И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 10. Истинный мусульманин защищает честь своего соседа Истинный мусульманин старается поддерживать добрые отношения со своими соседями и избегает нарушать их права. Указания на это есть в Сунне. Однажды Посланник Аллаха спросил своих сподвижников, известно ли им, что такое прелюбодеяние. Они стали говорить Это то, что было запрещено Аллахом и Его Посланником. Тогда Посланник Аллаха сказал Поистине, если человек совершит прелюбодеяние с десятью женщинами, это не будет иметь для него столь тяжких последствий, как совершение прелюбодеяния с женой соседа Затем он задал им вопрос о воровстве, и они стали говорить Это то, что было запрещено Аллахом и Его Посланником. Тогда Посланник Аллаха сказал Поистине, если человек обворует десять домов, это не будет иметь для него столь тяжких последствий, как кража из дома соседа [Ахмад] Поскольку дороги пролегают между домами мусульман, и проходящий может увидеть то, что происходит в доме, ислам велит своим последователям опускать взор, чтобы он случайно не упал на запретное. Опуская взор, верующий оберегает себя от страстей, ведущих к запретному, и дурных намерений. Взгляд — предвестник греха, и кто смотрит по сторонам, не опуская взор, тот однажды горько пожалеет об этом. Вспомним слова арабского поэта времён невежества: Увидев соседку, я взор опускаю И жду, чтобы скрылась она в своём доме 287 § 10. Истинный мусульманин защищает честь своего соседа Ислам развил в мусульманах это благородное человеческое качество. Шариат неоднократно указывает, что мусульманин должен заботиться о соседе, стоять на страже его чести и достоинства, умалчивать о его недостатках, удовлетворять его потребности, отводить взор от его жены и дочерей и стараться избегать всего, что может вызвать его недоверие и причинить ему зло. Поэтому неудивительно, что истинный мусульманин лучший сосед, которого когда-либо знало человеческое общество 11. Мусульманин терпит обиды, причиняемые соседями Мусульманин не отвечает злом назло, и если соседи обижают или даже оскорбляют его, он не вступает в споры и конфликты, чтобы не уподобляться им. Он знает, что Аллах не оставляет без награды творящих добро, и что терпение поможет ему заслужить Его любовь и довольство, а потому старается не обращать внимания на их ошибки, проступки и недостатки и проявляет терпение, снисходительность и великодушие, надеясь на награду Всевышнего Аллаха. Однажды Мутарриф ибн ‘Абдаллах встретил Абу Зарра и сказал ему О Абу Зарр! До меня дошёл хадис, который ты передашь, и я желал встретиться с тобой. Он сказал Да благословит Всевышний Аллах отца твоего Ты уже встретился со мной. Мутарриф сказал Я хотел спросить тебя о хадисе, который, как мне сообщили, ты слышал от Посланника Аллаха ив котором он сказал Поистине, Всевышний Аллах любит троих и ненавидит троих. Он сказал Я никогда не возводил ложь на Посланника Аллаха ». Му- тарриф сказал Кто же эти трое, которых любит Всевышний Аллах Ион ответил, что в их числе человеку которого был скверный сосед, который обижал его, однако он терпел Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями причиняемое им беспокойство до тех пор, пока Аллах не избавил его от него посредством жизни или смерти…» Мусульманин старается терпеть, даже если ему трудно найти общий язык с соседями, и отвечает добром и на добро, и назло. Поступая так, он подаёт им прекрасный пример хорошего отношения к соседями заставляет их устыдиться своего поведения. Из их сердец уходит злоба и зависть, и они задумываются о своих отношениях с соседом-мусульманином… Кроме того, мусульманин исполняет веление Посланника Аллаха Пусть тот, кто верует в Аллаха и Последний день, не причиняет вреда своему соседу…» Совершенно иная картина представляется нашему взору, когда мы наблюдаем за соседями в обществах, далёких от религии Всевышнего. Соседям в этих обществах не приходит в голову, что, поскольку они живут рядом, им стоило бы познакомиться поближе, подружиться и навещать друг друга…Люди живут годами в соседних квартирах или домах и не только не общаются, но порой даже не знают друг друга в лицо. Им чужды такие понятия, как братство по вере и любовь друг к другу ради Всевышнего Аллаха. Они в большинстве своём не верят в Бога, не думают о мире вечном, о Райских садах и Адском пламени. Для них существует только мирская жизнь, с которой связаны все их заботы, надежды и устремления и которая забирает у них время и силы. Люди в этих обществах не вспоминают о том, что все они произошли от одного отца и материи у них не возникает мысли протянуть друг другу руки и почувствовать себя братьями и сёстрами, которые искренне любят и поддерживают друг друга Материализм, который безраздельно правит в таком обществе, лишает людей человечности, делает их эгоистами и заставляет заботиться лишь о меркантильных интересах и во всём искать выгоду. А чем выгодно общение с соседом, если он небогат и не обладает властью и влиянием 289 § 11. Мусульманин терпит обиды, причиняемые соседями Соседи в таких обществах оскорбляют друг друга и ссорятся из-за пустяков. Например, соседи могут порвать отношения друг с другом из-за того, что их дети поссорились на улице, и их не заботит то, хорошими соседями они являются или же скверными, потому что они не думают о том, что с них спросится за всё, что они говорили и делали. А для мусульман нет ничего более естественного, чем навестить соседей. Для них это возможность сделать доброе дело и заслужить награду и довольство Всевышнего. Мусульманин умеет быть великодушными прощать обиды, и все соседи любят и уважают его 12. Мусульманин не отвечает злом назло Однажды Мухаммад ибн ‘Абдаллах ибн Салям пришёл к Посланнику Аллаха и сказал Мой сосед обидел меня. Посланник Аллаха сказал Терпи. Через некоторое время Мухаммад снова пришёл к нему и сказал Мой сосед обидел меня, и Посланник Аллаха снова сказал Терпи. Когда же он пришёл в третий рази снова сказал Мой сосед обидел меня, Посланник Аллаха велел Ступай и вынеси свои вещи на дорогу, а если кто-нибудь подойдёт к тебе, скажи Мой сосед обидел меня, и тогда на него падёт проклятие Пусть тот, кто верует в Аллаха ив Последний день, уважает своего соседа [Хайат ас-сахаба. Т. 3. С. Мусульманин, воспитанный в соответствии с Кораном и Сунной, избегает грубых и ранящих слов. Даже если сосед скажет ему что-нибудь обидное, он не ответит ему тем же. Он никого не ругает и не бранит. Он питает отвращение к любым проявлениям грубости и непристойности, тем более что помнит слова Посланника Аллаха : Ругать мусульманина — не- честие, а сражаться с ним — неверие [Бухари; Муслим] Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями Посланник Аллаха также сказал Поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего непристойные и скверные слова [Табарани] Мусульманин всегда доброжелателен, вежлив, учтив и благовоспитан. Сего уст не может слететь бранное слово. Он не любит ссоры и склоки и не желает уподобляться людям, которые ругаются из-за мелочей, например, из-за доски, которая упала с крыши дома в соседский огороди оскорбляют, проклинают и поносят друг друга так, что дело иногда доходит до драки. Мусульманин понимает, что так вести себя могут лишь невоспитанные, грубые, сварливые и скверные люди, и его вера, чувство собственного достоинства и благонравие не позволяют ему опускаться до их уровня. Он следует примеру Пророка , который придерживался обычаев добрососедства и никогда никого не бранили не проклинал. Анас , который много лет почти не отходил от Посланника Аллаха , сказал Пророк не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинала если хотел выразить кому-нибудь порицание, то говорил Что это с ним Да покроется пылью его лоб ”» [Бухари] Он имел ввиду, что данному человеку следует больше поклоняться Аллаху. Пророк воздерживался от проклятий, не только когда речь шла о верующих. Он также отказался проклинать язычников, которые не вняли его призыву, обижали его и постоянно вставали на его пути. Он не оскорблял их и не говорил им скверных слов. Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что однажды люди сказали О Посланник Аллаха Обратись к Аллаху с мольбой против многобожников». Но Посланник сказал в ответ Поистине, я был послан не для того, чтобы проклинать. Я был послан в качестве милости [Муслим] Посланник Аллаха воспитывал своих сподвижников, прививая им наилучшие нравственные достоинства и выры- 291 § 12. Мусульманин не отвечает злом назло вая с корнем зло и пороки из их сердец. С этой целью он давал им наставления, разъяснял, как должен вести себя мусульманин, и приводил наглядные примеры. Водном из хадисов Пророк сообщил верующим о том, какая участь ждёт человека, который покушался на жизнь, честь и имущество людей. Совершая эти грехи, он стирал свои добрые дела, и вполне возможно, что в Судный день обнаружится, что у него вообще не осталось благих делили же они остались, однако потом их заберут у него и отдадут тем, кого он обижали притеснял в земной жизни, чтобы восстановить справедливость. Посланник Аллаха спросил людей Знаете ли вы, кто является разорившимся Они ответили Разорившимся среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества. Тогда Пророк сказал Поистине, разорившимся из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то — тому. И если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его бросят в Ад [Муслим] Суть одного из наставлений ислама, доведённых Посланником Аллаха до сведения своих сподвижников, заключается в том, что сосед должен не отвечать соседу злом назло. По возможности ему следует сносить наносимые ему обиды, надеясь на то, что тот исправится и прекратит наносить ему обиды, когда увидит, что его сосед не отвечает злом назло, а проявляет терпение, кротость и выдержку. Это одно из наиболее достойных качеств ив тоже время — один из самых действенных методов воспитания, способствующих искоренению того дурного, что нашло себе место в некоторых душах Глава седьмая. Мусульманин со своими соседями Краткие выводы Мусульманин делает добро своим соседями уважает их. Он внимателен к ними старается помогать им по мере своих возможностей Уважительное, внимательное, искреннее и доброе отношение к соседу — неотъемлемая часть человеческих ценностей, утверждённых исламом Мусульманин помогает своему соседу чем может, исполняя веление Всевышнего и надеясь снискать Его довольство и Его награду Запрещается причинять вред соседу Ислам желает, чтобы соседи любили и уважали друг друга, а также помогали, сочувствовали и делали добро друг другу Мусульманин делает добро всем соседям, независимо от их вероисповедания Мусульманин, следуя завету ислама, уделяет ближайшим соседям больше внимания, чем остальным Скверному соседу грозит большая опасность, потому что он лишён величайшего из благ — блага веры Мусульманин не причиняет зла соседям, не ссорится сними, не грубит им, не относится к ним презрительно и высокомерно и не обижает их, какими бы ни были обстоятельства Мусульманин не отвечает злом назло, и если соседи обижают или даже оскорбляют его, он не вступает в споры и конфликты, чтобы не уподобляться им. Вопросы к главе 1. Каким должно быть отношение мусульманина к соседям Что говорит ислам о добрососедстве. Приведите соответствующие аяты и хадисы. Вопросы к главе 2. Продолжите хадис: «Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он 3. Продолжите хадис: Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед 4. Приведите примеры того, как мусульманин может сделать добро соседям 5. Кого считали соседями наши праведные предшественники 6. Как следует относиться к подаркам соседей Следует ли дарить подарки соседям 7. Как мусульманин должен относиться к соседям-немусуль- манам? Почему соблюдать их права особенно важно 8. Мусульманин должен делать добро в первую очередь тем соседям, которые живут ближе к его дому. Приведите доказательство этого правила из Сунны. 9. Пророку как-то сказали О Посланник Аллаха, поистине, такая-то молится по ночами постится днём, совершает благие дела и подаёт милостыню. Однако она обижает соседей. Что сказал об этой женщине Посланник Аллаха ? 10. Как мусульманин должен реагировать на обиды, наносимые соседями 11. Каких людей Посланник Аллаха назвал разорившимися Глава восьмая Мусульманин со своими братьями и друзьями 1. Любовь ради Аллаха Всевышний Аллах сказал: Воистину, верующие — братья. Сура 49 Комнаты, аят Братство по вере — самая возвышенная из всех человеческих связей, поэтому у мусульманина особое, трепетное отношение к братьям по вере. Он искренне любит их ради Аллаха, и они отвечают ему тем же. Эта любовь — самое чистое и благородное из всех чувств, которые способен испытывать человек. Его не оскверняют корыстные побуждения, а свою силу и чистоту она черпает из сосуда Откровения и руководства Пророка Эта любовь помогает мусульманами мусульманкам ощутить сладость веры, как сказано в хадисе: Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества. Он должен любить Аллаха и Его Посланника больше всего َةَوَل َح َد َجَو ِهيِف َّن ُك ْنَم ٌثَلَث ُهُلو ُسَرَو ُللها َنا َك ْنَم ِناَيمِلإا اَِّم ِهْيَلِإ َّب َحَأ 295 § 1. Любовь ради Аллаха остального, любить того или иного человека только ради Аллаха и не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, также, как не желает он быть ввергнутым в Огонь. [Бухари; Муслим] Верующие — братья вовсе времена, соврем н Адама и до самого Судного дня, где бы они ни жили, и они обращаются с мольбой друг за друга и просят прощения друг для друга. Они любят друг друга, помогают друг другу в благочестии и богобоязненности и обмениваются добрыми советами. Они дружелюбны и честны по отношению друг к другу и уважают права друг друга, потому что Всевышний связал их узами братства по вере, которые крепче связи кровного родства, национальности и языка. Бойтесь Аллаха и соблюдайте права своих братьев по вере, а иначе вы окажетесь в убытке. Всевышний Аллах сказал: О вы, которые уверовали Бойтесь аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую аллах оказал вам, َّلاِإ ُهُّبُِي َلا َءْرَْلا َّبُِي ْنَأَو اَمُهاَو ِس ِرْف ُكْلا ىِف َدوُعَي ْنَأ َهَر ْكَي ْنَأَو ِ ِلله ُهَر ْكَي اَم َك ُهْنِم ُللها ُهَذَقْنَأ ْنَأ َدْعَب ِراَّنلا ىِف َف َذْقُي ْنَأ Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями когда выбыли врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по его милостивы стали бра- тьями! Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят 102–103 § 2. Семерых укроет Аллах в Своей тени…» Во многих хадисах упоминается почётное место и великая награда, которые ожидают в Судный день полюбивших друг друга ради Аллаха. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал Поистине, в День воскресения Всевышний Аллах скажет Где любившие друг друга ради величия Моего Сегодня Я укрою их в Своей тени — в День, когда не будет иной тени, кроме Моей тени [Муслим] В Судный день, полный ужасов, полюбившие друг друга ради Аллаха удостоятся такой чести Поистине, это повод задуматься! Человеку нелегко любить другого этой чистой, бескорыстной любовью ради Всевышнего, и на это способны лишь глубоко верующие и праведные люди, сумевшие возвыситься духовно и подняться над мирскими бренным. Такие люди предпочитают вечное блаженство, которое у Аллаха, благами удовольствиям мира этого, и довольство Аллаха для них превыше всего. Поэтому неудивительно, что Аллах превознёс их над остальными людьми, приготовил для них щедрую награду и окружил их почётом. Му‘аз сказал Я слышал, как Посланник Аллаха сказал Всевышний Аллах сказал Полюбивших друг друга ради величия Моего ждут минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды!›”» [Тирмизи] 297 § 2. Семерых укроет Аллах в Своей тени…» Му‘аз ибн Джабаль ибн ‘Амр. Он был представителем известного мединского рода аль-Хазрадж и считался одним из самых славных, благородных и образованных сподвижников. Он принимал участие в присяге в местечке ‘Акаба, сражении при Бадре и других важных исторических событиях. Посланник Аллаха отправил его в Йемена после смерти Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправил его в Шам. Скончался от эпидемии чумы, которая началась в местечке ‘Амвас, вили г. х. в возрасте 37 лет. Полюбившему другого ради Аллаха Всевышний дарует Свою любовь, а это воистину бесценный дар! Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал «Как-то раз один человек отправился навестить своего брата по вере в другом селении, а Всевышний Аллах велел ангелу поджидать его на дороге. Когда этот человек подошёл к нему, ангел спросил Куда ты идёшь?” Он ответил Я хочу навестить своего брата, живущего в этом селении. Ангел спросил Наверное, ты оказал ему какую-нибудь услугу, а теперь желаешь получить вознаграждение Этот человек ответил Нет Поистине, я просто люблю его ради Всевышнего Аллаха. Тогда ангел сказал Поистине, Аллах послал меня сказать тебе, что Он полюбил тебя также, как ты полюбил того человека ради Аллаха [Муслим] Анас передаёт, что один человек сказал О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека. Пророк спросил его А сказал литы об этом ему Он ответил Нет. Пророк сказал Так скажи ему — и этот человек догнал его и сказал Поистине, я люблю тебя ради Аллаха, — на что тот ответил ему так Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня [Абу Давуд] Посланник Аллаха , будучи проницательными дальновидным, понимал, что эта чистая любовь может сыграть важную роль в укреплении общества, возвысить людей и сделать Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями их счастливыми. Поэтому он постоянно побуждал мусульман любить друг друга, сближаться и дружить. Он велел им открыто выражать свои чувства к братьям (или сёстрам) по вере, чтобы их сердца раскрылись друг для друга. Посланник показывал мусульманам прекрасный пример и учил их строить общество любви, братства и дружбы. Му‘аз рассказывает, что однажды Посланник Аллаха взял егоза руку и сказал ОМу аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя. И я наказываю тебе, о Му‘аз, всегда говорить после каждой молитвы О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе должным образом [Ахмад] После этого события Му‘аз отправился сеять чистую любовь между мусульманами, передавая им сказанное Посланником Аллаха о щедрой награде, уготованной полюбившим друг друга ради Аллаха, и о том, что лучше любой награды — Его любви. Абу Идрис аль-Хауляни сказал «Как-то раз, войдя в мечеть Дамаска, я увидел молодого человека с белыми зубами и красивой улыбкой. Его окружали люди, которые обращались к нему, когда расходились во мнениях, ив дальнейшем опирались на то, что считал правильным он. Я стал расспрашивать он ми мне сказали Это Му‘аз ибн Джабаль”. Наследующий день я отправился в мечеть пораньше, но оказалось, что он опередил меня и уже совершал молитву. Я подождала когда он закончил молиться, я подошёл к нему спереди, поприветствовал его и сказал Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя ради Аллаха Он спросил “Клянёшься, что ради Аллаха и я ответил Клянусь, что ради Аллаха Он ещё раз спросил “Клянёшься, что ради Аллаха, и я снова ответил Клянусь Тогда он потянул меня к себе за края моего плаща и сказал Радуйся же, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал Аллах Всевышний сказал Я обязательно полюблю тех людей, которые любят друг друга ради Ме- 299 § 2. Семерых укроет Аллах в Своей тени…» ня, встречаются ради Меня, навещают друг друга ради Меня и ничего не жалеют ради Меня [Малик] |