Главная страница
Навигация по странице:

  • О вы, которые уверовали не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей.

  • Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же са- мым.

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница25 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    создающий изображения окажется в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду”».
    Ибн ‘Аббас сказал человеку, который сказал ему, что может зарабатывать на жизнь, только создавая изображения, так как ничего больше делать не умеет Если уж ты непременно должен делать это, то изображай деревья и всё тов чём нет духа
    [Бухари; Муслим]
    Посланник Аллаха

    сказал На того, кто создаст изображение живого существа в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него духа он не сможет сделать этого
    [Бухари; Муслим]
    ‘Аиша сказала Однажды Джибриль

    пообещал Посланнику Аллаха

    , что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не пришёл… В руке Пророка

    был посохи он отбросил его в сторону со словами Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний — а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил Когда вошла эта собака Я сказала Клянусь Аллахом, я ничего не знала о ней И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибриль

    и Посланник Аллаха

    сказал Ты обещал мне, и я сидел, ожидая тебя, а тыне пришёл ко мне. Джибриль сказал Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим в дом, в котором есть собака или изображение
    [Муслим]
    В Сунне содержится множество хадисов, запрещающих создавать изображения живых существ, как плоские, таки объёмные. Возможно, во времена Посланника Аллаха

    люди не до конца понимали серьёзность вопроса, однако в последующие века, когда появилась традиция создавать изображения и статуи правителей, а потом возвеличивать их, мудрость этого предписания стала очевидной.
    Что же касается собак, то их разрешено приобретать только для определённых целей

    525
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета
    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Я слышал, как Посланник Аллаха

    сказал Награда за добрые дела того человека, который держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только он не держите для охоты или охраны скота
    [Бухари; Муслим]
    Мусульманин избегает держать в доме много дорогих вещей и предметов роскоши, потому что они увеличивают любовь человека к мирским благам, отвлекают от поклонения и размышлений о мире вечном. А Посланник Аллаха

    многократно предостерегал верующих от чрезмерного увлечения благами этого мира и погони за ними.
    Мусульманин придерживается этических норм ислама вовремя еды и питья. Он следует примеру Пророка

    и его благородных сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми).
    Посланник Аллаха

    учил верующих правильно принимать пищу, и перед тем как приступить кеде, мусульманин обязательно произносит имя Аллаха, говоря «Бисмиллях». Он ест и пьёт только правой рукой и вовремя общей трапезы бе- рт куски только со своего края блюда, потому что Посланник Аллаха

    учил этому своих сподвижников.
    ‘Умар ибн Абу Саляма
    90
    рассказывает В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха

    . Обычно я протягивал руку и хватал куски с разных концов общего блюда, но Посланник Аллаха

    сказал мне О мальчик, скажи С именем Аллаха, ешь правой рукой и бери то, что находится ближе к тебе — и с тех поря ем только так».
    Если же он забудет произнести «Бисмиллях» перед едой, то, вспомнив о своём упущении, он поступает в соответствии с хадисом, который передаёт ‘Аиша .
    90
    ‘Умар был сыном Умм Салямы, которая вышла замуж за Пророка

    после смерти своего мужа Абу Салямы, отца ‘Умара, когда тот был ещё ребёнком, и Пророк

    заменил ему отца
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Посланник Аллаха

    сказал Пусть каждый из вас, принимаясь заеду, помянет имя Всевышнего Аллаха. Если же он забудет помянуть имя Всевышнего Аллаха вначале еды, пусть скажет С именем Аллаха вначале и конце е

    91
    ”»
    [Абу Давуд]
    Мусульманин знает, что это очень важно произнесение имени Аллаха мешает Шайтану разделять трапезу с верующими.
    Джабир передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Когда человек входит в свой дом и поминает Всевышнего Аллаха при входе в дом и вовремя еды, Шайтан говорит своим товарищам Не будет для вас здесь ни приюта, ни ужина Если же он вошёл в домне помянув Всевышнего Аллаха при входе, Шайтан говорит Вы получили приюта если он не поминает Всевышнего Аллаха и вовремя еды, Шайтан говорит Вы получили и приюти ужин
    [Муслим]
    Умайя ибн Махши сказал «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего рядом с ним Посланника Аллаха и не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался один кусок. Поднеся его корту, этот человек сказал С именем Аллаха вначале и конце е Пророк

    улыбнулся иска- зал Шайтан ел вместе с ним, а когда он помянул имя Аллаха, Шайтан изверг из себя всё то, что было в его чреве”
    ».
    Мусульманин знает о запрете есть левой рукой, который упоминается во многих хадисах, и потому старается пользоваться только правой рукой. Всевышний Аллах повелел верующим есть правой рукой и запретил им пользоваться вовремя еды или питья левой рукой. А мусульманин всегда исполняет веления Всевышнего, соблюдает Его запреты и старается не ослушиваться Его 91
    Би-сми Лляхи фи аввали-хи ва ахири-хи
    هرخآو هلوأ ف للها مسب

    527
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета
    Посланник Аллаха

    сказал Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, Шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт»
    .
    А Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Пусть никто из вас нив коем случае не ест и не пьёт левой рукой, ибо, поистине, Шайтан пользуется левой рукой, когда ест и пьёт»
    [Муслим]
    Посланник Аллаха

    всегда делал замечания людям, которые ели левой рукой в его присутствии. А если они проявляли упрямство, он обращался к Аллаху с мольбой против них.
    Сподвижник Саляма ибн аль-Аква рассказал, что один человек ел левой рукой в присутствии Посланника Аллаха, ион велел ему Ешь правой Этот человек сказал Яне могу Тогда Пророк

    сказал Да не сможешь ты — потому что ему не мешало ничто, кроме высокомерия. И этот человек действительно больше не смог поднимать её корту
    [Муслим]
    Посланник Аллаха

    предпочитал пользоваться правой рукой для большинства дели начинать с правой стороны.
    Сахль ибн Сад

    сказал Однажды Пророку

    принесли чашу, ион отпил из не. В это время справа от него сидел мальчик, который был самым младшим из присутствующих, а слева от него сидели пожилые люди, и Пророк

    сказал этому мальчику Позволишь литы мне передать это взрослым Мальчик сказал Я никому не уступлю того, что досталось мне от тебя — и Пророк

    передал чашу ему».
    Аз-Зухри сказал «Анас ибн Малик рассказал мне, что однажды, когда Посланник Аллаха

    сидел у него дома, для него надоили молока от домашней овцы, и это молоко
    92 Этим мальчиком был ‘Абдаллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом. В то время ему было меньше тринадцати лет
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом разбавили водой из колодца, который находился во дворе. Посланнику Аллаха

    подали кубок, ион отпил из него, а затем отвёл руку с кубком ото рта. Слева от него сидел Абу
    Бакр, а справа — какой-то бедуин. ‘Умар, побоявшийся, что он передаст кубок этому бедуину, сказал О Посланник Аллаха, передай Абу Бакру, который сидит рядом с тобой Однако Пророк

    передал кубок сидевшему справа от него бедуину и сказал Следует передавать сидящим справа
    [Бухари; Муслим]
    Приведённые хадисы свидетельствуют о том, что пользование правой рукой — важная часть исламского этикета, и искренний мусульманин не позволяет себе пренебрегать этим предписанием ислама.
    ‘Умар ибн аль-Хаттаб придавал пользованию правой рукой вовремя еды очень большое значение и не позволял никому поступать вразрез с велением Посланника Аллаха. Вовремя одной из своих поездок по городам он увидел человека, который ел левой рукой, и сказал ему О раб Аллаха Ешь правой рукой. Спустя некоторое время он увидел этого человека, который по-прежнему ел левой рукой. Тогда ‘Умар ткнул его небольшой палкой, которую носил с собой, и сказал О раб Аллаха Ешь правой рукой. Однако спустя некоторое время, взглянув на этого человека, ‘Умар снова обнаружил, что тот ест левой рукой. Он опять ткнул его своей палкой иска- зал — на сей раз более жёстко: О раб Аллаха Ешь правой рукой Мужчина сказал в ответ О повелитель верующих Она занята. ‘Умар спросил Чем же она занята Мужчина ответил Занял её день Му’ты»
    93
    . Тогда ‘Умар заплакал, подошёл к этому человеку, извинился передними стал заботливо спрашивать Кто помогает тебе совершать омовение Кто помога-
    93 Этот человек хотел сказать, что ему отрубили правую руку вовремя битвы при Му’те.

    529
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета ет тебе добывать пропитание Кто обеспечивает тебя всем необходимым А потом он велел относиться к этому человеку справедливо и заботиться он м.Эта история наглядно показывает, насколько важным считал ‘Умар предписание есть исключительно правой и как зорко следил он за соблюдением этого предписания.
    Мусульманин не обращает внимания на западный этикет, который предписывает держать вилку в левой руке, а нож — в правой. Ему достаточно того, что эта традиция противоречит нормам религии. Даже если ему случается обедать в обществе немусульман, он разрезает мясо или рыбу на кусочки, а потом кладёт нож, берёт вилку в правую руку и ест правой рукой. Он всегда остаётся самим собой и не спешит принимать всё, что навязывает ему общество, в котором он живёт.
    Мусульманин всегда ведёт себя за столом скромно и пристойно, не желая уподобляться тем, кто своими скверными манерами отбивает у сотрапезников аппетит.
    Сподвижник Каб ибн Малик сказал Я видел, как Посланник Аллаха

    ел тремя пальцами, а, закончив есть, облизывал их».
    Другой сподвижник Джабир передаёт, что Посланник Аллаха

    велел своим сподвижникам облизывать пальцы и дочиста вытирать блюдо и сказал Поистине, не знаете вы, в каком куске вашей пищи скрыта благодать
    [Муслим]
    В другой версии этого хадиса Пророк

    сказал Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок пищи, пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его Шайтану. И пусть он не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком куске его пищи скрыта благодать».
    В третьей версии, приводимой у Муслима, Пророк

    сказал Поистине, Шайтан находится рядом с каждым из вас, чтобы он ни делал, не покидая человека и вовремя еды. И если
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя Шайтану».
    Любой воспитанный человек понимает, что лучше оставить после себя чистую тарелку, чем грязную.
    Если мусульманину случается есть с общего блюда, он никогда не берёт сразу два куска, потому что Посланник Аллаха запретил поступать так.
    Джабаль ибн Сухайм рассказывает Когда мы были вместе с Ибн аз-Зубайром, выдался засушливый год, и нам выдавали финики. Что же касается ‘Абдаллаха ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими его отцом, то, проходя мимо нас, когда мы ели, он говорил Не берите по два, ибо, поистине, Пророк запретил делать это, — а потом добавлял если только его брат по вере не разрешит ему
    [Бухари; Муслим]
    Закончив есть, мусульманин возносит хвалу Аллаху и благодарит Его, потому что он ни на минуту не забывает о том, что это Аллах дарует пропитание ему и всем живым существам. Он следует примеру Посланника Аллаха

    , желая снискать награду благодарных.
    Всевышний Аллах сказал:
    аллах же вознаградит благо-
    дарных…
    Сура 3 Семейство ‘Имрана», аят Посему возьми то, что я даровал тебе, и будь одним из
    благодарных.
    Сура 7 Преграды, аят Сподвижник Абу Умама передаёт, что, закончив есть, Пророк обычно говорил Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которой никогда не будет доста-

    531
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета
    точно, хвала, которую не следует прерывать, хвала, без которой нам не обойтись О Господь наш!»
    94
    [Бухари]
    Му‘аз ибн Анас передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал Тому, кто после еды будет говорить Хвала Аллаху, накормившему меня этими наделившему меня этим, тогда как сам я не обладал ни способностью изменить существующее положение, ни силой, необходимой для этого, — простятся его прежние прегрешения
    [Абу Давуд]
    Мусульманин никогда не порицает еду, какая бы она ни была, следуя примеру Посланника Аллаха

    . Ведь это пропитание, посланное Всевышними если по каким-то причинам мусульманину не нравится поданная ему еда, он просто не прикасается к ней. Мусульманин скромен, вежлив и благовоспитан, ион не может позволить себе плохо отозваться о еде, которую, возможно, старательно готовили специально для него. Если человек обедает дома, то своими замечаниями он может обидеть мать, жену, сестру или другую женщину, которая готовила это блюдо. А если дело происходит в гостях, ему тем более следует молчать, чтобы не оскорбить хозяев дома. Неосторожное слово за столом может послужить причиной ухудшения отношений.
    Абу Хурайра сказал Посланник Аллаха

    никогда не порицал еду. Если она ему нравилась, он ела если не нравилась, он оставлял е
    [Бухари; Муслим]
    Посланник Аллаха

    научил верующих правилам, касающимся не только принятия пищи, но и питья, и мусульманин
    94
    Аль-хамду ли-Лляхи хамдан касиран, таййибан, мубаракан фи-хи, гайра
    макфийин, валя муваддаин валя мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!
    دملا
    انبر هنع ىنغتسم لاو عدوم لاو يفكم يرغ هيف اكرابم ابيط ايرثك ادح لله
    95
    Аль-хамду ли-Лляхи ллязи ат‘ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри
    хаулин мин-ни валя кувватин
    نم هينقزرو اذه نمعطأ يذلا لله دملا
    ةوق لاو نم لوح يرغ
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом неуклонно соблюдает их. Он произносит имя Аллаха, пьёт в два или три прима, старается не пить из горлышка сосуда и не дышать в него и по возможности пьёт сидя, а не стоя.
    Анас ибн Малик передаёт, что Пророк

    пил в три прима, каждый раз переводя дыхание, и говорил Так лучше и приятнее».
    Анас передаёт, что вовремя питья из какого-нибудь сосуда Посланник Аллаха

    обычно делал три вдоха и выдоха.
    Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что когда Пророк

    запретил дуть на пить, один человек сказал Но иногда яви- жу в нём соринки. Пророк

    сказал Выплесни их. Этот человек сказал Поистине, я не напиваюсь, сделав только один вдох. Тогда Пророк

    сказал Так отведи кубок ото рта, а потом дыши
    [Тирмизи]
    Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) переда т, что Посланник Аллаха

    запрещал дышать в сосуд или дуть в него.
    Мусульманин приветствует своих братьев по вере мусульманским приветствием, исполняя веление Всевышнего Аллаха и Его Посланника

    . Приветствовать друг друга для мусульман непросто традиция, которая есть в любом обществе и изменяется стечением времени. Мусульманское приветствие не претерпело никаких изменений на протяжении пятнадцати веков, то есть с тех самых пор, когда Всевышний Аллах направил к людям Своего последнего Пророка Обмен приветствиями — указание на взаимную любовь, к которой побуждает Всевышний верующих, и символ братства и дружбы. К тому же приветствующим друг друга Всевышний Аллах обещал щедрую награду. Однако сегодня, к нашему величайшему сожалению, этот благородный исламский обычай постепенно исчезает. Люди проходят мимо друг друга, не здороваясь. Они приветствуют лишь знакомых, и то — приветствием, перенятым у немусульман…

    533
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета
    Всевышний Аллах повелел верующим приветствовать друг друга в ясном аяте Своей Книги:
    О вы, которые уверовали не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей.
    Сура 24 Свет, аят Всевышний Аллах также повелел верующим отвечать на приветствие таким же или лучшим, то есть более полным приветствием:
    Когда вас приветствуют,
    отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же са-
    мым.
    Сура 4 Женщины, аят Посланник Аллаха

    уделял много внимания приветствию, побуждал верующих приветствовать друг друга и напоминал им о достоинствах приветствия.
    Сподвижник аль-Бара сказал Пророк

    велел нам делать семь вещей и запретил семь других. Он велел нам провожать погребальные носилки, навещать больного, принимать приглашения, помогать притесняемому, выполнять клятвы, отвечать на приветствия и желать блага чихнувшему
    [Буха- ри; Муслим]
    ‘Абдаллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Один человек спросил Пророка

    : Какие проявления ислама являются наилучшими Он ответил Корми людей и приветствуй тех, кого знаешь и кого не знаешь
    [Бухари; Муслим]
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Мусульманин знает, насколько важно приветствие. Обмен приветствиями приносит верующим огромное благо. Самое большое благо Всевышний дарует тому, кто первым приветствует людей.
    Посланник Аллаха

    сказал Поистине, больше всего заслуживает милости Аллаха и Его награды тот, кто приветствует людей первым
    [Абу Давуд]
    Посланник Аллаха

    сказал Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, вы не войдёте в Рай до тех пор, пока не уверуете, а вы не уверуете [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на действие, совершая которое, вы полюбите друг друга Приветствуйте друг друга
    [Муслим]
    Сподвижники Пророка

    и их последователи также придавали большое значение приветствию. Они обращались с приветствием к Посланнику Аллаха

    , друг к другу и к членам своей семьи.
    Ат-Туфайль ибн Убайй ибн Каб рассказывает, что по утрам он обычно приходил к ‘Абдаллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах ими его отцом) и отправлялся с ним на рынок. Он сказал И когда мы отправлялись утром на рынок, ‘Абдал- лах приветствовал каждого старьёвщика, купца, бедняка и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды я как обычно пришёл к ‘Абдаллаху ибн ‘Умару, ион позвал меня с собой на рынок, а я сказал ему Что тебе делать на рынке, ведь тыне останавливаешься для покупок и не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену за свой товар и не присоединяешься к собирающимся там Я предлагаю оставайся сидеть здесь и давай поговорим. В ответ мне он сказал О обладатель большого живота, поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради приветствий и приветствуем там каждого встречного
    [Бухари. Адаб]
    Сподвижники Посланника Аллаха

    приветствовали друг друга словами Мир вам, милость Аллаха и Его благослове-

    535
    § 34. Воплощение исламского Шариата и исламского этикета ние — Ас-саляму ‘алейкум ва рахмату Ллахи ва баракятух», и отвечали на приветствие словами Ивам мир, милость Аллаха и Его благословение — Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату
    Ллахи ва баракятух», и сегодня мусульмане при встрече говорят друг другу те же слова.
    При встрече с братьями по вере мусульманин использует только эту форму приветствия, не пользуясь традиционными приветствиями той местности, в которой он живёт. Он знает, что приветствия вроде Здравствуйте или Привет не только не заменяют мусульманского приветствия, но и лишают верующих возможности получить награду, которую дарует Всевышний Аллах приветствующим друг друга и отвечающим на приветствия. Если Всевышний избрал для Своих рабов опре- делённую форму приветствия, то именно она, вне всякого сомнения, является наилучшей. Это приветствие искренне верующих, следующих прямым путём и стремящихся к довольству Всевышнего, и мусульманин, бесспорно, желает присоединиться к ним. Испокон веков эти слова служили приветствием приверженцам Единобожия.
    Абу Хурайра передаёт, что Пророк

    сказал Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, и отныне это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков. И Адам сказал им Мир вам, они же ответили Мир тебе и милость Аллаха, добавив к его приветствию слова и милость Аллаха
    [Бухари; Муслим]
    ‘Аиша сказала Однажды Посланник Аллаха

    сказал мне О ‘Аиша! Джибриль приветствует тебя Я сказала И ему мир, милость Аллаха и Его благословения
    [Бу- хари Муслим]
    Мусульманин низа что не променяет это благословенное приветствие, предписанное Самим Всевышним, на приветствия, придуманные людьми
    Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
    Всевышний Аллах сказал:
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта