Главная страница
Навигация по странице:

  • …и творите добро, — быть может, вы преуспеете.

  • Призывай на путь Господа мудростью и добрым увеще- ванием.

  • Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в аллаха.

  • Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют аллаха и постятся, кланяются и падают ниц, побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, и соблюдают ограничения аллаха.

  • Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница20 из 28
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28
    § 17. Несущий благо
    Мусульманин знает, что любое благое дело, совершённое с искренним намерением ради Аллаха, является поклонением Ему. То есть, делая добро людям, мусульманин поклоняется Всевышнему и надеется снискать Его довольство и заслужить Его награду. Благих дел великое множество, и каждый мусульманин может выбрать для себя то, что ему по силам.
    Мусульманин — источник блага для окружающих. Он стремится делать добро, помогать людям и приносить им пользу днём и ночью. Он оказывает людям всевозможные услуги, не требуя ничего взамен и надеясь только на награду Всевышнего, оказывает имморальную и материальную помощь, заботится о них, стремится доставить им радость, избавить от тяготи трудностей и облегчить им жизнь в этом мире и помочь им снискать благо в мире вечном

    431
    § 17. Несущий благо
    Мусульманин постоянно стремится к созиданию и труду, следуя заветам Корана и Сунны. Он несёт людям добро и благо и старается быть полезным им. Он заботится не только о себе, но и об окружающих. Он не упускает возможности совершить доброе дело, исполняя веление Всевышнего Аллаха:
    …и творите добро, — быть может, вы преуспеете.
    Сура 22 Хадж, аят Посланник Аллаха

    сказал Любое доброе дело записывается как поданная милостыня
    [Бухари; Муслим]
    Посланник Аллаха

    также сказал Благое слово — милостыня
    [Бухари; Муслим]
    Всевышний Аллах покрывает Своей милостью человека, который не причинял никому зла и воздерживался от дурных дел, даже если не делал добра.
    Абу Муса сказал Однажды Пророк

    сказал Каждый мусульманин должен подавать милостыню. Люди спросили О Пророк Аллаха, а если он не найдёт что подать Он ответил Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного. Люди спросили А если он всё равно не найдёт что подать и не сможет подавать милостыню Он ответил Тогда ему следует помогать нуждающемуся, который оказался в беде. Люди снова спросили А если он не сможет Он ответил Тогда пусть побуждает к одобряемому и благому. Люди спросили А если он не сможет и этого Он ответил Тогда он должен воздерживаться от всякого зла, и это зачтётся ему как поданная милостыня
    [Бухари; Муслим]
    Посланник Аллаха

    начал со слов Каждый мусульманин должен подавать милостыню. А потом он разъяснил, как может подать милостыню человеку которого скромный
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом достаток и мало имущества. Из слов Посланника

    следует, что мусульманин обязан подавать милостыню. То есть он должен совершать благие дела и приносить пользу людям. Если же у него нет такой возможности, он должен по меньшей мере воздерживаться от скверных слови дели это тоже зачтётся ему как поданная милостыня.
    Посланник Аллаха

    сказал Истинным мусульманином является тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своими руками и своим языком
    [Бухари]
    Поэтому мусульманин каждый день думает о том, какие благие дела он может совершить сегодня или в ближайшем будущем. Так он старается увеличить свою награду. В тоже время он воздерживается от всякого зла, стараясь войти в число наилучших верующих пред Всевышним Аллахом. Да и может ли мусульманин не совершать благие дела, зная, что Всевышний может лишить егоза это милостей, которые Он даровал ему ранее?
    Посланник Аллаха

    сказал Если Аллах даровал человеку какое-нибудь благо, а потом он отказался помочь людям, несмотря на то, что у него была возможность, Аллах может лишить его этого блага
    [Табарани]
    Однажды Посланник Аллаха

    сказал сидящим людям Сообщить ли вам о наилучших и наихудших из вас Они сказали Конечно, о Посланник Аллаха. Он сказал Наилучшими из вас являются те, от кого ожидают добра и не ожидают зла, а наихудшими — те, от кого не ожидают добра, но ожидают зла
    [Ахмад]
    Мусульманин, впитавший наставления Корана и Сунны, принадлежит к числу тех, от кого ожидают добра и не ожидают зла. Совершая добрые дела в этом мире, мусульманин уверен его усилия обязательно будут вознаграждены.
    Посланник Аллаха

    сказал Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскрешения. Атому, кто облегчит по

    433
    § 17. Несущий благо
    ложение несостоятельного должника, Аллах облегчит его положение ив мире этом, ив мире вечном
    [Муслим]
    Благие дела бывают двух видов. Цель совершения одних — принести пользу людям, а других — устранить причиняемый им вред. Второй вид не менее важен, чем первый, и приносит верующему не меньшую награду. Мусульманской общине нужны совершающие благие дела обоих видов, поскольку благодаря им распространяется благо и укрепляются узы любви и братства, которые связывают верующих. Они чувствуют, что жизнь прекрасна, потому что живут в атмосфере любви и согласия и постоянно делают друг другу добро.
    Сподвижник Абу Бараза рассказывает Я сказал О Пророк Аллаха Научи меня чему-нибудь полезному. Он сказал Убирай с дорог мусульман то, что мешает им проходить
    [Муслим]
    А в другой версии этого хадиса сказано О Посланник Аллаха Укажи мне надело, которое поможет мне войти в Рай. Пророк

    сказал Убирай с дороги то, что мешает проходить людям, и это зачтётся тебе как милостыня
    [Ахмад]
    Для мусульманина совершение благих дел с искренним намерением ради Аллаха — это приближение к Аллаху, которое помогает снискать Его довольство и войти в Рай, даже если речь идёт всего лишь о том, чтобы убрать с дороги нечто, мешающее проходить людям.
    Убирая с дороги камень, бревно или что-то другое, мешающее проходить людям, мусульманин исполняет веление Господа. Как далеко до него людям, которые не веруют в Аллаха, не думают ни оком, кроме себя, и бросают мусор с балконов или из окон, совершенно не задумываясь о том, что в это время внизу может проходить человек…
    Если в западном мире люди привыкли уважать порядок и поддерживать чистоту в своих странах лишь недавно, то ислам приучил к этому своих последователей ещё пятнадцать веков назад
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Однако при внешнем сходстве различие огромно. Мусульмане всегда поддерживали порядок и чистоту со всей искренностью, исполняя веление Всевышнего. Они воспринимали нарушение порядка как ослушание Господа, за которое Он подвергнет их наказанию в Судный день. А в дал ких от ислама обществах человек в большинстве случаев считает нарушение порядка всего лишь гражданским неповиновением, за которое его зачастую даже не мучает совесть, особенно если рядом нет людей ив частности, блюстителей общественного порядка. Он может постесняться прохожих, но если место малолюдное, то он чаще всего не видит ничего зазорного в том, чтобы бросить бутылку, пластиковый стаканчик, обёртку или другой мусор прямо на дорогу или на газон, не утруждая себя поиском урны или мусорного контейнера.
    А на поведение мусульманина никак не влияет присутствие людей, ион не позволит себе мусорить или нарушать порядок, даже если рядом никого нет, потому что он знает Аллах видит его, где бы он ни были чтобы он ни делал. Мусульманин старается соблюдать запреты Всевышнего и избегать всего, что Он не одобряет. Очевидно, что боящийся Аллаха соблюдает порядок намного лучше, чем боящийся людей…
    Мусульманин не пренебрегает благим делом, даже если оно незначительно, поскольку знает, что за любое добро, сделанное с искренним намерением ради Аллаха, он непременно получит награду. Оберегая мусульман от зла, обид и любого вреда, беспокойства и неудобств, мусульманин также совершает благое дело.
    Посланник Аллаха

    сказал Я видел в Раю человека, который попал туда зато, что срубил росшее у самой дороги дерево, мешавшее проходить людям
    [Муслим]
    Мусульманин не только сам совершает благие дела и старается делать добро людям, но и указывает на благие дела другим

    435
    § 17. Несущий благо
    Мусульманин боится гнева Всевышнего и стремится к Его довольству. Ему чужд эгоизм и безразличие к окружающим. Он держится простои естественно и никогда не делает ничего напоказ. Он указывает другим на благо, которое видит сам, чтобы оно вышло на свети принесло пользу людям. Мусульманину неважно, кем будет совершено доброе дело — им или кем-то другим — главное, чтобы оно было совершено. Он знает указавший на благое дело получит такую же награду, как и совершивший его.
    Посланник Аллаха

    сказал Указавшего на благое дело

    ждёт такая же награда, как и совершившего его
    [Муслим]
    Мусульманин не из тех, кто не желает делиться благом с другими. Как мы уже сказали, ему несвойственны хвастливость и эгоизм. Ему достаточно того, что он получает награду в любом случае. А награда Всевышнего и Его довольство для мусульманина важнее пустого тщеславия. Он помогает своим братьями сёстрам по вере распространять благо, чтобы каждый делал то, что ему под силу.
    Скольких благ лишилось общество из-за эгоизма и тщеславия отдельных людей, из-за их болезненного стремления добиться похвали прославиться. Они хотят совершить благое дело, однако их желания не всегда совпадают сих возможностями. Вместо того чтобы указать на это благо тему кого есть возможность совершить его, они выжидают удобного случая, чтобы самим совершить его. Но ведь случай может не представиться. Жизнь человека закончится, и это благо он унесёт с собой в могилу. Он не совершает благое дело сами лишает других пользы и блага, которое оно могло бы принести людям, если бы кто-нибудь совершил его.
    Мусульманин, напротив, старается указывать набла- го, о котором знает. Он делится с другими своими соображениями и идеями, которые могут оказаться полезными. Он совершает благие дела в соответствии со своими возможностями, одновременно побуждая к этому других. Так он
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом заслуживает двойную награду — задела, которые совершает он сами задела, которые совершают другие благодаря его указанию или совету 18. Призывающий к истине
    Благое слово, с которым мусульманин обращается к человеку, незнакомому с исламом, или к верующему, отклонившемуся от пути Всевышнего, приносит ему щедрую награду. Если благодаря ему человек откроет для себя истину и примет ислам, мусульманин получит такую же награду, как и он.
    Посланник Аллаха

    сказал Кто призывал людей на истинный путь, тому достанется награда, подобная награде тех, кто последует этим путём, и это ничуть не уменьшит их собственных наград
    [Муслим]
    Мусульманин, который живёт согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника

    , — светоч, который освещает путь людям, идущим в кромешной тьме, и ничто неспособно закрыть излучаемый им свет.
    Даже если у мусульманина скромные познания в религии, он старается использовать их в своём призыве. Он знает, что Всевышний Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает, и успех любого дела зависит исключительно от Его воли. Поэтому он исполняет свою обязанность — донести до людей то, что ему известно из Истины, — со спокойным сердцем, уповая на Всевышнего и не огорчаясь, если результат не соответствует ожиданиям. Он помнит слова Посланника Аллаха

    : Передавайте от меня, пусть даже один аят…»

    [Бухари]
    Нередко случается, что один аят или несколько слов, сказанные мусульманином или мусульманкой, становятся причиной прихода в ислам того или иного человека. Бывает, что человек принимает ислам от простого мусульманина, у которого

    437
    § 18. Призывающий к истине почти нет знания, и не прислушивается к словам того, кто знает наизусть весь Коран и прочёл множество книг…
    Поэтому мусульманин призывает людей к исламу соответственно своим возможностям, помня о том, что Всевышний Аллах не возлагает на человека ничего, кроме посильного для него.
    Если у него много знаний, он неустанно передаёт их, просвещая людей, а если его багаж знаний невелик, он всё равно ищет возможность поделиться ими и передаёт их при каждом удобном случае. Мусульманин старается обучать полезному непросвещённых братьев по вере, у которых не было возможности получать исламские знания, потому что он желает своим братьям по вере того же, чего желает самому себе. Он помнит слова Посланника Аллаха

    : Да вознаградит Аллах человека, который услышал от нас нечто и передал это другим в неизменном виде, ибо, поистине, бывает так, что тот, кому он передаёт, поймёт и усвоит это лучше, чем он сам
    [Тирмизи]
    Мусульманин знает, что человек приходит в этот мир непросто таки что Всевышний Аллах сотворил его с особым умыслом и для определённой цели. Он сотворён, чтобы поклоняться Всевышнему и исполнять обязанности, которые Он возложил на них.
    Всевышний Аллах сказал:
    я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
    Сура 51 Рассеивающие прах, аят К поклонению относится всё, что делает человек для преображения Вселенной, возвышения Слова Аллаха и претворения в жизнь той программы, которую Он даровал людям,
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом и на мусульманах и мусульманках лежит обязанность призывать людей к истине.
    Поэтому мусульманин старается призывать окружающих к истине, в которую уверовал он сам, стремясь к довольству Всевышнего Аллаха и Его награде, которую Он обещал призывающим к Его религии.
    Посланник Аллаха

    сказал Али И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными

    верблюдами!
    [Бухари]
    Призывая к религии Всевышнего Аллаха, мусульманин взвешивает каждое слово и старается подбирать подход к людям, понимая, что у каждого из них свой уровень образования и культуры и невозможно всем говорить одни и те же слова.
    Всевышний Аллах сказал:
    Призывай на путь Господа мудростью и добрым увеще-
    ванием.
    Сура 16 «Пчёлы», аят Мусульманин избегает длинных и пространных речей, малопонятных слушателями потому утомляющих и вызывающих скуку. Он старается говорить кратко и понятно и раскрывать тему так, чтобы облегчить её усвоение. Он понимает, что сложную тему лучше объяснять понемногу в несколько этапов, чем
    ٌد ِحاَو ٌلجَر َكِب ى َد ْهُي ْنََلأ ِللهاَوَف
    ِمَعَّنلا ِرْ ُ
    ح ْنِم َكَل ٌْير َخ

    439
    § 18. Призывающий к истине говорить четыре часа без перерыва, видя при этом по выражению лиц слушателей, что они ровным счётом ничего не поняли. Само собой разумеется, что мусульманин учитывает уровень подготовки тех, к кому обращается. Если к нему приходят люди, которые почти ничего не знают об исламе, он начинает с самого простого, делает необходимые пояснения и избегает сложных тем. Он старается, чтобы всем было интересно и понятно. Именно так поступал Посланник Аллаха

    , просвещая своих сподвижников в вопросах религии.
    Посланник Аллаха

    использовал разные методы для того, чтобы облегчить сподвижникам понимание и представление чего-либо. Он приводил примеры, сравнивал, задавал вопросы, вступал в диалог с кем-то, рассказывал истории, а иногда, как в приведённом хадисе, рисовал на земле для разъяснения. И все проповедники ислама должны следовать примеру Посланника Аллаха

    . Это поможет им достичь успеха в призыве, раскрыть умы и сердца людей и помочь им воспринять истину.
    ‘Абдаллах ибн Мас‘уд также сказал Однажды Пророк начертил прямоугольник. Потом он начертил в середине его линию, выходящую за его пределы, потом начертил несколько маленьких линий, доходящих до той линии, которая была посередине, после чего сказал Это — человек то, что его окружает, есть его жизненный срок то, что выходит за пределы прямоугольника, является его надеждами, а эти маленькие чёрточки — превратностями судьбы, которые его постигают, и если минует его одно, то вцепится в него другое, если же минует его второе, то вцепится в него первое
    [Бухари]
    Ибн Мас‘уд имел обыкновение увещевать людей по четвергами один человек сказал ему О Абу ‘Абд-ар-
    Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно Он ответил ему Поистине, я не делаю этого только потому, что не желаю утомлять вас. Я обращаюсь к вам
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом с увещеваниями так, как увещевал нас самих Посланник Аллаха, опасавшийся, что частые наставления могут вызвать у нас скуку
    [Бухари; Муслим]
    Мусульманин понимает, что должен запастись терпением, потому что люди, которых он призывает к соблюдению ислама, далеко не всегда понимают его слова с первого раза. Они переспрашивают, возражают, а иногда и спорят, и мусульманин готов к этому. Человеку, особенно пожилому, нелегко избавиться отложных убеждений и стереотипов, и ему нужно время, чтобы воспринять истину. К тому же мусульманину приходится сталкиваться с самыми разными людьми, и у каждого из них свои обстоятельства. Среди его знакомых, которым он разъясняет нормы религии, могут оказаться люди, которые по тем или иным причинам, даже будучи верующими, знают о религии очень мало. Они вполне могут не знать прописных истин. Мусульманина это не раздражает. Он терпелив и желает всем своим братьям по вере того же, чего желает самому себе. Ион понимает делая в этом мире добро ради Всевышнего Аллаха, он получит щедрую награду в мире вечном. Поэтому он нежа- леет времени, которое порой приходится тратить на объяснение казалось бы очевидных вещей.
    Разъясняя какое-нибудь положение, относящееся к религии, мусульманин раскладывает всё по полочкам, чтобы тек кому он обращается, поняли его слова правильно, и не ленится повторить сказанное несколько раз, если видит, что в этом действительно есть потребность. Так поступал Посланник Аллаха

    Анас рассказывает Посланник Аллаха

    повторял свои слова трижды, чтобы люди поняли его, а придя к каким- нибудь людям, он приветствовал их трижды».
    ‘Аиша сказала Слова Посланника Аллаха

    были ясными и понятными, и их понимал каждый слышавший их».
    Мусульманин старается всегда следовать примеру Посланника Аллаха

    , в том числе ив своём призыве к религии

    441
    § 18. Призывающий к истине
    Всевышнего Аллаха и просвещении братьев по вере. Посланник Аллаха

    , как известно, был терпеливейшим из людей. Он никогда не повышал голос, не грубил людям и не сердился на них. Он внимательно выслушивал спрашивающего о чём- либо и никогда не перебивал его. Он был мудрыми добрым наставником и любил людей, и они любили его. Спокойный и уравновешенный, он не раздражался, когда человек не сразу понимал его слова, даже если из-за этого ему приходилось повторять сказанное несколько рази люди покидали его не иначе как удовлетворённые ответом и полностью усвоившие сказанное.
    Это подтверждает история, рассказанная одним из сподвижников Посланника Аллаха

    Му‘авия ибн аль-Хакам ас-Сулями сказал Однажды, когда я молился вместе с Посланником Аллаха

    , кто-то из присутствовавших чихнули я сказал Да помилует тебя Аллах После этого люди стали бросать на меня осуждающие взгляды, и я воскликнул Да лишится меня моя мать Что вы так смотрите на меня Тут они принялись хлопать себя руками по бёдрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, то рассердился, но всё же умолк. А когда Посланник Аллаха

    (да станут мои отец и мать выкупом за него) закончил молиться, он обратился ко мне. Яне видел ни до, ни после него такого наставника Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударили не обругала только сказал Поистине, вовремя молитвы не годится произносить ничего из того, что обычно говорят люди Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха, и чтение Корана — или же Посланник Аллаха

    сказал нечто подобное. А после этого я сказал О Посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, и среди нас всё ещё есть люди, которые ходят к прорицателям. Пророк

    сказал А тыне ходи к ним. И я также сказал И есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования. Он сказал Они лишь

    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    ощущают нечто в своих сердцах, но это нив коем случае не должно останавливать их
    [Муслим]
    Мусульманин не жалеет сил, когда разъясняет людям догматы и нормы исламской религии. Он понимает важно донести до человека эту крайне важную информацию, даже если на это уйдёт много времени и сил. Все люди разные, и один всё схватывает налету, а другому нужно время, чтобы осмыслить и усвоить услышанное. Одни люди легко меняют своё мнение, осознав его несостоятельность, а другие склонны придерживаться прежних взглядов, даже если существуют веские доказательства того, что эти взгляды неправильные такому человеку тяжело расставаться стем, к чему он привык и что стало частью его жизни, он боится перемени ему нелегко решиться изменить мнение в вопросе, который ему самому представляется жизненно важным. Учитывая эти различия, мусульманин понимает, что ему, скорее всего, придётся столкнуться с разными типами людей и не всегда беседы об исламе или уроки, которые он дат, будут лёгким и приятным делом. Есть люди, которые, узнав о каком-нибудь велении или запрете Аллаха, спешат исполнить их, тогда как другие продвигаются поэтому пути крайне медленно, маленькими шагами. Им тяжело принять истину, им нелегко даётся покорность Аллаху. Мусульманин старается помочь таким людям, призывая на помощь всю свою богобоязненность, выдержку и терпение, и нередко добивается прекрасных результатов, а человек, которому он помог, не только благодарит егоза помощь и терпение, но и обращается к Всевышнему с мольбами вознаградить егоза его благие дела.
    Мусульманин не отвечает злом назло и обидой на обиду. Если те, кого он призывает к исламу или учит нормам ре 65 То есть дурные предзнаменования и приметы нив коем случае не должны заставлять людей отказываться от задуманного

    443
    § 18. Призывающий к истине лигии, ведут себя неподобающим образом, допускают ошибку или обижают кого-нибудь словом или делом, он старается сделать им замечание наедине или просто намекнуть, что они поступают неправильно, но нив коем случае не осуждает их в присутствии других людей. Он понимает, что, задев их чувства, может отвратить их от ислама, олицетворением которого он является для них.
    ‘Аиша передаёт, что когда Пророк

    узнавало том, что какой-нибудь человек сказал нечто неподобающее, он никогда не говорил Почему такой-то говорит то-то?!» Вместо этого он говорил Почему люди говорят то-то и то-то?!»

    Мусульманин уверен, что мягкость, вежливость, доброжелательность и мудрое увещевание приносят гораздо больше пользы, чем резкое осуждение и давление. Посланник Аллаха был непросто мудрым проповедником и руководителем, но и очень тактичными деликатным человеком 19. Побуждающий к одобряемому Шариатом и удерживающий от порицаемого
    В Коране много раз упоминается побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого. Всевышний подчёркивает важность этих действий.
    Всевышний Аллах сказал:
    Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в аллаха.
    Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят 110
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Ислам обязал верующих мужчин и женщин побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.
    Всевышний Аллах сказал:
    Верующие мужчины и женщины — помощники и друзья друг другу. Они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются аллаху и его Посланнику. аллах смилостивится над ними. Воистину, аллах — Могущественный,
    Мудрый.
    Сура 9 Покаяние, аят Верующих, которые неуклонно исполняют возложенную на них обязанность побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, ожидает успехи великая награда в мире вечном.
    Всевышний Аллах сказал:
    Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют аллаха и постятся, кланяются и падают ниц, побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, и соблюдают ограничения
    аллаха.
    Сура 9 Покаяние, аят 112

    445
    § 19. Побуждающий к одобряемому Шариатом и удерживающий от порицаемого
    Всевышний обещал помогать тем, кто станет трудиться на Его пути, исполнять Его веления, соблюдать Его запреты и побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. И чем больше возможностей для поклонения Ему и совершения благих дел дарует Всевышний искренним верующим, тем большее усердие проявляют они и тем ревностнее заботятся о том, чтобы никто не преступал установленные Им границы.
    Всевышний Аллах сказал:
    аллах непременно поможет тому, кто помогает ему. Поистине, аллах — Всесильный,
    Могущественный.
    если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать молитву, выплачивать
    закят, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. а исход всех делу аллаха.
    Сура 22 Хадж, аяты Если же мусульмане отказываются побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, они тем самым ослабляют мусульманскую общину и навлекают на себя гнев Всевышнего и Его наказание.
    Всевышний сказал:
    неверующие сыны исраиля были прокляты языком Да-
    вуда и ‘исы, сына Марьям.
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного.
    Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!
    Сура 5 Трапеза, аяты Мусульманин понимает жизненную важность побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого для мусульманской общины благодаря разъяснениям Посланника Аллаха. Водном из хадисов, приведённом в сборнике аль-Бухари, Посланник Аллаха

    представил общество, в котором люди побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, и общество, в котором люди не делают этого, на примере пассажиров одного корабля. Одни разместились в верхней части корабля, а другие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, ив конце концов они сказали Ане проделать ли нам дыру в днище, чтобы набирать воду через не, не беспокоя тех, кто наверху Если сидящие на палубе предоставят их самим себе и не помешают им, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех остальных.
    Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого укрепляют и защищают религию, оберегают то, что ислам объявил святыми неприкосновенными способствуют должному соблюдению Шариата Всевышнего. Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — это усилия, прикладываемые мусульманином ради того, чтобы его братья по вере соблюдали нормы Шариата и избегали грехов. Кро-

    447
    § 19. Побуждающий к одобряемому Шариатом и удерживающий от порицаемого ме того, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого это признак, позволяющий отличить верующего от лицемера. Всевышний Аллах сказал:
    лицемеры и лицемерки
    подобны друг другу. Они побуждают к порицаемому и удерживают от одобряе-
    мого.
    Сура 9 Покаяние, аят Человек, который побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, должен быть мягким, терпеливыми великодушным. Услышав что-то из того, что ему не по душе, он не должен гневаться так, словно ему нанесли личную обиду. Он должен относиться к верующим, которые ослушиваются Аллаха, снисходительно и чистосердечно, и жалеть их. Кроме того, увидев, как другой совершает грех, мусульманин должен вспомнить о милости Всевышнего, Который уберёг его от совершения подобного греха. Удерживающий от порицаемого не должен смотреть на грешника свысока, относиться к нему презрительно и думать, что он лучше его. Он должен терпеливо сносить обиды, которых ему нанесут немало. Ему следует избегать потворства, заискивания и попустительства и не огорчаться, если кто-то обругает его, перестанет общаться с ним или порвёт отношения. Мусульманин должен искать довольства Всевышнего, а нелюдей, и уповать на Него Одного, ибо, поистине, кто уповает на Аллаха, тому достаточно Его.
    Он понимает если мусульмане будут побуждать друг друга к одобряемому и удерживать от порицаемого, люди научатся отличать Сунну оттого, что не имеет отношения к религии, дозволенное — от запретного. Они будут знать, что является
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом обязательным, а что — желательным, разрешённым или нежелательными новые поколения привыкнут совершать одобряемое Шариатом и отдаляться от порицаемого. Они будут питать отвращение к греху и ослушанию Аллаха.
    Любая община приходит в упадок, когда люди начинают жить беспорядочно, каким вздумается, преступая установленные Всевышним границы и забывая о ценностях и морали.
    Распространение порицаемого ведёт к ослеплению сердец и ослаблению веры. У людей пропадает ревностное отношение к религии и запретам Всевышнего, начинается хаос, появляется преступность. Всевышний испытывает людей, не мешая им творить порицаемое. Видя вокруг себя столько порицаемого, многие мусульмане привыкают к нему, и восприимчивость их сердец притупляется. Они становятся такими же равнодушными к ослушанию Аллаха, как и тот, кто сам совершает порицаемое. Люди смотрят, как другие грешат, и им даже в голову не приходит, что на их глазах мусульманин ослушивается Аллаха и что его действие достойно порицания.
    Один из наших праведных предшественников сказал Самое страшное — когда сердца привыкают к порицаемому. Если человек постоянно видит порицаемое и сталкивается с ним, он привыкает к нему, а когда человек привыкает к чему-то, он пе- рестаёт реагировать на это».
    Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого помогают бороться с пороком, защищают религию и оберегают нравственность. Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — неотъемлемая часть религии и предписание Господа миров. Исполняя это предписание, верующие приносят пользу самим себе и преображают землю. Если же мы перестанем побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, мы лишимся самого действенного средства исправления и воспитания людей и улучшения положения в обществе. Люди перестанут замечать порицаемое, которое совершается на их глазах. Родитель не станет удержи

    449
    § 19. Побуждающий к одобряемому Шариатом и удерживающий от порицаемого вать сына от грехов и упрекать егоза скверные дела. Соседи, родственники и друзья перестанут давать друг другу добрые советы, побуждать друг друга к одобряемому и удерживать от порицаемого. Они не будут убеждать друг друга одуматься и вернуться на прямой путь. Вместо этого они будут спокойно смотреть, каких брат по вере погрязает в грехах и идёт к краю пропасти В обществе, в котором нет побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, распространяются пороки нечестие.
    Мусульманин не должен отказываться от исполнения этого долга под предлогом того, что он сам — далеко не идеал. Мусульманские учёные говорят, что для того, чтобы удерживать других от порицаемого, человеку вовсе необязательно быть совершенным. Он должен стремиться к совершенству, стараться исполнять все веления Аллаха и соблюдать все Его запреты и одновременно призывать других к одобряемому и удерживать от порицаемого.
    Посланник Аллаха

    также велел побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.
    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что Посланник Аллаха

    сказал О люди Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого
    [Ибн
    Маджа]
    Мусульманин побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого в своём окружении, а мусульманка — в своём. Увидев нечто порицаемое, мусульманин старается устранить это или исправить мягко, с мудростью и благим увещеванием. Если у него нет возможности изменить порицаемое своими руками, он старается сделать это своим языком — с помощью разъяснения и увещевания. Если это не помогает, то он осуждает порицаемое своим сердцем, помня о том, что это самое слабое проявление веры, и старается найти способ изменить его. Поступая так, он следует завету Посланника Аллаха, который сказал
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то хотя бы своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением
    веры.
    [Муслим]
    Побуждая к одобряемому и удерживая от порицаемого, мусульманин проявляет искренность и чистосердечие по отношению к своим братьям по вере, помня о том, что религия — это проявление искренности.
    Пророк

    сказал Религия — это проявление искренности. Люди спросили К кому Он ответил К Аллаху, Его Книге и Его посланникам, а также к предводителям мусульман и простым мусульманам
    [Муслим]
    Мусульманин понимает, что если верующие будут молчать, видя порицаемое, тов их среде будет распространяться пороки нечестие, а этому необходимо воспрепятствовать. Поэтому он борется с порицаемыми обычаями в мусульманском обществе и старается удержать братьев по вере от слови дел, противоречащих исламу, и разъясняет им, что дозволено исламом, а что запрещено. Он напоминает им о милости и награде Всевышнего и предостерегает их от Его гнева и наказания. Мусульманин не может позволить себе молчать, если на его глазах происходит нечто, заслуживающее порицания. Он старается изменить своих братьев по вере в лучшую сторону и помогает им исправлять ошибки и избавляться от недостатков. Он побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, исполняя веление Всевышнего Аллаха и Его Посланника

    ُهِّْيرَغُيْلَف اًر َكْنُم ْم ُكْنِم ىَأَر ْنَم
    ْنِإَف ِهِنا َسِلِبَف ْع ِطَت ْسَي َْل ْنِإَف ِهِدَيِب
    ُفَع ْضَأ َكِلَذَو ِهِبْلَقِبَف ْع ِطَت ْسَي َْل
    ِناَيمِْلإا

    451
    § 19. Побуждающий к одобряемому Шариатом и удерживающий от порицаемого и желая избежать наказания, которое постигнет всю общину, если мусульмане перестанут осуждать порицаемое и призывать к его устранению.
    Когда Абу Бакр стал халифом, он взошёл на минбар, восхвалил Аллаха и сказал О люди Поистине, вычитаете аят: О вы, которые уверовали Позаботьтесь о себе. если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Однако вы неправильно понимаете его. Я слышал, как Посланник Аллаха

    сказал Поистине, если люди видят порицаемое, ноне исправляют его, наказание Аллаха угрожает им всем”».
    Абу Бакр передаёт, что Пророк

    сказал Если в какой-
    нибудь общине одни люди ослушиваются Аллаха, а остальные могут это изменить, ноне делают этого, Аллах подвергнет наказанию всех
    [Абу Давуд]
    А Джарир ибн ‘Абдаллах передаёт, что Посланник Аллаха сказал Если в какой-нибудь общине одни люди ослушиваются Аллаха, а остальные могут это изменить, ноне делают этого, Аллах подвергнет наказанию каждого из них

    ещё до того, как они умрут
    [Абу Давуд]
    А в другом хадисе Посланник Аллаха

    сказал Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, выбудете побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах нашлёт на вас наказание, и потом выбудете взывать к Нему, ноне получите ответа
    [Тирмизи]
    Мусульманин привык трудиться и созидать. Ион постоянно старается совершать благие дела, превращать скверное в хорошее, а хорошее делать ещё лучше. Он не из тех, кто довольствуется ролью стороннего наблюдателя и оправдывает своё бездействие утверждениями вроде Но ведь это делают другие, а не я, а значит, я ни прич м Он знает, что распространение грехов и порока внутри мусульманской общины ставит под угрозу благополучие всей общины, если мусульмане не будут противостоять ему
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, религия сынов

    Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему Эй ты, побойся Аллаха и откажись оттого, что ты делаешь, ведь это тебе не дозволено А наследующий день он снова встречал его и видел, что он продолжает вести себя точно также, однако это не мешало ему есть, пить и общаться с ним. И когда они стали поступать подобным образом, Аллах столкнул их сердца
    [Табарани]
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28


    написать администратору сайта