И его личность в свете корана и сунны
Скачать 6.42 Mb.
|
§ 10. Доброта и сердечность Мусульманин часто обращается к жизнеописанию Посланника Аллаха , чтобы знать, как следует вести себя. Посланник для него — равно как и для всех мусульман — идеал, к которому нужно стремиться, и лучший из людей, на которого следует равняться. А он не был жестокосердными грубым, ни с кем него- ворил резко, никого не обижал. Напротив, он был благородными благонравным. Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Всевышний Аллах сказал в Коране: если бы ты был грубыми жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят 159 Анас ибн Малик сказал Я служил Пророку десять лети он ни разу не сказал мне Уф — и ни разу не сказал мне Почему ты сделал это — или Почему ты этого не сделал [Бухари; Муслим] Анас также сказал Пророк не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинала если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил Что это с ним Да покроется пылью его лоб [Бухари] Мусульманин, строго соблюдающий заветы своей мудрой религии, не бывает высокомерными не говорит своим братьям по вере обидных, ранящих слов. Он доброжелателен, вежлив, мягок и приветлив, он тянется к людям и люди тянутся к нему. Он говорит только благие слова. Вспомним Слова Всевышнего: Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими. Сура 5 Трапеза, аят 54 49 В эти слова вкладывался следующий смысл пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли, чтобы Всевышний наставил его на истинный путь и помог ему исправиться и измениться в лучшую сторону 331 § 10. Доброта и сердечность Мусульманин помнит слова Посланника Аллаха : Мягкость украшает собой всё, в чём она есть, а всё, что лишено е, становится безобразным [Муслим] Мусульманин старается проявлять скромность, быть мягкими деликатным, сочувствовать и сострадать. Стороннему наблюдателю может даже показаться, что он принижает себя. Однако для него такое поведение естественно. Он не делает ничего напоказ и не старается казаться лучше, чем есть. Его скромность, благожелательность и смирение обусловлены глубокой верой в Создателя и желанием снискать Его довольство. Он привык в точности исполнять Его веления, касающиеся всех областей жизни, и отношения с братьями по вере — не исключение 11. Мусульманин примиряет своих братьев по вере Шайтан — главный враг человечества — старается посеять вражду между потомками Адама. Нередко он терпит неудачу, однако иногда ему всё же удаётся поссорить братьев или сестёр по вере. К счастью, вера, наполняющая сердца мусульман, быстро тушит их гневи приводит их к раскаянию и примирению. Ислам — религия мира, любви и братства, ион побуждает своих последователей проявлять великодушие и снисходительность и поддерживать хорошие отношения друг с другом. Мусульманская община — единый организм, и до тех пор, пока его органы работают слаженно и гармонично, он живёт и развивается. А ссоры, гневи вражда очень опасны для него, так как нарушают эту гармонию и ослабляют его. Мусульманин старается примирить двух братьев по вере, чтобы не дать Шайтану одержать очередную победу и чтобы в мусульманской общине не было раздоров и распрей. Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Он помнит слова Посланника Аллаха : В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается бессонницей и горячкой». Мусульманин также помнит слова Посланника Аллаха : Не разрешается одному верующему покидать другого на срок, превышающий три дня. А когда эти три дня пройдут, пусть он встретится сними приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду. Если же он не ответит ему, то вернётся с грехом, а обратившийся с приветствием не понесёт ответственности за по- кидание» [Бухари. Адаб] В мусульманской общине должны царить справедливость, любовь и согласие, а верующие должны жить как братья. Всевышний Аллах сказал: Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь аллаха, — быть может, выбудете поми- лованы. Сура 49 Комнаты, аят Мусульмане и мусульманки обязаны примирять верующих, между которыми возникли разногласия. Всевышний Аллах сказал: если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, 333 § 11. Мусульманин примиряет своих братьев по вере которая покушается, пока она не вернётся к повелению аллаха. Когда же она вернёт- ся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, аллах любит беспристрастных. Сура 49 Комнаты, аят Поэтому мусульманин стремится предотвратить ссору, которая назревает между другими мусульманами в его присутствии. А если братья по вере всё же поссорились, он старается помирить их и напоминает каждому из них о том, что Всевышний Аллах не разрешал верующим покидать друг друга больше чем натри дня. Мусульманин знает, что ислам разрешает даже сказать то, что не соответствует действительности, если это будет способствовать примирению верующих. Умм Кульсум бинт ‘Укба сказала Я слышала, как Посланник Аллаха сказал Не является лжецом тот, кто старается примирить людей, сообщая им нечто благое [Бу- хари Муслим] Если мусульманин видит, что поссорившиеся братья по вере упорствуют в своём нежелании мириться и восстанавливать отношения друг с другом, он ищет способы, чтобы примирить их, напоминая им об ответственности перед Всевышним Аллахом, ценности братства по вере и награде, которая ожидает сдерживающих гневи прощающих обиды. Чаще всего этого бывает достаточно для того, чтобы братья раскаялись и сделали шаг навстречу друг другу. Если же усилия мусульманина оказываются напрасными, он идёт к одному из участников ссоры и говорит ему, что другой хорошо отозвался он м, а второму говорит, что первый похвалил его, итак далее. Мусульманин делает это ради того, Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями чтобы смягчить сердца братьев и помочь им пережить обиду и дать отпор Шайтану, который радуется, когда верующие ссорятся и отдаляются друг от друга 12. Нет злословию, резкости и придирчивости! Всевышний строго запретил злословить о людях. Пророк сказал, что злословить — значит, говорить о своём брате по вере то, что ему было бы неприятно услышать. А однажды Посланник сказал Известно ли вам, что такое злословие Люди сказали Аллах и Его Посланник знают об этом лучше. Он сказал Это когда упоминаешь ты обрате твоём так, что это не понравилось бы ему. Люди спросили Скажи, а если моему брату присуще то, о чём я скажу Он сказал Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь он м, а если он не таков, значит, ты наговариваешь на него [Муслим] Из этого хадиса следует, что запрещено говорить о человеке то, что ему было бы неприятно услышать, даже если сказанное будет соответствовать истине. Посланник Аллаха резко осуждал злословие, даже непреднамеренное. ‘Аиша рассказывает Однажды я сказала Пророку : Достаточно тебе итого, что Сафийя такая-то и такая-то!”» Один из передатчиков этого хадиса сказал Она имела ввиду, что Сафийя маленького роста. ‘Аиша сказала Пророк воскликнул Поистине, ты сказала такие слова, что если их смешать с целым морем, они бы осквернили его [Абу Давуд] А Всевышний Аллах уподобил злословие поеданию мертвечины. То есть верующему должно быть также неприятно злословить о своём брате по вере, как и поедать его 335 § 12. Нет злословию, резкости и придирчивости! плоть. К тому же за злословие человек будет подвергнут суровому наказанию. Мусульманин знает, что Всевышний Аллах видит его всегда и везде и знает обо всех его словах и делах. Поэтому он избегает сквернословия и сплетен. Мусульманин помнит слова Посланника Аллаха Кто уверовал в Аллаха ив Последний день, пусть говорит благое или молчит. [Бухари] Поэтому он не говорит дурного о людях и не злословит о них. Он не из тех, кому доставляет удовольствие очернять людей и пятнать их честь. Он не рассказывает другим о неблаговидных поступках своего брата по вере, потому что это нечто иное, как распространение нечестия на земле. А тем, кто распространяет нечестие на земле, Всевышний Аллах пригрозил суровым наказанием в обоих мирах: Воистину, тем, которые любят, чтобы среди верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире ив Последней жизни. Сура 24 Свет, аят Человек, который рассказывает о мерзких поступках другого человека, сам совершает мерзость. Али ибн Абу Талиб сказал Говорящий мерзость и распространяющийся о ней совершают одинаковый грех». Мусульманин мудри рассудителен, ион понимает, что тех, чья вера слаба и кто пренебрежительно относится к своей ِر ِخلآا ِمِوْيلاَو ِللهاِب ُنِمْؤُي َنا َك ْنَم ْت ِم ْصَيَل ْوَأ ًاَْير َخ ْلُقَيْلَف Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями религии, нужно исправлять. Однако он также понимает, что позорить их перед другими людьми, рассказывая всем об их проступках, грехах и недостойном поведении, — не лучший способ исправления. Это скорее озлобит их и вызовет у них раздражение, чем поможет им вернуться на истинный путь и измениться в лучшую сторону. Очень часто подобные действия вызывают у грешников реакцию, обратную ожидаемой. Многие люди стараются скрыть свои слабости и недостатки и совершают грехи тайно, потому что стыдятся людей — их мучают угрызения совести. А потом находится верующий человек, который искренне негодует, узнав о поведении такого человека, и, охваченный благородным гневом, рассказывает о его поведении другим. Он возмущён пренебрежительным отношением к религии Всевышнего, и у него самые добрые побуждения вернуть ослушников к покорности Аллаху. Он полагает, что, когда общество узнает о поведении этих грешников, они устыдятся и одумаются. Однако в действительности чаще получается наоборот. Грешник, увидев, что люди узнали он м всю правду, решает, что ему больше нечего стыдиться, ибо то, чего он опасался, уже произошло. Он рассуждает Даже если теперь я исправлюсь, люди всё равно будут говорить обо мне дурное и считать меня скверными недостойным человеком. Я буду делать добро, а они будут постоянно вспоминать зло, которое я творил ранее, и вместо того, чтобы порадоваться моему покаянию и моим благим делам, они будут постоянно припоминать мне мои прошлые грехи Значит, нет смысла менять своё поведение и отказываться оттого, что мне по душе и к чему я привык. Некоторые считают, что, поскольку Аллах — Прощающий, Милосердный, Он непременно простит им всё, что они творят, лишь потому, что они веруют в Него. А другие вообще не думают о Всевышнем и наказании, которое их ожидает Как бы там ни было, человек начинает грешить ещё больше, чем раньше, и теперь уже открыто, чем наносит вред не только себе, но и всему обще 337 § 12. Нет злословию, резкости и придирчивости! ству, потому что подаёт дурной пример окружающим. Кто- муже у него может появиться отвращение к религии, потому что его опозорил соблюдающий мусульманин — пусть и из самых добрых побуждений. И верующий становится его невольным соучастником и разделяет с ним грех распространения нечестия на земле. Ширится пропасть между праведными верующими и их грешными собратьями. Возникает отчуждение, холодность, неприятие и даже ненависть между людьми, исповедующими одну религию. А ведь мусульмане должны быть сплочёнными и поддерживать друг друга. Вспомним слова Посланника Аллаха : В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается бессонницей и горячкой». Мусульманин знает благое слово и мудрое наставление — лучшее лекарство от недуга, который поражает сердца тех, чья вера слаба. Обращаясь к своим братьям по вере, отклонившимся от прямого пути, он избегает давления, напористости, резких выражений и оскорблений и не вступает сними в противостояние. Для мусульманина очевидно, что таким способом невозможно добиться положительного результата, зато легко навредить, причём последствия могут быть необратимыми. Мусульманин старается найти подход к каждому человеку, с которым общается. Он терпелив и знает, что человека, который долгие годы потворствовал своим желаниям, ослушивался Господа и грешил, не изменить за час. Бывает, что человек сам желает измениться, стыдится своих действий и понимает, что неправ. Однако срабатывает давняя привычка, ион вновь откладывает покаяние и возвращается к греху. Ему не хватает силы воли, и ему нужна помощь. Он нуждается в добром совете и доброжелательном наставлении и увещевании, а не в упрёках и порицании. Такой человек делает робкие шаги в сторону покаяния и прямого пути, и если очернить его и опозорить перед всеми, он может обратиться вспять. Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями А мусульманин меньше всего на свете желает погубить брата по вере. Напротив, он искренне желает помочь ему. Вид некоторых людей и их поведение обманчивы. Они кажутся высокомерными, грубыми, легкомысленными и далёки- ми от религии, а на самом деле у них доброе сердце, которое представляет собой благодатную почву для зёрен истины. Если находится человек, который видит суть, не обманываясь внешним равнодушием или неприязнью к религии, и смотрит в душу собеседника, а не на его поведение, такие люди меняются на глазах. Они устремляются к вере и покорности Всевышнему так, словно с нетерпением ждали этого долгие годы, и становятся достойными, праведными, богобоязненными и искренне верующими людьми, которые вершат добрые дела ради Всевышнего Аллаха и стремятся наставить других на прямой путь подобно тому, как когда-то сами вернулись на него. Это чудо свершается благодаря мудрому слову, сказанному с искренней доброжелательностью. А если бы человек, через которого Всевышний вывел этих заблудших на Свой прямой путь, рассказывал всем об их грехах и проступках, они, озлобившись, могли бы отвергнуть Божественное руководство, принести много зла и горя верующими даже стать вероотступниками и врагами ислама. Мусульманин помнит Слова Всевышнего: не следите друг за другом… Сура 49 Комнаты, аят Вместо того чтобы следить за своими братьями по вере, особенно теми, у кого мало знаний и которые ещё не утвердились в исламе, и стараться застать их с поличным, мусульманин разговаривает сними на разные темы и преподносит им истину в виде прекрасных и ясных слов, открывающих сердца, укрепляющих веру и вселяющих богобоязненность в души 339 § 12. Нет злословию, резкости и придирчивости! Любовь к злословию — дурная черта, не присущая настоящим мужчинам. Она характеризует трусливые подобия мужчин из числа двуличных людей, которые за глаза злословят о своих братьях и друзьях, а когда встречаются сними, улыбаются и выказывают им свою дружбу и любовь. Из этого следует, что истинный мусульманин старается держаться как можно дальше от злословия и двуличия, поскольку ислам воспитал в нём мужество и прямоту и внушил ему любовь к проявлению благочестия во всём. Что же касается таких качеств, как лицемерие, двуличие и нерешительность, то ислам внушил ему к ним непросто неприязнь, но настоящее отвращение, ведь эта религия причисляет двуличных к числу наихудших людей. Мусульманин считает злословие тяжким преступлением. Если он, не подумав, скажет о своём брате по вере что-нибудь такое, что тому неприятно было бы услышать, он тут же просит у Аллаха прощения за свой грех, искренне сожалея о содеянном. Он знает, что настоящий мусульманин — тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками и чувствует, что верующему не пристало совершать подобные грехи. У мусульманина чистое сердце, наполненное верой, и оно отвергает всё скверное… Более того, мусульманин старается не посещать собрания, на которых злословят о людях, перечисляют их недостатки и говорят о них то, что им самим было бы неприятно услышать. Он придерживает свой языки предостерегает тех, кто любит сплетничать и обсуждать других. Он напоминает им о том, что Всевышний Аллах сказал в Коране: …и не злословьте за спиной друг друга. разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата Ведь вы чувствуете к этому Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями отвращение… Бойтесь аллаха Воистину, аллах — Принимающий покаяния, Мило- сердный. Сура 49 Комнаты, аят Мусульманин не только воздерживается от подобного греха, но и старается удержать от него своих братьев по вере. Он знает, что язык может привести человека в Огонь, ибо посредством него человек изрекает не только благое, но и скверное и запретное. Он помнит хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха дотронулся до своего языка и сказал Придерживай это. Передатчик хадиса спросил О Посланник Аллаха, неужели с нас взыщется зато, что мы говорим — и Пророк воскликнул Да лишится тебя твоя мать А разве будут ввергать людей лицами в Огонь за что-нибудь, кроме того, что посеяли их языки [Ибн Маджа] Мусульманин сразу же пресекает подобные разговоры как на семейных встречах, таки на любых других собраниях и встаёт на защиту братьев по вере, о которых злословят. Поступая так, он исполняет веление Посланника Аллаха , сказавшего Кто встаёт на защиту своего брата по вере, о котором злословят, тот имеет право на то, чтобы Аллах освободил его от Огня [Ахмад] Мусульманин, в которого ислам вложил искренность и благородство, неспособен на лицемерие и двуличие. Он не из тех людей, которые улыбаются человеку, хвалят его и говорят ему благие слова, но стоит ему уйти, как они принимаются злословить он м, осуждать его, обвинять во всевозможных проступках и грехах и обсуждать его недостатки. Богобоязненность и чистота мусульманина не позволяют ему опуститься до их уровня. Ему претит подлость, низость, мелочность и неискренность во всех проявлениях. Он помнит хадис По 341 § 12. Нет злословию, резкости и придирчивости! сланника : В Судный день к наихудшим из людей пред Аллахом будет относиться двуличный, который к одним приходит с одним лицом, а к другим — с другим [Бухари] У мусульманина одно лицо, а не два, как у некоторых низких, хитрых и подлых людей, и его лицо всегда сияет, излучая свет веры. Он открыт и честен, не умеет хитрить и не желает уподобляться лицемерам, которые ведут себя с людьми подобно хамелеону, постоянно меняющему цвет. Мусульманин знает, что лицемеры окажутся в нижнем слое Огня, и не желает, чтобы его постигла такая же участь. Мусульманин не делает скверных предположений вот- ношении людей и не подозревает их в дурном без оснований и доказательств. Он помнит Слова Всевышнего Аллаха: О вы, которые уверовали избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Сура 49 Комнаты, аят Некоторые люди обвиняют других в совершении неблаговидных поступков без всяких оснований и портят им репутацию своими бездоказательными утверждениями. Ислам запрещает это, и мусульманин соблюдает этот запрет. Посланник Аллаха предостерегал Избегайте плохо думать о людях, ибо скверные мысли — самые лживые слова [Бухари; Муслим] Мусульманин не позволяет себе произнести даже одно- единственное слово лжи, так неужели он позволит себе то, что Посланник Аллаха назвал самыми лживыми словами? Ислам запрещает подозревать людей в дурном и велит судить о них по их поведению и их очевидным делам. Поэтому мусульманин избегает беспочвенных обвинений и ни на кого не наговаривает. Человеку, верующему во Всевышнего и следующему Его прямым путём, не пристало доискиваться Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями до того, что сокрыто в душах людей, и портить их репутацию голословными обвинениями. Мусульманин знает о каждом человеке следует судить по его словами делам, аза то, что у него в душе, с него спросит Всевышний Аллах. Так поступали наши праведные предшественники из числа сподвижников и их последователей, которые жили так, как учит Коран и Сунна, исполняли веления Всевышнего и соблюдали Его запреты. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Во времена Посланника Аллаха Откровение показывало нам настоящее лицо некоторых людей, а теперь, когда Откровение перестало ниспосылаться, мы судим о вас по вашим делам, которые видны нам. Кто вершит благое, оттого мы не ждём зла и приближаем его к себе притом, что мы не можем знать, что у него в душе — за это с него спросит Аллах. А кто вершит зло, того мы остерегаемся и не доверяем ему, даже если он скажет, что нет в его сердце ничего, кроме благого». Мусульманина отличает глубокая вера во Всевышнего. Он боится Всевышнего, избегает грехов и старается совершить как можно больше благих дел. Поэтому он следит за своим языком и не выносит скоропалительных решений. Если ему что-то не нравится в человеке, он не спешит с выводами и не обвиняет его нив чём. Он помнит Слова Всевышнего: не следуй тому, о чём у тебя нет знания. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу. Сура 17 Ночное путешествие, аят Мусульманин страшится гнева Аллаха и Его наказания, а потому исполняет Его веления и соблюдает Его запреты. Он говорит о человеке лишь то, что знает точно, и избегает пред 343 § 12. Нет злословию, резкости и придирчивости! положений. Он помнит об ангелах, которые записывают все слова и дела человека, и знает, что за голословное обвинение его ожидает суровое наказание. Всевышний Аллах сказал: стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель. Сура 50 «Каф», аят Мусульманин знает, что слово, сказанное им, может помочь ему снискать довольство Аллаха, а может навлечь на него гнев Всевышнего и привести его в бушующее пламя Ада. Мусульманин бдительно следит за своими словами, чтобы в Судный день не пришлось отвечать за них. Он не желает разделить участь тех, кто неустанно злословит, обижает людей и говорит дурное. Он не одобряет сплетни, пустословие, обсуждение других и распространение скверных слухов. Даже если он услышит нечто подобное, он нив коем случае не переда т услышанное другими не распространяет эти бездоказательные утверждения, потому что считает это запретной ложью. Посланник Аллаха сказал Достаточно лжи говорит человек, который передаёт другим всё, что услышит от людей [Муслим] Посланник Аллаха не любил людей, которые проявляли чрезмерное любопытство, плохо думали о людях и сеяли сомнения вокруг них, портя их репутацию. Его больно ранило, когда они обижали верующих своими злыми языками. Он любил верующих и желал, чтобы они были как одна семья. Его огорчало поведение тех, кто беспокоил своих братьев по вере и обижал их. Ибн ‘Аббас рассказывает Однажды Посланник Аллаха обратился к людям с речью. Он говорил так, что его Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями слышали даже женщины, сидящие в своих домах. Он сказал О вы, которые уверовали своими языками притом, что вера не вошла в их сердца Не обижайте верующих и не старайтесь узнать то, что они желают скрыть. Поистине, того, кто старается узнать то, что его брат по вере желает скрыть, Аллах оставит без прикрытия 51 и опозорит его, даже если он будет сидеть в своём доме [Табарани] В этой проповеди Посланник Аллаха излил свою горечь, осудив тех, кто обижает верующих. Он начал свою речь словами О вы, которые уверовали своими языками притом, что вера не вошла в их сердца!» Одних этих слов достаточно для того, чтобы человек, в сердце которого есть вера хотя бы навес горчичного зёрныш- ка, задумался, осознал, что совершает тяжкий грехи устрашился. Ведь Посланник сказало таких людях, что они уверовали только на словах, и вера не вошла в их сердца. Мусульманин помнит слова Посланника : Поистине, если ты станешь выискивать недостатки в мусульманах, то испортишь их или приблизишься к тому, чтобы испортить их [Абу Давуд] Посланник Аллаха также сказал Не обижайте рабов Аллаха, не позорьте их и не выведывайте то, что они желают скрыть, ибо, поистине, того, кто старается выведать то, что его брат по вере желает скрыть, Аллах оставит без прикрытия и опозорит его в его собственном доме 50 Имеются ввиду неблаговидные поступки и ошибки, которых человек стыдится и которые он желает скрыть, потому что если о них узнают люди, его ждёт позор 51 То есть Аллах сделает так, что люди узнают о его неблаговидных поступках, и опозорит его перед людьми 345 § 13. Мусульманин воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний 13. Мусульманин воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний Если человек постоянно спорит и затевает ссоры, окружающие начинают отдаляться от него и стараются избегать встреч с ним. У одних его поведение вызывает раздражение, другие обижаются на него, а третьи начинают ненавидеть В любом случае последствия оказываются негативными. А ислам, как мы уже сказали, считает подобные чувства по отношению к братьям по вере недопустимыми и греховными. Вряд ли стоит говорить о том, что между братьями по вере, которые питают друг к другу неприязнь и не желают общаться, не может быть той искренней и чистой любви, которая связывает истинных братьев по вере. Злоба, ненависть и другие порицаемые исламом чувства разрушают мусульманскую общину изнутри и лишают мусульман единства, сплочённости и силы. Понимая это, мусульманин проявляет осторожность и избегает любых слови действий, которые могут вызвать у братьев по вере подобные чувства по отношению к нему. Он осоз- наёт, что ссоры и придирки по пустяками пустые, бесполезные споры, затеваемые лишь для того, чтобы во чтобы тони стало доказать свою правоту и переспорить другого, — всё это порицаемые действия и поведение, недостойное верующего. Всевышний Аллах сказал: О вы, которые уверовали Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. и пусть одни женщины не насмехаются над другими, Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями ведь может быть, те лучше них. не обижайте друг друга и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ. скверно называться нечестивцем после того, как уверовала те, которые не раскаются, окажутся несправедливыми. Сура 49 Комнаты, аят Всевышний Аллах запрещает верующим мужчинами женщинам насмехаться друг над другом. Может оказаться, что тот, над кем насмехаются, лучше насмешника — как в этом мире, таки в мире вечном. Чаще всего насмехается тот, у кого полно недостатков. Всевышний запретил злословить и обижать других мусульман, а также давать им неприятные, обидные прозвища. Насмешки, обидные слова и придумывание оскорбительных прозвищ Всевышний назвал нечестием, что указывает на отвратительность подобных деяний и необходимость отдаляться от них. Мусульманин шутит, стараясь поднять настроение братьям по вере, порадовать их и отвлечь от грустных мыслей и каждодневных забот. При этом он избегает сарказма, иронии и злых шуток, потому что не желает никого обижать. Его чистота, богобоязненность и искренность не позволяют ему насмехаться над людьми и злорадствовать. Его шутки всегда безобидны, вызывают смех и развлекают людей, и, конечно жене противоречат исламской морали. Посланник Аллаха шутил со своими сподвижниками, однако при этом он никогда не лгал. Однажды, когда сподвижники сказали ему Ты подшучиваешь над нами — он возразил Но ведь я не говорю ничего, кроме правды 347 § 13. Мусульманин воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний Некоторые люди рассказывают выдуманные истории, чтобы насмешить людей, и, видя, что люди смеются, постепенно привыкают выдумывать и лгать. Водном из хадисов Пророка говорится: Горе тому, кто рассказывает что-нибудь и при этом лжёт, чтобы рассмешить людей Горе ему, горе ему! [Абу Давуд; Тирмизи; Насаи] Передают, что Посланник Аллаха часто шутил с маленьким мальчиком, братом Анаса, по прозвищу Абу Умайр, у которого была птичка. Однажды Пророк увидел мальчика расстроенными спросил его Что с тобой, Абу Умайр? Я вижу, ты опечален. Оказалось, что мальчик расстроен из-за смерти птички. Тогда Пророк попытался развеселить его. Анас рассказывает, что один бедуин по имени Захир пригонял Пророку скот из пустыни, и Пророк снаряжал его, когда тот хотел вернуться в пустыню, и сказал Пророк : Поистине, Захир — наши кочевники, а мы — его осёдлые жители. Пророк любил его, а Захир был человеком некрасивым. Однажды Пророк пришёл к нему, когда он продавал свой товар, и обнял его сзади так, что он не мог видеть его. За- хир сказал Отпусти меня Кто это И Захир повернул голову и узнал Пророка . Тогда он прижался спиной к груди Пророка. А Пророк стал говорить Кто купит этого раба Он сказал О Посланник Аллаха Клянусь Аллахом, ты увидишь, что я неходкий товар. Тогда Пророк сказал Однако 52 Это шутливое выражение показывает тёплое отношение говорящего к адресату. Также может обратиться, например, городской житель к деревенскому Ты — наша деревня, а мы — твой город ُبِذ ْكَيَف ُثِّدَُي ىِذَّلِل ٌلْيَو ُهَل ٌلْيَو ُهَل ٌلْيَو َم ْوَقْلا ِهِب َك ِح ْضُيِل Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями перед Аллахом тыне таков. Или же он сказал Но перед Аллахом ты дорог [Ахмад] Один из сподвижников передаёт: Однажды к Пророку пришла старая женщина и сказала О Посланник Аллаха Обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он ввёл меня в Рай. Он сказал О мать такого-то! Поистине, старые женщины не войдут в Рай. Она повернулась, чтобы уйти, и уже собралась было заплакать, однако Пророк сказал Скажите ей, что она не войдёт в Рай старухой. Поистине, Всевышний Аллах сказал Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. При этом он имел ввиду, что она войдёт в Рай молодой девушкой. Анас ибн Малик передаёт, что один человек пришёл к Пророку попросить у него верховое животное, ион сказал ему Поистине, ядам тебе сына верблюдицы. Тот, решив, что имеется ввиду верблюжонок, сказал О Посланник Аллаха Что я буду делать с сыном верблюдицы Он сказал А разве рожает верблюдов кто-то, кроме верблюдиц?» Эти истории свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха любил добрые шутки, однако при этом старался никого не обижать. Мусульманин старается во всём следовать его примеру. Мусульманин мудр, уравновешен, проницателен, ив общении с братьями по вере он всегда деликатен и тактичен. Он не вступает в споры, не ищет ссор и избегает обидных шуток и едких слов. Кроме того, он не нарушает обещаний, которые даёт своим братьям по вере 14. И отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются…» Мусульманин щедр. Это его неотъемлемое свойство. Он не знает, что такое скупость. Он делает своим братьям по вере 349 § 14. И отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются…» подарки при каждом удобном случае помогает им, если знает, что они нуждаются, приглашает их к себе, чтобы угостить чем-нибудь. А в тех обществах, в которых люди не знают ислама и вообще далеки от религии, люди привыкли жить по-другому. Современная бездушная цивилизация — уродливое порождение материализма — внушила им, что они должны думать только о себе и во всём искать выгоду. Человеку, живущему в лоне этой цивилизации, чуждо такое понятие, как братство по вере, ион не знает, что значит любить ради Аллаха. Он страдает от духовного вакуума, холодности, невнимательности, аза- частую и жестокости окружающих людей, которые также, как ион с детства были приучены думать лишь о себе и всю жизнь гнаться за преходящими мирскими благами, забывая о главном о Всевышнем, о вере и о тех прекрасных чувствах, которые вложил Творец в человеческое сердце. В неисламских странах человек не может найти искренних, верных друзей и не знает настоящей дружбы. Там человек страдает от окружающей его чёрствости, лицемерия, цинизма, безразличия и эгоизма. Абсолютное большинство людей в неисламских странах любят собаки других домашних животных, и существуют целые компании, производящие товары для домашних питомцев. На магазинных полках можно найти разнообразные корма для животных и всевозможные аксессуары — украшения, игрушки, шампуни, подстилки, корзинки для сна итак далее. На самом деле чрезмерное внимание, уделяемое уходу за питомцем, чаще всего объясняется тем, что человек, для которого материалистическая философия стала религией и своеобразной рамкой, внутри которой он совершает все свои действия, не в состоянии удовлетворить свою потребность в общении и человеческом тепле. Во Франции насчитывается семь миллионов собак при общей численности населения пятьдесят два миллиона человек. Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Эти собаки живут со своими хозяевами на правах члена семьи. А когда руководителя Парижского общества защиты животных спросили, почему французы обращаются с собаками как с людьми, он ответил Потому что они хотят любить, ноне находят среди людей того, кого они могли бы любить». Материалист, живущий на Западе или на Востоке, немо- жет найти в своём обществе верного друга, которому он доверял бы и с которым его связывала бы любовь и дружба. Поэтому он обращает свои чувства к этим животным, в которых находит больше дружелюбия и преданности, чем в окружающих его людях. Духовный кризис заставляет человека, который лишился света истинного пути и блага веры, дружить с животным вместо людей… Бездушность, бесчувственность, холодность и отчуждён- ность, порождённые материалистической цивилизацией, обратили на себя внимание поэтов, как мусульман, таки немусуль- ман. Поэт обычно воспринимает любое явление и происшествие глубже, потому что его чувства обострены ион в большинстве случаев видит то, чего не замечают остальные люди. Они заметили, что материализм не только высушил источники благородных чувств и человеческого тепла, но и превратил западного человека в машину, которая знает только бесконечную, изнуряющую работу, круглосуточное производство и ожесточённое состязание в обогащении. У человека, порабощённого материализмом, нет ни времени, ни желания улыбнуться другу, следуя естественному побуждению живого человеческого сердца. Он потерял себя в бешеных скоростях, новейших приборах и вечно спешащей куда-то толпе На мусульман, которые выросли среди единоверцев, в чудесной атмосфере искренней веры, любви и братства и увидели это зрелище впервые в жизни, оно действует словно удар молнии. Такой ужасной, нелепой, бессмысленной, примитивной и неестественной кажется им жизнь человека, душа которого изуродована материализмом 351 § 14. И отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются…» Мусульманин Юсуф Асад Ганим устал от этой трудной и безрадостной жизни, увлекаемый в мрачную неизвестность бешеным потоком западного материализма. В ней он не наш л ни духовности, ни братства, ни человеческого тепла, и его охватила ностальгия Его поглотила тоска по арабской земле земле ислама, колыбели пророков, источающей любовь и братство и озарённой светом веры. Вот его слова Если бы моя жизнь была очень короткой, ноя провёл бы её на арабской земле, я благодарил бы Аллаха за эту короткую жизнь, прожитую среди людей, которые помнят Всевышнего Я устал жить на Западе, и мне невыносимо скучно и тяжко здесь. Возьмите машины и самолёты и дайте мне верблюда и коня. Возьмите весь западный мир сего землёй, морем и небом и дайте мне арабскую палатку, чтобы я мог поставить её на одном из холмов моего родного Ливана, на просторах Ирака, в окрестностях Аммана, в саудовской или йеменской пустыне, среди египетских пирамид или на ливийских просторах Дайте мне арабскую палатку, и я положу её на одну чашу весов, а весь мирна другую, и я окажусь в выигрыше…» Подобные высказывания мы слышим от многих мусульман, рождённых в мусульманских странах и по каким-то причинам переехавших в немусульманские страны и оставшихся жить там. Их стихи наполнены тоской породной земле, в которой они когда-то жили счастливо среди братьев и сестёр по вере в мире искренней веры, нравственной чистоты, любви и согласия, в мире возвышенного и прекрасного, среди людей, которые знают, что не хлебом единым жив человек. Они привыкли заботиться друг о друге и жить как живут братья, помогая друг другу и даря друг другу человеческое тепло. А в западном мире, в котором безраздельно властвует жестокий западный материализм, они не нашли свойственной мусульманскому миру человечности, одухотворённости и живых сердец, наполненных верой в Создателя И их неудержимо потянуло назад, в ту обстановку, в которой они родились Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями и выросли, туда, где люди живут, а не существуют, где человек готов отдать последнее своему брату по вере… Поэтому где бы ни оказался мусульманин, он всюду приносит с собой душевность, человеческое тепло, искренность, живое сердце, не притупившиеся чувства. Этому учит его религия, ион не может иначе… Мусульмане привыкли поддерживать тесную связь друг с другом, и их отношения пронизаны искренней любовью ради Всевышнего Аллаха. Они постоянно общаются, встречаются, навещают друг друга, приглашают друг друга в гости, потому что ислам побуждает их к этому. Посланник Аллаха сказал Лучший из вас тот, кто кормит людей и отвечает на приветствия [Ахмад] Посланник также сказал Поистине, в Раю есть особые комнаты снаружи видно то, что внутри, а изнутри видно то, что снаружи. Всевышний Аллах приготовил их для тех, кто кормил людей, говорил сними мягко, много постился и молился по ночам, пока спали другие [Ахмад] Ислам учит мусульманина альтруизму. Он привык заботиться о других и делать им добро. Он щедр и без сожаления отдаёт другим принадлежащее ему, если видит, что они нуждаются в этом больше, чем он. Мусульманин берёт пример с Посланника Аллаха и его сподвижников, особенно ансаров, о щедрости, жертвенности и альтруизме которых Всевышний Аллах упоминает в Коране: а те, которые жили в доме Медине и обрели веру до них, любят переселившихся к ними не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже 353 § 14. И отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются если они сами нуждаются. а уберёгшиеся от собственной алчности являются преуспевшими. Сура 59 Сбор, аят В качестве примера можно привести историю ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и Сада ибн ар-Раби‘. ‘Абд-ар-Рахман принял ислам одним из первых, ион был одним из тех десяти, которым при жизни был обещан Рай, и одним из шести сподвижников, которых ‘Умар избрал в качестве своих возможных преемников. Сподвижник ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф переселился в Медину, не имея ничего. Посланник Аллаха побратал его с Садом ибн ар-Раби‘, и тот предложил ему половину своего состояния, а также сказал ему, чтобы он выбрал ту из двух его жён, которая ему больше нравится, чтобы он развёлся с ней и ‘Абд-ар-Рахман женился на ней после того, как закончится её ‘идда. Однако он проявил благородство, сказав своему брату Саду ибн ар-Раби‘: Да сделает Аллах твоё имущество и твоих жён благословенными для тебя Яне желаю ничего из этого. Я прошу об одном покажи мне, где рынок». ‘Абд-ар-Рахман, который отлично разбирался в торговых делах, отправился на рынок. Там он покупали продавали спустя несколько лет превратился водного из самых богатых мусульман своего времени. Когда он скончался и его имущество было распределено между наследниками, каждая из его четы- рёх жён получила четверть восьмой части его состояния, и доля каждой ихних составила восемьдесят тысяч динаров. Он был великодушными щедрыми расходовал сотни тысяч на пути Аллаха, не считая закята, милостыни, которую он раздавал бедными помощи, которую он оказывал родственникам. Это он м сказал Посланник Аллаха : Прекрасно, когда у праведного человека благое имущество Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями Это история двух благородных и достойных людей. Один из них был настолько искренним, обладал столь сильной верой итак любил своего брата в исламе, что готов был пожертвовать половиной своего имущества и одной из своих жён ради того, чтобы тот не бедствовали обрёл семью. А второй оказался не менее достойным человеком. Он отказался от предложения своего брата-ансара, потому что не желал наносить ему ущерб, и попросил об одном — чтобы ему показали, где находится рынок. Он уповал на Всевышнего Аллаха и верил, что Он не оставит его без помощи. А позже, разбогатев, он стал щедро расходовать на пути Аллаха, благодаря таким образом за дарованное ему. Абу Муса передаёт, что Посланник Аллаха однажды сказал Поистине, когда у аш‘аритов 53 возникали затруднения седой вовремя военного похода или когда им не хватало еды для их семей в городе, они складывали всё, что у них было, на один кусок ткани, а потом делили собранное поровну между собой, отмеряя каждому одними тем же сосудом [Бу- хари Муслим] А теперь приведём одну историю из жизни самого Посланника Аллаха . В этой истории ясно проявился альтруизм Посланника , его скромность и забота о людях. Сахль рассказывает «Как-то раз одна женщина подарила Пророку окантованный тканый плащ. Она сказала Я соткала его своими руками и пришла сюда, чтобы надеть его на тебя. Пророк взял этот плащ, поскольку нуждался в нм. А потом он вышел к нам, надев его на себя, как надевают изар. Один человек принялся хвалить плащи сказал Надень его на меня Как он красив Он ответил Хорошо. Он посидел с людьми, а потом вернулся, свернул плащи велел пе 53 Представители йеменского племени, к которому принадлежал также Абу Муса аль-Аш‘ари. 355 § 14. И отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются…» редать его этому человеку. Люди сказали тому человеку Нехорошо ты поступил, ведь Пророк надел его, так как нуждался в плаще, а потом ты обратился к нему с этой просьбой, зная, что он никому не отказывает Этот человек сказал Клянусь Аллахом, я попросил его дать мне этот плащ не для того, чтобы носить его, а только для того, чтобы он послужил мне саваном Сахль сказал И впоследствии этот плащ действительно послужил ему саваном». Мусульманин заботится о братьях по вере и не забывает о них ни на минуту. Он интересуется их делами и их положением, и стоит ему узнать о том, что они в чём-то нуждаются, как он тут же начинает думать, как помочь братьями их семьям. Если у кого-то из его братьев по вере тяжёлое материальное положение, мусульманин старается помочь ему деньгами. Если этот брат живёт рядом ион женат, мусульманин посылает жену к его жене с каким-нибудь угощением или небольшими, но полезными подарками, которые не поставят брата в неудобное положение, но смогут, с позволения Всевышнего, облегчить их положение. Даже если у него самого скромный достаток, он не боится, что его помощь будет слишком малой и несущественной. Ведь из песчинок складывается холм. Мусульманин знает, что Всевышний не возлагает на человека сверх его возможностей, и потому помогает братьями сёстрам чем может. Он часто отдаёт то, что любит сам, отдавая братьям по вере предпочтение перед самим собой, и при этом не жалеет об упущенных мирских благах. Мусульманин знает, что, отдавая в этом мире немногое с искренним намерением ради Аллаха, он получит несравненно больше в мире вечном, потому что Всевышний Аллах сказал: …чтобы аллах воздал им наилучшим образом зато, что они совершили, и приум- Глава восьмая. Мусульманин со своими братьями и друзьями ножил это по своей милости. аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счёта. Сура 24 Свет, аят Всевышний также сказал: Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и чтобы вы ни расходовали, аллах ведает об этом. Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят Мусульманин знает то, что у Аллаха, лучше этого мира совсем, что в нём есть, а потому приучает себя жертвовать тем, что ему дорого, ради Всевышнего Аллаха. Он понимает, что, предпочитая себе другого и отдавая ему то, чем мог бы воспользоваться сам, верующий ничего не теряет, а, напротив, приобретает. Он жертвует преходящими мирскими благами, а взамен получает довольство Всевышнего Аллаха, Его награду и Рай. Всевышний Аллах сказал: Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разле- тается. Они дают пищу беднякам, сиротами пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят Мы кормим вас только ради лика аллаха 357 § 14. И отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются…» и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа Мрачного и томительного дня». аллах защитит их от златого дня и одарит их процветанием и радостью. Сура 76 Человек, аяты Посланник обрадовал щедрых мужчин и женщин, пообещав им Рай Приветствуй людей, корми их, поддерживай родственные связи и молись по ночам, пока спят люди, и войди в Рай с миром [Ахмад] |