Главная страница

И его личность в свете корана и сунны


Скачать 6.42 Mb.
НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
Дата23.05.2023
Размер6.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
ТипКнига
#1152484
страница22 из 28
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28
§ 24. Провожающий погребальные носилки
Мусульманин знает, что всё предопределено Всевышним Аллахом, и всегда соглашается с Его предопределением. Он верит в совершенство знания Аллаха, которое объемлет всякую вещь, а также в то, что Аллах заботится обо всём сущем и управляет всеми что Он записал на Хранимой скрижали за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли всё, что произойдёт до самого Судного дня. Первым, что сотворил Аллах, стала Письменная трость, которой Он сказал Пиши Она сказала Господи, а что мне писать Он сказал Пиши всё, что будет, — иона записала всё, что должно произойти до Судного дня.
Мусульманин богобоязнен и покорен Всевышнему Аллаху, а потому спокойно воспринимает посланное ему испытание и проявляет смирение, терпение и довольство предопределением Аллаха

473
§ 24. Провожающий погребальные носилки
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

сказал Всевышний Аллах говорит Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из обитателей мира этого, кого он любила он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха
[Бухари]
Мусульманин понимает, что земная жизнь — лишь дорога к вечности, туннель, ведущий в другую, настоящую жизнь. Всевышний Аллах сказала Последняя обитель — это настоящая жизнь.

Сура 29 Паук, аят Всевышний сказал:
разве тыне знаешь, что аллаху известно о том, что на небе и на земле Поистине, это есть в Писании. Поистине, это для аллаха легко.
Сура 22 Хадж, аят Всевышний мудри Он знает, когда забрать из этого мира того или иного человека, и если человек умер в такой-то день ив такой-то час, значит, так было нужно итак было лучше для него самого.
Мусульманин понимает, что громкие причитания и рыдания по покойному — это выражение несогласия с предопределением Всевышнего. А кто решается противоречить постановлениям Всевышнего и осуждает Его решения, тот совершает огромный грехи навлекает на себя гнев Господа и Его наказание.
Мусульманин приходит на похороны и провожает покойного в последний путь, повинуясь велению Посланника
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
Аллаха

, который сказал Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему
[Бухари; Муслим]
Принимая участие в похоронах, проведение которых часто связано с различными нововведениями и отклонениями, он неуклонно придерживается исламской традиции. Примерами отклонений могут служить отказ от совершения заупокойной молитвы, громкие причитания, крики и тому подобные вещи.
Если мусульманин приходит к умирающему вовремя агонии или стало ясно, что больной находится при смерти, он подсказывает ему слова свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, поступая так в соответствии с велением Посланника Аллаха

, который сказал Подсказывайте своим умирающим, чтобы они произносили слова Нет божества, кроме Аллаха
[Муслим]
Когда человек умирает, мусульманин обращается к Аллаху с такой же мольбой за него, с которой Пророк

обратился за сподвижника Абу Саляму.
Сообщается, что после кончины Абу Салямы Пророк сказал О Аллах, прости Абу Саляме, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу, и освети её для него
[Муслим]
После этого он приводит членам семьи покойного несколько хадисов, которые могут облегчить постигшее их горе, поскольку в них разъясняется, что следует смириться сутра- той и проявить терпение в надежде на великую награду Аллаха, уготованную Им для проявляющих терпение.
Так, например, передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Аллаха

сказал Всевышний Аллах говорит Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего


475
§ 24. Провожающий погребальные носилки
раба, если заберу Я того из обитателей мира дольнего, кого он любила он станет безропотно переносить эту утрату в надежде на награду Аллаха
[Бухари]
Он напоминает ими о том, как пристало вести себя мусульманину в случае смерти кого-нибудь из близких, под- чёркивая, что ему необходимо следовать наставлениям Пророка Если сам мусульманин лишается близкого человека, он не теряет самообладания, и горе не может заставить его делать запрещённое Всевышним. Он проявляет терпение, надеясь на награду Аллаха и не говорит ничего из запрещённого исламом.
Посланник Аллаха

сказал Два из людских дел относятся к неверию. Это обвинение в незаконнорождённости и громкое оплакивание покойного
[Муслим]
Пророк

сказал Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена невежества
[Бухари; Муслим]
Мусульманин знает, что у каждого человека свой сроки что смерть неизбежна. Все люди смертны, и это подтвердил Всевышний, сказав:
Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром излом ради искушения, и к нам выбудете возвращены.
Сура 21 Пророки, аят Воистину, ты смертен, и они

смертны.
Сура 39 Толпы, аят Аллах — Творец всего сущего, и Он даёт человеку жизнь, а потом забираете, когда пожелает, и Он приводит нас в этот мир,
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом и Он же забирает нас из него, когда приходит время. Все мы принадлежим Ему и к Нему вернёмся. Понимая это, мусульманин не видит причин вести себя так, как вели себя люди во времена невежества.
Абу Бурда, сын Абу Мусы , рассказывает Однажды
Абу Муса тяжело заболели когда голова его покоилась на коленях одной женщины из его семьи, он лишился чувств. Она принялась громко причитать, а он ничего не мог сказать ей. Очнувшись, он сказал Яне имею отношения к тем, от кого отрекался Посланник Аллаха

. А он, поистине, отрекался от кричащей, обривающей и разрывающей
[Бухари; Муслим]
«Кричащая» — это та, которая громко причитает и плачет обривающая — та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе а разрывающая — та, которая разрывает на себе одежду.
Ислам — религия терпения, скромности, стыдливости и пристойности, ион запрещает человеку вести себя подобно умалишённому или одержимому, кричать, рвать на себе одежду и царапать лицо, даже если речь идёт о смерти близкого человека. В тоже время ислам учитывает человеческие чувства и не запрещает человеку, который потерял любимого человека, печалиться и плакать, избегая громких рыданий и причитаний. Это естественная реакция человека на постигшее его горе, потому что он живой и Аллах наделил его чувствами.
Посланник Аллаха

не был исключением. Он тоже плакал, когда Всевышний забирал из этого мира близких ему людей.
Усама ибн Зайд ибн Хариса сказал Однажды, когда мы сидели у Пророка

, одна из его дочерей послала сказать ему, что её сын находится при смерти, и позвать его к себе. Однако Пророк

сказал посланцу Возвращайся к ней и скажи ей, что Аллаху принадлежит то, что Он забрали то, что Он даровали для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха. Однако через некоторое время она снова послала за ним, заклиная его

477
§ 24. Провожающий погребальные носилки прийти к ней. Тогда Пророк

встали вместе с ним поднялись Сад ибн ‘Убада и Му‘аз ибн Джабаль. Я пошёл вместе сними Посланнику Аллаха

передали мальчика, который уже начал хрипеть, и из глаз Посланника

потекли слёзы. Сад сказал О Посланник Аллаха, что это Он ответил Это — милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов. Поистине, Аллах милует милосердных из Своих рабов
[Муслим]
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал Когда Сад ибн ‘Убада серьёзно заболел, Пророк пришёл навестить его вместе с ‘Абд-ар-Рахманом ибн
‘Ауфом, Садом ибн Абу Ваккасом и ‘Абдаллахом ибн Мас‘удом. Зайдя к больному и увидев его в окружении родных, он спросил Он уже умер Они ответили Нет, о Посланник Аллаха, и тогда Пророк

заплакал, увидев же, что он плачет, заплакали и другие. Затем он сказал Разве вы не слышите Поистине, Аллах не подвергает мучениям низа слёзы, текущие из глаз, низа печаль сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это — ион указал на свой язык
[Бухари; Муслим]
Анас ибн Малик сказал «Как-то раз мыс Посланником Аллаха

зашли к кузнецу Абу Сайфу, который был мужем кормилицы Ибрахима, и Посланник Аллаха

взял Ибрахи- ма на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах. А потом мы пришли к Абу Сайфу ещё раз, когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз Посланника Аллаха

полились слёзы, а ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф сказал И ты, о Посланник Аллаха Он ответил О Ибн ‘Ауф, поистине, это — милосердие Затем он сказал Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, номы говорим лишь то, что угодно нашему Господу Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”
»
[Бухари; Муслим]
Большинство людей, когда их постигает горе, неспособны сдержать слёзы. А Аллах не возлагает надушу ничего сверх того, что ей по силам. Однако Он запретил делать всё, что увеличивает горе человека, усиливает его печаль, изводит его
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом и заставляет его забыть о правилах приличия и нормах ислама. Слёзы грусти, которые человек проливает молча, помогают ему пережить горе и облегчают потрясение, а стенания, громкие причитания и крики, напротив, лишь усиливают печаль человека и не дают ему успокоиться.
Во времена невежества многие люди завещали оплакивать себя так, чтобы этот плач запомнили надолго. Плакальщицы били себя по щекам, рвали на себе одежду и перечисляли достоинства покойного. Вместо того чтобы успокоить родных и друзей покойного, утешить их и призвать к терпению, они только подливали масла в огонь. Как сказал поэт, завещавший громко оплакивать себя:
Когда умру я, ты меня
Оплакивай достойно,
И на себе одежды рви,
О Умм Мабада!
Ислам строго запретил оплакивать покойного так, как оплакивали во времена невежества, потому что, поступая так, верующий как будто возражает Всевышнему и осуждает Его предопределение. Он угождает Шайтану, который радуется, когда люди нарушают веления Всевышнего и Его запреты.
Посланник Аллаха

старался искоренить обычаи врем н невежества в среде верующих. Среди этих обычаев было и громкое оплакивание покойного. Он так стремился избавить мусульманскую общину от этого скверного и греховного обычая, что даже принимая присягу женщин, брал с них обещание не оплакивать покойных так, как это было принято во времена невежества. Сподвижница Умм ‘Атыйя сказала Принимая нашу присягу, Пророк

взял с нас обещание не причитать по покойным».
Усайд ибн Абу Усайда передаёт, что одна женщина, которая приносила присягу Посланнику Аллаха

, сказала «Сре-

479
§ 24. Провожающий погребальные носилки ди того, относительно чего мы клялись Посланнику Аллаха

, было и обещание не расцарапывать себе лицо, не призывать на себя бедствия, не разрывать на себе одежду и не рвать на себе волосы
[Абу Давуд]
Человека, который громко оплакивает покойного, ожидает страшная участь, которой мусульманин всеми силами стремится избежать.
Абу Малик аль-Аш‘ари передаёт, что Посланник Аллаха сказал Если женщина, громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, тов День воскресения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев
[Муслим]
Мусульманин избегает деяний времён невежества, в том числе и громких причитаний по покойному. Он боится Аллаха и старается отдаляться от всего, что противоречит исламу. Он верит в предопределение Всевышнего и проявляет смирение, чтобы его ни постигло, и призывает своих братьев по вере проявить терпение и избегать слови дел, запрещённых
Всевышним.
Благочестивый мусульманин старается присутствовать на похоронах вплоть до завершения погребения, так как за это человеку полагается огромная награда.
На это указывают слова Пророка

, который однажды сказал Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карата тот, кто останется до завершения погребения, получит награду в два карата. Люди спросили Что это за два карата Он ответил Они подобны двум огромным горам
[Бухари; Муслим]
Побуждая людей к присутствию на похоронах вплоть до завершения погребения покойного, ислам укрепляет братские связи между мусульманами и воспитывает в них чувство верности. Кроме того, это помогает близким умершего проявлять терпение и утешает их, особенно если им известно, что ходатайство
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом людей, стоящих плотными рядами вовремя молитвы за покойного, будет принято. Об этом сообщил Посланник Аллаха

, который сказал Если после смерти любого мусульманина у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, их ходатайство за него обязательно будет принято
[Муслим]
Мусульманин обязательно должен знать, как совершается погребальная молитва, и помнить, с какими мольбами по примеру Пророка

следует обращаться к Аллаху вовремя её совершения. После того как погребальные носилки поставят на землю, а люди выстроятся в ряды для совершения молитвы, имам произносит слова Аллах велик в первый раз, обращается к Аллаху с мольбой о защите и читает cуру «Аль-Фатиха». Затем он произносит слова Аллах велик во второй раз, после чего обращается к Аллаху с мольбами за Пророка

, читая молитву Ибрахима. Затем он произносит слова Аллах велик в третий рази обращается к Аллаху с мольбами за покойного и за всех мусульман.
‘Ауф ибн Малик сказал Однажды Посланник Аллаха совершил погребальную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший прими сделай место его входа просторными омой его водой, снегом и градом,

75 Речь идёт об избавлении от мучений, искушений и мрака могилы 76 Здесь подразумевается прощение всевозможных упущений, касающихся исполнения религиозных обязанностей 77 То есть сделай его удел в Раю хорошим приведи его к высокому месту 78 Имеется ввиду могила 79 Здесь метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения

481
§ 24. Провожающий погребальные носилки
и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и супругу лучше его супруги, и введи его в Рай, и защити его от мук могилы И я даже сам захотел оказаться на месте покойного».
Затем имам произносит слова Аллах велик в четвёртый раз, после чего лучше всего обратиться к Аллаху с такой мольбой О Аллах, не лишай нас награды за него, не подвергай нас испытаниям после него и прости нас и его — а потом произнести слова Мир вами милость Аллаха».
После этого мусульманин провожает носилки с телом покойного до тех пор, пока их не опустят на землю у могилы, аза- тем, вплоть до завершения погребения, просит простить покойного и обращается к Аллаху с мольбами укрепить его. Так поступал сам Посланник Аллаха

, итак он приказывал поступать остальным.
‘Усман ибн ‘Аффан передаёт: Обычно после завершения погребения покойного Пророк

некоторое время стоял у его могилы и говорил Молите Аллаха опрощении для вашего брата и просите, чтобы Аллах его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы
[Абу Давуд]
Незадолго до смерти ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал когда же вы положите меня в могилу, то засыпайте меня землёй понемногу,
80 Или от мук Огня. «Аллахумма гфир ля-ху, ва рхам-ху, ва ‘афи-хи, ва фу ‘ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси‘ мадхаля-ху, ва гсиль-ху би-ль-
ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва накки-хи мин аль-хатайа ка-ма
наккайта с-сауба ль-абйада мин ад-данаси, ва абдиль-ху даран хай-
ран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахли-хи, ва зауджан хайран мин зауджи-хи, ва адхиль-ху ль-джанната, ва а‘из-ху мин ‘азаби ль-
кабр!»
هلخدم عسوو هلزن مركأو هنع فعاو هفاعو هحراو هل رفغا مهللا
نم ضيبلأا بوثلا تيقن امك اياطلا نم هقنو دبلاو جلثلاو ءالاب هلسغاو
هجوز نم ايرخ اجوزو هلهأ نم ايرخ لهأو هراد نم ايرخ اراد هلدبأو سندلا
بقلا باذع نم هذعأو ةنلجا هلخدأو
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вами посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа
[Муслим]
Участие мусульманина в похоронах означает, что он является активным членом общества, в котором живёт, ведь жизнь состоит не только из радостей и счастливых событий. Радости в ней чередуются с печалями, благополучие — с невзгодами, а улыбки — со слезами. Истинный мусульманин не теряется в любых обстоятельствах, зная, что должен сказать определён- ные слова и выполнить определённые обязанности.
Участие в похоронной процессии приносит мусульманину огромную пользу, поскольку напоминает ему о смерти и заставляет задуматься. А чем чаще вспоминает человеко смерти, тем больше задумывается о своей участив мире вечном и тем больше усилий прикладывает для того чтобы оказаться в числе спасённых и преуспевших. Один из современных учёных упомянул в своей проповеди о необходимости вспоминать о смерти и трудиться для мира вечного, сказав Поистине, человек приходит в этот мир для того, чтобы трудиться. А в Судный день Он будет воскрешён, и ему воздастся за все его дела. Всевышний не сотворил человека просто так, без цели, и не предоставил его самому себе. Счастлив тот, кто готовит для своей души благие дела, которые он потом найдёт сбережёнными у Аллаха. И несчастен тот, кто творил зло, поступая несправедливо с самим собой, из-за чего сам же оказался в убытке. Посмотрите на свои дела и спрашивайте со своей души до того, как закончится ваш земной срок, ибо, поистине, смерть — конец дели начало воздаяния. И смерть близка, ивы не знаете, когда она придёт, а расчёт точен, ивы не знаете, когда вас подвергнут ему. Седина — предвестник смерти, готовьтесь же к ней. Смерть ваших ровесников говорит о близости вашей смерти, так вспомните же о смерти и трудитесь для того, что будет после не, чтобы ваша жизнь в мире вечном была

483
§ 24. Провожающий погребальные носилки достойной. И пусть не отвлекает вас то, что вы скоро покинете навсегда. Пусть не обольщают вас далеко простирающиеся надежды и мечты, и пусть не заставят они вас забыть о том, что однажды придёт ваш час. Мечтам скольких людей не суждено было сбыться Сколько проснувшихся утром не дожили до вечера Сколько доживших до вечера не дожили до утра Сколько людей на смертном одре страстно желали задержаться в этом мире, чтобы исправить свои дела и восполнить упущенное. Однако им было сказано Поздно Время ушло, и то, чего ты желаешь, невозможно. Мы предупреждали тебя о том, что тыне вернёшься туда”».
Земная жизнь подобна путешествию. Путник в каждое мгновение и с каждым шагом ощущает, что отдаляется от исходного пункта и приближается к цели. Отправляясь в путешествие, например, на машине, он время от времени невольно подсчитывает вот, он проехал столько-то километров, и осталось ещё столько-то. А если он путешествует самолётом, он не раз смотрит на часы и думает позади уже такая-то часть пол- та, а осталось ещё столько-то. И мусульманин должен постоянно чувствовать, что приближается конец его путешествия в этом мире и что он всё ближе подходит к смерти. И если путешественник знает, какой отрезок пути он уже преодолели сколько ему ещё предстоит пройти, то человек в своём путешествии под названием жизнь знает, сколько прошло из его жизни, но ему не дано знать, сколько ещё осталось. Поэтому он должен быть готовым встретиться со смертью в любой миг, ведь он не знает, когда умрёт.
Несколько человек пришли к одному праведнику и, увидев его жилище, сказали Поистине, дом твой представляется нам домом человека, который собрался уезжать. Он сказал в ответ Яне уеду, но буду изгнан неожиданно. Он имел ввиду, что смерть унесёт его из этого мира внезапно.
Человек должен вспомнить о том, что смерть может прийти внезапно. Сколько людей легло спать в своём доме,
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом среди своих родных, будучи вполне здоровыми, и не проснулись утром, или же они проснулись, ноне дожили до вечера. И сколько городов, в которых люди жили спокойной жизнью, даже не помышляя о смерти, было разрушено землетрясениями и другими стихийными бедствиями, вовремя которых разрушились сотни домов и погибли тысячи людей засчитанные минуты или часы.
А кто гарантирует нам, что мы проживём ещё несколько мгновений и успеем покаяться в своих грехах, которых, увы, немало 25. Благодарный и отвечающий добром на добро

Мусульманин всегда благодарит людей за добро, которое они делают ему. Благодарность способствует распространению блага и пробуждает в людях желание делать друг другу добро. Мусульманин ценит добро, которое ему делают, и благодарит за него, следуя примеру Посланника Аллаха Посланник Аллаха

сказал Кому сделали какое-нибудь добро, ион сказал Да вознаградит тебя Аллах, тот отблагодарил должным образом
[Тирмизи]
Посланник Аллаха

также сказал Кто попросил защиты у Аллаха, защитите его А кто сделает вам добро, отблагодарите его
[Абу Давуд]
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха

сказал Если кто-то попросил у вас защиты ради Аллаха, защитите его, и если

кто-то попросил у вас ради Аллаха, удовлетворите его просьбу или если кто-то позвал вас, ответьте ему, и если кто-
то сделает вам добро, вознаградите его, а если не найдёте, чем вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не почувствуете, что вы отблагодарили его

485
§ 25. Благодарный и отвечающий добром на добро
Мусульманин считает благодарность и признательность частью религии, которую он исповедует, и обязанностью, которую нельзя не исполнить. По мнению мусульманина, любой человек, совершающий доброе дело, заслуживает благодарности, независимо оттого, какую пользу он принёс людям. Случается, что человек делает нечто благое, однако оно по тем или иным причинам никому не приносит пользы. В этом нет его вины. Достаточно того, что у него было благое намерение ион стремился сделать нечто доброе и хорошее…
Мусульманин знает, что благодарность Всевышнему неразрывно связана с благодарностью людям, и человек не будет благодарить Аллаха должным образом до тех пор, пока не нач- нёт благодарить людей.
Посланник Аллаха

сказал Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей 26. Поддерживающий отношения с людьми и терпеливо переносящий обиды

Мусульманин понимает, что общение с людьми — это тоже искусство. Ведь все люди разные, и к каждому нужно найти подход. Среди них есть вспыльчивые, заносчивые, упрямые, злопамятные, назойливые и любящие иронизировать и язвить. Многие из них думают лишь о мирском и не вспоминают о Творце и о мире вечном. Они не задумываются о том, для чего пришли в этот мири о том, что станется сними после смерти. Более того, есть верующие, которые ради ненужных мелочей забывают о том, что действительно важно. Чаще всего это происходит с теми, у кого мало знаний. Мусульманину приходится терпеть обиды, возражения, споры, насмешки Однако мусульманин никогда не теряет надежды на милость Всевышнего и Его помощь и поддержку. Он знает, что всё происходит исключительно по Его воле,
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом и общается с людьми ради Всевышнего Аллаха, исполняя Его веление и стремясь к Его довольству и награде.
Мусульманин знает, что земная жизнь предназначена не для отдыха и что Всевышний Аллах возложил на него немаловажных обязанностей. Он обязан помогать своим братьям по вере, передавать полезное знание, призывать людей кис- ламу, совершать благие дела и приносить пользу мусульманской общине.
А для этого необходимо общаться с людьми. Поэтому мусульманин не живёт отшельником и не чуждается людей. Он знает, что общение далеко не всегда бывает лёгким и приятными тому, кто много времени проводит с людьми, нередко приходится жертвовать своим покоем и терпеливо переносить обиды. Однако мусульманин умеет сдерживать гнев, старается не терять хладнокровия и не отвечать злом назло. Он готов к тому, что не все, кого он призывает к исламу, внемлют его призыву.
Мусульманин следует примеру благородных посланников Всевышнего, которые терпели обиды, издевательства и насмешки от своих народов. Их обвиняли во лжи, называли колдунами или одержимыми, притесняли, обижали, насмехались над ними, ругали их, изгоняли и даже пытались убить, несмотря на то, что они несли людям послание Господа, в котором благо для людей. Посланники терпеливо разъясняли своим народам истину и неустанно призывали их последовать прямым путём. Однако в большинстве случаев призыву внимали лишь немногие. Остальные же отворачивались или даже проявляли враждебность.
Посланники прикладывали огромные усилия, призывая людей к Аллаху. Чтобы понять это, достаточно прочитать суру
«Нух», в которой рассказывается о том, как Нух

призывал свой народ в течение девятисот пятидесяти лет. Он призывал их днём и ночью, открыто и втайне, используя при этом всевозможные приёмы — от прельщения до предостережения, от

487
§ 26. Поддерживающий отношения с людьми и терпеливо переносящий обиды благих обещаний до угроз. Он всеми силами пытался сорвать завесы, окутавшие их разум, и привлечь их внимание к знамениям Всевышнего во Вселенной. Он заботился о них и искренне желал им блага. Он хотел, чтобы в мире вечном они оказались в числе спасённых и преуспевших. Однако они отвергли его призыв Об этом упоминается в Коране:
Он сказал Омой народ Воистину, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель.
Поклоняйтесь аллаху, бойтесь его и повинуйтесь мне!
Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока. Воистину, когда срок аллаха наступает, он уже не откладывается. если бы вы только
знали!»
Он сказал Господи я призывал мой народ ночью и днём,
но мои проповеди лишь ускорили их бегство.
Каждый раз, когда я призывал их, чтобы ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами.
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
Они упорствовали и надменно превозносились.
Затем я призывал их
открыто.
Затем я обращался к ним всенародно и говорил сними
наедине.
я говорил Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий.
Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди,
поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки.
Почему вы не чтите величия
аллаха?
Он ведь создавал вас по эта-
пам.
неужели вы не видели, как аллах создал семь небес одно над другим,
сделал луну светлой, а солнце сделал светильником

489
§ 26. Поддерживающий отношения с людьми и терпеливо переносящий обиды
аллах вырастил вас из земли, словно растения.
Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда.
аллах сделал для вас землю
ковром,
чтобы выходили по ней широкими дорогами”».
Сура 71 «Нух», аяты Они сказали О нух Ной если тыне прекратишь, то непременно окажешься одним из тех, кого побили кам-

нями».
Сура 26, Поэты, аят Пророк Худ также терпеливо призывал свой народ, увещевая своих соплеменников и искренне желая им блага, а в ответ получал лишь заносчивость грубость и обвинения во лжи. Об этом также упоминается в Коране:
Вот их брат Худ сказал им неужели вы не устраши-
тесь?
я являюсь посланником к вам, достойным доверия.
Бойтесь же аллаха и повинуйтесь мне
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь
миров.
неужели выбудете понапрасну возводить на каждом холме по примете по высокому строению],
строить замки или водохранилища, словно выбудете жить вечно,
и хватать людей, подобно
деспотичным тиранам?
Бойтесь же аллаха и повинуйтесь мне.
Бойтесь того, Кто помог вам тем, что вам известно.
Он помог вам домашней скотиной и сыновьями,
садами и источниками.
я боюсь того, что вас постигнут мучения в Великий день».
Они сказали нам всё равно, будешь ты увещевать или не

491
§ 26. Поддерживающий отношения с людьми и терпеливо переносящий обиды
будешь в числе тех, которые
увещевают.
Это — всего лишь обычаи или измышления первых
поколений,
и мы не будем наказаны».
Они сочли его лжецом.
Сура 26 Поэты, аяты Когда пророк Салих обратился к своему народу сне менее искренними доброжелательным призывом, его соплеменники грубо оборвали его и сказали без малейшего уважения:
ты — всего лишь один из
околдованных.
ты — всего лишь такой же человек, как и мы.
Сура 26 Поэты, аяты А ведь он желал им только добра и призывал их уверовать в их Создателя и Господа…
Соплеменники пророка Шу‘айба в своей надменности, заносчивости и неприятии истины зашли ещё дальше и бросили ему вызов, посмеявшись над ним:
Они сказали ты — всего лишь один из околдованных.
ты — всего лишь такой же человек, как и мы, и мы
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
полагаем, что ты являешься одним из лжецов.
низринь на нас осколок неба, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду!»
Сура 26 Поэты, аяты Лют, который долго увещевал своих погрязших в грехе соплеменников, говорил сними мягко и боялся за них, получил в ответ чёрную неблагодарность и даже угрозы:
Они сказали О лют Лот, если тыне прекратишь, то окажешься одним из тех, кто был изгнан».
Сура 26 Поэты, аят А соплеменники Ибрахима не ограничились угрозами, но и бросили Ибрахима в Огонь, от которого его спас Всевышний Аллах. И это притом, что Ибрахим был кроткими благовоспитанным, желал своим соплеменникам только блага и не говорил им скверных слов.
Сколько пришлось претерпеть лучшим из людей — посланникам Всевышнего — от своих соплеменников…
Посланник Аллаха

долгие годы призывал свой народ к исламу и убеждал их уверовать в Единого Бога и не поклоняться никому наряду с Ним. Он желал им блага, а они обижали его и даже вынудили к переселению. Однако он проявлял смирение и терпеливо продолжал исполнять свой долг перед
Всевышним.
‘Аиша передаёт, что однажды она спросила Пророка Был ли для тебя день тяжелее, чем день битвы при Уху- де Он сказал Мне пришлось претерпеть от твоих сопле

493
§ 26. Поддерживающий отношения с людьми и терпеливо переносящий обиды
менников многое, но самым тяжким из всех был день ‘Акабы, когда я предложил Ибн ‘Абд-Яляйлю ибн ‘Абд-Кулялю
81
последовать за мной, но он дал мне не тот ответ, которого я от него ждал. И тогда я удалился огорчённый, что было заметно по моему лицу. Я пришёл в себя только после того, как добрался до Карн ас-Са‘алиб
82
. Подняв голову, я заметил, что стою в тени облака. Взглянув на него, я увидел Джибриля, который сказал Поистине, Всевышний Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Он направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать сними, что пожелаешь. А потом ко мне обратился ангел гор, который приветствовал меня и сказал О Му-
хаммад, поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники, а я ангел гори Господь мой направил меня к тебе, чтобы ты приказывал мне. Так чего же ты хочешь Если пожелаешь, я обрушу на них две горы. На это Пророк

сказал Нет, я прошу только о том, чтобы Аллах произвёл от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху, не приобщая к Нему никого и ничего
[Бухари; Муслим]
Посланник Аллаха

сказал Верующий, который общается с людьми и терпит наносимые ими обиды, лучше того, который не общается с людьми и не терпит наносимые ими обиды
[Бухари. Адаб]
Посланник Аллаха

призывал своих сподвижников проявлять терпение, призывать людей к религии Аллаха с мудростью и благим увещеванием и быть готовыми к оскорблениям, насмешками враждебному отношению со стороны людей 81
Ибн ‘Абд-Яляйль ибн ‘Абд-Куляль — один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях 82 Кар нас- С а ‘ али б — гора между Меккой и Таифом на расстоянии суток пути от Мекки, которое является микатом для жителей Неджда. Это место называют также Карн-аль-Маназиль.
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом
Ибн Мас‘уд сказал Я будто и сейчас вижу Посланника Аллаха

, рассказывающего об одном из пророков (да благословит их Аллах и приветствует, которого его соплеменники избили до крови и который вытирал кровь со своего лица, говоря О Аллах, прости моих соплеменников, ибо, поистине, они не ведают, что творят
[Бухари; Муслим]
При разделе военной добычи после битвы при Хунайне
83
Посланник Аллаха

щедро наделил некоторых знатных арабов. Сделал он это исключительно ради того, чтобы окончательно утвердить их в исламе. Однако нашёлся человек, который сказал Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе, и не ради Аллаха это было сделано Когда Посланнику Аллаха

передали его слова, он изменился в лице, покраснев от гнева, а потом сказал Да помилует Аллах Мусу, которому наносили ещё большие обиды, но он терпел!»

Произнеся эти слова, Посланник Аллаха

тут же успокоился.
Если мусульманина, который призывает людей кисла- му и открывает им истину, обижают, он сразу же вспоминает о том, сколько обид пришлось претерпеть Мухаммаду и остальным посланниками пророкам. А если терпели лучшие из людей, так как он может роптать, жаловаться, отстраняться от людей и отказываться исполнять обязанности, которые возложил на него Всевышний Аллах?
Мусульманин снисходителен и терпелив. Он уважает всех людей независимо от их вероисповедания и старается найти подход к каждому. Он не избегает общения с людьми, хотя и знает, что они могут нанести ему обиду и от них он может услышать нечто такое, что оставит неприятный осадок в его ду-
83 Х у на й н — долина близ Мекки, где мусульмане одержали победу над войском племён Гатафан, Хавазин и Сакиф из Таифа и захватили добычу, которая была разделена между участниками сражения

495
§ 26. Поддерживающий отношения с людьми и терпеливо переносящий обиды ше. Вместо этого он проявляет терпение, снисходительность, кротость и великодушие в надежде снискать довольство Всевышнего и Его награду 27. Облегчающий, а не затрудняющий

Мусульманин не любит создавать затруднения людям. Напротив, он старается облегчать их положение и помогать им. Он помнит Слова Всевышнего Аллаха:
аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.
Сура 2 Корова, аят Посланник Аллаха

запрещал верующим создавать затруднения, особенно когда дело касалось религии и призыва к ней, потому что усложнение может отвратить человека от ислама. Он говорил Несите радостную весть, а не внушайте отвращение, и облегчайте, а не затрудняйте»
.
Богобоязненный мусульманин никогда не противоречит Книге Всевышнего Аллаха и хадисам Его Посланника

. Он помнит слова матери верующих ‘Аиши : Когда бы ни предлагали Посланнику Аллаха

на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только оно не было греховным. Если же было в этом что-то греховное, то он держался от такого дела дальше любого из людей. Кроме того, Посланник Аллаха

никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил ради Аллаха
[Бухари; Муслим]
Такова была точка зрения Пророка

, который отличался благоразумием и с высоты своего положения видел слабости людей. Он видели то, что они в разной степени готовы к возвышению и проявлению терпения, в силу чего самым
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом подходящим для них было облегчение, а наибольшее отвращение внушали всевозможные трудности. Именно поэтому Пророк побуждал к облегчению в пределах того, что одобрялось и дозволялось Шариатом.
Ислам побуждает верующих облегчать положение несостоятельных должников, потому что это одно из благородных проявлений человечности в отношениях между людьми, особенно когда дело касается братьев или сестёр по вере.
Ислам — религия человечности, добра, снисходительности ил гкости. А мусульманин — его воплощение и олицетворение.
Мусульманин снисходителен, благонравен, великодушен и нетребователен и старается поддерживать хорошие отношения с людьми.
Если кто-то попросил у него деньги взаймы, а потом, когда пришло время возвращать долг, выяснилось, что должник находится в трудном положении и не может заплатить, мусульманин даёт ему новый срок, не требуя ничего взамен. Он никогда не даёт деньги под проценты, поскольку знает, что это — запретное ростовщичество. Мусульманин не желает причинять людям неудобства, а потому договаривается с ним, что тот вернёт долг, как только его положение улучшится и у него появятся деньги. Поступая так, мусульманин исполняет веление Всевышнего:
если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку.
Сура 2 Корова, аят Это, казалось бы, простое и не требующее никаких усилий действие приносит огромную пользу и должнику, и заимодавцу. Делая облегчение человеку, оказавшемуся в затруднительном положении, мусульманин совершает благое дело, за которое

497
§ 27. Облегчающий, а не затрудняющий его ожидает награда. Кроме того, если речь идёт обрате по вере, тот, видя его доброту, искренность и снисходительность, начинает любить его ещё больше. Так, благодаря этому похвальному поступку укрепляются узы братской любви между мусульманами. Сердце задолжавшего наполняется признательностью и благодарностью. Понимая, что брат поступил с ним столь благородно и великодушно ради Всевышнего Аллаха, он сам невольно вспоминает об Аллахе и благодарит Егоза то, что Он даровал ему таких прекрасных братьев, а также зато, что Он вложил столько добра и искренности в сердца верующих и облегчил его положение. Кроме того, братья по вере обращаются к Всевышнему Аллаху с мольбами друг за друга. Мусульманин, давший деньги в долг, просит Всевышнего облегчить положение брата по вере и даровать ему благой удел. А должник, в свою очередь, обращается к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он вознаградил его великодушного брата за его доброту, укрепил его веру, увеличил его удели помог ему и впредь совершать добрые дела и плодотворно трудиться на Его пути.
Мусульманин стремится избежать ужасов Судного дня и страшится Адского огня, а потому старается совершать как можно больше благих дел, чтобы снискать довольство Всевышнего Аллаха и войти в Его Рай. Он помнит ценные наставления Посланника Аллаха

, в том числе и то, которое передал Абу Катада.
Посланник Аллаха

сказал Кто желает, чтобы Аллах избавил его от печалей Судного дня, пусть облегчает положение несостоятельного должника или прощает ему долг
[Муслим]
А Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

сказал Кто даст несостоятельному должнику отсрочку или простит ему долг, того укроет Аллах в тени Своего Трона в Судный день, когда не будет иной тени, кроме Его тени»
.
Мусульманин не только даёт несостоятельным должникам отсрочку, но ив некоторых случаях — прощает им
Глава девятая. Мусульманин со своим обществом часть долга или даже весь долг, особенно если сам он состоятелен и не нуждается в деньгах. Награда Всевышнего дороже для него, чем мирские блага, поэтому ему нетрудно отказаться от мирского ради того, чтобы снискать довольство Всевышнего и войти в Рай. Он знает зато, что он делает облегчение братьям по вере в этом мире, Аллах сделает ему гораздо большее облегчение в мире вечном, и разумный человек скорее пожертвует немногим в этом мире, чтобы снискать великое благо в мире вечном, чем приобретёт немного мирских благ и лишит себя этим великого блага в мире вечном.
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха

сказал Один человек, часто ссужавший деньги людям, всегда говорил своему слуге Когда приходишь к оказавшемуся в затруднительном положении, прощай ему, может быть, и Аллах простит нам. И когда этот человек встретил Аллаха, Он простил ему
[Бухари; Муслим]
Сподвижник Хузайфа передаёт, что Посланник Аллаха сказал Привели к Всевышнему Аллаху одного из рабов Его, которому Аллах даровал богатство, и Он спросил его Что делал ты в земной жизни, — а они ничего не в состоянии скрыть. Он сказал “O Господь мой, Ты даровал мне богатство, и я вёл торговые дела с людьми. У меня была привычка проявлять снисходительность и прощать, и я делал послабления состоятельному и давал отсрочку находившемуся в затруднительном положении. Всевышний Аллах сказал Я обладаю большим правом на это, чем ты, оставьте же раба Моего 84 Аллах говорит, что Он имеет больше прав на то, чтобы прощать людям и проявлять снисходительность и милосердие к ним 85 То есть Всевышний Аллах простил ему и не стал подвергать его наказанию. Облегчающий, а не затрудняющий
Другой сподвижник Абу Мас‘уд аль-Бадри переда-
ёт, что Посланник Аллаха

сказал Когда одного изживших до вас подвергли расчёту после его смерти, оказалось, что он не делал ничего благого, если не считать того, что, будучи состоятельным, он вёл разные дела с людьми и всегда приказывал своим слугам прощать долги тем, кто находился в трудном положении, и Всевышний Аллах сказал Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, оставьте же его
[Муслим]
Сподвижники ‘Укба ибн ‘Амир и Абу Мас‘уд аль-Ансари да будет доволен Аллах ими обоими) говорили Мы слышали тоже самое из уст Посланника Аллаха

»
[Муслим]
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28


написать администратору сайта