Главная страница
Навигация по странице:

  • «Поистине, шёлк носит тот, кому нет удела в мире

  • Пять действий являются естественными обрезание, сбривание волос с лобка, уда

  • Когда Мы хотели погубить ка- кое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться аллаху. Когда же они предавались не

  • О вы, которые уверовали Почему выговорите то, чего не делаете Велика ненависть аллаха к тому, что говорите вы то, чего не делаете.

  • Когда умирает человек, обрываются все его дела, кроме

  • Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают 30 и тогда начинают видеть 31 .

  • Клянусь душой и тем, Кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие

  • И его личность в свете корана и сунны


    Скачать 6.42 Mb.
    НазваниеИ его личность в свете корана и сунны
    Дата23.05.2023
    Размер6.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаahlak_muslim_quran_sunna.pdf
    ТипКнига
    #1152484
    страница4 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    § 7. Красивый внешний вид
    Истинный мусульманин уделяет внимание своей одежде, и поэтому он всегда хорошо выглядит, хотя и не допускает никаких излишеств. Его вид приятен глазу и внушает симпатию. Такой человек никогда не появляется на людях в грязной или мятой одежде и, прежде чем выйти из дома, всегда осматривает

    91
    § 7. Красивый внешний виде, украшая себя в пределах разумного. Так всегда украшал себя Посланник Аллаха

    перед встречей со своими сподвижниками, не говоря уже о том, что он делал это перед встречей со своими жёнами.
    Толкуя слова Всевышнего скажи Кто запретил украшения аллаха, которые Он создал для своих рабов, и
    [всё] благое из их удела сура 7 Преграды, аят 32), аль-Куртуби пишет Макхуль передал, что ‘Аиша сказала Однажды Посланник Аллаха

    вышел к нескольким своим сподвижникам, которые дожидались его у дверей. В стене дома была ниша с водой, ион стал смотреть на своё отражение в этой воде, поправляя бороду и волосы. Я спросила у него О Посланник Аллаха, и ты делаешь это В ответ он сказал Да, и если человек хочет выйти к братьям своим, пусть приведёт себя в порядок, ибо, поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное!”»
    Мусульманин поступает так, выполняя указание ислама о необходимости во всём придерживаться золотой середины, иначе говоря, умеренности, что не допускает ни излишеств, ни упущений. Всевышний Аллах сказали рабами Милостивого являются те, которые, расходуя, не предаются расточительству и не скупятся, а проявляют умеренность и не впадают в такие крайности…

    Сура 25 Различение, аят Ислам побуждает всех своих последователей, особенно тех, кто занят призывом к исламу, общаться с людьми, появляясь передними в таком виде, который вызывает расположение и симпатию,
    26 Здесь имеется ввиду всё благое из еды и питья
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой а не отвращение. Поведение человека, который под предлогом отречения от мира и проявления смирения заботится о своей внешности так мало, что это принимает отвратительные формы, не имеет ничего общего с исламом. Посланник Аллаха

    , который был господином скромных, богобоязненных и равнодушных к мирским благам, носил чистую и красивую одежду и украшал себя для своих сподвижников и своих жён, демонстрируя таким образом милость, которую даровал ему Аллах, наделив его этой одеждой и этими дозволенными украшениями.
    Посланник Аллаха

    сказал:
    «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость
    [Байхаки. Со слов ‘Имрана ибн
    Хусайна]
    Джундуб ибн Макис сказал Когда к Посланнику Аллаха приезжала делегация какого-нибудь племени, он надевал свои лучшие одежды, требуя от своих ближайших сподвижников, чтобы они следовали его примеру. Я видел, что в тот день, когда к Посланнику Аллаха

    прибыла делегация племени кин- дана нём были йеменские одежды, итак же были одеты Абу
    Бакр и ‘Умар»
    [Ибн Сад. Т. 4. С. Сподвижник ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф носил плащ (или одежду) ценой в пятьсот или четыреста дирхемов
    [Ибн Сад. Т. 3. С. Известно, что в своё время Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) купил себе одежду за тысячу дирхемов и носил её.
    Подобные украшения являются благими, поскольку Аллах не только дозволил Своим рабам пользоваться ими, но и побуждает людей к этому, если только стремление украсить себя
    ًة َمْعِن ٍدْبَع ىَلَع َمَعْنَأ اَذِإ َللها َّنِإ
    ِهْيَلَع ِهِت َمْعِن َرَثَأ ىَرَي ْنَأ َّب َحَأ

    93
    § 7. Красивый внешний вид не превращается в излишнюю разборчивость и любовь к роскоши. Всевышний Аллах сказал:
    О сыны адама! украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов ешьте и пейте, ноне преступайте границы разумного ибо, поистине, Он не любит пре-
    ступающих.
    скажи: Кто запретил украшения аллаха, которые Он создал для своих рабов, и [всё] благое из их удела скажи В этой жизни они для тех, кто уверовали только для них в День воскресения. так Мы подробно разъясняем знамения людям знающим.

    Сура 7 Преграды, аяты 31–32
    Ибн Мас‘уд передаёт, что Посланник Аллаха

    сказал:
    «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку. Один человек воскликнул Но ведь
    27 Таким образом, в земной жизни что-то из благ, предназначенных для обеспечения всем необходимым верующих, достаётся и неверным, нов жизни вечной они не увидят ничего благого ِهِبْلَق ِف َنا َك ْنَم َةَّنَْلجا ُل ُخ ْدَي َلا
    َّنِإ ٌل ُجَر َلاَق ٍْب ِك ْنِم ٍةَّرَذ ُلاَقْثِم
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми Пророк

    сказал Поистине, Аллах Прекрасен, и Он любит прекрасное А высокомерие — это неприятие истины и презрительное отношение к людям.

    [Муслим]
    Сподвижники и их последователи понимали, насколько важен внешний вид. Поэтому имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) всегда носил красивую одежду, использовал благовония и побуждал к этому других. Однажды он увидел на одном из своих собеседников ветхую одежду и, оставшись с ним наедине, дал ему тысячу дирхемов, чтобы он купил себе новую одежду. Однако тот человек сказал Я состоятелен и живу благополучно, и я не нуждаюсь в этих деньгах. Тогда Абу Ханифа сказал, упрекая его Разве не слышал ты хадис: Поистине, Аллах любит видеть следы Своей милости на Своём рабе Измени же свой внешний вид, чтобы вид твой не печалил твоего товарища».
    Абу Ханифа ан-Ну‘ман ибн Сабит ибн Зуты аль-Куфи. Его основным занятием была торговля одеждой. Абу Ханифа родился в 80 г. ха скончался в 150 г. х. Похоронен на кладбище
    Аль-Хайзурана. Известна его могила в Багдаде. Один извели- чайших учёных Ирака, факих. Застал младших сподвижников Посланника Аллаха

    , однако не установлено, что он встречался сними и передавал что-то от них. Он передавал хадисы от последователей сподвижников, таких как аль-Хакам, Хам- мад ибн Абу Сулейман, Саляма ибн Кухайль, ‘Амир аш-Ша‘би,
    ‘Икрима, ‘Ата, Катада, аз-Зухри, Нафи‘ (вольноотпущенник
    Ибн ‘Умара), Яхья ибн Са‘ид аль-Ансари и другие. Самым известным учеником Абу Ханифы был Абу Юсуф Я‘куб ибн
    اًن َس َح ُهُبْوَث َنو ُكَي ْنَأ ُّبُِي َل ُجَّرلا
    ٌليِ َ
    ج َللها َّنِإ َلاَق ًةَن َس َح ُهُلْعَنَو
    ِّقَ ْلا ُر َطَب ُْب ِكْلا َلاَمَْلجا ُّبُِي
    ِساَّنلا ُط ْم َغَو

    95
    § 7. Красивый внешний вид
    Ибрахим ибн Сад аль-Ансари (113–182 г. х. Не менее известен и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани. Среди учеников Абу Ханифы также Зуфар ибн аль-Хузайль (110–158 г. хи аль-Хасан ибн Зияд аль-Люлюи (133–204 г. х. Ибн аль-
    Мубарак утверждает, что ему никогда не приходилось видеть более богобоязненного и скромного человека и более блистательного факиха, чем Абу Ханифа. Многие великие учёные отзывались он мс похвалой и признавали его достоинства.
    Омейяды (бану Умайя) хотели назначить его судьёй Куфы, однако он категорически отказался, за что правитель Куфы Ибн
    Хубайра нанёс ему сто ударов плетью — по десять ежедневно в течение десяти дней. Увидев же его непреклонность, он отпустил его. Когда к власти пришли Аббасиды, Абу Джа‘фар велел ему перебраться из Куфы в Багдад и стать судьёй. Абу
    Ханифа отказался. Тогда Абу Джа‘фар поклялся, что Абу Ха- нифа подчинится его велению, а тот поклялся, что не станет делать этого. Это повторилось несколько раз, после чего аль-
    Мансур велел заключить Абу Ханифу под стражу, ион умер в заточении. Омейяды, находясь у власти, потребовали, чтобы Абу Ханифа стал распорядителем государственной казны, однако он отказался, за что получил двадцать ударов плетью.
    Ибн аль-Мубарак, вспоминая Абу Ханифу, часто говорил Помните человека, которому предлагали все блага мира сего, а он от них бежал При извлечении норм Шариата обращался к Корану, затем — к Сунне, затем — к словам сподвижников. Если же упомянутые три источника не давали ответа на поставленный вопрос, он прибегал к иджтихаду. Широко использовал аналогию (кийас) и целесообразное в данном случае противоречие аналогии (истихсан)
    [Мадхаль]
    Вряд ли стоит доказывать, что мужчины и женщины, призывающие к религии Аллаха, должны быть аккуратными, красивыми и опрятными, потому что для людей они — визитная карточка ислама и должны вызывать расположение и симпатию, а не отталкивать
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    Украшая себя, мусульманин избегает запретного. Например, он не носит шёлк и золото, поскольку ислам запрещает это. Ниже приведём подтверждения этого запрета из Сунны Посланника Аллаха Не носите шёлк, ибо, поистине, кто носит шёлк в этом мире, тот не будет носить его в мире вечном»
    .
    ‘Али сказал Я видел, как Посланник Аллаха

    взял шёлк в правую руку, а золото — в левую, а затем сказал Поистине, эти две вещи запретны для мужчин моей общины и дозволены для их женщин”
    ».
    «Поистине, шёлк носит тот, кому нет удела в мире
    вечном».
    «Кто уверовал в Аллаха ив Последний день, пусть не носит ниш лк, ни золото».
    ‘Али ибн Абу Талиб был первым ребёнком, принявшим ислам, и впоследствии стал четвёртым праведным халифом. Правил с 35 по 40 г. х. Он приходился Посланнику Аллаха двоюродным братом и зятем. Он женился на его дочери Фатыме в месяце рамадан во 2 году хиджры, когда ему было 20 лет. Он принимал участие во всех сражениях и военных походах Посланника Аллаха

    , кроме похода в Табук, вовремя которого он управлял Мединой повелению Посланника Аллаха

    . Вовремя утренней молитвы в Куфе он был смертельно ранен злоумышленником по имени ‘Абд-ар-Рахман ибн Мульджам. Скончался в пятницу числа месяца рамадан 40 г. х.
    [Усуд аль-габа]
    Мусульмане должны совершать действия, которые Посланник Аллаха

    отнёс к естественным, сказав:
    Пять действий являются естественными обрезание, сбривание волос с лобка, уда-
    ِةَر ْطِفْلا َنِم ٌسْ َخ ْوَأ ٌسْ َخ ُةَر ْطِفْلا

    97
    § 7. Красивый внешний вид
    ление волос в подмышках, укорачивание ногтей и подстригание усов.
    [Бухари; Абу Давуд]
    Всё сказанное не означает, что верующий должен забыть обо всём, кроме своего внешнего вида, и проводить долгие часы перед зеркалом или в магазинах одежды и аксессуаров. Ислам религия умеренности и золотой середины во всём. Вопрос внешнего вида, одежды и украшений — не исключение. Забота о внешнем виде и красоте не должна переходить границы разумного и мешать мусульманину исполнять свои обязанности перед Господом и людьми.
    Мусульманин избегает крайностей и не допускает излишеств. Свои средства он расходует умеренно и старается, чтобы все его покупки были полезными. Это относится и к одежде. Он покупает качественные вещи, которые подходят ему и украшают его, однако в его гардеробе ровно столько одежды, сколько ему действительно необходимо. Если ему дарят что-то из одежды, но ему подаренная вещь по каким-то причинам не подходит, он старается отдать её тому, кому она подходит и кто в ней нуждается, чтобы она не пылилась в шкафу, а приносила пользу другим 8. Отказ от роскоши
    Мусульманин остерегается чрезмерной любви к украшениями роскоши, помня слова Посланника Аллаха

    : Да будет несчастен раб динара, дирхема, бархата и дорогой одежды Если ему дают, он доволен, а если не дают, он недоволен
    [Бухари]
    Посланник Аллаха

    также сказал Клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим
    ِطْبِلإا ُفْتَنَو ُداَد ْحِت ْسِلااَو ُناَتِ ْلا
    ِبِرا َّشلا ُّصَقَو ِراَف ْظ
    َلأا ُميِلْقَتَو
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за них, как соперничали они, и увлекут они вас, как увлекли их
    [Бухари]
    Изобилие и роскошь чаще всего развращают человека, разрушают его связь с Господом и заставляют его уклоняться от велений Всевышнего Аллаха.
    Всевышний сказал:
    но нет Человек преступает границы дозволенного,
    когда ему кажется, что он нив чём не нуждается.
    Сура 96 Сгусток, аяты Богатство — одна из причин этого отклонения. Это потому, что состоятельный человек может позволить себе гораздо больше удовольствий и наслаждений, чем бедный, а среди этих наслаждений есть такие, которые запретил Всевышний Аллах. Посланник Аллаха

    сказал Скрыт Огонь за наслаждениями, и скрыт Рай затем, что ненавистно»
    .
    Поэтому роскошь является одной из причин отклонения человека от истинного пути, а это отклонение, в свою очередь, ведёт к гибели. Всевышний сказал:
    Когда Мы хотели погубить ка-
    кое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться аллаху. Когда же они предавались не-
    честию, то относительно него сбывалось слово, и Мы уничтожали его полностью.
    Сура 17 Ночное путешествие, аят 16

