
نِم ْؤ ُملل َّلاإ ٍد َحَلأ َكِلذ َسيَلو ٌيرخ
ًاير َخ َناكَف َر َك َش ُءاَّر َس ُهْتَبا َصَأ ْنإ
َناكَف ََب َص ُءاَرض ُهْتَبا َصأ ْنإو ُهَل
ُهَل ًا ْير َخ

29
§ 4. Аллах предопределили сделал, что пожелал…»
А наказание в вечном мире, безусловно, намного страшнее и тяжелее, чем наказание в этом мире, каким бы оно ни было.
Посланник Аллаха

сказал:
Не перестанут постигать верующего или верующую испытания, касающиеся их самих, их детей и имущества, до тех пор, пока не встретят они своего Господа без единого греха.
[Тирмизи]
Испытания, постигающие человека, напоминают ему о милостях Всевышнего. Человек, которому даровано зрение, забывает о том, какое это благо, и не ценит его должным образом. Но вот Аллах испытывает его временной потерей зрения, и когда оно к нему возвращается, человек по-настоящему осоз- наёт его ценность.
Если милости и блага постоянно сопутствуют человеку, он забывает о них и не благодарит за них, и Аллах забирает их у него, а потом возвращает снова — как напоминание ему, чтобы он благодарил Аллаха за эти милости.
Более того, несчастья служат напоминанием о милостях Аллаха не только тому, кого они постигают, но и окружающим людям. Видя больного, человек начинает ценить здоровье, а видя бедного, узнаёт цену богатству. Увидев невежду, он понимает, каким благом является знание…
Не всё, что представляется человеку несчастьем и затруднением, является таковым в действительности. Порой человек смотрит на происходящее односторонне, и от него ускользают другие, более важные стороны этого события. Но потом, спустя какое-то время, человек понимает, что во всём случившемся
ِف ِةَنِمْؤُْلاَو ِنِمْؤُْلاِب ُء َلَبْلا ُلاَزَي اَم
َللها ىَقْلَي ىَّت َح ِهِلاَمَو ِهِدَلَوَو ِه ِسْفَن
ٌةَئي ِط َخ ِهْيَلَع اَمَو
Глава первая. Мусульманин со своим Господом было на самом деле немало хорошего. А иногда он даже приходит к выводу, что это была вовсе и не беда, а, напротив, благо.
Несчастья мешают человеку привязаться к этому миру. Если бы в этом мире не случалось бед, человек любил бы его намного сильнее и забыл бы о мире вечном. Однако несчастья и горести не дают ему этого сделать и заставляют его трудиться ради мира вечного, в котором нет горя и нет испытаний.
Когда его постигает горе, он не отчаивается, не начинает роптать и не клянёт судьбу. Он понимает каким бы огромным ни было несчастье, в нём всё же есть нечто хорошее — ведь оно могло быть ещё значительнее и серьёзнее, и мы должны благодарить Аллаха зато, что Он сделал его именно таким, а не хуже. Аза терпение и довольство человека ждёт награда, а награда эта намного больше того, что теряет человек в этом мире. Верующий знает, что несчастья и испытания один из обычаев Аллаха в этом мире, и что без них нельзя. Потому он готовится к ним морально, а когда они приходят, проявляет терпение, надеясь на награду Аллаха. Неверующий же, напротив, в большинстве случаев думает, что несчастья могут обойти его стороной, и когда они постигают его, он теряется, отчаивается, падает духом и, соответственно, не проявляет терпения, будучи не в состоянии совладать с собой. В довершение ко всему мусульманин знает, что избавление и облегчение непременно придёт, даже если это случится нескоро.
Всевышний сказал:
Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.
За каждой тягостью наступает облегчение.
Сура 94 Раскрытие, аяты 5–6

