И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 11. Возвести людям о хадже…» Искренний мусульманин старается совершить хадж — паломничество в Мекку — при первой возможности. Перед благословенным путешествием он тщательно изучает нормы Шариата, касающиеся хаджа, стремясь постигнуть смысл действий, которые ему предстоит совершить, и запомнить порядок их совершения. Он желает, чтобы его хадж был совершенным, поэтому старается избежать ошибок. Он помнит слова 22 Духа дополнительная молитва, совершаемая после восхода солнца когда диск светила поднимется над горизонтом на определённую высоту) до полудня Глава первая. Мусульманин со своим Господом Посланника Аллаха Лучший джихад — это безупречно со- вершённый хадж [Бухари] Хадж — одно из таких важных событий в жизни мусульманина, и это единственный из столпов Ислама, который исполняется в строго определённом месте в строго определённое время, и поэтому мусульманин особенно нуждается в доскональном знании того, как правильно совершать все необходимые действия, которые составляют хадж. Хадж — один из видов поклонения, в котором наиболее чётко проявляется следование и подражание Пророку . Многие учёные и искатели знаний говорили и продолжают говорить о правилах совершения хаджа и об ошибках, которые допускают паломники. При этом они разъясняют, какие действия вовремя хаджа правильны и необходимы, а какие делают хадж недействительным. Конечно, это принесло определённые плоды — знание об этом важном обряде поклонения распространилось среди людей. Каждый мусульманин обязан совершить его один разв жизни, но только при наличии возможности. Хадж очищает человека от грехов, а наградой за безупречно совершённый хадж будет Рай. Хадж обязан совершить только достигший совершеннолетия и разумный мусульманину которого есть необходимые запасы на дорогу и средство передвижения сверх его основных потребностей, и только один разв жизни, и при этом дорога должна быть безопасной. Четыре столпа хаджа очень легки — Аллах облегчает Своим рабам то, что пожелает. Это — намерение, сопровождающее облачение вихрам, обход вокруг Кабы семь раз, стояние на ‘Арафате и пробег между холмами ас-Сафа и аль-Марва семь раз. Обязательные действия хаджа — пребывание в долине Мина, бросание камешков и жертвоприношение. Они также легки. А тот, у кого нет возможности совершить жертвоприношение, должен поститься три дня вовремя хаджа и ещё семь дней — по возвращении домой 65 § 11. Возвести людям о хадже…» Прочная и неразрывная связь с Аллахом — богатство богобоязненных и основной капитал поклоняющихся. А хадж считается одной из важнейших школ богобоязненности и покорности Всевышнему, в которой укрепляется связь верующего с Аллахом, а душа человека привыкает к разным проявлениям покорности Всевышнему и учится смирению перед Ним. Совершая обряды хаджа в атмосфере братства и богобоязненности, мусульмане начинают чувствовать, что они — рабы Аллаха, пришедшие со всех концов света для того, чтобы снискать Его довольство и исполнить Его веление: люди обязаны перед аллахом совершить хадж к Дому [Ка‘бе], если они способны проделать этот путь. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят Исполняя предписанное Всевышним, они устремляются к Нему всей душой. Их объединяет вера в Него, и это лучшее из того, что может объединять людей. Именно вера сделала мусульманскую общину, состоящую из людей разной национальности и говорящих на разных языках, лучшей из общин: Вы — лучшая из общин, появившаяся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в аллаха. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят Хадж объединяет людей, заставляя их испытывать одинаковые чувства, поэтому он — замечательная возможность для укрепления единства мусульманской общины и её сплочения, Глава первая. Мусульманин со своим Господом а также для предостережения её от смути всего того, что приводит к разногласиями расколу. Помимо чудесной атмосферы, в которую попадает паломник вовремя хаджа, он приобретает ещё и бесценный дар Всевышнего прощение грехов, совершённых им до хаджа. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать. [Бухари; Муслим] Всевышний Аллах побуждает Своих рабов почтительно относиться к установленным Им обрядам поклонения (атак- же к местам, в которых эти обряды совершаются, и вообще ко всем Его велениям и запретами возвеличивать их, защищать их и оберегать. Он сделал это столпом богобоязненности и необходимым условием в отношениях верующий Господь. Это путь, чтобы снискать награду Всевышнего и благо при встрече с Ним. В тоже время Всевышний Аллах предостерёг верующих от небрежного отношения к обрядам поклонения, которые Он вменил им в обязанность, нарушения установленных Им запретов и совершения недозволенного. Мусульманин стремится совершить не только хадж, но и малое паломничество — умру, если представится такая возможность, особенно в рамадан, потому что за умру, совершён- ную в рамадан, верующего ожидает такая же награда, как и за хадж, совершённый вместе с Посланником Аллаха . В этот ْق ُسْفَي َْلَو ْثُفْرَي ْمَلَف َّج َح ْنَم ُهُّمأ ُهْت َدَلَو ِمْوَي َك َع َجَر 67 § 11. Возвести людям о хадже…» месяц открываются врата Рая, и закрываются врата Ада, иве- рующие стараются совершить как можно больше благих дели как можно меньше грехов. В рамадан шайтаны закованы вцепи и не могут добраться до верующих, каким это удаётся в остальное время года. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т Вернувшись после совершения хаджа, Пророк , спросил Умм Синан аль-Ансарийю: Что помешало тебе совершить хадж Она ответила “Такой-то”, имея ввиду своего мужа. У него было только два верблюда, на одном из которых он отправился в хаджа второй используется для орошения нашей земли. Пророк сказал Соверши умру в рамадан и, поистине, она будет равнозначна хаджу, совершённому со мной [Бухари] Мусульманин знает, как велика награда за умру и хадж, совершённые с искренним намерением ради Аллаха, а потому использует каждую возможность для их совершения. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Совершение каждой следующей ‘умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершённых между ними, аза безупречно совершённый хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая [Бухари; Муслим] § 12. Воплощение идеи поклонения Аллаху Мусульманин глубоко убеждён в том, что вся его жизнь есть нечто иное, как поклонение Всевышнему. Всевышний Аллах сказал: я создал джиннов и людей только для того, Глава первая. Мусульманин со своим Господом чтобы Они поклонялись Мне. Сура 51 Рассеивающие, аят Поклонение Аллаху может находить своё воплощение в каждом положительном, созидательном действии человека, направленном на преображение Вселенной, возвышение и распространение Слова Аллаха на земле и исполнение Его велений. Мусульманин знает, что поклоняться Аллаху можно не только в храме. Для него весь этот мир является храмом, ибо любое дело, совершённое с искренним намерением ради Аллаха, записывается ему у Аллаха как поклонение Господу. Истинный раб Всевышнего Аллаха — тот, кто поклоняется Одному лишь Аллаху и подчиняется Ему во всём. Если веление Аллаха противоречит его желаниями привычкам, он выбирает веление Аллаха. Для истинного раба Всевышнего веления Господа всегда важнее собственных желаний и пристрастий, имущества, людских обычаев и мнений, и вообще всего. Человек, который готов исполнять веления Аллаха только при условии, что это не повлечёт никаких затрат сего стороны, то есть готов совершать молитву и поститься, ноне желает выплачивать закят или совершать хадж, поклоняется не Аллаху, а деньгам. Человек, который говорит Я буду послушен Аллаху при условии, что веления Его не будут противоречить обычаям людей, — а если они противоречат какому-то обычаю, предпочитает обычай, — такой человек не является рабом Аллаха. Он — раб обычаев и традиций. Человек, который говорит Я буду послушен Аллаху, но при условии, что Его веление мне понравится или же я пойму заключённую в нём мудрость и увижу выгоду, которая в нём есть. А если я не пойму его смысли не увижу в нём выгоды, я не буду его исполнять, — это не раб Аллаха, это раб своего разума и своих прихотей 69 § 12. Воплощение идеи поклонения Аллаху Всевышний Аллах сказал: Видел литы того, кто избрал прихоть свою божеством для себя? Сура 45 «Коленопреклонённая», аят Мусульманин знает, что поклонение Всевышнему — это не только молитвы, посты и посещение мечети по пятницам. Уважение к родителям — это поклонение. Воспитание детей согласно сучением ислама — это поклонение. Соблюдение правил исламского этикета — это поклонение. Приобретение и передача полезного знания — это поклонение. Побуждение к одобряемому исламом и удерживание от порицаемого им — это тоже поклонение. И даже когда человек улыбнётся брату своему ради Аллаха, это записывается ему как поклонение. Своим поведением мусульманин воплощает свидетельство Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Свидетельство Нет божества, кроме Аллаха означает нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Слово илях в арабском языке означает объект поклонения. Объектов поклонения в нашем мире много — кого только не обожествляли люди за свою долгую историю. Но достоин поклонения только Всевышний Аллах. Это называется единственность Аллаха в Божественности, или таухид аль-улюхиййа. Единственность Аллаха в Божественности — это посвящение поклонения Одному лишь Аллаху. Иными словами, это поклонение Ему Одному втайне и открыто, так, чтобы ничего из того, что является поклонением, не было обращено к кому-то иному. Верующий в Аллаха поклоняется Одному лишь Аллаху и не поклоняется Глава первая. Мусульманин со своим Господом никому и ничему, кроме Него, — словом, все виды поклонения он обращает к Одному лишь Аллаху. Этот вид единобожия на самом деле включает в себя все виды единобожия. В него входят Единственность Аллаха в Господстве и Единственность Аллаха в Его именах и качествах, однако при этом нельзя сказать, что верно и обратное. Так, признание человеком единственности Аллаха в Господстве не означает признания им единственности Аллаха в Божественности. Он может признавать Господство Всевышнего Аллаха и при этом не поклоняться Ему. Точно также единственность Аллаха в Его именах и качествах не включает в себя другие виды единобожия. Однако если раб Всевышнего признаёт единственность Аллаха как Бога и при- знаёт, что Один лишь Аллах достоин поклонения, и никто и ничто, кроме Него, не заслуживает поклонения в любом его проявлении, он одновременно признаёт и то, что Аллах является Господом миров, и что у Него — самые прекрасные имена и самые совершенные качества. Это потому, что поклонение не может быть обращено к кому-то, кроме Господа, и оно не может быть обращено к кому-то, имеющему пороки и недостатки. Как же можно поклоняться тому, кто не является Творцом, Повелителем и Распорядителем всего, и как можно поклоняться тому, кто несовершенен? Получается, что шахада — свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, — включает в себя все виды единобожия, ибо её непосредственное значение — это признание единственности Аллаха как Бога, что включает в себя признание единственности Его как Господа и признание единственности Его в обладании Его именами и атрибутами. Именно поэтому этот вид единобожия — начало и завершение религии. Ради признания единственности Аллаха как Бога были направлены к людям посланники и ниспосланы Писания, и основу и суть призыва каждого посланника Аллаха к людям составляла единственность Аллаха в Божественности 71 § 12. Воплощение идеи поклонения Аллаху Если мусульманин правильно понимает, в чём состоит истинная суть поклонения, он на протяжении всей жизни осознаёт себя носителем послания, смысл которого состоит в том, что во всех жизненных обстоятельствах решение должно оставаться только за Аллахом и Его воля должна исполняться неукоснительно. Поклонение Господу может осуществиться только путём серьёзной, упорной и искренней деятельности, направленной на осуществление этого послания в условиях реальной жизни. Оно позволяет мусульманину ощутить истинную принадлежность к исламу, и только оно может дать ему право считаться искренним мусульманином. Благодаря этому посланию земная жизнь приобретает для него смысл, соответствующий идее наместничества человека на земле. Оно помогает ему понять, что является причиной его существования и почему Аллах возвысил его над другими творениями. Всевышний Аллах сказали Мы почтили сынов адама, и переносили их посуше и по морю, и наделили их благами, и возвысили его над многими из тех, кого Мы создали. Сура 17 Ночное путешествие, аят Это послание — отличительный признак его жизни, высший смысл его существования и символ его близости к Аллаху. Без этого послания жизнь его стала бы бессмысленной 23 Имеется ввиду, что Аллах дал человеку возможность передвигаться посуше и по морю с помощью верховых животных и кораблей Глава первая. Мусульманин со своим Господом 13. Читайте Коран…» Искренность веры и глубокое понимание религии даёт мусульманину Книга Всевышнего Аллаха — эта могучая сила, которая питает веру каждого мусульманина. Книга Всевышнего Аллаха и Сунна Его Посланника — фундамент исламской религии. Всевышний обещал сохранить Своё Писание в неизменном виде до самого Судного дня и уберечь его от любых искажений. Всевышний Аллах сказал: Воистину, Мы ниспослали напоминание, и Мы оберегаем его. Сура 15 «Хиджр», аят Всевышний ниспосылал Коран Своему Посланнику посредством ангела Джибриля в течение двадцати трёх лет, то есть сначала его пророческой миссии и до его кончины. Всевышний Аллах сказал: Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями. Сура 17 Ночное путешествие, аят Сам Всевышний в Коране многократно подчёркивает значимость и величие Своей Книги, побуждает верующих изучать её и поступать согласно с ней и разъясняет, какую пользу она приносит Его рабам 73 § 13. Читайте Коран…» Всевышний Аллах сказал: Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мрака к свету — на путь Могущественного, Достойного хвалы. Сура 14 «Ибpaxим», аят Всевышний также сказал: Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. следуйте же ему и будьте богобоязненны, — быть может, выбудете помилованы. Сура 6 Скот, аят Когда мусульманин берёт в руки Книгу Всевышнего, которую Он назвал ясным светом, всего существо наполняет ни с чем несравнимое чувство — благоговение, питаемое осознанием величия Творца, и одновременно — удивительное спокойствие и умиротворение. Мусульманин читает Коран регулярно, стараясь каждый день прочитывать определённое количество аятов. Он старается осмыслить прочитанное, размышляет над аятами Всевышнего и извлекает бесценные уроки и мудрое напоминание, наполняя светом и благодатью этой Великой Книги свои разум и сердце. Перед тем как приступить к чтению Корана, мусульманин совершает омовение как для молитвы, чтобы читать Книгу Всевышнего в состоянии ритуальной чистоты, помня Слова Всевышнего Глава первая. Мусульманин со своим Господом Воистину, аллах любит кающихся и любит очищаю- щихся. Сура 2 Корова, аят Коран — это не только знание, приносящее пользу в этом мире ив мире вечном. Это ещё и утешение для страждущих сердец и источник силы и вдохновения для каждого мусульманина. Всевышний Аллах сказал: Поистине, поминанием аллаха утешаются сердца. Сура 13 Гром, аят Мусульманин не забывает о том, что Всевышний Аллах облегчает верующим чтение Своей Книги и заучивание её наизусть, и пользуется этим облегчением, дабы снискать довольство Всевышнего и Его награду. Всевышний Аллах сказал: Мы облегчили Коран для поминания. но есть ли поми- нающие? Сура 54 Месяц, аят Коран направляет верующих и ведёт их прямым путём, и мусульманин с готовностью принимает его руководство. К тому же он знает, какое высокое положение занимает у Аллаха чтец Корана, а потому старается читать его, хотя бы понемногу, как только представится возможность. Посланник Аллаха сказал Верующий, читающий Коран, подобен цитрону, аромат которого приятен и вкус при 75 § 13. Читайте Коран…» ятен. Верующий, не читающий Коран, подобен финику у него нет аромата, однако на вкус он сладок. Лицемер, читающий Коран, подобен базилику его аромат приятен, а на вкус он горек. А лицемер, не читающий Коран, подобен колоквинту у него нет запаха, а вкус его горек [Бухари; Муслим] Посланник также сказал Читайте Коран, ибо, поистине, в Судный день он будет заступаться зачитавших его [Муслим] А в другом хадисе сказано Читающий Коран искусно и с лёгкостью пребудет вместе с благородными и покорными писцами ангелами, атому, кто читает Коран притом, что он для него труден, полагается двойная награда [Бухари; Муслим] Так может ли искренний мусульманин откладывать столь важное дело, как чтение Корана и размышление над его смыслом?! Так относится к своему Господу истинный мусульманин. Он обладает глубокой и искренней верой, постоянно занимается благими делами, всё время стремится снискать довольство Аллаха, подтверждает своё поклонение Ему и оправдывает цель своего земного существования, которая была определена Словами Всевышнего: я создал джиннов и людей только для того, чтобы Они поклонялись Мне. Сура 51, Рассеивающие, аят Краткие выводы В душе мусульманина всегда гармония, равновесие и умиротворение. Это плоды искренней веры и уверенности в правильности выбранного пути Глава первая. Мусульманин со своим Господом Мусульманин принимает религию целиком и старается неуклонно соблюдать все предписания Всевышнего. Он обращается за решением любого вопроса к Шариату Всевышнего и не чувствует стеснения в груди, каким бы ни было это решение Сердце искреннего мусульманина внимательно и бдительно, а разум всегда остаётся ясным Во всём, что его окружает, во всём, что происходит во Вселенной и с ним самим, мусульманин видит доказательства существования Всевышнего Для мусульманина Вселенная — открытая книга Всевышнего, которую он на протяжении всей жизни листает, разглядывая её страницы, изучая их содержание, созерцая и размышляя Истинный мусульманин исполняет веления Аллаха, проявляя смирение и не нарушая Его заповедей, даже если они противоречат его желаниям У мусульманина обострённое чувство ответственности, потому что он понимает за любое упущение членов его семьи в Судный день спросится с него Довольство предопределением, присущее мусульманину, объясняется в первую очередь знанием того, что вера в предопределение Аллаха — один из столпов веры Мусульманин знает, что в жизни нет случайностей. Всё происходит по предопределению Аллаха, и всё имеет смысл Испытания, постигающие мусульманина, напоминают ему о милостях Всевышнего Несчастья мешают человеку привязаться к этому миру Согрешив, мусульманин испытывает угрызения совести и сожалеет о своём поступке, давая себе зарок не делать подобного впредь Совершив нечто греховное под воздействием наущений шайтана, богобоязненные люди сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния Краткие выводы Богобоязненное сердце, любящее Аллаха, не бывает небрежным Чтобы ни делал истинный мусульманин, он делает это ради Аллаха, заботясь о том, чтобы каждый его шаги каждое его дело было угодно Господу Истинный мусульманин неуклонно соблюдает предписания ислама и придерживается всех основ этой религии, ничем не пренебрегая и не поступаясь Мусульманин совершает пять молитв в установленное для них время Многие благородные сподвижники жили далеко от мечети, однако это не мешало им посещать общую молитву Посланник Аллаха с особой настойчивостью побуждал людей принимать участие в общих утренних и вечерних молитвах, сообщая, что награда молящихся будет щедрой Богобоязненный мусульманин совершает молитву сосредоточенно и с должным смирением. Он читает аяты Книги Всевышнего, пропуская их через своё сердце и задумываясь о заключённом в них смысле Если мусульманин достаточно состоятелен, он выплачивает очищающую подать со своего имущества каждый год Истинный мусульманин соблюдает пост в рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха Посланник Аллаха совершал в рамадан много благих дели проявлял особое усердие в поклонении, особенно в последние десять дней благословенного месяца Посланник Аллаха побуждал мусульман готовиться к Ночи предопределения и проводить её в поклонении Всевышнему Искренний мусульманин старается совершить хадж при первой возможности. Перед благословенным путешествием он тщательно изучает нормы Шариата, касающиеся хаджа Глава первая. Мусульманин со своим Господом Мусульманин стремится совершить не только хадж, но и умру, если представится такая возможность Мусульманин глубоко убеждён в том, что вся его жизнь есть нечто иное, как поклонение Всевышнему Искренность веры и глубокое понимание религии даёт мусульманину Книга Всевышнего Аллаха. Вопросы к главе 1. Какую пользу приносит мусульманину созерцание творений Всевышнего 2. Мусульманин покорен Господу. Раскройте тему с упоминанием соответствующих аятов и хадисов. 3. Мусульманин несёт ответственность за свою семью. В чём это выражается 4. Чем обусловлено довольство предопределением, присущее мусульманину 5. Как влияет вера в предопределение на жизнь мусульманина 6. Как поступает мусульманин, согрешив 7. Мусульманин стремится снискать довольство Аллаха. Что это означает 8. Мусульманин совершает не только обязательное, но и дополнительное (добровольное. Приведите примеры 9. Как мусульманин относится к молитве Приведите соответствующие аяты и хадисы. 10. Выплата закята упоминается во многих аятах Корана вместе с другим столпом ислама. Каким 11. Как влияет наступление рамадана на жизнь мусульманина Как мусульманин проводит рамадан? 12. Мусульманин соблюдает дополнительные посты. Приведите примеры Вопросы к главе 13. Мусульманин обязан совершать хадж. Вспомните аят или хадис, связанный с хаджем 14. Жизнь для мусульманина — это поклонение Аллаху. Раскройте тему 15. Как мусульманин относится к Корану Какое воздействие оказывает Коран на жизнь мусульманина Глава вторая Мусульманин с самим собой 1. Введение Мусульманин должен выделяться своей одеждой, внешним видом, поведением и делами. Благодаря этому он сможет служить примером для других, что облегчит ему его миссию в этом мире донесение послания Всевышнего до людей. Сподвижник Ибн аль-Ханзалийя передаёт, что однажды, возвращаясь к своим братьям по вере после одного из походов, Пророк сказал своими сподвижникам Выедете к вашим братьям, так приведите же в порядок поклажу и одежду, чтобы стали вы среди людей подобны родинке, ибо, поистине, Аллах не любит всё непристойное и стремление к совершению непристойного [Абу Давуд; аль-Хаким] Здесь речь идёт обо всём отвратительном и безобразном. Посланник Аллаха считал, что неприглядный внешний вид и пренебрежительное отношение к своей одежде и средству передвижения равнозначно совершению непристойного поступка, что отвергается и запрещается исламом. Выполняя свои основные обязанности, истинный мусульманин не забывает и о себе, поскольку в его представлении внешний вид неотделим от внутреннего содержания человека. 24 То есть, чтобы вы выделялись среди людей подобно тому, как выделяется родинка на теле 81 § 1. Введение Достойному содержанию более всего подходит красивая форма, что присуще мусульманину, который призывает людей к Аллаху. Истинный мусульманин поддерживает равновесие между своим телом, разумом и духом, уделяя всему этому должное внимание, не отдавая предпочтения одному за счёт другого и руководствуясь мудрыми наставлениями Посланника Аллаха ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Однажды Посланник Аллаха сказал мне Мне передали, что ты постишься днём и молишься по ночам. Я сказал Дао Посланник Аллаха. Тогда он велел Не делай же так. Постись иногда, а иногда оставляй пост, молись по ночами спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право [Бухари; Муслим] Абу ‘Абд-ар-Рахман (или Абу Мухаммад) ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми аль-Кураши. Сподвижник. Принял ислам раньше своего отца, который был старше его всего на тринадцать (по другим данным двенадцать) лет. Обладал прекрасной памятью, прекрасно разбирался в фик- хе, отличался богобоязненностью и любовью к поклонению. Скончался вили г. х. Историки высказывали различные мнения по поводу места его кончины. Одни называли Мекку, другие — Таиф, третьи — Египет [Усуд аль-габа] Но как именно мусульманин может поддерживать подобное равновесие 2. Умеренность веде и питье Мусульманин прилагает все силы для того, чтобы сохранять здоровье и крепость тела и поэтому придерживается Глава вторая. Мусульманин с самим собой умеренности веде и питье. Он не набрасывается наеду с жадностью, а берёт не более того, чего ему будет достаточно для поддержания здоровья, сил и активности, помня Слова Всевышнего Аллаха: …ешьте и пейте, ноне преступайте границы разумного, ибо, поистине, Он не любит преступающих. Сура 7 Преграды, аят Он руководствуется и тем, что говорил об умеренности веде и питье Пророк , который сказал: Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его желудок, и если уж ему необходимо делать это, пусть наполняет его едой на третьи питьём на треть, а оставшуюся треть оставляет пустой для лёгкости дыхания. [Ахмад; Тирмизи] Посланник Аллаха сказал Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла Читайте В День воскресения Мы неопределим для них никакого веса (18:105)» [Бухари; Муслим] ‘Умар сказал Остерегайтесь переполнять желудок едой и питьём, ибо это причиняет вред телу, приводит к болезнями отбивает желание молиться. Вам следует придерживаться умеренности веде и питье, ибо это больше подходит для тела и дальше от излишеств. Поистине, Всевышний Аллах не ٍن ْطَب ْنِم اًّر َش ًءاَعِو ٌّيِمَدآ ََلَم اَم َن ْمِقُي ٌت َل ُكُأ َمَدآ ِنْبا ِب ْسَِب ٌثُلُثَف َةَلاََم َلا َنا َك ْنِإَف ُهَبْل ُص ٌثُلُث َو ِهِباَر َشِل ٌثُلُثَو ِهِماَع َطِل ِه ِسَفَنِل 83 § 2. Умеренность веде и питье навидит жирного книжника, и, поистине, не погибнет человек, пока не станет отдавать предпочтение своим желаниям перед своей религией!» ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза ибн Риях ибн ‘Абдаллах ибн Курт ибн Разах ибн ‘Ади ибн Каб ибн Люайй аль-‘Адви аль-Кураши. У них с Посланником Аллаха был общий предок — Каб ибн Люайй. Один из величайших сподвижников и один из десяти обрадованных благой вестью о Рае. ‘Умар принял ислам после сорока одного мужчины и одиннадцати женщин в 6 г. х. Носил прозвище аль-Фарук — Отделяющий, потому что после принятия ислама ‘Умаром Пророк перешёл от тайного призыва к исламу к открытому. Известен своей богобоязненностью, строгостью и справедливостью. Дочь Умара Хафса была одной из жён Пророка . Второй праведный халиф. Правил десять лет. Учредил канцелярии и ввёл ле- тоисчисление по хиджре. Был смертельно ранен отравленным кинжалом рабом-огнепоклонником Абу Люлюа вовремя совершения утренней молитвы 26 числа месяца зу-ль-хиджжа 23 г. х 3. Отсутствие вредных привычек Мусульманин не притрагивается к наркотиками любым вредным веществам. Он не курит и не употребляет алкоголь. Вред от курения и употребления спиртного очевиден. Никотин угнетает нервную систему, губительно влияет на лёгкие, сердце и другие жизненно важные органы, способствует развитию астмы, туберкулёза и рака лёгких. А Посланник Аллаха говорил Не вредите себе и другим». Вряд ли стоит напоминать о том, сколько бед принёс человечеству алкоголь. Недаром Всевышний Аллах сказал Глава вторая. Мусульманин с самим собой О вы, которые уверовали Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники или идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. сторонитесь же этого, — быть может, вы преуспеете. Воистину, Шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания аллаха и молитвы. неужели вы не прекратите? Сура 5 Трапеза, аяты Проблема алкоголизма стоит очень остро во многих странах. Употребление алкоголя влияет не только на здоровье самого человека, но и на здоровье его будущих детей. Когда к Посланнику Аллаха пришёл один человек, который, узнав о запрете на употребление алкоголя, сказал Номы используем его для лечения, Посланник Аллаха воскликнул Это не лекарство, а болезнь!» И действительно, сколько людей употребляли алкоголь лишь изредка, а потом под влиянием стрессов, проблем на работе, неудач в личной жизни и семейных неурядиц стали прибегать к этому лекарству всё чаще и чаще и закончили свою жизнь хроническими алкоголиками, страдающими от множества болезней и глубоко несчастными Скольким людям кажется, что они могут контролировать себя, а в результате возникает зависимость, с которой они не в силах бороться 85 § 3. Отсутствие вредных привычек К тому же существует неразрывная связь между потреблением алкоголя и преступностью, поскольку ни для кого не секрет, что многие преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Сами преступники признаются, что, будь они в нормальном состоянии, они никогда не решились бы на подобное. Алкоголь становится причиной множества дорож- но-транспортных происшествий, в которых ежегодно страдают тысячи людей. Нередко алкоголь становится поводом для семейных конфликтов, разводов и разрыва отношений между родственниками, разрушая семьи. Этого бы не было, если бы люди прислушались к мудрым наставлениям Книги Всевышнего. Мусульманин избегает всего, что опьяняет и одурманивает. Он ценит разум, дарованный ему Всевышними отличающий его от животных, и оберегает его от всего, что способно повредить ему, точно также, как оберегает он своё тело. Мусульманин боится Всевышнего, строго соблюдая Его запреты. Он понимает, что Всевышний лучше знает о том, что приносит пользу Его творениям, а что вредит, и каждое веление и каждый запрет имеет смысл. Мусульманин не имеет вредных привычек вроде бодрствования допоздна у экрана телевизора и бесполезного времяпрепровождения. Он рано ложится и рано встаёт, чтобы с новыми силами взяться за работу 4. Правильное распределение времени Мусульманин помнит слова Ибн ‘Умара: Если доживёшь до вечера, тоне жди утра, а если доживёшь до утра, тоне жди вечера, и пользуйся своим здоровьем, пока не пришла болезнь, и пользуйся своей жизнью, пока не пришла смерть». Да, здоровье не вечно, и точно также жизнь. Поэтому и сказал Посланник Аллаха : Используй пять вещей прежде, Глава вторая. Мусульманин с самим собой чем придут пять других молодость прежде, чем придёт старость, здоровье прежде, чем придёт к тебе болезнь, богатство прежде, чем придёт к тебе бедность, свободное время прежде, чем окажешься занятыми жизнь прежде, чем при- дёт смерть [аль-Хаким, достоверный хадис] Мусульманин ценит своё время, старается проводить его с пользой и не тратить попусту, понимая, что это одно из важнейших благ, дарованных ему Всевышним Аллахом, и пренебрежительное отношение к этому дару есть неблагодарность Дарителю. Мусульманин уделяет внимание планированию, которое помогает ему использовать время рационально и с максимальной пользой. Он старается правильно распределять своё время, чтобы не терять ни минуты. Ведь жизнь коротка и нужно столько всего успеть, а как успеть, если позволить днями ночам проходить без пользы, и не задумываться о том, что уходя они больше никогда уже не вернутся?.. Мусульманин считает важным распорядок дня, благодаря которому деятельность его оказывается плодотворной и всё необходимое делается вовремя и должным образом. Планируя свой день, мусульманин нередко ориентируется на времена обязательных молитв, заполняя делами промежуток между каждыми двумя молитвами. Мусульманин старается не откладывать то, что можно сделать сегодня, назавтра, которое может не наступить 5. Правильный образ жизни Мусульманин старается найти время для физических упражнений и занятий спортом, помогающих сохранить здоровье и оставаться в хорошей физической форме. Это может быть плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах, бег, верховая езда, посещение тренажёрных залов и другие виды спор 87 § 5. Правильный образ жизни та, в зависимости от местности, в которой живёт мусульманин, и времени года. Разумеется, при этом мусульманин соблюдает нормы ислама, касающиеся одежды и поведения. Мусульманин ведёт правильный образ жизни и благодаря этому остаётся бодрым, активными жизнерадостными его не утомляет работа и исполнение других обязанностей, в том числе религиозных. Он знает, что сильный мусульманин люби- мее для Аллаха, чем слабый, поэтому старается сохранять силы и здоровье 6. Чистота тела и одежды Мусульманин, которого ислам хочет видеть примером для людей, постоянно следит за своей чистотой. Он действует в соответствии с наставлениями Пророка , который побуждал людей совершать полное омовение и умащать себя благовониями, особенно по пятницам. Посланник Аллаха сказал Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не осквернены, и умащайтесь благовониями [Бухари] Посланник Аллаха так активно побуждал людей к поддержанию чистоты тела с помощью купания, что некоторые имамы даже утверждали, что полное омовение перед пятничной молитвой обязательно. Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк сказал Один разв семь дней каждый мусульманин обязан совершать полное омовение, омывая голову и тело [Бухари; Муслим] Кроме того, Пророк побуждал людей следить за чистотой полости рта и зубов. Так, например, мать правоверных ‘Аиша сообщает, что перед совершением омовения после сна Посланник Аллаха всегда чистил зубы [Ахмад; Абу Давуд] О внимании, которое Пророк уделял чистоте рта, свидетельствуют его слова Глава вторая. Мусульманин с самим собой «Если бы не считал я, что для членов моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы зубо- чисткой 25 (сивак) перед каждой молитвой [Бухари; Муслим] Однажды ‘Аишу спросили, что делал Пророк впер- вую очередь, когда приходил домой, иона сказала Прежде всего он брался за сивак» [Муслим] Известно также, что Пророк запрещал мусульманам досаждать людям любыми неприятными запахами, на что указывают его слова Пусть тот, кто поест лука, чеснока или лука-порея, нив коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелов беспокоит тоже, что и сынов Адама [Муслим] Кроме того, Пророк побуждал людей следить за чистотой одежды. Сподвижник Джабир сказал Однажды Посланник Аллаха , который пришёл навестить нас и увидел какого-то человека в грязной одежде, сказал Неужели он не мог найти ничего, чтобы почистить одежду [Ахмад; Насаи] Таким образом, Посланник Аллаха неодобрительно отнёс- сяк появлению человека на людях в грязной одежде. Он дал понять каждому мусульманину, что его одежда всегда должна быть чистой, а его внешний вид — хорошими приятным для глаз. Посланник Аллаха часто говорил Каждому из вас по возможности следует надевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает [Абу Давуд; Ибн Маджа] Здесь Пророк побуждает людей одеваться для пятничной молитвы как можно лучше. Упоминание о двух одеждах связано стем, что некоторые сподвижники были очень бедны и имели только изар или одну накидку 25 Здесь и далее во всех случаях имеются ввиду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжё- вывается, после чего используется для очищения зубов 89 § 6. Чистота тела и одежды Всё, о чём речь шла выше, показывает, что ислам побуждает своих последователей поддерживать чистоту, о чём говорится во многих аятах Корана и хадисах. Посланник Аллаха неуклонно соблюдал это предписание. Анас ибн Малик сказал Мне никогда не приходилось ощущать аромат амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от Посланника Аллаха Известно также множество других хадисов и других сообщений, в которых упоминается о чистоте его тела и одежды, а также о приятном запахе, исходившем от его тела, и благоухании его пота. Так, например, сообщается, что если Пророк пожимал кому-нибудь руку, то после этого человек целый день ощущал приятный запах, исходивший от его руки. Сообщается также, что если он возлагал руку наголову ребёнка, топотом его можно было узнать среди других детей по приятному запаху. Джабир сообщает о том, что после того, как Пророк проходил по дороге, каждый из проходивших следом узнавал об этом по приятному запаху, который оставался после него. К числу его наставлений относится и веление следить за своими волосами, приводить их в порядок и украшать так, как это узаконено в исламе. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: Пусть каждый, у кого есть волосы, относится к ним с должным вниманием. [Абу Давуд] Имеется ввиду содержание их в чистоте, расчёсывание, ума- щение благовониями и придание им красивой формы. Если кто-нибудь не следил за собой и ходил с растрёпан- ными волосами, в результате чего казался неким подобием злого духа, Пророку это не нравилось. Он даже сравнивал ُهْمِر ْكُيْلَف ٌرْع َش ُهَل َنا َك ْنَم Глава вторая. Мусульманин с самим собой человека, отличавшегося столь безобразным видом, с шайтаном, о чём говорится в следующем хадисе. ‘Ата ибн Ясар сказал Однажды, когда Посланник Аллаха находился в мечети, туда вошёл какой-то человек с растр панными волосами и бородой, и Посланник сделал ему знак рукой, как бы повелевая привести волосы и бороду в порядок. Тот таки сделала потом вернулся, и тогда Пророк сказал Разве это не лучше, чем появление любого из вас на людях с растрёпанными волосами, будто он шайтан [Муватта] ‘Ата ибн Ясар аль-Хиляли. Вольноотпущенник Майму- ны. Последователь сподвижников. Скончался в 94 г. х. или позже в Александрии. Поскольку Пророк сравнил этого человека с шайтаном, ясно, что ислам уделяет большое внимание хорошему внешнему виду и отвергает неряшливость в любом её проявлении. Посланник Аллаха никогда не оставлял без внимания того, что касалось внешнего вида людей, и если видел неряшливо одетого и непричёсанного человека, обязательно порицал егоза то, что тот не следит за собой. Джабир передаёт: Однажды Посланник Аллаха , который зашёл навестить нас, увидел какого-то человека с растр панными волосами и сказал Разве он не мог найти ничего, чтобы привести в порядок свою голову [Ахмад; Насаи] |