Главная страница
Навигация по странице:

  • В День воскресения человек не сдвинется с места, пока не будет спрошено жизни его, как он её провёл, и о знании его, как он им распорядился, и о богатстве его, как он при

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница17 из 28
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28
    предаёт, когда рассказывает о чём-либо, лжёт, заключив договор, поступает вероломно, а когда ведёт тяжбу с кем-либо, поступает нечестно
    [Бухари; Муслим]
    Мусульманин знает, что низость, скверные поступки и порицаемые качества отдаляют человека от ислама и подталкивают его к вероотступничеству. Он привык быть правдивыми искренними он неспособен обмануть или поступить вероломно, ибо сама мысль о лжи, подлости и вероломстве вызывает у него отвращение. Правдивость побуждает его к честности, справедливости и беспристрастности.
    Ислам осуждает вероломство и обмани считает их отвратительным преступлением и тяжким грехом. Эти порицаемые действия приносят человеку несчастья и позор как в этом мире, таки в мире вечном. Посланник Аллаха

    сказал В День воскресения у каждого вероломного будет знамя и будет сказано Это вероломство такого-то, сына такого-то”»

    [Буха- ри; Муслим]

    377
    § 4. Честный и верный
    Вероломные обманщики, которые думали, что сумели скрыть свои достойные осуждения поступки в этом мире, в Судный день будут опозорены и унижены в присутствии множества людей. Нона этом их беды не кончатся. Впереди их ожидает ещё более страшное испытание.
    Пророк

    также сказал Всевышний Аллах сказал В День воскресения Я буду противником троим человеку, пообещавшему Моим именем, а потом поступившему вероломно, человеку, продавшему в рабство свободного и потратившему полученные за него деньги, и человеку, который нанял работника, потребовал от него выполнить работу должным образом, а потом не заплатил ему того, что тот заработал
    [Бухари].
    Посланник Аллаха

    сказал Поднявший на нас оружие не имеет к нам отношения, и обманувший нас не имеет к нам отношения
    [Муслим]
    Абу Хурайра передаёт, что однажды Посланник Аллаха, проходивший мимо выставленного на продажу зерна, погрузил в него руку, и пальцы его ощутили влажность. Он спросил Что это, о хозяин зерна Тот сказал Его попортило небо, о Посланник Аллаха. Пророк

    воскликнул Так почему же тыне положил подмоченное сверху, чтобы люди видели его Обманывающий нас не имеет к нам отношения
    [Муслим]
    Мусульманину нетрудно быть честным, надёжным и достойным доверия и держать слово. Это его неотъемлемое свойство. Ему чуждо малодушие, он не гонится за преходящими мирскими благами, он равнодушен к похвалами не ищет славы. Ему нравится быть собой, то есть глубоко верующими кристально честным человеком, который наслаждается благими делами, совершёнными с искренним намерением ради Всевышнего, в том числе и своей честностью и надёжностью, за которые, как он знает, его тоже ожидает награда в мире вечном. Мусульманин спокоен и счастлив только тогда, когда его
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом совесть чиста и его душа не запятнана грехами. Любую свою ошибку он тут же изглаживает и уничтожает искренним покаянием, дабы всегда оставаться чистыми сохранять нравственные достоинства, которые вложил в него ислам. Когда ему предоставляется возможность поступить нечестно или сказать неправду и получить взамен некоторое количество мирских благ, он отказывается от этого без сожаления. Напротив он чувствует удовлетворение и твёрдо уверен в том, что поступает правильно 5. Не завистливый
    Люди часто завидуют друг другу. Обладатели обычной внешности завидуют красивым, люди со средними умственными способностями завидуют умным, не имевшие возможности получить хорошее образование завидуют образованными много знающим, бедные завидуют богатым, заурядные завидуют талантливыми одарённым…
    Однако мусульманин не уподобляется этим завистникам. Ислам учит его всегда соглашаться с предопределением Всевышнего Аллаха и благодарить Егоза дарованное Им.
    Всевышний сказал:
    если выбудете благодарны, то я одарю вас ещё большим. а если выбудете неблагодарны, то ведь мучения от Меня
    тяжки.
    Сура 14 «Ибрахим», аят Мусульманин понимает, что не только материальные блага имеют ценность

    379
    § 5. Не завистливый
    Рассказывают, что один бедняк пожаловался учёно- му на свою бедность и на то, что Аллах не наделил его ничем из Своих милостей. А тот спросил его Продашь литы своё зрение за сто тысяч Он ответил Нет. Учёный спросил Продашь литы свой слух за сто тысяч Продашь литы свои руки за сто тысяч Продашь литы свои ноги за сто тысяч Продашь литы свой разум за сто тысяч Он ответил Нет. Тогда учёный сказал ему Ты жалуешься на бедность, владея сотнями тысяч И этот человек понял, что нематериальные блага значат больше, чем деньги, и что милости Аллаха неисчислимы.
    Если бы блага даровались в качестве почта, посланники Аллаха были бы самыми богатыми людьми, а неверующие не имели бы ничего.
    Сахль ибн Сад передаёт «Как-то раз мимо Посланника Аллаха

    прошёл один человек, ион спросил человека, который в это время сидел рядом с ним Что ты скажешь об этом человеке Он сказал Это — знатный человек, достойный того, чтобы выдать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и принять его заступничество, если он станет заступаться за кого-нибудь”. Пророк

    промолчала потом мимо прошёл другой человек, ион спросил А что ты скажешь об этом человеке Он сказал Человек из числа бедных мусульман. Такой заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и не принимать его заступничества, если он станет заступаться за ко- го-нибудь, и не слушать его, если он станет говорить что- нибудь. Тогда Посланник Аллаха

    сказал Этот бедняк лучше всей земли, наполненной такими, как тот богач
    [Бухари; Муслим]
    Пророк

    исправил взгляды этого человека и указал ему на истинный стандарт, позволяющий определить превосходство одних людей над другими. Он разъяснил, что ценности и понятия этого мира в Судный день не будут иметь никакого
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом веса, и ни происхождение, ни богатство, ни чины не принесут человеку пользы у Всевышнего Аллаха. Только вера, богобоязненность и благие дела, совершённые из стремления к Его довольству, будут иметь значение в Судный день.
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла Читайте ив День воскресения Мы неопределим для них никакого веса (сура 18 Пещера, аят 105)»
    [Бухари;
    Муслим]
    Посланник Аллаха

    также сказал Не уживаются в человеке вера и зависть»
    .
    А сподвижник Дамра ибн Са‘ляба передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Люди будут жить благополучно до тех пор, пока не начнут завидовать друг другу
    [Ибн
    Хиббан]
    Мусульманин понимает, что Всевышний сделал людей разными, и это одно из проявлений Его мудрости. Главное в человеке его богобоязненность и благие дела, которые он совершает. Всевышний Аллах не смотрит на внешность человека и размеры его тела. Он смотрит на его сердце и его дела. Мусульманин понимает если человек красив, богат или талантлив, это вовсе не означает, что он лучше других. Красота и богатство даётся во испытание. Если человек будет благодарить Всевышнего, признавая Его милость, он получит щедрую награду в мире вечном. А если он возгордится, Всевышний подвергнет его суровому наказанию.
    Мусульманин знает, что обилие мирских благ может стать бедой для человека и погубить его. Он не завидует богатым, потому что видит, сколько людей не выдерживают испытания богатством. Они становятся высокомерными, начинают презирать людей, расходуют свои средства на запретное и расто- чительствуют, погрязая в грехах и ослушиваясь Господа. Они отказываются выплачивать закят, хотя и знают, что это их

    381
    § 5. Не завистливый обязанность, не подают милостыню и не помогают нуждающимся. Особенно опасно богатство для тех, кому оно досталось внезапно, ион стал богатым после того, как не имел ничего. Такого человека чаще всего одолевает жадность и любовь к мирским благам, которые отдаляют его от религии и заставляют забыть о благодарности. Богатство — великое искушение, и лишь искренне верующий, богобоязненный и праведный человек способен устоять перед ним.
    Мусульманин знает богатство должно быть в руках, а не в сердце, и человек должен владеть им, а не оно должно распоряжаться им, но очень немногие люди понимают это. Богатство ослепляет их взоры и сердца, и они забывают мир вечный ради мира этого, забывают о блаженстве в Садах вечности, которое никогда не кончится, ради мимолётных наслаждений и преходящих мирских благ. Человек, обладающий несметными богатствами, как правило, озабочен их сохранением и пре- умножением. Он собирает прибыль, он постоянно занят и не находит времени для того, чтобы обучаться религии, читать Коран, совершать обязательную молитву в мечети, а также дополнительные молитвы, в том числе и добровольную ночную молитву. Он занят своим богатством днём, и оно снится ему по ночам. Порой пригрезится ему, что он получил огромную прибыль, а иногда — что он лишился половины состояния Как же можно завидовать таким людям Мусульманин понимает, что они достойны жалости, а не зависти…
    Мусульманин помнит слова Посланника Аллаха

    : поистине, в мире этом есть четыре группы людей. К первой из них относится такой человек, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством, он боится Господа своего, поддерживает родственные связи и знает
    55 Это значит, что он боится тратить свои средства на то, что неугодно Ему
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой окажется в наилучшем положении. Ко второй относится такой человек, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то”, будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый, за что он получит такую же награду. К третьей относится такой человек, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, ион распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И есть
    ещё человек, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания и который говорит Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то”, придерживаясь таких же намерений, что и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя греха».
    Сподвижник Абу Барза передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
    В День воскресения человек не сдвинется с места, пока не будет спрошено жизни его, как он её провёл, и о знании его, как он им распорядился, и о богатстве его, как он при-
    обрёл его и на что потратили отеле его как он его ис-
    пользовал.
    [Тирмизи. Хороший достоверный хадис]
    56 Иначе говоря, не боится тратить его на то, что неугодно Аллаху ِةَماَيِقْلا َمْوَي ٍدْبَع اَمَدَق ُلوُزَت َلا
    ُهاَنْفَأ ا َميِف ِهِرُمُع ْنَع َلَأ ْسُي ىَّت َح
    ِهِلاَم ْنَعَو َلَعَف َميِف ِهِمْلِع ْنَعَو
    ْنَعَو ُهَقَفْنَأ َميِفَو ُهَب َسَت ْكا َنْيَأ ْنِم
    ُه َلْبَأ َميِف ِهِم ْس ِج

    383
    § 5. Не завистливый
    Красота также даётся во испытание. Всевышний Аллах запретил верующим проявлять высокомерие и взирать на других свысока, а обладатель красивой внешности нередко начинает ощущать своё превосходство над другими. Вместо того чтобы благодарить Аллаха, он, зазнавшись, отдаляется от религии и превращается в самовлюблённого гордеца и эгоиста. А неприметная внешность, напротив, часто делает человека скромными подавляет в нём гордыню. Поэтому мусульманин не завидует тем, кому Всевышний Аллах даровал в этом мире больше благ, чем ему. Он довольствуется тем, что имеет, и благодарит Всевышнего Аллаха.
    Мусульманин знает, что истинная ценность человека определяется силой его веры, его богобоязненностью и благими делами. Поэтому он живёт спокойно, и душа его чиста и исполнена умиротворения. Освобождая своё сердце от зависти, верующий возвышается духовно, и это возвышение приводит его в Рай, даже если он не уделял много времени поклонению.
    Мы привыкли думать, что если человек много поклоняется Аллаху, то его награда у Всевышнего Аллаха будет велика. Не только усердное поклонение помогает верующему снискать довольство Аллаха и войти в Рай. Благонравие, доброта, искренность и чистосердечие не менее важны.
    Пророку

    как-то сказали О Посланник Аллаха, поистине, такая-то молится по ночами постится днём, совершает благие дела и подаёт милостыню. Однако она обижает соседей. Посланник Аллаха

    сказал Нет в ней блага Она из обитателей Огня. Люди сказали А такая-то совершает только обязательные молитвы и подаёт только куски сушёного творога. Однако она никого не обижает. Посланник Аллаха сказал Она из обитателей Рая
    [Бухари]
    Человек, сердце которого наполнено искренней верой, не может быть злобным, завистливым, коварными мстительным. Он не обижает людей, не желает им зла, не причиняет им вреда и не злорадствует, потому что богобоязненность и вера
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом удерживают его от скверных мыслей, слови поступков. Такой человек относится к числу преуспевших, даже если он уделяет поклонению не так уж много времени.
    Рассмотрим другой случай. Человек поклоняется Всевышнему Аллаху день и ночь, однако при этом его сердце наполнено злобой и завистью. Поклонение такого человека — лишь механические движения тела. Его вера слишком слаба, чтобы изгнать из его сердца эти недостойные верующего чувства, поэтому поклонение не приносит ему той пользы, которую оно должно приносить.
    Мусульманин понимает, что зависть — тяжкое бремя. Она тяготит человека, не даёт ему спокойно жить, рождает в его душе горечь, злобу и, что ещё страшнее, может побудить его к недовольству предопределением Аллаха. Завистнику хочется чтобы обладатель определённых благ лишился их, и если этого не происходит, он мучается и злится, не находя себе место. И это притом, что на самого завистника наличие или отсутствие у другого этих благ никак не влияет. Если человек с отменным здоровьем вдруг начнёт болеть, это ничем не поможет тому, кто завидует ему из-за его здоровья. Бедному не станет легче, если богатый лишится своего богатства. Мусульманин, незнающий зависти, искренне жалеет завистников. Искренний, желающий людям блага и любящий их, он знает, как легко дышится человеку, когда в сердце его нет зависти и злобы, когда его не грызёт ненависть. Его покой и умиротворение ничто не нарушает, его жизнь остаётся безмятежной. Он старается помочь тем, кому даровано ещё меньше, чем ему, и не завидует тем, кому даровано больше. Он знает настоящая жизнь — в мире вечном, и не блага, но вера, искренность и добрые деяния будут иметь значения вдень, когда все люди предстанут перед Всевышним. Мусульманин без труда отличает истинные ценности от фальшивых. Он убеждён: лучше не иметь ничего в этом мире, нос помощью искренности, терпения и усердного покло-

    385
    § 5. Не завистливый нения Всевышнему обрести райскую обитель навеки вечные, чем беспечно наслаждаться в течение короткой земной жизни множеством благ, забывая о вечности, а потом горько сожалеть об этом вдень, когда терпеливые, смиренные, искренние и богобоязненные войдут в Сады вечности через райские врата, и там не познают они ни страха, ни печали, ни смерти, ни разлуки с любимыми.
    Помня наставления Посланника Аллаха

    , мусульманин старается не только усердно поклоняться Всевышнему Аллаху, но и очищать свою душу от всякой скверны. Он осознаёт себя частью мусульманской общины и понимает, что мусульманская община подобна огромному зданию, сложенному из множества маленьких кирпичиков. Он — один из этих кирпичиков, и если они будут хорошими, то издание будет прочным. Поэтому он старается быть достойным членом мусульманской общины и укреплять собой её здание 6. Искренность
    Искренностью пронизаны все поступки и слова истинного мусульманина. Каждый мусульманин — неиссякаемый источник искренности. Он готов помочь тем, кто нуждается в помощи, он забывает себя ради других, он желает другим того же, чего желает самому себе, он говорит правду и остаёт- ся честным, даже если это грозит ему неприятностями в земной жизни и потерей мирских благ. Он излучает искренность. Мусульманин смотрит вокруг и видит множество людей, которые нуждаются в совете, наставлении и помощи, и спешит исполнить свой долг перед Всевышним. Он знает порой несколько простых слов творят чудеса, помогают человеку вернуться на путь истины и делают его счастливым. Бывает, что человек — пусть даже неосознанно — ищет путь к Богу или желает покаяться перед Ним, однако ему не хватает мудрого
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом слова, которое он в конце концов слышит от мусульманина, который излучает свет веры, богобоязненности, искренности и доброжелательности.
    Мусульманин не только очищает себя от скверных и порицаемых исламом качеств и бежит греха и ослушания Аллаха, но и заботится о других людях, которые отошли от прямого пути Всевышнего. Он искренне стремится помочь им вновь обрести милость Всевышнего, которой они лишили себя, совершая грехи и порицаемые деяния. Мусульманин даёт им добрые советы и относится к ним искренне и чистосердечно. Мусульманин не умеет быть неискренним, потому что искренность он впитал вместе с исламом, который пронизывает всего существо и неотделим от него.
    Вспомним слова Посланника Аллаха

    : Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою

    паству…»
    Мусульманин знает, что дать человеку добрый совет и помочь ему сделать шаг, который он по каким-то причинам не решается сделать, — его обязанность перед Всевышним, а непросто благородный и похвальный поступок, который он может совершить, а может оставить на потом.
    Он помнит, что религия есть проявление искренности.
    Пророк

    сказал Религия — это проявление искренности. Люди спросили К кому Он ответил К Аллаху, Его Книге и Его посланникам, а также к предводителям мусульман и простым мусульманам
    [Муслим]
    Это подтверждают слова сподвижника Джарира ибн ‘Аб- даллаха : Я поклялся Посланнику Аллаха

    в том, что буду совершать молитву, выплачивать закят и чистосердечно относиться к каждому мусульманину
    [Бухари; Муслим]
    Обратите внимание Посланник Аллаха

    произнёс несколько слов, сказав Религия — это проявление искренности — вместо того, чтобы подробно описывать достоинства искренности. Посланник

    поступил очень мудро. Он знал,

    387
    § 6. Искренность что эти несколько слов произведут на верующих гораздо большее впечатление, чем пространные рассуждения на туже тему. Он поставил знак равенства между религией и проявлением искренности. Чего же ещё добавить Можно ли найти более подходящие слова для того, чтобы подчеркнуть важность искренности и показать её ценность, значимость и её влияние на жизнь отдельного человека, семьи и общества Поистине, когда среди людей распространяется искренность, чистосердечие и добрый совет, они следуют прямым путём, а когда искренность уходит, они впадают в заблуждение 7. Верный слову
    Верность слову — похвальное качество. Оно помогает мусульманину преуспеть в земной жизни и снискать уважение людей. Кроме того, он подаёт пример честности и благородства своим детям и окружающим людям. Разумеется, награда, ожидающая честного, благородного, верного своему слову человека, в мире вечном также велика. Верность слову относится к достоинствам, присущим мусульманину. Это очередное следствие веры, живущей в его сердце. Всевышний Аллах повелел верующим быть честными, правдивыми и богобоязненными, и мусульманин, подчиняясь воле Господа, очень ответственно относится к своим словами обещаниям. Он делает всё, что в его силах, чтобы ни одно из этих обещаний не забылось и не осталось неисполненным. У мусульманина живая совесть, которая не позволяет ему уклоняться от исполнения взятых на себя обязательств. Ему чуждо вероломство. Как мы уже говорили, вера изгоняет из сердца человека всё скверное и нечистое и побуждает своего обладателя к благим делами благородным поступкам.
    Качества, о которых мы говорим, являются неотъемлемой частью ислама, указывающей на искренность веры
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом человека и силу его приверженности исламу, поэтому истинный мусульманин не может не обладать ими. Быть честным, правдивым, держать слово и исполнять обещания для него также естественно, как дышать. Это не деланая честность, порождённая желанием казаться лучше и слышать похвалы окружающих. Мы уже говорили, что мусульманин ничего не делает напоказ. Во-первых, потому что ему не позволяет искренность, а во-вторых, потому что он знает, что любое дело, совершённое напоказ людям, не будет принято Всевышним Аллахом. Оно окажется тщетными за него не будет награды.
    Всевышний Аллах сказал:
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28


    написать администратору сайта