31
§ 4. Аллах предопределили сделал, что пожелал…»
Человек сего телом, силами, способностями и имуществом, а также его дети и всё, что ему даровано, принадлежит Аллаху. Всё это дано человеку во временное пользование, и оно непременно уйдёт — либо его унесёт несчастье, либо смерть. Нетерпение не избавляет человека от постигшего его несчастья, а только лишает его награды в мире вечном, а в этом мире не приносит ему ничего, кроме гнева Аллаха и злорадства недоброжелателей. Мусульманин также не забывает о том, что вис- пытаниях заключена мудрость и определённый смысл.
Аллах упоминает в Своей Книге об испытаниях, которые постигли тех, кто жил до нас, и о том, с каким терпением переносили они эти испытания.
Всевышний сказал:
терпи же, как терпели твёр-
дые духом посланники.
Сура 46 Пески, аят Мусульманин исполняет это веление Всевышнего и смотрит на жизнь с надеждой и оптимизмом, стараясь находить положительные стороны во всём, что происходит с ним в земной жизни 5. Лучшие из оступающихся — кающиеся…»
Все люди ошибаются, все люди оступаются, все люди совершают грехи. У кого-то грехов мало, а кто-то, не успев совершить один, совершает следующий, погрязая в них. Если мусульманин совершает нечто такое, что не приличествует совершать богобоязненному верующему, он сразу же замечает свою ошибку и своё упущение. Его можно сравнить с человеком, который на несколько мгновений лишился сознания, а потом резко пришёл в себя. Немедля ни минуты, он раскаивается
Глава первая. Мусульманин со своим Господом в содеянном, обращается к Всевышнему со смиренной мольбой опрощении и возвращается к прежней покорности Ему. Он никогда не откладывает покаяние на потом, помня предостережение Всевышнего:
Поистине, аллах принимает покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. их покаяния аллах принимает, ведь аллах — Знающий, Мудрый.
но не будет принято покаяние тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит Вот теперь я раскаиваюсь».
Сура 4 Женщины, аяты Согрешив, мусульманин испытывает угрызения совести и сожалеет о своём поступке, давая себе зарок не делать подобного впредь. Ведь предел его мечтаний и цель всей Его жизни — довольство Всевышнего, а потому нет для него ничего естественнее стремления избежать Его гнева и, как следствие, грехов. Если же в минуту слабости он всё же совершает что-то неугодное Господу, он старается смыть свой грех искренним раскаянием, мольбой опрощении, усердным поклонением и благими делами.
Всевышний Аллах сказал:
Поистине, когда богобоязненных касается наущение

33
§ 5. Лучшие из оступающихся — кающиеся…»
шайтана, они вспоминают
2
и тогда начинают видеть
3

Сура 7 Преграды, аят Совершив нечто греховное под воздействием наущений шайтана, богобоязненные люди сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния.
Для мусульманина покаяние — это непросто слова Я раскаиваюсь перед Аллахом или О Аллах, прости меня, сказанные языком, тогда как в сердце человека остаётся твёр- дое намерение продолжать грешить. Он понимает, что сказать эти слова и при этом совершенно не жалеть о содеянном ранее это не покаяние. И сказать Я раскаиваюсь — предварительно решив для себя, что вернёшься к грехами ослушанию это тоже не покаяние. Мусульманин помнит Слова
Всевышнего:
О вы, которые уверовали раскаивайтесь перед аллахом искренне Может быть, ваш Господь простит ваши скверные деяния и введёт вас в райские сады, в которых текут реки.
Сура 66 Запрещение, аят Воистину, аллах любит кающихся и любит очищающихся.
Сура 2 Корова, аят 222 2 Имеется ввиду, что они вспоминают о величии Аллаха или же о кознях шайтана То есть видеть всё в правильном свете
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
Мусульманин знает, что кающиеся, о которых упоминается в аяте, — это те, кто, совершив грех, спешат совершить покаяние. При этом покаяние их каждый раз сопровождается решительным намерением не возвращаться к этому греху вновь. Человек же, который ослушивается Аллаха, а затем раскаивается на словах, но каждый раз, как только представится возможность, снова впадает в тот же грех, не относится к кающимся. Кающийся — это человек, который твёрдо решил больше не возвращаться к греху.
Когда мусульманин совершает грех, его охватывает тревога и благоговейный страх перед Всевышним, однако он не отчаивается, вспоминая хадис, вселяющий в сердца грешников надежду на прощение и побуждающий их искупать свои грехи искренним раскаянием.
Посланник Аллаха

сказал Всевышний Аллах сказал О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, покаты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с таким количеством грехов, что заполнят они собой чуть лине всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи
[Тирмизи]
Всевышний уберёг своих посланников от совершения грехов. Тем не менее они часто просили у Него прощения, смиряя перед Ним свои сердца. Это — признак богобоязненности и благочестия.
Посланник Аллаха

сказал Поистине, я прошу у Аллаха прощения и приношу Ему покаяние более семидесяти разв день
[Ибн Маджа]
Следуя примеру Пророка

, мусульманин старается чаще просить у Аллаха прощения, потому что испрашивание проще

35
§ 5. Лучшие из оступающихся — кающиеся…»
ния стирает проступки и грехи, возвышает степени, очищает сердца и устраняет завесу между человеком и Всевышним. Кто часто просит у Аллаха прощения, выбирая для этого промежутки времени, указанные Самим Всевышним, того ожидают Райские сады, где внизу текут реки, и довольство Всевышнего.
Богобоязненное сердце, любящее Аллаха, не бывает небрежным. Небрежность свойственна сердцам, которые небо- ятся Аллаха и не помнят Его и отворачиваются от Его велений и Его руководства. Сердце истинного мусульманина постоянно ощущает сладость покорности Всевышнему, зорко следит затем, чтобы его обладатель не сбился с прямого пути, и часто молит Всевышнего о прощении.
Мусульманский учёный имам Шамс-ад-дин Абу ‘Абдал- лах Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал Здравое сердце не оставляет своего обладателя в покое до тех пор, пока он не вернётся к своему Господу после совершения греха, и не покорится Ему, и не устремится к Нему так, как устремляется оказавшийся в безвыходном положении, понимающий, что в Его довольстве ив приближении к Нему — его жизнь, преуспеяние, блаженство и радость. Он ищет у Него убежища, защиты и успокоения, радуется Ему и уповает на Него, ив конце концов исчезает его тревога, ион обретает успокоение 6. Главное — довольство Господа
Что бы ни делал истинный мусульманин, он делает это ради Аллаха, заботясь о том, чтобы каждый его шаги каждое его дело было угодным Господу. Он трудится ради Всевышнего, и его не останавливает гневи недовольство людей. Он помнит слова Посланника Аллаха

: Того, кто жертвует довольством людей ради довольства Аллаха, Он избавит от необходимости в людях. А того, кто жертвует
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
довольством Аллаха ради довольства людей, Аллах предоставит людям [Тирмизи; Ибн ‘Асакир]
Оценивая свои дела, мусульманин думает о том, будут ли они угодны Господу. Если дело относится к числу тех, которые любит Аллах, он старается совершить его. В противном случае он избегает его. Это помогает мусульманину не сбиваться с правильного пути. В своих словах и действиях он не противоречит самому себе, ему несвойственно непостоянство. Он не из тех, кто бесконечно меняет мнение по одному и тому же вопросу. У него есть правильные критерии, а значит — путь ясени места для противоречий не остаётся.
Если люди сначала смиренно совершают молитву в мечети, а потом не следуют установлениям Шариата и не руководствуются ими во взаимоотношениях с людьми, это указывает на недостаточное или неправильное понимание религии. Чем бы ни занимался мусульманин, ислам всегда ведёт его к высшей цели — снискать довольство Аллаха, и заставляет его оценивать любое дело, прежде чем совершить его. Поведение этих людей удивляет. Подобное раздвоение личности относится к числу наиболее опасных бедствий, поразивших мусульман в наше время 7. И обязательное, и дополнительное

Истинный мусульманин неуклонно соблюдает предписания ислама и придерживается всех основ этой религии, ничем не пренебрегая и не поступаясь. Благочестивому мусульманину, который стремится к спасению в мире вечном, совершает не только обязательные, но и дополнительные молитвы и другие обряды поклонения (нафиля), побуждая себя к этому днём и ночью. Совершение дополнительного поклонения приближает верующего к Господу, возвышая его настолько, что Господь начинает любить его и проявлять Своё благоволение к нему. На это указывает хадис, в котором приводятся слова

37
§ 7. И обязательное, и дополнительное
Всевышнего Аллаха и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль), пока Яне полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, его зрением, посредством которого он будет видеть, его рукой, которой он будет брать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его
[Бухари]
Если Всевышний Аллах любит Своего раба, его начинают любить и обитатели небес и земли. Это подтверждают слова Посланника Аллаха

, переданные Абу Хурайрой:
Поистине, если Аллах любит Своего раба, Он обращается к Джибрилю, говоря Поистине, Я люблю такого-то, полюби же его и ты, — и тогда Джибриль начинает любить его, а потом обращается к обитателям небес со словами Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его ивы и обитатели небес начинают любить его, а потом ему начинают оказывать хороший прими на земле. Если же Аллах ненавидит Своего раба, Он обращается к Джибрилю, говоря
4 Имеются ввиду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно ا َعَد ا ًدْبَع َّب َحَأ اَذِإ َللها َّنِإ
اًن َلُف ُّب ِحُأ يِّنِإ َلاَقَف َليِْب ِج
َّمُث ُليِْب ِج ُهُّب ِحُيَف َلاَق ُهَّب ِحَأَف
َللها َّنِإ ُلوُقَيَف ِءاَم َّسلا ِف يِداَنُي
ُل ْهَأ ُهُّب ِحُيَف ُهوُّب ِحَأَف اًن َلُف ُّبُِي
ُلوُبَقْلا ُهَل ُع َضوُي َّمُث َلاَق ِءاَم َّسلا
ا َعَد ا ًدْبَع َضَغْبَأ اَذِإَو ِضْرَْلأا ِف
اًن َلُف ُ
ضِغْبُأ يِّنِإ ُلوُقَيَف َليِْب ِج
Глава первая. Мусульманин со своим Господом
“Поистине, Я ненавижу
такого-то, возненавидь же его и ты, — и тогда Джи-
бриль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес, говоря Поистине, Аллах ненавидит
такого-то, возненавидьте его ивы и обитатели небес начинают испытывать к нему ненависть, а потом его начинают ненавидеть и на земле.
[Муслим]
Поэтому Посланник Аллаха

простаивал ночи в молитве так, что ступни его опухали, и когда ‘Аиша спрашивала его Почему ты делаешь это, о Посланник Аллаха Ведь Аллах простил тебе и прошлые, и будущие грехи, — он отвечал ей Разве не следует мне быть благодарным рабом
[Бухари; Муслим]
‘Абдаллах (или ‘Абд-ар-Рахман; относительно его имени среди учёных есть разногласия) ибн Сахр ад-Дауси. Прозвище
Абу Хурайра (владелец котёнка’) он получил после того, как спрятал в рукаве одного или нескольких котят. Он был одним из величайших сподвижников Пророка

и передал наибольшее число хадисов. У него было много учеников, и более 800 человек передавали хадисы сего слов. Принял ислам в 7 году хиджры, когда мусульмане покорили Хайбар, а затем переселился в Медину и почти не отходил от Пророка вплоть до его кончины. Вовремя правления Ума- ра ибн аль-Хаттаба назначался муфтием, а при Мерване ибн аль-Хакаме — наместником Медины. Скончался в 59 г. х. Похоронен на кладбище аль-Баки‘ в Медине
[Усуд аль-габа]
ُليِْب ِج ُه ُضِغْبُيَف َلاَق ُه ْضِغْبَأَف
َّنِإ ِءاَم َّسلا ِل ْهَأ ِف يِداَنُي َّمُث
َلاَق ُهو ُضِغْبَأَف اًن َلُف ُضِغْبُي َللها
ُءا َضْغَبْلا ُهَل ُع َضوُت َّمُث ُهَنو ُضِغْبُيَف
ِ
ض ْرَْلأا ِف

39
§ 7. И обязательное, и дополнительное
‘Аиша бинт Абу Бакр. Дочь Абу Бакра ас-Сыддика и супруга Пророка Мухаммада

. Он женился на ней за два года до переселения в Медину в месяце шавваль. Однако супружескую жизнь они начали только в месяце шавваль во втором году хиджры. Когда Пророк Мухаммад скончался, ей было всего восемнадцать лет. Из всех его жён только она была девственницей. Когда она попросила Посланника Аллаха

дать ей кунью, он назвал её Умм ‘Абдаллах по имени ‘Абдаллаха ибн аз-
Зубайра, который был сыном её сестры Асмы бинт Абу Бакр. Она была одной из самых образованных сподвижниц, прекрасно разбиралась в тонкостях мусульманского права, хорошо знала историю и обычаи арабов и пересказывала много хадисов. Когда невежественные люди обвинили её в совершении прелюбодеяния, Всевышний Аллах ниспослал в её оправдание десять аятов из суры «Ан-Нур». Посланник Аллаха скончался и был похоронен в её доме. Она умерла в ночь на вторник, 17 числа месяца рамадан, вили г. х. Заупокойной молитвой по ней руководил Абу Хурайра, после чего она была похоронена на кладбище Аль-Баки‘
[Усуд аль-габа]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


написать администратору сайта