Главная страница
Навигация по странице:

  • Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница12 из 28
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28
    § 6. Соседи-немусульмане
    Мусульманин делает добро всем соседям, независимо от их вероисповедания, следуя велению ислама хорошо относиться ко всем людям и делать им добро — за исключением тех, кто причиняет вред мусульманами относится к ним враждебно. Всевышний Аллах сказал:
    аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, аллах любит бес-
    пристрастных.
    Сура 60 Испытуемая, аят Когда благородный сподвижник Посланника Аллаха

    ‘Аб- даллах ибн ‘Амр резал овцу, он всегда спрашивал своего слугу Одарил литы нашего соседа-иудея? Одарил литы нашего соседа-иудея? Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал “Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников
    [Бухари; Муслим]
    Как велико милосердие ислама к людям вообще и к верующим в частности История подтверждает, что люди Писания веками жили по соседству с мусульманами, не опасаясь за свою жизнь, честь и имущество. Они свободно исповедовали свою религию и строили свои храмы и никогда не видели от своих соседей-мусульман ничего, кроме доброты, справедливости, уважения, хорошего отношения и добрососедства.
    Если мусульманин живёт по соседству с немусульманами, ему особенно важно соблюдать их права и хорошо относиться
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями к ним. Ведь по нему они будут судить об исламе. А это означает, что своим поведением и своим отношением к ним мусульманин может либо оттолкнуть соседей от ислама, либо, напротив, приблизить их к религии Всевышнего. Поэтому ему особенно важно следить за своими словами и поступками, чтобы нечаянно не вызвать у соседей неприязнь к нему и, как следствие, отвращение к исламу.
    Не стоит забывать о том, что многие люди настроены против ислама или не проявляют к нему интереса только потому, что почти ничего не знают он мата информация, которой они располагают, почёрпнута ими из недостоверных источников. В результате у них возникает искажённое представление об исламе. Соседство с немусульманами — прекрасная возможность это исправить. Приведём одну из множества похожих историй, случившихся на Западе.
    Один мусульманин, живущий на Западе, рассказывает такую историю По соседству снами жила старушка, которой было уже за семьдесят. Она выходила из дома и возвращалась обратно в полном одиночестве, и не было рядом с ней ни близкого человека, ни кого-то, кто мог бы помочь ей, и виде вызывал острую жалость. Дома у неё стояла тишина, и никто никогда не стучался в её дверь. В один прекрасный день я выполнил одну из тех обязанностей, которые ислам предписывает нам выполнять по отношению к соседями это привело её в изумление притом, что ничего особенного я не сделал. На другой день она пришла к нам домой и принесла сладости для детей. Я пригласил её прийти в гости к моей жене, и с этого дня она часто бывала у нас. Она узнала, что у нас мужчина несёт ответственность задом и свою семью, трудится ради них и делает всё, чтобы им жилось хорошо и спокойно. Иона узнала, насколько уважают мусульмане женщину, будь то дочь, жена или мать, особенно когда она достигает преклонного возраста — дети и внуки спешат помогать ей и прислуживать, а кто уклоняется от помощи родителями заботы

    277
    § 6. Соседи-немусульмане о них, тот будет осуждён обществом. Она рассказала моей жене, что у неё есть дети и внуки иона не знает, где они, и никто из них её не посещает, а потом сказала Женщина в ваших странах — королева, и если бы не было слишком поздно, я бы вышла замуж за такого человека, как твой мужи жила бы так, как выжив теПоскольку люди, живущие по соседству, обычно знакомы друг с другом и общаются, для мусульманина соседство с немусульманином — прекрасная возможность познакомить ещё несколько человек с исламом. Необязательно настойчиво заводить разговоры о религии и заваливать соседа охапками исламских книг — далеко не со всеми подобный метод общения и призыва к исламу оказывается успешными даёт положительные результаты. Хотя иногда мусульманину попадаются интеллигентные соседи, выражающие готовность побеседовать на тему религии и неплохо разбирающиеся в данной области. Случается, что такие соседи, узнав, что в соседней квартире, коттедже или дачном домике живёт соблюдающий мусульманин, сами проявляют интерес к нему, задают вопросы и выражают желание узнать побольше об исламе и мусульманах. Однако, к сожалению, такое случается нечасто. Если мусульманину попались соседи другого склада, то наилучшим призывом будет личный пример. Истинный мусульманин всегда благонравен, добр, отзывчив, вежлив, хорошо воспитан, не имеет вредных привычек, избегает конфликтов с кем бы тони было, готов прийти на помощь ив общем его можно охарактеризовать только положительно. Мусульманин ничего не делает напоказ, да и благие дела он по возможности совершает тайно, желая, чтобы намерение его было искренним, а награда от Всевышнего — щедрой. Однако своим поведением, поступками и нравом он всё равно чаще всего резко отличается от людей, которые далеки от ислама. И рано или поздно соседи-немусульмане заметят, что он не такой, как все, ив конце концов, свяжут эти достоинства
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями с религией, которую он исповедует. Вполне возможно, что кратковременное общение с ним или даже простое наблюдение за ним со стороны заставит соседей мусульманина задуматься. Возможно также, что именно его благонравие, богобоязненность и благородство станут причиной принятия ими религии Всевышнего. Сегодня можно увидеть людей, которые начинают историю своего прихода в ислам словами У меня был сосед-мусульманин» или У меня была соседка-мусульманка».
    Случается также, что люди принимают ислам оттого, с кем они жили по соседству считанные дни — например, в доме отдыха или в гостинице вовремя краткосрочной туристической, деловой или научно-исследовательской поездки. Так произошло с известным учёным Морисом Бюкаем, которому Всевышний Аллах предопределил прожить всего несколько дней по соседству с учёными-мусульманами, но эти несколько дней изменили его жизнь Вот как излагается история принятия им ислама в книге «Сайду-ль-фаваид»: «Морис Бю- кай… Знаете ли вы, кто такой Морис Бюкай? Это олицетворение Франции, её символ. Родители его были французами. Воспитывался он в христианстве. Окончив школу, он поступил на медицинский факультет Университета во Франции. Был он одним из лучших студентов. Он получил диплом врача. Ив конце концов он стал самым известными самым высококвалифицированным хирургом в современной Франции. Именно сего опытом в области хирургии связана история, которая изменила всю его жизнь.
    Франция прославилась своим вниманием к археологии, древностями культурному наследию. И когда ныне покойный президент Франции Миттеран взял бразды правления в свои руки в 1981 году, Франция потребовала от Египта в конце х передать ей мумию египетского фараона для изучения и исследования. Тело самого известного тирана в истории Египта было переправлено во Францию. И вот в аэропорту вы

    279
    § 6. Соседи-немусульмане строились вряд французский президент и все его министры и прочие высокопоставленные лица. Все они преклонили головы, встречая его, как подобает встречать великих владык. Так, словно он был живой и всё ещё кричал жителям Египта Я — господь ваш высочайший Когда торжественная встреча фараона на французской земле завершилась, мумию сопроводили во французский Центр археологических исследований, причём шествие было не менее торжественное и пышное, чем встреча. Там французские археологи, хирургии анатомы должны были исследовать мумию и раскрыть все её тайны. Начальником хирургов и руководителем всей работы был профессор
    Морис Бюкай.
    Тех, кто работал под руководством профессора, заботило, прежде всего, восстановление мумии, тогда как самого Мори- са Бюкая интересовало совсем другое. Он пытался узнать, каким же всё-таки образом погиб этот фараон. И вот, поздно ночью, были получены окончательные результаты обследования. Соль, прилипшая к телу фараона, была лучшим доказательством того, что он утонул. И что его тело было извлечено из воды сразу после смерти, а затем его поспешили забальзамировать, чтобы он спасся хотя бы телом Однако было в этом деле одно удивительное обстоятельство. Почему эта мумия сохранилась намного лучше других, хотя тело фараона и было извлечено из моря?
    Морис Бюкай готовил окончательное заключение, в котором говорилось о том, что самому профессору казалось открытием о том, что тело фараона было извлечено из моря и забальзамировано сразу после того, как он утонул. Но тут один из коллег шепнул ему на ухо Не спешите Ибо мусульмане уже сказали, что этот фараон утонул. Однако профессор счёл это невероятными отказался верить этому сообщению. Ведь подобное открытие невозможно совершить без точнейших приборов и современных технологий. Но его коллега сказал, что в их Коране, в который они верят, упоминается о том, что
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями фараон утонула также о том, что его тело останется в сохранности после его смерти. Тогда профессор удивился ещё больше и стал задаваться вопросом как это может быть, ведь мумию эту обнаружили только в 1898 году, то есть всего около сотни лет назад, а Коран существует уже тысячу четыреста лет Как это укладывается в уме, если всё человечество, а не только арабы лишь недавно узнали о том, что древние египтяне бальзамировали тела своих фараонов?
    Морис Бюкай провёл ночь, внимательно разглядывая мумию и обдумывая слова коллеги о том, что Коран мусульман говорит о спасении этого тела после смерти фараона вводе А ведь в их священной книге Торе говорится только о том, что фараон утонул вовремя своего преследования Моисея, но ни словом не упоминается о том, что стало потом сего телом. И профессор стал спрашивать себя Возможно ли такое, что передо мной лежит тело египетского фараона, который преследовал Моисея И неужели возможно такое, что их Мухаммад знал об этом больше тысячи лет назад, а я узнал об этом только сейчас?!”
    Профессор не мог спать. Он потребовал, чтобы ему принесли Тору, и стал читать книгу Исхода, начиная со слов И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в морене осталось ни одного из них Он был в растерянности. Даже в Торе ничего не говорилось о том, что тело фараона останется в целости и сохранности.
    После того как все исследования и необходимые процедуры были проведены, Франция вернула мумию Египту в стеклянном саркофаге, как и подобает фараону. Однако
    Морис Бюкай не находил себе места с тех пор, как услышало том, что мусульмане говорят о сохранности тела фараона. Тогда он собрал вещи и отправился в Саудовскую Аравию, чтобы посетить медицинский форум, на котором присутствовали мусульманские учёные-анатомы. Первое, о чём

    281
    § 6. Соседи-немусульмане он начал говорить сними, было его открытие — что тело фараона осталось невредимым после того, как он утонул. Тогда один из учёных достал Коран, открыл его и прочитал профессору Слова Всевышнего сегодня Мы спасём твоё тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя. Воистину, многие люди пренебрегают нашими знамениями. Этот аят оказал на него сильнейшее воздействие. Он был настолько потрясён, что это заставило его вскочить перед всеми присутствующими и воскликнуть Я принимаю ислам, и я уверовал в этот Коран!”
    Во Францию Морис Бюкай вернулся совсем другим человеком. Следующие десять лет он занимался исключительно тем, что проверял, насколько соответствуют научные открытия современные и сделанные ранее — Корану. Всё это время он пытался найти хотя бы одно противоречие между Кораном и научными фактами. Ив результате он пришёл к выводу, заключённому в Словах Всевышнего ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достойного хвалы. Плодом десятилетних трудов французского профессора стала книга о Благородном Коране, которая потрясла все западные страны, ив первую очередь, учёных этих стран. Называлась эта книга Коран, Тора, Евангелие и наука Исследование Священных Писаний в свете современного знания. Что же сделала эта книга?
    Первый тираже просто сметали с прилавков Затем её издали повторно, огромным тиражом в сотни тысяч экземпляров, она была переведена с французского на арабский, английский, индонезийский, фарси, сербский и хорватский, турецкий, урду и немецкий После этого она появилась во всех книжных магазинах Запада и Востока. Но самое удивительное, что некоторые западные учёные, решив написать в ответ на книгу Бюкая свою книгу, погрузились в чтение её и приняли ислам Хвала Аллаху, по милости Которого совершаются добрые дела
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями
    Морис Бюкай говорит во вступлении к книге Эти научные истины, зафиксированные в Коране, вначале удивляли меня. Я никак не ожидал увидеть сведения столь точные, да ещё ив самых разных областях, к тому же точно совпадающие сданными современной науки. И это в тексте, написанном более тринадцати веков назад!”»
    таким образом Мы ниспослали его Коран в виде ясных аятов, и аллах ведёт прямым путём того, кого по-
    желает.
    Сура 22 Хадж, аят 16
    § 7. Тот, чья дверь ближе
    Мусульманин, следуя завету ислама, уделяет ближайшим соседям больше внимания, чем остальным, потому что для соседей, которые живут рядом и видят друг друга каждый день, важнее избежать непонимания, обид, зависти и вообще всего, что может отравить жизнь каждому из них, чем для дальних соседей, которые видятся несколько разв год. К тому же позаботиться о соседе, живущем рядом, легче, чем о соседе, который живёт далеко. Да и заметить, что у соседа что-то случилось, гораздо легче, когда он живёт рядом. За помощью люди обычно также обращаются к ближайшим соседям, а не к тем, которые живут далеко.
    ‘Аиша рассказывает Я спросила О Посланник Аллаха, у меня два соседа, так кого из них мне следует одаривать в первую очередь Он ответил Того, чья дверь ближе к твоей
    [Бухари. Адаб]
    Это, однако, не означает, что мусульманин не уделяет внимания остальным соседям. Он понимает, что должен поддерживать хорошие отношения со всеми соседями и делать им до

    283
    § 7. Тот, чья дверь ближе бро. Что же касается упомянутого веления, то оно было дано с целью упорядочить отношения мусульман со своими соседями. Обычно ближайшие соседи лучше знают друг друга и связь между ними теснее, поэтому Посланник

    велел начинать с ближайших соседей, а потом уже заботиться об остальных 8. Истинный мусульманин — лучший сосед

    Хороший сосед — радость для любого человека. Он помогает ему, заботится он м, даёт добрые советы, выручает избе- ды, утешает в горе, защищает, охотно исполняет просьбы, и на него всегда можно положиться. Недаром Посланник Аллаха сказал Счастье человека помимо прочего составляют хороший сосед, просторное жилище и удобное средство передвижения
    [аль-Хаким]
    Мусульманин живёт по совершенным законам ислама, который учит его стремиться к лучшему, избегать скверного, совершать благие дела и отталкивать от себя зло. А добрососедство неотделимо от ислама. Поэтому мусульманин — лучший сосед. Он понимает, что чем больше добра сделает своим соседям, тем большая награда ожидает его у Всевышнего Аллаха. Разумеется, любое благое дело мусульманин совершает с искренним намерением ради Аллаха и стремясь к Его довольству. Делая людям добро, он не ищет в своём благодеянии материальных выгоду него нет корыстных целей Посланник Аллаха сказал Лучший товарищ пред Аллахом — тот, который приносит больше блага своему товарищу. А лучший сосед пред Аллахом — тот, который приносит больше блага своему соседу
    [Тирмизи]
    Наши праведные предшественники знали цену хорошему соседу и понимали, что это дар Всевышнего и приобретение, несравнимое ни с какими мирскими благами. Вспомним
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями историю соседа Са‘ида ибн аль-‘Аса. Он решил продать свой дом и договорился о цене, составившей сто тысяч дирхемов, после чего сказал покупателю Это цена дома Аза сколько ты купишь соседство с Са‘идом?» Узнав об этом, Са‘ид послал ему цену дома, чтобы он не продавал его никому.
    Прекрасно говорить о хорошем соседе. Мусульманин старается быть именно таким. Но, к сожалению, бывают и скверные соседи 9. Плохой сосед — это человек,

    лишённый блага веры
    Скверному соседу грозит большая опасность, потому что он лишён величайшего из благ — блага веры.
    Посланник Аллаха

    сказал Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал Люди спросили Кто, о Посланник Аллаха Он ответил Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла
    [Бу- хари Муслим]
    А в версии Муслима говорится Не войдёт в Рай тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла!»

    Быть плохим, ненавистным соседом — величайшее преступление, и совершающий его лишается блага веры и Рая. Поэтому богобоязненный мусульманин всеми силами избегает превращения в скверного соседа. Ему ив голову не приходит обижать соседей или причинять им беспокойство.
    Мусульманин знает, что за обиду, нанесённую человеку в этом мире, придётся дорого заплатить в Судный день.
    Посланник Аллаха

    сказал:
    Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь
    ِهي ِخَأ ْنِم ٌة َمَل ْظَم ُه َدْنِع ْتَنا َك ْنَم

    285
    § 9. Плохой сосед — это человек, лишённый блага веры
    или имущество, пусть загладите сегодня, до того, как с него будет взыскано зане в День, когда не будет ни динаров, ни дирхемов. Если у него найдутся благие дела, из них возьмут в соответствии стой обидой, а если у него не найдётся благих дел, то у обиженного им возьмут соответствующее количество дурных дели возложат на обидчика.
    [Бухари]
    Мусульманин не причиняет зла соседям, не ссорится сними, не грубит им, не относится к ним презрительно и высокомерно и не обижает их, какими бы ни были обстоятельства. Он знает, что это тяжкий грех, лишающий человека блага веры и угрожающий его благополучию в мире вечном. А для мусульманина нет ничего страшнее, чем лишиться веры и Рая.
    Пророку

    как-то сказали О Посланник Аллаха, поистине, такая-то молится по ночами постится днём, совершает благие дела и подаёт милостыню. Однако она обижает соседей. Посланник Аллаха

    сказал Нет в ней блага Она из обитателей Огня. Люди сказали А такая-то совершает только обязательные молитвы, и подаёт только куски сушёно- го творога. Однако она никого не обижает. Посланник Аллаха сказал Она из обитателей Рая»
    .
    Мусульманин знает эти хадисы и потому опасается причинять зло соседями беспокоить их, чтобы не оказаться скверным соседом, который постоянно ссорится с соседями, завидует ими ненавидит их. Он не забывает предостережение
    ُهْلَّل َحَتَيْلَف ِهِلاَم ْوَأ ِه ِضْرِع ْنِم
    َلا َين ِح َذ َخ ْؤُي ْنَأ َلْبَق َمْوَيْلا
    َنا َك ْنِإَو ٌمَهْرِد َلاَو ٌراَنيِد ُنو ُكَي
    ِر ْدَقِب ُهْنِم َذ ِخُأ ٌِلا َص ٌلَمَع ُهَل
    ْنِم َذ ِخُأ ُهَل ْن ُكَي َْل ْنِإَو ِهِتَمَل ْظَم
    ِهْيَلَع ْتَلِع ُجَف ِهِب ِحا َص ِتاَئِّي َس
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями
    Посланника Аллаха

    : Первыми из ведущих тяжбу в Судный день станут два соседа
    [Ахмад]
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28


    написать администратору сайта