И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 5. Истинный мусульманин — идеальный муж Мусульманин просто не может не быть идеальным мужем. Ведь он старается неуклонно исполнять все предписания ислама, касающиеся семейной жизни, а эти предписания исходят от Того, Кто совершенен — следовательно, и они совершенны. Войдя в дом, он подходит к жене и детям, проявляя радость и улыбаясь, и первым обращается к ним с благословенным приветствием, как и велит ему Всевышний Аллах, Который сказала когда вы входите в дома, приветствуйте друг друга благословенными благим приветствием от аллаха. Сура 24 Свет, аят 61 177 § 5. Истинный мусульманин — идеальный муж Использовать это приветствие побуждал людей Посланник Аллаха , который сказал Анасу : О сынок, войдя в свой дом, поприветствуй членов своей семьи, и это станет благословением как для тебя, таки для членов твоей семьи [Тирмизи] Поистине, это действительно благодать, когда человек встречает членов своей семьи пожеланиями мира и милости Всевышнего, и его появление в доме приносит в их жизнь радость и счастье, создавая в семье тёплую и приятную для всех атмосферу. Он протягивает руку помощи жене, если видит, что она нуждается в этом, мягко утешаете, если она жалуется на усталость, скуку или нужду, и даёт ей почувствовать, что она живёт под зашитой сильного, благородного и великодушного мужа, который всегда защитите, позаботится о ней, поинтересуется её делами и по мере своих возможностей будет обеспечивать её темна что она имеет законное право. Он украшает себя для неё в пределах дозволенного Шариатом и уделяет ей столько времени, сколько позволяет ему его работа и образ жизни. Ислам гарантирует женщине соблюдение прав ив сфере интимных отношений. Эти гарантии столь прочны, что ислам не позволяет женатому мужчине посвящать всё своё время даже поклонению, которое является наиболее важными достойным делом, чтобы не нарушалось равновесие, которое лежит в основе этой великой религии. Подтверждение этому мы находим в следующем хадисе. ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль‘Ас передал, что, узнав о том, что он слишком много времени посвящает делам поклонения Аллаху, Пророк сказал ему Мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам. ‘Абдаллах ответил Дао Посланник Аллаха. Тогда он сказал Не делай так, но постись, и не соблюдай поста, молись по ночами спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право [Бухари; Муслим] Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой Сообщается, что однажды жена сподвижника ‘Усмана ибн Маз‘уна Хауля бинт Хаким, которая плохо выглядела и была одета в поношенную одежду, зашла к жёнам Пророка. Они стали спрашивать е Что с тобой Она сказала о своём муже Ночь он проводит в молитве, а днём постится. Женщины передали Пророку её слова, и когда он встретился с ‘Усманом ибн Маз‘уном, то стал упрекать егоза это иска- зал Разве не должен ты брать пример с меня ‘Усман ответил Конечно, да сделает меня Аллах выкупом за тебя А потом его жена снова пришла к ним, нона этот раз она выглядела хорошо. В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал ему О ‘Усман, никто не предписывал нам становиться монахами, и разве не должен ты брать с меня пример А ведь, клянусь Аллахом, я больше любого из вас боюсь нарушить установления Аллаха и лучше всех соблюдаю их!» К обязанностям мужчины относится покровительство, а достойным покровителем может быть лишь мужчина, умеющий мудро и искусно управлять своим домом и своей семьёй, что предполагает наличие у него определённых качеств. Это сила личности, ноне жестокость, мягкость, ноне слабость, а также благородный нрав, снисходительность и умение закрывать глаза на некоторые недостатки и проступки членов семьи. Семья — судно, которым управляет мужчина, и благополучие пассажиров и исход плавания во многом зависят от мудрости, опытности, мужества, хладнокровия и быстроты реакции капитана. Глава семьи должен быть щедрыми великодушными в тоже время бережливыми избегать расточительства. Ион должен уважать чувства жены, помня о том, что ей приятно ощущать свою значимость и сознавать, что она вместе с мужчиной участвует в решении семейных вопросов и воспитании детей и что она вносит свой вклад в построение образцовой мусульманской семьи 179 § 5. Истинный мусульманин — идеальный муж Пророк наставлял своих сподвижников, призывая их придерживаться умеренности как в делах поклонения, таки в семейной жизни, сподвижники подчинялись ему беспрекословно. В результате умеренность превратилась в часть их натуры, и они сами стали советовать друг другу придерживаться этого и побуждать к этому других, обращаясь к Посланнику Аллаха в тех случаях, когда кто-нибудь из них проявлял неумеренность в делах поклонения. Абу Джухайфа сказал В своё время Посланник Аллаха побратал Сальмана и Абу ад-Дарду. Когда Сальман пришёл навестить Абу ад-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил е Что с тобой Она сказала Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в благах мира этого. Тем временем пришли сам Абу ад-Дарда, который принёс угощение для Сальмана. Сальман сказал Поешь. Абу ад- Дарда сказал Поистине, я пощусь. Сальман сказал Яне стану есть, пока не поешь ты Абу Джухайфа сказал Ион поела когда настала ночь, Абу ад-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему Спи, ион лёг спать, но через некоторое время снова встал на молитву. Сальман снова сказал Спи, а в конце ночи Сальман сказал Теперь вставай, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и удуши твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему А потом Абу ад-Дарда пришёл к Пророку и рассказал ему об этом, Пророк же сказал “Сальман сказал правду [Бухари] Посланник Аллаха нёс на своих плечах огромное бремя. Он доносил до людей послание Всевышнего, будучи печатью пророков, строил государство, участвовал в сражениях, встречался с делегациями разных племён, совершал умру и хадж, вёл переговоры с правителями соседних государств, уделял внимание своим близкими своим детям и внукам. Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой Однако всё это не мешало ему не только заботиться о своих жёнах, но и развлекать их добрыми и остроумными шутками. Мусульманин берёт в этом пример с Посланника Аллаха , оживляя тем самым рутину семейной жизни и внося вне новые краски. ‘Аиша рассказывает Однажды я принесла Пророку похлёбку, которую я приготовила, и сказала Сауде : Ешь. А Пророк в это время сидел между нами. Однако она отказалась. Тогда я сказала Ты будешь есть, или я намажу тебе лицо этой похлёбкой!” Однако она снова отказалась. Тогда я опустила руку в похлёбку и намазала ей лицо. Пророк засмеялся и сделал ей знак рукой, сказав Намажь и ты её лицо. А в другой версии этого хадиса говорится ион опустил своё колено, чтобы она могла достать до меня, иона взяла немного похлёбки и намазала мне лицо, а Посланник Аллаха засмеялся». Что ещё можно сказать об этом приятном характере, великодушии и щедрости сердца, нашедших своё проявление в шутках, цель которых состояла в том, чтобы порадовать жену? А вот ещё одна история, рассказанная ‘Аишей : Я сопровождала Посланника Аллаха водном из его походов. Тогда я была ещё девочкой. Я была худенькой и весила мало. И вдруг Посланник Аллаха велел своим спутникам Идите вперёд”, и они ушли вперёд. Тогда он сказал мне А ну-ка, давай побежим наперегонки Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха , он велел своим спутникам, как в прошлый раз Ступайте вперёд”, — асам обратился ко мне А ну-ка, давай побежим наперегонки К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела и стала тяжелее. Я побежала, и Посланник Аллаха обогнал меня. Затем он рассмеялся и сказал Это тебе за тот раз [Ахмад] 181 § 5. Истинный мусульманин — идеальный муж Следуя примеру Посланника Аллаха , истинный мусульманин старается поддерживать со своей женой только хорошие отношения, всячески опекать её и проявлять мягкость, великодушие и щедрость, если всё это не выходит за пределы дозволенного в наслаждениях и развлечениях. Благочестивый и разумный мусульманин не раздражается по любому поводу. Он не из тех, кто готов поднять на жену руку или грубо обругать её только потому, что она немного опоздала с обедом или приготовила не то, что он ожидал. Для него подобные мелочи не повод для семейной ссоры и тем более для разрыва отношений, и ему искренне жаль тех мужчин, которые готовы разрушить семью только потому, что жена забыла пришить ему пуговицу на рубашку. Поведение истинного мусульманина объясняется тем, что он стремится перенимать нравственные качества такого великого человека, как Посланник Аллаха Мусульманин помнит, что Пророк никогда не порицал еду если он желал е, то ела если она ему не нравилась, то он оставлял е [Бухари; Муслим] Искренний мусульманин не ограничивается проявлением уважения к жене и поддержанием хороших отношений с ней, но точно также относится к родственниками достойным подругам своей жены, подражая в этом Посланнику Аллаха Передают, что ‘Аиша сказала К Пророку часто приходила одна пожилая женщина, которую он всегда приветливо встречал, оказывал ей знаки внимания испрашивал Ну как вы Как ваши дела Как вы поживали после нас — она же отвечала ему Хорошо, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха Однажды, когда та ушла, ‘Аиша спросила Почему ты оказываешь этой старушке такой прим Ты делаешь для неё то, чего не делаешь ни для кого иного В ответ ей Пророк сказал Поистине, она приходила к нам при жизни Хадиджи! Разве не знаешь ты, что проявление уважения к тем, кого любят, — от веры [Байхаки] Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой Посланник Аллаха оказывал радушный приём сестре Хадиджи. ‘Аиша сказала Однажды Халя бинт Хувай- лид, сестра Хадиджи, попросила разрешения войти к Посланнику Аллаха . Ему это напомнило о том, как спрашивала разрешения Хадиджа, что принесло ему успокоение и умиротворение, ион воскликнул О Аллах, это же Халя бинт Хувайлид!”». ‘Аиша сказала Ник кому из жён Пророка я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже , которую я никогда в жизни не видела Пророк часто вспоминало ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал мясо подругам Хадиджи». Может случиться, что гнев охватит и женщину, и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа, давая ему понять, что сердится. В подобных случаях женатый мусульманин должен проявлять терпение и снисходительность, демонстрируя глубокое знание сути женской природы и характера, как поступали Посланник Аллаха , если его жёны сердились на него или в тех случаях, когда какая- нибудь из них сторонилась его до самой ночи. Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Мы, ку- райшиты, привыкли главенствовать над женщинами, но когда мы прибыли в Медину, то увидели, что там некоторые жёны верховодят мужчинами, и наши женщины стали учиться у них этому. Мой дом находился среди домов бану Умайя ибн Зайд в Аль-‘Авали. Однажды моя жена рассердилась на меня и стала спорить со мной. Мне это не понравилось, и тогда она сказала Почему тебе не нравится, что я спорю с тобой Клянусь Аллахом, даже жёны Пророка спорят с ним, а некоторые из них покидают его на целый день до самого вечера Тогда я вышел из дома, зашёл к Хафсе испросил у не Ты ив самом деле споришь с Посланником Аллаха ?” Она ответила Да. Я спросил И бывает так, что кто-то из вас покидает его на целый день до самого вечера Она ответила Да. Тогда я сказал 183 § 5. Истинный мусульманин — идеальный муж “В убытке оказались те из вас, кто делал это, и понесли ущерб Разве может кто-либо из вас быть уверенной в том, что Аллах не разгневается на неё из-за того, что она вызвала гнев Его Посланника Ведь если это случится, она погибнет Не спорь же с Посланником Аллаха и не спрашивай его ни о чём, а если что-нибудь придёт тебе на ум, то спроси меня [Бухари; Мус- лим; Тирмизи; Насаи] После этого ‘Умар пришёл к Пророку и передал ему содержание своего разговора с Хафсой, но Посланник Аллаха только улыбнулся. Каждый мусульманин должен следовать примеру Посланника Аллаха во всём. Что же касается разобщённости, бедствий, беспокойства и всевозможных расстройств, поразивших отдельных людей, семьи и целые сообщества, то причина этого — удалённость людей от исламских ценностей и неправильные представления об этих ценностях. Если же мужья возьмут их себе на вооружение, тов семейной жизни небу- дет места спорам, а в домах воцарятся счастье, покой, стабильность и благоденствие 6. Понимание и снисходительность Истинный мусульманин осознаёт свою ответственность за благополучие семьи и старается проявлять терпение, понимая, что заносчивость, грубость и нетерпимость ник чему хорошему не приведут. Стремясь снискать благоволение Всевышнего, мусульманин строго хранит семейные тайны и всё, что доверяет ему жена, поскольку этого требуют установления Шариата. Кроме того, он поступает такс целью укрепления добрых отношений с женой и для того, чтобы добиться уважения и любви со стороны окружающих Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой. Желая высказать жене порицание, сделать ей замечание или исправить какую-нибудь ошибку, мусульманин предпочитает не ставить её в неловкое положение перед людьми, а старается найти для этого подходящее место и время. Мусульманин старается не наносить никаких обид родственникам жены, поскольку это может поставить её в неловкое и унизительное положение, и впоследствии она также может допустить нечто подобное по отношению к нему. Мусульманин старается установить равновесие в сво- ём стремлении поддерживать хорошие отношения с женой и стремление поддерживать родственные связи и избегать ссор и тем более разрывов с родственниками. Дело в том, что по Шариату он должен быть попечителем жены, но Шариат же велит ему почитать родителей и повиноваться им. Это нелёгкая задача, но мусульманин уверен Аллах будет давать ему силы на это до тех пор, пока он будет проявлять благочестие и благонравие и стремиться к благому ради Всевышнего Аллаха 7. Мусульманин — идеальный покровитель и попечитель Ислам нарисовал идеальный план семейной жизни как раз для того, чтобы верующие сумели избежать неудачи трагедий. В этом плане содержатся указания для каждого из супругов, соблюдая которые, они смогут упорядочить свою семейную жизнь и избежать конфликтов. Благодаря высоким нравственным качествами хорошему обхождению с женой истинный мусульманин завоёвывает её сердце, иона ничего не делает против его воли, что и даёт ему возможность осуществлять попечение над ней 185 § 7. Мусульманин — идеальный покровитель и попечитель Всевышний Аллах сказал: Мужчины — попечители женщин, поскольку аллах дал одним преимущество перед другими, а также потому, что они расходуют на них часть своих средств. Сура 4 Женщины, аят Такое попечительство накладывает на мужчину определённые обязательства. Иначе говоря, мужчина должен нести полную ответственность за свою жену. Сознательный мусульманин никогда не забывает об этой ответственности, равно как и о словах Посланника Аллаха Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, ион несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, ион несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, иона несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина, ион несёт ответственность за свою паству Каждый из вас — пастырь, и каждый ْنَع ٌلوُئ ْسَم ْم ُكُّل ُكَو ٍعاَر ْم ُكُّل ُك ْنَع ٌلوُئ ْسَمَو ٍعاَر ُمام َلأاَف ِهِتَّيِعَر َوُهَو ِهِل ْهَأ ىَلَع ٍعاَر ُل ُجَّرلاَو ِهِتَّيِعَر ِتْيَب ف ُةَأْرَْلاَو ِهِتَّيِعَر ْنَع ٌلوُئ ْسَم ْنَع ٌةَلوُئ ْسَم َىِهَو ٌةَيِعاَراه ِجوز ٍعاَر ِهِدِّي َس ِلاَم ف ُمدالاَو ِاهِتَّيِعَر ْم ُكُّل ُكَف ِهِتَّيِعَر ْنَع ٌلوُئ ْسَم َوُهَو ِهِتَّيِعَر ْنَع ٌلوُئ ْسَم ْم ُكُّل ُكَو ٍعاَر Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой из вас несёт ответственность за свою паству. [Бухари; Муслим] Чувство ответственности заставляет мусульманина постоянно исправлять поведение членов своей семьи и не позволять им отклоняться от прямого пути. Ему претит попустительство, он не может оставить без внимания проступки и ослушание Аллаха, совершаемое на его глазах. Ислам не только отводит женщине достойное место и требует хорошего отношения к ней, но велит и ей помнить о своей роли в жизни и не выходить за рамки тех ограничений, которые установлены для неё Шариатом. Благодаря этому она сможет выполнить своё предназначение наилучшим образом, вместе с мужчиной занимаясь воспитанием подрастающего поколения и делая семейную жизнь радостной и светлой. Ислам обязывает мужчину всегда хорошо обращаться с женщиной, нов тоже время велит женщине подчиняться мужчине в пределах дозволенного Шариатом. В исламе необходимость подобного подчинения подчёркивается весьма настоятельно, на что указывают приводимые ниже слова Пророка Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал Если бы мог я велеть человеку склониться перед другим в земном поклоне, то я бы, конечно, велел женщине склониться переде мужем [Тирмизи] Довольство мужа помогает женщине войти в Рай. Что же касается строптивой и грубой женщины, то она рискует, что ангелы будут проклинать е, пока она не образумится и не примирится со своим мужем. Сообщается, что Пророк сказал Если женщина прове- дёт ночь не на ложе своего мужа, ангелы будут проклинать е до самого утра [Бухари; Муслим] 187 § 7. Мусульманин — идеальный покровитель и попечитель Подтверждая установление, согласно которому мужчина должен осуществлять попечение над женщиной, а женщина обязана подчиняться мужчине и угождать ему, ислам позволяет женщине поститься только с разрешения мужа, если речь не идёт о соблюдении обязательного постав рамадане, как позволяет ей принимать гостей только сего разрешения. Сообщается, что Пророк сказал Не разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа без его позволения, и не разрешается ей пускать в его дом кого бы тони было без его позволения [Бухари] Мусульманка покорна мужу в том, что не является ослушанием Аллаха. Она уважает его, заботится о том, чтобы он был доволен ею, и старается доставить ему радость. Если он беден, она не жалуется на недостаток средств и продолжает усердно выполнять домашнюю работу, помня о том, что многие великие женщины, вошедшие в историю, были образцом терпения, благодеяния, благородства и самоотверженно служили мужу и своему дому, несмотря на бедность мужей и суровые условия жизни. Во главе этих женщин можно поставить Фатыму, дочь Посланника Аллаха иже- ну Али ибн Абу Талиба . Она жаловалась на то, что от ручной мельницы у неё болят руки, и однажды её муж Али сказал ей Твоему отцу привели пленных. Пойди посмотри, может, найдёшь служанку, которая будет помогать тебе. Она пошла к отцу, однако стыдливость помешала ей признаться, ради чего она пришла. Тогда Алисам пришёл к нему и попросил дать ему слугу для его любимой дочери. Однако Посланник Аллаха не мог удовлетворить его просьбу, обделив бедных мусульман, поэтому он пришёл к ними сказал Не научить ли вас лучшему, чем то, о чём выпросили меня Когда будете ложиться спать, произносите слова Слава Аллаху и Хвала Аллаху по тридцать три раза, а слова Аллах велик тридцать четыре раза, и это будет для вас лучше, чем слуга Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой Мусульманка глубоко понимает свою религию, воспринимаете своим сердцем и претворяет в жизнь, становясь её воплощением. Она богобоязненна, добродетельна, благородна, скромна, честна, справедлива, беспристрастна, благонравна и доброжелательна, и её отличает нравственная чистота. Она созидательно трудится на пути Аллаха, делает добро и приносит пользу людям. Она знает свои обязанности перед Аллахом, перед самой собой, родителями, мужем, детьми, родственниками, соседями, сёстрами по вере и перед мусульманской общиной и аккуратно исполняет их. Она верует во Всевышнего ив Судный день, не поддаётся соблазнами искушениям, которыми наполнен этот мири не позволяет Шайтану — главному врагу человечества — обмануть себя и подтолкнуть к греху. Она довольна предопределением Всевышнего и безропотно соглашается с ним. Мусульманка ищет у Аллаха защиты и просит у Него прощения за свои грехи и упущения. Она чувствует свою ответственность перед Аллахом за свою семью и, делая любое дело, стремится к довольству Всевышнего. Мусульманка — истинная раба Всевышнего Аллаха, защищающая и поддерживающая свою Его религию. Она призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого в соответствии со своими возможностями. Вместе с таким же сознательным благонравным, искренними глубоко верующим мужем она создаёт прекрасную семью, в которой воспитываются замечательные дети — добрые, участливые, обученные хорошим манерам, уважающие родителей и старших. Ислам предоставил мужу право опеки над женой для того, чтобы он направлял корабль семейной жизни, ибо он лучше приспособлен к этой роли, чем женщина. Но ислам также предостерёг всех мужчин об опасности связанных с женщинами искушений, которые могут ослепить их и поколебать 189 § 7. Мусульманин — идеальный покровитель и попечитель их религию, в результате чего сначала мужчины станут потворствовать отклонениям женщин от прямого пути, а потоми вовсе выпустят из рук бразды правления. В результате этого женщина начнёт распоряжаться в доме всеми ей невозможно будет ни возразить, ни отказать в чём бы тони было. А это неизбежно приведёт к разрушению семьи или к тому, что семья будет влачить жалкое существование. Мира и согласия в такой семье не будет, а это отразится и на воспитании детей, и на том вкладе, который вносит семья в развитие мусульманской общины. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: Не оставлю я после себя искушения, более вредоносного для мужчин, чем женщины. [Бухари; Муслим] Женатый мусульманин не проявляет слабости, когда речь идёт об отклонениях его жены от пути истины. Он максимально доброжелательно и мягко старается объяснить ей, что хотя они любите, но ещё больше любит то, что угодно Аллаху. Всевышний Аллах сказал: скажи: если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши жёны, и ваши родственники, и богатства, которые вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которыми вы довольны, дороже вам, чем аллах, и его َىَلَع َّر َضَأ ًةَنْتِف يِدْعَب ُت ْكَرَت اَم ِءا َسَّنلا ْنِم ِلا َجِرلا Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой Посланники борьба на его пути, то дожидайтесь, пока аллах не осуществит своё веление, а аллах не выводит на правильный путь людей нечестивых». Сура 9 Покаяние, аят Истинный мусульманин не допускает того, что во многих случаях допускают люди, которые принадлежат к исламу формально. Мужчина, который своими глазами видит, как его жена, дочери или сёстры появляются на улице полуодетыми, ноне спешит немедленно исправить подобное отклонение от установлений ислама, перестал выполнять те обязанности, которые возлагает на него ислам. Мужчина, осуществляющий попечение над женой и дочерьми должным образом, обязан разъяснять им, что ислам установил для женщины опре- делённые правила поведения и указал, в каких одеждах ей позволительно выходить на улицу или появляться перед теми мужчинами, которые не относятся к числу её ближайших родственников (махрам — مرم ). Обязательный элемент такой одежды — покрывало (хиджаб — باجح ). Женщина, исповедующая ислам и взращённая в его благодатной тени, принимает это покрывало с довольной душой и спокойным сердцем. Она твёрдо убеждена в его необходимости, ведь речь идёт о велении религии Всемогущего и Великого Аллаха, а не о произволе мужчин. Мусульманка выходит из дома только в скромной, свободной, непрозрачной и скрывающей всё тело одежде, называемой хиджаб. О том, какой должна быть эта одежда, упоминается в аятах и хадисах. Мусульманка нив коем случае не выходит из дома и не показывается перед посторонними мужчинами наряженной и надушенной. Сознательная мусульманка не стремится походить на женщин, которых Посланник Аллаха назвал одетыми 191 § 7. Мусульманин — идеальный покровитель и попечитель голыми. Как раз напротив, её сердце наполняется благоговейным страхом, кода она вспоминает слова Посланника Аллаха Я до сих пор не видел двух видов обитателей Ада. Это люди с бичами, похожими на коровьи хвосты, которыми они бьют людей, и одетые ив тоже время голые женщины, склоняющиеся и склоняющие к себе сердца мужчин, головы которых напоминают склоняющиеся верблюжьи горбы. Они не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, а благоухание его ощущается на таком-то расстоянии от него [Муслим] Благоразумная женщина-мусульманка, хорошо знающая свою религию, носит хиджаб не потому, что его носила её мать, бабушка и прабабушка, как думают некоторые непросвещён- ные люди. Мусульманка носит хиджаб, осознанно исполняя веление Всевышнего Аллаха. Она верит в Аллаха и знает, что хиджаб — неотъемлемая часть религии. Предписав женщине- мусульманке носить хиджаб, Всевышний оберегаете честь и ограждаете от порока и искушений. Хиджаб — одно из проявлений заботы Создателя о женщине. Поэтому мусульманка исполняет Его предписание со спокойным сердцем и с полным довольством. Она знает, что всё, что предписано Всевышним, предписано во благо людям. Мать верующих ‘Аиша сказала Да помилует Аллах первых женщин, совершивших переселение Когда был ниспослан аят: И пусть они закрывают своими покрывалами вырезы на груди, они разорвали свои изары и обмотали ими головы и шеи [Бухари] А Сафийя бинт Шейба рассказывает Мы сидели у Аи- ши и говорили о женщинах Курайша и их достоинствах, и ‘Аиша (да помилуете Аллах) сказала Поистине, женщины Курайша достойные, однако, клянусь Аллахом, я не видела женщин лучше, чем женщины ансаров, и женщин, которые относились бык Книге Аллаха с такой искренностью итак глубоко верили в ниспосланное Им Когда была ниспослана Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой сура Свет И пусть они закрывают своими покрывалами вырезы на груди, их мужчины направились к ними прочитали ниспосланное Аллахом в этой суре. Мужчина читал этот аят своей жене, дочери, сестре и другим родственницами каждая из них тут же заворачивалась в свою шерстяную накидку, демонстрируя веру в то, что ниспослал Всевышний в Своей Книге. Они стояли позади Посланника Аллаха, завернувшись в эти накидки, и казалось, что на головах у них сидят вороны [Бухари] Да помилует Аллах женщин мухаджиров и ансаров! Насколько глубокой и искренней была их вера Насколько сильной была их любовь к исламу! Каждая мусульманка должна брать пример с этих достойных женщин и носить исламскую одежду с гордостью, не обращая внимания на пороки оголение, которые окружают её. Однажды корреспондент одной из газет, посетивший Дамасский университет, спросил студентку о том, что мешает ей отказаться отношения хиджаба жарким летом, а она сказала Скажи Огонь Ада ещё жарче›”». Хвала Аллаху, что сегодня таких мусульманок много! Однако муж отвечает не только за внешний вид жены. Его ответственность зане распространяется также на сферу поклонения и образа жизни в целом. Так, например, если жена будет плохо исполнять свои религиозные обязанности или ослушается Аллаха в чём-либо, часть ответственности за это понесёт муж. Он несёт ответственность и за поведение жены, поскольку любое её упущение указывает на то, что он не справляется с почётными обязанностями попечителя, которые возложил на него Аллах Всевышний. Ислам вверил женщину мужчине, нов большинстве случаев женщина исповедует туже религию, что и её муж, который может привести её вместе с собой либо в Рай, либо в Ад. Вот почему Аллах велел верующим оберегать от Огня и себя, и членов своих семей, нарисовав ужасную и устрашающую 193 § 7. Мусульманин — идеальный покровитель и попечитель сердца картину последствий того, что их ждёт, если они не будут уделять должного внимания своим жёнам и родственницами не заставят их склониться к истине. Всевышний Аллах сказал: О те, кто уверовал Защитите себя и свои семьи от Огня, топливом для которого послужат люди и камни и над которым поставлены грубые и суровые ангелы, не восстающие против того, что им повелел аллах, и выполняющие то, что им приказано. Сура 66 Запрещение, аят Мужчина сможет осуществлять своё попечение над женщиной согласно установлениям ислама только в том случае, если он будет успешно руководить своим домом и своей семьёй. Женатый мусульманин не добьётся самоутверждения с помощью грубости, суровости, силы и резких выражений, что считалось проявлением мужественности в доисламские времена. В исламе в понятие попечения вкладывается совершенно иной смысли настоящим мужчиной считается тот, кто обладает сильной и внушающей любовь личностью, отличаясь благородным нравом и способностью прощать мелкие оплошности. Такой мужчина строго соблюдает заповеди Аллаха и выполняет Его установления, касающиеся всех членов его семьи. Он умело руководит ими, направляя их к благу, щедро расходует свои средства, не предаваясь расточительству, отличается умом, сознательностью и чувством глубокой ответственности за всё, что имеет отношение к религиозным Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой и мирским делами понимает, какой должна быть мусульманская семья, следующая правильным путём. Краткие выводы Брак в исламе рассматривается как средство успокоения души и отдохновения сердца. Это благословенный союз мужчины и женщины, делающий их дозволенными друг для друга Ислам желает, чтобы семья была оплотом блага, любви и согласия и цитаделью благочестия, мира и милосердия. Супруги-мусульмане должны быть образцом прекрасных взаимоотношений и соблюдать права друг друга Ислам заботится о сохранении супружеской связи и семейного счастья. Поэтому он наложил строгий запрет на всё, что может привести к разрушению брачного союза и возникновению вражды между супругами В исламе праведная жена рассматривается как одно из благ земной жизни и великая милость, которую Аллах оказывает мужчине При выборе жены мусульманин обращает внимание на красоту, происхождение и состоятельность своей невесты, однако основное внимание он уделяете религиозности Хорошая жена может изменить в жизни мужчины очень многое и даже стать причиной его спасения в мире вечном Праведная жена — дар Всевышнего, который мужчина должен ценить, потому что праведность, богобоязненность и обычно сопутствующее им благонравие женщины обеспечивают всей семье спокойную, счастливую и благополучную жизнь и предотвращают конфликты и многие другие возможные неприятности Краткие выводы Коран и Сунна рисуют идеальный план семейной жизни, гарантирующий успешность брачного союза Хорошее отношение друг к другу помогает супругам сохранить семью, однако для этого необходимо, чтобы каждый из них знал свои права и обязанности Мужчина — глава семьи, и от него требуется больше терпения, чем от женщины, потому что женщина слаба по своей природе и кривизна присуща ей изначально Наставления Посланника Аллаха о необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а в некоторых из них мужья, которые хорошо обращаются со своими жёнами, даже именуются лучшими членами мусульманской общины Истинный мусульманин осознаёт свою ответственность за благополучие семьи и старается проявлять понимание и терпение В Коране и Сунне содержатся указания для каждого из супругов, соблюдая которые, они смогут упорядочить свою семейную жизнь и избежать конфликтов Чувство ответственности заставляет мусульманина постоянно исправлять поведение членов своей семьи и не позволять им отклоняться от прямого пути Ислам обязывает мужчину всегда хорошо обращаться с женщиной, нов тоже время велит женщине подчиняться мужчине в пределах дозволенного Шариатом. Вопросы к главе 1. Вспомните аят, содержащий описание брачного союза 2. Вспомните хадис Посланника Аллаха о праведной жене 3. Какой должна быть мусульманская семья 4. Назовите основные права и обязанности мужа Глава четвёртая. Мусульманин со своей женой 5. Какую жену ищет истинный мусульманин По каким критериям он выбирает спутницу жизни 6. Как Умм Суляйм помогла своему будущему мужу Абу Таль- хе увидеть истину и принять ислам 7. Счем сравнил Посланник Аллаха женщину, указывая на её особенности Приведите соответствующий хадис и объясните его 8. Вспомните историю Сальмана аль-Фариси и Абу ад-Дарды. Что сказал Сальман Абу ад-Дарде? Какие выводы можно сделать из этой истории 9. Разрешается ли женщине соблюдать добровольные посты в присутствии мужа без его разрешения Обоснуйте свой ответ 10. Как отреагировали жёны и дочери сподвижников на предписание носить покрывало Глава пятая Мусульманин со своими детьми Aнac передал, что однажды он вместе со своей матерью и тёткой пришёл к Пророку , который помолился вместе сними, а потом обратился к Аллаху с мольбой о ниспослании им всяческого блага. Мать Анаса сказала О Посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой за своего маленького слугу Тогда он пожелал ему всех блага в завершение сказал О Аллах, умножь его богатство, даруй ему много детей и благослови его [Бухари; Муслим] Анас ибн Малик. Его матерью была известная сподвижница, впоследствии жена Абу Тальхи, Умм Суляйм. Он прислуживал Пророку Мухаммаду с того момента, как тот переселился в Медину, и вплоть до его смерти. Он был родом из племени хазрадж и был также известен как Абу Хамза. Вовремя правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба поселился в Басре, где и скончался вили г. х, когда ему было 99 лет или 103 года [Усуд аль-габа] Дети — сокровища наших сердец и отрада наших глаз, источник нашего счастья и украшение нашей жизни. Мы связываем сними надежды и мечтаем, чтобы они выросли искренне верующими, праведными, добрыми, здоровыми и счастливыми Глава пятая. Мусульманин со своими детьми Отец видит в детях продолжение себя и свою силу и надеется, что, вступив во взрослую жизнь, они будут помогать ему и поддерживать его, заботиться он ми благодарить егоза то, что он сделал для них, когда они были маленькими. Однако для того, чтобы дети выросли такими, какими желают видеть их родители, они должны получить хорошее воспитание, которое позволит им занять достойное место в жизни и стать полезными членами общества. Лишь в этом случае они смогут созидательно трудиться и приносить благо своим родителями другим людям. Только дети, получившие хорошее воспитание, будут соответствовать описанию Всевышнего: Богатство и сыновья — украшение мирской жизни… Сура 18 Пещера, аят Если же их воспитанием никто не занимался и родители не уделяли им должного внимания и не заботились о них, то они, став взрослыми, не принесут своим родителями обществу ничего, кроме зла и горя 1. Мусульманин осознаёт свою ответственность перед детьми Посланник Аллаха сказал Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трёх. Это — непрерывная милостыня, знание, приносящее пользу людям, и праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбой за него [Муслим] Хадис побуждает нас давать детям хорошее воспитание, чтобы они были праведными, обращались к Аллаху с мольбой за своих родителей и приносили им пользу после их смерти. К сожалению, сегодня многие люди не уделяют воспитанию 199 § 1. Мусульманин осознаёт свою ответственность перед детьми детей должного внимания. Они думают лишь о мирских благах. Они копят богатство, которое они не смогут взять с собой в мир вечный. Они видят, что их дети совершают грехи и творят мерзости, ноне пытаются остановить их и удержать. Родители спокойно наблюдают затем, каких дети преступают запреты, не исполняют велений Всевышнего и оставляют молитву. Они не пытаются образумить и вернуть на истинный путь сына или дочь. Их дети целыми днями пропадают на улице, проводят время с подозрительными людьми и отправляются в сомнительные заведения. Однако родители не обращают на это ни малейшего внимания. Но стоит детям потратить немного родительских денег или лишить их чего- нибудь из мирских благ, как родители тут же превращаются в грозных воспитателей. Своё имущество и преходящие блага земной жизни они готовы защищать до последнего вздоха, а мысль о том, что религию тоже нужно оберегать, почти не посещает их. Они заботятся о своём имуществе, ноне заботятся о своих детях. Поэтому широко распространились неуважение к родителями даже разрыв отношений между родителями и детьми. Родители подают пример детям своим поведением, своими делами и соблюдением норм Шариата. Каждое их слово и действие — пример для детей, и от них привычка переходит к детям. Дети подражают словами действиям взрослых. Если родители подают благой пример потомкам, всё хорошее переходит к ним. Если же они подают им дурной пример, обычно зло переходит к ним — за исключением тех, кого помиловал Аллах. Взрослые несут ответственность за своих детей, ив свитке сих благими делами запишется то, что они подавали детям благой пример, и среди их грехов запишутся дурные деяния детей и то, что они сами вели своих детей к пропасти. Всевышний Аллах сказало почте, который будет оказан благим предкам Глава пятая. Мусульманин со своими детьми Мы воссоединим верующих сих потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек — заложник того, что он приобрёл. Сура 52 Гора, аят Отцы и матери несут ответственность за наставление детей на правильный путь. Мусульманин, у которого есть дети, никогда не забывает Слова Всевышнего: О вы, которые уверовали Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни… Сура 66 Запрещение, аят Ион помнит слова Пророка : Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина, и несёт ответственность за свою паству Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству [Бухари; Муслим] Задача родителей — дать своим детям хорошее исламское воспитание, привить им благонравие, благородство и достоинства, выправить их характер, вложить в них всё самое лучшее, раскрыть и развить их способности и таланты и помочь им стать настоящими людьми и истинными мусульманами. Вспомним слова Пророка : 201 § 1. Мусульманин осознаёт свою ответственность перед детьми Поистине, я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства. [Бухари. Адаб] Мусульманские учёные сказали родители, которые, услышав хадис Пророка : Велите своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лети ударяйте их за отказ совершать е, когда им исполнится десять, и разделяйте их постели, — отказываются исполнять его веление, совершают грехи пренебрегают своими родительскими обязанностями, и Всевышний Аллах обязательно спросит с них за это. Ведь семья — это общество в миниатюре, формирующее мышление, сознание и склонности ребёнка. Дети с готовностью воспринимают всё, чему учат их родители. Ребёнок впитывает увиденное и услышанное, словно губка, поэтому родители должны заботиться о том, чтобы ребёнок видели слышал только благое. Он применяет наилучшие методы воспитания. Мусульманин хорошо знает своих детей и учитывает различия в их характерах и привычках и умеет найти подход к каждому из них. Он терпеливо вкладывает в них возвышенные человеческие, благородные идеалы и нравственные достоинства, используя самые действенные методы воспитания. Хотя основное бремя ответственности за воспитание детей ложится на его жену, мусульманин старается делать всё, что в его силах, чтобы помогать ей в этом крайне важном деле. Даже проводя большую часть дня на работе, он старается уделить детям достаточно внимания. Он не из тех, кто год 41 То есть если ребёнок, достигший десятилетнего возраста, отказывается совершать молитву, родитель имеет право шлёпнуть его в наказание ْخَلأا َِلا َص َمَِّت ُلأ ُتْثِعُب اََّنِإ Глава пятая. Мусульманин со своими детьми за годом безучастно наблюдает, как жена, родственники, школа и общество воспитывают его детей, не считая нужным как- то вмешиваться в происходящее. Он интересуется делами своих детей, их увлечениями, склонностями, успеваемостью в школе, успехами в изучении ислама. Он сам подаёт им благой пример, берёт их с собой в мечеть, читает Коран вместе сними, рассказывает им об исламе, объясняет, что Всевышний Аллах разрешила что запретил, обучает исламскому этикету. Мусульман покупает своим детям полезные книги, развивающие игры, старается возить их в места, в которых они могут научиться чему-то хорошему, что положительно повлияет на их характер и поможет им в будущем. Конечно, мусульманин-отец не может проводить со своими детьми столько времени, сколько проводит сними мать, поскольку он должен кормить семью и исполнять другие возложенные на него исламом обязанности. Однако он не забывает о своих обязанностях перед детьми и остро ощущает свою родительскую ответственность, а потому старается сделать всё, что представляется ему необходимым для успешного воспитания детей. Некоторым людям кажется, что простота общения родителей с детьми нанесёт ущерб их авторитету и унизит их как воспитателей, однако это мнение ошибочно. На самом деле подобный подход к общению с детьми — мудрый и успешный приём воспитания, к использованию которого призывает современная педагогика, поскольку он сближает воспитанников с воспитателем. Что же касается Посланника Аллаха , то он призывал к этому словом и делом ещё 15 веков назад. Однако в наибольшей мере величие Посланника Аллаха как воспитателя проявилось в его доброте и нежности по отношению к аль-Хасану или аль-Хусейну], когда тот забрался на него. Это стало примером для отцов и дедов на все времена, указывая им на необходимость обращаться с ребёнком по-доброму и проявлять снисходительность, терпение и забо- 203 § 1. Мусульманин осознаёт свою ответственность перед детьми ту, какое бы высокое положение ни занимали их отцы и деды и каким бы уважением людей они ни пользовались. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов сподвижника Шаддада , который сказал Однажды Пророк вышел из дома, неся на руках аль-Хасана или аль-Хусейна]. Он прошёл вперёд, поставил его на землю и сказал Аллах велика затем приступил к молитве и склонился в долгом земном поклоне. Подняв голову, я увидел, что мальчик забрался к нему на спину, после чего я снова склонился в земном поклоне. Когда он закончил молиться, люди стали говорить О Посланник Аллаха, поистине, ты затянул это дело В ответим он сказал Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделал то, что хотел Ах- мад; Насаи] Передают со слов Абу Катады аль-Ансари , что Посланнику Аллаха нередко случалось молиться, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб, а Абу-ль-‘Ас ибн ар-Раби‘ ибн ‘Абд-Шамс сообщил, что, перед совершением земного поклона Посланник Аллаха опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки. Так мусульманин ведёт себя со своими детьми. Общаясь сними, он проявляет доброту и нежность, не забывает шутить сними и по мере сил и наличия свободного времени старается доставлять им радость 2. Мусульманин любит своих детей и сочувствует им Мусульманин знает, что каждый ребёнок нуждается в любви и заботе. Чтобы стать психически здоровой и полноценной личностью, он должен постоянно чувствовать, что рядом с ним близкие люди, которые любят его, ценят, заботятся он ми интересуются его делами. Дети, которым не уделяют Глава пятая. Мусульманин со своими детьми достаточно внимания, чувствуют себя ненужными и нелюбимыми. Они страдают, огорчаются, впадают в подавленное состояние и замыкаются в себе. У таких детей часто развиваются разные комплексы и появляются отклонения враз- витии. Очень часто они становятся озлобленными и переносят своё отношение к родителям на окружающих, что грозит серьёзными проблемами в общении с людьми в будущем. Мусульманин, понимая это, старается, чтобы его детине чувствовали себя брошенными и оставались жизнерадостными и активными. Он показывает им, что любит их и старается сделать их жизнь светлой, радостной и счастливой, чтобы они выросли спокойными и уравновешенными и чтобы их отношения с родителями всегда были тёплыми и доверительными. Мусульманин милосерден и сострадателен к своим детям, потому что ислам предписал милосердие своим последователями Посланник Аллаха был милосерднейшим из людей. Анас рассказывает Яне видел человека, который был бы более милосердным к членам своей семьи, чем Посланник Аллаха. Ибрахим находился на вскармливании в окрестностях Медины, и Посланник отправлялся туда вместе снами, заходил в дом, брал его на руки и целовала потом возвращался». Мусульманин часто вспоминает о милосердии Посланника Аллаха и его любви к детям. Анас рассказывает, что Пророк , проходя мимо играющих детей, всегда улыбался ими приветствовал их. Пророк говорил Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас и не соблюдает права старшего». Абу Хурайра передаёт, что однажды, когда Посланник Аллаха поцеловал аль-Хасана, сына Али, в присутствии аль-Акра‘ ибн Хабиса, аль-Акра‘ сказал Поистине, у меня десять сыновей, ноя ни разу не поцеловал никого из них Тогда Посланник Аллаха посмотрел на него и сказал 205 § 2. Мусульманин любит своих детей и сочувствует им «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим [Бухари; Муслим] А однажды к Посланнику Аллаха явился какой-то бедуин, который сказал Вы целуете своих сыновей А мы не целуем их. Посланник Аллаха сказал Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия [Буха- ри; Муслим] ‘Аиша рассказывает Когда Фатыма заходила к Пророку, он поднимался со своего места, приветствовал е, целовали усаживал рядом с собой. И если он заходил к ней, она поднималась со своего места, брала егоза руку. Приветствовала его, целовала и усаживала рядом с собой. И когда она зашла к нему вовремя его предсмертной болезни, он поприветствовал её и поцеловал [Бухари] Мусульманин, усвоивший эти наставления, не может быть чрезмерно строгим к своим детям, даже если ему свойственна жёсткость или он вспыльчив по натуре. Он умеет держать себя в руках и проявлять терпение. Ислам вложил в его сердце любовь к детям, ион не может не согласиться с поэтом Хиттаном аль-Му‘алля: Наши дети — как часть наших собственных тел, По земле они ходят меж нами. Стоит ветру подуть на кого-то из них, О себе мы тотчас забываем. От тревоги сердца замирают в груди, В беспокойстве мы глаз не смыкаем… Заботясь о детях, даря им отцовскую любовь и ласку, проводя сними время, наблюдая затем, как они растут и меняются, мусульманин обретает счастье. Хорошие родители всегда полны любви, жалости и внимания к своим детям и всегда готовы к самопожертвованию ради них Глава пятая. Мусульманин со своими детьми К сожалению, в семьях, которые далеки от ислама и от религии вообще, отец зачастую принимает очень мало участия в воспитании детей. Иногда причиной становится непонимание им своей роли как отца. А иногда отцы придерживаются ошибочного мнения о том, что ребёнок должен всему научиться сами всё делать сам — так он быстрее станет взрослыми самостоятельным. В результате ребёнку не хватает внимания и заботы, ион отдаляется от отца и начинает искать других учителей — чаще всего он находит их среди случайных знакомых, которые учат его, увы, далеко не полезному и не благому. Последствия зачастую бывают трагические 3. Мусульманин щедро расходует на детей свои средства, что доставляет ему радость Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Бадри , что Пророк сказал Если человек будет расходовать на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это станет для него милостыней [Бухари; Муслим] Абу Мас‘уд ‘Укба ибн ‘Амр ибн Са‘ляба аль-Ансари аль- Бадри. Он был одним из самых славных сподвижников. В юности участвовал во второй присяге в местечке ‘Акаба. Позднее поселился в Куфе. Скончался в Куфе или Медине в пятидесятых годах хиджры. Ислам не ограничивается указаниями на естественную любовь и нежность родителей по отношению к своим детям. В жизни может произойти нечто такое, что станет отвлекать взрослых от ребёнка и заставит родителей перестать жертвовать ради него какими-либо жизненными благами. В жизни могут возникнуть непредвиденные трудности, в результате чего родители станут роптать под тяжестью бремени нужды и непо- 207 § 3. Мусульманин щедро расходует на детей свои средства, что доставляет ему радость сильных расходов. С учётом этого ислам укрепляет естественную любовь родителей к детям, говорит о великой награде, уготованной родителями о том, что по сравнению с этой наградой все жертвы, мучения и горести окажутся совершенно незначительными. Сообщается, что Умм Саляма сказала Однажды я спросила О Посланник Аллаха, положена ли мне награда зато, что я трачу на детей Абу Салямы, ведь они и мои дети Посланник Аллаха сказал Да, тебя ждёт награда зато, что ты потратишь на них [Бухари; Муслим] Умм Саляма Хинд бинт Абу Умайя. Она была женой сподвижника Абу Салямы и вместе с ним совершила переселение в Эфиопию. Затем они приехали в Медину. После смерти мужа, который скончался из-за ранения, полученного в сражении при Ухуде, в шаввале 4 года хиджры она вышла замуж за Посланника Аллаха . Скончалась вили г. х. в возрасте 84 лети была похоронена на кладбище Аль-Баки‘. Более того, ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег, за что полагается наибольшая награда. На это указывает содержание следующего хадиса. Передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Аллаха сказал Потратив динар на пути Аллаха, и динар на рабов, и динар на подаяние неимущему, и динар на свою семью, наибольшую награду получишь ты за тот динар, который потратишь на свою семью [Муслим] В другой версии этого хадиса, также приводимой Мусли- мом, сообщается, что Пророк сказал Лучший динар, который может потратить человек, — динар, потраченный им на тех, кого должен содержать, и динар, потраченный им на своё верховое животное на пути Аллаха, и динар, потраченный им на своих товарищей на пути Аллаха Глава пятая. Мусульманин со своими детьми Вот почему истинному мусульманину доставляет радость тратить свои средства на детей. Он знает, что Аллах обязательно дарует ему большую награду, которая полагается мужчине даже за тот кусок, что он в шутку поднесёт корту своей жены, проявляя к ней свою любовь. Подтверждением этому может служить следующий хадис. Передают со слов Сада ибн Абу Ваккаса , что Пророк сказал ему И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже зато, что положишь в рот своей жене [Бухари; Муслим] Искренний мусульманин не может покинуть своих детей, обрекая их на нужду и гибель, ведь Посланник Аллаха сказал Для того чтобы совершить грех, человеку достаточно растратить средства, предназначенные для тех, кого он должен кормить [Муслим; Абу Давуд] |