Главная страница
Навигация по странице:

  • Мы отправили тебя только в качестве милости для миров.

  • Бойтесь аллаха, именем Которого выпросите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, аллах наблюдает за вами.

  • Поклоняйтесь аллаху и не придавайте ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, ближними дальним соседям

  • Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников.

  • до тех пор, пока не станет желать соседу своему или брату своему того же, чего желает самому себе»

  • Верующий для верующего — как кирпичи водном Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями строении, укрепляющие и поддерживающие друг друга.

  • В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница11 из 28
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28
    § 4. Мусульманин поддерживает родственные связи в соответствии с руководством ислама
    Истинный мусульманин поддерживает связи со своими родственниками, и ни мир этот, ни богатство, ни жена, ни детине могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к ним. Поступая так, он следует наставлениям ислама, упорядочившего родственные связи и расположившего их в определённой последовательности. На первом месте стоит мать, за ней следует отец, аза ним — все остальные родственники по степени близости.
    Один человек пришёл к Посланнику Аллаха

    испросил Кто более всего достоин хорошего обхождения Он ответил Твоя мать, потом твоя мать, потом твоя

    ِةَماَيِقْلا َمْوَي ُللها ُمُهُمِّل َكُي َلا ٌةَثَلَث
    ْمَُلَو ْمِهي ِّكَزُي َلاَو ْمِهْيَلِإ ُر ُظْنَي َلاَو
    ُلو ُسَر اَهَأَرَقَف َلاَق ٌميِلَأ ٌباَذَع
    ٍّرَذ وُبَأ َلاَق ٍراَرِم َثَلَث

    ِللها
    َلو ُسَر اَي ْمُه ْنَم اوُر ِس َخَو اوُبا َخ
    ُقِّفَنُْلاَو ُناَّنَْلاَو ُلِب ْسُْلا َلاَق ،ِللها
    ِبِذا َكْلا ِفِلَ ْ
    لاِب ُهَتَعْل ِس

    249
    § 4. Мусульманин поддерживает родственные связи в соответствии с руководством ислама
    мать, потом твой отец, потом твои ближайшие родственники
    [Бухари; Муслим]
    Если мусульманин состоятелен и помогает своим нуждающимся родственникам (то есть тем, кого он не обязан содержать, его ждёт двойная награда — награда за подаваемую милостыню и награда за поддерживание родственных связей. К тому же родственники любят егоза доброту и внимание к ними обращаются к Всевышнему Аллаху с мольбами зане- го. Вспомним историю Зайнаб, жены сподвижника ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда Она рассказывает Однажды я была в мечети и увидела там Пророка

    , который сказал О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений. Возвратившись, я сказала ‘Абдаллаху ибн Ма- суду Ты человек бедный, а Посланник Аллаха

    велел нам подавать милостыню. Пойди испроси Посланника Аллаха

    , послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении Если да, то я таки сделаю, а если нет, тогда я отдам эти средства кому-то другому. ‘Абдаллах сказал Спроси Посланника Аллаха

    сама. И я отправилась к Пророку, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему Пойди к Посланнику Аллаха

    и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы. После этого он вошёл к Посланнику Аллаха

    и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха

    спросил Кто они Биляль сказал Женщина из числа ансаров и Зайнаб”. Посланник Аллаха спросил Какая именно Зайнаб?”
    Биляль сказал Жена ‘Аб- даллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха

    сказал Да,

    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими
    и ей уготованы две награды одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”».
    Пророк

    сказал Подаяние неимущему это только подаяние, а подаяние родственнику это подаяние и поддерживание родственных связей»
    .
    Мать верующих Маймуна бинт аль-Харис освободила рабыню, не спросив позволения Пророка

    , а когда наступил её день, она сказала Известно ли тебе, о Посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню Он спросил Ты так поступила Она сказала Да. Тогда он сказал Если бы ты отдала её братьям своей матери, твоя награда была бы больше
    [Бухари; Муслим]
    Барра бинт аль-Харис аль-Хилялийя. Последняя жена Посланника Аллаха

    , который назвал её Маймуной. Он женился на ней в Мекке в месяце зу-ль-хиджжа в 7 г. х, после возмещения паломничества, которое мусульманам не удалось завершить в год заключения Худайбий- ского мира. Она была тётей Ибн ‘Аббаса по материнской линии. Скончалась вовремя правления Му‘авийи ибн
    Абу Суфьяна.
    Посланник Аллаха

    постоянно напоминало необходимости оказывать почтение ближайшим родственникам.
    Когда был ниспослан аят: Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите, — Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха

    и сказал О Посланник Аллаха, поистине Всевышний Аллах говорит Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите А самое любимое для меня из всего, чем я владею, — земля Байраха. Так пусть же она станет милостыней ради Аллаха. Я надеюсь, что она поможет мне обрести благочестие и станет для меня благим запасом у Аллаха. Используй е, о Посланник Аллаха, по своему усмотре-

    251
    § 4. Мусульманин поддерживает родственные связи в соответствии с руководством ислама нию”». Посланник Аллаха

    сказал Прекрасно Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родными близким. Абу Тальха сказал Я таки поступлю, о Посланник Аллаха Ион разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди. Эту историю приводят аль-Бухари и Муслим.
    Посланник Аллаха

