Главная страница
Навигация по странице:

  • Он вышел к своему народу в своих украшениях. те, которые желали мирской жизни, сказали Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну Корею Воистину, он обладает великой долей».

  • Поистине, твой нрав превос- ходен.

  • § 15. Тактичный и деликатный

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница19 из 28
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   28
    § 14. Скромный и кроткий
    Высокомерие — поистине отвратительное качество, и унижающего других людей ожидает гнев Всевышнего и Его наказание. Ведь поступающий так нарушает права человека, которые гарантировал ему ислам. Подобное поведение характерно для неверующих, лицемеров и невежд, которым мусульмане не должны уподобляться. О человеке не судят по его внешности, цвету кожи, сложению или происхождению. Смотреть следует на его мужество и смелость. Хватает ли у него смелости открыто говорить истину Боится ли он Аллаха должным образом Исполняет ли он веления Всевышнего, отдаляется ли оттого, что Он запретил Вот что действительно важно. Некрасивый и тщедушный человек в ветхой одежде может занимать более почётное место у Аллаха, и люди могут любить его больше, чем красивого человека знатного происхождения. И вполне может быть, что он сделает для религии намного больше…
    Мусульманин скромен, нетребователен, никому не завидует, ив его чистом сердце нет места злыми недостойным чув-

    417
    § 14. Скромный и кроткий ствам. Кроме того, он понимает, что красота, богатство, власть и таланты — дар Всевышнего, и Он может забрать его назад в любую минуту. Да и обилие мирских благ вовсе не свидетельствует о том, что Всевышний любит этого человека и желает почтить его. Так есть ли у него основание превозноситься над людьми, которые, возможно, окажутся пред Всевышним намного лучше него?
    Мусульманин помнит Слова Всевышнего:
    ту Последнюю обитель Мы предназначили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Благой исход уготован только для
    богобоязненных.
    Сура 28 Рассказ, аят не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.
    Сура 31 «Люкман», аят Посланник Аллаха

    сказал Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку. Один человек воскликнул Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми Пророк

    сказал Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и презрительное отношение к людям
    [Муслим]
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Мусульманин часто читает Коран и Сунну и хорошо знаком сих содержанием. Ион, конечно жене может не заметить, сколько усилий прикладывал Посланник Аллаха

    , чтобы искоренить из среды верующих высокомерие и надменность и очистить от этой скверны их сердца. Поэтому он не желает оказаться в числе высокомерных и горделивых, которых Всевышний подвергнет суровому наказанию.
    Посланник Аллаха

    сказал Тот, кто зазнался или шествовал горделиво, встретит Всевышнего Аллаха разгневанным на него
    [Бухари. Адаб]
    А в другом хадисе Пророк

    сказал Достаточно зла совершает человек, который презирает своего брата в исламе. Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, честь и имущество другого мусульманина
    [Муслим]
    Презрительное отношение к людям из-за их ремесла, слабости или внешнего вида — явное противоречие велению Всевышнего Аллаха относиться к детям Адама с почтением. К тому же Пророк

    сказал Поистине, Аллах внушил мне, что вам следует вести себя скромно — так, чтобы ни один из вас не поступал с другим несправедливо, и чтобы ни один из вас не проявлял высокомерия по отношению к другому
    [Муслим]
    Мусульманин не гордится и не превозносится над теми, кого он превосходит богатством, положением в обществе, влиянием или иными свойствами. Он знает, что высокомерие грех, знает, что Всевышний Аллах не любит высокомерных, горделивых и хвастливых. Его сердце наполнено искренней верой и богобоязненностью. Он равнодушен к мирским благами воспринимает земную жизнь как испытание, которое он должен успешно выдержать. Он знает, что у каждого человека в этом мире свой удели стремится к тому, что у Аллаха. Он желает снискать довольство Всевышнего, чтобы в Судный день, который станет гибельным для великого множества людей, оказаться в числе преуспевших и войти в Сады вечности,

    419
    § 14. Скромный и кроткий обитатели которых пребывают в блаженстве, и оно никогда не кончится Мусульманин страшится гнева Всевышнего и надеется на Его милость, и страстно желает, чтобы Он уберёг его от Огня и ввёл в Рай. Он знает, что мир этот совсем, что в нём есть, на самом деле не стоит и комариного крыла. Он помнит слова Посланника Аллаха

    : Место в Раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого совсем тем, что в нём есть
    [Бухари]
    Может ли человек с такой душой, с такими мыслями, желаниями и устремлениями быть высокомерным, надменными заносчивым?
    Всевышний Аллах сказал, что не удостоит Своим взглядом высокомерного гордеца, не станет говорить сними не очистит его в Судный день, а значит — он не будет помилован. Мусульманин содрогается при одной мысли о том, что и его может постигнуть эта ужасная участь, если в его сердце появится высокомерие и гордыня. Он часто вспоминает предостережение Посланника Аллаха

    : В Судный день Аллах не посмотрит на того, кто волочил свою одежду по земле из
    высокомерия».
    Посланник Аллаха

    также сказал Стремя не заговорит Аллах в Судный день, не очистит их и не посмотрит на них, и их ждёт мучительное наказание. Это прелюбодействующий старик, правитель-лжец и горделивый бедняк
    [Бухари; Муслим]
    Величественность и гордость — качества Всевышнего Аллаха, и у Его слабых и постоянно нуждающихся в Нём творений нет права на них. Высокомерие, проникая в душу человека, заставляет его тягаться с Самим Аллахом, а кто состязается с Господом миров, обречён на поражение и унижение 61 Плеть здесь приведена как пример предмета, занимающего очень мало места
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Посланник Аллаха

    сказал Всевышний Аллах сказал Величественность — Мой изар, а Гордость — Мой плащи кто станет оспаривать у меня что-то из них, того Я подвергну наказанию
    [Муслим]
    После стольких предостережений и грозных увещаний, после стольких аятов и хадисов… Может ли искренне верующий и богобоязненный мусульманин быть горделивыми надменным Нет на свете человека, который питал бы большее отвращение к высокомерию и остерегался бы его больше, чем он…
    Сподвижник Хариса ибн Вахб сказал Я слышал, как однажды Посланник Аллаха

    сказал Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Огне Это всякий грубый, жадный и горделивый
    [Бухари; Муслим]
    И, наконец, мусульманин помнит историю Каруна — высокомерного богача, который кичился своим богатством, взирал на всех свысока и отказывался благодарить Всевышнего за дарованное ему, и Аллах обрушил на него Свою кару.
    Всевышний Аллах сказал:
    Воистину, Карун [Корей]
    был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. соплеменники сказали ему не ликуй, ведь аллах не любит
    ликующих.
    Посредством того, что аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, ноне. Скромный и кроткий
    забывай о своей доле в этом мире твори добро, подобно тому, как аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нече-
    стие на земле, ведь аллах не любит распространяющих
    нечестие».
    Он сказал «Всё это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю. неужели он не знал, что до него аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями Грешники не будут спрошены об их грехах.
    Он вышел к своему народу в своих украшениях. те, которые желали мирской жизни, сказали Вот если бы у нас было то, что даровано
    Каруну Корею Воистину, он обладает великой долей».
    а те, которым было даровано знание, сказали Горе вам Вознаграждение аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. ноне обретёт этого никто, кроме терпеливых
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Мы заставили землю поглотить его вместе сего домом. не было у него сторонников, которые помогли бы ему вместо аллаха, и сам он не мог помочь себе.
    а те, которые накануне желали оказаться на его месте, наутро сказали Ох аллах увеличивает или ограничивает удел тому из своих рабов, кому пожелает. если бы аллах не оказал нам милость, Он заставил бы землю поглотить нас. Ох неверующие не преуспеют».
    ту Последнюю обитель Мы предназначили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Благой исход уготован только для
    богобоязненных.
    Сура 28 Рассказ, аяты Он считал, что своё богатство он получил благодаря своему знанию или же потому, что заслужил его. Тот, кто смотрит на мирские блага, оказавшиеся у него в руках, подобным образом, начинает превозноситься на земле и высокомерно относиться к людям, забывает о мире вечном — заслуживает порицания

    423
    § 14. Скромный и кроткий и наказания. А того, кто берёт от мира этого разрешённое, чтобы оно помогало ему в покорности Всевышнему, и не проявляет высокомерия, ожидает награда.
    Поскольку характер мусульманина формирует его религия, стоит ли удивляться его скромности, чистоте и благонравию?
    Запрещая высокомерие, надменность и хвастовство, ислам в тоже время побуждает к скромности и кротости.
    Посланник Аллаха

    сказал Аллах непременно возвысит того, кто принизил себя ради Него
    [Муслим]
    Посланник Аллаха

    также сказал Поистине, Аллах внушил мне, что вам следует вести себя скромно — так, чтобы ни один из вас не поступал с другим несправедливо и чтобы ни один из вас не проявлял высокомерия по отношению к другому
    [Муслим]
    Мусульманин всегда берёт пример с Посланника Аллаха и потому внимательно изучает его жизненный путь. Он знает, что он был лучшим из людей и наиболее благонравным из них.
    Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику:
    Поистине, твой нрав превос-
    ходен.
    Сура 68 Письменная трость, аят Всевышний также сказал:
    В Посланнике аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется нами- лость] аллаха и спасение в]
    Последний день и много поминает аллаха.
    Сура 33 Союзники, аят 21
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Посланник Аллаха

    говорило себе Если пригласят меня отведать баранью ногу или лопатку, я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу или лопатку, я обязательно приму её»
    .
    Этот хадис свидетельствует о том, что Посланник Аллаха принимал приглашения и богатых и бедных людей и принимал подарки, даже если они были очень скромными. Он понимал, что у всех людей разный достаток и бедный не может позволить себе того, что всегда доступно состоятельному, а потому относился ко всем одинаково, не желая никого обижать. Ведь любому человеку приятно, когда другой принимает его приглашение или подарок.
    Посланник Аллаха

    , несмотря на своё положение, никогда не превозносился над людьми. Напротив, он был скромным, держался простои естественно и имел привычку здороваться с детьми и шутить с ними.
    Как-то раз Анас , проходя мимо играющих детей, поздоровался сними и сказал Именно так поступал Посланник Аллаха

    ».
    Анас также сказал Поистине любая маленькая рабыня в Медине могла взять Пророка

    за руку и увести его, куда хотела
    [Бухари]
    А когда Тамим ибн Усайд пришёл издалека, чтобы встретиться с Посланником Аллаха

    и задать ему несколько вопросов о религии, он очень удивился, не обнаружив у жилища Пророка

    привратников и охраны. Когда он пришёл, Посланник Аллаха

    стоял на минбаре, обращаясь к людям с речью.
    Тамим подошёл к нему и сообщило цели своего прихода. Тогда Посланник Аллаха

    прервал свою речь и, ничуть не рассердившись, начал отвечать на его вопросы 62 Имеется ввиду часть ноги от колена до копыта, на которой, как известно, почти нет мяса

    425
    § 14. Скромный и кроткий
    Тамим рассказывает Однажды я подошёл к Посланнику Аллаха

    , произносившему проповедь, и сказал О Посланник Аллаха, явился чужеземец, который спрашивает о своей религии Он не знает свою религию. Посланник Аллаха повернулся ко мне, прервал свою проповедь и подошёл ко мне. Потом ему принесли скамейку, он сел на неё и принялся обучать меня тому, чему научил его Аллах, после чего вернулся к проповеди и довёл её до конца
    [Муслим]
    § 15. Тактичный и деликатный
    Всевышний учит мусульманина в Своей Книге быть добрым, мягким, благожелательными скромным, никого не презирать и ни над кем не насмехаться. К тому же Посланник Аллаха сказал Достаточно зла совершает человек, который презрительно относится к своему брату по вере
    [Муслим]
    Мусульманину, который ни на минуту не забывает о том, что он — покорный раб Всевышнего Аллаха, чуждо высокомерие и надменность. И, как следствие, он ник кому не относится презрительно и ни на кого не смотрит свысока. Он помнит завет Всевышнего:
    О вы, которые уверовали Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. и пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, те лучше них. не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами.
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    скверно называться нечестивцем после того, как уверовала те, которые не раскаются, окажутся не-
    справедливыми.
    Сура 49 Комнаты, аят Всевышний Аллах запрещает верующим мужчинами женщинам насмехаться друг над другом. Может оказаться, что тот, над кем насмехаются, лучше насмешника — как в этом мире, таки в мире вечном. Чаще всего насмехается тот, у кого полно недостатков. Всевышний также запретил злословить и обижать других мусульман, а также давать им неприятные, обидные прозвища.
    Насмешки, обидные слова и придумывание оскорбительных прозвищ Всевышний назвал нечестием, что указывает на отвратительность подобных деяний и необходимость отдаляться от них.
    Известный мусульманский учёный и толкователь Корана имам аль-Куртуби сказал, комментируя этот аят: В общем, никто не должен издеваться над человеком в ветхой одежде, имеющего физический недостаток или говорящего косноязычно. Ведь может статься, что совесть и сердце у него чище, чему того, кто обладает противоположными качествами, и издевающийся над ним поступит несправедливо с самим собой, унижая того, кого почтил Аллах, и насмехаясь над тем, кого Он возвеличил».
    А вот что сказал аль-Куртуби о Словах Всевышнего Вы же насмехались над ними, пока не забыли Моё напоминание. ивы смеялись над ними (сура 23 Верующие, аят 110): Отсюда следует, что нужно остерегаться насмешек и издевательства над слабыми и бедными. Нельзя унижать их, злословить о них, обсуждать их недостатки, которые нас не касаются, ибо, поистине, это отдаляет нас от Всевышнего Аллаха

    427
    § 16. Уважающий старших и добрый к младшим 16. Уважающий старших и добрый к младшим

    Уважение к старшими забота о младших — признак цивилизованности общества и показатель его духовного и социального развития.
    Ислам учит своих последователей уважать старших и относиться к ним с должным почтением и велит мусульманину и мусульманке быть вежливыми, учтивыми, доброжелательными и благовоспитанными и отдавать людям должное.
    В мусульманской общине пожилые люди пользуются уважением. Их ценят и почитают, всегда прислушиваются к их мнению и обращаются к ним за советом, учитывая их мудрость и большой жизненный опыт. А младшие всегда могут рассчитывать на внимание, заботу, помощь и мягкое и доброе отношение.
    Посланник Аллаха

    учил своих сподвижников почтительно относиться к старшими проявлять милосердие к младшим, ибо это важнейшие факторы стабильности общества. Когда старших уважают и не пренебрегают ими, а младших жалеют, заботятся о них и проявляют к ним милосердие, не возникает взаимной неприязни, обид и раздоров. Никто не чувствует себя униженным, забытым, ненужными бесправным. Все члены мусульманской общины искренне любят и уважают друг друга.
    Мусульманин, воспитанный в соответствии с Кораном и Сунной, понимает важность почтительного отношения к старшими помнит слова Посланника Аллаха Не относится к нам тот, кто не почитает старших из нас, не проявляет милосердия к младшим из нас и не соблюдает права обладающих знаниями из нас
    [Ахмад]
    Вспомним несколько историй из жизни Посланника Аллаха и его сподвижников.
    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что однажды Пророк

    сказал Мне приснилось, что,
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли два человека, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано Старшему — и я отдал её старшему из них
    [Бухари; Муслим]
    Сподвижники ‘Абдаллах ибн Сахль и Мухаййиса ибн
    Мас‘уд отправились в Хайбар, между жителями которого и мусульманами в те дни действовал мирный договор. Там они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса пришёл к ‘Абдаллаху ибн Сахлю, он нашёл его убитыми лежащим в луже крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого ‘Абд-ар-Рахман ибн Сахль
    63
    , Мухаййиса ибн Мас‘уд и Хуваййиса ибн Мас‘уд отправились к Пророку

    и ‘Абд-ар-
    Рахман хотел заговорить, но Пророк

    сказал Пусть говорит старший, пусть говорит старший, — что же касается
    ‘Абд-ар-Рахмана, то он был самым молодым из них, ион замолчала двое других стали говорить.
    Малик ибн аль-Хувайрис передаёт также, что как-то раз два человека, собравшихся в путь, явились к Пророку

    , ион сказал им Когда будете в пути, сначала произносите азан, потом — икаму, а потом пусть старший из вас станет для вас имамом»
    .
    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Однажды, когда мы находились у Пророка

    , принесли съедобную сердцевину пальмы, и Пророк

    сказал Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину. Я хотел сказать, что это пальма, но вспомнил, что я самый младший из присутствующих, и потому промолчал. А потом Пророк

    сказал Это — пальма
    [Бухари]
    Посланник Аллаха

    сказал К возвеличиванию Аллаха относится почитание мусульманина, дожившего до седин, человека, знающего Коран, не допускающего излишеств вот Брат убитого ‘Абдаллаха ибн Сахля.

    429
    § 16. Уважающий старших и добрый к младшим
    ношении него и не оставляющего его, а также справедливого правителя
    [Абу Давуд]
    Эти сообщения свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха

    учил своих сподвижников уважать старших и разъяснял им важность почтительного отношения к пожилым, а также к тем, кто много сделал для ислама и мусульман, и первые верующие следовали его заветам. Посланник Аллаха велел отдавать людям должное и относиться к ним соответственно их положению. ‘Аиша передаёт: Посланник Аллаха

    велел нам относиться к людям в соответствии сих положением».
    Мусульманин понимает смысл этих слов. Это побуждение уважать старших, а также учёных, знатоков Корана и достойных людей и относиться к ним с должным почтением, причём это касается и мужчин, и женщин.
    Уважая старших, мусульмане в тоже время не забывали о младших, уделяли им внимание, признавали их достоинства, заботились о них и соблюдали их права.
    Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) рассказывает «‘Умар приглашал меня к себе вместе со взрослыми мужчинами, принимавшими участие в битве при Ба- дре. В конце концов это, судя по всему, вызвало гнев одного из них, ион спросил ‘Умара: Почему этот входит к тебе вместе снами, ведь он не старше наших сыновей ‘Умар сказал Вы же знаете о его положении И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе сними, и я думаю, что в тот день он это сделал лишь для того, чтобы показать им. Умар спросил Что вы можете сказать о словах Аллаха
    64
    ‘Абдаллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) был членом семьи Пророка

    — сыном его дяди со стороны отца и, соответственно, его двоюродным братом, — и обладал очень большими знаниями в области религии, несмотря на молодость
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    ‹Когда придёт помощь от аллаха и победа и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии аллаха толпами, прославляй Господа твоего хвалою и проси у него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние. Один из присутствовавших ответил Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его опрощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа. А другие промолчали. Тогда он обратился ко мне И ты скажешь тоже самое, о Ибн ‘Аббас?” Я ответил Нет. Он спросил Что же ты скажешь Я ответил Имеется ввиду близкий конец Посланника Аллаха

    , око- тором сообщил Аллах. Аллах сказал, что, когда придёт помощь аллаха и победа, это будет признаком твоего срока, и тогда прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние. ‘Умар сказал Я тоже не знаю об этой суре ничего, кроме того, что говоришь ты
    [Бухари]
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   28


    написать администратору сайта