Главная страница
Навигация по странице:

  • § 21. Не хвастливый и равнодушный к похвале

  • О вы, которые уверовали не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёка

  • …показывая себя перед людьми и поминая аллаха лишь немного.

  • Поистине, к тем, кто говорил Господь наш — аллаха потом придерживался прямоты, нисходят ангелы, возвещая не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница21 из 28
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28
    § 20. Страшащийся лицемерия
    Сегодня многие люди лицемерят и заискивают друг перед другом, называя это вежливостью и учтивостью, не осознавая, что совершают запретное и губят самих себя. Мусульманин не относится к таким людям. Он избегает любых форм неискренности и лицемерия, не боится сказать правду при необходимости и не хвалит тех, кто не заслуживает похвалы.
    Мусульманин держится естественно. Он вежлив и воспитан, однако в тоже время честен и прямолинеен. Он не боится сказать правду, когда в этом есть необходимость. Он избегает запретного лицемерия, лести, заискивания и лживых похвал, потому что его достоинство — достоинство истинного мусульманина и глубокая вера во Всевышнего, — не позволяют ему опускаться до лжи и притворства.
    Посланник Аллаха

    научил верующих, как нужно вести себя с людьми и как правильно реагировать на лесть и преувеличенные восхваления.
    Однажды к Пророку

    прибыла делегация бану ‘Амир, члены которой принялись восхвалять его, говоря Ты — наш господин Он же сказал в ответ Господин — это Всевышний Аллах. Они сказали Ты — лучший из нас и самый достойный Он сказал Говорите то, что говорите, или часть то

    453
    § 20. Страшащийся лицемерия
    го, что говорите, ноне позволяйте Шайтану использовать вас. Поистине, я не желаю, чтобы вы возносили меня выше того места, которое отвёл мне Всевышний Аллах. Я — Му-
    хаммад ибн ‘Абдаллах, раб Аллаха и Его Посланник».
    Перед смертью Пророк

    предостерёг людей, сказав Не превозносите меня так, как христиане превознесли сына Марьям. Поистине, я — раб Аллаха, так говорите же раб Аллаха и Его Посланник
    [Бухари]
    Мухаммад

    был предводителем посланников и лучшим из людей, однако он запретил восхвалять и превозносить себя, потому что привычка льстить, хвалить и заискивать часто приводит человека к лицемерию. К тому же ислам приветствует скромность, честность, искренность и естественность, а лесть чаще всего исходит от неискреннего человека, завистника и корыстолюбца. По этой же причине Посланник Аллаха запретил хвалить человека в лицо — чтобы хвалящий не впал в лицемерие, а хвалимый не возгордился и не превратился в самовлюблённого эгоиста и хвастуна.
    Абу Бакра сказал «Как-то раз один человек стал хвалить другого в присутствии Пророка

    и Пророк

    воскликнул Горе тебе, ты перерезал горло своему брату, ты перерезал горло своему брату Он повторил эти слова несколько раза потом сказал Пусть тот из вас, кто будет хвалить своего брата, скажет Я считаю такого-то таким-то, правду же он м знает только Аллах, и я никого не восхваляю и не обеляю пред Аллахом, а только считаю его таким-то и таким-

    то›, — если он действительно уверен в том, что говорит он м
    [Бухари; Муслим]
    Человек любит, чтобы его хвалили, и ему нравится, когда другие восхищаются им. Однако стоит кому-то хорошо отозваться он м в его присутствии, как он начинает гордиться собой и считать, что он лучше других. Лживые похвалы корыстолюбцев кружат голову богатыми влиятельным людям, превращая их в высокомерных гордецов, которые считают, что
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом они всесильны и вправе чинить несправедливость и притеснять слабых. Привыкнув к неустанным восхвалениям, они не выносят критики, советов и наставлений. Стоит ли удивляться после этого, что нет справедливости, не соблюдаются права людей ив обществе процветает порок…
    Если верующий хвалит своего брата по вере, он должен говорить он м только правду, а не приписывать ему достоинства, которыми тот в действительности не обладает. Ион должен избегать преувеличения. Достаточно засвидетельствовать, что такой-то обладает такими-то достоинствами и совершает такие-то благие дела, вместо того, чтобы слагать он м неправдоподобно звучащие хвалебные оды, ибо этим он открывает путь лицемерию, лжи, неискренности и корысти, а их не должно быть в мусульманской общине.
    Однажды сподвижник Михджан аль-Аслями сидел вместе с Посланником Аллаха

    в мечети. Посланник Аллаха увидел одного человека, который молился, совершая поясные и земные поклоны. Он спросил Кто это Михджан вот- вет принялся хвалить этого человека, говоря Это такой-то и такой-то…» Тогда Посланник Аллаха

    сказал ему Достаточно Пусть он не услышит этого, а не то ты погубишь его
    [Бухари. Адаб]
    А в версии имама Ахмада Михджан сказал О Пророк Аллаха Это такой-то, ион один из лучших жителей Медины Или же он сказал Он молится больше всех жителей Медины Посланник

    сказал ему Пусть он не услышит этого, а иначе ты погубишь его — повторив эти слова два или три раза, а потом добавил Поистине, вы — община, которой Аллах желает облегчения
    [Ахмад]
    Абу ‘Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад Ибн Ханбаль аш-
    Шейбани. Родился в Багдаде в 164 году хиджры. Его отец умер, когда ему было три года, и его воспитывала и обеспечивала мать. Скончался в пятницу в 241 г. х. В юности учил

    455
    § 20. Страшащийся лицемерия ся у Абу Юсуфа, ученика Абу Ханифы, затем стал изучать хадисы. Он путешествовал ради приобретения знаний и побывал в Мекке, Медине, Куфе, Басре и Шаме. Учился у Яхйи ибн Му‘ина, Исхака ибн Рахавейхи, аш-Шафи‘и и других. Аш-Шафи‘и сказало нм «Ахмад — имам в восьми вещах. Это хадисы, фикх, арабский язык, Коран, бедность, аскетизм, богобоязненность и Сунна». ‘Абд-ар-Раззак сказало нм Я никогда не видел человека, который знал бы религию глубже и был бы более богобоязненным, чем
    Ахмад ибн Ханбаль». Имам Ахмад — выдающийся учёный, знаток хадисов и факих. Автор сборника хадисов «Аль-
    Муснад», включающего более 30 тысяч хадисов. При извлечении норм Шариата обращался сначала к Корану, затем — к Сунне, затем — к согласному мнению учёных (иджма‘), затем — к словам сподвижников, а затем — к аналогии
    (кийас). Далее он учитывал правило норма остаётся в силе до тех пор, пока не появится доказательство её изменения
    (истисхаб), неоговорённую в Шариате выгоду (масалих
    мурсаля) и превентивные меры (садд аз-зараи‘)
    [Мадхаль]
    Посланник Аллаха

    велел бросать землёй в лица расхваливающих, чтобы избежать распространения лицемерия.
    Благородные сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не одобряли тех, кто хвалил их в их присутствии, несмотря на то, что они заслуживали этих похвал. Они не стремились прославиться и не делали ничего напоказ, а потому были равнодушны к хвалебным речами даже боялись, что они погубят их. Нафи‘ и другие передают, что однажды какой-то человек сказал Ибн ‘Умару : О лучший из людей О сын лучшего из людей Ибн ‘Умар возразил Яне лучший из людей и не сын лучшего из людей. Я — один из рабов Аллаха, надеющийся на милость Всевышнего и страшащийся Его наказания Клянусь Аллахом, вы не оставите человека в покое до тех пор, пока не погубите его
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Ибн ‘Умар был богобоязненным, праведными мудрым человеком и хорошо представлял себе последствия подобных похвали льстивых слов. Опасность лести, заискивания и преувеличенной хвалы не укрылась и от остальных сподвижников.
    Однажды люди сказали ‘Абдаллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах ими его отцом Поистине, когда мы входим к нашим правителям, то говорим им не то, что говорим, когда выходим от них. Он сказал При жизни Посланника Аллаха мы считали подобное лицемерием
    [Бухари]
    § 21. Не хвастливый и равнодушный к похвале
    Мусульманин стремится снискать довольство Всевышнего и ничего не делает напоказ людям. Его вера и богобоязненность уберегают его от хвастовства, и у него нет привычки хвалиться перед другими своими добрыми делами. Он знает, что первейшая основа ислама — искренность в словах и делах, поэтому всё, что он делает, он делает с искренним намерением ради Аллаха. Дело, совершённое напоказ, тщетно и не принимается Всевышним Аллахом. За него не будет награды, а в Судный день оно покроет человека позором. Так зачем совершать его?
    Для мусульманина неважно признание людей и их похвалы. Для него главное — довольство Всевышнего. Человек в этом мире может быть благодарным, а может и не быть таковым, а в Судный день он не сможет помочь и принести пользу даже самому себе, не говоря уже о других. А Всевышний Аллах не оставляет без награды творящих добро, даже если добро это весом с пылинку. Похвалы людей и лестные отзывы никогда не принесут мусульманину той пользы, которую способна принести искренность намерений, богобоязненность и стремление снискать довольство Всевышнего.
    Всевышний Аллах сотворил джиннов и людей, чтобы они поклонялись Ему.

    457
    § 21. Не хвастливый и равнодушный к похвале
    Всевышний сказал:
    я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
    Сура 51 Рассеивающие прах, аят Аллах принимает поклонение, только если оно искренне, то есть обращено к Нему Одному и совершается ради Него Одного:
    а ведь им было велено лишь поклоняться аллаху, служа ему искренне, как приверженцы единобожия.
    Сура 98 Ясное знамение, аят Мусульманин знает если он сделает что-то напоказ, желая, чтобы люди похвалили его и потом говорили он м, его дело окажется тщетным. Он не получит за него награду и останется в убытке. Всевышний Аллах сказал:
    О вы, которые уверовали не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёка-
    ми и оскорблениями, подобно тому, кто расходует своё имущество напоказ и не верует при этом в аллаха ив Последний день. Притчей он м является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. но вот прошёл ливень
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. аллах не
    ведёт прямым путём неверующих людей.
    Сура 2 Корова, аят 264
    Попрёк, которым человек сопровождает подаяние, уничтожает награду за него подобно тому, как дождевая вода смывает тонкий слой земли с гладкого камня. Далее Всевышний говорит, что лицемерные люди, делающие что-то напоказ, не заслуживают того, чтобы Он вёл их прямым путём, и стоят водном ряду с неверующими. Всевышний сказало них:
    …показывая себя перед людьми и поминая аллаха лишь
    немного.
    Сура 4 Женщины, аят Иными словами, они не стремятся к довольству Всевышнего Аллаха, а думают лишь о том, чтобы заслужить похвалу людей.
    А в хадисе-кудси говорится, что Всевышний Аллах сказал Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и если кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я оставлю его вместе сего многобожием
    [Муслим]
    Мусульманин, который находит Божественное руководство в Книге Аллаха и Сунне Его Пророка

    , помнит слова Пророка

    : Аллах опорочит того, кто будет рассказывать людям о своих благих делах, и выставит напоказ того, кто будет поклоняться Ему напоказ другим
    [Бухари; Муслим]
    66 То есть покажет всем истинные намерения таких людей

    459
    § 21. Не хвастливый и равнодушный к похвале
    Пророк

    сказал своим сподвижникам Больше всего боюсь я для вас малого ширка»
    . Люди спросили О Посланник Аллаха, а что такое малый ширк?» Он сказал Совершение дел напоказ. В День, когда Аллах воздаст Своим рабам по заслугам, Он скажет таким людям Идите к тем, напоказ кому выделали то, что делали, в земной жизни, и посмотрите,

    найдётся ли у них награда и благо для вас
    [Ахмад]
    Он знает хадис, в котором упоминается об участи лицемерного человека, совершающего благие дела напоказ.
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскрешения, окажется человек, павший в сражении. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, ион признает их, а потом Аллах спросит И что же ты сделал в благодарность за них Он ответит Я сражался ради Тебя, пока не погиб Аллах скажет Ты лжёшь, ибо сражался ты только ради того, чтобы люди говорили Смельчаки они говорили так И относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, пока не ввергнут в Ад. Затем приведут человека, который приобретал знание, обучал ему других, и читал Коран, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, ион признает их, а потом Аллах спросит И что же ты сделал в благодарность за них Он ответит Я приобретал знание, и обучал ему других и читал Коран ради Тебя Аллах скажет Ты лжёшь, ибо учился ты только ради того, чтобы люди говорили Знающий, — и читал Коран только ради того, чтобы люди говорили Он чтец, — и они говорили так И относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, пока не ввергнут в Ад. А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удели которого наделил Он разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, ион признает их, а потом Аллах спросит И что же ты сделал

    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    в благодарность за них Он ответит Яне упускал ни одной возможности потратить его так, как это угодно Тебе Аллах скажет Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили Щедрый, — и они говорили так И относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, пока не ввергнут в Ад
    [Муслим]
    Многие люди совершают благие дела, искренне желая принести пользу и сделать добро, однако в тоже время они ожидают признания своих заслуги надеются, что их поблагодарят и похвалят. Это означает, что они совершают благое дело не только ради Аллаха, но и напоказ людям. Мусульманин не желает, чтобы его благие дела стали тщетными, а потому внимательно следит за своим намерением и напоминает себе о том, что только дело, совершённое исключительно ради Всевышнего, принесёт ему пользу в обоих мирах, и только за такое дело он получит награду 22. Придерживающийся прямоты

    Прямота означает следование прямым путём. Верующий не должен отклоняться от прямого пути ни вправо, ни влево, он не должен ничего добавлять к религии и не должен ничего убавлять от не. Он не должен проявлять ни чрезмерной строгости, ни попустительства. Поистине, Шайтан испытывает сердце человека, и если он видит в нём отвращение к религии или лень в покорности Всевышнему, он начинает побуждать его к попустительству и лени до тех пор, пока он не перестанет исполнять обязательное и не начнёт совершать запретное. Шайтан продолжает обольщать его до тех пор, пока он окончательно не порвёт свою связь с религией и не подой- дёт к самому краю пропасти. А если Шайтан видит в сердце человека любовь к религии и усердие в её соблюдении, он на

    461
    § 22. Придерживающийся прямоты чинает подталкивать его к чрезмерности в поклонении и изнурению себя, нашёптывая ему Делай больше, чем другие, усердствуй, ибо так лучше, не расслабляйся и не спи, подобно другим. Так он наущает человека до тех пор, пока не уве- дёт его от прямого пути.
    Крайности порицаемы, и ни попустительство, ни излишество не приносят блага. И то, и другое — отход от Сунны и прямоты. Первое — отход от прямоты в сторону нововведения нерадивости, а второе — отход от прямоты в сторону нововведения чрезмерности. Один из наших праведных предшественников сказал Чтобы ни повелел Всевышний, Шайтан старается заставить человека сделать больше или меньше этого, и ему неважно, в какую сторону удастся ему склонить верующего. Истинное благо — в усердии, со- пряжённом с умеренностью и следованием Сунне, а отход от Сунны посредством излишества или попустительства — это явное зло.
    Истинный мусульманин отличается прямотой и открытостью. Он не уподобляется хамелеону, не произносит двусмысленных фраз, и не обманывает, несмотря на все трудности и неудобства, с которыми человек может столкнуться во взаимоотношениях с другими людьми из-за своей прямоты.
    В жизни и поведении мусульманина прямота — это непросто достойное нравственное качество, которого можно придерживаться или не придерживаться по своему усмотрению. Прямота, о которой во многих аятах Корана упоминается сразу после упоминания о вере, обязательна для него в силу ве- лений Аллаха и Его Посланника.
    Истинный мусульманин часто задаётся вопросом что может быть прекраснее прямого пути И что может быть прекраснее умеренности, золотой середины и точного соблюдения религии Всевышнего, посредством которой Он почтил человечество Он понимает, что не должно быть чрезмерности и преувеличения и не должен верующий приравнивать
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом сунны к обязательному (фард
    ضرف
    ), а нежелательное (ма-
    крух
    هوركم
    ) к запретному (харам
    مارح
    ), а также лишать себя дозволенных украшений и благ, которые Всевышний даровал Своим рабам.
    Анас передаёт: Однажды к домам жён Пророка пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк

    . Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали Как далеко нам до Пророка

    , которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие Потом один из них сказал Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!” Другой сказал А я буду постоянно соблюдать пост. Третий же сказал А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь. А потом к ним подошёл Посланник Аллаха

    , который спросил Это выговорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночами сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения
    [Буха- ри; Муслим]
    Прямота свидетельствует о совершенстве веры и искреннем исповедании ислама. Следование прямым путём приносит человеку почёт Всевышнего и возвышает его степень в мире вечном. Прямоты должно придерживаться сердце человека и все остальные части его тела.
    ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Прямота — это когда тыне- уклонно исполняешь веления Всевышнего и соблюдаешь Его запреты, не исхитряясь и не виляя, подобно лисе».
    Следование прямым путём в религии Аллаха требует терпения и усердия, самоконтроля и строгого исполнения веле- ний Всевышнего, а также неуклонного следования тому, что ниспослал Аллах и с чем пришёл к нам Его Посланник

    . Это нелегко, но и награда за усердие будет великой

    463
    § 22. Придерживающийся прямоты
    Всевышний Аллах сказал:
    Поистине, к тем, кто говорил Господь наш — аллаха потом придерживался прямоты, нисходят ангелы, возвещая не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!
    Мы — ваши покровители в этой жизни ив мире вечном, в котором будет для вас то, чего пожелают ваши души, ив котором будет для вас то, чего вы потребуете,
    в качестве угощения от Прощающего, Милосердного».
    Сура 41 Разъяснены, аяты Награда, уготованная верующим, которые не отступают от прямоты, велика, ив Судный день их ожидает достойный прима нисходящие к ним ангелы принесут им радостную весть.
    Объясняется это тем, что достичь прямоты трудно. Это удаётся только богобоязненным верующим, искренне поклоняющимся Аллаху и избавившимся от оков поклонения всему иному, будь то богатство, высокое положение, власть, наслаждения и всё прочее, что любят людские сердца в земной жизни. Поэтому и награда Аллаха за это будет велика, и положению придерживающихся прямоты в Судный день позавидуют многие.
    Аят о необходимости придерживаться прямоты произв л огромное впечатление на Посланника Аллаха

    . Об этом
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом говорит Ибн ‘Аббас в своём толковании того аята суры Худ, где приводятся слова Всевышнего и придерживайся прямоты, как было велено тебе (сура 11 Худ, аят 112): Ни один из ниспосланных Посланнику Аллаха

    аятов Корана не был столь тяжким для него, как этот
    [Муслим]
    Вот почему, когда сподвижники сказали Пророку

    : У тебя рано появилась седина, он сказал Седым сделала меня сура Худ и подобные ей суры, имея ввиду слова Всевышнего и придерживайся прямоты, как было велено тебе
    [Муслим]
    Прямота требует от мусульманина, чтобы он, прежде всего, придерживался одних и тех же принципов в отношениях со всеми людьми и избегал двуличия, свойственного обманщикам, к которым Посланник Аллаха

    обращается с угрозой, говоря Поистине, худший из людей — двуличный, который к одним приходит с одним лицом, а к другим — с другим
    [Бухари; Муслим]
    К числу кратких, но заключающих в себе много смысла слов Пророка

    относится наставление, которое он дал сподвижнику Суфьяну ибн ‘Абдаллаху ас-Сакафи.
    Суфьян попросил Пророка

    : О Посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после этого я уже не спрашивало нём никого другого. Он сказал Говори Я уверовал в Аллаха, а потом придерживайся прямоты
    [Муслим]
    Это и побудило имама Муслима назвать главу о прямоте Главой, в которой говорится обо всех особенностях ислама, ведь прямота, в основе которой лежит вера в Аллаха, объединяет в себе все достоинства и служит источником всех праведных дел 67 Когда Посланник Аллаха

    скончался, на его голове и бороде было совсем немного седых волос. Так что упоминание о том, что у него рано появилась седина, вовсе не означает, что он стал седым

    465
    § 23. Навещающий больных 23. Навещающий больных
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему
    [Бухари; Муслим]
    А в версии Муслима Пророк

    сказал Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь»
    .
    Навещая больного, мусульманин исполняет свою обязанность перед Всевышним, а не делает людям одолжение. Он исполняет веление Посланника Аллаха

    Абу Муса

    передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения »
    [Бухари]
    Сподвижник аль-Бара ибн ‘Азиб сказал Посланник Аллаха

    велел нам навещать больного, провожать покойного, желать блага чихнувшему, способствовать выполнению клятвы того, кто еда т, помогать притесняемому, отвечать на приглашение приглашающего и распространять приветствия
    [Бу- хари Муслим]
    Мусульманин знает, что награда Всевышнего всегда очень щедра, поэтому использует любую возможность сделать доброе дело, чтобы радоваться спасению и Раю вдень, когда лица многих людей почернеют от горя и страха.
    Навещать больного — одна из обязанностей мусульманина. Посланник Аллаха

    навещал больных сами побуждал к этому верующих, разъясняя, что пренебрегающий этой обязанностью совершает грех
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Мусульманин делает добро ради Всевышнего Аллаха, и каждый раз, когда он совершает доброе дело, его сердце наполняется радостью и умиротворением. Он искренне любит своих братьев и сестёр по вере и заботится о них. Мусульмане подобны единому телу когда одну его часть поражает болезнь, всё тело отзывается бессонницей и горячкой. Поэтому мусульманин сочувствует верующими воспринимает их боль как свою собственную. К тому же он уверен, что тот, кого он навещает, обязательно навестил бы его, если бы заболел он, потому что мусульмане привыкли отвечать добром на добро и проявлять милосердие друг к другу. Он идёт к больному, чтобы утешить и порадовать его, развлечь и поднять ему настроение, и чувствует, что делает нечто очень важное. Ему не жаль времени на подобные визиты, потому что он знает Всевышний Аллах не оставляет без награды творящих добро. Он часто вспоминает хадис, в котором упоминается о достоинствах некоторых благих дел, в том числе и посещения больного.
    Посланник Аллаха

    сказал В День воскресения Всевышний Аллах скажет О сын Адама, Я болела тыне навестил Меня Человек скажет О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, когда Ты — Господь миров Аллах скажет Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболела тыне навестил его Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом сними Меня О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, ноты Меня не накормил Человек скажет О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, когда Ты — Господь миров Аллах скажет Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а тыне накормил его Разве не знал ты, что если бы ты накормил его, топотом непременно нашёл бы это у Меня О сын Адама, Я просил у тебя воды, а тыне напоил Меня Человек скажет О Господь мой, как же я мог напоить Тебя, когда Ты — Господь миров Аллах скажет У тебя просил во

    467
    § 23. Навещающий больных
    ды такой-то раб Мой, а тыне напоил его Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, топотом непременно нашёл бы это у Меня
    [Муслим]
    Сколько благословения и блага приносит верующему такое, казалось бы, простое дело, как посещение больного Он тратит полчаса или часа получает великую награду, и его ожидает почту Всевышнего Аллаха. А сколько теряет человек, когда из-за своей лени отказывается навестить больного брата по вере, который живёт в пяти минутах ходьбы от него К такому нерадивому человеку Всевышний Аллах обратится в Судный день в присутствии всех творений О сын Адама, Я болела тыне навестил Меня Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболела тыне навестил его Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом сними Меня Представьте, как горько пожалеет человеко своей ленив этот великий и страшный день. Он мог бы сделать чашу весов со своими благими делами тяжёлой, если бы не ленился совершать подобные благие дела. Это было для него совсем нетрудно, однако он не захотел отрываться от любимых занятий и жертвовать своим отдыхом. Он не пожелал утруждать себя в земной жизни, и лишился великого блага в мире вечном.
    Думая об этом, мусульманин снова и снова понимает, что милость Всевышнего к Его рабам поистине безгранична. Он щедро воздаёт даже за незначительные благие дела, совершение которых не требует от человека приложения больших усилий или траты времени и средств.
    В мусульманской общине больной не чувствует себя брошенным, забытыми никому ненужным. Его окружают заботливые, внимательные и искренне любящие его братья и сёстры по вере. Они помогают ему забыть о боли, утешают его и облегчают его страдания. В подобные трудные периоды своей жизни верующий как никогда остро ощущает, что все мусульмане единое целое, и они готовы помочь друг другу и поддержать друг друга в любое время дня и ночи
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    А в далёких от ислама обществах больной без труда най- дёт больницу и врача, однако чаще всего он не находит поддержки, ободрения, добрых слов, внимания, теплоты и заботы, которые обеспечены больному мусульманину.
    В обществах, далёких от ислама, человеку ив голову не приходит навещать больного, если только это не приносит ему выгоду. Если многие не думают даже о том, чтобы навестить ближайших родственников, то стоит ли говорить о чужих людях Нередко случается, что человек заболевает и нуждается в помощи, но никто не вспоминает о его существовании. Окружающие думают, что он одинокий, а потом выясняется, что на самом деле у него множество родственников и знакомых, которым простонет до него дела и которые слишком заняты собой, чтобы думать ещё ион м. Причина в том, что в этих обществах нет братства по вере и они не знают, что значит делать добро ради Всевышнего. Материализм, господствующий на Западе, подавил в людях благородные человеческие чувства, и они не знают братства и искреннего сострадания. Жизнь в далёких от ислама обществах такова, что побуждает человека постоянно заботиться лишь о себе и своём материальном благополучии и отстаивать исключительно свои интересы. Материализм, безбожие и отсутствие духовности превращают человека в эгоиста и делают его равнодушным к чужим страданиями боли. А мусульманин спешит навестить заболевшего брата по вере, стремясь к довольству Аллаха и Его награде.
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал К тому, кто навещает больного или посещает брата своего, делая это ради Аллаха, обращаются два глашатая со словами Да будешь ты доволен, и да будет благословенным твой путь и да обретёшь ты жилище в Раю!”»

    Саубан передаёт, что однажды Пророк

    сказал Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернётся». Лю-

    469
    § 23. Навещающий больных ди спросили О Посланник Аллаха, а что такое “хурфату-ль- джанна”?» Он сказал Райские плоды
    [Муслим]
    ‘Али передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами к Аллаху до самого вечера за любого мусульманина, навестившего больного мусульманина утром. Если же он навестит больного вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого утра, а в Раю для него будут собраны плоды
    [Тирмизи]
    Посланник Аллаха

    подал верующим прекрасный пример. Он часто навещал больных, утешая их и обращаясь к Всевышнему Аллаху с мольбой за них, даже если ему приходилось отправляться к дому больного пешком и преодолевать немалое расстояние.
    Джабир сказал Однажды Пророк

    пешком пришёл навестить меня, когда я болели он не приехал на муле или на лошади».
    Однажды Посланник Аллаха

    отправился навестить заболевшего мальчика-иудея, который прислуживал ему. Этот случай описал Анас : Когда один мальчик-иудей, который прислуживал Пророку

    , заболел, Пророк

    пришёл навестить его. Он селу его изголовья и сказал ему Прими ислам. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему Повинуйся Абу аль-Касиму!” — ион принял ислам. А после этого Пророк

    вышел оттуда, говоря Хвала Аллаху, Который спас его от Огня
    [Бухари]
    Пророк

    непросто навестил заболевшего мальчика- иудея, но и призвал его принять ислам. Он понимал, какое воздействие окажет его приход на мальчика и его отца, которым Пророк

    сделал столько добра. И они вняли призыву Посланника Аллаха

    . Его визит стал причиной того, что они вышли на правильный путь. Поэтому Посланник

    , выйдя от них, вознёс хвалу Аллаху зато, что через него Всевышний спас ещё
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом одну душу от Огня. Каким великим человеком и мудрым проповедником был Посланник Аллаха Посланник Аллаха

    учил своих сподвижников тому, как нужно посещать больного и что нужно делать вовремя посещения, и мусульманин поступает в соответствии сего
    Сунной.
    ‘Аиша рассказывает, что Пророк

    всегда навещал больных из числа членов своей семьи, проводил своей правой рукой по телу больного и говорил Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели Ты — Исцелитель, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, исцели же так, чтобы не осталось болезни!»
    68
    [Бухари; Муслим]
    Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Навещая больного, Пророк

    всегда говорил ему Не беда, очистишься, если будет угодно Аллаху
    69
    ».
    Анас спросил Сабита: Не прочитать ли над тобой заговор Посланника Аллаха

    ?» Он сказал Конечно, прочитай Тогда Анас сказал О Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты — Целитель, и нет целителя, кроме Тебя, исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни!»
    70
    [Бухари]
    Навещая заболевшего, мусульманин обращается к Всевышнему с мольбой за него и читает заговор, который читал ангел Джибриль Пророку

    , когда тот заболел 68
    Азхиби ль-ба’са, Рабба н-наси, шфи ва Анта ш-Шафи, ля шифа илля
    шифау-ка шифаан ля йугадиру сакаман
    فشا سانلا بر سأبلا بيهذأ
    امقس رداغي لا اءافش كؤافش لاإ ءافش لا فاشلا تنأو
    69 Ля баса, тахурун ин ша’а Ллах —
    للها ءاش نإ روهط سأب لا. Смысл этих слов в том, что с соизволения Аллаха болезнь станет средством очищения от грехов 70
    Аллахумма, Рабба н-наси, музхиба ль-ба’си, шфи Анта ш-Шафи, ля ша-
    фийа илля Анта шифа’ан ля йугадиру сакаман
    بهذم سانلا بر مهللا
    امقس رداغي لا اءافش كؤافش لاإ ءافش لا فاشلا تنأو فشا سأبلا

    471
    § 23. Навещающий больных
    Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что однажды к Пророку пришёл Джибриль испросил его О Мухаммад, ты жалуешься на болезнь Он сказал Да. Тогда Джибриль сказал Именем Аллаха заклинаю тебя от всего того, что причиняет тебе мучения, от зла любого человека и от дурного глаза завистника Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!»
    71
    [Муслим]
    Если больной жалуется на боль, мусульманин учит его словам, которые Посланник Аллаха

    велел произносить в подобных случаях.
    Однажды сподвижник Абу ‘Абдаллах ‘Усман ибн Абу-ль-‘Ас пожаловался Посланнику Аллаха

    на боль в теле, и Посланник Аллаха

    сказал ему Положи руку на больное место, и трижды скажи С именем Аллаха, — после чего скажи семь раз Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от златого, что я ощущаю и чего опасаюсь »
    [Муслим]
    Ибн ‘Аббас передаёт, что Пророк

    сказал Если кто-
    нибудь навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и, находясь у него, семь раз скажет Прошу Великого Аллаха, Господа великого Трона, исцелить тебя, — Аллах обязательно исцелит его от этого недуга
    [Абу Давуд; Тирмизи]
    Услышав о том, что кто-то заболел, мусульманин спешит навестить его, не откладывая назавтра, потому что завтра
    71
    Би-сми Лляхи арки-ка мин кулли шаййин йу’зи-ка, мин шарри кул-
    ли нафсин ау ‘айнин хасидин! Аллаху йашфи-ка, би-сми Лляхи арки-
    ка
    دساح ينع وأ سفن لك رش نم كيذؤي ءيش لك نم كيقرأ للها مسب
    كيقرأ للها مسب كيفشي للها
    72
    Би-сми Ллях
    للها مسب
    73
    ‘Аузу би-‘иззати Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухази-
    ру
    رذاحأ و دجأ ام رش نم هتردقو للها ةزعب ذوعأ
    74
    Ас’алю Ллаха ль-‘Азыма, Рабба ль-‘арши ль-‘азыми, ан йашфийа-
    ка
    كيفشي نأ ميظعلا شرعلا بر ميظعلا للها لأسأ
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом могут появиться неотложные дела, из-за которых он не сможет навестить больного и, соответственно, лишится великой награды, уготованной тем, кто навещает заболевших.
    В «Сахихе» аль-Бухари упоминается о том, что Умм ад-
    Дарда навестила одного человека из числа ансаров, который обычно молился в мечети.
    А ‘Аиша рассказывает Когда Посланник Аллаха прибыл в Медину, Абу Бакр и Биляль заболели лихорадкой, и я пришла к ними сказала О отец, как ты себя чувствуешь О Биляль, как ты себя чувствуешь?”».
    Первые мусульмане спешили навестить своих заболевших братьев по вере, утешить их и принести им облегчение, искренне любя их ради Аллаха и желая им блага, и современные мусульмане следуют их примеру и Сунне Посланника Аллаха

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28


    написать администратору сайта