    сказал, предрекая завоевание Египта Поистине, вы завоюете Египет, землю, в которой часто упоминают о каратах. Когда завоюете е, хорошо обходитесь се жителями, ибо, поистине, они имеют право на защиту и состоят снами в кровном родстве или же он сказал они имеют право на защиту и состоят снами в родстве по женской линии
    [Муслим]
    Учёные сказали, толкуя этот хадис: Что касается кровного родства, то имеется ввиду, что Хаджар, мать Исма‘иля, была египтянкой, что же касается родства по женской линии, то подразумевается, что Мария, мать Ибрахима, сына Посланника Аллаха

    , также была египтянкой».
    Как удивителен ислам Посланник Аллаха

    не забыл упомянуть и об этом, очень дальнем родстве, о котором многие мусульмане не помнят и не думают В то время как многие понимают из веления поддерживать родственные связи, что нужно поддерживать отношения с ближайшими родственниками, хорошо обходиться сними и делать им добро, Посланник

    говорит о понятии, которое гораздо шире этих ограниченных представлений. Сколько веков прошло со дня смерти Хаджар, матери Исма‘иля, который был предком курайшитов и Пророка

    , но он велел чтить и это родство. Хаджар была египтянкой, и из-за этого Пророк велел своим сподвижникам относиться к жителям Египта как к родственниками поддерживать родственные связи сними А сегодня многие не знаются даже с двоюродной роднёй, не говоря уже о троюродной. Бывает, что родные
    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими братья или сёстры не видятся годами и совершенно не интересуются делами друг друга. В обществах, далёких от религии Всевышнего и её мудрого учения, в которых люди живут по принципу каждый сам за себя, это более чем нормальное явление.
    Принимая ислам или, если речь идёт об этническом мусульманине, начиная соблюдать его, человек сталкивается с необходимостью исполнять веления Всевышнего и менять свой образ жизни в соответствии сними. Для многих народов, которые считаются мусульманскими, поддерживание родственных связей и уважение к родителям — многовековая традиция, тогда как у многих других народов подобные традиции, напротив, отсутствуют. Когда человек живёт и воспитывается в обществе, в котором не принято поддерживать родственные связи на таком уровне, как того требует ислам, после принятия ислама ему приходится прилагать больше усилий для исполнения этого веления Всевышнего, да и его попытки наладить отношения с родственниками, с которыми он до этого почти не общался, могут быть восприняты неоднозначно. Поведение такого мусульманина может удивить его родственников, которые далеки от ислама и которых мало волнует поддерживание родственных связей вообще, в том числе и с ним. Однако мусульманин не отчаивается. Он старается исполнять это предписание ислама по мере своих возможностей 5. Родственники-немусульмане
    Ислам — религия снисходительности, милосердия и человечности, ион предписывает своим последователям поддерживать связь с родственниками, даже если они немусульмане.
    ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими его отцом, сказал Я слышал, как Пророк

    откры-

    253
    § 5. Родственники-немусульмане то и не таясь говорил Поистине, члены семейства такого-
    то
    45
    не являются моими покровителями и ближайшими друзьями. Моими покровителями и ближайшими друзьями являются только Аллах и праведные верующие. Однако меня связывают сними узы родства, и я поддерживаю их
    [Бухари; Муслим]
    А после ниспослания аята: и увещевай своих ближайших родственников — Посланник Аллаха

    собрал ку- райшитов и стал обращаться к ним в общем и к некоторым в отдельности, говоря О бану Каб ибн Люайй, спасайтесь от Огня О бану Мурра ибн Каб, спасайтесь от Огня О ба-

    ну ‘Абд-Манаф, спасайтесь от Огня О бану Хашим, спасайтесь от Огня О бану ‘Абд-аль-Мутталиб, спасайтесь от Огня О Фатыма, спасайся от Огня Поистине, ничем не помогу я вам пред Аллахом, однако меня связывают с вами узы родства, и я обязательно буду поддерживать их!»
    46
    [Муслим]
    Первые мусульмане и мусульманки последовали примеру Посланника Аллаха

    . Они поддерживали связь с неверующими родственниками и делали им добро.
    ‘Умар ибн аль-Хаттаб не увидел ничего зазорного в том, чтобы подарить присланную Посланником Аллаха

    одежду своему брату по матери, который был язычником 45 То есть Абу Талиба, дяди Пророка

    , который много помогал Пророку и поддерживал его, однако отказался принять ислам и умер язычником 46 В арабском тексте хадиса употреблён глагол балля —
    لب, который буквально переводится как смачивать, освежать, орошать. Это метафора. Пророк

    сравнил родственные связи с землёй. Если её орошают (то есть поддерживают родственные связи, на ней вырастает любовь и уважение. А если её не орошают (то есть не поддерживают родственные связи, она высыхает и на ней произрастает ненависть и злоба
    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими
    Ибн ‘Абд-аль-Барр в своей книге «Аль-исти‘аб» и Ибн
    Хаджар в своей книге «Аль-Исаба» передают сообщение о том, что рабыня матери верующих Сафийи
    47
    пришла к халифу ‘Умару ибн аль-Хаттабу и сказала О повелитель верующих Поистине, Сафийя любит субботу и поддерживает связи с иудеями ‘Умар послал к Сафийи, чтобы спросить её об этом. Она сказала Что касается субботы, то я не люблю её с тех пор, как Аллах заменил мне её пятницей Что же касается иудеев, то среди них есть мои родственники, и я поддерживаю отношения сними. После этого Сафийя спросила рабыню, что побудило её возводить на неё ложь. Рабыня ответила Шайтан Тогда Сафийя сказала Можешь идти, я даю тебе свободу».
    Принимая ислам, человек не теряет своих родственников, и с него не снимается обязанность поддерживать родственные связи, уважать близких и делать им добро. Мусульманин остаётся сыном, внуком, племянником, братом, дядей, отцом, даже если все его родственники немусульма- не. Конечно, ему придётся проявить терпение. Вряд ли стоит ожидать, что его родственники сразу же поймут и примут его шаг, особенно если сами они почти ничего не знают об исламе. Мусульманин учитывает условия, в которых росли и воспитывались их родственники. Он понимает, что в стране, где даже соблюдающих мусульман сравнительно немного, вряд ли стоит ожидать религиозной грамотности от людей, которые всю жизнь были далеки от религии. Если среди его родственников есть христиане, более или менее разбирающиеся в догматах христианства, мусульманин мягко и ненавязчиво указывает на то общее, что есть у ислама и христианства, объясняет различия, подчёркивает, что мусульмане и христиане почитают одних и тех же пророков, рассказыва-
    47
    Сафийя бинт Хуяй стала восьмой женой Пророка


    255
    § 5. Родственники-немусульмане ет о почётном месте, которое отведено в исламе Иисусу и его матери. Он старается сделать так, чтобы принятие ислама не становилось причиной разрыва отношений с родственником или охлаждения родственных чувств. Зная характеры и взгляды своих близких, мусульманин старается найти правильный подход к каждому. Он понимает, что его задача состоит в том, чтобы познакомить родственников с исламом и при этом не оттолкнуть их от себя. Он не скрывает от них, что изменился, но показывает, что изменился в лучшую сторону. Да, он начинает избегать чего-то в своей жизни и деятельности, но родственники без труда замечают, что избегает он дурного и вредного. Ион начинает делать то, чего не делал ранее, но его родные опять же замечают, что эти новые дела по меньшей мере никому не вредят, в том числе и ему самому, а в большинстве случаев, напротив, плодотворно сказываются на его жизни и их отношениях с ним. Мусульманин приветлив, вежлив, благовоспитан и добр, и его любят все, кто его знает, потому что он — воплощение достоинств, возвышенных человеческих ценностей и благородных чувств.
    Мусульманин старается призывать своих родственников к исламу, пуская вход книги, диски, материалы исламских сайтов, а иногда и дискуссии, рассказы из жизни, поучительные истории из Корана, Сунны и исламской истории. Словом, он находит для каждого родственника наиболее подходящую форму призыва. Однако при этом мусульманин не нервничает, не озлобляется и избегает крайностей. Он понимает, что на всё воля Аллаха и всё в этой жизни предопределено. Он знает, что его задача приложить усилия, тогда как результат зависит только от Аллаха. Только Аллах знает, суждено ли его родственникам стать его братьями по вере. Мусульманин помнит, как Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику

    , что он никогда не выведет на прямой путь Воистину, тыне сможешь наставить на прямой
    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими
    путь тех, кого возлюбил. только аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путём». Мусульманин желает своим родным уверовать и обрести счастье в обоих мирах, однако вместе стем он понимает, что не случится ничего, кроме того, чему суждено случиться…
    Ислам побуждает верующих почитать родителей и других родственников, даже если они немусульмане, потому что ислам религия снисходительности, человечности и милосердия для всего человечества:
    Мы отправили тебя только в качестве милости для
    миров.
    Сура 21 Пророки, аят Поддерживание родственных связей способствует единству и сплочённости мусульман и увеличивает их любовь друг к другу. Поэтому Посланник Аллаха

    велел мусульманам поддерживать родственные связи даже самыми простыми и незатейливыми способами Поддерживайте родственные связи хотя бы с помощью приветствия».
    Мусульманин знает, что существует множество способов поддерживать родственные связи. Это может быть материальная помощь, если родственники нуждаются, или моральная поддержка и утешение в горе.
    Мусульманин навещает своих родственников, потому что встречи и общение сближают родственников и увеличивают их привязанность и любовь друг к другу. Он не скупится надо- брые слова, дарит близким тёплую улыбку, радушно встречает их, даёт им полезные советы и сочувствует им. Заботясь о родственниках, он забывает о себе и готов пожертвовать многим ради их блага. Он делает им добро, и они знают, что к нему всегда можно обратиться за помощью

    257
    § 6. Мусульманин поддерживает связь с родственниками, даже если они не отвечают ему тем же 6. Мусульманин поддерживает связь с родственниками, даже если они не отвечают ему тем же
    Мусульманин поддерживает связь с родственниками ради Аллаха, стремясь к Его довольству и награде, и у него нет иной цели, поэтому поведение родственников никак не влияет на его отношение к ним. Делая добро людям, с которыми его связывает родство, мусульманин не требует ничего взамен и не ждёт от них ни благодарности, ни вознаграждения — так воспитал его ислам, который облагораживает человеческую душу и возвышаете Мусульманин исполняет веление Всевышнего Аллаха поддерживать родственные связи и не разрывает отношения с родственниками, даже если они перестали с ним общаться и относятся к нему прохладно. Он не из тех, кто на любой поступок родственника отвечает тем же. Он отвечает добром на добро и прощает зло.
    Всевышний Аллах сказал:
    Бойтесь аллаха, именем Которого выпросите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, аллах наблюдает за вами.
    Сура 4 Женщины, аят Мусульманин поступает согласно словам Пророка Поддерживающий родственные связи — не тот, кто делает это в ответ. По-
    настоящему поддерживает
    ْن ِكَلَو ِئِفا َكُْلاِب ُل ِصاَوْلا َسْيَل
    ُل ِصاَوْلا
    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими
    родственные связи тот, кто не прерывает их с теми, кто порывает с ним.
    [Бухари]
    ‘Али сказал Они — твои соплеменники. Они — твоя сила, и они помогают тебе в беде. Оказывай почтение благородными щедрым из них, навещай больных и облегчай положение бедных, и не делай родственников своих несчастными из-за твоего отношения к ним».
    У многих есть родственники, с которыми они не поддерживают отношения, не навещают их, не приглашают в гости и не приносят им никакой пользы. Если мы спросим такого человека, почему он не общается с родственниками, он ответит Они не приглашают меня к себе и не навещают меня, так зачем я буду приглашать их Или же он скажет Яне разделал им добро, но при этом я не видел от них ничего, кроме зла. Я поддерживал сними связь, а они не желали общаться со мной Я пришёл к ним как-то, ноне застал их дома. А в другой разя пригласил их к себе, но они не пришли Так почему я должен тратить на них время и силы Он говорит это, забывая об указаниях Пророка относительно родственных связей. А ведь Пророк

    разъяснил, что по-настоящему поддерживает родственные связи не тот, с кем поддерживают связь его родственники, а он лишь отвечает им тем же. То есть, если они делают ему добро, он делает им добро в ответа стоит им прекратить помогать ему, как он тут же прекращает общаться сними и помогать им. Истинный мусульманин должен поддерживать связь с родственниками, независимо от их поведения и их отношения к нему.
    Ислам побуждает верующего быть снисходительным, терпеливыми сдержанными прощать обиды, особенно в случае с родственниками. Поэтому мусульманин поддерживает связь
    اَهَل َصَو ُهُ ِحَر ْتَع ِطُق اَذِإ يِذَّلا

    259
    § 6. Мусульманин поддерживает связь с родственниками, даже если они не отвечают ему тем же даже с теми родственниками, которые не желают общаться сними не проявляют никакого интереса к его делам. Мусульманин не обращает внимания на грубость сих стороны и продолжает делать им добро, потому что знает порывающего связь с родственниками ожидает суровое наказание.
    Абу Хурайра передаёт, что однажды один человек сказал О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток сними, а они поступают со мной подобно невеждам на что Посланник Аллаха

    ответил Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты как будто наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, покаты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них
    [Муслим]
    Мусульманин знает, что, поддерживая родственные связи, он обретает возможность прибавить к чаше Весов со своими благими делами ещё одно. Он также знает, что порывающего родственные связи ждёт суровое наказание, а поддерживающему их, несмотря нач рствость, бездушие и неотзывчивость родных, обещана великая награда. Поэтому мусульманин всегда поддерживает отношения с родственниками и не порывает с теми, кто порывает с ним. Он не занимает себя пустяками, за которые стремятся ухватиться придирчивые, мелочные, невежественные люди, которые постоянно ищут повод для ссоры и любят спорить по мелочам. Он закрывает глаза на отдельные недостатки близких и не обращает внимания на их проступки и скверный характер. Мусульманин не может позволить себе опускаться до их уровня, тем более что знает, что ник чему хорошему это не приведёт, и помнит слова Посланника Аллаха Родственные связи держатся за Трон и говорят Кто
    ْنَم ُلوُقَت ِشْرَعْلاِب ٌةَقَّلَعُم ُم ِحَّرلا
    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими поддерживает нас, стем Аллах будет поддерживать связь, а кто порывает нас, стем порвёт Аллах».
    [Бухари; Муслим]
    Мусульманин знает, что существует множество способов поддерживания родственных связей. Приветливая улыбка при встрече, хорошее обхождение, благие слова, визиты и семейные встречи — это поддерживание родственных связей. Проведывая родственников и советуясь сними, разговаривая сними по телефону и посылая им письма, делая им добро, помогая нуждающимся и обмениваясь подарками со своими близкими, человек также поддерживает родственные связи. Поддерживающий родственные связи должен снисходительно относиться к ошибками проступкам родственников, прощать им их оплошности, поступать сними справедливо и беспристрастно и обращаться к Всевышнему с мольбой за них. Именно так мусульманин поступает со своими родственниками.
    Краткие выводы Мусульманин не ограничивается проявлением доброты к родителям, жене и детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая сними крепкие связи Ислам уделяет огромное внимание родственным связям, велит своим последователям поддерживать их и строго осуждает того, кто их порывает Мы знаем множество хадисов, которые побуждают поддерживать родственные связи и угрожают порывающему их суровым наказанием ىِنَع َطَق ْنَمَو ُللها ُهَل َصَو ىِنَل َصَو
    ُللها ُهَع َطَق
    Краткие выводы Милостыня или материальная помощь необязательно должна быть большой — такого условия нет нив Коране, нив Сунне, — и скромное подаяние может принести бедному верующему большую награду, чем щедрое — богатому Мусульманин подаёт милостыню и помогает родным, даже если у него скромные доходы Мусульманин старается помочь сироте и вдове, особенно если речь идёт о родственниках Если мусульманин состоятелен и помогает своим нуждающимся родственникам (то есть тем, кого он не обязан содержать, его ждёт двойная награда — награда за подаваемую милостыню и награда за поддерживание родственных связей Посланник Аллаха

    поддерживал родственные связи со своими родственниками-язычниками.
    — Мусульманин навещает своих родственников, потому что встречи и общение сближают родственников и увеличивают их привязанность и любовь друг к другу Мусульманин поддерживает связь с родственниками ради Аллаха, стремясь к Его довольству и награде, и у него нет иной цели, поэтому поведение родственников никак не влияет на его отношение к ним Мусульманин поддерживает связи даже с теми родственниками, которые не желают общаться с ним Мусульманин не попрекает родственников своими благодеяниями.
    Вопросы к главе 1. Мусульманин обязан поддерживать связи с родственниками. Обоснуйте это утверждение соответствующими аята- ми и хадисами.
    Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими 2. Что сказал Посланник Аллаха

    своим сподвижникам, когда те собрались в мечети, узнав, что привезли деньги из Бахрейна 3. Богатство и бедность — испытание. Объясните это утверждение 4. Что должен делать тот, кто желает, чтобы его удел был увеличена жизнь — продлена 5. Что ответил Посланник Аллаха

    на вопрос сподвижника о том, кто более всего достоин хорошего обхождения 6. Должен ли мусульманин поддерживать связи с родствен- никами-немусульманами? Приведите пример из жизни сподвижников 7. Мусульманин обязан поддерживать связи и с теми родственниками, которые отворачиваются от него. Приведите соответствующее доказательство из Сунны Посланника Аллаха

    Глава седьмая Мусульманин со своими соседями 1. Добрососедство
    Один из важнейших способов распространения любви и дружбы, взаимопомощи и взаимного обеспечения, обретения блага и избавления от вреда в исламе — делать добро соседу, сохранять хорошие отношения с ним, преподносить ему подарки, доставлять ему радость, вести себя с ним приветливо, а также проявлять великодушие и щедрость в отношениях с ним.
    Мусульманин делает добро своим соседями уважает их. Он внимателен к ними старается помогать им по мере своих возможностей.
    Мусульманин покорен Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, а аяты и хадисы побуждают верующих поддерживать хорошие отношения с соседями, уважать их, помогать им, делать им добро, поддерживать и защищать их, причём подобное отношение к соседу можно увидеть только в исламе.
    Всевышний Аллах сказал:
    Поклоняйтесь аллаху и не придавайте ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, ближними дальним соседям,
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями находящимся рядом товарищам, странниками невольникам, которыми овладели ваши десницы.
    Сура 4 Женщины, аят Ближний сосед — это сосед, с которым человека связывает родство или братство по вере, а дальние соседи — это все остальные соседи. А находящийся рядом товарищ — это человек, который находится рядом снами, когда мы совершаем благое дело, и помогает нам.
    Ислам провозгласил, что любой сосед достоин уважения и благодеяния, и многочисленные хадисы Пророка

    подтверждают это. Вспомним слова Посланника

    :
    Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников.
    [Бухари; Муслим]
    Уважительное, внимательное, искреннее и доброе отношение к соседу — неотъемлемая часть человеческих ценностей, ут- верждённых исламом. Получив упомянутые наставления от
    Джибриля, Посланник Аллаха

    передал их мусульманам. Он разъяснял права соседа и побуждал соблюдать их при каждой возможности. Ив хутбе, которую он произнёс в прощальном хадже, также упоминались соседи. Пророк

    уже чувствовал, что эта проповедь станет для него последней, и потому хотел уложить вне главные составляющие Божественной программы, с которой он был послан к людям ِراَ ْلجاِب ِني ِصوُي ُليِْب ِج َلاَز اَم
    ُهُثِّرَوُي َس ُهَّنَأ ُتْنَن َظ ىَّت َح

    265
    § 1. Добрососедство
    Благородный сподвижник Абу Умама рассказывает Я слышал, как Посланник Аллаха

    , сидевший на своей верблюдице по кличке аль-Джад‘а, сказал в прощальном хадже Ядам вам наставление относительно соседа — ион говорил так долго, что мы решили даже, что он включит соседа в число наследников».
    Посланник Аллаха

    , желая упомянуть в своём наставлении о чём-то важном и обратить на это внимание сподвижников, часто начинал со слов Кто верует в Аллаха ив Последний день, за которыми следовало побуждение к какому-то благому делу. Пророк

    не изменил этому своему обычаю и когда побуждал соблюдать права соседа. Он сказал Пусть тот, кто верует в Аллаха ив Последний день, делает добро своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха ив Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха ив Последний день, говорит благое или хранит молчание
    [Буха- ри; Муслим]
    А в версии аль-Бухари говорится Пусть тот, кто верует в Аллаха ив Последний день, не причиняет вреда
    соседу…».
    В этом хадисе Пророк

    показал, что хорошее отношение к соседу является одним из признаков и плодов веры в Аллаха ив Последний день 2. Великодушие по отношению к соседу
    Истинный мусульманин, сердце и разум которого озарены руководством этой религии, проявляет великодушие по отношению к своему соседу, заботится он ми всегда поддерживает с ним хорошие отношения, позволяя ему пользоваться своим домом и своим имуществом, если тому что-то понадобится
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями
    Поступая так, он руководствуется словами Посланника Аллаха

    , который сказал Пусть сосед не препятствует соседу, если тому понадобится установить на его стене доску
    [Бухари; Муслим]
    И действительно, это прекрасно, когда соседи живут как члены одной семьи, помогая друг другу, и мусульманин стремится, чтобы его отношения с соседями были именно такими. Он первым знакомится с соседями и обнаруживает готовность к дружбе и взаимопомощи, поскольку понимает, что хорошие отношения не возникают ниоткуда. Они — плод усилий, которые прикладывают люди 3. Мусульманин желает соседу того же, чего желает самому себе
    Сердце мусульманина открыто для истины и Божественного руководства, ион живёт по законам ислама. А ислам велит ему делать добро соседями хорошо относиться к ним. Поэтому мусульманин оберегает своих соседей от всего дурного и делит сними радость и горе, помня слова Посланника Аллаха

    : Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе
    [Бухари; Муслим]
    А в версии Муслима Анас передаёт, что Пророк сказал Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не уверует человек
    [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать соседу своему или брату своему того же, чего желает самому себе».
    Мусульманин никогда не упускает возможности проявить заботу о своих соседях, оказавшихся в трудном положении, и угощает их всякий раз, когда у него дома что-нибудь готовят. Ему тяжело сознавать, что запах пищи, распространяющийся

    267
    § 3. Мусульманин желает соседу того же, чего желает самому себе из его дома, станет возбуждать аппетит неимущих соседей, которые не в состоянии ничего добыть для себя, ведь среди них может оказаться маленький ребёнок, несчастный сирота, бедная вдова или слабый старик. Мусульманин знает, состоятельны его соседи или бедны, и если у него бедные соседи, он старается чаще приглашать их на обед, угощать их, дарить что- нибудь ими их детям, однако так, чтобы не ставить их в неловкое положение.
    Так, например, сообщается, что однажды Посланник Аллаха сказал Абу Зарру : О Абу Зарр, когда будешь варить мясо, добавь воды чтобы бульона получилось больше и позаботься о своих соседях
    [Муслим]
    В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха

    сказал Когда будешь варить мясо, добавь воды, а потом загляни к своим соседями надели их, как положено
    [Муслим]
    Мусульманин остро чувствует чужую боль и не умеет равнодушно взирать на чужое горе. Он не может не протянуть руку помощи нуждающимся соседям, особенно если он состоятелен. Он не может позволить себе наслаждаться благами, которые даровал ему Всевышний, и при этом забывать о соседях, которые лишены этих благ.
    Мусульманин знает и бедность, и богатство — испытание от Всевышнего Аллаха, и состоятельный обязан расходовать дарованное ему богатство на благие, угодные Всевышнему дела, в том числе и на помощь бедными нуждающимся. А бедный, в свою очередь, должен проявлять терпение и скромность, оставаться праведными богобоязненным, воздерживаться от зависти и не отчаиваться в милости Аллаха. Ведь богатство — это ответственность, и оттого, как богатый человек распоряжается своим имуществом, во многом зависит его участь в мире вечном. Далеко не каждый человек способен выдержать испытание богатством. Точно также далеко не каждый способен выдержать испытание
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями бедностью. Однако если богатый живёт по соседству с бедным, это даёт им чудесную возможность помочь друг другу выдержать посланное каждому из них испытание…
    Мусульманин не забывает хадисы: Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед за стенкой голодает и Не тот верующий, кто ест досыта, в то время как его сосед голодает 4. Человечество нуждается в истинном мусульманине
    Всё, о чём говорилось выше, указывает на то, что причиной бедственного положения человечества стало исчезновение со сцены жизни высоконравственного мусульманина. Справедливые и гуманные принципы ислама были оттеснены в сторону порочными принципами, придуманными людьми, что и привело их к бедствиям, лишениям, голоду и эксплуатации.
    Доказательством тому может служить опубликованное в 1975 году заявление Международной продовольственной сельскохозяйственной организации при ООН. В этом заявлении указывается, что в Африке и Азии голодная смерть угрожает от 20 до 100 миллионам человек, и если положение не изменится, тов дальнейшем от голода каждую неделю будет умирать три миллиона человек. Всё это происходит в то время, когда богатые страны, в которых проживает только 20 % населения, владеют 80 % мировых богатств.
    Однако ещё больше опасений внушает то обстоятельство, что некоторые из этих стран уничтожают произведён- ные ими продукты питания с единственной целью удержания ценна них на высоком уровне. Так, например, в одних странах сжигаются тысячи тонн кофе, в других десятки тысяч телят забиваются и зарываются в землю, а в третьих

