И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 3. Праведное окружение Ангелы посещают собрания праведных, которые вместе поминают Аллаха, говорят только о благом и передают друг другу полезное знание, и Всевышний Аллах покрывает их Своей милостью. Мусульманин знает, что подобные собрания приносят ему пользу в этом мире ив мире вечном, и старается, чтобы в его жизни их было больше. Мусульманин выбирает для дружбы и общения искренне верующих, богобоязненных и праведных людей, которые помогали бы ему в благих делах и просвещении мусульман, мало знающих о своей религии. Подобное общение всегда приносит пользу. Поэтому Всевышний Аллах сказал: Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрами перед закатом и стремятся к его лику. не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к нашему поминанию, кто потакает своим желаниями чьи дела окажутся тщетными. Сура 18 Пещера, аят Мусульманин дружит только с достойными, благородными и богобоязненными Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Всяк в окруженьи благородных Считается одним из них, И да не будешь ты увиден Примкнувшим к обществу иных! Общаясь с праведными, мусульманин не обращает внимания на их состоятельность и положение в обществе. Его интересует личность человека, а не его внешний вид и богатство. Он помнит о том, что великий пророк Муса покорно следовал за одним из праведных рабов Всевышнего, желая перенять от него знание, которое открыл ему Господь. Он говорил, как и положено скромному, воспитанному и знающему своё место ученику: Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому о прямом пути, чему ты обучен? Сура 18 Пещера, аят На что этот праведный человек сказал: ты не сможешь сохранять терпение со мной. Сура 18 Пещера, аят Тогда Муса сказал со всей вежливостью и учтивостью, на которую только был способен: если аллах пожелает, то ты найдёшь меня терпеливыми я не ослушаюсь твоего ве- ления. Сура 18 Пещера, аят 69 301 § 3. Праведное окружение Ислам учит мусульманина, что друзья и собеседники бывают двух видов благие и скверные. Первых нужно искать, а вторых крайне желательно избегать. Сподвижник Абу Муса передаёт, что Пророк сказал Поистине, праведный товарищи дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние [Бухари; Муслим] Мусульманин следует примеру благородных сподвижников, которые навещали праведных людей и старались поддерживать связь сними. Вспомним историю Умм Айман, воспитательницы Посланника Аллаха Анас ибн Малик рассказывает После смерти Посланника Аллаха Абу Бакр сказал Умару: Поехали снами к Умм Айман, чтобы навестить е, как это делал Посланник Аллаха ”. Когда они приехали к ней, Умм Айман принялась плакать, и они спросили е Почему же ты плачешь Разве тыне знаешь, что то, что у Аллаха, для Посланника Аллаха лучше Она сказала Поистине, не оттого я плачу, что не знаю, что для Посланника Аллаха лучше то, что у Всевышнего Аллаха Я плачу потому, что прекратились ниспосылавшиеся с небес откровения И сказанное ею подействовало на них так, что и они принялись плакать вместе с ней [Муслим] Выбирая друзей, мусульманин помнит слова Посланника Аллаха : Люди бывают разного сорта, подобно золоту и серебру, и те, которые были лучшими во времена невежества, остаются лучшими ив исламе, если только они обрели понимание религии. Душ — великое множество, и те, которые узнают друг друга, соединяются, а те, которые не знают друг друга, остаются разными [Муслим] Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями 4. Любовь ради Аллаха в жизни мусульман Ислам стремится создать идеальное общество, фундаментом которого стала бы любовь, братство и чистосердечное отношение друг к другу. Но сначала нужно было посеять любовь в сердцах людей, которые впоследствии образуют это общество. Поэтому Посланник Аллаха сказал: Вы не войдёте в Рай до тех пор, пока не уверуете, а вы не уверуете [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на действие, совершая которое, вы полюбите друг друга Приветствуйте друг друга. [Муслим] Посланник постоянно напоминал людям о необходимости любить и уважать друг друга. Он заронил зерно чистой любви ради Аллаха в их сердца, а потом заботливо выращивал пробившийся из него росток. Окрепнув, оно должно было превратиться в мощное дерево и принести много добрых плодов. Предопределённое Всевышним сбылось, и надежды Пророка оправдались. Пророк , которого Всевышний Аллах наделил мудростью, знал, что очистить сердца от скверны зависти, жадности и злобы способно только благородное и возвышенное братство по вере. Оно наполняет жизнь мусульман искренностью и чистотой, бескорыстной привязанностью друг к другу и очищаете от низких, достойных порицания чувств и поступков. А распространение приветствий должно было стать путём к этому братству и взаимной любви и клю- َلاَو ُاوُنِم ْؤُت ىَّت َح َةَّنَ ْلجا َنوُل ُخ ْدَت َلا ْم ُكُّلُدَأ َلاَوَأ اوُّباََت ىَّت َح اوُنِمْؤُت ْمُتْبَباََت ُهوُمُتْلَعَف اَذِإ ٍء ْي َش ىَلَع ْم ُكَنْيَب َمل َّسلا او ُشْفَأ 303 § 4. Любовь ради Аллаха в жизни мусульман чом к сердцам, который отворил бы их для взаимной симпатии, уважения, любви и дружбы. Безусловно, любовь ради Аллаха, связывающая членов мусульманской общины, играет огромную роль в их повседневной жизни. Эта любовь сближает мусульман и согревает их своим теплом. Эта особая, чистая и искренняя любовь создаёт неповторимую атмосферу. Особенно остро ощущают это люди, которые стали мусульманами лишь недавно. Казалось бы, чужие люди, он видит их впервые. Но при этом каждый из них готов помочь, посоветовать, поделиться тем, что есть у него, посочувствовать, утешить… С помощью этой любви Посланник Аллаха воспитал первых мусульман, которые стали прочными нерушимым фундаментом ислама. Они были сияющими звёздами в тёмном небе человечества, которые осветили путь общинами народам. Они неутомимо распространяли ислам, и их стойкость, упорство, смелость и готовность к самопожертвованию были поистине удивительными. Мусульмане всегда были сплочёнными, помогали друг другу и обеспечивали друг друга. Посланник Аллаха дал им очень точное описание: Верующий для верующего — как кирпичи водном строении, укрепляющие и поддерживающие друг друга. [Бухари; Муслим] Он также сказал, сравнивая мусульманскую общину с единым организмом: В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу когда одну из частей его ُّد ُشَي ِناَيْنُبْلا َك ِنِمْؤُمْلِل ُنِمْؤُْلا ا ًضْعَب ُه ُضْعَب ْمه ُحاَرَتو ْمِهِّداَوَت ف َيننِمْؤُلا ُلَثَم ى َكَت ْشا اَذِإ ِد َسَلجا ُلَثَم ْمهِف ُطاَعَتَو Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой. [Бухари; Муслим] Мусульманин всегда активно участвовал в возведении благословенного здания ислама на прочном фундаменте братства по вере, вливая в общий поток любви ради Аллаха в мусульманской общине свою искреннюю и чистую любовь к братьям по вере 5. Не поворачивайтесь друг к другу спиной…» Ислам побуждает верующих любить друг друга по-братски и запрещает им отворачиваться друг от друга и разрывать отношения, и мусульманин следует его заветам. Религия учит его, что случайные ссоры не могут разлучить искренне любящих друг друга ради Аллаха — узы братской любви слишком прочны, чтобы разорваться от малейшего рывка. Это подтверждают слова Посланника Аллаха : Не бывает такого, чтобы два человека полюбили друг друга ради Всевышнего Аллаха, а потом их разлучил первый же проступок одного из них [Бу- хари. Адаб] В порыве гнева или раздражения мусульманин, которому не чуждо ничто человеческое, может обидеть своего брата по вере. Дело может закончиться оправданиями и извинениями, однако возможно, что ссора окажется более серьёзной и они перестанут общаться. Ислам, учитывая особенности человеческой природы, определил для повздоривших срок, в который они должны успокоиться, простить обиду и восстановить прерванные отношения. Этот срок составляет три дня. Прерывать общение на больший срок запрещено ِد َسَلجا ُرِئا َس ُهَل ىَعاَدَت ٌو ْضُع ُهْنِم ى َّمُلاو ِرَه َّسلاِب 305 § 5. Не поворачивайтесь друг к другу спиной…» Посланник Аллаха сказал Не разрешается мусульманину прекращать общаться со своим братом по вере на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече. А лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого [Бухари; Муслим] Мусульманин, воспитанный в лоне этой мудрой религии, не отдаляется от своих братьев по вере надолго, а, напротив, старается подавить гневи обиду и спешит наладить расстроившиеся отношения. Он первым приветствует брата, с которым поссорился, зная, что за это его ждёт щедрая награда Всевышнего. Конечно, не всегда легко справиться со своими чувствами, гордость мешает ему сделать первый шаг, однако он знает, что его усилия непременно будут вознаграждены. Если брат по вере ответил на его приветствие и выразил готовность забыть произошедшее между ними, они оба получают награду за стремление помириться ради Аллаха. Если же он не ответит на его приветствие, мусульманин не огорчается. Он чувствует удовлетворение от своего поступка и испытывает облегчение, понимая, что снял с себя бремя греха за прекращение отношений с братом по вере. Он в точности исполняет веление Пророка Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Не разрешается одному верующему порывать с другим на срок, превышающий три дня. А когда эти три дня пройдут, пусть он встретится сними приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду. Если же он не ответит ему, то вернётся с грехом, а обратившийся с приветствием не понесёт ответственности зато, что покинул брата по вере [Бухари. Адаб] Чем дольше не общаются поссорившиеся, тем более тяжкий грех берёт на себя каждый из них. Посланник Аллаха сказал Кто покинул брата своего на год, тот как будто пролил его кровь [Бухари. Адаб] Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Ислам — религия любви, братства и мира, ион требует от своих последователей изгнать из своих сердец взаимную ненависть, зависть и вражду, которые неизменно отравляют жизнь каждого, кто открывает им дорогу к своему сердцу. Он учит их Не порывайте друг с другом, не поворачивайтесь друг к другу спиной, откажитесь от взаимной ненависти и зависти и будьте братьями, как повелел вам Аллах». Посланник Аллаха сказал Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова Не разузнавайте, не шпионьте, не взвинчивайте цену, не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха [Бухари; Муслим] Посланник Аллаха также сказал Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха Мусульманин мусульманину брат, ион не должен ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки, а богобоязненность — вот здесь при этом он указал на свою грудь трижды. Достаточно зла делает человек, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина [Муслим] Мусульманин знает, что затаивать злобу и разрывать отношения с людьми по самой ничтожной причине способен лишь мстительный, злобный, плохо воспитанный человек 48 Имеются ввиду такие случаи, когда какой-нибудь человек, на самом деле не желающий покупать товар, по сговору с продавцом начинает в присутствии покупателя предлагать за товар более высокую цену по сравнению стой, которую готов уплатить покупатель. Обычно это делается с целью поднять цены 307 § 5. Не поворачивайтесь друг к другу спиной…» со скверным нравом, сердце которого поражено недугом. Он старается держаться как можно дальше от подобных скверных проявлений человеческой натуры, потому что ислам учит его совсем другому. Он богобоязнен, благонравен, искренен и великодушен и умеет прощать. А жестокосердным, грубыми чёрствым людям угрожает серьёзная опасность. Они добровольно лишают себя милости Всевышнего и Его прощения, и врата Рая закроются перед ними. Посланник Аллаха сказал Врата Рая открываются по понедельниками четвергами прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклонявшемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделяла сего братом, и тогда произносятся слова Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом [Муслим] Благородный сподвижник Абу ад-Дарда как-то сказал Не указать ли мне вам надело, которое лучше поста ими- лостыни? Это примирение. Поистине, ненависть подобна бритве». Абу ад-Дарда был непросто проницательными дальновидным он сумел проникнуть в глубину религии, понять её суть. Он понимал, что взаимная ненависть и вражда делает тщетными деяния человека и уничтожает его добрые дела. Следовательно, примирение, напротив, похвальное и благородное дело, которое помогает верующим снискать награду, и оно лучше поста и милостыни, потому что разрыв отношений с братьями по вере и ненависть к ним приводит к уничтожению добрых дел, которые обычно записываются совершающему эти и другие виды поклонения. В основе сказанного этим выдающимся сподвижником лежит хадис Пророка : Не указать ли мне вам надело, которое превосходит степенью пост и милостыню Люди сказали Конечно Он сказал Это примирение. Поистине, ссоры подобны бритве [Тирмизи] Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями А в другом хадисе Пророк сказал Они подобны бритве, только сбривают они не волосы, а религию 6. Прощение — лучше Мусульманин прощает с лёгкостью и не жалеет о том, что не ответил назло подобным или ещё худшим злом, потому что ему чужда мстительность и эгоизм. Он прощает ради Аллаха, с лёгким сердцем, надеясь снискать Его довольство, приблизиться к Нему и заслужить Его награду. Мусульманин знает, что Всевышний щедро воздаёт за благие дела, а прощение относится к числу благих дел, поэтому мусульманин старается прощать и ни на кого не держит зла, помня Слова Всевышнего: …которые делают пожертвования в радости ив горе, сдерживают гневи прощают людей. Воистину, аллах любит творящих добро. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят Пророк не упускал случая дать мусульманам полезное наставление. Он неустанно побуждал их к снисходительности, прощению и великодушию, потому что они облагораживают душу человека. Он учил верующих отвечать назло тем, что лучше, особенно когда дело касалось родственных связей. Пророк знал, каких поразительных успехов можно добиться с помощью благого слова, мягкости, доброты и прощения. Однажды ‘Укба ибн ‘Амир попросил Пророка : Расскажи мне о самых достойных делах. Он сказал О ‘Укба! 309 § 6. Прощение — лучше Поддерживай отношения с теми, кто порывает с тобой, давай тому, кто отказывается давать тебе, и отвернись оттого, кто поступает с тобой несправедливо. А в другой версии этого хадиса Пророк сказали прощай того, кто поступает с тобой несправедливо [Ахмад] Мусульманин любит своих братьев по вере, и эта чистая любовь и дружеское общение приносят ему радость, и ему вовсе не хочется омрачать её злобой, завистью и другими негативными чувствами. Он знает, что, прощая обиду или сдерживая гнев, делает доброе дело, за которое Всевышний Аллах непременно вознаградит его, а затаённая в сердце злоба, напротив, может привести его к греху. Мусульманин не затаивает в душе злобу. Искренняя вера, наполняющая сердце верующего, вытесняет из него все недостойные чувства, а богобоязненность мгновенно тушит вспыхивающее пламя гнева. Для мусульманина братство по вере превыше ссор по пустяками мелких склок. Он не относится к числу мстительных людей, в душах которых раздражение и обида быстро перерастают в чёрную злобу и ненависть. Мусульманин знает, что злоба никому не приносит пользы. Она лишь отягощает сердце и лишает человека спокойствия. Он понимает легче простить, чем носить в себе этот тяжкий и бесполезный груз. Ислам объявил беспощадную войну фанатизму, злобе, мстительности и вражде. Он побуждает верующих проявлять снисходительность и великодушие, любить и прощать друг друга и делать друг другу добро. Всевышний Аллах сказал: …сдерживают гневи прощают людей. Воистину, аллах любит творящих добро. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят 134 Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Чтобы простить обиду, особенно серьёзную, требуется много душевных сил, и чем больше усилий прилагает верующий для того, чтобы сдержать гневи простить своего брата по вере ради Аллаха, тем больше будет его награда. Прощая, человек возвышается духовно и достигает уровня творящих добро, которых любит Всевышний, поэтому мусульманин и мусульманка, стремящиеся снискать довольство Всевышнего Аллаха и войти в Рай, стараются ни на кого не держать зла. Ислам, проникая в сердце человека, изменяет его до неузнаваемости. Сколько злобных, мстительных людей, приняв ислам, стали кроткими и доброжелательными. Ислам научил их прощать, вдохнул в их сердца доброту и сделал их великодушными, искренними и дружелюбными. Открыв для себя истину, они уверовали во Всевышнего, и вера изгнала из их сердец всё злое и тёмное, что в них было, и озарила их светом ислама — религии мира, добра и прощения. Ярким примером такого удивительного превращения можно считать Хинд бинт ‘Утбу. До принятия ислама она люто ненавидела Посланника Аллаха , членов его семьи и его сподвижников. Она глумилась над телом его дяди Хамзы , погибшего в битве при Ухуде. А когда она приняла ислам иве- ра наполнила её сердце, она пришла к Посланнику Аллаха ‘Аиша , сказала Однажды к Пророку пришла Хинд бинт ‘Утба и сказала ему О Посланник Аллаха, прежде не было на земле семьи, которой я желала бы познать унижение также сильно, как желала я этого твоей семье, а сегодня нет такой семьи на земле, которой я желала бы такой же славы, как желаю я твоей семье!”». Так ислам лечит сердце, поражённое недугом злобы… Мусульманин склонен к прощению и кротости и не даёт воли гневу. Он привык сдерживать себя, даже если ему не нравятся слова или поступки какого-нибудь человека. Он скромен, доброжелателен, кроток и терпелив, старается отвечать 311 § 6. Прощение — лучше добром не только на добро, но и назло. Он легко прощает обиды, потому что Всевышний Аллах сказал: стремитесь к прощению вашего Господа и краю, ширина которого равна небесами земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости ив горе, сдерживают гневи прощают людей. Воистину, аллах любит творящих добро. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аяты Всевышний Аллах также сказал: не равны добро и зло. Ответь назло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей. Сура 41 Разъяснены, аяты 34–35 Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Умение держать себя в руках и подавлять свой гнев — одно из человеческих достоинств, которые Всевышний Аллах любит видеть в Своих рабах. Абу Хурайра передаёт, что один человек попросил Пророка Дай мне совет. Он сказал Не гневайся. Тот человек несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк говорил Не гневайся [Бухари] Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что однажды Посланник Аллаха сказал Ашаджжу ‘Абд- аль-Кайсу: Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах кротость и терпеливость [Муслим] Мусульманин иногда гневается, как и любой человек, однако, в отличие от остальных людей, он гневается ради Аллаха, а не ради себя. Он гневается лишь тогда, когда кто-то оскорбляет религию Аллаха или нарушает установленные Им границы, следуя примеру Посланника Аллаха ‘Аиша сказала Когда бы ни предлагали Посланнику Аллаха на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным. Если же было в этом что-то греховное, то он держался от такого дела дальше любого из людей. Кроме того, Посланник Аллаха никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил ради Аллаха [Бухари; Муслим] Посланник Аллаха гневался, когда кто-то оскорблял религию, презрительно отзывался о ней или считал возможным не применять наказания, установленные Всевышним Аллахом. Абу Мас‘уд рассказывает, что как-то раз один человек сказал О Посланник Аллаха Клянусь Аллахом, когда приходит время совершать утреннюю молитву, я задерживаюсь лишь потому, что такой-то проводите снами слишком долго. Абу Мас‘уд сказал И я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха, наставляя кого-нибудь, гневался бы сильнее, чем в тот 313 § 6. Прощение — лучше день. Потом он сказал Поистине, некоторые из вас внушают людям отвращение к благому Пусть тот из вас, кто молится с людьми, сокращает стояние вовремя молитвы, ведь есть среди них слабые, старые и те, у кого есть какие-нибудь дела [Бухари; Муслим] ‘Аиша сказала Посланник Аллаха вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения живых существ. Увидев эту занавеску, Посланник Аллаха разорвал е, цвет его лица изменился от гнева, ион сказал О ‘Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении [Буха- ри; Муслим] ‘Аиша также передаёт, что в своё время курайшиты были озабочены делом одной женщины из бану Махзум, которая совершила кражу, и одни стали говорить Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха ?», — а другие сказали Кто же осмелится заговорить с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца Посланника Аллаха ?!» И Усама обратился к нему схода- тайством зане, на что Посланник Аллаха сказал ему Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказаний, установленных Всевышним Аллахом А потом он встали обратился к людям с проповедью, после чего сказал Поистине, живших до вас погубило то, что, когда кражу совершал знатный, они не трогали его. Когда же её совершал слабый, они применяли к нему установленное наказание. Клянусь Аллахом, даже если бы украла Фатыма, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил бы руку и ей [Бухари; Муслим] Во всех описанных случаях Посланник Аллаха гневался не ради себя, но ради религии Всевышнего Аллаха. И мусульманин, верный заветам своей религии, следует примеру Посланника. Если ему наносят личную обиду, то есть дело не касается религии, он старается терпеливо снести обиду и простить того, кто нанёс ему е Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Мусульманин по природе своей снисходителен и великодушен. Он воплощение ислама, а ислам, как мы уже не разговорили, религия великодушия, добра, благородства и снисходительности. Он незлопамятный, не привык злиться и не гневается подолгу. Если возник спор, намечается ссора и обстановка уже накалилась, мусульманин старается не отвечать тем же, дабы не подливать масла в огонь. Напротив, он старается погасить вспышку гнева и сохранить самообладание, чтобы помочь брату взять себя в руки и не вводить его в грех. Коран признаёт право притесняемого человека на восстановление справедливости, однако в тоже время он предостерегает человека оттого, чтобы опускаться на уровень животной злобы и чуждой достойному человеку мстительности. Книга Всевышнего Аллаха побуждает верующих к духовному возвышению. Он призывает их подняться над низменными чувствами, над себялюбием, злопамятностью и желанием непременно отомстить обидчику. Всевышний Аллах сказали те, которые мстят, когда против них поступают не- справедливо… Воздаянием за зло является равноценное зло. но если кто-то простит и заключит мир, то его награда будет за аллахом. Воистину, Он не любит несправедливых. нет укора тем, которые мстят после того, как сними поступили несправедливо 315 § 6. Прощение — лучше укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. им уготованы мучительные страдания. а кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять ре- шимость. Сура 42 Совет, аяты Когда ‘Аишу оклеветали, Абу Бакра сильно опечалило это событие. ‘Аиша была не только его дочерью, но иже- ной Посланника Аллаха , которого Абу Бакр много лет любил как брата. Могло ли подобное неприятное происшествие не огорчить искренне верующего, богобоязненного, праведного и благородного человека Особенно неприятным для него было узнать, что в этом низком деле замешаны люди, которым он помогали которых обеспечивал. Он заботился о них и был добр к ним, а они поступили с ним столь подло и безнравственно. Преисполненный благородного гнева, Абу Бакр решил больше никогда не помогать тем, кто решился на подобную низость. Послушаем эту историю из уст ‘Аиши . ‘Аиша рассказывает А после того как Аллах ниспослал аят, оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сыддик , который оказывал помощь Мистаху ибн Усасе, поскольку состоял с ним в родстве, сказал Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об ‘Аише, я больше никогда ничего ему не дам Тогда Всевышний Аллах ниспослали пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что прекратят оказывать помощь родственникам, беднякам Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями и переселившимся на пути аллаха, и пусть они простят и будут снисходительны. разве не хотите вы, чтобы аллах простил вас Ведь аллах — Прощающий, Милосердный Абу Бакр сказал Да, клянусь Аллахом, конечно же я хочу, чтобы Аллах простил меня — после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше». Мусульманин не цепляется к словам человека и не ищет поводов для ссор. Если кто-то заденет его своими словами или поступком, он старается не держать зла на него и как можно быстрее пережить и простить обиду. Он знает каждый человек ошибается, и прощение — лучший способ избежать раздувания конфликта, которое никому не принесёт блага. Он исполняет веления Всевышнего Аллаха и соблюдает Его запреты. А Всевышний Аллах сказал: не равны добро и зло. Ответь назло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение… Сура 41 Разъяснены, аяты Любой разумный человек понимает, что если назло всё время отвечать злом, то оно будет разрастаться. Обиды умножатся, вражда усилится, конфликт обострится, и последствия могут быть непредсказуемыми. Чем дальше заходит дело, чем сильнее ненависть, тем труднее сдержать напор зла. Оно из 317 § 6. Прощение — лучше ливается бурным потоком и сметает всё на своём пути, уничтожая любовь, дружбу и благородные чувства. А если назло ответить добром, его пламя гаснет, не успев разгореться. Уходит гнев, злоба, ненависть и происходит настоящее чудо из заклятых врагов люди превращаются в близких друзей. Понимая это, мусульманин старается отвечать назло добром, чтобы нейтрализовать его. Он проявляет терпение и выдержку, надеясь на награду Всевышнего Аллаха. В Коране и Сунне часто встречаются побуждения прощать зло и обиды, проявлять великодушие и снисходительность, терпение и кротость, и мусульманин, воспитанный в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Пророка , старается быть доброжелательным, выдержанными кротким. Он очень бережно относится к своей религии и соблюдает установления Всевышнего, страшась Дня, в который содрогнутся сердца и закатятся взоры. Всевышний Аллах сказал: Посему прощай их прекрасным прощением. Сура 15 «Хиджр», аят А Посланник Аллаха , который был самым благородными благонравным из людей, подавал мусульманам прекрасные примеры снисходительности, кротости, доброты и умения прощать. ‘Аиша сказала Если не считать тех случаев, когда Посланник Аллаха принимал участие в борьбе на пути Аллаха, он ни разу никого не ударил своей рукой. Ион не бил женщин и слуг. И какие бы обиды ему ни наносили, он никогда не мстил за себя лично тем, кто делал это, если только при этом не нарушались какие-либо запреты Аллаха Всевышнего, итог- да он мстил ради Всевышнего Аллаха [Муслим] Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Посланник Аллаха всегда исполнял веления Всевышнего Аллаха: Проявляй снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд. Сура 7 Преграды, аят Ответь назло тем, что лучше. Сура 41 Разъяснены, аят 34 Анас ибн Малик сказал Однажды, когда я шёл вместе с Пророком , на котором был плащ из Наджрана с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин. Он так сильно потянул егоза край плаща, что из-за этого на плече Пророка остался следа потом сказал Вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые есть у тебя Пророк повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-нибудь» [Бу- хари Муслим] Посланник Аллаха был настолько великодушными кротким человеком, что даже простил иудейку, которая пыталась отравить его. После завоевания Хайбара, когда все волнения улеглись и иудеи оправились от страха, они снова проявили своё коварство, замыслив погубить Пророка . С этой целью они прислали ему в подарок отравленную баранину, которую принесла жена одного из их предводителей по имени Салям ибн Мишкам. Этой женщине было известно, что Пророк любит бараньи ноги, и поэтому особенно много яда она положила именно туда. Посланник Аллаха откусил кусок, пожевал его, а потом выплюнул мясо и сказал Поистине, баранина отравлена После чего он допросил эту женщину и других иудеев, которые сознались в своём преступлении и сказали Мы решили если он просто владыка, то мы 319 § 6. Прощение — лучше избавимся от него, а если он Пророк, то яд не причинит ему никакого вреда. И Посланник Аллаха простил её. Приведём ещё один пример снисходительности Посланника Аллаха Абу Хурайра сказал Однажды к Пророку приехал Туфайль ибн ‘Амр ад-Дауси со своими товарищами, которые сказали О Посланник Аллаха, поистине, люди из племени даус не послушались и отказались принять ислам. Так призови жена них проклятие Аллаха Услышав это, люди сказали Погибло племя Даус!” Однако Пророк сказал О Аллах, укажи дауситам путь истинный и приведи их к исламу [Бухари; Муслим] Если человек сдерживает гневно не прощает, в его сердце появляется злоба и ненависть, а это хуже для человека, чем гнев. Прощая, человек тушит пламя гнева в своей груди ивы- мывает из своего сердца скверну злобы и ненависти. Это и есть добродеяние или благочестие (ихсан — ناسحإ ), помогающее верующему снискать любовь Господа Воистину, аллах любит творящих добро». Мусульманин знает, что простить и проявить снисходительность не позор и не унижение, а благородное дело, за которое Всевышний Аллах возвысит его и вознаградит. Он помнит слова Пророка : Когда раб Аллаха прощает, Аллах непременно добавляет ему величия, а когда он принижает себя ради Аллаха, Аллах непременно возвышает его [Муслим] У мусульманина чистое, благородное сердце. Мусульманин, воспитанный в лоне ислама, относится к числу упомянутых в аяте творящих добро. Он не позволяет искрам гнева разгораться в груди, потому что потом его тяжело сдержать. Он знает легче сразу простить и постараться больше не вспоминать о размолвке и неприятном разговоре, чем долго переживать обиду и напрасно мучить себя. Простив, мусульманин чувствует, как прохлада спокойствия и умиротворения Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями нисходит на его сердце и наполняет его. Великодушие, искренность и умение прощать, которые есть благочестие (ихсан), приносят мусульманину благо в обоих мирах. Мусульманин любим и уважаем в этом мире, а в мире вечном его ожидает великий почти щедрая награда от Господа миров 7. Улыбка братьям Ислам — религия любви и братства, мира и согласия, поэтому он побуждает верующих приветствовать друг друга, быть вежливыми, приветливыми и доброжелательными, радушно встречать друг друга, сохранять дружеские отношения и братскую любовь друг к другу и помогать друг другу в благих делах. Ведь если люди будут хмурыми и недружелюбными и станут отворачиваться друг от друга, ссориться, обижать друг друга и враждовать, у них не будет единства и сплочённости. Они начнут отдаляться друг от друга вместо того, чтобы держаться вместе, помогать друг другу в исполнении религиозных обязанностей и плодотворно трудиться сообща на пути Всевышнего. Приветливость и улыбка — украшение человека. В этом мире они приносят ему любовь людей, а в мире вечном верующие получат за них награду как за благие дела, потому что чаще всего приветливое выражение лица указывает начистоту души. А ислам побуждает верующих украшать себя этим прекрасным качеством. Посланник Аллаха сказал: Если ты улыбнёшься брату своему при встрече, это запишется тебе как поданная милостыня. [Тирмизи] َكَل َكي ِخَأ ِه ْجَو ِف َكُم ُّسَبَت ٌةَق َد َص 321 § 7. Улыбка братьям Посланник Аллаха был радушными приветливыми улыбался своим сподвижникам каждый раз, когда смотрел на них. Благородный сподвижник Джарир ибн ‘Абдаллах аль-Баджали сказал С тех пор как я принял ислам, Посланник Аллаха , встретив или увидев меня, всегда улыбался [Бухари] Сердца людей всегда открыты для мусульманина, потому что его сердце всегда открыто для них. Мусульманин встречает братьев по вере искренней улыбкой и тёплым приветствием, помня наставление Пророка : Не пренебрегайте ни одним благим делом, даже если речь идёт о том, чтобы встретить брата по вере с приветливым выражением лица [Муслим] Посланник Аллаха часто улыбался и показывал людям при встрече, что рад видеть их. Сподвижники любили его общество, потому что он был приветливыми добрым, не имел привычки укорять людей и придираться к ним по мелочам, не был грубыми жестокосердными избегал резких слов. Улыбка может многое. Порой она творит чудеса. Улыбка способна помирить поссорившихся, превратить врагов в друзей, вызвать взаимную симпатию у незнакомых людей. Улыбка может сделать упрямого человека сговорчивым, ворчливого приветливым, жестокого — мягким. Улыбка создаёт взаимное притяжение между людьми, украшает наш мири делает его добрее и светлее 8. Религия — это проявление искренности…» Первые мусульмане, принося присягу Посланнику Аллаха, клялись, что будут чистосердечно относиться друг к другу. Джарир ибн ‘Абдаллах сказал Присягая Посланнику Аллаха , я поклялся ему, что буду совершать молитву, выплачивать закят и чистосердечно относиться к каждому мусульманину Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Мусульманин всегда проявляет искренность, помня, что Пророк сказал Религия — это проявление искренности — повторив эти слова трижды. Люди спросили К кому, о Посланник Аллаха Он ответил К Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, предводителям мусульман и простым мусульманам». Искренность — опора религии и её прочное основание. Вспомним также хадис: Не уверует никто из вас [по- настоящему] до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе. А человек не может желать своему брату по вере того же, чего желает самому себе, если он неискренен. Мусульманин всегда искренен в отношениях с братьями по вере. Он не обманывает их и не скрывает от них блага. Однако мусульманин поступает так не из желания угодить им или подняться в их глазах и не для того, чтобы продемонстрировать умение вести себя в обществе. Мусульманин искренен потому, что искренность — неотъемлемая часть религии, а значит неотъемлемая часть его самого. Любить своего брата по вере как самого себя нелегко, и это удаётся лишь человеку, в сердце которого нет места для эгоизма, ненависти, злобы и зависти и который любит людей. Истинному мусульманину, сердце которого наполняет вера, искреннее и чистосердечное отношение к другим мусульманам кажется вполне естественными само собой разумеющимся. Благородный сподвижник Абу Хурайра имел ввиду эту любовь и чистосердечие, говоря Верующий словно зеркало для брата своего видя в нём недостаток, он тут же исправляет его [Бухари. Адаб] Эти слова Абу Хурайры основаны на хадисе Пророка : Верующий — зеркало для брата своего, и верующий верующему брат, он оберегает его и защищает [Бухари. Адаб] Для мусульман такое отношение друг к другу вполне естественно. Он неспособен вести себя иначе с братьями по вере, 323 § 8. Религия — это проявление искренности…» потому что человек, достигший таких высот нравственности, неспособен опуститься до уровня эгоизма и корыстолюбия. Из каждого сосуда изливается лишь то, чем он наполнен, цветы дарят только благоуханье, а на доброй земле растут только добрые растения… Рождает терний скверная земля, А добрая земля рождает пальмы… Ислам побуждает верующих уделять внимание друзьям их родителей, подчёркивая таким образом важность верности и уважения к людям. В жизнеописаниях наших праведных предшественников мы находим много примеров почтительного отношения к близким друзьям родителей. Ибн ‘Умар передаёт, что Посланник Аллаха сказал Одно из лучших проявлений почтительного отношения — поддерживать отношения с близкими друзьями отца [Муслим] Посланник Аллаха учил этому своих сподвижников и показал мусульманам прекрасный пример, не забывая о подругах своей жены Хадиджи после её смерти. ‘Аиша сказала Ник кому из жён пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже , которую я никогда в жизни не видела Пророк часто вспоминало ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал мясо подругам Хадиджи, и тогда я говорила Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” — а он отвечал мне Поистине, она была такой-то и такой-то, и у меня были от неё дети [Бухари] Посланник Аллаха , который был примером для всех мусульман, велел поддерживать отношения с друзьями умерших родителей и сам одаривал близких подруг своей покойной жены. Так каким же должно быть отношение верующего к своим друзьями братьям по вере Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Братство верующих предполагает наличие у каждого мусульманина определённых прав и обязанностей, и оно приносит прекрасные плоды, о чём упоминается в Коране и Сунне. Мы не должны забывать об этом братстве и не должны пренебрегать своими обязанностями перед братьями по вере. К упомянутым правами плодам братства по вере относится примирение мусульман в случае возникновения разногласия и конфликтов. Ещё одна обязанность мусульман — не покушаться на честь своих братьев по вере и оберегать их репутацию. Ещё одна обязанность, которую налагает на мусульманина братство по вере он не должен плохо думать о своих братьях по вере, следить за ними и говорить о них дурное за их спиной. Всевышний Аллах сказал: О вы, которые уверовали избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Сура 49 Комнаты, аят Имеется ввиду, что человек не должен плохо думать о достойных людях. Всевышний Аллах также запретил выискивать недостатки в людях и стараться узнать об их проступках и ошибках. Всевышний сказал не следите друг за другом Сура 49 Комнаты, аят 12 То есть не следите друг за другом, стараясь заметить проступок или недостаток человека 325 § 8. Религия — это проявление искренности…» Братство по вере также предполагает, что мусульмане должны помогать друг другу в благочестии и богобоязненности отстаивать интересы друг друга, приносить пользу друг другу и отводить друг от друга вред. Всевышний Аллах сказал: Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, ноне помогайте друг другу в грехе и вражде. Сура 5 Трапеза, аят 2 Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина, и достаточно зла делает человек, который презирает своего брата в исламе [Абу Давуд] Пророк сказал В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой [Бу- хари Муслим] Мусульманин разделяет радость и горе, надежды и боль своего брата по вере. Братья по вере обязаны относиться друг к другу чистосердечно, давать друг другу добрые советы, побуждать друг друга к одобряемому и удерживать от запретного. Всевышний Аллах сказал: Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они побуждают к одобряемому и удерживают от Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями предосудительного, совершают молитву, выплачивают за- кят, повинуются аллаху и его Посланнику. аллах смилостивится над ними. Поистине, аллах — Могущественный, Мудрый. Сура 9 Покаяние, аят Верующий обязан желать своему брату блага и пользы, как желает самому себе, а кто не желает брату своему того же, чего желает себе, тот — завистника зависть порицаема. Ещё одна обязанность мусульманина перед своими братьями по вере не мошенничать и не обманывать их. Пророк сказал Кто обманывает нас, тот не имеет к нам отношения [Муслим] Мусульмане обязаны уважать права своих братьев по вере, которые в чём-то опередили их. В частности, мусульманин не должен перебивать торговлю своему брату по вере. Кроме того, мусульманин не должен свататься к женщине, к которой уже посватался его брат по вере. Пророк запретил поступать так, сказав Не перебивай своему брату торговлю, и не перебивай ему помолвку». Братья по вере обязаны навещать друг друга, обмениваться приветствиями, помогать друг другу, жалеть слабых, уважать старших и проявлять милосердие к младшим, а также навещать больных и сопровождать погребальные носилки. Пророк сказал: У мусульманина есть пять обязанностей перед другим мусульманином. Он обязан отвечать на приветствие, ُّدَر : ٌسْ َخ ِمِل ْسُْلا ىَلَع ِمِل ْسُْلا ُّق َح ُعاَبِّتاَو ِضيِرَْلا ُةَداَيِعَو ِمَل َّسلا 327 § 8. Религия — это проявление искренности…» навещать больного, сопровождать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему. [Бухари; Муслим] Среди его наставлений — побуждение облегчать беду, постигшую другого мусульманина, облегчать положение несостоятельного должника и покрывать ошибки брата по вере. Пророк сообщило том, что исполняющего это веление ждёт великая награда. Он сказал Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит положение его ив мире этом, ив мире вечном. А того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет ив мире этом, ив мире вечном. Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату по вере [Муслим] Мусульманин, которого постигла беда, имеет право на то, чтобы остальные мусульмане не бросали его в трудную минуту. Они должны оказать ему посильную помощь и помочь ему преодолеть трудности. На то они и братья… К печалям мира этого, которые мы должны облегчать своим братьям по вере, относится долг, который человек не в состоянии уплатить. Облегчить положение несостоятельного должника можно, увеличив ему срок, не преследуя его из-за неуплаты и не подавая на него жалоб в соответствующие органы. Всевышний Аллах побуждает нас к этому, говоря: если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Сура 2 Корова, аят 280 ُتيِم ْشَتَو ِةَو ْع َّدلا ُةَبا َجِإَو ِزِئاَنَْلجا ِس ِطاَعْلا Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Однако лучше и благороднее вообще освободить его совесть от этого долга, то есть простить ему вместо того, чтобы ждать улучшения его положения. Тем более что и награда за такой поступок больше. Всевышний Аллах сказал: но дать милостыню простить долг будет лучше для вас, если бы вы только знали! Сура 2 Корова, аят Мусульманин также должен покрывать своего брата по вере, если тот ошибётся или совершит проступок. Он должен ограничиться добрым советом и наставлением, убеждая его не совершать подобного впредь и вернуться к своему Господу. Поступая так, мусульманин помогает своему брату по вере измениться в лучшую сторону исправиться с собственной душой и Шайтаном. Мусульмане обязаны помогать друг другу, и искренний мусульманин прилежно исполняет это предписание ислама. Посланник Аллаха сказал Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату по вере». Тому, кто будет помогать своим братьям по вере, будет помогать Сам Всевышний Аллах, охраняя его, содействуя ему и наставляя его на прямой путь. Мусульманин и не мечтает о большем 9. Не войдёт в Рай сплетник…» Сплетника ожидает незавидная участь, ибо он совершает тяжкий грехи навлекает на себя гнев Всевышнего Аллаха и Его наказание. Посланник Аллаха сказал Не войдёт в Рай сплетник [Бухари; Муслим] 329 § 9. Не войдёт в Рай сплетник…» Мусульманин не разглашает чужие тайны и не сплетничает, потому что понимает, сколь губительными могут оказаться сплетни не только для отдельных людей и семейно и для общества в целом. Они приносят зло, рождая в сердцах людей ненависть друг к другу, разжигая огонь вражды и злобы и разрывая узы любви и дружбы. Посланник Аллаха сказал Лучшими из рабов Аллаха являются те, видя которых, люди вспоминают об Аллахе, а худшими из рабов Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучают любящих и стремятся обвинить достойных людей в неблаговидных поступках [Ахмад] Сплетник подвергается наказанию не только после воскрешения в Судный день, но и после смерти, в своей могиле. Ибн ‘Аббас передаёт: Однажды Пророк , проходя мимо двух могил, сказал Их подвергают мучениям, ноне за большой греха потом воскликнул Нет, конечно, это тяжкие грехи Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни. Потом он велел принести зелёную пальмовую ветвь, разломил её на две половинки и воткнул их на могилы этих людей. Его спросили О Посланник Аллаха, зачем ты сделал это — на что он ответил Надеюсь, что им будут облегчаться их мучения, пока ветки не засохнут [Бухари; Муслим; Насаи] |