И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 8. И выстаивайте молитву…» Мусульманин совершает пять молитв (салят — ةلص ) в установленное для них время, так как молитва — фундамент религии, и фундамент укрепляет всё строение. Таким образом, молитва относится к наиболее важными достойным делам, о чём упомянул Посланник Аллаха Ибн Мас‘уд передаёт: Как-то разя спросил О Посланник Аллаха, какое дело Аллах Всевышний любит больше всего Пророк ملسو هيلع للها ىلص َّبينلا ُتْلَأ َس َلاَق ِللها َلِإ ُّب َحَأ ِلاَمْعَلأا ُّىَأ Глава первая. Мусульманин со своим Господом сказал Своевременно совершаемую молитву». [Бухари; Муслим] Абу ‘Абд-ар-Рахман ‘Абдаллах ибн Мас‘уд. Уверовал одним из первых. Один из самых известных и образованных сподвижников. Принадлежал к племени хузайль. Принимал участие в битве при Бадре и других важных исторических событиях. Обладал многочисленными достоинствами, прислуживал Посланнику Аллаха и был одним из его приближённых. Скончался в Медине в 32 г. х. [Усуд аль-габа] Молитва связывает человека с Господом. Приступая к ней, раб Всевышнего оставляет позади житейские дела и мирскую суету и всем существом устремляется к Господу, Которого он просит о руководстве, помощи и утверждении на прямом пути. Значение молитвы очень велико, ведь она — полноводный источник, из которого мусульманин черпает благочестие ибо- гобоязненность, смывая свои грехи его чистой водой. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха спросил людей Скажите, если бы у дверей кого-нибудь из вас протекала река ион купался бы в ней по пять разв день, осталась бы после этого на нём какая-нибудь грязь Они ответили От грязи не осталось бы и следа. Тогда Посланник Аллаха сказал Это подобно пяти ежедневным молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения [Бухари; Муслим] Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Пять ежедневных молитв и каждая следующая пятничная молитва после предыдущей служат искуплением грехов, совер- шённых между этими молитвами, кроме великих [Муслим] 5 То есть между каждыми двумя из пяти ежедневных молитва также между каждыми двумя пятничными молитвами َو ىَلَع ُةَل َّصلا 41 § 8. И выстаивайте молитву…» Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал Я слышал, как Посланник Аллаха сказал Для любого мусульманина, который с наступлением времени обязательной молитвы должным образом совершит омовение, а вовремя молитвы будет проявлять должное смирение и правильно совершит все поклоны, эта молитва обязательно послужит искуплением совершённых доне грехов, если не было среди них великого, итак будет всегда [Муслим] ‘Усман ибн ‘Аффан ибн Абу аль-‘Ас ибн Умайя ибн ‘Абд- Шамс ибн ‘Абд-Манаф. У них с Пророком был общий предок — ‘Абд-Манаф. Его матерью была Арва бинт Курайз ибн Раби‘а ибн ‘Абд-Шамс ибн ‘Абд-Манаф. Его бабушкой была Умм Хаким бинт ‘Абд-аль-Мутталиб, тётя Посланника Аллаха со стороны отца. У него было прозвище Зу-н-нурайн — Обладатель двух светочей, потому что сначала ‘Усман был женат на дочери Посланника Аллаха Рукайе, а когда она скончалась, он женился на другой дочери Посланника Аллаха — Умм Кульсум. Носил кунью Абу ‘Абдуллах и Абу ‘Амр. Он принял ислам одним из первых от Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими. Переселился сначала в Эфиопию, а потом в Медину. Третий праведный халиф. Правил около двенадцати лет. Позже, в 35 г. х. началась смута. Восставшие против ‘Усма- на ворвались в его дом и убили его, когда он читал Коран. Известно множество хадисов и сообщений, в которых упоминается о достоинствах молитвы, её важности и благах, которые она приносит верующим. Благочестивый мусульманин, имеющий возможность совершать ежедневные обязательные молитвы вместе с общиной, стремится прийти в мечеть на общую молитву одним из первых и встать поближе к имаму. Он помнит о достоинствах общей молитвы и великой награде, которую приносит она верующему Глава первая. Мусульманин со своим Господом Посланник Аллаха сказал Общая молитва лучше совершаемой в одиночку в двадцать семь раз [Бухари; Муслим] Посланник Аллаха также сказал Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз если он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. Тогда за каждый свой шаг он обязательно будет возвышенна одну ступень, а одно прегрешение будет с него снято. Когда же он приступит к молитве, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него всё то время, пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернив- шись. И они станут говорить О Аллах, прости его О Аллах, помилуй его А он будет считаться молящимся всё то время, пока дожидается её начала [Бухари; Муслим] Кроме того, благородный Посланник порадовал вестью о Рае всех, кто каждое утро и каждый вечер стремится принять участие в общей молитве. Он сказал Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается оттуда, Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как верующий делает это [Бу- хари Муслим] Вот почему сподвижники так стремились совершать каждую обязательную молитву в мечети вместе с общиной. Сподвижник ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал Пусть тот из вас, кто будет рад встретить Аллаха мусульманином завтра, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать. Поистине, Аллах установил для вашего Пророка 6 Здесь подразумевается, что в обоих случаях человек совершает индивидуальную молитву Ну з ул ь — еда и всё то, чем встречают гостя Иначе говоря, там, где проводятся общие молитвы 43 § 8. И выстаивайте молитву обычаи (сунан) правильного пути и, поистине, эти молитвы относятся к числу обычаев правильного пути. Если же вы станете молиться в своих домах, как поступает этот человек, остающийся у себя дома, это будет означать, что вы отказались от Сунны вашего Пророка. А если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка, то непременно собьётесь с пути. Что же касается нас, то общую молитву не пропускал никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием. И бывало так, что человека приводили в мечеть двое других, помогая ему занять место в ряду молящихся [Муслим] Вот почему известный учёный из числа последователей сподвижников Са‘ид ибн аль-Мусайяб в течение тридцати лет ни разу не увидел в мечети затылка другого молящегося ещё до азана он неизменно стоял в первом ряду. И подобных примеров в истории ислама немало. Многие благородные сподвижники жили далеко от мечети, однако это не мешало им посещать общую молитву. Они спешили в мечеть, едва услышав призыв, потому что придавали общей молитве огромное значение. Более того, удалённость их домов от мечети даже радовала их. Они хотели, чтобы Всевышний вознаградил их за ежедневное преодоление этого расстояния и чтобы каждый сделанный ими шаг увеличивал количество их благих дел. Сподвижник Убайй ибн Каб рассказывал Жил в Медине человек, не пропускавший ни одной общей молитвы, хотя и не знаю я никого другого, кто жил бы от мечети дальше этого человека. Однажды кто-то сказал ему или я сказал ему Купил бы ты себе осла, чтобы ездить на нём в темноте и не ходить 9 Здесь речь идёт о том, как поступали сподвижники Пророка при его жизни 10 Имеется ввиду, что человек от слабости был не в силах передвигаться самостоятельно Глава первая. Мусульманин со своим Господом по раскалённой земле днём”. Он сказал в ответ Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь обратно пешком. Тогда Посланник Аллаха сказал Аллах собрал для тебя всё это [Муслим] Абу аль-Мунзир (или Абу ат-Туфайль) Убайй ибн Каб ибн Кайс аль-Ансари аль-Хазраджи. Сподвижник. Скончался вили г. х. (существуют и другие версии. Участник второй присяги в ‘Акабе. Известен как господин чтецов благодаря своему знанию Корана. Его матерью была Су- хайля бинт аль-Асвад [Усуд аль-габа] Известно, что Посланник Аллаха советовал сподвижникам, которые жили далеко от мечетей, не селиться ближе к ним. Он заверял их в том, что следы верующих на пути к мечетям будут подсчитываться и записываться в книги их дел. А это значит, что ни один шаг на пути к мечети не совершается зря. Другой сподвижник Джабир сказал Участки земли вокруг мечети пустовали, и люди из племени бану Салима захотели переселиться поближе к ней. Узнав об этом, Пророк сказал им Дошло до меня, что вы хотите перебраться поближе к мечети. Они сказали Дао Посланник Аллаха, мы хотели сделать это. Тогда он сказал О бану Салима, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются Тогда 11 То есть я хочу, чтобы каждый мой шаг записывался, так как надеюсь получить за это обещанную награду 12 То есть Аллах не обойдёт тебя наградой за всё это, поскольку намерения твои были искренними 13 Имеется ввиду, что каждый шаг, сделанный человеком на пути в мечеть, учитывается и за него мусульманину полагается награда 45 § 8. И выстаивайте молитву…» они стали говорить Не принесло бы нам радости наше переселение [Муслим] Абу ‘Абдаллах Джабир ибн ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн Хирам аль-Ансари ас-Сулями. Один из самых известных сподвижников, принимал участие в битве при Бадре и ещё в семнадцати сражениях. Аль-Бухари приводит хадис, в котором говорится, что в битве при Бадре он подносил воду бойцам. Некоторые историки считают, что он не принимал участие в битвах при Бадре и при Ухуде, но принимал участие во всех последующих сражениях и походах. Участвовал в битве при Сыффине на стороне Али ибн Абу Талиба. Обладал прекрасной памятью и передал много ха- дисов. Скончался вили г. х. в возрасте 94 лет, ослепнув незадолго до смерти. Согласно одному из мнений, он был последним сподвижником, который скончался в Медине [Усуд аль-габа] Посланник Аллаха с особой настойчивостью побуждал людей принимать участие в общих утренних и вечерних молитвах, сообщая, что награда молящихся будет щедрой. ‘Усман ибн ‘Аффан сказал Я слышал, как Посланник Аллаха сказал Человек, который совершил вечернюю молитву вместе с общиной, подобен тому, кто молился половину ночи. А человек, совершивший утреннюю молитву вместе с общиной, подобен тому, кто молился всю ночь [Муслим] Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя. Но если бы они знали, какая награда полагается за них, 14 Иначе говоря, такой человек сравнивается стем, кто половину ночи был занят совершением добровольной молитвы 15 То есть если бы знали они, какое благо приносят эти молитвы Глава первая. Мусульманин со своим Господом то обязательно совершали бы их в мечети, даже если бы им пришлось добираться ползком [Бухари; Муслим] Мусульманин никогда не забывает о том, что первое, за что будет рассчитан верующий из прав Всевышнего, — это молитва. Если человек совершал её должным образом, он преуспеет, а если нет — тогда он окажется в убытке. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Первым делом, за которое будет рассчитан раб Аллаха в Судный день, станет молитва. Если он совершал её должным образом, то он преуспеет, а если нет, тогда он окажется в убытке. Если же в ней были какие-то упущения, Господь скажет Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные молитвы, которыми можно было бы восполнить то, что он упустил в обязательных [Тирмизи; Насаи] Богобоязненный мусульманин совершает молитву сосредоточенно и с должным смирением. Он читает аяты Книги Всевышнего, пропуская их через своё сердце и задумываясь о заключённом в них смысле. Восхваляя Всевышнего, поминая Его и обращаясь к Нему с мольбой, он не отвлекается, и сердце его при этом исполнено богобоязненности и благодарности Создателю. Вовремя молитвы мусульманин особенно остро ощущает, что он — раб Всевышнего Аллаха. Если же Шайтан, стремясь отвлечь его вовремя молитвы, внушает ему посторонние мысли, он тут же гонит их прочь, сосредотачиваясь на читаемых аятах и произносимых словах восхваления Аллаха. Мусульманин помнит о том, что Всевышний Аллах, повелев верующим совершать обязательную молитву, которая является столпом религии и её опорой, не сказал нам просто Молитесь, но повелел выстаивать молитву, то есть совершать её наилучшим образом ив точности так, как это предписано. Тот, кто совершал молитву сосредоточенно, вдумчиво, со смирением, богобоязненностью, так, что мысли его в это время были только о молитве, получит награду боль 47 § 8. И выстаивайте молитву…» шую, чем награда того, чья сосредоточенность и богобоязненность вовремя молитвы были неполными. Завершив молитву, мусульманин не спешит заняться мирскими делами. Следуя примеру Посланника Аллаха , он трижды просит прощения у Аллаха и говорит О Аллах, Ты — Мири от Тебя исходит мир, Пречист Ты, о Обладатель величия и щедрости. Затем он произносит слова восхваления и поминания Аллаха, которые обычно произносил Посланник после завершения молитвы. Так, согласно одному из хадисов, он сказал: Тому, кто в конце каждой молитвы будет по тридцать три раза произносить слова Слава Аллаху, и слова Хвала Аллаху, и слова Аллах Велик, на сотый раз говоря Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он всё может, — простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской. [Муслим] 16 Аллахумма Анта с-Салям ва мин-ка с-салям табарак-та йа За-ль- джаляли ва-ль-икрам — لللجا اذ اي تكرابت ملسلا كنمو ملسلا تنأ مهللا ماركلإاو 17 То есть нет никого, обладающего божественными свойствами и достойного поклонения, кроме Аллаха ٍة َل َص ِّل ُك ِرُبُد ِف َللها َحَّب َس ْنَم اًث َلَث َللها َدِ َ ح َو َينِث َلَثَو اًث َلَث َينِث َلَثَو اًث َلَث َللها ََّب َكَو َينِث َلَثَو َماََت َلاَقَو َنوُع ْسِتَو ٌةَع ْسِت َكِلْتَف َكيِر َش َلا ُه َد ْحَو ُللها َّلاِإ َهَلِإ َلا ِةَئاِْلا ىَل َع َوُهَو ُد ْمَ ْلا ُهَلَو ُكْلُْلا ُهَل ُهَل ْنِإَو ُهاَيا َط َخ ْتَرِفُغ ٌريِدَق ٍء ْي َش ِّل ُك ِر ْحَبْلا ِدَبَز َلْثِم ْتَنا َك Глава первая. Мусульманин со своим Господом Затем мусульманин обращается к Господу с мольбой, прося у Него блага в этом мире ив мире вечном, наставления на прямой путь, помощи и прощения. Всевышний Аллах сказал: Поистине, человек был создан нетерпеливым. Он беспокоится, когда его касается зло, когда же к нему приходит благо, он скупится, кроме совершающих молитвы. Сура 70 Ступени, аяты 19–22 § 9. И бери с них пожертвования (закят), чтобы посредством них очистить их…» Если мусульманин достаточно состоятелен, он выплачивает очищающую подать (закят — ةاكز ) со своего имущества каждый год. Он знает закят — один из столпов ислама, и верующие обязаны выплачивать его каждый год, даже если сумма закята получится очень большой. Поэтому сознательный и богобоязненный мусульманин не пытается избежать выплаты закята. Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб — باصن ). Размер закята строго определён. Став халифом, Абу Бакр ас-Сыддик произнёс свои знаменитые слова Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы Ион сдержал своё слово 49 § 9. И бери с них пожертвования (закят), чтобы посредством них очистить их…» Так он указал на величие ислама, связавшего мир этот с миром вечным. Клятва Абу Бакра указывает на глубокое понимание им природы этой совершенной религии, в которой все её составляющие дополняют друг друга, и неразрывной связи между молитвой и закятом, которые являются равноценными кирпичиками в здании ислама. Он видел, что во многих аятах закят упоминается вместе с молитвой, причём так, что становится очевидной их взаимосвязь: Всевышний Аллах сказал: …уверовавшие, которые совершают молитвы, выплачивают закят. Сура 5 Трапеза, аят Всевышний также сказал: совершайте молитву и выплачивайте закят… Сура 2 Корова, аят Всевышний также сказал: Поистине, для тех, которые уверовали, совершали праведные дела, творили молитву и выплачивали закят, приготовлена награда у их Господа… Сура 2 Корова, аят 277 Закят — один из столпов ислама и его символов и один из важнейших актов поклонения Всевышнему. Мусульманин Глава первая. Мусульманин со своим Господом выплачивает закят, считая его священной религиозной обязанностью, исполняя веление Аллаха и стремясь к Его довольству. Он делает это от чистого сердца, с искренним намерением, надеясь, что Всевышний примет его поклонение и вознаградит егоза усердие. Пророк сказал : Поистине, дела оцениваются по намерениями, поистине, каждому человеку воздастся по намерениям». Всевышний Аллах сказала ведь им было велено лишь поклоняться аллаху, служа искренне ему Одному, будучи приверженцами единобожия, совершать молитву и выплачивать закят. Это — правая вера. Сура 98 Ясное знамение, аят 5 Закят для мусульманина — неотъемлемая часть комплекса обязанностей, возложенных Всевышним на человека. А человек сделан наместником Всевышнего на земле, чтобы поклоняться Ему и преображать землю, наполняя её истиной и справедливостью. Ив мире вечном он пожинает плоды земных трудов. Вечное блаженство в Раю нужно заслужить, и к нему нужно подготовиться. Поэтому в земной жизни человек трудится, исполняя предписания Всевышнего, и закаляется в огне испытаний подобно тому, как закаляется в пламени сталь. Когда душа и сердце человека очистятся благодаря исполнению велений Всевышнего и соблюдению Его запретов, он готов к блаженству загробной жизни и вечному пребыванию в садах вечности. Он присоединяется к тем, кого ангелы упокаивают блаженными. Они говорят Мир вам Войдите в рай благодаря тому, что вы совершали 51 § 9. И бери с них пожертвования (закят), чтобы посредством них очистить их…» Мы видим заложенное в закяте значение поклонения Всевышнему Аллаху, однако есть ещё благородные цели, нравственные идеалы и духовные ценности, которые ислам стремится претворить в жизнь и утвердить посредством такой религиозной обязанности как, закят. На это указывают многие аяты и хадисы, это отмечают многие мусульманские учёные. В первые века ислама мусульмане добросовестно выплачивали закят, следуя велению Всевышнего, переданному через Его Пророка, и эти благородные цели действительно достигались, что оказывало немалое влияние на жизнь отдельных мусульман и всего мусульманского общества. Эти цели нельзя назвать сугубо материальными или, напротив, сугубо духовными. В них присутствует и то, и другое. Экономика и финансы соединились в них с духовностью и нравственностью. Об этих целях также нельзя сказать, что они связаны только с индивидом или только с обществом. Некоторые касаются отдельного человека — как выплачивающего, таки получающего закят, другие направлены на обеспечение безопасности общества и решение его проблем. Цель закята в исламе — не только сбор средств, пополнение казны или помощь бедными нуждающимся. Первая его цель — помочь человеку подняться над материальными стать его господином, а не рабом. Поэтому у закята есть много целей, связанных стем, кто его выплачивает. Здесь и проявляется отличие закята от любого налога, придуманного людьми, которые видят в налогоплательщике только источник денежных средств и наполнитель для казны. Итак, ислам обязывает состоятельных людей выплачивать закят. О цели этого предписания в Коране сказано предельно кратко чтобы очистить их. Нов этом слове заключён великий смысл. Это очищение включает все виды очищения, как материального, таки духовного. Закят Глава первая. Мусульманин со своим Господом очищает духи душу состоятельного человека и одновременно очищает его имущество. Закят, который мусульманин выплачивает, исполняя веление Всевышнего Аллаха и стремясь к Его довольству, очищает человека от скверны грехов вообще и от скверны скупости в частности. Мы говорим о порицаемом качестве, которое укореняется в душе человека и становится испытанием для него. Всевышний наделил человека определённы- ми инстинктами, побуждающими его трудиться, искать пропитание и преображать землю. К этим инстинктам можно отнести любовь к собственности, себялюбие, инстинкт самосохранения. Одним из следствий этих инстинктов или побуждений стала скупость. Человек любит то, что имеет, и не желает выпускать приобретённое из рук. Он хочет, чтобы блага доставались ему, а не кому-то ещё. Всевышний Аллах сказал ибо человек скупи Душам свойственна скупость. Очевидно, что цивилизованный и верующий человек должен подняться над этими низменными побуждениями и победить в себе эгоизм и скупость при помощи веры. А иначе не достичь ему успеха нив земной жизни, нив жизни вечной. Чем больше отдаёт человек, чем больше радуется тому, что отдал, чем острее ощущает, что, отдавая часть своего имущества, поклоняется Всевышнему, тем чище становится его душа и тем меньше остаётся в ней скупости и эгоизма. Кто несчастнее человека, которого Всевышний Аллах сделал Своим наместником на земле и господином и который после этого добровольно становится рабом тленной материи и богатства? Кто несчастнее человека, для которого обогащение стало главной целью, величайшей заботой и осью, вокруг которой вращается вся его жизнь, хотя сотворён он был для великих деяний и для достижения цели, которая несравненно выше и благороднее всех материальных целей 53 § 9. И бери с них пожертвования (закят), чтобы посредством них очистить их…» Закят приучает человека расходовать свои средства во благо людям и учит его щедрости и великодушию. Очевидно, что человек, привыкший расходовать свои средства набла- го других, помогать людям, делиться сними имуществом, которым наделил его Всевышний, и поддерживать единоверцев, никогда не протянет руку к тому, что ему не принадлежит. Он не станет воровать и присваивать чужое. Трудно представить себе человека, который расходует собственное имущество, стремясь к довольству Всевышнего, ив тоже время обкрадывает других, навлекая на себя гнев Господа. Закят — благодарность Всевышнему за Его милости. Ответом на добро должна быть признательность и благодарность. Этому учит человека разум. Этому учит его мораль. Этому учат его религии. Он понимает это интуитивно, на подсознательном уровне. Закят напоминает верующему о необходимости благодарить Всевышнего за Его милости и признавать его щедрость и благодеяния. Закят — это и освобождение сердца от привязанности к мирскому. Закят напоминает сердцу человека о его обязанностях перед Господом и о том, что ему следует делать для мира вечного. Закят освобождает человека от чрезмерной любви к земной жизни и мирским благам, а также от любви к имуществу. А последнее особенно важно, поскольку чрезмерная любовь к имуществу, как говорит ар-Рази, отвращает человека от любви к Господу и мыслей о жизни вечной. Поэтому Мудрый Создатель обязал владельца имущества отдавать часть его. Привычка регулярно исполнять эту обязанность должна уменьшить привязанность человека к имуществу и воспрепятствовать превращению богатства в его единственную заботу. Закят напоминает человеку о том, что не богатство приносит человеку счастье, а расходование этого богатства в стремлении к довольству Всевышнего Аллаха. Таким образом, закят — действенный способ освобождения сердца от привязанности к мирскому Глава первая. Мусульманин со своим Господом Всевышний разрешил мусульманину увеличивать своё богатство и пользоваться мирскими благами, однако это нив коем случае не должно становиться главной заботой верующего и целью его жизни. Не для этой столь жалкой и призем- лённой цели сотворил его Всевышний. О нет Его цель — несравненно более высокая, благородная. Цель духовная, а нематериальная И не здесь, не в этом бренном мире его настоящая жизнь. Его истинная обитель — мир вечный. Мир этот создан для человека, асам он создан для поклонения Всевышнему, и земная жизнь — лишь дорога в мир вечный. Не совершит человек греха, если облегчит себе путь, немного украсит его и сделает более приятными радостным. Однако при этом он не должен забывать, что это — всего лишь дорога, по которой он шагает к цели. Всевышний дарует богатство и тем, кого любит, и тем, кого не любит, верующему и неверующему, праведнику и грешнику. Состоятельность не указывает на наличие каких-либо достоинств, и это не награда за особые заслуги и не знак отличия. Истинное благо — расходование имущества ради Аллаха и стремление к Его довольству и Его награде. Закят возвышает человека духовно, способствует очищению его души и помогает его личности развиваться и обогащаться. Человек, который делает добро, помогает другими заботится о них, исполняя свою обязанность перед Аллахом, ощущает постоянный духовный рост. Грудь его ничто не стесняет, и дышится ему всегда легко. Он чувствует себя как победивший в нелёгкой битве. Ион действительно одержал победу над слабостью и её последствиями, скупостью и собственными страстями. Закят создаёт прочную связь между состоятельным человеком и обществом. Это узы взаимной любви, братства по вере и солидарности. Видя, что какой-то человек желает им блага, заботится о них и делает им добро, люди инстинктивно начинают любить его. Давно известно, что человек по приро- 55 § 9. И бери с них пожертвования (закят), чтобы посредством них очистить их…» де своей склонен любить того, кто делает ему добро, и ненавидеть того, кто причиняет ему зло. Бедные люди, зная, что богатый человек отдаёт им часть своего имущества, и чем больше его имущества, тем больше он отдаёт, радуются и обращаются к Всевышнему с искренними мольбами за него, и эти мольбы становятся причиной того, что этот человек продолжает жить в благополучии и достатке. Как мы уже сказали, закят очищает имущество, приумножает его и пронизывает благословением. Однако это относится лишь к имуществу, приобретённому дозволенным (законным) способом. Если же говорить о скверном имуществе, которое человек приобретает путём обмана, мошенничества, взяток, злоупотребления должностными полномочиями и влиянием, ростовщичества, азартных игр или любым иным способом присвоения чужого имущества, тона такое имущество закят не оказывает никакого влияния. Он не очищает его и не делает благословенным. Имам аль-Куртуби сказал Аллах не принимает пожертвование из имущества, приобретённого запретным путём, потому что оно в действительности не является его собственностью ион не имеет права распоряжаться им. А подавать милостыню из имущества — значит, распоряжаться им. Если бы Аллах принимал подобные деяния, получилось бы, что одно и тоже действие является и желательными запретным одновременно, а это невозможно». Закят также способствует приумножению имущества. Кому-то подобное утверждение может показаться странным. Ведь человек отдаёт часть своего имущества, то есть внешне закят для состоятельного — расхода не доход. Но тот, кто наблюдает за выплачивающими закят и сам выплачивает егоза- мечает, что за видимым уменьшением имущества в действительности кроется его приумножение. Причём выплата закята благотворно влияет не только на имущество непосредственных плательщиков, но и на достояние мусульманской общины Глава первая. Мусульманин со своим Господом в целом. Малая часть имущества, которую человек потратил, возвращается к нему приумноженной, из известных и неизвестных ему источников. Также очень важно отметить, что обязанность ежегодно выплачивать закят побуждает мусульманина использовать и приумножать свой капитал, иногда самостоятельно, иногда — привлекая других лиц, чтобы выплачиваемый с него закят не уменьшал его. Прибыль, получаемая в результате оборота капитала, обычно во много раз превышает выплаченный закят — если только Всевышний не пожелает иначе. Если говорить о получающем закят, то ему эти средства помогают освободиться оттого, что унижает человеческое достоинство. Это не только материальная помощь, но и моральная поддержка. Закят помогает человеку справляться с жизненными трудностями и напоминает ему о том, что он не один, что есть люди, готовые помочь ему. Ислам желает, чтобы люди жили в благополучии, радовались жизни, пользовались её благами, питались тем, что есть на земле, и при этом они чувствовали себя свободными и счастливыми, чтобы спокойствие наполняло их сердца и они постоянно ощущали, насколько милостив и щедр к ним Аллах. Однако система ислама отличается от материалистических систем, поскольку они предусматривают только удовлетворение физических потребностей и не выходят за пределы сферы материальных благ. Их конечная цель — материальное благополучие людей. Ни о чём ином они не заботятся. Ислам смотрит дальше. Целью материального благополучия он считает духовное возвышение, укрепление связи человека с Господом. Иными словами, ислам стремится к тому, чтобы заботы о пропитании и поиск хлеба насущного не отвлекал человека от познания Аллаха, поклонения Ему и мыслей о жизни вечной. Когда человек со своей семьёй живёт в достатке, он обретает покой, который способствует сосредоточенному поклонению Тому, Кто избавил его от голода и страха 57 § 9. И бери с них пожертвования (закят), чтобы посредством них очистить их…» Всевышний Аллах предписал мусульманам выплачивать закят и сделал его одним из столпов ислама. Закят взимается с состоятельных и распределяется среди нуждающихся. Закят помогает бедным удовлетворить свои материальные нужды, то есть обеспечить себя пропитанием, одеждой и жильём, а также нематериальные потребности, в том числе вступление в брак, который учёные считают последней составляющей человеческого достатка, и интеллектуальные потребности, например, книги для людей, занятых интеллектуальным трудом. Благодаря закяту бедный человек обретает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности перед Всевышним. Закят помогает бедному почувствовать себя частью общества. Он уважаемо нём заботятся, ему помогают, его поддерживают, окружающим небезразлично, что происходит с ним Разве это неважно. Причём помощь оказывается ему в такой форме, чтобы он не чувствовал себя неловко. Ему не приходится кланяться благодетелю иле- петать слова благодарности, никто не смотрит на него с презрением и не попрекает его подаянием. Закят помогает людям почувствовать, что они — братья друг другу и что другие поделятся сними своим имуществом, если они будут нуждаться. Слабый знает, что сильный всегда придёт ему на помощь, а бедный знает, что богатый непременно протянет ему руку в трудную минуту. В такой чистой и приятной атмосфере вера людей укрепляется, следствием чего становится любовь друг к другу и альтруизм 10. Предписан вам пост…» Истинный мусульманин соблюдает пост (сыям — مايص ) в рама- дан с верой и надеждой на награду Аллаха, помня о том, что Пророк сказал Глава первая. Мусульманин со своим Господом Тому, кто вовремя рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи 18 . [Бухари; Муслим] Во время поста он ведёт себя как полагается богобоязненному верующему оберегает свой язык, взор и все органы своего тела от запретного и избегает всего, что делает пост неполноценными уменьшает награду за него. Если же кто-то начинает спорить с ним, затевать ссору или вымещать на нём раздражение и злость, он поступает согласно Сунне Пророка , который сказал Пусть вдень поста каждый из вас избегает всего непристойного и не шумит если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть он скажет такому Поистине, я — человек, соблюдающий пост [Бухари; Муслим] А в другом хадисе сказано Кто не отказался ото лжи и клеветы и действий согласно им, Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья [Бухари] Когда приходит рамадан, мусульманин чувствует, что наступил особый месяц, непохожий на другие. В этот месяц награда за благие дела увеличивается и открываются врата благодати. Верующие постятся ради Аллаха, и Он воздаёт им. А воздаяние Аллаха — Самодостаточного, Благодетеля, Оказывающего милость и Дарующего, — не поддаётся описанию и его невозможно вообразить. Пророк сказал Всякое благое дело сына Адама умножится, и воздаяние за доброе дело будет по меньшей мере] десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. 18 За исключением тяжких грехов, искупление которых требует покаяния اًبا َسِت ْحاَو اًناَيمِإ َنا َضَمَر َما َص ْنَم ِهِبْنَذ ْنِم َم َّدَقَت اَم ُهَل َرِفُغ 59 § 10. Предписан вам пост…» Всевышний Аллах сказал За исключением поста, ибо, поистине, пост для Меня, и Я воздам за него человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей еды ради Меня Постящегося ждут две радости одна при разговении, а другая — при встрече с Господом. И, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса 19 ”» [Бухари; Муслим] Следовательно, внимательный и благоразумный мусульманин должен использовать каждое мгновение этого благословенного месяца, наполняя его праведными делами. Его дни следует посвящать посту, молитве, чтению Корана, раздаче милостыни и прочим благим делам, а ночи — дополнительным молитвами обращениям к Аллаху с мольбами, так как Пророк сказал: Тому, кто вовремя рамада- на станет проводить ночи в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние прегре- шения. [Бухари; Муслим] Как известно, Посланник Аллаха совершал в рамадан много благих дели проявлял особое усердие в поклонении, особенно в последние десять дней благословенного месяца. ‘Аиша передаёт: В последние десять дней рамадана Посланник Аллаха поклонялся Аллаху усерднее, чем в остальное время [Муслим] 19 Имеется ввиду, конечно жене сам запаха то, что становится причиной его появления. Это пост, который есть проявление усердия верующего в поклонении Господу ًابا َسِت ْحاَو ًاناَيمإ َنا َضَمَر َماَق ْنَم ِهِبْنَذ ْنِم َم َّدَقَت اَم ُهَل َرِفُغ Глава первая. Мусульманин со своим Господом ‘Аиша также передаёт: С наступлением последних десяти дней рамадана Посланник Аллаха посвящал поклонению всю ночь, будил членов своей семьи для совершения молитвы, проявлял особое усердие в поклонении и затягивал свой изар 20 » [Бухари; Муслим] Посланник Аллаха побуждал мусульман готовиться к Ночи предопределения и проводить её в поклонении Всевышнему, говоря Ищите Ночь предопределения среди десяти последних ночей рамадана» [Бухари; Муслим] Посланник Аллаха также сказал Ждите наступления Ночи предопределения в одну из нечётных ночей последних десяти дней рамадана» [Бухари] Пророк также сказал Кто провёл Ночь предопределения в поклонении Всевышнему, тому простятся его прошлые прегрешения [Бухари; Муслим] Таким образом, весь этот благословенный месяц является месяцем поклонения, и богобоязненный мусульманин не может проводить вечера и ночи рамадана в пустых развлечениях, а перед рассветом, когда глаза начнут слипаться, поесть, отправиться в постель, глубоко заснуть и проспать утреннюю молитву. Вернувшись домой после совершения дополнительных вечерних молитв (таравих — حيوارت ) вовремя рамадана, благочестивый мусульманин как можно быстрее ложится спать, потому что через считанные часы он поднимется для дополнительной ночной молитвы, приёма пищи (сухур — روحس ) и совершения утренней молитвы в мечети. Посланник Аллаха повелевал принимать пищу перед рассветом, поскольку это приносит много блага. Он сказал 20 Из ар одежда в виде куска ткани, обматываемого вокруг бёдер. Здесь имеется ввиду, что Посланник Аллаха воздерживался от близости с жёнами. 61 § 10. Предписан вам пост…» Ешьте перед рассветом, ибо в этом периоде — благодать 21 . [Бухари; Муслим] Сознательный мусульманин старается проснуться пораньше, чтобы успеть поесть перед рассветом. Он стремится исполнить веление Посланника Аллаха и снискать благодать, за- ключённую в сухуре. Ведь сухур напоминает о добровольной ночной молитве, придаёт верующему бодрость для совершения утренней молитвы в мечети вместе с общиной и облегчает соблюдение поста. Сподвижник Зайд ибн Сабит сказал Мы совершили су- хур вместе с Посланником Аллаха , а потом встали на молитву. Его спросили А сколько времени прошло между ними Он ответил Столько, сколько хватило бы для прочтения пятидесяти аятов» [Бухари; Муслим] Богобоязненный мусульманин соблюдает пост не только в рамадан. Он постится ив день ‘Арафа (девятый день месяца зу-ль-хиджжа) и день ‘Ашура (десятый день месяца мухаррам) вместе с предшествующим ему днём, ив другие дни. Дополнительные посты относятся к благим делам, которые стирают грехи, о чём упоминается в хадисах Посланника Аллаха Сподвижник Абу Катада передаёт, что однажды Посланника Аллаха спросили о посте вдень ‘Арафа, ион сказал За него прощаются грехи текущего и прошлого года [Муслим] Абу Катада аль-Харис ибн Риб‘и аль-Ансари. Сподвижник. Он был конюхом Пророка . Принимал участие вбит- вепри Ухуде и во всех последующих сражениях. Скончался в Медине или Куфе в 54 г. х 21 Имеется ввиду, что мусульманина, который вовремя рамадана принимает пищу в этот период времени, ждёт награда ِرو ُح َّسلا ِف َّنِإف اوُر َّح َسَت Глава первая. Мусульманин со своим Господом Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха постился вдень ‘Ашура и велел людям поститься. Абу аль-‘Аббас ‘Абдаллах ибн ‘Аббас ибн ‘Абд-аль-Мутталиб аль-Кураши аль-Хашими. Двоюродный брат Пророка , сын его дяди со стороны отца аль-‘Аббаса. Один извели- чайших сподвижников. Учёный мусульманской общины, один из величайших знатоков Корана из числа сподвижников. Родился в Мекке и воспитывался там впервые годы пророчества Мухаммада . Постоянно сопровождал Пророка и передал множество хадисов. Участвовал в Верблюжьей битве и битве при Сыффине, сражаясь на стороне Али. Ослеп, после чего поселился в Таифе, где и скончался в 68 г. х. Обладал большими знаниями и быстро запоминал. Абу Катада передаёт, что Посланника Аллаха спросили о посте вдень ‘Ашура, ион ответил За него прощаются грехи прошедшего года [Муслим] Ибн ‘Аббас передаёт, что Посланник Аллаха сказал Если я доживу до следующего года, я обязательно буду поститься в девятый день месяца мухаррам» [Муслим] В хадисах Посланника Аллаха упоминается и одру- гих дополнительных постах. Например, Посланник Аллаха сказал: Кто постился весь рамадан, а затем ещё шесть дней в шаввале, тот как будто постился непрерывно. [Муслим] А Абу Хурайра передаёт: Мой возлюбленный друг завещал мне поститься три дня в каждом месяце, совершать ْنِم اًّت ِس ُهَعَبْتَأ َّمُث َنا َضَمَر َما َص ْنَم ِر ْه َّدلا ِماَي ِص َك َنا َك ٍلاَّو َش 63 § 10. Предписан вам пост…» молитву-духа 22 в два рак‘ата и совершать молитву-витр перед сном [Бухари; Муслим] Сподвижник Абу ад-Дарда передаёт похожий хадис: Мой любимый друг наказал мне делать три вещи, и я не оставлю их до самой смерти. Он велел мне поститься три дня в каждом месяце, совершать молитву-духа и не ложиться спать, не совершив молитву-витр» [Муслим] Другой сподвижник ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас переда т, что Посланник Аллаха сказал Пост три дня ежемесячно подобен непрерывному посту [Бухари; Муслим] В некоторых хадисах указывается, что речь идёт обе- лых днях — мм им днях лунного месяца, а из других следует, что это могут быть любые три дня из дней каждого месяца. Му‘аза аль-‘Адвийя спросила ‘Аишу : Постился ли Посланник Аллаха три дня ежемесячно Она ответила Да. Тогда она спросила А в какие именно дни месяца он постился ‘Аиша ответила Он мог начать с любого [Муслим] |