    269
    § 4. Человечество нуждается в истинном мусульманине тысячи тонн пшеницы и других зерновых выбрасываются в моря и океаны на корм рыбам, хотя на земле миллионам людей грозит голодная смерть.
    Помощь, которая оказывается голодающим Африки и других регионов, настолько мала, что её даже сложно назвать помощью. Люди по-прежнему умирают от голода, а развитые страны не хотят и пальцем пошевелить, чтобы помочь им. А если бы в этих странах господствовали обычаи добрососедства, к которому побуждает ислам, они, безусловно, не позволили бы своим братьям по человечеству гибнуть от голода и болезней, распространяющихся вследствие нищеты.
    Поистине, велика ответственность мусульман, обязанных нести источник света, который озаряет умы и сердца и благодаря которому человечество может вернуться к благополучию, безопасности и благоденствию 5. Мусульманин делает добро соседу по мере возможности
    Для мусульманина хорошее отношение к соседу — не теория, изложенная на бумаге, ноне применяемая на практике. Мусульманин помогает своему соседу, чем может, исполняя веление Всевышнего Аллаха и надеясь снискать Его довольство и Его награду.
    Мусульманин всегда спешит к соседу, когда тот просит его помочь ему, например, в строительстве дома, ремонте квартиры или автомобиля, починке компьютера или другого электроприбора ив других похожих случаях. Очевидно, что если сосед зовёт на помощь, значит, он не может справиться сам. Для мусульманина это означает, что он должен сделать всё, что в его силах, чтобы помочь.
    Если сосед просит у него взаймы некоторую сумму, которой он как раз владеет, или инструменты, приборы, садовый
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями инвентарь, стулья, столовые приборы или иную домашнюю утварь, мусульманин не отказывает ему. Ведь это не наносит ему ущерба, но помогает заслужить награду Всевышнего. А мусульманин всегда спешит совершать благие дела.
    Мусульманин не упускает возможности сделать добро своим соседям. Он не стесняется дать немного, если у него нет возможности дать больше, потому что, каким бы малым ни было благое дело, оно всё равно остаётся благим. Он не дожидается, когда у него появится больше возможностей делать добро или появятся средства купить подарок лучше и солиднее. Мусульманская семья понимает, что её ожидания могут и не оправдаться, иона не только не сможет щедро одарить соседей, как намеревалась, но и лишится возможности преподнести им скромный подарок, который есть у неё сейчас.
    Мусульманин не желает упускать время. Когда речь идёт о совершении благого дела, независимо от его значимости, он руководствуется принципом Зачем откладывать назавтра то, что можно сделать сегодня К тому же он помнит, что ислам предписывает делать добро соседям. Так, Посланник Аллаха сказал О мусульманки Пусть соседка не пренебрегает ничем из того добра, которое она может сделать своей соседке, даже если это будет всего лишь овечье копыто
    [Бу- хари Муслим]
    Посланник Аллаха

    хотел сказать, что в благом деле малое всегда лучше, чем ничего. И оказать соседке или соседу незначительную услугу или преподнести им скромный подарок лучше, чем вообще ничего не сделать для них. Ведь Всевышний Аллах сказал:
    тот, кто сделал добро весом с мельчайшую частицу, увидит его.
    Сура 99 Сотрясение, аят 7

    271
    § 5. Мусульманин делает добро соседу по мере возможности
    А Посланник Аллаха

    сказал Старайтесь защитить себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдёте и этого, то с помощью благого слова
    [Муслим]
    Упомянутый ранее хадис можно понять и как наказ соседке или соседу, которым дают что-то, не пренебрегать тем добром, которое им делают, и благодарить за него, потому что благодарность сближает соседей и улучшает их отношения. Мусульманин не может относиться презрительно к скромному подарку соседа, особенно если тот небогат. Его не посещают мысли вроде таких И зачем он дал мне эту мелочь Какой мне от неё прок Вещь не новая (дешёвая, не лучшего качества, такими сейчас мало кто пользуется, мне совершенно не подходит, мне вовсе ник чему — и т. д. и т. п. Если у него не было лучшего, лучше бы вообще ничего не приносил Наоборот, мусульманин радуется вниманию соседа, ценит его добрые побуждения и старается отблагодарить его, помня слова Посланника Аллаха Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей.
    [Абу Давуд]
    Мусульманин должен делать добро соседу, не обижать его и защищать от любого зла и вреда. Всевышний Аллах повелел нам делать добро соседям в ясном аяте Своей Книги.
    Сосед — это человек, который живёт рядом с тобой, и вовсе необязательно, чтобы его дом прилегал к твоему дому или стоял напротив него. Наши праведные предшественники говорили, что соседи — это все, кто живёт в радиусе сорока домов от тебя. Уважение к соседу включает благодеяние, помощь ему, если он в ней нуждается, преподнесение ему подарков, учтивость в общении с ним, а также
    َساَّنلا ُر ُك ْشَي َلا ْنَم َللها ُر ُك ْشَي َلا
    Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями увещание и искренний совет в случае, если он совершит что-нибудь, неподобающее мусульманину.
    От наших праведных предшественников до нас дошло такое сообщение Знаешь литы, каковы твои обязанности перед соседом Если он попросит тебя о помощи, ты должен оказать ему е. Если он попросит у тебя взаймы, то ты должен дать ему, если он нуждается, ты должен помочь ему. Если он заболеет, то ты должен навестить его, если к нему пришла радость, ты должен поздравить его. Если его постигло горе, то ты должен утешить его. А если он умрёт, то ты должен сопровождать погребальные носилки. И тыне должен делать свой дом выше его дома, закрывая его от ветра, кроме как сего разрешения».
    Причинение вреда соседу строго запрещено, потому что причинение вреда кому-либо запрещается.
    Ибн Мас‘уд передаёт, что Пророка

    спросили Что является величайшим грехом пред Аллахом Он ответил Приравнивание кого бы тони было к Аллаху, Который создал тебя. Человек спросил А затем Пророк

    сказал Убийство собственного ребёнка из страха, что он будет есть вместе с тобой. Человек спросил А затем Пророк сказал Совершение прелюбодеяния с женой соседа
    [Бухари; Муслим]
    Абу Шурайх передаёт, что Пророк

    сказал Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал Люди спросили Кто, о Посланник Аллаха Он ответил Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла
    [Бухари]
    К упомянутому в хадисе злу относится подсматривание за соседом и его семьёй через окна, дверные щели или с помощью бинокля, а также подслушивание и выведывание его секретов.
    Сюда же относится причинение соседу беспокойства посредством громких звуков, которые мешают ему спать или

    273
    § 5. Мусульманин делает добро соседу по мере возможности отдыхать, особенно если это запретные звуки — музыка, песни и развлекательные программы, включённые на всю громкость. Мусульманин должен следить затем, чтобы его детине шумели, потому что сосед может отдыхать, болеть, в его доме могут быть маленькие дети, которым нужна тишина, чтобы хорошо спать. Мусульманин также должен следить затем, чтобы его детине обижали соседских, а, напротив, делились сними игрушками и сладостями. Мусульманин должен научить своих детей быть вежливыми по отношению к соседям, здороваться сними и помогать им по мере возможности.
    Также запрещается бросать мусор перед домом соседа и на дорогах, по которым он ходит, и выливать туда воду после стирки, потому что он может поскользнуться. Также нельзя беспокоить соседа неприятными запахами.
    Мусульманин не только воздерживается от причинения вреда соседям, но и старается делать им добро при каждой возможности и соблюдать их права должным образом, потому что помнит слова Посланника Аллаха

    : Сколько в Судный день будет людей, которые вцепятся в своих бывших соседей и будут восклицать Господи Этот закрывал передо мною свои двери и не делал мне добра
    [Бу- хари. Адаб]
    Этот хадис не предвещает ничего хорошего людям, которые не соблюдали права своих соседей, не заботились о них и не делали им добра.
    Мусульмане — братья по вере, и они тесно связаны друг с другом. Они подобны кирпичам, из которых сложено здание. И ислам заботится о сохранении и укреплении этой связи.
    Посланник Аллаха

    сказал:
    Верующий для верующего — как кирпичи водном Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями
    строении, укрепляющие и поддерживающие друг друга.
    [Бухари; Муслим]
    Он также сказал, сравнивая мусульманскую общину с единым организмом:
    В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу
    верующие подобны единому телу когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается бессонницей и горячкой.
    [Бухари; Муслим]
    Очевидно, что религия, которая так заботится о единстве мусульман, старается укрепить связь между соседями и побуждает их любить, уважать и обеспечивать друг друга и сохранять хорошие отношения. Ислам желает, чтобы соседи любили и уважали друг друга, а также помогали, сочувствовали и делали добро друг другу. Достичь этого можно разными способами. Один из них — делать друг другу подарки. Поэтому Посланник Аллаха

    запретил мусульманам пренебрегать подарком соседу или подарком от соседа. Ведь сосед может обидеться, заметив, что сосед не оценил его подарок и посчитал его слишком скромными незначительным. Из-за этого отношения между соседями могут испортиться Поэтому Посланник Аллаха

    обратил внимание мусульманина на то, что в подарке важна не его стоимость или размеры, а добрые намерения, которые заставили соседа преподнести его мусульманину. Недаром у многих народов есть поговорки вроде «Дарёному коню в зубы не смотрят. Ислам учит людей ценить намерения больше, чем действия, и обращать на духовное больше внимания, чем на материальное ًضْعَب ُه ُضْعَب ُّد ُشَي
    ْمه ُحاَرَتو ْمِهِّداَوَت ف َيننِمْؤُلا ُلَثَم
    ى َكَت ْشا اَذِإ ِد َسَلجا ُلَثَم ْمهِف ُطاَعَتَو
    ِد َسَلجا ُرِئا َس ُهَل ىَعاَدَت ٌو ْضُع ُهْنِم
    ى َّمُلاو ِرَه َّسلاِب

    275
    § 6. Соседи-немусульмане
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28


    написать администратору сайта