    99
    § 8. Отказ от роскоши
    Роскошь отвлекает от поминания Всевышнего Аллаха. Человек, живущий в роскоши, редко вспоминает о нуждающихся и обездоленных и редко задумывается о мире вечном, о расчё- те и воздаянии, о смерти и об ужасах Судного дня, о райском блаженстве и адских муках. Как следствие, он почти не вспоминает о Господе. Привыкая видеть вокруг себя предметы роскоши, человек воспринимает их как нечто само собой разумеющееся и забывает о том, Кому он обязан всем, что у него есть. Он занят своим имуществом днём, и оно снится ему по ночам. Порой пригрезится ему, что он получил огромную прибыль, а иногда — что он лишился половины состояния Сегодня многие люди увлечены миром этими забывают о мире вечном. Одни заняты приобретением богатства и приумножением его, они пренебрегают исполнением своих обязанностей перед Всевышним — например, совершением молитвы и других обрядов поклонения. Другие погрузились в наслаждения мира этого и идут на поводу у своих страстей и желаний, стараясь вкусить всё, что можно, из его удовольствий. Такие люди изнежены и избалованы. Утопая в роскоши, они забыли о мире вечном и не желают вспоминать и говорить он м. Они считают воздержанность, аскетизм и отказ от каких-то благ этого мира глупостью, потому что мир этот укоренился в их сердцах, и они не думают о мире вечном.
    Мусульманин старается приобретать лишь тов чём нуждается он сами члены его семьи, а стоимость украшений, которые он приобретает, например, для дома, не выходит за пределы разумного. Сегодня многие люди, охваченные любовью к роскоши, приобретают золотые и серебряные украшения, в том числе золотую и серебряную посуду. Мусульманин не следует их примеру, и не только потому, что такая посуда относится к предметам роскоши, которой он избегает, нов первую очередь, потому, что ислам запрещает своим последователям пользоваться такой посудой и, как следствие, приобретать е
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    Посланник Аллаха

    сказал Не носите одежду из шёл-
    ка и дибаджа
    28
    , не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине,
    всё это предназначено для них в мире этом, а для нас — в мире вечном».
    Посланник Аллаха

    также сказал Тот, кто пьёт из серебряных сосудов, наполняет своё чрево Адским огнём». А в другой версии хадиса говорится Поистине, тот, кто ест или пьёт из золотой или серебряной посуды…»
    Иными словами, он придерживается умеренности и избегает роскоши, исполняя веления Всевышнего Аллаха и соблюдая Его запреты 9. Учись от колыбели до могилы»
    Мусульманин убеждён, что стремление разума к знанию и использование знания для обнаружения милостей Аллаха, скрытых в бытие, — это его обязанность, так как Посланник Аллаха

    сказал Поиск знания — обязанность каждого мусульманина
    [Ибн Маджа]
    В старые времена арабский поэт Зухайр ибн Абу Сульма написал такие строки:
    Язык и сердце — половинки человека,
    Без них же он всего лишь плоть и кровь…
    Трудно не согласиться с этим. Человек действительно всецело зависит от своего языка и сердца (сознания, мышления, разума. Поэтому разум необходимо обеспечивать полезным знанием и развивать его посредством изучения различных наук 28 Название дорогой материи наш лковой основе

    101
    § 9. Учись от колыбели до могилы»
    Достаточным стимулом к приобретению знаний для мусульманина должно служить то, что Всевышний Аллах возвысил знающих, указав, что лишь они по-настоящему боятся Аллаха. Аллах Всевышний сказал боятся аллаха из рабов его только знающие (сура 35 Ангелы, аят Здесь имеется ввиду, что по-настоящему Аллаха боятся лишь те люди, мысли которых ничем не замутнены и которые ясно видят могущество и величие Аллаха, проявившееся в сотворении Вселенной и живых существ. Они-то и есть знающие.
    Кроме того, Всевышний Аллах отдалим предпочтение перед теми, кто знанием не обладает, сказав:
    скажи: разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом.
    Сура 39 Толпы, аят Сподвижник Сафван ибн ‘Усаль аль-Муради пришёл к Пророку, который находился в мечети, и сказал ему О Посланник Аллаха, поистине, я пришёл в поисках знания. Посланник Аллаха

