Главная страница
Навигация по странице:

  • О вы, которые уверовали Почему выговорите то, чего не делаете Велика ненависть аллаха к тому, что выговорите то, чего не делаете.

  • Будьте верны договору с аллахом, который вы за- ключили.

  • Поистине, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом.

  • Верующими являются только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании аллаха, чья вера усиливается, когда им читают его аяты, и кто уповает на своего Господа.

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница18 из 28
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28
    О вы, которые уверовали Будьте верны обязательствам.
    Сура 5 Трапеза, аят и исполняйте свои обещания, ибо за обещания вас призовут к ответу.

    Сура 17 Ночное путешествие, аят Ислам резко осуждает пустословов, которые постоянно обещают, но никогда не исполняют своих обещаний:
    О вы, которые уверовали Почему выговорите то, чего не делаете?
    Велика ненависть аллаха к тому, что выговорите то, чего не делаете.
    Сура 61 Ряды, аяты 2–3

    389
    § 7. Верный слову
    Всевышний Аллах повелел Своим рабам держать слово и исполнять обещания, и никто не может уклониться от Его веления. Мусульманину и мусульманке не приличествует разрывать договор в одностороннем порядке без уважительной причины и нарушать данное обещание. Вне- которых аятах Всевышний Аллах связал договор со Своим именем, подчёркивая его важность и значимость и окружая его ореолом святости.
    Всевышний сказал:
    Будьте верны договору с аллахом, который вы за-
    ключили.
    Сура 16 «Пчёлы», аят Всевышний Аллах не желает, чтобы Его рабы опускались до уровня разглагольствующих обманщиков, дающих пустые обещания, которые они и не думают исполнять, ибо это не приличествует человеку, искренне верующему в Аллаха.
    Пророк

    также назвал вероломство одним из признаков лицемерия.
    В одном из хадисов говорится Признаков лицемерия три говоря, человек лжёт, обещая, нарушает обещание, а если ему доверяются, он предаёт — даже если при этом он постится, совершает молитву и утверждает, что он мусульманин
    [Муслим]
    Об этом следует помнить родителям, которые обещают что-нибудь своим детям, а потом не исполняют своих обещаний. Сами они чаще всего не придают этому значения. Им кажется, что ребёнок ещё маленький, ничего не понимает и не замечает. Однако в действительности это не так. Своим поведением они приучают детей лгать. Ребёнок усваивает, что обещания можно давать, а потом не исполнять их, и, став взрослым,
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом он, подобно матери, не держит слова и нарушает обещания, потому что ему в детстве дали понять, что в этом нет ничего страшного. Люди, поступающие так, совершают преступление против самих себя ив добавление к этому, вводят в грех своих детей. Им следует помнить о том, что вероломство — один из признаков лицемерия и что местом пребывания лицемеров станет нижний слой Огня.
    Мусульманин не нарушает своего слова и не забывает своих обещаний. Он делает всё возможное, чтобы выполнить взятые на себя обязательства должным образом и не ущемлять права других людей. Он честен, и ему всегда можно доверять. Мусульманин не только усердно поклоняется Господу, но и соблюдает морально-этические нормы ислама. Он привержен ценностям ислама и его идеалами старательно избегает всего, что Всевышний не одобряет или запрещает. Он не нарушает обещаний, не обманывает, не предаёт и не поступает вероломно, ибо так поступают лишь лицемеры 8. Стыдливый

    Абу Хурайра передаёт, что Пророк

    также сказал Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наилучшее из них — слова Нет божества, кроме Аллаха, а наименьшее — устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры
    [Бухари; Муслим]
    Стыдливость — похвальное качество, удерживающее человека от неподобающего поведения и недостойных поступков. Стыдливость удерживает мусульманина от ослушания Аллаха и любых противоречий Шариату, ион сохраняет прекрасные отношения с людьми. Причина не в том, что он стыдится их, а в том, что он стыдится Всевышнего Аллаха и не может позволить себе осквернить свою веру несправедливостью, поскольку стыдливость — одно из ответвлений веры.

    391
    § 8. Стыдливый
    Праведность всегда идёт бок о бок со стыдливостью, тогда как грешник обычно лишён стыдливости.
    Одно из самых опасных последствий ослушания Аллаха потеря стыдливости. Со временем заядлый грешник начинает совершать грехи открыто, никого не стыдясь и не боясь порицания.
    Пророк

    сказал Всех членов моей общины ожидает благополучие, кроме тех, кто ослушивается Аллаха открыто. Например, человек совершает нечто дурное ночью, а Аллах покрывает его. Он же, встав утром, говорит О такой-то! Я сделал вчера то-то и то-то” — сбрасывая с себя покров Аллаха
    [Бухари; Муслим]
    Некоторые люди не только открыто совершают грехи, но и гордятся своими поступками и не представляют свою жизнь без грехов. Они совершают грех за грехом и уже не чувствуют, что делают нечто порицаемое. Они ослушиваются Аллаха с лёгкостью, не задумываясь о последствиях. Грехи умерщвляют их сердца и заглушают их человеческую природу. Душа грешника не может оставаться чистой и незапятнанной.
    Чем небрежнее относится человек к своим грехам, тем значительнее они пред Аллахом. Небрежное отношение к грехам признак лицемерия. Таково согласное мнение учёных. Сподвижник ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал Поистине, грешник относится к своим грехам также, как к мухе, которая садится ему наноси он взмахивает рукой, чтобы прогнать её».
    Люди, которым их грехи представляются незначительными, а проступки — несерьёзными, упорствуют в ослушании
    57 То есть Всевышний Аллах делает так, чтобы об этом никто не узнал 58 Имеется ввиду, что Всевышний Аллах сделал так, что огрехе этого человека никто не узнала он, вместо того, чтобы порадоваться этому, покаяться и поблагодарить Всевышнего, сам рассказывает людям о своём дурном деянии
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Аллаха. А Всевышний Аллах не прощает человека, который упорствует в совершении грехов. Грехи ослепляют его сердце и делают его небрежным.
    Таким образом, стыдливость помогает человека воздерживаться от грехов и ослушания Аллаха.
    Сальман аль-Фариси сказал Поистине, когда Аллах желает погубить Своего раба, Он лишает его стыдливости. Лишившись стыдливости, человек становится ненавистным (для других. А когда он станет ненавистным (для других, Аллах лишает его честности. Лишившись честности, он становится вероломным. А когда он становится вероломным, Аллах лишает его милосердия. Лишившись милосердия, он становится жестокосердными грубым. А когда он становится жестокосердными грубым, Аллах лишает его веры. А лишившись веры, он становится проклинаемым шайтаном».
    Имам Шамс-ад-дин Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу
    Бакр (да помилует его Аллах) сказал Чем больше наполнено жизнью сердце человека, тем он стыдливее. Недостаток стыдливости смерть для сердца и духа. Чем живее сердце, тем больше стыдливость. Стыдливость — качество, побуждающее человека оставлять всё скверное и мерзкое и соблюдать права всех имеющих право должным образом».
    Человек может стыдиться своего Господа — то есть стыдиться, что Он увидит его совершающим грехи, и может стыдиться людей.
    Что касается стыдливости между человеком и его Господом, тов хадисе, который аль-Албани назвал достоверным, сказано следующее.
    Посланник Аллаха

    сказал Стыдитесь Аллаха истинной стыдливостью Люди сказали Поистине, мы стыдимся Аллаха, о Посланник Аллаха Он сказал Я говорю не об этом Стыдиться Аллаха истинной стыдливостью — значит, беречь от запретного голову и то, что она хранит

    393
    § 8. Стыдливый
    в себе, и своё чрево, и то, что в нм, и часто вспоминать о смерти и бедах. И кто желает жизни вечной, оставляет украшения жизни этой Кто поступает так, тот стыдится Аллаха истинной стыдливостью».
    В этом хадисе Пророк

    указал на признаки стыдливости. Это — удерживание всех органов тела от ослушания Аллаха, частое воспоминание о смерти и отказ от далеко простирающихся надежд в этом мире.
    Человек может стыдиться не только Господа, но и других людей. При этом он воздерживается от неподобающего поведения и не желает, чтобы люди узнали о его недостатках и нелицеприятных поступках. Стыдливость удерживает его от мерзостей и непристойного поведения.
    Человек, который стыдится Всевышнего Аллаха, соблюдает Его запреты в любом случае — и когда он находится среди людей, и когда его никто не видит. Это — стыдливость истинного раба Аллаха, стыдливость богобоязненности, стыдливость, которая происходит от познания Аллаха и осознания Его величия и близости к Своим рабам. Ведь Всевышний видит нас, где бы мы ни были, и знает всё тайное и явное. Эта стыдливость — одно из качеств истинно верующего. Более того, эта стыдливость — высочайшая степень благочестия (их-
    сан). Ведь в хадисе сказано:
    «Ихсан — это чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, а если ты и не видишь Его, то помни о том, что Он видит тебя
    [Бухари; Муслим]
    А человек, который стыдится людей, воздерживается от скверных слови дел, только когда люди видят его. Он не ослушивается Аллаха открыто и не ведёт себя непристойно при людях. Стыдливость перед людьми удерживает его лишь от явных грехов. Стыдливость же перед Аллахом облагораживает душу и заставляет человека воздерживаться от дурного, независимо оттого, видит его кто-нибудь или нет. Поэтому в хади- се сказано, что стыдливость — от веры
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Стыдливость — признак веры и указание на полноценность человека, а также на благородство натуры и хорошее воспитание. Стыдливость — качество пророков, сподвижников и их последователей. ‘Аиша сказала, что нравственных достоинств всего десять. Это — правдивость, следование примеру Пророка

    в покорности Всевышнему, подаяние просящему и воздаяние добром за добро, сохранение доверенного, поддерживание родственных связей, добросовестность по отношению к соседу, добросовестность по отношению другу и гостеприимство, а стыдливость — главное из них.
    Если человек лишён стыдливости, ничто не удерживает его от совершения грехов и мерзких поступков, ион подобен человеку, у которого вообще нет веры. Вспомним хадис Пророка

    : Поистине, среди дошедшего до людей из слов первого пророчества Если не стыдишься, делай что хочешь
    [Бухари]
    То есть, если человек не стыдится, он будет творить зло и совершать порицаемое, потому что от подобного поведения удерживает стыдливость, а стыдливости у него нет. Отсюда можно сделать вывод о том, что человеку которого нет стыдливости, будет совершать мерзости и грехи без зазрения совести.
    Поэтому в наше время, когда стыдливости у людей почти не осталось, происходит столько порицаемого и мерзкого. Люди открыто совершают грехи и предаются разврату. Скверное и отвратительное стало казаться им хорошими они перестали ревновать своих женщин и оберегать их честь. Для некоторых людей порок превратился в достоинство и похвальное деяние, совершением которого они гордятся.
    Посланник

    упоминало стыдливости и её достоинствах во многих хадисах.
    ‘Имран ибн Хусайн

    передаёт, что Посланник Аллаха сказал Стыдливость не приводит ник чему, кроме блага
    [Бухари; Муслим]

    395
    § 8. Стыдливый
    А в версии Муслима Посланник

    сказал В стыдливости нет ничего, кроме блага»
    .
    Посланник Аллаха

    был для верующих эталоном стыдливости. Абу Са‘ид аль-Худри сказало нм Посланник Аллаха отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за занавеской, и если он видел что-нибудь такое, что ему не нравилось, мы замечали это по выражению его лица».
    Всевышний Аллах сказал:
    О те, кто уверовал, не входите в дома Пророка, если только не разрешат вам войти для трапезы, и не дожидайтесь времени её в доме, если же пригласят вас, то входите, а поев, расходитесь, не затягивая беседы. Поистине, подобное причиняет беспокойство Пророку, который стыдится вас, а аллах не стыдится истины.
    Сура 33 «Сонмы», аят Сподвижники Посланника Аллаха

    также обладали этим качеством. Можно привести много примеров, подтверждающих это.
    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что как-то раз, проходя мимо одного из ансаров, который упрекал своего брата за излишнюю, как ему казалось, стыдливость, Посланник Аллаха

    сказал ему Оставь его, ибо, поистине, стыдливость — от веры!»

    У Али ибн Абу Талиба часто выделялась жидкость, которая обычно выделяется при половом возбуждении, ион Глава девятая. Мусульманин со своим обществом попросил другого сподвижника, аль-Микдада, спросить Посланника Аллаха

    , как следует поступать в подобных случаях. Задать этот вопрос самостоятельно Али помешала стыдливость, ведь Али был женат на Фатыме, дочери Посланника Аллаха

    ‘Усман ибн ‘Аффан был известен своей стыдливостью.
    ‘Аиша сказала Однажды, когда Посланник

    , голени которого были обнажены, лежал у меня дома, позволения войти к нему попросил Абу Бакр . Он позволил ему войти, оставшись в том же виде, и побеседовал с ним. Потом позволения войти попросил ‘Умар , ион позволил ему, оставшись в том же виде, и побеседовал с ним. Потом позволения войти попросил ‘Усман , и тогда Посланник Аллаха сели поправил одежду. Потом ‘Усман вошли побеседовал с Пророком

    , а когда он вышел, я сказала Когда вошёл Абу Бакр, тыне выказал радости и не проявил внимания к нему. Потом вошёл ‘Умар, и ты тоже не выказал радости и не проявил внимания к нему. Потом вошёл ‘Усман, и ты сели поправил твою одежду. Посланник Аллаха

    сказал Как же мне не стыдиться человека, перед которым стыдятся ангелы?”
    »
    Жёнам Посланника Аллаха

    также была свойственна стыдливость.
    Умм Саляма сказала Однажды Умм Суляйм пришла к Посланнику Аллаха

    , и сказала О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится правды Следует ли женщине совершить полное омовение, если во сне она увидит, что совокупилась с мужчиной и у неё случится поллюция Пророк ответил Да, если после пробуждения она увидит выделения. Услышав это, Умм Саляма прикрыла своё лицо от стыда испросила О Посланник Аллаха, а разве у женщин бывают поллюции Посланник Аллаха

    сказал Что за вопрос, конечно А почему же иначе сын становится похожим на мать

    397
    § 8. Стыдливый
    Ибн ‘Аббас сказал Стыдливость и вера всегда вместе, и если человек лишается стыдливости, вера следует за ней».
    Стыдливость, которую привил мусульманину ислам, заставляет его оставлять отвратительное и скверное и соблюдать права других должным образом 9. Добрый, сострадательный и мягкий
    В Коране и Сунне много сказано о мягкости, жалости и сострадании. Аяты и хадисы указывают на то, что этими качествами должен обладать каждый верующий. Мусульманин знает, что мягкость свойственна Самому Аллаху, и одного этого ему достаточно для того, чтобы полюбить это качество и сделать его неотъемлемой частью своего характера.
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, Аллах Мягок, и Он любит мягкость во всём»
    [Бухари; Муслим]
    Мягкость — великое достоинство, и его обладателей ждёт щедрая награда. Аллах воздаёт за мягкость так, как не воздаёт низа одно другое качество.
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, Аллах Мягок, и Он любит мягкость. И Он дарует за мягкость то, чего не дарует за жёсткость и чего не дарует Он низа что иное
    [Муслим]
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, мягкость украшает собой всё, а всё, что лишено е, становится безобразным
    [Муслим]
    Посланник Аллаха

    учил верующих проявлять мягкость в своих взаимоотношениях и не терять самообладания, потому что мягкостью можно добиться гораздо большего, чем жестокостью и силой.
    Сердца ожесточаются и становятся словно камни, или ещё черствее, отдаляясь от Аллаха, от Его милости и покорности
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Ему. Больше всего отдаляются от Всевышнего чёрствые сердца, которым не приносит пользы напоминание, и которые не смягчает наставление, и которым слова не дают понимания религии. Обладатель такого сердца хранит в своей груди камень, который не приносит пользы и от которого исходит лишь зло. А есть мягкие сердца, наполненные богобоязненностью. Они покорны своему Создателю и обладают пониманием религии. Они близки к Аллаху и Его милости и повинуются Ему. Это милосердные и добрые сердца, от которых всегда исходит благо.
    Какое у человека сердце — мягкое или чёрствое — зависит от его действий и его поведения. Одним из важнейших способов смягчить сердце является чтение и прослушивание Корана. Всевышний сказал:
    Поистине, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом.
    Сура 50 «Кaф», аят Всевышний также сказал:
    увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы.
    Сура 50 «Кaф», аят Всевышний также сказал:
    аллах ниспослал наилучшее повествование — Писание,
    аяты которого сходны

    399
    § 9. Добрый, сострадательный и мягкий
    и повторяются. утех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. а потом их кожа и сердца смягчаются припоминании аллаха.
    Сура 39 Толпы, аят Всевышний также сказал:
    разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих преисполнялись смирения при упоминании аллаха итого, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца сделались чёр-
    ствыми по прошествии долгого времени.
    Сура 57 Железо, аят 16
    Приведённые аяты подтверждают, что Коран — величайшее средство смягчения сердец при условии, что человек читает его или слушает его чтение внимательно и сосредоточенно. Мусульманин знает каждому мусульманину следует обратиться к Книге своего Господа, читая е, изучая, размышляя над ней и поступая согласно ей, чтобы она стала верным руководством для него и жизнью для его сердца.
    Смягчает сердца и размышление о смерти, конце этого мира и переселении в мир вечный. А больше всего ожесточается сердце человека тогда, когда он забывает о смерти и мире вечном и уделяет внимание только миру этому
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Когда человек размышляет о судьбе неверующих общин прошлого, погубленных Всевышними извлекает для себя урок из постигшего их, его сердце смягчается, а если он не задумывается об этом, его сердце, напротив, ожесточается.
    Частое поминание Всевышнего Аллаха также смягчает сердца, а сердце того, кто поминает Аллаха редко, становится чёрствым.
    Всевышний сказал:
    Верующими являются только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании аллаха, чья вера усиливается, когда им читают его аяты, и кто уповает на своего Господа.
    Сура 8 Добыча, аят Исполнение велений Всевышнего и соблюдение Его запретов смягчает сердца, а ослушание Всевышнего ожесточает их.
    Когда человек принимает истину и следует ей, его сердце становится на правильный путь и наполняется верой. А когда человек отвергает истину, его сердце отклоняется от правильного пути и становится нечестивым.
    Когда человек смотрит на больных, бедных и тех, на чью долю выпали нелёгкие испытания, и размышляет о том, что постигло их, это становится для него назиданием, и его сердце смягчается. А когда человек здоров, силён и богат, ему кажется, что так будет всегда. Он не задумывается о положении других, и его сердце ожесточается.
    Посланник Аллаха

    сказал Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это поможет вам не считать ни одну из милостей Аллаха незначительной
    [Муслим]

    401
    § 9. Добрый, сострадательный и мягкий
    Мусульманин из тех, кто старается смягчить своё сердце, чтобы оно оставалось живыми чувствительным, благородными богобоязненным. Делая это, он стремится к спасению в мире вечном.
    К сожалению, в наше время мы очень часто сталкиваемся стем, что ожесточает наши сердца. Мыс головой погружаемся в услады и заботы мира этого, нас ослепляет его блеск, мы гонимся за его наслаждениями…
    Мы редко ходим в мечети и сидим в них, большую часть времени проводя в приобретении мирских благ и наслаждении ими. Это одна из причин того, что наши сердца ожесточаются. Ещё одна причина мы много времени отдаём развлечениям, иногда бесполезным, а иногда и запретным.
    Сердце человека ожесточается, и когда он ест или пьёт запретное, потому что запретное пропитание оказывает дурное влияние на нравственность человека и его поведение. Веления Всевышнего он исполняет лениво и неохотно или жене исполняет вовсе, зато грехи совершает постоянно и без зазрения совести. Это легко заметить в поведении тех, кто берёт взятки и занимается ростовщичеством, употребляет алкоголь и наркотики. Влияние этих отвратительных вещей отражается на их телах, их действиях и нраве. Вообще ослушание Аллаха в любой форме ожесточает сердце и ослепляет его и закрывает от него свет веры и верного руководства.
    Когда человек дружит и общается с дурными людьми и грешниками и часто находится в их обществе, его сердце также черствеет.
    Мусульманин старается избегать всего, что может лишить его сердце мягкости и сделать его невосприимчивым к велени- ям Всевышнего и наставлениям Его Посланника Сердце истинного мусульманина не бывает чёрствым, и эта мягкость непременно отражается на его поведении. Она проявляется в его словах и поступках
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Мусульманин мягок и кроток потому, что его побуждает к этому ислам. Мусульманин знает, что Всевышний Аллах любит в человеке такие свойства, как мягкость, кротость и доброжелательность. К обладателю этих свойств тянутся люди, ив их сердцах рождается любовь к нему. Всевышний Аллах сказал:
    не равны добро и зло. Ответь назло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий род-
    ственник.
    но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой
    долей.
    Сура 41 Разъяснены, аяты 34–35
    Абу Хурайра рассказывает «Как-то раз один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться прямо в мечети. Люди бросились к нему, однако Пророк

    велел им Оставьте его и вылейте на его мочу ведро или бадью воды, ибо, поистине, вы посланы облегчать, а не создавать затруднения
    59
    »
    [Бухари]
    Ислам учит, что мягкость — это благо 59 То есть способствовать принятию людьми ислама, а не отталкивать их от него своей грубостью и агрессивным поведением

    403
    § 9. Добрый, сострадательный и мягкий
    Сподвижник Джарир ибн ‘Абдаллах передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Кто лишён мягкости, тот лишён блага
    [Муслим]
    Посланник Аллаха

    разъяснил, что мягкость оборачивается великим благом для людей и, входя в дом, приносит его обитателям счастье.
    ‘Аиша передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал ей О ‘Аиша! Проявляй мягкость и жалость, ибо, поистине, когда Аллах желает обитателям какого-нибудь дома блага, он приводит их к мягкости
    [Ахмад]
    А Джабир передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Когда Аллах желает каким-нибудь людям блага, Он дарует им мягкость
    [Ахмад]
    Какое благо лучше качества, которое защищает верующего от Огня?
    Посланник Аллаха

    сказал Не сообщить ли мне вам о том, кто запретен для Огня Запретным для Огня станет каждый близкий к людям, мягкий ил гкий в общении
    [Тирмизи]
    Мусульманин никогда не забывает эти Слова Всевышнего и считает их лучшим заветом любому верующему, который призывает других к религии Всевышнего Аллаха. Призыв не может проникнуть в наглухо закрытое сердце, а для того, чтобы открыть его, требуется найти к нему подход. Это можно сделать с помощью мягкости. Даже если те, кого мусульманин хочет призвать к исламу, отворачиваются от него и отвечают ему грубо, он проявляет терпение, потому что благое слово всегда найдёт путь к сердцу человека и оставит в нём след. Вспомним, какой завет дал Всевышний Аллах Мусе и его брату
    Харуну, посылая их к жестокому тирану Фараону:
    ступайте к Фараону вдвоём, ибо он преступил границы дозволенного
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится.
    Сура 20 Та Ха, аяты Ислам требует от верующего проявлять жалость не только к людям, но и к животными обращаться мягко со всеми живыми существами, даже с овцой, которая предназначена для заклания.
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, Аллах предписал делать всё хорошим способом Если будете резать скот, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует точит свой ножи избавляет животное от мучений
    [Муслим]
    Мягкость и жалость по отношению к бессловесному животному указывает на мягкосердечие человека и его доброту. Кто жалеет животных, тот, несомненно, испытывает жалость и сострадание и к человеку.
    Мягкость, облегчение и снисходительность — безотказный ключ, отворяющий людские сердца и помогающий им принять истину, тогда как излишняя строгость, упрёки, порицания и жестокость, напротив, отвращают людей от истины. Поэтому Посланник Аллаха

    сказал Несите радостную весть, а не внушайте отвращение, и облегчайте, а не затрудняйте
    [Бухари; Муслим]
    Мудрость этого завета очевидна. Люди по природе своей питают отвращение к грубости, чёрствости и жестокости и любят мягкость, доброту, сердечность, отзывчивость и кротость. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
    если бы ты был грубыми жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя.
    Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят 159

    405
    § 10. Милосердный 10. Милосердный

    Ислам вложил в сердца мусульман и мусульманок милосердие, которое распространяется на всех людей, женщин и мужчин, богатых и бедных. Верующие помогают друг другу и обеспечивают друг друга. Милосердие никогда не покидало мусульманскую общину. Мусульмане всегда жили как братья и искренне любили друг друга.
    Ислам — религия мягкости, снисходительности, доброты и милосердия, поэтому мусульманин милосерден и добр. Проявляя милосердие к людям, он надеется, что и Всевышний Аллах проявит милосердие к нему.
    Посланник Аллаха

    подал своей общине прекрасные примеры истинного милосердия, о чём упоминается во многих хадисах.
    Посланник Аллаха

    сокращал молитву, услышав позади себя плач ребёнка, поскольку понимал, что, растягивая молитву, причинит неудобства его матери, стоящей водном из рядов молящихся. Сам он сказало себе Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю е, чтобы не причинять беспокойство его матери
    [Бухари; Муслим]
    А однажды к Посланнику Аллаха

    пришёл какой-то бедуин, который сказал Вы целуете своих сыновей А мы не целуем их. Посланник Аллаха

    сказал Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия
    [Буха- ри; Муслим]
    Абу Хурайра передаёт, что однажды, когда Посланник Аллаха

    поцеловал аль-Хасана, сына Али, в присутствии аль-
    Акра‘ ибн Хабиса, аль-Акра‘ сказал Поистине, у меня десять сыновей, ноя ни разу не поцеловал никого из них Тогда Посланник Аллаха

    посмотрел на него и сказал Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим
    [Бухари; Муслим]
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Посланник Аллаха

    , говоря о милосердии, имел ввиду не только милосердие к людям. Он разъяснил верующим, что они должны проявлять милосердие ко всем живым существам. Пророк

    всегда проявлял милосердие к людям и животными неустанно побуждал верующих к милосердию и доброте. Он сеял семена милосердия в их сердцах, чтобы потом они дали прекрасные всходы. Пророк

    напоминал верующим о том, что милосердие к людям — ключ к милосердию Аллаха. Всевышний вознаграждает обладателей добрых сердец и прощает им их грехи, даже если речь идёт о заядлом грешнике.
    Посланник Аллаха

    сказал Когда собака, погибающая от жажды, кружила возле колодца, её увидела одна блудница из числа израильтянок. Она сняла с себя башмак, зачерпнула им воды для собаки и напоила е, за что ей были прощеные грехи
    [Муслим]
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал
    «Как-то раз одного человека, который шёл по дороге, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, которая высовывала языки ела от жажды влажную землю. Этот человек сказал себе Эту собаку жажда мучит также, как мучила она и меня. После этого он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил егоза это, простив ему его грехи. Люди спросили О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных — на что он ответил Награду можно получить за всё живое
    [Бу- хари Муслим]
    Посланник Аллаха

    также сказал Одну женщину подвергли мучениям за кошку, которую она держала взаперти до тех пор, поката не издохла от голода. За это она попала в Ад, и ей сказали Тыне кормила её и не поила, когда держала взаперти, и тыне отпускала е, чтобы она питалась живностью, которая есть на земле
    [Бухари; Муслим]

    407
    § 10. Милосердный
    Вспомним ещё одну историю, показывающую, насколько милосердным, добрым, жалостливыми сострадательным человеком был Посланник Аллаха

    Ибн Мас‘уд рассказывает Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха

    были водном из походов, он удалился по своей надобности, а мы увидели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли её птенцов, а эта птица приблизилась к нами стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, Пророк

    спросил Кто причинил зло этой птице и её птенцам Верните их ей Когда же он увидел муравейник, который мы сожгли, то спросил Кто сжёг это Мы ответили Мы. Тогда он сказал Никто, кроме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!”
    »
    Посланник Аллаха

    сказал Проявляй милосердие к тем, кто на земле, и проявит к тебе милосердие Тот, Кто в небесах
    [Табарани]
    Посланник Аллаха

    также сказал Кто не проявляет милосердия к людям, к тому не проявит милосердия Аллах
    [Табарани]
    А в другом хадисе сказано «Лишён милосердия только несчастный
    [Бухари. Адаб]
    Сколько благодати приносит человеку милосердие Оно украшает собой каждого, и с ним связано два прекрасных имени Всевышнего Аллаха — Милостивый (Ар-Рахман) и Милосердный (Ар-Рахим).
    Мусульманин проявляет милосердие не только к своим детям и близким. Его милосердие распространяется на всех людей, потому что он помнит слова Посланника Аллаха Вы не уверуете до тех пор, пока не станете милосердными по отношению друг к другу. Люди сказали О Посланник Аллаха Каждый из нас милосерден. Он сказал Я имею ввиду не милосердие, которое проявляет один из вас к своему товарищу Я имею ввиду милосердие к людям, людям вообще
    [Табарани]
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом 11. Не вмешивается в то, что его не касается
    Мусульманин не любит обсуждать других и сплетничать и избегает ненужного пустословия, потому что ислам осуждает сплетни, бесполезные разговоры, вмешательство в чужие дела и занятие тем, что человека не касается. Ислам — религия нравственной чистоты, скромности, благородства и достойного поведения. Он отвергает всё скверное, порицаемое и отвратительное. А что может быть отвратительнее, чем слежка за людьми, обсуждение их недостатков и вмешательство в их личную жизнь?
    Посланник Аллаха

    сказал Один из признаков соблюдения ислама должным образом — оставление человеком того, что его не касается
    [Тирмизи]
    Мусульманин никогда не вмешивается в то, что его не касается, и не старается разузнать подробности частной жизни окружающих его людей. Ему несвойственно чрезмерное любопытство, он не лезет в душу близкого и тем более чужого человека, и не старается выведать его секреты, понимая, что подобное занятие не только отнимет у него драгоценное время и не принесёт ему никакой пользы, но и ляжет на его плечи тяжким бременем греха.
    Мусульманин страшится наказания Всевышнего, стремится к Его довольству, не желает ослушиваться Его и совершать грехи. К тому же он любит свою религию и не желает, чтобы люди думали об исламе дурное и отворачивались от него. Мусульманин понимает, что должен быть примером для окружающих, потому что по его поведению и поступкам люди будут оценивать ислам. Показать людям ислам в его истинном виде — часть призыва к религии Всевышнего, а Аллах возложил на мусульман обязанность призывать других людей кис- ламу своими словами и делами. Мусульманин живёт и трудится ради Всевышнего Аллаха и несёт Его послание людям. Он распространяет исламские ценности и возвышает Слово Алла

    409
    § 11. Не вмешивается в то, что его не касается хана земле. Его жизнь — поклонение Всевышнему. Может ли человек, который занят столь важными благородным делом, тратить время на такие пустые, бесполезные и греховные занятия, как пересуды, сплетни и вмешательство в чужие дела Мусульманин понимает чтобы снискать довольство Аллаха и попасть в Рай, нужно приложить много усилий. А это означает, что он должен трудиться на пути Всевышнего всю свою жизнь, не теряя ни минуты напрасно. А если человек будет заниматься тем, что его не касается и ни приносит ему пользы, то он лишит самого себя части награды, которую мог бы заслужить, если бы в это время совершал нечто благое и угодное Всевышнему Аллаху. Он понимает, что бесполезное знание не добавит ему блага, поэтому никогда не доискивается до того, что ему ненужно знать. Напротив, он просит у Аллаха избавления от бесполезных знаний, которые только отнимают время, ноне приносят пользы ни ему самому, ни окружающим его людям. Мусульманин обращается к Всевышнему с мольбами о том, чтобы Он даровал ему полезные знания, сделал его время благословенным для него и помог ему прожить всю жизнь ради Аллаха, неустанно трудясь на Его пути. Мусульманину, воспитанному в лоне ислама, отвратительна сама мысль о сплетнях и пересудах. Он уважает право людей наличную жизнь и предпочитает не знать о них то, что сами они не хотят разглашать. Он не спрашивает о том, знание чего не принесёт ему пользы и не добавит блага, и не вмешивается в личную жизнь людей, потому что не желает ослушиваться Всевышнего и совершать грех, за который ему придётся отвечать в Судный день. У него нет ни времени, ни желания заниматься тем, что его не касается. Мусульманин занят гораздо более важными и благородными делами. Он стремится снискать довольство Всевышнего и заслужить Его награду.
    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Поистине, Всевышний Аллах желает, чтобы вы совершали три дела, и не желает, чтобы вы совершали три других. Он

    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    желает, чтобы вы поклонялись Ему, не поклонялись наряду с Ним никому и ничему и держались вместе за вервь Аллаха и не разделялись. И Он не желает, чтобы вы занимались пересудами, задавали множество вопросов и расточали свои средства без пользы
    [Муслим]
    Мусульманин осознаёт, что пришёл в этот мир непросто так, ибо Всевышний сотворил всё сущее с определённой целью, и у каждого творения своё предназначение в этом мире. Мусульманин понимает, что Всевышний Аллах почтил его, когда вывел из мрака к свету, и открыл передним врата Своей истинной религии. Он позволил ему ощутить сладость веры и покорности Господу, наставил его на прямой путь и помогает ему следовать этим путём и не отклоняться от Него. Ион должен благодарить Егоза дарованное ему благо, исполнять веления Всевышнего, соблюдать Его запреты и нести знание, благо и веру другим людям, которые ещё не знают, что такое ислам. Он должен призывать к религии Господа с мудростью и благим увещеванием, знакомить людей с исламом и дарить им добро и свет. И, конечно же, он сам должен быть воплощением ислама и его нравственных достоинств и являть собой образец покорности Всевышнему, смирения перед Ним, упования на Него и искренней веры в Него. Слова пусты и ничего не стоят, если их не подтверждают дела, и люди не станут слушать человека, который призывает их к тому, чего не делает сам 12. Умеющий хранить тайны

    Ислам — религия скромности, стыдливости, пристойности и благонравия, поэтому мусульманин не разглашает чужие тайны и не говорит о непристойном.
    Мусульманин благонравен и не только любит и уважает людей и помогает им, но и никогда не выдаёт их тайны, что

    411
    § 12. Умеющий хранить тайны указывает на его благородство. Поэтому ему всегда можно доверять. Мусульманин следует примеру Посланника Аллаха и его благородных сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми. Вспомним историю замужества Хафсы , дочери ‘Умара .
    ‘Абдаллах ибн ‘Умар передаёт, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Когда моя дочь Хафса бинт ‘Умар , лишилась мужа, Хунайса ибн Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников Посланника Аллаха

    и участвовал в битве при Бадре, а потом скончался в Медине от полученных раня встретился с ‘Усманом ибн ‘Аффаном и предложил ему в ж- ны Хафсу, сказав Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт
    ‘Умар”. Он сказал Я подумаю над этим. А спустя некоторое время он сказал Я думаю, что не стану жениться сейчас. Потом я встретил Абу Бакра и сказал Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. Абу Бакр промолчали вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана. А ещё через несколько дней к ней посватался Посланник Аллаха

    , и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр испросил Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я не ответил тебе Я сказал Да. Он сказал Принять твоё предложение помешало мне лишь знание о том, что о ней упоминал Посланник Аллаха

    . Яне мог выдать тайну Посланника Аллаха

    … А если бы он отказался, то я обязательно взял бы е
    [Бухари; Муслим]
    Не только мужчины-мусульмане умели хранить секреты. Мусульманки ничуть не уступали им в этом, особенно члены семьи Посланника Аллаха

    ‘Аиша сказала «Как-то раз, когда все жёны Пророка находились у него, пришла Фатыма , походка которой ничем не отличалась от походки Посланника Аллаха

    . Увидев дочь, он приветствовал её и сказал Добро пожаловать моей дочери После этого он усадил её справа или слева от себя, а потом
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом что-то сказал ей на ухо, иона горько заплакала. Увидев, как она опечалена, он снова что-то сказал ей на ухо, иона улыбнулась. Я сказала ей Посланник Аллаха

    что-то говорит только тебе в присутствии своих жён, а ты после этого ещё и плачешь Когда же Посланник Аллаха

    ушёл, я спросила е Что сказал тебе Посланник Аллаха

    ?” Она сказала Яне выдам тайны Посланника Аллаха

    !” А когда Посланник Аллаха

    умер, я сказала Фатыме: Заклинаю тебя тем правом, которое я на тебя имею, расскажи мне, что сказал тебе Посланник Аллаха Она сказала Да, теперь я могу сказать. Обратившись ко мне в первый раз, он сообщил, что Джибриль каждый год сличал с ним Коран один раза в этом году он сделал это дважды, и Пророк

    сказал И, поистине, я считаю это нечем иным, как указанием на то, что срок мой уже близок. Бойся же Аллаха и терпи, ибо стану я для тебя благим предшественником, — и тогда я, как ты видела, заплакала. Когда же он увидел, что я опечалена, то снова обратился ко мне и сказал О Фаты-

    ма, разве тыне рада тому, что будешь госпожой верующих женщин или госпожой женщин этой общины, — и я, как ты видела, улыбнулась”».
    Даже дети мусульман умели хранить секреты.
    Сабит передаёт, что Анас сказал Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха

    , который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением.
    Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила Почему ты задержался Я ответил Посланник Аллаха

    поручил мне одно дело. Она спросила А что ему было нужно Я ответил Это тайна. Тогда она сказала Нив коем случае не выдавай тайны Посланника Аллаха

    !”» И Анас ска-
    60
    ‘Аиша была женой Посланника Аллаха

    и, соответственно, матерью верующих. И, как мать, она имела определённые права в отношении верующих, в число которых входила и Фатыма .

    413
    § 12. Умеющий хранить тайны зал Клянусь Аллахом, если бы я рассказал об этом хоть кому- нибудь, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит!»
    [Муслим]
    Матери Анаса ничего не стоило выведать этот секрету маленького сына, однако она без труда подавила естественное любопытство и одобрила решительное намерение сына не выдавать тайны Посланника Аллаха

    . Этому научил её ислам, который облагораживает человеческую душу.
    В наше время многие люди позволяют себе разглашать тайны и не видят в этом ничего зазорного. Они говорят без всякого стеснения даже о том, о чём обычно стыдится говорить воспитанный человек, вплоть до подробностей супружеской жизни. Мусульманин помнит предостережение Посланника Аллаха

    : Поистине, в числе наихудших людей пред Аллахом в Судный день окажется человек, который доверяет свои тайны жене, а она доверяет ему свои, а потом он разглашаете тайны
    [Муслим]
    Мусульманин понимает, что тайна, которая доверена ему, подобна вещи, которую оставили ему на хранение. Он обязан сохранить её и несёт ответственность зане. И подобно тому, как он не имеет права отдавать кому-нибудь чужую вещь, оставленную ему на хранение, он не имеет права раскрывать тайну человека, который доверил её ему. Тайна должна оставаться тайной до тех пор, пока её обладатель не пожелает раскрыть е. Достойный и благородный человек никогда не станет распространяться о чужих делах и говорить о чём-то глубоко личном для того или иного человека. Разглашение тайны может стать причиной многих бед. Тайна, которая перестаёт быть тайной, может не только больно ранить чувства человека, который не желал, чтобы кто-то узнал его секретно и разлучить любящих, поссорить лучших друзей, разбить семью, подвергнуть людей опасности и даже стать причиной их гибели или поводом для объявления войны. Мусульманин, зная, что последствия могут быть необратимыми, хранит чужие тайны.
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Разглашение тайны — нечестный и недостойный поступок, который не приносит пользы тому, кто разглашаете, и при этом может причинить серьёзный вред другим людям. А мусульманин из тех, кто не вмешивается в то, что его не касается, избегает скверных деяний и говорит и делает лишь то, что приносит благо и пользу. Он никому не желает зла, и ему несвойственно вероломство. Поэтому он подобен запечатанному сосуду, в котором любая тайна остаётся надёжно сокрытой. Мусульманин боится Аллаха и знает, что раскрывать секрет другого — грех. Он не желает причинять людям вреди тревожить их и старается никого не обижать и не делать зла 13. Воспитанный

    Посланник Аллаха

    велел своим сподвижникам никогда не шептаться в присутствии третьего.
    Пророк

    сказал Когда будете втроём, пусть двое не

    перешёптываются втайне от третьего, чтобы не огорчать его, пока вы не присоединитесь к другим людям
    [Буха- ри; Муслим]
    В подобных предписаниях проявляется человечность ислама и его забота о чувствах людей. Мусульманин благовоспитан и вежлив. Он заботится о чувствах других людей и старается никого не обижать и не ставить в неловкое положение. Он не разговаривает вполголоса с человеком, оставляя третьего стоять рядом в одиночестве и смущённо смотреть по сторонам, терпеливо ожидая конца беседы, из которой он почти ничего не слышит. Мусульманин всегда мысленно ставит себя на место человека, в присутствии которого секретничают двое. Ислам научил его желать братьям по вере того же, чего желает он самому себе, поэтому, если у него возникает потребность сказать что-нибудь одному

    415
    § 13. Воспитанный человеку так, чтобы не слышали остальные, он, извинившись перед остальными, просит того человека отойти с ним в сторону или выйти в другую комнату или на улицу, и только после этого говорит ему то, что желал сказать.
    Мусульманин берёт пример с благородных сподвижников, в том числе и Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими его отцом, который ревностно заботился о соблюдении всех норм Шариата. Он не пожелал слушать человека, который хотел поговорить с ним так, чтобы их никто не слышал, потому что с ним был ещё один человек, ион не хотел обижать его и ставить в неловкое положение. Поэтому он выслушал желавшего поговорить с ним только после того, как позвал ещё одного, чтобы их стало четверо и чтобы его спутник не стоял в одиночестве, пока они разговаривают. При этом он не забыл пояснить, что его поступок соответствует Сунне Посланника Аллаха

    , и привёл соответствующий хадис.
    Ислам учит верующих не обижать друг друга ни словом, ни делом. Поэтому он предписывает верующему не шептаться с другим человеком в присутствии третьего, потому что в этом случае тот почувствует себя неловко. Он может подумать, что его присутствие нежелательно или ему не доверяют и потому хотят скрыть от него что-то. Кроме того, человек может обидеться, решив, что речь идёт он ми что людям он настолько неприятен, что они не стесняются обсуждать его недостатки в его присутствии…
    Мусульманин часто читает Коран, хадисы, а также жизнеописание Посланника Аллаха

    и его благородных сподвижников, и учится вести себя в соответствии с нормами ислама. Открывая для себя красоту ислама, его чистоту и совершенство, он сам становится его воплощением. А ислам порицает эгоизм, бесчувственность и безразличие к окружающими учит верующих думать о других и заботиться об их чувствах. До нас дошло множество историй из жизни сподвижников и наших
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом праведных предшественников, которые подтверждают сказанное. Вспомним одну из них.
    ‘Абдаллах ибн Динар сказал Однажды, когда я вместе с Ибн ‘Умаром (да будет доволен Аллах ими его отцом) был в доме Халида ибн ‘Укбы, стоявшему рынка, пришёл какой- то человек, который хотел побеседовать с ним наедине. Кроме меня с Ибн ‘Умаром в доме больше никого не было, и тогда он позвал ещё одного человека, после чего нас стало четверо, а потом сказал мне и тому человеку, которого он позвал Отойдите немного в сторону, ибо я слышал, как Посланник Аллаха

    сказал Пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего
    [Муватта]
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28


    написать администратору сайта