И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 4. Мусульманин относится ко всем детям одинаково Мусульманин соблюдает справедливость и уделяет всем детям равное внимание, никого не выделяя, потому что ислам не одобряет этого, ведь между детьми может возникнуть соперничество и зависть. Любой ребёнок обижается, видя, что его брата балуют, а он м забывают. Он начинает злиться на любимчика, на родителей и на других людей, и ревность и зависть гложут его сердце. Напротив, в семьях, в которых родители одинаково относятся ко всем детям, ребёнок растёт спокойными счастливым, у него не возникает комплекса неполноценности, его не мучает ревность ион не испытывает негативных чувств к братьями сёстрам. Мусульманин не забывает о том, что дети — украшение земной жизни и дар Всевышнего, поэтому он благодарит Господа за каждого дарованного ему ребёнка. Даже если кого-то 209 § 4. Мусульманин относится ко всем детям одинаково из них он любит больше, он никогда не показывает этого, чтобы остальные детине чувствовали себя обделёнными. Он знает если один ребёнок умни талантлива второй — со средними умственными способностями и трудным характером, это не повод для того, чтобы неустанно восхищаться первыми разочарованно вздыхать, глядя на второго. Если ребёнок одарён- ный, тов этом нет его заслуги, а если он не блещет талантами, тов этом нет его вины, и относиться к ним по-разному значит совершать несправедливость. Поэтому мусульманин старается окружить всех детей любовью, вниманием и заботой, независимо от их достоинств и недостатков. Одинаковое отношение ко всем детям создаёт здоровый климат в семье и делаете крепкой и дружной. Дети в такой семье редко ссорятся, легко прощают друг друга и быстро забывают обиды. У них нет поводов для ревности и зависти, потому что родители уделяют им равное внимание и показывают, что любят их всех в равной степени. Ан-Ну‘ман ибн Башир рассказывает, что однажды отец привёл его к Посланнику Аллаха и сказал Я сделал этому своему сыну ценный подарок. Посланник Аллаха , спросил И ты сделал такой подарок каждому из своих детей Он ответил Нет. Посланник Аллаха сказал Тогда забери его обратно!» В другой версии ан-Ну‘ман сказал Посланник Аллаха спросил А сделал литы тоже самое для каждого из своих детей Он ответил Нет. Тогда он сказал Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям — после чего мой отец вернулся домой и забрал этот подарок назад». В третьей версии этого хадиса ан-Ну‘ман сказал, что Посланник Аллаха спросил О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него Он ответил Да. Тогда Пророк сказал Тогда не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не свидетельствую о несправедливости А потом он спросил Желаешь литы, чтобы всё они относились Глава пятая. Мусульманин со своими детьми к тебе одинаково почтительно Он сказал Конечно Тогда Пророк сказал В таком случае не поступай так [Бу- хари Муслим] Мусульманин, который страшится своего Господа и стремится к Его довольству, одинаково заботится обо всех своих детях. Он расходует на всех в равной степени, а покупая подарки, никого не обделяет. Его вера не позволяет ему купить одному ребёнку красивую и дорогую одежду, а другому — де- шёвую и неприметную, обнять и поцеловать одного и не заметить второго, постоянно хвалить одного, ас другим разговаривать сквозь зубы. Он старается обращаться сними так, чтобы все они любили и уважали его и чтобы потом они обращались к Всевышнему Аллаху с мольбами за него 5. Мусульманин любит и сына, и дочь К сожалению, до сих пору некоторых народов принято считать, что сын лучше дочери. До сих пор находятся люди, для которых рождение сына является поводом не только для радости и гордости, но и для того, чтобы устроить праздники потратить на это внушительную сумму, тогда как рождение дочери не вызывает у такого человека никаких эмоций, и ему не приходит в голову как-то отметить это событие. Это невежество и заблуждение, потому что детей дарует Всевышний Аллаха во всём, что дарует Своим рабам Всевышний Аллах, заложено благо. Во времена невежества многие арабские племена считали рождение дочери позором и не радовались ему, а иногда и наоборот мужчина гневался и досадовал. Мол, лишний рот, да ещё и позор. Ведь женщина слаба, неспособна воевать, захватывать трофеи, а если враг плените и сделает наложницей или рабыней, это позор отцу Так рассуждали в те времена. Однако с появлением ислама ситуация коренным образом 211 § 5. Мусульманин любит и сына, и дочь изменилась, сподвижники Посланника Аллаха любили своих дочерей, лелеяли их, заботились о них, помогали им, даже когда они были взрослыми и уже имели свои семьи. Излишне добавлять, что они радовались рождению дочерей не меньше, чем рождению сыновей. Дочь Али ибн Абу Талиба , будучи ребёнком, ходила вместе с ним в мечеть, и когда её спрашивали Кто твои родственники по матери — она отвечала «Гав-гав!», имея ввиду бану Кальб 42 Аль-Мисвар ибн Махрама передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал, стоя на минбаре: “Бану Хи- шам ибн аль-Мугира попросили у меня разрешения выдать их дочь за Али ибн Абу Талиба. Так вот, я им не разрешаю, и я ещё разим не разрешаю, и я ещё разим не разрешаю, если только Ибн Абу Талиб не пожелает развестись с моей дочерью и жениться на их дочери. Поистине, дочь моя — часть меня, и мне причиняет беспокойство тоже, что и ей, и меня обижает то, что обижаете Посланник Аллаха говорил «Фатыма — часть меня, и кто прогневал е, тот прогневал меня [Бухари] Мусульманин не из тех, кто радуется рождению сына иль т слёзы из-за рождения дочери. Он одинаково ради мальчику, и девочке, и искренне благодарит Всевышнего, Который даровал ему этого ребёнка. Он помнит Слова Всевышнего: Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, 42 Кальб — собака 43 Речь идёт о дочери Абу Джахля, заклятого врага ислама и Посланника Аллаха Глава пятая. Мусульманин со своими детьми и дарует, кому пожелает, потомство мужского пола. или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемо- гущий. Сура 42 Совет, аяты Мусульманин знает, какая великая награда ожидает родителей, которые растят дочь, заботясь о ней и воспитывая её должным образом. ‘Аиша рассказывает Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерьми. У меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а самане отведала ни кусочка, после чего встала и вышла. А потом ко мне зашёл Пророк . Я рассказала ему об этом, ион сказал Девочки послужат защитой от Огня для того, кому они были посланы в качестве испытания ион заботился о них должным образом и делал им добро [Бухари; Муслим] ‘Аиша также рассказывает Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках, и я дала ей три финика. Она дала каждой девочке по финику, а оставшийся поднесла корту. Но тут девочки снова стали просить еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня восхитил её поступок, и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, который сказал Поистине, за это Аллах сделал Рай обязательным для не [Муслим] Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал У кого было три дочери ион терпеливо переносил все забо- 213 § 5. Мусульманин любит и сына, и дочь ты, связанные сними, в радости ив горе, того Аллах введёт в Рай за его милосердие к ним. Один человек спросил А если их две, о Посланник Аллаха Он ответил И две. Другой человек спросил А если она одна, о Посланник Аллаха Он ответил И одна [Ахмад] Ибн ‘Аббас передаёт, что Посланник Аллаха сказал У кого родится дочь ион не станет закапывать её в землю и не станет унижать её и предпочитать ей сыновей, того Всевышний Аллах введёт в Рай зане [аль-Хаким] Пророк завещал проявлять милосердие не только к дочерям, но икс страм. Он сказал У кого было три дочери или три сестры, ион делал им добро, тот войдёт в Рай благодаря им [Бухари. Адаб] Может ли мусульманин, впитавший наставления ислама с молоком материи знающий, что забота о дочери приведёт его в Рай, питать отвращение к своим дочерям Подобное отношение к девочкам кажется ему несправедливыми неправомерным ещё и потому, что ребёнок не виноват в том, что не родился мальчиком. Ведь человек не выбирает, кем ему родиться, так почему же девочка должна страдать из-за того, что от неё никак не зависит и что она не в силах изменить? В мусульманской семье дочь всегда любима. О ней заботятся, её ценят и оберегают. Её рождению радуются не меньше, чем рождению сына. Живя в доме родителей, братьев или других родственников, которые согласно Шариату обязаны содержать е, она не чувствует себя обузой или нежеланным гостем. Родительский дом навсегда остаётся её домом, и его двери всегда открыты для неё как до замужества, таки после. Даже если она не выйдет замуж, никто не станет выгонять её из родительского дома, ибо она — полноправный член семьи, и никто не посмеет оскорбить е, унизить или нанести ей обиду. Дочери-мусульманке не приходится думать о том, как добыть хлеб насущный, потому что ислам обязал её родителей и родственников обеспечивать её Глава пятая. Мусульманин со своими детьми всем необходимым. И ей не приходится в одиночку бороться с трудностями и преодолевать препятствия, возникающие на её жизненном пути, потому что Всевышний повелел её семье защищать её от всех жизненных ветров. А в обществах, незнающих ислама, девушка, достигшая восемнадцати лет, считается взрослой, и ей приходится встретиться с жизнью лицом к лицу. Ещё вчера она спокойно жила в родительском доме, а сегодня её со всех сторон окружают опасности и искушения, иона не знает, что ей делать, как защитить себя Её оставляют без помощи, защиты, поддержки и заботы как раз тогда, когда она больше всего нуждается в них, — таков жестокий закон бездушного материализма. Отец-мусульманин считает своей непреложной обязанностью заботиться о дочери и содержать е, даже если она уже взрослая. Если она вышла замуж, а потом получилось так, что муж далей разводи её семья распалась, отец всегда примете назад и не станет попрекать её куском хлеба. Он понимает, что таково было предопределение Аллаха она покинула его дом, но потом снова вернулась к нему, и всё стало по-прежнему: он её кормилец и опекун. Как велики различия между Божественным Законом, который был ниспослан людям для того, чтобы сделать их счастливыми, и несовершенными человеческими законами, которые очень часто делают человека несчастным 6. Мусульманин выбирает своим детям хорошие имена Мусульманин подбирает для своего ребёнка хорошее имя, вроде ‘Абдаллаха, ‘Абд-ар-Рахмана или имён пророков, и не называет его скверным именем, вроде Хазн (грубый, Асы (непокорный, ослушник, ‘Анид (упрямый, ‘Инад (упрямство, 215 § 6. Мусульманин выбирает своим детям хорошие имена а также Шихаб (комета, падающая звезда) — потому что это слово связано с огнём. Речь, разумеется, идёт не только об арабских именах, но и о любых именах с плохим значением. Согласно маликитскому мазхабу, нежелательно называть именами ангелов, потому что аль-Бухари привёл в своём Та- рихе» хадис: И не называйте именами ангелов». А ‘Амр ибн Шу‘айб передаёт со слов своего отца, которому рассказывал его дед, что Пророк велел давать новорождённо- му имя на седьмой день, убирать от него то, что причиняет ему беспокойство, и делать жертвоприношение за него [Тирмизи. Ха- дис хасан-гариб] . Под удалением того, что причиняет новорож- дённому беспокойство, подразумевается обривание головы. Выбор хорошего имени — сунна, а мусульманин старается неуклонно следовать Сунне. На лучшие имена указывает хадис, приводимый у Мусли- ма: Самые любимые для Аллаха имена ‘Абдаллах и ‘Абд-ар- Рахман». Ау Абу Давуда добавлено Наилучшие из них — Ха- рис и Хаммам, а самые скверные — Харб и Мурра». Хорошими именами являются также имена, которые представляют собой добавление к прекрасным именам Аллаха, а также имена пророков. Пророк сказал Называйте моим именем, ноне давайте мою кунью». А имам Малик сказал Я слышал, как жители Медины говорили Обитателям каждого дома, в котором есть кто-то с именем Мухаммад, даровано благо. Что же касается запрета брать кунью Абу аль-Касим, то он действовал только при жизни Пророка или же когда имеет место сочетание имени Мухаммад с этой куньей, как сказал ан-Навави, и это мнение ближе к истине. Нежелательно давать скверные имена, как Шайтан, За- лим (притеснитель, несправедливый, Шихаб, Химар (осёл), Куляйб (уменьшительное от кальб — собака, а также имена, указывающие на определённые качества, отсутствие Глава пятая. Мусульманин со своими детьми которых обычно огорчает, как Наджих (успешный, Барака благословение, благодать). Муслим приводит такой хадис: К самым любимым словам для Аллаха относятся четыре поминания Аллаха “Пре- славен Аллах, Хвала Аллаху, Нет божества, кроме Аллаха и Аллах Велики с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе. И не называй своего сына Ясар богатство, благополучие, Наджих успешный или Афлях преуспевающий, ибо, поистине, ты спросишь Есть ли здесь такой- то?” — а его там не окажется, и тебе ответят “Нет”». Сунной является также изменение скверных имён и тех, которые указывают на качества, отсутствие которых огорчает. Муслим приводит сообщение о том, что Пророк изменил имя ‘Асыйя (непокорная) и сказал Ты — Джамиля (красивая)”». А в обоих «Сахихах» приводится сообщение о том, что Зайнаб бинт Джахш 44 на самом деле звали Барра (благочестивая, и люди сказали Она как будто хвалит сама себя — и Пророк назвал её Зайнаб. Можно называть двумя и более именами, однако лучше всё же ограничиться одним, потому что именно так поступал Пророк со своими детьми. А согласно маликитскому мазхабу нежелательно называть именами, которые оставляют неприятный осадок в душе, вроде имён Харб (война, Мурра (горечь, Хайя (змея) и Кальб (собака). Нежелательно давать имя ‘Асыйя, Харб, Хазн, Залим, Ши- хаб и Химар, а также имена, указывающие на качества, отсутствие которых обычно вызывает огорчение, вроде Наджих, Ба- 44 Одна из жён Пророка . Приходилась ему двоюродной сестрой (дочерью его дяди по отцу. Умерла в годы правления ‘Умара ибн аль- Хаттаба. 217 § 6. Мусульманин выбирает своим детям хорошие имена рака, Афлях, Ясар итак далее. Также нежелательно называть именами ангелов, как Джибриль и Микаиль. Ханбалиты считают нежелательным называть именами фараонов и тиранов, а также именами Карун и Хаман. Они также считают нежелательным для тех, кто знает арабские имена, называть неарабскими. Также нельзя называть именами ‘Абд-аль-Ка‘ба (раб Кабы, ‘Абд-аль-‘Узза, ‘Абд-аль-Лят, ‘Абд-Хубаль, ‘Абд-ад-дар раб дома, ‘Абд-ан-наби (раб Пророка, ‘Абд-аль-Хусейн (раб аль-Хусейна), Джаруллах (сосед Аллаха, Рафикуллах (спутник или товарищ Аллаха) и тому подобными именами, потому что они указывают на поклонение не Аллаху, и человек, названный таким именем, действительно может впасть в многобожие. Запрещается давать любое из имён, применимых только к Всевышнему Аллаху — Аллах, ар-Рахман, аль- Барр, аль-Халик, аль-Куддус, ар-Раззак, аль-Джаббар, аль- Мутакаббир, аль-Авваль, аль-Ахир, аль-Батын, ‘Аллям-аль- Гуюб, аль-Хакам, ас-Сеййид, потому что ас-Самад означает ас-Сеййид, как сказал Ибн ‘Аббас, и потому что значения этих имён не приличествуют никому, кроме Всевышнего Аллаха. Об этом прямо сказано в маликитском и ханбалит- ском мазхабах. А по ханафитскому мазхабу разрешается называть прекрасными именами Аллаха, кроме двух — Аллах и Ар-Рахман. § 7. Мусульманин не призывает проклятий на своих детей Мусульманин помнит предостережение Пророка : Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте проклятий на своих детей, и не призывайте проклятий на своё имущество, ибо такая мольба может совпасть с периодом Глава пятая. Мусульманин со своими детьми времени, в который следует просить о желаемом, и тогда Аллах ответит на вашу мольбу [Муслим] Это поступок, достойный порицания, и любой отец, который в порыве гнева обращался к Аллаху с подобной мольбой против своих детей, непременно жалел об этом, когда его гнев утихал. Мусульманин — набожный, терпеливый и заботливый отец, желающий своим детям только добра, ион никогда не позволит себе повторить ошибку тех отцов, которые проклинают своих детей за малейший проступок или ослушание 8. Мусульманин учитывает все факторы, влияющие на формирование личности ребёнка Каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника, о чём говорится в достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари. Если принять во внимание все вышеупомянутые факторы, которые оказывают на ребёнка своё воздействие, становится ясно, сколь велика ответственность родителей за формирование его разума, становление его личности и его воспитание. Мусульманин зорко следит затем, чтобы у его детей не было скверных товарищей, которые портят ребёнка и от которых он приобретает дурные привычки вроде курения и употребления нецензурных слов. Мусульманин внимательно наблюдает за своими детьми, следит за их поведением, поступками и увлечениями. Он знает, с кем они общаются и куда ходят. Он наблюдает за ними, но так, чтобы они не чувствовали этого и не видели в нём надзирателя, который контролирует каждый их шаг. Заметив отклонения в поведении детей и узнав об их скверных поступ- 219 § 8. Мусульманин учитывает все факторы, влияющие на формирование личности ребёнка ках или приобретённых ими дурных привычках, мусульманин спешит образумить их и вернуть на прямой путь. Вместо того чтобы читать им скучные нравоучения, он терпеливо объясняет им, что они поступают неправильно, и не только вредят себе и окружающим, но и навлекают на себя гнев Всевышнего Аллаха. Мусульманин умеет доходчиво объяснять и пресекать нежелательное поведение без конфликтов и споров. Он знает, когда следует проявить мягкость, а когда требуется решительность и твёрдость. Мусульманин учит своих детей ценить время и не тратить его попусту, поэтому в их словаре нет словосочетания убивать время. Они воздерживаются от игр, которые ислам не одобряет или запрещает, потому что им с детства внушают, что Всевышний Аллах лучше знает, что приносит пользу Егора- бам, а что вредит. Из этого следует, что книги, которые читают дети, должны развивать их разум, воспитывать в них достойные нравственные качества и содержать в себе достойные примеры для подражания, а не губить их разум, не портить того, что присуще им изначально, и не гасить искры блага в их душах. Поэтому родители обязаны следить затем, чтобы ребё- нок читал только полезные книги, способствующие развитию мышления и прививающие ему нравственные достоинства и возвышенные человеческие ценности. Ребёнок должен находить в книге благородные идеалы, к которым нужно стремиться, она должна вкладывать в его сердце добро и человечность. К сожалению, сегодня многие родители не обращают внимания на то, что читает их ребёнок, а потом удивляются тому, что уровень его интеллекта оставляет желать много лучшего, он шокирует их своими поступками, не умеет вести себя и произносит — особенно при людях — такие слова, что родители краснеют. Им не приходит в голову, что его агрессивность, непослушание, грубость и невоспитанность напрямую связаны с комиксами, журналами и книгами, которые он Глава пятая. Мусульманин со своими детьми читает, и что именно эти безобидные и детские печатные издания обеспечивают его такими схемами поведения и учат его дурному. Мусульманин понимает, что увлечения ребёнка также должны быть полезными и взращивать в сердце ребёнка ростки добра, а не портить его, формировать у него здоровые привычки и склонности, а не сбивать с прямого пути и искажать его представления о жизни и своём месте в ней. Увлечения детей должны развивать в них благое, а недурное, направлять их к истине, а не лжи и прививать им здоровые, а недурные вкусы. Товарищ должен вести за собой ребёнка в Рай, а не в Ад, направлять его к истинному, а не к ложному, и указывать ему путь к возвышению, успеху и благочестию, а не к заблуждению, неудачами ослушанию. Однако многие родители оставляют без внимания то, что товарищи влекут их детей к дурному. Правильны слова поэта ‘Ади ибн Зайда аль-‘Ибади, который сказало товарище и друге так: Ты, оказавшись средь людей, Ищи для дружбы только лучших, И не губи себя, мой друг, Общеньем с подлыми бездушным! Верно заметил поэт: Не спрашивай о человеке, спроси о друге Его, ведь каждый следует за другом… Мусульманин бдителен и замечает любые изменения в поведении своих детей. Он обращает внимание на всё, что так или иначе влияет на его детей книги, журналы, увлечения, друзей, школу, учителей, кружки, средства массовой информации. Разумеется, учитывая постоянную заня- 221 § 8. Мусульманин учитывает все факторы, влияющие на формирование личности ребёнка тость на работе и множество других обязанностей, отец не может ежеминутно следить за ребёнком. Здесь ему на помощь приходит жена. Обнаружив, что на ребёнка оказывает благотворное влияние чтение определённых книг или просмотр некоторых мультфильмов и фильмов, мусульманка старается сохранить у ребёнка интерес к ними подобрать что-нибудь похожее для чтения и просмотра. Она поощряет полезные увлечения ребёнка и его дружбу с воспитанными, добрыми, послушными и приученными уважать религию детьми, от которых он может научиться хорошему. Если же у ребёнка появляются вредные привычки или мусульманка видит, что его друг плохо влияет на него и отдаляет его от ислама, она незамедлительно вмешивается, призывая на помощь свою материнскую мудрость и умение найти подход к каждому ребёнку. Вместе с мужем она выбирает лучшие методы воспитания и умеет убеждать и исправлять. Чаще всего у них получается самостоятельно вернуть ребёнка на правильный путь, хотя иногда приходится задействовать родственников, друзей, сверстников или знающих мусульман, а иногда и обращаться к специалистам — например, если у ребёнка наркотическая зависимость или серьёзные отклонения в поведении. К сожалению, не всегда у мусульманина получается уберечь своего ребёнка от негативного влияния окружения, которое не всегда удаётся подобрать правильно. Однако он прикладывает все усилия для того, чтобы его ребёнок научился правильно выбирать дорогу в жизни и мог жить в любом обществе, умея при этом отличать дозволенное от запретного и неуклонно исполняя веления Всевышнего и соблюдая егоза- преты. Ведь невозможно предсказать, где окажется ребёнок, когда подрастёт, ив каких условиях ему придётся жить. Вполне возможно, что ему придётся жить вместе, где его будут окружать немусульмане. Возможно, рядом не будет мечетей, исламских центров и медресе, не будет знающего человека и братьев Глава пятая. Мусульманин со своими детьми по вере. Поэтому он должен уметь сохранять свою религию в любых условиях и остерегаться запретного и исполнять свои обязанности перед Аллахом, насколько это возможно. А чтобы человек умел всё это, очень важно воспитание, которое он получил в детстве. Принимая во внимание всё, о чём говорилось выше, можно объяснить, почему в деле воспитания детей одним семьям сопутствует успеха другие терпят на этом поприще полный провал. В первом случае члены семьи чувствуют ответственность перед своими детьми и уделяют им внимание, в результате чего те становятся благом для самих себя, для общества и для людей. Что же касается других семей, тов них родители подобной ответственности не ощущают и пренебрегают своими детьми, что превращает их в постоянное зло для самих себя, для общества и для людей 9. Мусульманин уделяет особое внимание обучению детей исламским наукам Отец-мусульманин не жалеет ради своих детей ни сил, ни времени. Как только он заметит, что ребёнок готов к обучению, он начинает обучать его религии. Очень часто именно от отца ребёнок учится произносить азан, совершать омовение и намаз, правильно читать Коран. Мусульманин учит с ребёнком суры Корана и рассказывает ему о религии, стараясь говорить простыми словами, чтобы ребёнку было понятно и интересно. Он рассказывает сыновьями дочерям о жизни Пророка , членов его семьи и его сподвижников. Конечно, мать тоже играет огромную роль в обучении ребён- ка, особенно если отец мало времени проводит дома. Однако отец-мусульманин старается делать то, что в его силах. В любом случае, он находит время, чтобы проконтролировать зна- 223 § 9. Мусульманин уделяет особое внимание обучению детей исламским наукам ния ребёнка в области религии, и думает о том, чему впер- вую очередь учить ребёнка и как это лучше сделать. Если он сам не имеет возможности претворить в жизнь свои идеи из- за нехватки времени, он делится ими с женой, давая ей советы по исламскому воспитанию и обучению детей. Если мать мало выходит из дома потому что у немного домашних дели много детей, которые забирают все время, отцу приходится искать для детей медресе или специальные занятия по исламу и отвозить их туда. В наше время специальные обучающие игры и программы, в том числе и для изучения Корана, основ ислама и арабского языка появились ив интернете. Если работа или иная деятельность отца-мусульманина связана с интернетом, он находит время для того, чтобы поискать для своих детей хорошие исламские мультфильмы, полезные книги, статьи, игры и обучающие программы. Часто этим он помогает жене, экономя ей время некоторое время ребёнок проводит, слушая поучительные истории или занимаясь с обучающей программой, а в это время мать успевает делать другие дела. Помимо теоретических знаний ребёнок приобретает от от- ца-мусульманина и практические навыки. Он смотрит на отца, когда тот совершает намаз, читает Коран, постится, обращается к Аллаху с мольбами, ходит с ним в мечеть. Иногда отец берёт подросших детей с собой в умру или в хадж, если у него самого появляется такая возможность. Эта поездка становится замечательной школой для подросших мусульман. Далеко не всегда знания мужчины и женщины, вступающих в брак, одинаковые. Если знания главы семьи больше, чем знания его жены, на него ложится ещё большая ответственность. Ведь мать может научить ребёнка лишь тому, что знает сама. А остальному он должен научиться от отца, тем более что если семья живёт вместе, где мало мусульман, у детей в большинстве случаев нет возможности учиться у кого- то, кроме родителей Глава пятая. Мусульманин со своими детьми 10. Мусульманин учит детей тому, что может принести им пользу Мусульманин обучает своих детей не только религии, но и другим полезным наукам. К сожалению, сегодня мы нередко сталкиваемся с двумя крайностями. Ситуация первая родители думают только о материальном и дают ребёнку исключительно светские, мирские знания, готовя его, как они утверждают, к блистательному будущему, хорошей карьере и состоятельной жизни. Таким родителям кажется, что всё в жизни решает образование (светское) и хорошая работа. Они не уделяют внимания религиозному воспитанию и обучению детей, считая, что ребёнок вырастет и сам заинтересуется религией и найдёт, что почитать на данную тему и кому задать возникшие вопросы». Узость взглядов таких родителей и неправильность их подхода к воспитанию детей очевидна, потому что для формирования настоящей исламской личности крайне важен благой пример и то, что родители вложили в ребёнка в детстве. Ситуация вторая мусульмане уделяют много внимания исламскому образованию, напрочь забывая обо всех остальных умениях, которые могут пригодиться ребёнку в жизни, следствием чего становится одностороннее развитие, плохая успеваемость в школе и ограниченность кругозора. Истинный мусульманин ив этом вопросе придерживается умеренности и золотой середины. Он учитывает современные реалии и старается научить ребёнку тому, что принесёт ему пользу в земной жизни, одновременно давая ему религиозное воспитание и образование. Чем раньше ребёнок научится читать, тем раньше он сможет самостоятельно читать предложенные родителями книги и тем легче ему будет учиться в школе. Если ребёнок научился пользоваться компьютером, он сможет сам заниматься по обучающим программам, которые помогают приобрести полезное знание, как мирское, таки религиозное. Итак далее 225 § 10. Мусульманин учит детей тому, что может принести им пользу Мусульманин с детства учит своих сыновей и дочерей вести здоровый образ жизни, заботиться о своём здоровье и оставаться в хорошей физической форме. Он понимает, насколько это важно. Ведь здоровье даёт человеку силы для исполнения религиозных обязанностей должным образом, хорошее развитие, высокий уровень культуры и образования помогают ему найти достойную работу, которая позволяет ему обеспечивать себя и при этом экономить время. А сэкономленное время он может посвятить поклонению и благим делам. К тому же у хорошо подготовленного к школе ребёнка науч буи приготовление домашнего задания уходит гораздо меньше времени, чему неподготовленного. Соответственно, у него остаётся больше времени для изучения религии, чтения Корана, освоения арабского языка, посещения исламских мероприятий, общения со сверстниками-мусульманами и других полезных занятий. Мусульманин, заботясь о своём ребёнке, старается дать ему всё, что может оказаться полезным для него. Он также контролирует обучение ребёнка. Если речь идёт о занятиях вне дома, он вместе с женой проверяет успеваемость своих детей и определяет эффективность занятий, которые они посещают 11. Мусульманин воспитывает в детях высокие нравственные качества Мусульманин учит своего ребёнка любить других людей, поддерживать родственные связи, помогать слабыми жалеть их, уважать и почитать старших, быть правдивым, исполнять обещания, выносить справедливые решения и делать добро. Все дети разные. Однако он пытается найти общий язык с каждым своим ребёнком и как сделать его лучше, Глава пятая. Мусульманин со своими детьми чище, добрее Он проявляет милосердие, снисходительность, великодушие, справедливость, любовь и внимание к ним, жалеет их, направляет, поощряет, даёт советы, указывает на их ошибки и мягко исправляет их. Мусульманин в меру строги отчитывает детей только за серьёзные проступки, не придираясь к ним по мелочам. Он знает, что ре- бёнок есть ребёнок, и нельзя требовать от него слишком многого. Благодаря стараниям мусульманина его дети получают достойное исламское воспитание и вырастают умными, праведными, искренне верующими, готовыми трудиться, созидать и приносить пользу людям. Краткие выводы Для того чтобы дети выросли такими, какими желают видеть их родители, они должны получить хорошее воспитание, которое позволит им занять достойное место в жизни и стать полезными членами общества Родители подают пример детям своим поведением, своими делами и соблюдением норм Шариата. Каждое их слово и действие — пример для детей, и от них привычка переходит к детям Родители несут ответственность за наставление детей на прямой путь Задача родителей — дать своим детям хорошее исламское воспитание, привить им благонравие, благородство и достоинства, выправить их характер, вложить в них всё самое лучшее, раскрыть и развить их способности и таланты и помочь им стать настоящими людьми и истинными мусульманами Семья — это общество в миниатюре, формирующее мышление, сознание и склонности ребёнка. Краткие выводы Хотя основное бремя ответственности за воспитание детей ложится на его жену, мусульманин старается делать всё, что в его силах, чтобы помогать ей в этом крайне важном деле Мусульманин милосерден и сострадателен к детям и любит их Мусульманин соблюдает справедливость и уделяет всем детям равное внимание, никого не выделяя, и расходует на них в равной степени Мусульманин выбирает для своих детей хорошие имена Мусульманин не призывает проклятий на своих детей Мусульманин учитывает всё, что может так или иначе повлиять на его детей Родители обязаны следить затем, чтобы ребёнок читал только полезные книги, способствующие развитию мышления и прививающие ему нравственные достоинства и возвышенные человеческие ценности Мусульманин учит своего ребёнка любить других людей, поддерживать родственные связи, помогать слабыми жалеть их, уважать и почитать старших, быть правдивым, исполнять обещания, выносить справедливые решения и делать добро Мусульманин даёт своему ребёнку полезные знания, как религиозные, таки светские. Вопросы к главе 1. Родители несут ответственность за наставление детей на правильный путь. Что это означает 2. Поведение родителей — пример для детей. Объясните это утверждение и приведите примеры 3. Приведите примеры обучения детей основам религии или совершению поклонения из вашего личного опыта или из опыта ваших родственников или знакомых Глава пятая. Мусульманин со своими детьми 4. Обеспечение семьи и расходование средств на детей — благое дело и похвальный поступок. Приведите соответствующие доказательства из Сунны Посланника Аллаха 5. Посланник Аллаха велел мусульманину заботиться о дочерях и сёстрах и обещал ему награду за это. Приведите соответствующие хадисы. 6. Как относились арабы к дочерям во времена невежества 7. Что, по вашему мнению, может сделать отец-мусульманин для успешного воспитания детей 8. Какие имена Посланник Аллаха назвал наилучшими, а какие наихудшими 9. Изменял ли Посланник Аллаха имена с плохими значениями 10. Сколько детей было у Посланника Аллаха ? Каким отцом был Посланник Аллаха ? Подтвердите своё мнение на примере его отношения к младшей дочери Фатыме. 11. Как относился Посланник Аллаха к своим внукам — аль-Хасану, аль-Хусейну и Умаме? Глава шестая Мусульманин со своими родными и близкими 1. Родственники Мусульманин не ограничивается проявлениями доброты к родителям, жене и детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая сними крепкие связи. Здесь имеются ввиду кровные родственники независимо оттого, входят они в число наследников человека или нет 2. Почёт, который оказывается в исламе кровным родственникам Ислам уделяет огромное внимание родственным связям, велит своим последователям поддерживать их и строго осуждает того, кто их порывает. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал После того как Аллах создал всё сотворённое, поднялись родственные связи и сказали Это — место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва. Тогда Аллах спросил Удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду поддерживать связь стем, кто станет поддерживать вас, и порву связь стем, кто станет порывать вас Они ответили Да и Аллах сказал Я дарую это вам После этого Посланник Аллаха сказал Прочтите, если желаете и может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими распространять нечестие на земле и порывать родственные связи [Бухари; Муслим] Многие аяты подчёркивают важность родственных связей в исламе, побуждают делать добро родственниками запрещают обижать их и причинять им зло. Всевышний Аллах сказал: Бойтесь аллаха, именем Которого выпросите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, аллах наблюдает за вами. Сура 4 Женщины, аят Веления бояться Аллаха и поддерживать родственные связи в этом аяте следуют друг за другом. Так Всевышний Аллах под- чёркивает важность родственных связей и побуждает поддерживать их и заботиться о родственниках. В некоторых аятах веление поддерживать родственные связи следует за велением поклоняться Аллаху и почитать родителей. Всевышний сказал: твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме него, и делать добро ро- дителям… Сура 17 Ночное путешествие, аят А далее Всевышний говорит: раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, ноне расточай чрезмерно. Сура 17 Ночное путешествие, аят 26 231 § 2. Почёт, который оказывается в исламе кровным родственникам Поклоняйтесь аллаху и не придавайте ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, ближними дальним соседям, находящимся рядом спутникам, странникам… Сура 4 Женщины, аят В последнем аяте человеческие отношения упорядочены по убыванию важности, и родственные связи стоят на третьем месте после поклонения Всевышнему и почтительного отношения к родителям. Всевышний Аллах включил поддерживание родственных связей в число величайших основ и главных принципов ислама, о чём Пророк известил людей ещё в самом начале своего призыва. Вспомним, как Ираклий спросил Абу Суфьяна: Что он велит вам делать, — имея ввиду Пророка . Абу Суфьян сказал Он говорит Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь ничему наряду с Ними отрекитесь оттого, что говорили ваши предки, — и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать родственные связи [Бухари; Муслим] Очевидно, что Абу Суфьян в своём кратком ответе упомянул важнейшие отличительные черты ислама. А в длинном хадисе ‘Амра ибн ‘Абасы, который расспрашивал Пророка о столпах и нормах ислама, говорится Придя к нему, я спросил Кто ты Он сказал Я — пророк. Я спросил А кто такой пророк Он сказал Меня послал Аллах. Я спросил Счем же Он послал тебя Он сказал Он послал меня с велением поддерживать родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху [Муслим] Посланник Аллаха упомянул родственные связи вместе с единобожием — основой ислама и начал с них Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими перечисление основных принципов и правил ислама, указав таким образом на их важность. Мы знаем множество хадисов, которые побуждают поддерживать родственные связи и угрожают порывающему их суровым наказанием. Сподвижник Абу Айюб аль-Ансари передаёт, что один человек пришёл к Пророку и сказал О Посланник Аллаха Укажи мне надело, которое приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня. Пророк ответил Ты должен поклоняться Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи, совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи [Бухари; Муслим] Пророк упомянул родственные связи вместе с поклонением Аллаху, Единобожием, молитвой и закятом, а это означает, что поддерживать родственные связи — одно из великих дел, которые вводят человека в Рай и спасают его от Огня. Анас ибн Малик передаёт, что Пророк сказал Кто желает, чтобы его удел был увеличена жизнь — продлена, пусть поддерживает родственные связи [Бухари; Муслим] А Ибн ‘Умар говорил Кто боится Господа и поддерживает родственные связи, его жизнь будет долгой, богатство его увеличится, а его родственники будут любить его». Мусульманин, стремясь исполнить веление Всевышнего, поддерживает связь с родственниками. Он общается сними, навещает их, звонит им, справляется об их здоровье и делах. Даже если он очень занят, он всегда находит время для родственников. Мусульманин стремится следовать прямым путём, который указал людям Аллах, ион знает, что поддерживать родственные связи — значит увеличить свой удел, продлить себе жизнь и сделать её благословенной, снискать милость Аллаха и заслужить любовь и уважение людей. А порывать родственные связи — значит навлечь на себя беды и гнев Всевышнего, а также ненависть людей, и отдалиться от Рая — вечной Обители счастья 233 § 2. Почёт, который оказывается в исламе кровным родственникам А Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал Изучайте свою родословную, чтобы знать своих родственников и поддерживать родственные связи, ибо, поистине, поддерживание родственных связей приносит любовь родственников, увеличивает богатство, продлевает жизнь и помогает человеку оставить добрую славу [Тирмизи; аль-Албани назвал его достоверным] Как мы видим, Посланник Аллаха велел мусульманину изучать своё генеалогическое древо, чтобы знать всех своих родственников, даже очень дальних, и поддерживать сними связь. Посланник Аллаха пригрозил человеку, который порывает родственные связи Не войдёт в Рай порывающий родственные связи [Бухари] Посланник также сказал Поистине, милость Аллаха не ниспосылается людям, среди которых есть порывающий родственные связи [Бухари. Адаб] А Абу Хурайра говорил собравшимся у него вечером в четверг Я настаиваю, чтобы каждый порывающий родственные связи встали покинул нас Никто не встал. Он сказал это трижды. После этого один юноша пришёл к своей тётке по отцу, с которой он перестал общаться два года назад. Когда он вошёл к ней, она спросила его О сын брата моего, что привело тебя сюда Он ответил Я слышал, как Абу Хурайра сказал то-то и то-то». Она сказала Возвращайся к нему испроси его, почему он сказал это. Абу Хурайра сказал Я слышал, как Посланник Аллаха сказал Поистине, дела сынов Адама представляются в ночь с четверга на пятницу, и дела того, кто порывает родственные связи, не принимаются [Бу- хари. Адаб] Эти аяты и слова Пророка проникают в глубины сердца мусульманина, которого воспитал ислам, вложивший в него любовь к благим делам. Он страшится зла, которое может принести ему порывание родственных связей. Ведь тот, кто порывает родственные связи, лишается милости Всевышнего, дела Глава шестая. Мусульманин со своими родными и близкими его становятся тщетными, а мольбы остаются без ответа. Поэтому мусульманин остерегается порывать родственные связи и обижать родственников. Он верует в Аллаха ив Последний день, он открыл своё сердце для Божественного руководства, для религии истины и ощущает сладость покорности Всевышнему, и ему отвратительна сама мысль огрехе и ослушании Господа. Тем более, порывание родственных связей относится к грехам, за которые Всевышний наказывает уже в этом мире, как сказано в хадисе. Близких связывают узы любви и милосердия, и если любовь и милосердие исчезают, связь разрывается, люди начинают распространять нечестие на земле, и на них ложится заслуженное проклятие (да убережёт нас Аллах от этого. Всевышний сказала тем, которые нарушают завет с аллахом после того, как заключили его, разрывают то, что аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготовано проклятие и скверная обитель. Сура 13 Гром, аят 25 |