    сказал Добро пожаловать, о ищущий знания Поистине, ангелы окружают ищущего знания своими крыльями, а потом становятся один на другого, пока не достигают нижнего неба, из любви к тому, к чему он стремится
    [Таба- рани Ибн Хиббан; аль-Хаким]
    Необходимо отметить, что мусульманин непросто приобретает религиозное знание, но и поступает согласно ему. Он не из тех, кто учит других тому, чего не делает сам. Его слова никогда не расходятся с действиями, поскольку он не желает оказаться в числе тех, к кому был обращён упрёк Всевышнего Аллаха
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    О вы, которые уверовали Почему выговорите то, чего не делаете?
    Велика ненависть аллаха к тому, что говорите вы то, чего не делаете.
    Сура 61 Ряды, аяты Мусульмане всегда приобретали знание с невиданным усердием и не переставали учиться даже тогда, когда, казалось бы, ими уже были достигнуты все высоты. Они считали, что постоянное повторение освежает знание, делает его живым, а если его не применять и не повторять, оно умирает и теряется. До нас дошло множество высказываний выдающихся мусульманских учёных, указывающих на то, как они уважали и ценили знание и как стремились постоянно увеличивать свои познания в той или иной области и не забывать уже изученное. Их заветным желанием было пить из чистого источника знаний всю жизнь.
    Мусульманский учёный имам Ибн ‘Абд-аль-Барр переда-
    ёт от Ибн Абу Гассана: Ты остаёшься учёным до тех пор, пока продолжаешь учиться, а прекратив учиться, ты снова становишься невеждой».
    Имам Малик сказал Обладающий знанием нив коем случае не должен прекращать учиться».
    Абу ‘Абдаллах Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу ‘Амир аль-Асбахи из бану Химьяр ибн Саба аль-Акбар, из потомков Яшджуба ибн Кахтана. Родился в 95 г. ха умер в Медине в 179 году, в возрасте 84 лет (аль-Вакиди утверждал, что имам Малик скончался в возрасте 90 лет. Прадедом имама
    Малика был благородный сподвижник Абу ‘Амир, который участвовал во всех сражениях и военных походах Посланника Аллаха

    , за исключением битвы при Бадре. А его дед

    103
    § 9. Учись от колыбели до могилы»
    Малик был одним из крупнейших учёных из числа последователей сподвижников и одним из тех, кто нёс тело убитого ‘Усмана к могиле. Дядя имама Малика со стороны отца Абу Сухайль Нафи‘ ибн Малик ибн Абу ‘Амир был одним из крупнейших учёных из числа последователей сподвижников. Имам Малик передавал от него хадисы в своём сборнике «Аль-Муватта». У имама Малика были большие познания в области хадисов, он долгое время изучал Коран и Сунну и был имамом в хадисах и фикхе. Он впитал знание своих предшественников — сподвижников Посланника Аллаха

    и их последователей. Имам Малик учился у Мухаммада ибн Шихаба аз-Зухри, Яхйи ибн Са‘ида аль-
    Ансари, Нафи‘, вольноотпущенника ‘Абдаллаха ибн Ума- ра, Мухаммада ибн аль-Мункадира, Хишама ибн ‘Урвы ибн аз-Зубайра, Исма‘иля ибн Абу Хакима, Зайда ибн Асляма,
    Са‘ида ибн Абу Са‘ида аль-Макбури, Махрамы ибн Сулей- мана и других. В числе его учеников — имам аш-Шафи‘и,
    Мухаммад ибн Ибрахим ибн Динар, Абу Хишам аль-Мугира ибн ‘Абд-ар-Рахман аль-Махзуми и другие. Ученики имама Малика стали шейхами таких имамов в области хадисов, как аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ахмад ибн
    Ханбаль, Яхья ибн Му‘ин, и других. К имаму Малику приезжали учиться со всех концов света. Когда его звезда взошла, к нему стали обращаться за фетвами даже его бывшие учителя — например, Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уяйна,
    Ибн аль-Мубарак и аль-Авза‘и. Имам Малик был глубоко верующими богобоязненным человеком и относился к ха- дисам Посланника Аллаха

    с таким трепетом, что, прежде чем изречь хадис, совершал омовение, умащал себя благовониями и с достоинством усаживался. При извлечении норм Шариата обращался сначала к Корану, затем — к Сунне. Далее следовало согласное мнение учёных (иджма‘
    عاجإ
    ), согласное мнение жителей Медины, аналогия (кийас
    سايق
    ), слова сподвижника, неоговорённая в Шариате выгода (масалих мурсаля), обычай (‘урф
    فرع
    ), превентивная
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой мера (садд аз-зараи‘
    عئارذلا دس
    ), целесообразная в данном случае противоположность аналогии (истихсан) и правило норма остаётся в силе до тех пор, пока не появится доказательство её изменения (истисхаб
    باحصتسا
    )
    [Мадхаль]
    Имаму ‘Абдаллаху ибн аль-Мубараку сказали До каких порты будешь искать знание Он ответил До смерти. Ведь может бытья ещё не записал слово, которое принесёт мне пользу».
    А другого учёного Абу ‘Амра ибн аль-А‘ля спросили До каких пор человек остаётся пригодным для поиска знаний Он ответил До тех пор, пока он остаётся пригодным для жизни».
    А имам Суфьян ибн ‘Уяйна замечательно ответил на вопрос Кто больше всего нуждается в знании Он сказал Самый знающий из людей. Его спросили Почему Он ответил Потому что ошибка, допущенная им, хуже ошибки любого другого».
    Имаму Фахр-ад-дину ар-Рази, известному комментатору Корана, выдающемуся учёному, автору многих книги величайшему знатоку догматической философии и других наук своей эпохи, скончавшемуся в 606 году хиджры, Всевышний Аллах даровал такое знание и известность, что учёные стекались к нему со всех концов любой области или города, которые он посещал.
    Когда имам ар-Рази прибыл в город Марв, к нему пришло множество учёных и искателей знания, чтобы учиться у него. Они считали честью для себя встретиться с великим учёным. Среди искателей знания был юноша, которому не было ещё и двадцати лет. Он прекрасно знал родословные разных людей и племён. Имам ар-Рази, который не очень хорошо знал эту науку, заметил его и попросил, чтобы тот учил его. Великий уч- ный не видел ничего постыдного в том, чтобы учиться у этого юноши. Он посадил его на место учителя, асам сел в позу ученика, проявляя скромность, которая лишь украсила жизненный путь имама и ничуть не уменьшила его авторитета

    105
    § 9. Учись от колыбели до могилы»
    Этот случай описан историком Якутом аль-Хамви в его книге «Му‘джам аль-удаба», в биографии ‘Азиз-ад-дина
    Исма‘иля ибн аль-Хасана аль-Марвази аль-Хусейни. Якут встречался сними общался и записал его подробную биографию. Он пишет «‘Азиз-ад-дин рассказал мне, что однажды имам ар-Рази прибыл в Марв, а он в то время был уже известным, авторитетными выдающимся учёным, к которому относились с глубоким уважением и почтением, и никто не решался тягаться с ним в знании — настолько великим он был. Однажды я зашёл к нему, после чего стал приходить к нему, чтобы читать ему, ив один из дней он сказал мне Я хочу, чтобы ты написал для меня книгу о родословной потомков Абу Талиба, чтобы я мог учиться по ней. Яне хочу оставаться в неведении относительно этой науки. Я сказал Вы хотите, чтобы я составил её в виде генеалогического древа или в виде обычного текста Он ответил Если она будет в виде генеалогического древа, её будет трудно заучивать, а я хочу иметь что-то, что можно было бы выучить наизусть. Я сказал Слушаю и повинуюсь Я отправился домой, составил для него книгу и назвал её “Аль-
    Фахри”. Я принёс ему книгу, ион, взяв е, поднялся с подушки, на которой сидел вовремя преподавания, сел на циновку и сказал мне Сядь на эту подушку. Мне показалось это неудобными я сказал ему Ведь я ваш слуга. Тогда он упрекнул меня и сказал, повысив голос Садись туда, куда я велел тебе Аллах свидетель, в этот момент сердце моё наполнилось благоговейным страхом передними я, не решаясь возразить, выполнил его приказание. Затем он начал читать мне эту книгу, сидя напротив меня испрашивая меня о том, что ему было непонятно, пока не дочитал её до конца. После этого он сказал мне А теперь садись куда пожелаешь, ибо, воистину, это — наука, и ты — мой учитель в ней. Я приобретаю знание, учась у тебя, и правила хорошего тона требуют, чтобы ученик сидел перед учителем. После этого я встал сего места, уступив ему его, асам сел на своё прежнее место и начал читать ему
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой
    Якут аль-Хамави приводит эту историю и пишет далее Воистину, это величайшее проявление благовоспитанности, особенно когда так поступает человек, занимающий столь высокое положение».
    Было ли что-то дороже и выше знания для этих великих и благородных учёных? Посмотрите, как они ценили знание И нам, их последователям, следовало бы брать с них пример.
    На протяжении многих веков мусульмане заботились не только о приобретении знаний, но и об их передаче. Они активно способствовали распространению знания, желая принести пользу своей религии и надеясь заслужить награду Всевышнего. Они понимали, что переданное другим знание в виде книг или в устной форме может продолжать приносить им пользу даже после их смерти.
    Посланник Аллаха

    сказал:
    Когда умирает человек, обрываются все его дела, кроме
    трёх: текущая милостыня, знание, приносящее пользу, или праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбой за него.
    [Муслим]
    Знание Корана и Сунны укрепляет веру человека и его чувство ответственности и, как следствие, помогает ему строже придерживаться религии и лучше соблюдать е. Однако веление приобретать знания мусульманин воспринимает
    29 Нечто, приносящее пользу постоянно, например, построенная человеком мечеть َّلاِإ ُهُلَمَع َع َطَقْنا َمَدآ ُنْبا َتاَم اَذِإ
    ٍمْلِع ْوَأ ٍةَيِرا َج ٍةَقَد َص ٍث َلَث ْنِم
    ُهَل و ُع ْدَي ٍِلا َص ٍدَلَو ْوَأ ِهِب ُعَفَتْنُي

    107
    § 9. Учись от колыбели до могилы»
    не только как побуждение совершенствоваться в религиозных науках. Он не пренебрегает любым полезным знанием. Мусульманин занимается самообразованием, учитывая свои возможности, склонности и способности. Если он обнаруживает у себя способности к изучению языков и находит для этого достаточно времени, он изучает один, два и более иностранных языков. Это открывает перед мусульманином большие возможности, поскольку иностранный язык можно использовать для ознакомления с культурой тех стран, в которых говорят на этом языке, а также для работы, учёбы, общения, поиска новых друзей, в том числе единоверцев.
    Вне всяких сомнений, арабский язык занимает важное место в регулярных занятиях такого мусульманина, поскольку знание арабского языка — ключ к пониманию Корана и Сунны и, как следствие, к знанию религии. Для того чтобы читать Коран, достаточно научиться читать по-арабски, отработать произношение букв и выучить правила чтения Корана
    (таджвид
    ديوتج
    ). Но для того, чтобы понимать Коран, нужно знать язык, на котором он ниспослан. Знание арабского языка даёт мусульманину возможность знакомиться со сборниками хадисов и толкованиями Корана (тафсир
    يرسفت
    ) на языке оригинала, а это очень важно, поскольку в переводах могут быть искажения, не позволяющие точно понять, что имелось ввиду. Хотя далеко не у каждого мусульманина есть возможность овладеть арабским языком в совершенстве, мусульмане всё же стремятся к этому — каждый по мере своих сил и возможностей.
    Мусульманин проходит полезные курсы, посещает библиотеки, много читает, смотрит образовательные передачи, пользуется электронными ресурсами — словом, старается получить полезное знание из всех доступных ему источников, соблюдая при этом нормы исламской морали и избегая запретного
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой 10. Стремление к совершенству
    Мусульманин должен усвоить, что он остаётся символом ислама в любых обстоятельствах, и стараться быть примером для других, в связи с чем Посланник Аллаха

    сказал Поистине, Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается».
    Если основным занятием мусульманина является изучение религиозных наук, преподавание ислама, составление различных трудов и пособий на тему религии и иная деятельность, связанная с религией и требующая углублённого изучения её основ и ответвлений, мусульманин прилагает все усилия, чтобы овладеть необходимыми науками в совершенстве.
    Если у мусульманина светская профессия, то он старается не только выполнять свою работу должным образом, но и постоянно повышать квалификацию. Он прилагает усилия для того, чтобы стать хорошим специалистом и приносить людям пользу своим трудом. Он не из тех, кто после окончания института начинает работать по профессии ив течение многих лет ему ив голову не приходит поинтересоваться, что нового происходит в данной области, ион не испытывает ни малейшего желания развиваться, идти вперёд. Мусульманин постоянно стремится к совершенству, он старается достичь высот. Он стремится делать хорошо всё, за что берётся, и старается должным образом выполнять свою работу. Мусульманин не допускает нерадивости в исполнении своих обязанностей. Чтобы он ни делал, он делает это аккуратно, тщательно и старательно, ответственно подходя ко всем поручениями заданиям, которые ему дают.
    Мусульманин уделяет время теоретической подготовке, которая в будущем поможет ему успешно работать. Он не ленив и старается приобрести не только знания, которые необходимы для его работы, но и необходимый опыт. Врач

    109
    § 10. Стремление к совершенству мусульманин постоянно следит за всем, что происходит в мире медицины, знакомясь с последними научными открытиями в этой области и новыми препаратами, чтобы лечить своих пациентов как можно эффективнее. Инженер-мусуль- манин живо интересуется той отраслью, в которой работает, понимая, что это поможет ему сделать свой труд более продуктивными успешным. Бизнесмен-мусульманин делает всё для успешного развития своей деятельности, не выходя при этом за рамки, установленные Шариатом. Экономист-му- сульманин читает соответствующую литературу, знакомится с новыми работами и исследованиями в области экономики. Мусульманин, занятый производством какой-либо продукции, изучает соответствующие технологии, следит за её качеством и старается улучшить его, помня слова Посланника Аллаха

    : Не относится к нам тот, кто обманывает А нерадивый производитель некачественной продукции фактически обманывает покупателя.
    Мусульманин читает специальную литературу, осваивает компьютер, проходит курсы повышения квалификации. Он стремится быть ценным специалистом и хорошим работником, ноне для того, чтобы другие завидовали ему, и не для того, чтобы получать большие гонорары, а для того, чтобы приносить пользу людям и получать награду от Всевышнего за свой труд.
    Иными словами, мусульманин старается всегда быть впереди, а не плестись в хвосте, однако при этом он ничего не делает в ущерб религии. Он использует возможности для развития, которые предоставляет ему современная цивилизация, избегая порицаемого и запретного. Для него идти в ногу со временем означает не бездумно перенимать все новые веяния и слепо подражать окружающим, а брать от материальной культуры и прогресса всё полезное и отбрасывать негативное, не согласующееся с исламом, его этикой и моральными принципами
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой 11 . Забота о духе
    Мусульманин совершенствует свой дух посредством ежедневного поклонения, поминания Аллаха и чтения Корана. Заботясь отеле, разуме и духе и уделяя каждому из них должное внимание, мусульманин старается сохранить гармонию и равновесие между ними. Сохранение этого равновесия очень важно для правильного формирования личности человека. Всевышний Аллах сказал:
    Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают
    30
    и тогда начинают видеть
    31
    .
    Сура 7 Преграды, аят Имеется ввиду, что, когда богобоязненные люди под воздействием наущений шайтана совершают что-то греховное, они сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния. Всевышний Аллах сказал:
    Клянусь душой и тем, Кто создал её соразмерной
    и внушил ей её греховность и её благочестие,
    преуспел тот, кто её очистил 30 Имеется ввиду, что они вспоминают о величии Аллаха или же о кознях шайтана 31 То есть видеть всё в правильном свете

    111
    § 11 . Забота о духе
    и понёс урон тот, кто её сокрыл
    32
    .
    Сура 91 Солнце, аяты Богобоязненный мусульманин укрепляет свою веру и свой духи очищает свою душу посредством постоянного поклонения Всевышнему и поминания Его. Он старается как можно чаще мысленно возвращаться в недавнее прошлое и оценивать свои недавние слова и поступки. Мусульманин всегда помнит о том, что Всевышний Аллах видит его. Он страшится Его наказания и стремится снискать Его довольство, а потому старается делать то, что Он одобряет, и соблюдать Его запреты. Он знает, как сурово Его наказание и как щедра Его награда.
    Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал Клянусь Аллахом, верующий непременно зорко следит за своей душой и постоянно добивается от не Ради чего ты сказала то- то и то-то? Зачем ты взяла этот кусок Зачем ты сделала то-то? Зачем ты сделала то-то? А зачем было делать это Клянусь Аллахом, я не сделаю подобного впредь. Итак далее в том же духе. Спрашивая со своей души, человек начинает видеть её недостатки и упущения, и, как следствие, он получает возможность исправить её».
    Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал Человеку, который истинно предался Аллаху и смирился перед Ним, присущи некоторые качества. Тыне должен презирать беспечных и легкомысленных и не должен бояться за них и при этом распахивать дверь надежды на милость Аллаха для себя. Тыне должен считать, что тебя Аллах помилует, а их накажет. Наоборот, ты должен бояться, что Аллах накажет тебя, и надеяться, что Он помилует их. Если уж ты
    32 То есть тот, кто не очищает свою душу, а скрываете за всевозможными прегрешениями
    Глава вторая. Мусульманин с самим собой действительно относишься к ним пренебрежительно и тебе ненавистны они, потому что ты видишь, что они творят, и знаешь их положение, то ты должен ненавидеть себя ещё больше. Твоя надежда на то, что Аллах помилует их, должна быть больше твоей надежды на то, что Аллах помилует тебя. Один из наших праведных предков сказал Не поймёшь ты религию истинным пониманием, пока не возненавидишь людей ради Аллаха, после чего посмотришь надушу свою и возненавидишь её ещё больше”».
    Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал Врачуй сердце своё, ибо Аллах желает, чтобы сердца рабов Его были здравыми».
    Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сказал Приведут в Судный день человека, у которого было больше всего благ в этом мире, из числа обитателей Огня, и окунут его в Огонь, а потом ему будет сказано О сын Адама, видел литы когда-нибудь благо Испытывал литы

    когда-нибудь блаженство Он ответит Клянусь Аллахом, нет, о Господь мой И приведут человека из числа обитателей Рая, который был самым несчастными обездоленным в этом мире, и поместят его в Рай, а затем будет сказано ему О сын Адама, видел литы в своей жизни бедствие Постигало ли тебя когда-нибудь горе Он скажет Клянусь Аллахом, о Господь мой, никогда не постигало меня горе и никогда не видел ябеды
    [Муслим]
    Всевышний Аллах сказал:
    так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу
    33 Имеется ввиду негодование по поводу грехов, которые совершают люди, и ослушание Аллаха, которое они допускают

    113
    § 11 . Забота о духе
    своему утром и вечером, стремясь клику его, и не отводи глаза свои от них в стремлении к украшениям земной жизни…
    Сура 18 Пещера, аят 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта