Главная страница

И его личность в свете корана и сунны


Скачать 6.42 Mb.
НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
Дата23.05.2023
Размер6.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
ТипКнига
#1152484
страница6 из 28
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
§ 3 . Родители-немусульмане
Посланник Аллаха

завещал всем мусульманам уважать родителей и заботиться о них, даже если они неверующие. Так поступали пророки и праведники вовсе времена.
Предок Посланника Аллаха

отец пророков Ибрахим уважал своего отца и искренне желал ему блага, хотя тот был неверующими даже прогнал его от себя, когда узнал, что тот не поклоняется идолам, а поклоняется Единому Богу. Ибра- хим

понимал, что отец разгневается на него, но, желая ему блага, всё же сказал ему, что его убеждения ошибочны, а поклонение идолам — величайший грех:
Вот ибрахим [Авраам] сказал своему отцу азару: неужели

135
§ 3 . Родители-немусульмане
ты считаешь идолов богами я вижу, что ты и твой народ находитесь в очевидном за-
блуждении».
Сура 6 Скот, аят Всевышний Аллах похвалил Ибрахима

за его кротость и богобоязненность:
Воистину, ибрахим [Авраам]
был выдержанным, смиренными кающимся.
Сура 11 Худ, аят В Коране упомянут диалог Ибрахима сего отцом. В словах Ибра- хима проявилась его кротость, набожность и уважение к отцу.
Всевышний Аллах сказал:
Помяни в Писании ибрахи-
ма [Авраама]. Он был правдивейшим человеком и про-
роком.
Вот он сказал своему отцу Отец мой Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не при-
несёт тебе никакого избав-
ления?
Отец мой Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
за мной, и я поведу тебя верным путём.
Отец мой не поклоняйся Шайтану, ибо Шайтан ослушался Милостивого.
Отец мой я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником
Шайтана».
Он сказал неужели ты отворачиваешься от моих богов, ибрахим [Авраам]? если тыне перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня на-
долго!»
Он сказал Мир тебе я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне.
я удаляюсь от вас и оттого, чему вы поклоняетесь помимо аллаха и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен».
Сура 19 «Мapьям», аяты 41–48

137
§ 3 . Родители-немусульмане
Исма‘иль

, сын Ибрахима

, также был почтительными послушным сыном. Когда Ибрахим

сообщил ему, что Всевышний Аллах повелел ему принести его в жертву, юноша продемонстрировал удивительную кротость и смирение и не оказал никакого сопротивления. Эта история упоминается в Коране.
Всевышний Аллах сказал:
тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике.
Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он [Ибрахим] сказал сын мой я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь Он сказал Отец мой сделай то, что тебе велено. если аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых».
Сура 37 Стоящие вряд, аяты Сыновья пророка Я‘куба

также были почтительны по отношению к нему, любили его и беспрекословно подчинялись его велениям, особенно его наказу строго придерживаться единобожия и поклоняться Одному лишь Аллаху до самой смерти.
Всевышний Аллах сказал:
Когда смерть пришла к я‘кубу
[Иакову], он сказал своим сыновьям Кому выбудете поклоняться после моей смерти
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
Они сказали Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — ибрахима [Ав- раама], исмаи‘ля [Измаила]
и исхака Исаака, единственному Богу. ему одному мы по-
коряемся».
Сура 2 Корова, аят О пророке Яхье

Всевышний Аллах сказал:
Мы одарили его мудростью,
ещё когда он был ребёнком,
а также состраданием от нас и чистотой. Он был богобо-
язнен,
почтителен к родителями не был гордецом и ослушником.
Сура 19 «Мapьям», аяты А об ‘Исе

Всевышний Аллах сказал:
Он сказал Воистину, я — раб аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня про-
роком.
Он сделал меня благословенным, где бы я ни были запо-
ведал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив

139
§ 3 . Родители-немусульмане
Он сделал меня почтительным к моей материи не сделал меня надменными не-
счастным».
Сура 19 «Мapьям», аяты А теперь обратимся к эпохе сподвижников Посланника Аллаха

Асма бинт Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала Однажды при жизни Посланника Аллаха

ко мне приехала моя мать, которая была язычницей. Я обратилась за советом к Посланнику Аллаха

, спросив Ко мне приехала моя мать со своими просьбами Следует ли мне поддерживать с ней отношения Он ответил Да, тебе следует поддерживать отношения с твоей матерью
[Бухари; Муслим]
Асма бинт Абу Бакр ас-Сыддик. Дочь Абу Бакра ас-
Сыддика и жена аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама, которого Посланник Аллаха

назвал своим апостолом. Она была старше своей сестры ‘Аиши на десять лети была матерью ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра, который стал первым ре- бёнком, родившимся у мухаджиров после переселения в Медину. Приняла ислам одной из первых, а позднее переселилась из Мекки в Медину. Именно она помогала Посланнику Аллаха

и своему отцу, когда они переселялись в Медину втайне от мекканских язычников, и получила прозвище обладательница двух поясов, потому что ей пришлось разорвать свой пояс пополам, чтобы перевязать им припасы, которые она приготовила для Посланника Аллаха

и отца. К концу жизни она лишилась зрения, но оставалась в здравом уме и твёрдой памяти и не потеряла ни одного зуба. Скончалась в Мекке менее чем через месяц после казни её сына ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра ввоз- расте около ста лет. Было это в 73 г. х.
[Усуд аль-габа]
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
Сподвижники заботились о своих родителях, которые были немусульманами, и желали им блага, а также боялись, что их постигнет наказание в мире вечном. Когда Абу Бакра избили язычники в Заповедной мечети, он, едва придя в себя, пошёл к Посланнику Аллаха

, чтобы узнать, не пострадал ли он. Он был очень слаб, и мать, которая в то время была язычницей, поддерживала его. Когда Посланник Аллаха

спросил его, как он себя чувствует, Абу Бакр ответил Да станут родители мои выкупом за тебя, о Посланник Аллаха Со мной всё в порядке, если не считать того, что сделали эти нечестивцы с лицом моим А это мать моя, любящая сына своего и заботящаяся он м. Ты — благословенный, призови же её к религии Аллаха, и обратись к Аллаху с мольбой зане. Может быть, посредством тебя Он спасёт её от Огня Тогда Посланник Аллаха обратился к Аллаху с мольбой зане, иона приняла ислам.
А Абу Хурайра передаёт: Я призывал свою мать кисла- му, когда она была язычницей, и однажды, когда я вновь обратился к ней с призывом, она сказала о Посланнике Аллаха то, что мне неприятно было слышать. И я пришёл к Посланнику Аллаха

, плача, и сказал О Посланник Аллаха Обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он вывел на истинный путь мать
Абу Хурайры!” Тогда он сказал О Аллах Выведи на истинный путь мать Абу Хурайры”. И я вышел от него, радуясь, что он обратился к Аллаху с этой мольбой. Подойдя к двери, я увидел, что она заперта. Моя мать услышала звук моих шагов и сказала Оставайся на своём месте, о Абу Хурайра” — и я услышал плеск воды. Она вымылась, надела свою одежду и покрывало, а потом открыла дверь и сказала О Абу Хурайра, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник Тогда я вернулся к Посланнику Аллаха

, плача от радости, ион восхвалил Аллаха и сказал благие слова
[Муслим]
Когда ‘Утба ибн Раби‘а, один из предводителей язычников, погиб в битве при Бадре, Посланник Аллаха

посмотрел

141
§ 3 . Родители-немусульмане на Абу Хузайфу, сына ‘Утбы
37
, который стоял мрачный, иска- зал О Абу Хузайфа! Ты огорчён тем, что случилось с твоим отцом Он ответил Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха. Яне сомневался в Аллахе ив Посланнике Аллаха

. Ноя знал отца умным, добрыми благородным человеком. Яна- деялся, что он не умрёт, пока Аллах не приведёт его к исламу. А теперь это уже невозможно, и это опечалило меня. Посланник Аллаха

обратился к Всевышнему Аллаху с мольбой за
Абу Хузайфу.
Когда Хусайн, отец сподвижника ‘Имрана ибн Хусайна, принял ислам, ‘Имран встали подошёл к нему. Он поцеловал его голову, руки и ноги, выражая сыновнюю почтительность и глубокое уважение.
Известно, что Посланник Аллаха

останавливался у могилы своей неверующей материи скорбело том, что она умерла язычницей.
Мусульманин соблюдает права родителей независимо оттого, мусульмане они или нет. Он относится к ним почтительно и подчиняется им, за исключением тех случаев, когда они велят ему сделать нечто противоречащее Шариату. Он заботится о них и по мере возможностей призывает их к исламу, однако делает это с мудростью и проявляет кротость и терпение. Он понимает, что им нелегко изменить свои убеждения и посмотреть на вещи другими глазами. За прожитую часть жизни у них сложились определённые стереотипы, им ещё в детстве и юности привили определённые понятия, и нужно время, чтобы они смогли посмотреть на ислам без предвзятости и избавиться от заблуждений, мешающих им увидеть ислам в истинном свете. Поэтому мусульманин не торопится. Он постепенно знакомит родителей с исламом, показывая им, что в этой религии нет ничего, кроме блага и пользы для человечества и что,
37
‘Утба, в отличие от отца, был мусульманином
Глава третья. Мусульманин со своими родителями приняв е, человек обретает счастье в обоих мирах. При этом он не отдаляется от родителей, не изменяет своего отношения к ним в худшую сторону и старается не делать ничего такого, что могло бы оттолкнуть их от ислама и испортить его отношения с ним. Он старается, чтобы родители почувствовали нет принуждения в религии, ион не навязывает им свои убеждения, а просто искренне желает им добра и потому заговаривает сними об исламе, даёт им исламскую литературу и другие ознакомительные материалы, предлагает им сходить вместе с ним на лекцию или на другое исламское мероприятие, на котором их присутствие будет уместными может принести им пользу. Он также старается, чтобы они обратили внимание на положительные изменения, которые произошли в его жизни он отказался от вредных привычек, перестал общаться с дурными людьми, стал соблюдать целомудрие и избегать случайных связей, стал более мягким, добрым, отзывчивым, открытым, доброжелательным, начал больше читать, усерднее учиться, больше общаться с родственниками, приобрёл хороших друзей итак далее. Он понимает рано или поздно родители поймут, что эти изменения, которые не могут не радовать их, произошли вследствие принятия им религии Всевышнего, и задумаются.
Если его родители атеисты, мусульманин доказывает им существование Аллаха. Если они принадлежат к людям Писания, он находит точки соприкосновения ислама с религией, которую исповедуют его родители вера в Бога, некоторые догматы, истории пророков, заповеди итак далее, и таким образом знакомит их с исламом.
Мусульманин знает на него возложена обязанность призвать родителей к исламу и сделать это наилучшим способом, однако примут ли его родители ислам, зависит только от Всевышнего Аллаха. Ион исполняет эту обязанность, проявляя при этом мягкость, мудрость, проницательность, кротость и благонравие

143
§ 4. Мусульманин избегает ослушиваться родителей 4. Мусульманин избегает ослушиваться родителей

Мусульманин боится навлечь на себя гнев Аллаха непочтительным отношением к родителям, которое входит в число тягчайших грехов. Он знает, какое суровое наказание обещано непочтительному сыну или дочери, и не желает оказаться на их месте.
Подчёркивая тяжесть этого преступления, Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге поклонение кому-то или чему- то наряду с Аллахом (ширк
كرش
) вместе с непочтительным отношением к родителям, подобно тому, как в других аятах упомянул веру в Аллаха вместе с почтением к родителям И мусульманин не желает совершать этот тяжкий грех.
Сподвижник Абу Бакра сказал Однажды Пророк спросил людей Не сообщить ли вам о том, какие грехи являются наиболее тяжкими — и повторил свой вопрос трижды. Они сказали Конечно, о Посланник Аллаха Тогда он сказал Это — многобожие (
ширк) и непочтительное отношение к родителям
[Бухари; Муслим]
Мусульманин помнит, что дети будут поступать с родителями также, как мы поступали со своими родителями, ибо воздаяние соответствует делу.
Пророк

сказал За любые грехи Аллах откладывает наказание до Судного дня, если пожелает, и только за непочтительное отношение к родителям Он обязательно воз-

даёт человеку уже в этом мире, до того, как он умрёт»
[аль-
Хаким; по мнению аль-Хакима, этот хадис достоверен, и аз-Захаби согласился с ним в этом]
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха

сказал На троих не посмотрит Аллах в Судный день на того, кто неуважительно относится к родителям, на пьяницу и на того, кто, давая, попрекает. И трое не войдут в Рай тот, кто неуважительно относится к родителям, сводники женщина, которая уподобляется мужчинам
[Насаи; аль-Албани назвал его достоверным
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
‘Абдаллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Он был одним из самых воздержанных, равнодушных к мирским благами образованных сподвижников. Принял ислам в Мекке, будучи ещё ребёнком, а затем переселился в Медину. Первым сражением, в котором он принял участие, была Битва у рва. Скончался в 73 г. х. Похоронен в местечке Зу-Тува
[Усуд аль-габа]
Непослушание и неуважение к родителям может выражаться как в материальной форме, таки в иной.
К первой категории относится недостаточное обеспечение их, а также причинение им боли — когда человек, например, поднимает руку на своих родителей. А на это может решиться только подлый, низкий человеку которого нет ни крупицы благонравия и преданности.
Ко второй категории относится то, что нередко бывает намного тяжелее, чем скупость или побои. Это насмешки и издевательства над родителями, обвинение их в невежестве и отсталости, предпочтение им жены в ущерб их правам или помещение их в дом престарелых. Конечно, в этих учреждениях их нужды обеспечивают, однако пожилые родители в таком возрасте нуждаются не только веде, питье и отдыхе, но ив простом человеческом тепле и заботе. Им необходимо чувствовать, что дети любят их. Пребывание в кругу семьи, где царят любовь и согласие, намного важнее обеспечения любых физических потребностей. Пусть же дети страшатся Аллаха в отношении своих матерей и отцов 5. Сначала мать, потом отец
Многие хадисы побуждают верующих почтительно относиться к родителям, слушаться их и делать им добро. В некоторых хадисах упоминаются оба родителя, а в других — только отец или только мать. Однако в общем священные тексты

145
§ 5. Сначала мать, потом отец указывают на необходимость уважать обоих родителей и не предпочитать одного из них другому, но особое почтение проявлять к матери.
В приведённом выше хадисе Посланник Аллаха

сказал человеку, который пришёл к нему, желая сражаться на пути Аллаха А жив ли кто-нибудь из твоих родителей Этот хадис ясно указывает на необходимость уважать обоих родителей.
Несомненно, запрещено непочтительное отношение как к матерям, таки к отцам, но Пророк

особо упомянуло матерях, потому что мать более достойна уважения и почтения, и ослушание её и непочтительность к ней возлагает на человека больший грех, нежели неуважение к отцу. Это потому, что мать выносила его и родила, а потом ещё и воспитывала его вместе с отцом. Поэтому почтение к ней на первом месте, а почтение к отцу — на втором.
Посланник Аллаха

велел Асме поддерживать отношения с матерью-язычницей.
Также передаётся следующий хадис.
Однажды к Пророку

пришёл какой-то человек испросил О Посланник Аллаха, кто больше всего заслуживает хорошего отношения с моей стороны Он ответил Твоя мать. Человек спросил Аза- тем кто Пророк

ответил Твоя мать. Человек спросил А затем кто Пророк

ответил Твоя мать. Человек снова спросил А затем кто Он ответил Твой отец».
[Бухари; Муслим]

ِللها ِلو ُسَر َلِإ ٌل ُجَر َءا َج
ُّق َحَأ ْنَم ِللها َلو ُسَر اَي َلاَقَف
َلاَق َكُّمُأ َلاَق ىِتَبا َح َص ِن ْسُِب
ْنَم َّمُث َلاَق َكُّمُأ َلاَق ْنَم َّمُث
َّمُث َلاَق ْنَم َّمُث َلاَق َكُّمُأ َلاَق
َكوُبَأ
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
Этот хадис подтверждает, что уважение к матери важнее уважения к отцу. Сподвижники Посланника

придерживались такого мнения и говорили об этом другим. Однажды к Ибн
‘Аббасу пришёл какой-то человек и сказал Я посватался код- ной женщине, однако она отказалась выходить за меня. Потом к ней посватался другой, иона согласилась выйти за него. Меня одолела ревность, и я убил е Что могу я сделать, чтобы Аллах простил мне мой грех Ибн ‘Аббас сказал А твоя мать жива Он ответил Нет. Ибн ‘Аббас сказал Тогда проси прощения у Всевышнего Аллаха и приближайся к Нему по мере своих возможностей. ‘Ата ибн Ясар, передатчик этого сообщения, сказал Я спросил Ибн ‘Аббаса: Почему ты спросил того человека, живали его мать Он ответил Поистине, я не знаю дела, которое приближало бык Всевышнему Аллаху больше, чем почтительное отношение к матери!”».
По этой же причине аль-Бухари в своей книге «Аль-адаб
аль-муфрад» поставил в разделе о почтительном отношении к родителям главу Почтительное отношение к матери перед главой Почтительное отношение к отцу».
Один человек сказал ‘Умару ибн аль-Хаттабу : Моя мать так стара, что, куда бы ей ни понадобилось отправиться, я всегда несу её туда на своей спине. Сумел ли я соблюсти её право Он ответил Нет, потому что она делала для тебя тоже самое, желая, чтобы ты жила ты делаешь это для не, желая поскорее расстаться с ней Однако ты делаешь доброе дело, а Аллах щедро воздаёт и за малое».
Сподвижники Посланника Аллаха

очень почтительно относились к своим родителям. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Яне знаю дела, которое приближало бы человека к Аллаху так, как почтение к матери».
Абу Муса аль-Аш‘ари передаёт: Однажды Ибн ‘Умар да будет доволен Аллах ими его отцом) увидел человека, который обходил вокруг Кабы, неся на спине свою мать, и говорил Я для непослушный верблюд, и если другие верблюды пу-

147
§ 5. Сначала мать, потом отец гаются, то я не пугаюсь Потом этот человек спросил Ибн
‘Умара: Сумел ли я отплатить ей за всё, что она сделала для меня Он ответил Нет Даже за боль от одной схватки”».
‘Абдаллах ибн Кайс аль-Аш‘ари. Один из самых известных сподвижников. Совершил переселение в Эфиопию, аза- тем присоединился к Посланнику Аллаха

в Хайбаре. Был наместником Забида и Адена, а во времена ‘Умара — наместником Куфы и Басры. Возглавлял мусульманские войска при завоевании Тустара и других городов. Скончался в 42 г. х, однако учёные разошлись во мнениях относительно точной даты его кончины
[Усуд аль-габа]
Благородный Коран побуждает всех верующих быть признательными и почтительными детьми для своих родителей и напоминает о превосходстве матери, которая вынашивает ивы- кармливает детей, над отцом, который не делает ни того, ни другого. Об этом прекрасно сказано в Коране:
Мы заповедали человеку делать добро его родителям. его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари же Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.
Сура 31 «Люкман», аят Какое мягкое, человечное, пронизанное милосердием наставление…
Абу Муса аль-Аш‘ари передаёт: Однажды Ибн ‘Умар да будет доволен Аллах ими его отцом) увидел человека, который обходил вокруг Кабы, неся на спине свою мать, и говорил Я для непослушный верблюд, и если другие верблюды
Глава третья. Мусульманин со своими родителями пугаются, то я не пугаюсь Потом этот человек спросил Ибн
‘Умара: Сумел ли я отплатить ей за всё, что она сделала для меня Он ответил Нет Даже за один её вздох”».
Когда к ‘Умару ибн аль-Хаттабу прибывало подкрепление из числа жителей Йемена, он всегда спрашивал их Нет ли среди вас Увайса ибн ‘Амира?» Так продолжалось до тех пор, пока он не встретился с Увайсом. ‘Умар спросил Ты ли Увайс ибн ‘Амир?» Он ответил Да. ‘Умар спросил Из племени му- ради рода Каран?» Он ответил Да. ‘Умар спросил И у тебя была проказа, от которой ты излечился, если не считать одного места величиной с дирхем?» Он ответил Да. ‘Умар спросил Есть ли у тебя мать Он ответил Да. Тогда ‘Умар сказал Я слышал, как Посланник Аллаха

сказал “Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс ибн ‘Амир из племени мурад ирода Каран, болевший проказой, но излечившийся от не, если не считать одного места величиной с дирхем. У него есть мать, к которой он относится с большим почтением, и когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь, добейся, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой опрощении для тебя Так попроси же для меня прощения И Увайс попросил у Аллаха прощения для него. А потом ‘Умар спросил его Куда ты направляешься Он ответил В Куфу».
‘Умар спросил Не написать ли для тебя письмо наместнику
Куфы?» Увайс сказал Мне больше по душе быть среди бедных
[Муслим]
Благодаря своему почтительному отношению к матери
Увайс достиг таких высот, что Посланник Аллаха

наказывал своим сподвижникам искать этого человека и просить его обратиться к Аллаху с мольбой за них, потому что Аллах не оставлял без ответа его мольбы.
Эта история указывает на почётное место, отведённое исламом материнству. Повелев нам уважать и почитать обоих родителей, Всевышний Аллах указал на особое положение матери

149
§ 5. Сначала мать, потом отец
А что мы видим сегодня в обществах, которые далеки от ислама и незнакомы с предписаниями религии Всевышнего относительно почтительного отношения к родителям, уважения к ними заботы о них Там много домов престарелых, и они, увы, никогда не пустуют. Только попадают туда в большинстве случаев не одинокие старики, а состарившиеся родители, которые в тягость своим детям и которые стали для них обузой. У детей этих пожилых мужчин и женщин короткая память. Они очень быстро забыли о том, сколько сделали для них родители, как они не спали ночами, выбивались из сил, не жалели своего времени и здоровья ради того, чтобы их дети нив чём не нуждались и выросли достойными. Старая мать
Отец-инвалид? К чему осложнять себе жизнь и тратить время и средства на заботу о них Они отжили свои теперь какая разница, где доживать остаток дней — дома или в приюте Так рассуждают многие из тех, чьи сердца не соприкоснулись с исламом — религией милосердия добра и почтительного уважения к родителями старшим вообще. Этим людям не понять, насколько важно пожилому человеку находиться в кругу семьи, в родных стенах, где всё привычно и мило сердцу, как важно для них внимание, участие, забота, человеческое тепло и дети, которых никогда не заменит человек в белом халате из приюта, как бы он ни любил свою работу и как бы ни старался быть внимательными участливым 6. Уважение к друзьям родителей

Ислам побуждает верующих уделять внимание и помогать не только их друзьям, но и друзьям их родителей, подчёрки- вая таким образом важность верности и уважения к людям. В жизнеописаниях наших праведных предшественников мы находим много примеров почтительного отношения к близким друзьям родителей
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
Ибн ‘Умар передаёт, что Посланник Аллаха

сказал Одно из лучших проявлений почтительного отношения — поддерживать отношения с близкими друзьями отца
[Муслим]
Посланник Аллаха

учил этому своих сподвижников.
Абу Усайд ас-Са‘иди передаёт: Однажды, когда мы находились у Посланника Аллаха

, к нему пришёл какой-то человек из племени бану Сальма испросил его О Посланник Аллаха, обязан ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям после их смерти Он сказал Даты должен молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать связь с теми людьми, с которыми ты связан только через своих родителей, и оказывать почтение их друзьям
[Абу Давуд; Ибн Хиббан]
Таким образом, поддержание детьми связей с друзьями родителей при их жизни и после их смерти — это высшая степень проявления любви, верности, почтительности и уважения. Даже после кончины родителей истинный мусульманин продолжает укреплять узы любви и дружбы с теми, кого они любили, не пренебрегая человеческими связями, которые были установлены ими. Столь высокие чувства украшают земную жизнь и приносят людям счастье.
В тех странах, где ислам не получил распространения, дети чаще всего отделяются от родителей по достижении ими совершеннолетия, и это приводит к разрыву связей между ними. Зачастую они перестают даже встречаться со своими отцами и матерями, не проявляя к ним ни симпатии, ни жалости. В результате пожилые люди, потратившие свои жизненные силы на вступающих в жизнь детей, оказываются в незавидном положении. Разве можно сравнить подобную чёрствость с почтительностью, любовью, верностью по отношению к живыми покойным родителям со стороны благочестивого мусульманина, который не порывает связей не только сними, но и с теми, кого они любили Таковы результаты применения уникальных исламских методов воспитания

151
§ 7. Выражение любви и уважения 7. Выражение любви и уважения
Мусульманин живёт в лоне ислама, и его ценности и взгляды почерпнуты им из религии Всевышнего. Исполняя веление Господа, он почтительно относится к родителям, делает им добро ив общении сними показывает себя послушным, благодарными внимательным сыном. Он обращается к ним уважительно и заботится о них. Родители не увидят его недовольными раздражённым, чтобы они ни делали. Мусульманин проявляет терпение, помня Слова Всевышнего:
твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме него, и делать добро родителям. если один из родителей или оба достигнут старости, тоне говори им уф — не кричи на них и обращайся к ним почти-
тельно.
Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори Господи Помилуй их, ведь они заботились обо мне, когда я был
маленьким».
Сура 17 Ночное путешествие, аяты На протяжении всей жизни мусульманин сохраняет особое, трепетное отношение к родителям. Ведь эти люди вырастили его и жертвовали ради него очень многим, отдавая столько сил его воспитанию. А теперь они стары и слабы, их жизнь подходит к концу. Они крайне нуждаются в любви, человеческом
Глава третья. Мусульманин со своими родителями тепле и заботе, и им хочется чаще видеть своих детей и проводить сними больше времени.
Родители, подобно остальным людям, могут ошибаться и отклоняться от прямого пути. В этом случае мусульманин старается поговорить сними мягко, без грубых, ранящих слови убедить их в том, что они неправы. Он не выходит за рамки благовоспитанности. Хорошо зная своих родителей, он старается подобрать подходящие способы убеждения. Его оружие терпение, благое слово, тёплая улыбка, убедительный довод, логичные рассуждения и мудрость.
Родители мусульманина могут быть атеистами, христианами, иудеями, буддистами или последователями других вероучений. Однако их неверие не снимает с мусульманина обязанность уважать их и делать им добро. Всевышний Аллах сказал:
Мы заповедали человеку делать добро его родителям. его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.
а если они будут принуждать тебя придавать Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, тоне повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй пу-
тём тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит

153
§ 7. Выражение любви и уважения вернуться ко Мне, и я поведаю вам о том, что вы совершили.
Сура 31 «Люкман», аяты Однако братство по вере выше кровного родства, и если родители пытаются заставить мусульманина совершить грех или отречься от ислама, он не должен подчиняться им, ибо Пророк сказал Не может быть покорности творению в том, что является ослушанием Творца. В подобном случае послушаться родителей — значит ослушаться Всевышнего, а это непозволительно.
При жизни родителей мусульманин относится к ним почтительно, а после их смерти обращается к Аллаху с мольбами за них, раздаёт милостыню от их имени, уплачивает их долги, совершает за них хаджи восполняет дни обязательного поста вместо них, если они не успели сделать этого при жизни.
Почтительное отношение к родителям не даёт сердцу верующего ожесточиться и стать бесчувственным. Но что ещё важнее, оно открывает человеку врата в Рай 8. Время неумолимо
Многие люди понимают, что уделяют родителям слишком мало внимания, и чувствуют потребность это исправить. Однако им кажется, что время ещё есть, они откладывают эти важные изменения в своей жизни на потом. На самом деле это самообман. Все люди смертны, и человек не знает, когда и как закончится его жизнь или жизнь его родителей. Вполне возможно, что он не успеет сделать то, что хотела потом будет горько жалеть об этом. Ведь возможность была, но он упустил е. Время было, но он не воспользовался им.
Мусульманин никогда не забывает о том, что жизнь любого человека с каждой прошедшей минутой неумолимо
Глава третья. Мусульманин со своими родителями приближается к концу. При этом нам не дано знать, сколько ещё осталось ив какой момент наступит для каждого из нас её конец. Поэтому мусульманин не упускает возможности сделать родителям добро, выразить свою любовь и уважение к ним. Он не из тех, кто ищет себе оправдания вроде Сейчас я занят, у меня работа, семья, я живу далеко от них, у меня куча забот, и мне сейчас не до этого, но как только я освобожусь и у меня появится время, я обязательно исполню свои обязанности перед родителями».
Мусульманин понимает, что существует множество способов соблюсти права родителей и выразить почтительное отношение к ним. Мусульманин знает если родители живут в другом городе или другой стране, ау него нет возможности часто навещать их — что ж, Всевышний Аллах не возлагает на человеке ничего, кроме того, что ему по силам. Однако это не означает, что если обстоятельства сложились так, нужно забыть о родителях и ничего не предпринимать. Нет, всегда найдётся способ выразить сыновнюю любовь и уважение, которого требует религия. Мусульманин понимает если нет возможности приехать, можно хотя бы позвонить. Особенно в наше время, когда существует столько способов междугородной и международной связи, относительно недорогих и даже бесплатных, и даже обладатель скромного достатка в большинстве случаев немо- жет привести в качестве оправдания отказа от общения с родителями то, что связь очень дорогая или нет способа связаться. Даже по телефону, потратив несколько минут, можно сказать родителям доброе слово, дать им почувствовать, что заботишься о них, спросить, как у них дела, не нуждаются ли они в помощи и вкратце рассказать о себе и своей жизни, чтобы они не беспокоились. Если человек оказывается в том же городе, где живут его родители, то почему бы ему не воспользоваться возможностью навестить их Если мало времени, визит может быть коротким, нов любом случае это возможность повидаться и благое дело, которое не останется без вознаграждения

155
§ 8. Время неумолимо
Приведём одну поучительную историю из жизни немусульман.
В Глазго, в Шотландии, на остановке, ожидая автобуса вместе с другими людьми, стояла старушка, а позади неё стояла девушка. Старушка повернула голову и, увидев стоявшую за ней девушку, горячо поприветствовала её и принялась расспрашивать о том, как её дела и что у неё нового. И между ними состоялся следующий диалог.
Старушка: Как давно ты в Глазго?»
Девушка: Пять лет».
Старушка: Ты что, не знаешь, что я живу в этом городе?»
Девушка: Да, я это знаю».
Старушка: Почему же тыне заходишь навестить меня?»
Девушка: Много дел, мало времени, и у меня нет возможности навестить тебя».
Тут старушка посмотрела на неё взглядом, полным боли, скорби и печали, и сказала Неужели после стольких лет ты забыла свою мать, доченька?»
Да! Это были мать и дочь…
Мусульманин понимает если родители живут далеко и у него нет возможности помогать им физически, он может помочь им деньгами, пусть даже небольшой суммой, если у него скромный достаток. Этим он отчасти компенсирует им своё отсутствие. В наше время существует много способов сделать денежный перевод в любую точку земного шара, и для этого ненужно прилагать больших усилий.
Мусульманин может много сделать для своих родителей даже на расстоянии. Если у родителей возникла проблема, которую они не в состоянии решить самостоятельно, а мусульманин не может помочь им, он может попытаться найти среди своих друзей и знакомых человека, который сможет помочь ими попросить его об этом. Этим он окажет услугу родителями сделает доброе дело
Глава третья. Мусульманин со своими родителями
Мусульманин может взять на себя содержание младших братьев и сестёр, если он достаточно состоятелен, помочь им поступить в достойное учебное заведение или найти хорошую работу. Этим он также помогает родителям, снимая с них бремя расходов и забот.
Мусульманин думает о том, что он может сделать для родителей сейчас, учитывая обстоятельства и условия, в которых он жив т. Он не откладывает назавтра то, что можно сделать сегодня.
Когда у сподвижников умирал кто-то из родителей, они печалились не только потому, что потеряли близкого человека, но и потому что лишились возможности получать награду за почтительное отношение к родителями благодеяние по отношению к ним. Они считали родителей своими вратами в Рай, потому что соблюдение прав родителей помогает человеку войти в Рай и приносит ему великую награду. И когда кто-то из родителей умирал, они восклицали Было у меня две двери, ведущие в Рай, а теперь одна из них закрылась!»
Мусульманин понимает нужно делать родителям добро и исполнять свои обязанности передними сегодня и сейчас, потому что завтра для них или для него может не наступить. У каждого свой сроки его не приблизить и не отдалить…
Краткие выводы Мусульманин обязан почтительно относиться к родителям, слушаться их и заботиться о них Запрещается ослушиваться родителей, за исключением тех случаев, когда они велят человеку сделать нечто запре- щённое Шариатом Запрещается подчиняться родителям в том, что является ослушанием Аллаха Во многих аятах Корана угождение родителям ставится на второе место после угождения Аллаху, а хорошее от
Краткие выводы ношение к ним рассматривается как достоинство, уступающее по своей важности только достоинству веры в Аллаха Пророки Всевышнего, а также сподвижники Посланника Аллаха

и их последователи почтительно относились к своим родителям Мусульманин обязан соблюдать права родителей независимо оттого, мусульмане они или нет Мусульманин должен почитать сначала мать, а потом отца Мусульманин должен уважать друзей родителей и относиться к ним почтительно Мусульманин должен спешить делать добро родителями выражать почтительное отношение к ним, поскольку он не знает, когда Всевышний Аллах заберёт из этого мира его и его родителей.
Вопросы к главе 1. Каким должно быть отношение мусульманина к родителям Приведите соответствующие доказательства из Корана и Сунны.
2. Какие выводы мы можем сделать из Слов Всевышнего и судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него, а родителям делали добро. если у тебя состарится один из них или оба, тоне говори им уф — и не кричи на них, а говори им слова достойные. и проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким (сура 17 Ночное путешествие, аяты 23–24)?
3. Мать Сада ибн Абу Ваккаса однажды сказала ему Либо ты отречёшься от ислама, либо я откажусь от пищи и воды и умру, и на тебя ляжет позор, потому что арабы скажут Он убил свою мать Каким был ответ Сада
Глава третья. Мусульманин со своими родителями 4. Приведите пример почтительного отношения сподвижников к своим родителям 5. Приведите одно доказательство почтительного отношения пророков к своим родителям 6. Какой вывод сделали учёные-факихи из истории
Джурайджа?
7. Посланник Аллаха

велел мусульманину оказывать почёт сначала матери, потом отцу. Приведите доказательство этого 8. Посланник Аллаха

велел мусульманину почтительно относиться к друзьям родителей. Приведите доказательство этого 9. Как мусульманин может демонстрировать почтительное отношение к родителям 10. Почему мусульманин должен спешить делать добро родителям
Глава четвёртая Мусульманин со своей женой 1. Отношение ислама к браку и женщине
Брак в исламе рассматривается как средство успокоения души и отдохновения сердца. Это совместная жизнь мужчины и женщины, которые любят друг друга и заботятся друг одру- ге. Они придерживаются принципов взаимопомощи, искренности и терпимости, чтобы в домашней атмосфере любви нежности и счастья воспитывать детей и строить счастливую мусульманскую семью. Это благословенный союз мужчины и женщины, делающий их дозволенными друг для друга. После заключения брака начинается их совместная жизнь. Су- пруги-мусульмане живут в любви и согласии, находя успокоение другу друга, и плодотворно трудятся вместе, помогая друг другу творить историю семьи. О семейном союзе прекрасно сказано в Книге Всевышнего Аллаха. Священный Коран даёт замечательное описание этой естественной связи между мужчиной и женщиной, источающей любовь, взаимопонимание и милосердие. Всевышний Аллах сказали к числу его знамений относится то, что Он создал для вас

жён из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение,
Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой
и установил меж вами узы любви и милосердия.
Сура 30 умы, аят Брак есть нечто иное, как крепчайшая связь между двумя душами, которую Аллах устанавливает, чтобы люди могли наслаждаться покоем в своём доме, где поселились чистая привязанность и взаимное сочувствие.
Ислам желает, чтобы семья была оплотом блага, любви и согласия и цитаделью благочестия, мира и милосердия. Су- пруги-мусульмане должны быть образцом прекрасных взаимоотношений и соблюдать права друг друга. Тогда у них будет счастливая и благополучная семья, в которой царят любовь и милосердие. В такой семье не может быть неискренности, лицемерия и лжи. Большинство супругов ищут другу друга успокоения и жаждут покоя и счастья в супружеском доме, однако это невозможно без искренней веры в Аллаха, упования на Него и соблюдения супругами прав друг друга.
Ислам заботится о сохранении супружеской связи и семейного счастья. Поэтому он наложил строгий запрет на всё, что может привести к разрушению брачного союза и возникновению вражды между супругами. В тоже время ислам повелел супругам хорошо относиться друг к другу и соблюдать права друг друга должным образом. Каждый из супругов должен прощать другому его оплошности и проступки, проявлять великодушие и снисходительность и стараться не обращать внимание на недостатки другого. Посланник Аллаха

сказал:
Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черте характера, то он останется доволен другой.
[Муслим]
َهِر َك ْنإ ًةَنِمْؤُم ٌنِمْؤُم ْكَرْفَي َلا
َلاَق ْوَأ َر َخآ اَهْنِم َي ِضَر ًاقُل ُخ اَهْنِم
ُهَْيرَغ

161
§ 1. Отношение ислама к браку и женщине
В исламе праведная жена рассматривается как одно из благ земной жизни и величайшая милость, которую Аллах оказывает мужчине, поскольку муж находит в жене отдохновение от жизненных бедствий и невзгод и изнурительного труда. Кроме того, она дарит ему отдых, утешение и несравненное наслаждение, и прав был Посланник Аллаха

, сказавший:
Мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно приобрести в этом мире, — праведная жена.
[Муслим]
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


написать администратору сайта