Главная страница
Навигация по странице:

  • Клянусь душой и тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто испортил её.

  • Мусульманин со своими родителями 1. Почтительное отношение к родителям

  • Поклоняйтесь аллаху и ничему более наряду сними делайте добро родителям…

  • Поклоняйтесь аллаху и ничему более наряду сними делайте добро родителям… Сура 4 Женщины, аят Всевышний Аллах также сказали Мы заповедали человеку хорошо относиться к родите- лям…

  • Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори Господи Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком».

  • Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит возвращение.

  • Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерыв

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница5 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    § 12. Общение и встречи с единоверцами
    Мусульманин стремится получить полезное знание и укрепить свою веру, а потому старается посещать собрания, на которых много говорят об исламе, его величии и достоинствах и обсуждаются важные для всех мусульман вопросы. Такие собрания придают мусульманину силы и рождают в его сердце желание трудиться во благо религии Аллаха, исполнять веления Всевышнего и избегать ослушания Его и позволяют ему ощутить себя неотъемлемой частью огромной мусульманской общины.
    Путешественник делает в пути остановки, чтобы запастись всем необходимым для продолжения путешествия, и без этого ему нельзя — ведь иначе его запасы кончатся, когда он будет в дороге. Также и мусульманин — он должен непременно пополнять свои запасы на стоянках знания ив собраниях праведных и благочестивых.
    Праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб, несмотря на постоянную занятость государственными делами, выбирал время для того, чтобы взять за руку одного или двух человек и сказать им Давайте постоим немного, увеличивая нашу веру и они поминали Всевышнего Аллаха.
    Даже ‘Умар, известный своей богобоязненностью, праведностью и усердием в поклонении Аллаху, иногда чувствовал потребность очистить свою душу и освежить свою веру…
    Так же поступал Му‘аз ибн Джабаль.
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    Верующий должен постоянно воспитывать себя, совершенствоваться и возвышаться, а не опускаться.
    Клянусь душой и тем, Кто придал ей соразмерный облик
    и внушил ей порочность и богобоязненность!
    Преуспел тот, кто очистил её,
    и понёс урон тот, кто испортил её.
    Сура 91 Солнце, аяты А помочь мусульманину быть праведными богобоязненным должны его друзья и братья по вере. Вместе легче совершенствоваться и возвышаться, и нескольким порой удаётся то, что не под силу одному. Для любого человека важно, кто находится рядом с ним, потому что друг может поддерживать и вести за собой к вершинам, а может быть обузой и лишним грузом, мешающим двигаться вперёд и постоянно тянущим вниз. Поэтому мусульманин внимательно относится к выбору друзей.
    Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрами перед закатом и стремятся к его лику. не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к нашему поминанию, кто пота

    115
    § 12. Общение и встречи с единоверцами
    кает своим желаниями чьи дела окажутся тщетными.
    Сура 18 Пещера, аят 28
    § 13. Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…»
    Одним из действенных способов возвышения духа и очищения души является обращение к Господу с мольбами и произнесение слов поминания Его, которые Пророк

    произносил в определённых случаях.
    От Пророка

    передаются самые разные мольбы, с которыми он обращался к Аллаху, когда выходил из дома и когда входил в него, когда приступал кеде и когда завершал трапезу, когда облачался в новую одежду и когда видел народившийся месяц, когда ложился спать и когда просыпался, когда провожал отправляющегося в путешествие и когда встречал вернувшегося домой Чтобы Пророк

    ни делал, он обязательно поминал Аллаха или обращался к Нему с мольбами, желая, чтобы его слова и действия были благословенными и приносили благо ему и остальным мусульманам. Он также просил Всевышнего уберечь его от ошибок и оградить его от любого зла. Пророк

    также учил своих сподвижников обращаться к Аллаху с особыми мольбами в некоторых случаях.
    Учёные собрали такие мольбы и слова поминания и составили отдельные сборники для удобства заучивания. Сегодня они доступны, и ими может воспользоваться любой верующий
    34
    Мусульманин, следуя примеру сподвижников Посланника, заучивает эти мольбы и обращается сними к Всевышнему
    34 Самый известный из таких сборников — Крепость мусульманина, им пользуются огромное количество мусульман и мусульманок во всём мире
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой в соответствующих обстоятельствах, сохраняя постоянную связь с Господом и укрепляя свою веру.
    В одном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал:
    О рабы Мои, все вы заблудшие, кроме тех, кому Я указал правильный путь, так просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого Я накормлю, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас О рабы Мои, поистине, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня опрощении, и Я прощу вам!
    [Муслим]
    Мусульманин часто обращается к Господу с мольбами, прося у Него блага в этом мире ив мире вечном, наставления на прямой путь, помощи и прощения. Он не из тех, кто вспоминает о Господе лишь тогда, когда случается какая-нибудь беда. Он помнит слова Посланника Аллаха

    : Кто желает, чтобы Аллах отвечал на его мольбы в трудные времена, пусть чаще обращается к Нему с мольбами в благополучные времена
    [Тирмизи]
    ْنَم َّلاِإ ٌلا ُض ْم ُكُل ُك ِيَداَبِع اَي
    اَي ْم ُكِد ْهَأ يِنوُدْهَت ْساَف ُهَتْيَدَه
    ْنَم َّلاِإ ٌعِئا َج ْم ُكُل ُك ِيِداَبِع
    اَي ْم ُكُمِع ْطُأ يِنوُمِع ْطَت ْساَف ُهُت ْمَع ْطَأ
    ُهُت ْو َس َك ْنَم َلاِإ ٍراَع ْم ُكُل ُك ِيِداَبِع
    ِيِداَبِع اَي ْم ُك ِس ْكَأ يِنو ُس ْكَت ْساَف
    اَنَأَو ِراَهَّنلاَو ِلْيَلْلاِب َنوُئ ِطُْت ْم ُكَّنِإ
    يِنوُرِفْغَت ْساَف ًاَعيِ َج ِبوُنُّذلا ُرِف ْغَأ
    ْم ُكَل ُرِف ْغَأ

    117
    § 13. Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…»
    Посланник Аллаха

    сказал Рука Аллаха полна и не оскудевает от расходования. Она дарует щедро днём и ночью. Подумайте, сколько уже даровал Он творениям с тех пор, как сотворил небеса и землю, и это ничуть не уменьшило того, что в Деснице Его
    [Муслим]
    Сподвижник Абу Са‘ид аль-Худри сказал Когда обращаетесь к Аллаху с мольбой, проявляйте настойчивость и просите у Него больше, ибо то, что у Аллаха, не истощается, и когда взываете к Нему с мольбой, знайте, что никто не может принудить Аллаха к чему бы тони было».
    Посланник Аллаха

    сказал Некогда три человека из числа живших до вас отправились в путь и шли до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них выход из не. Тогда они сказали Поистине, от этого камня нас может спасти только обращение к Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он избавил нас от него за наши благие дела Тогда один из них сказал О Аллаху меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил молоком ни домочадцев, ни рабов до тех пор, пока не приносил молока им. Однажды поиски деревьев увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом мои родители проснулись и выпили своё вечернее пить. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас оттого положения, в котором мы оказались из-за этого камня И камень сдвинулся с места, ноне настолько, чтобы они могли выбраться оттуда. Другой сказал О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше всех людей и желал е, но она противилась мне. А однажды выдался засушливый год. Тогда она пришла ко мне, а я далей сто

    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. Иона пошла на это когда же я получил возможность овладеть ею, она сказала Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву И тогда я покинул е, несмотря на то, что любил её больше всех, оставив у неё золото, которое далей. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас оттого положения, в котором мы оказались И камень опять сдвинулся с места, ноне настолько, чтобы они могли выбраться оттуда. Третий сказал О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил всем им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он пришёл ко мне и сказал О раб Аллаха, отдай мне мою плату. Тогда я сказал ему Плата твоя — все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь. Он сказал О раб Аллаха, не смейся надомной Я сказал Яне смеюсь над тобой. Ион забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас оттого положения, в котором мы оказались И камень сдвинулся настолько, что они смогли выбраться наружу и уйти
    [Бухари; Муслим]
    Эти трое, попав в беду, не нашли ничего, что могло бы спасти их, кроме своих благих дел. Первый, обращаясь к Всевышнему с мольбой об избавлении, упомянуло своём почтении к родителями о том, что для него они были важнее семьи и имущества. Второй упомянуло том, что отказался от прелюбодеяния из страха перед Всевышним, хотя имел возможность совершить его. А третий сказал, что честно сохранил у себя плату своего работника и отдал ему е, как только тот пришёл к нему. И после того, как каждый из них обратился к Всевышнему с мольбой, упоминая при этом о своих благих делах, Всевышний избавил их от беды, в которую они попали. Так мольба становится причиной спасения от гибели в этом мире ив мире вечном
    Краткие выводы
    Краткие выводы Достойному содержанию более всего подходит красивая форма, что присуще мусульманину, который призывает людей к Аллаху Истинный мусульманин поддерживает равновесие между своим телом, разумом и духом Мусульманин прилагает все силы для того, чтобы сохранять здоровье и крепость тела, и поэтому придерживается умеренности веде и питье Мусульманин не притрагивается к наркотиками любым вредным веществам. Он не курит и не употребляет алкоголь Мусульманин избегает всего, что опьяняет и одурманивает Мусульманин не имеет вредных привычек Он рано ложится и рано встаёт.
    — Мусульманин занимается теми видами спорта, которые приносят пользу и не сопряжены с запретным Мусульманин ведёт правильный образ жизни Истинный мусульманин уделяет внимание своей одежде, и поэтому он всегда хорошо выглядит, хотя и не допускает никаких излишеств Мусульманин следит за чистотой тела и одежды Роскошь является одной из причин отклонения человека от истинного пути Роскошь отвлекает от поминания Всевышнего Аллаха Мусульманин старается приобретать лишь тов чём нуждается он сами члены его семьи, а стоимость украшений, которые он приобретает, например, для дома, не выходит за пределы разумного Мусульманин приобретает полезное знание Знание Корана и Сунны укрепляет веру человека и его чувство ответственности и, как следствие, помогает ему строже придерживаться религии и лучше соблюдать е
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой Мусульманин стремится к совершенству Мусульманин совершенствует свой дух посредством ежедневного поклонения, поминания Аллаха и чтения Корана Старается посещать собрания, на которых много говорят об исламе, его величии и достоинствах и обсуждаются важные для всех мусульман вопросы Одним из действенных способов возвышения духа и очищения души является обращение к Господу с мольбами и произнесение слов поминания Его, которые Пророк произносил в определённых случаях Мусульманин часто обращается к Господу с мольбами, прося у Него блага в этом мире ив мире вечном, наставления на прямой путь, помощи и прощения.
    Вопросы к главе 1. Мусульманин должен заботиться о своём внешнем виде. Что это означает 2. Ислам — религия чистоты. Раскройте тему, приводя соответствующие аяты и хадисы.
    3. Мусульманин заботится и отеле, и о духе. Раскройте тему 4. Мусульманин ведёт здоровый образ жизни и не имеет вредных привычек. Раскройте тему 5. Как Посланник Аллаха

    относился к своему внешнему виду и одежде 6. Ибн Мас‘уд передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку. Один человек воскликнул Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми Продолжите хадис.
    7. Какой вред приносит человеку роскошь
    Вопросы к главе 8. Мусульманин приобретает полезное знание. Приведите соответствующие аяты или хадисы и примеры из жизни мусульманских учёных.
    9. Мусульманин стремится к совершенству. Раскройте тему и приведите примеры 10. Как мусульманин заботится о своём духе 11. С какой целью мусульманин общается с единоверцами Какую пользу приносит ему это общение 12. Посланник Аллаха

    часто обращался к Всевышнему Аллаху с мольбами, и мусульманин следует его примеру. Раскройте тему и приведите соответствующие аяты и хадисы.
    Глава третья
    Мусульманин со своими родителями 1. Почтительное отношение к родителям
    Мусульманин хорошо относится к родителям, уважает их, делает им добро и заботится о них. Это одна из его главных особенностей. Даже люди, которые знают об исламе достаточно мало, наслышаны о почтительном отношении мусульман к родителями старшим вообще 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сын

    Пожалуй, нигде и никогда нив одной религии или законодательной системе родителям не уделялось столько внимания, сколько уделил им ислам. Хорошему отношению и почтительности к родителям в исламе было отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему.
    Во многих аятах Корана угождение родителям ставится на второе место после угождения Аллаху, а хорошее отношение к ним рассматривается как достоинство, уступающее по своей важности только достоинству веры в Аллаха.

    123
    § 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сын
    Всевышний сказал:
    Поклоняйтесь аллаху и ничему более наряду сними делайте добро родителям…
    Сура 4 Женщины, аят Неудивительно, что искренний и сознательный мусульманин почитает своих родителей больше, чем кого бы тони было из людей.
    Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал В трёх аятах упоминается о вещах, которые нераздели- мы и не принимаются одна без другой. Повинуйтесь аллаху, повинуйтесь Посланнику. Кто повинуется Аллаху, ноне повинуется Его Посланнику

    , оттого не будет принято его повиновение. совершайте молитву, выплачивайте закят”
    . Кто совершает молитву, ноне выплачивает закят, оттого не будет принято. Благодари Меня и своих родителей. Кто благодарит Аллаха, ноне благодарит Своих родителей, оттого небу- дет принята его благодарность».
    Священный Коран учит мусульманина заботиться о родителях, особенно если один из них или оба они состарятся, одряхлеют и лишатся сил.
    Всевышний Аллах сказали судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него, а родителям делали добро. если у тебя состарится один из них или оба, тоне говори им уф — и не кричи на них, а говори им слова достойные
    Глава третья. Мусульманин со своими родителями
    и проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!»
    Сура 17 Ночное путешествие, аяты Это вечное веление Господа мусульманину, не подлежащее изменению и судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него, а родителям делали добро. В этих словах нашла выражение неразрывная связь между поклонением Аллаху и проявлением почтительности к родителями тем самым достоинство родителей было поднято на такую высоту, которой прежде никогда не могли достичь ни мудрецы, ни социальные реформаторы, ни учёные, занимавшиеся вопросами этики.
    Этот аят побуждает верующего к мягкости и внимательному, уважительному заботливому отношению к людям, благодаря которым он появился на свет, людям, которые потратили столько сил и времени, чтобы вырастить его и помочь ему встать на ноги и обрести самостоятельность. Слова если у тебя состарится один из них или оба означают, что, если они превратятся в дряхлых и немощных стариков, то могут оказаться у тебя на иждивении. Но берегись повышать на них голос в подобных обстоятельствах, выражая своё недовольство или раздражение, не говори им уф — и не кричи на них — напротив, ты должен как можно больше думать о том, какое бы ещё доброе слово им сказать, чтобы порадовать их, ведь Всевышний Аллах сказала говори им слова достойные. И пусть твоя жизнь с родителями будет такой, как сказано об этом в Коране и проявляй по отношению к ним смирение из милосердия И пусть язык твой не устаёт произносить мольбы за них зато, что они всегда протягивали тебе руку помощи и воспитывали тебя, когда ты был маленьким, беспомощными слабым

    125
    § 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сын
    Всевышний Аллах сказал:
    Поклоняйтесь аллаху и ничему более наряду сними делайте добро родителям…
    Сура 4 Женщины, аят Всевышний Аллах также сказали Мы заповедали человеку хорошо относиться к родите-
    лям…
    Сура 29 Паук, аят Всевышний Аллах также сказали Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы. а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих…
    Сура 31 «Люкмaн», аят Тот, кто заинтересуется темой отношения мусульманина к родителям, непременно обнаружит, что здесь хадисы дополняют аяты Корана, подтверждая достоинство почтительного отношения к родителями предостерегая людей от их ослушания или нанесения им обид, какими бы ни были обстоятельства.
    Поистине, почтительное отношение к родителям — признак совершенства веры человека и полноты его ислама — то есть покорности Всевышнему. Это — свойство пророков и посланников, и Всевышний Аллах многократно упоминает о почтении и благодеянии по отношению к родителям в Своей Мудрой Книге.
    Глава третья. Мусульманин со своими родителями
    Почтительное отношение к родителям — наилучшее поклонение, основа всех благих дели дорога, ведущая в Рай.
    Абу ‘Абд-ар-Рахман ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал Однажды я спросил Пророка

    : Какое дело Аллах любит больше всего Он сказал Совершаемую своевременно молитву”

    35
    Я спросил А после этого Он сказал Проявление почтительности к родителям
    [Бухари; Муслим]
    Они имеют право на то, чтобы человек относился к ним почтительно, защищал их, не причинял им вреда и не обижал их ни словом, ни делом. Это право даровано им потому, что они много сделали для нас в то время, когда мы ещё не могли позаботиться о себе сами, не могли защитить себя и не отличали то, что приносит пользу, оттого, что причиняет вред. Они воспитывали нас и ухаживали за нами, когда мы были маленькими, и Всевышний велел нам благодарить их за это.
    Учёные сказали Больше всего заслуживают благодарности, благодеяния и покорности — после Всевышнего Аллаха — те, о благодеянии по отношению к кому Всевышний упомянул вместе с упоминанием о покорности и поклонении Аллаху. Всевышний сказали судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него, и делали добро родителям сура 17 Ночное путешествие, аят 23). А в другом аяте Всевышний упомянуло благодарности родителями благодарности Ему, сказав Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие (сура 31 «Люкмaн», аят Таким образом, Пророк

    , бывший великим наставником, поместил почтительность к родителям после важнейшего дела своевременного совершения молитвы.
    Сподвижник ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт: Однажды к Посланни-
    35 Здесь имеется ввиду начало периода времени, отведённого для совершения той или иной обязательной молитвы

    127
    § 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сынку Аллаха

    пришёл какой-то человек и сказал ему Я клянусь тебе, что переселюсь и буду участвовать в борьбе на пути Аллаха, ибо желаю получить награду от Всевышнего Аллаха. Он спросил А жив ли кто-нибудь из твоих родителей Он сказал Да, они оба живы. Он спросил И ты хочешь получить награду от Всевышнего Аллаха Он сказал Да. Тогда Пророк сказал Так вернись к своим родителями обходись сними
    по-доброму!”»
    [Бухари; Муслим]
    А когда к Посланнику

    пришёл другой человек и попросил у него разрешения сражаться на пути Аллаха, он сказал ему А живы ли твои родители Тот ответил Да. Тогда Посланник Аллаха

    сказал Тогда отдавай все силы им
    [Бухари; Муслим]
    Вспомним также случай со сподвижником Садом ибн
    Абу Ваккасом и его матерью. Она сказала ему Либо ты от- речёшься от ислама, либо я откажусь от пищи и воды и умру, и на тебя ляжет позор, потому что арабы скажут Он убил свою мать Он же сказал ей, демонстрируя преданность своей религии Матушка, клянусь Аллахом, даже если бы было у тебя сто души они выходили бы из тебя одна за другой, я не отрёкся бы от религии Мухаммада

    !» Она вытерпела два дня, а на третий, измученная голодом и жаждой, нарушила свою клятву и поела и попила. После этого Аллах ниспослал аят, в котором упрекнул Сада за слишком резкий ответ матери:
    а если они будут принуждать тебя к тому, чтобы ты придавал Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знания, тоне повинуйся им, однако сопровождай их в этом мире
    по-доброму…
    Сура 31 «Люкман», аят 15
    Глава третья. Мусульманин со своими родителями
    Наши праведные предшественники почтительно относились к своим родителям. Многим верующим, жившим до нас, почтительное отношение к родителям помогло отвести от себя беду или даже избежать верной гибели. Вспомним историю троих, оказавшихся в пещере, выход из которой завалило большим камнем. Они стали обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбой избавить их оттого, что постигло их, и при этом каждый из них упоминал благое дело, совершённое им ради Аллаха.
    Аль-Бухари передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Тогда один из них сказал О Аллаху меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил молоком ни домочадцев, ни рабов до тех пор, пока не приносил молока им. Однажды поиски деревьев увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом мои родители проснулись и выпили своё вечернее пить. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас оттого положения, в котором мы оказались из-за этого камня И после этого камень сдвинулся с места, хотя и не настолько, чтобы они могли выбраться оттуда»
    .
    История Джурайджа также демонстрирует важность почтительного отношения к родителям.
    Абу Хурайра передаёт, что Пророк

    сказал Жил среди израильтян человек по имени Джурайдж. Однажды, когда он молился, к нему пришла его мать и стала звать его. Он же сказал себе Ответить ей или продолжить молиться — после чего продолжил молиться, не ответив ей. Тогда она воскликнула О Аллах, не дай ему умереть, пока не покажешь ему лица блудниц А спустя некоторое время, ког-

    129
    § 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сын
    да Джурайдж находился в своей келье, к нему пришла одна женщина и заговорила с ним, предлагая ему себя, однако он отказался. После этого она пришла к какому-то пастуху и позволила ему овладеть собой, а когда родила мальчика, сказала Он от Джурайджа”. И люди пришли к нему, разрушили его келью, выгнав его оттуда, и принялись поносить его. Тогда он совершил омовение, помолился, а потом подо-
    шёл к ребёнку испросил Кто твой отец, о мальчик Ре-
    бёнок ответил Пастух. Услышав это, люди сказали Мы построим тебе келью из золота Но он сказал Нет, только из глины!”»
    Пророк

    также сказал Если бы Джурайдж был учёным, он бы знал, что в его случае ответ матери был для него важнее, чем поклонение Господу
    [Бухари]
    Из истории Джурайджа факихи сделали вывод о том, что если человека позвали его родители, когда он совершает добровольную (дополнительную) молитву, он должен прервать молитву и ответить родителям.
    Сподвижники и их последователи усвоили наставления Пророка

    , касающиеся почитания родителей, и претворяли их в жизнь, и современный мусульманин следует их примеру. Он помнит историю человека, обратившегося к Са‘иду ибн аль-Мусайябу с вопросом о почтительном отношении к родителям. Этот человек сказал Я понял весь аят о почтительном отношении к родителям, кроме Слов Всевышнего и говори им слова благие. Какими должны быть благие слова Са‘ид ответил Это означает, что ты должен обращаться к ним так, как обращается раб к своему господину».
    А учёный Ибн Сирин, демонстрируя уважение и почтительное отношение к матери, разговаривал с ней настолько тихим голосом, что казалось, будто он болен и у него нет сил говорить.
    Если говорить об обязанностях мусульманина перед родителями, то они таковы
    Глава третья. Мусульманин со своими родителями. Уважение и послушание. Человек обязан уважать своих родителей, делая им добро и не причиняя им обид. Запрещено причинять родителям любую обиду и вред, повышать на них голосили грубо разговаривать сними. Он не должен даже говорить им слово Уф, которое служит выражением недовольства и раздражения, потому что этим он задевает чувства родителей и их достоинство и проявляет неуважение к ним. Человек не должен кричать на них и порицать их словом или делом, ион не должен скверно вести себя сними, поскольку Всевышний сказали постановил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него, и делали добро родителям. если один из родителей или оба достигнут при тебе старости, тоне говори им уф — не кричи на них и обращайся к ним
    почтительно.
    Сура 17 Ночное путешествие, аят Всевышний также сказал:
    Мы заповедали человеку быть добрым к родителям.
    Сура 29 Паук, аят Человек обязан подчиняться своим родителям в одобряемом Шариатом, даже если родители неверующие. Однако нельзя подчиняться им в том, что является ослушанием Аллаха. Скромность по отношению к ним. Человек должен вести себя скромно по отношению к родителям, опускаясь до уровня

    131
    § 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сын похвального смирения, ион должен смотреть на них взглядом уважения, милосердия и почтения. Это — достоинство, а не унижение (как раз наоборот, неуважение к родителям является позором, и ничего постыдного в этом нет, поскольку Всевышний сказал:
    Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори Господи Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком».
    Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. и если выбудете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к нему с рас-
    каянием.
    Сура 17 Ночное путешествие, аяты 24–25 3. Благодарность. Мусульманин должен быть благодарен своим родителям за всё добро, которое они ему сделали, и делать им ответное добро, а также оказывать им посильную помощь. Всевышний Аллах сказал:
    Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит возвращение.
    Сура 31 «Люкмaн», аят 14 4. Запрещено поносить родителей. Уважение к родителями хорошее отношение к ним исключают поношение их, и это
    Глава третья. Мусульманин со своими родителями важнее даже, чем уважение, поскольку избежать нанесения вреда важнее, чем сделать добро.
    Пророк

    сказал Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов Люди спросили О Посланник Аллаха, как же может человек проклинать собственных родителей Он сказал Он начинает поносить отца другого человека, а тот принимается ругать его отца, ион начинает поносить мать другого человека, а тот принимается ругать его мать
    [Муслим. Со слов ‘Аб- даллаха ибн ‘Амра]
    5. Мусульманин обязан обращаться к Всевышнему смоль- бой за своих родителей и просить для них блага в обоих мирах и прощения.
    Что же касается прав родителей после смерти, то они таковы. Испрашивание милосердия и прощения для родителей. Это проявление уважения к родителям после их смерти, и это — необходимое проявление преданности, поскольку Всевышний Аллах сказали говори Господи Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком».
    Сура 17 Ночное путешествие, аят Известно, что умершему приносит пользу мольба, с которой обращается за него к Всевышнему его праведный ребёнок. Абу
    Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал:
    Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерыв-
    لاِإ ُهُلَمَع َع َطَقْنا َمَدآ ُنْبا َتاَم اَذِإ

    133
    § 2. Мусульманин — ответственный и почтительный сын
    ной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди, и праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него.
    [Бухари. Адаб; Муслим; Абу Давуд; Тирмизи; Насаи]
    2. Исполнение завещания родителей. Наследники обязаны исполнить завещание умершего отца, материи так далее после того, как покойного завернут в саван, подготовят к погребению, похоронят и уплатят его долги, если они есть, поскольку Всевышний сказал:
    таков расчёт после вычета по завещанию, которое он завещал, или уплаты долга.
    Сура 4 Женщины, аят 11 3. Уплата долга. Дети обязаны уплатить долги родителей, независимо оттого, что это за долги долги Всевышнему Аллаху или долги людям.
    Если один из родителей скончался, таки не совершив ни хадж, ни умру, хотя у него было достаточно средств для этого, человек обязан совершить хаджи умру за него. Он может также поручить это другому человеку и покрыть расходы того, кто совершит паломничество за него.
    Один человек пришёл к Пророку

    и сказал Моя мать умерла, таки не совершив хадж. Совершить ли мне хадж зане Под текущей, или непрерывной, милостыней подразумевается всё то, что оставлено человеком и продолжает приносить пользу людям даже после его смерти ٍمْلِع ْوَأ ٍةَيِرا َج ٍةَقَد َص ٍث َلَث ْنِم
    ُهَل و ُع ْدَي ٍِلا َص ٍدَلَو ْوَأ ِهِب ُعَفَتْنُي
    Глава третья. Мусульманин со своими родителями
    Он сказал Если бы у твоей матери был долг, ты уплатил бы его Он сказал Да. Тогда он сказал А долг Аллаху ещё больше заслуживает того, чтобы его уплатить
    [Бухари; Муслим]
    4. Почтительное отношение к друзьям родителей желательно.
    Абу Бурда передаёт: Я прибыл в Медину, и ко мне при- шёл ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) испросил Знаешь литы, зачем я пришёл к тебе Я сказал Нет. Он сказал Я слышал, как Посланник Аллаха

    сказал Кто желает поддерживать родственные связи со своим отцом в его могиле, пусть поддерживает связь сего братьями после его кончины. А моего отца ‘Умара связывало с твоим братство и дружба, и мне захотелось поддержать эту связь
    [Ибн Хиббан]
    ‘Абдаллах ибн ‘Умар сказал Поистине, он был другом моего отца, а я слышал, как Посланник Аллаха

    говорил Наилучшее уважение — поддерживание человеком отношений с теми, с кем дружил его отец
    [Абу Давуд]
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта