И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 3. Воплощение щедрости Мусульманин знает, что если он не будет расходовать своё имущество, а станет накапливать его и позволит жадности взять над собой верх, Всевышний Аллах лишит его этого имущества, которое Он же однажды даровал ему. Посланник Аллаха сказал Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются 235 § 3. Воплощение щедрости два ангела. Один из них говорит О Аллах, возмести расходующему свои средства на благое А другой говорит О Аллах, приведи имущество скупого к уничтожению [Буха- ри; Муслим] А водном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал Расходуй, о сын Адама, тогда и на тебя будут расходовать [Бухари; Муслим] Мусульманин понимает, что, расходуя свои средства ради Аллаха, особенно на тех, с кем его связывает родство, он не уменьшает их, а, напротив, увеличивает и добавляет им благословения. Посланник Аллаха сказал Милостыня не уменьшает имущество [Муслим] Неотъемлемым свойством мусульманина является щедрость. Ислам учит его расходовать на пути Аллаха и помогать людям, особенно бедными нуждающимся, ион любит делать добро людям, особенно близким. Он знает, что удел дарует Всевышний Аллах, и всё, что он имеет, пришло от Аллаха, поэтому он расходует не скупясь. Он знает, что, потратив немного в этом мире, получит много в мире вечном, ибо Всевышний Аллах щедро воздаёт тем, кто расходует на Его пути и вершит добрые дела. Мусульманин знает, что Аллах не оставляет без награды творящих добро. Всевышний Аллах сказал: Какое бы добро вы ни израсходовали, аллах знает об этом. Сура 2 Корова, аят Он уверен, что Всевышний Аллах дарует ему во много раз больше того, что он расходует ради Него, и Он почтит его в этом мире и дарует ему щедрую награду в мире вечном. Всевышний Аллах сказал Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, ив каждом колосе — по сто зёрен. аллах увеличивает награду, кому пожелает. аллах — Объемлющий, Знающий. Сура 2 Корова, аят Он возместит всё, чтобы вы ни израсходовали. Сура 34 «Саба», аят 39 Всё, что вы расходуете, идёт на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления клику аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят неспра- ведливо. Сура 2 Корова, аят Мусульманин знает, что его настоящее имущество — то, которое попало в список его благих дели только оно останется у него в Судный день, а всё остальное исчезнет. Мать верующих ‘Аиша передаёт, что однажды они зарезали овцу, и Пророк спросил А что осталось от не Они сказали Осталась только лопатка. Тогда он сказал Осталось всё, кроме лопатки [Тирмизи] Имеется ввиду, что они раздали всё мясо этой овцы в качестве милостыни, оставив себе только лопатку, и они полу 237 § 3. Воплощение щедрости чат награду за всё это мясо, кроме оставленной лопатки. Получается, что на самом деле осталась вся овца, кроме лопатки. Пророк , говоря это, хотел объяснить своей общине, что израсходованное ради Всевышнего — это настоящее имущество человека, которое остаётся у него и приносит ему пользу, а то, что он оставляет себе, напротив, уходит безвозвратно и теряется. Мусульманин спешит исполнять веления Всевышнего Аллаха, поэтому он не упускает возможности потратить свои средства на благое, зная, что награда расходующего на пути Аллаха велика. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что однажды Пророк , который вышел из мечети вместе с Билялем, подошёл к женщинам, решив, что они не слышали того, что он говорил. Ион принялся увещевать их и велел им подавать милостыню. Тогда женщины стали отдавать свои серьги и кольца, а Биляль собирал всё это в полу своей одежды. Сподвижники Посланника Аллаха были образцом великодушия и щедрости и неустанно расходовали на пути Всевышнего Аллаха. Аз-Захаби пишет в «Сияр аль-а‘лям ан-нубаля», в жизнеописании ‘Аиши , что она раздала в качестве милостыни семьдесят тысяч дирхемов притом, что её рубаха протёр- лась до дыр. Однажды Му‘авийя послал ей сто тысяч дирхемов, иона сразу же раздала их нуждающимся. Её служанка сказала ей Ах, если бы ты купила для нас мяса хотя бы на дирхем!» ‘Аиша сказала в ответ Что же ты мне раньше не сказала?» Му‘авийя также послал ей ожерелье стоимостью в сто тысячи она разделила его между матерями верующих. А Ибн аз-Зубайр послал ей два сосуда, в которых было сто тысяч дирхемов. Она велела принести миску и начала делить деньги между людьми. Когда наступил вечер, она сказала Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими девочке-служанке: Принеси мне мою еду. Она постилась и хотела совершить разговение, потому что время уже наступило. ‘Аиша очень много постилась. Служанка сказала О мать верующих Неужели тыне могла купить для нас мяса на дирхем?» ‘Аиша ответила Не порицай меня Если бы ты напомнила мне, я бы сделала это». Её сестра Асма была не менее щедрой. Её сын ‘Абдал- лах ибн аз-Зубайр рассказывает Я никогда не видел женщин щедрее, чем ‘Аиша и Асма, однако их щедрость была различной. ‘Аиша собирала понемногу, а когда набиралось много, делила собранное и раздавала. А Асма ничего не откладывала назавтра Мать верующих Зайнаб бинт Джахш работала и раздавала полученное в качестве милостыни. Она была щедрее всех матерей верующих и делала много добра. Посланник Аллаха сказал своим жёнам о ней Быстрее всех ко мне присоединится та из вас, у которой самые длинные руки. ‘Аиша сказала Мы стали измерять, чьи руки длиннее, а потом выяснилось, что речь шла о Зайнаб, ибо она работала своими руками и раздавала заработанное в качестве милостыни [Муслим] Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал ей назначенное ей содержание. Когда присланное внесли в её дом, она сказала Да простит Аллах ‘Умара! Другие сёстры разделили бы это лучше, чем я. Ей сказали Это всё тебе. Тогда она воскликнула «Пречист Аллах Ссыпьте это здесь и накройте одеждой. Когда это было сделано, она сказала Барзе бинт Рафи, передатчице этой истории Просунь руку под покрывало, возьми оттуда горсть и отнеси таким-то». При этом она назвала имена своих родственников и сирот из их числа. Она говорила так до тех пор, пока под одеждой не осталось совсем немного. Тогда Барза сказала ей Да простит тебя Аллах, о мать верующих Клянусь Аллахом, мы имели на это право Зайнаб сказала Вам — то, что осталось 239 § 3. Воплощение щедрости под одеждой. Барза сказала И мы нашли под одеждой восемьдесят пять дирхемов. После этого Зайнаб воздела руки к небу и сказала О Аллах Пусть не застанет меня дар Ума- ра после этого года — иона действительно умерла, не дожив до него». Ибн Сад передаёт, что когда к Зайнаб принесли деньги, она стала говорить О Аллах Пусть не застанут меня эти деньги в следующий раз, ибо, поистине, они — искушение. Затем она разделила их между своими родственниками и нуждающимися. ‘Умару сообщили об этом, ион сказал Это женщина, которой желают блага Затем он пришёл к её дверями велел передать ей приветствие. Он сказал Мне сказали, что ты раздала все деньги. После этого он послал ей ещё тысячу, чтобы она оставила её себе, однако Зайнаб раздала иене оставив себе ни дирхема, ни динара. Следует упомянуть и ‘Атику бинт Язид ибн Му‘авийя, которая пожертвовала всё своё имущество бедным из семейства Абу Суфьяна, то есть своим неимущим родственникам. Умм аль-Банин, сестра ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза, была настолько щедра, что даже говорила о себе У каждого человека есть увлечения и пристрастия. Моё пристрастие — давать людям. Каждую пятницу она освобождала одного раба и давала коня для борьбы на пути Всевышнего Аллаха. Она говорила Тьфу на скупость Если бы она была рубахой, я бы не надела е, и если бы она была дорогой, я бы не пошла по ней!» Праведные халифы, ансары, мухаджиры — все они были известны тем, что щедро расходовали на пути Всевышнего, помогая нуждающимся и подавая милостыню при каждом удобном случае… Подобных примеров в истории очень и очень много. Искренне верующие люди, богобоязненные и благородные, всегда были равнодушны к мирским благами щедро расходовали своё имущество на пути Всевышнего Аллаха. Такие люди были во всех местах и вовсе времена. Об этом свидетельствуют Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими многочисленные вакфы, школы, мечети и больницы, построенные ими, а также отзывы благодарных родственников, детей и родителей. Эти люди не дожидались, когда к ним придут и попросят о чём-нибудь. Они сами искали нуждающихся — бедных, сирот, вдов и тех, в чей дом пришло горе, и начинали со своих родных. И сегодня есть такие люди. Они одаривают родственников, создают благотворительные проекты, помогают бедными расходуют на пути Аллаха, стремясь снискать Его довольство и войти в Его Рай… Милостыня или материальная помощь необязательно должна быть большой — такого условия нет нив Коране, нив Сунне, — и скромное подаяние может принести бедному верующему большую награду, чем щедрое — богатому. Видя человека, который подаёт нищему мелкую монету, и человека, который, не колеблясь, достаёт из кармана или кошелька крупную купюру, мы зачастую пренебрежительно относимся к подаянию первого (а то и подозреваем его в скупости, потому что оно кажется нам слишком малыми незначительными восхищаемся щедростью второго. А если бы мы задумались на минуту, мы бы поняли, что человек, подавший динар, имея всего десять, израсходовал на пути Аллаха, стремясь к Его довольству и награде, десятую часть своего состояния. А какую часть своего состояния потратил богач, который подал тысячу и оставил усе- бя миллионы?! Мусульманин подаёт милостыню и помогает родным, даже если у него скромные доходы. Он не стесняется отдать мелкую монету или немного продуктов, потому что знает Аллах не возлагает надушу ничего, кроме посильного для не, и Он вознаграждает за всякое добро, большое и маленькое и кто сделает добро весом с пылинку, увидит его. Мусульманин понимает, что у всех людей разный удели кому-то Аллах дарует огромное богатство, а кому-то суждено иное, и каждый должен делать добро в соответствии со 241 § 3. Воплощение щедрости своими возможностями. Поэтому он отдаёт то, что может, не стыдясь незначительности подаяния. Главное, он делает это с искренним намерением ради Аллаха, а, значит, у Всевышнего оно будет велико. Мусульманин помнит наказ Посланника Аллаха : Защищайте себя от Огня, хотя бы с помощью половинки финика [Бухари] Посланник Аллаха сказал ‘Аише : О ‘Аиша! Огради себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, ибо голодному она приносит такую же пользу, как и сытому [Ахмад] Посланник Аллаха сказал Если женщина подаст в качестве милостыни что-нибудь из еды, которая имеется у неё дома, не нанося никому ущерба, она получит награду зато, что отдаст, её муж получит награду зато, что он заработали такую же награду получит кладовщик, который вынесет эту еду. И награда любого из них никак не уменьшит награды других [Бухари] Если мусульманин заботится о посторонних для него людях и старается помочь им, то очевидно, что о своих родных, связь с которыми ему велел поддерживать Сам Всевышний Аллах, он печётся ещё больше. Мусульманин — источник блага, иона стремится принести людям пользу и добро своими словами, делами и имуществом. Он поступает так, как учит ислам религия добра, щедрости, милосердия и любви. Он помнит о том, что любое благое дело записывается ему как милостыня. Сподвижник Абу Муса аль-Ашари сказал Однажды Пророк сказал Каждый мусульманин должен подавать милостыню. Люди спросили О Пророк Аллаха, а если он не найдёт что подать Он ответил Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного. Люди спросили А если он всё равно не найдёт что подать и не сможет подавать Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими милостыню Он ответил Тогда ему следует помогать нуждающемуся, который оказался в беде. Люди снова спросили А если он не сможет Он ответил Тогда пусть побуждает к одобряемому и благому. Люди спросили А если он не сможет и этого Он ответил Тогда он должен воздерживаться от всякого зла, и это зачтётся ему как поданная милостыня [Бухари; Муслим] Ислам предоставил возможность совершать благие дела всем верующим — мужчинами женщинам, богатыми бедным. Он открыл передними врата блага, и каждый может войти в них. Всевышний назвал благие дела милостыней, чтобы бедный человек не чувствовал себя обделённым и ущербным из-за того, что он не в состоянии подать милостыню. Верующий, которому нечего расходовать на пути Аллаха, знает совершая любое благое дело, он как будто пода т милостыню. И если состоятельный получит награду за поданную им милостыню, то бедный получит награду зато добро, которое он делает с искренним намерением ради Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха сказал Каждое доброе дело — милостыня [Бухари; Муслим] Таким образом, ислам обеспечил каждому верующему возможность делать добро, созидать, плодотворно трудиться на пути Аллаха и получать за это щедрую награду от Господа миров. Благодаря этому сердца верующих, особенно тех, у кого мало имущества, спокойны. Они чувствуют себя полноценными членами мусульманской общины, вносящими свой вклад в её развитие. Они поддерживают её и укрепляют наряду с остальными мусульманами, понимая, что богатство — не главное в жизни. Кому-то Всевышний даровал щедрый удели предоставил возможность расходовать на пути Аллаха. А кому-то Он предоставил возможность вершить благие дела иного рода. Однако и те, и другие делают добро, за которое Всевышний Аллах обязательно вознаградит их 243 § 3. Воплощение щедрости Мусульманин понимает, что не каждый нуждающийся решается попросить о помощи. Верующим свойственна стыдливость и скромность, поэтому нередко даже очень бедный мусульманин не решается сообщить людям о своём положении и обратиться к ним за помощью. Он старается справляться о положении всех своих родственников, как близких, таки дальних, стремясь найти таких нуждающихся, потому что они больше заслуживают подаяния, чем те, которые сами протягивают руку. Посланник Аллаха сказал Не тот беден, кто получает один-два финика или кусок-другой еды. По-настоящему беден тот, кто воздерживается от просьб [Бухари; Муслим] Посланник Аллаха сказал Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой еды или один-два финика. По-настоящему беден не имеющий того, что избавило бы его от необходимости просить других, но люди об этом не догадываются и потому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям [Бухари; Муслим] Мусульманин старается помочь сироте, особенно если речь идёт о родственнике. А если он состоятелен, то он полностью обеспечивает одного или даже нескольких сирот. Он бе- рт их на своё попечение, воспитывает их и даёт им всё, в чём они нуждаются, потому что попечителю сироты уготована щедрая награда и его ожидает великий почёт — соседство с Посланником Аллаха в Раю. Посланник Аллаха сказал В Раю мыс опекающим сироту будем как эти, ион сделал знак указательными средним пальцами, немного отведя их друг от друга. Не забывает мусульманин и о вдовах и неимущих в своей семье и за её пределами, помня слова Посланника Аллаха Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, ِين ِك ْسِْلاَو ِةَلَمْرَلأا ىَلَع يِعا َّسلا Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими кто простаивает всю ночь в молитве и постоянно постится днём. [Бухари; Муслим] Забота о сироте, бедняке и вдове, особенно из числа родственников, относится к числу самых благородных дела мусульманин не упускает возможности совершить благое дело, особенно если Всевышний даровал ей богатство. Делая добро людям, родственниками посторонним, мусульманин не попрекает никого из них своими благодеяниями. Если Всевышний Аллах даёт мусульманину возможность расходовать средства на Его пути и делать добро людям в надежде снискать довольство Всевышнего и Его награду, он радуется этому, потому что любит совершать благие дела. Когда ему уда- ётся сделать что-нибудь ради Всевышнего Аллаха, он понимает, что тем самым добавляет на чашу весов со своими благими делами ещё одно и что в Судный день Всевышний Аллах щедро вознаградит егоза всё добро, которое он делал в земной жизни с искренним намерением ради Него. Он никогда не попрекает людей тем, что даёт им, потому что знает кто поступает так, тот делает тщетными свои благие деяния. Всевышний Аллах принимает лишь то, что сделано с искренним намерением ради Него. Всевышний Аллах сказал: тем, кто расходует своё имущество на пути аллаха и не сопровождает свои пожертвования попрёками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. Сура 2 Корова, аят 262 َلاَق ُهُب َس ْحَأَو ِللها ِليِب َس ِف ِدِهاَُْلا َك ُر ِطْفُي َلا ِمِئا َّصلاو ُُتْفَي َلا ِمِئاَقلا َكَو 245 § 3. Воплощение щедрости Тому, кто сопровождает подаяние попрёками, не будет награды. А уж если попрёки приходится выслушивать родственникам человека, то очевидно, что они лишают его благие дела всякой ценности. Ведь попрёк — указание на неискренность и привязанность к мирскому. К тому же Всевышний Аллах запретил верующим попрекать тех, кому они помогают, а мусульманин соблюдает запреты Всевышнего. Всевышний Аллах сказал: О вы, которые уверовали не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёка- ми и обидными словами… Сура 2 Корова, аят Попрекать бедного человека, — значит унижать его. А ислам запрещает унижать людей. Подающий и просящий — братья по вере, и если одному из них Всевышний Аллах даровал богатство, это вовсе не означает, что он лучше бедного. Превосходство дают только богобоязненность и благие дела. Богатство — это милость, которую можно использовать во благо, а можно использовать во вред. Однако, наблюдая за жизнью человечества, можно легко обнаружить, что чаще всего богатство используется для совершения грехов и ослушания Аллаха, а отнюдь не для совершения благих дели сниска- ния Его довольства. Только беспечный и легкомысленный человек может не понимать, что богатство — это искушение и испытание. Сподвижник ‘Амр ибн ‘Ауф аль-Ансари сказал В своё время Посланник Аллаха отправил Абу ‘Убайду ибн аль- Джарраха в Бахрейн, чтобы он привёз джизью, собранную с жителей этой области. Когда Абу ‘Убайда привёз деньги из Бахрейна, ансары узнали о его приезде и пришли на утреннюю Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими молитву с Пророком . После того как Посланник Аллаха провёл сними молитву, он хотел пойти по своим делам, но они подошли к нему. Увидев их, он улыбнулся и сказал Я думаю, вы услышали о том, что Абу ‘Убайда что-то привёз из Бахрейна. Они сказали Дао Посланник Аллаха Тогда он сказал Тогда радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас Однако, клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас Я боюсь для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и увле- чёт он вас, как увлёк их!”». Когда ансары услышали о прибытии Абу ‘Убайды, они пришли совершать утреннюю молитву с Посланником Аллаха в его мечети, хотя в Медине было несколько мечетей, и у каждого племени была своя мечеть, в которой они обычно и молились. В Благословенной мечети Пророка они собирались только на пятничную молитву, а также в особых случаях. Когда Посланник Аллаха хотел пойти домой после молитвы, они подошли к нему. Он поняло чём они думают и чего желают, и улыбнулся. Это указывает на проницательность Посланника и его доброе и чуткое отношение к своим сподвижникам. После этого он сообщил им, что они получат то, чего ждали. Однако при этом он сказал им то, что ими в голову не приходило, — что не бедности он опасается для них, а богатства. Богатство становится причиной высокомерия, заносчивости, презрительного отношения к людям, а также зависти, ненависти и вражды и ведёт к совершению многих грехов. Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал Поистине, это богатство — сладость для того, кто получил его по праву и употребил его должным образом. В этом случае оно — прекрасная помощь и поддержка. А кто возьмёт его без права, подобен тому, кто ест и не насыщается 247 § 3. Воплощение щедрости Если верующий понимает, что богатство, которым он обладает, даровал ему Всевышний Аллах и что на самом деле оно принадлежит лишь Ему, он благодарит Всевышнего и расходует дарованное ему должным образом. Ислам стремится к тому, чтобы богатство было средством покорности Аллаху, а не самоцелью и божеством помимо Аллаха. Посланник Аллаха сказал Не следует завидовать никому, кроме двоих. Это человек, которого Аллах научил Корану и который читает его ночами, и человек, которому Аллах даровал богатство и который расходует его на благое днём и ночью [Бухари] Бедность также является испытанием. Не каждый способен терпеть нужду. Человек может начать роптать и жаловаться, выражая недовольство предопределением Аллаха, и даже впасть в неверие. Награда зависит от силы искушения и тяжести испытания. Чем больше усилий прикладывает человек для того, чтобы не сбиться с прямого пути и успешно выдержать испытание, тем большая награда его ожидает, независимо оттого, богат он или беден. Понимая это, мусульманин не гордится своим богатством и не превозносится над теми, кому Всевышний Аллах не даровал того, что даровал ему. Он расходует то, что имеет, на пути Аллаха, и нив коем случае не попрекает тех, кому подаёт. Он делится сродными, делает им подарки в соответствии со своим достатком, не отказывает им, если они обращаются к нему с просьбами, которые он в состоянии удовлетворить. Он подаёт от чистого сердца, искренне желая помочь человеку ради Аллаха. Он скромен и богобоязнен и не желает обижать, оскорблять или унижать кого-либо, и особенно бедного человека, на плечи которого тяжким бременем легла нужда. К тому же он помнит предостережение Посланника Аллаха : Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание И Посланник Аллаха повторил эти слова трижды. Абу Зарр сказал Они потерпят неудачу и окажутся в убытке Кто же они, о Посланник Аллаха Он сказал Опускающий края одежды из высокомерия, попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв». [Муслим] |