Главная страница
Навигация по странице:

  • «Нового органона»

  • Ideologic

  • «обусловленность мышления бытием»

  • Мангейм К. - Идеология и утопия. I постановка проблемы


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеI постановка проблемы
    АнкорМангейм К. - Идеология и утопия.rtf
    Дата21.09.2018
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаМангейм К. - Идеология и утопия.rtf
    ТипГлава
    #24928
    КатегорияСоциология. Политология
    страница23 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    Примечания

    1 Weber M. Wirtechaft und Gesellschaft. Bd 1. Tubingen, 1925, S. 267-296.

    2 Так, например, прагматизм, как мы увидим в дальнейшем, являет собой в социологическом аспекте легитимизацию техники мышления и теории познания, возвысившей критерии повседневного опыта до уров­ня «академической» дискуссии.

    3 О природе монополистического мышления см. Mannheim К. Die Bedeutung der Konkurrenz im Gebiete des Geistigen. - In: Verhandlungen des 6. Deutschen Soziologentages in Zurich. TObingen, 1929, S.35-83

    4 См.: Mannheim К. Die Strukturanalyse der Erkenntnistheorie. В., 1922 (Kant-Studien Erg.-Bd. 57).

    5 Я мыслю, следовательно, я существую (лат.).

    6 В этом, по-видимому, заключается подлинное объяснение того, что в парламентарных государствах главы министерств избираются не из сотруд­ников административного аппарата, а из политических лидеров. Член бюрок­ратического аппарата управления склонен, подобно любому специалисту и эксперту, терять из виду связь между своими действиями и конечной целью. В данном случае предполагается, что тот, кто олицетворяет в себе свободно сложившуюся интеграцию коллективной воли в общественной жизни, т.е. политический лидер, сможет с большей органичностью интегрировать дос­тупные средства, которые необходимы в данных обстоятельствах, чем экс­перт-администратор, сознательно занимающий нейтральную позицию при решении политических вопросов. (См. гл. Ill, с. 97 и след.)

    7 После совершившегося факта (лат.).

    8Следует обратить внимание на то, что генетический подход подчер­кивает взаимозависимость явлений в отличие от механистического под­хода, который атомизирует элементы жизненного опыта.

    9 Нет большего заблуждения, чем попытка отождествить противопо­ложность между индивидуалистической и социологической точкой зре­ния с противоположностью между концепцией «великих людей» и кон­цепцией «масс». Социологический подход совсем не исключает по сво­ей сущности признания роли великих людей в социальном процессе. Подлинное различие между названными концепциями заключается в том, что индивидуалистическая точка зрения в большинстве случаев не замечает значения различных форм социальной жизни в развитии инди­видуальных способностей, тогда как социологическая точка зрения с самого начала стремится интерпретировать индивидуальную деятель­ность во всех сферах жизни в связи с групповым опытом.

    10 Я пользуюсь выражением Дильтея, не касаясь того, насколько оно отличается от моего понимания этого слова.

    11 Политический порыв (франц.).

    12 Порыв (франц.).

    13 Автор пытался разработать этот метод социологического анализа смыслового значения в статье «Консервативное мышление. Социологи­ческие очерки по вопросу о становлении политико-исторического мыш­ления в Германии» (Mannheim К. Das konservative Denken. Soziologische Beitrage zum Werden des politisch-historischen Denkens in Deutschland. -«Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.1., S.68-142; H.2, S.470-495). Здесь была сделана попытка подвергнуть самому тщательному анализу стиль мышления всех значительных представи­телей одного политического направления, показать, насколько иначе они использовали определенные понятия, чем представители других групп, и как с изменением социального базиса менялся стиль мышления. Если в названной работе мы действовали как бы «микроскопически» в том смысле, что предприняли тщательный анализ ограниченного отрезка духовной и социальной истории, то здесь мы пользуемся подходом, который может быть назван «макроскопическим». Мы стремимся опре­делить наиболее важные стадии в комплексе идеологии - утопии или, иными словами, осветить те поворотные пункты, которые кажутся на определенной дистанции решающими. Макроскопический подход явля­ется наиболее плодотворным в тех случаях, когда, как в данной книге, делается попытка заложить основы для целого комплекса проблем;микроскопический же - в тех случаях, когда надо верифицировать детали в ограниченном объеме. По существу эти методы связаны и должны приме­няться попеременно, дополняя друг друга. Читатель, который хочет получить полное представление о методах применения социологии знания в истори­ческом исследовании, должен обратиться к названной работе.

    14 В этой связи следует указать, что во второй главе данной книги де­лается акцент на так называемых релятивистских возможностях одних и тех же понятий, в четвертой - на активистско-утопических элементах, в последней - на тенденции к гармоническому синтезирующему решению одних и тех же фундаментальных вопросов. По мере того как экспери­ментирующий метод мышления обращается к исследованию различных содержащихся в понятиях возможностей, становится очевидной истина высказанного здесь утверждения, а именно что под воздействием воли и меняющихся точек зрения одни и те же «факты» могут привести к созданию совершенно различных концепций одной и той же общей си­туации. Однако пока взаимосвязь идей находится еще в процессе роста и становления, следует не скрывать заключающиеся в них латентные возможности, а передавать их со всеми их вариантами на суд читателя.

    15 Автор отсылает по этому вопросу к своей работе: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. for Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57, H.1., S.68-142; H.2, S.470-495.

    16 Подробнее об этом см.: Mannheim К. Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.424-440.

    17 В качестве примера понятия тотальной идеологии, функционализи-рующего ноологическую сферу, может служить следующая цитата из Маркса: «Экономические категории представляют собой лишь теорети­ческие выражения, абстракции общественных отношений производ­ства». «Те же самые люди, которые устанавливают общественные от­ношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим обще­ственным отношениям» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2-е, т.4, с.133).

    18 По библиографии вопроса я в дополнение к сказанному отсылаю к следующим моим работам: Mannheim К. Das Problem einer Soziologie des Wissens. - «Arch. ftir Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1925, Bd 53, H.3. S.577-652; Mannheim K. Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.424-440.

    Наиболее важные выводы вышеприведенного структурного анализа со­держались в главе о различных значениях понятия идеологии, которая была передана редакции упомянутого «Ежегодника», но не вышла в свет. (Ср. там же, примечание на S.424.)

    Для ознакомления с литературой вопроса см.: Allgemeines Handworterbuch der philosophischen Wissenschaften nebst ihrer Literatur und Geschichte. Leipzig, 1833. Lalande A. Vocabulaire de la philosophic. P., 1926. Salomon G. Historischer Materialismus und Ideologienlehre. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.386-423. Ziegler H.O. Ideologienlehre. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.3, S. 657-700.

    Большинство исследователей идеологии не достигают в своих рабо­тах уровня структурного анализа и удовлетворяются либо изложением истории идей, либо самыми общими рассуждениями. В качестве примера можно привести известные исследования Макса Вебера, Г. Лукача, К. Шмитта, а в последние годы следующую работу: Kelsen Н. Die philosophischen Grundlagen der Naturrechtelehre und des Rechtspositiyismus. Chariottenburg, 1928. (Vonrage der Kant-Gesellschaft, N 31).

    Классические работы Зомбарта, Шелера, Оппенгеймера и т.п. не вошли в библиографию, поскольку они всем известны.

    При более широком понимании нашей темы особенно интересны и поучительны две следующие работы: Riezler К. Idee und interesse der politischen Geschichte. - In: Die Dioskuren. Bd 3. Munchen, )924, S.1-13; Szende P. Verhulung und Enthullung. Leipzig, 1922.

    А также: Adier G. Die Bedeutung der Illusionen fur Pofitik und soziales Leben. Jena, 1904. Jankeleviteh S. Du r6le des idees dans revolution des societes. -«Revphilos.», P., 1908, vol. 66, N 8, p.256-280; Millioud M. La formation de fideal. - «Rev. philos.», P., 1908, vol. 66, N 8, p.138-159. Dietrich Л Kritik der polifechen Ideologien. - «Arch. fur Geschichte u. Polffik», В., 1923, Н. 1, S.25-63.

    19 Идолов рода (лат.).

    20 Идолов пещеры (пат.).

    21 Идолов рынка (пат.).

    22 Идолов театра (лат.).

    23 Характерно следующее место из первой книги «Нового органона» Бэкона (§ 38): «Идолы и ложные понятия, проникшие в человеческое сознание и укоренившиеся в нем, не только в такой степени заполнили сознание людей, что истина с трудом находит к нему доступ, но и в тех случаях, когда этот доступ осуществляется, они вновь возвращаются и препятствуют научному исследованию; это будет продолжаться до той поры, пока человечество, будучи предупрежденным об этой опасности, не примет всех возможных мер против них» (Bacon F. The physical and metaphysical works. Ed: by J. Devey. L., 1891, p.389).

    24 Кн.1 § 43: «Существуют также идолы, возникающие вследствие взаимоотношений и сообщества людей, - их мы называем идолами рынка, поскольку они проистекают из общения людей и их ассоциаций; ибо люди общаются с помощью языка, но слова создаются по воле толпы и из дурного и непригодного словообразования проистекает пора­зительное по своему воздействию препятствие для сознания» (Бэкон, Op.cit, р. 390, § 43. См. также § 59). «Об идоле традиции» Бэкон говорит следующее: «Если человек когда-либо усвоил какое-либо положение в качестве истинного (то ли из-за связанного с ним удовольствия), он заставляет все остальное служить опорой и подтверждением этого по­ложения; и пусть даже большинство фактов служит неопровержимым доказательством обратного, он либо не замечает и игнорирует их, либо сбрасывает их со счетов и отстраняет, пользуясь любым предлогом, на основании самых очевидных и нелепых предрассудков, - только бы ни по­жертвовать своим первоначальным мнением» (Бэкон. Op.cit, § 46, р.382).

    25 Во дворце (ит.).

    26 На площади (ит.).

    27 Machiavelli N. Discorse. Vol.1. Цит. по Meinecke F. Die Idee der Staatsrason. Munchen-Berlin, 1925, S.40.

    28 Ibid.

    29 Meusel F. Edmund Burke und die franzosische Revolution. В., 1913, S.102.

    30 Притворяться (англ.).

    31 К. Шмитт очень хорошо анализирует это характерное для нашей эпохи мышление, которое, глубоко ощущая себя обманутым, повсюду ищет нарочитую попытку маскировки, искажения и сублимации. Однако вместе с тем Шмитт обращает внимание на распространенное в поли­тической литературе XYII в. слово «simulacre», которое можно рассмат­ривать как предвосхищение нашей современной точки зрения (Schmitt С. Politische Romantik. 2. Aufl. Mulnchen-Berlin, 1925, S.19)

    32 Здесь и далее следует иметь в виду следующее: анализ в области социологии знания в отличие от анализа в области истории идей не ставит своей целью выявить все формы, предшествовавшие в веках мотивам исследуемого мышления, ибо можно заранее предположить, что предшественники всегда найдутся: «Nullum est iam dictum, quod non sit dictum prius». («Нет ничего сказанного, что не было уже однажды ска­зано». - лат.) Задача этого анализа - проследить, как и каким образом духовные и душевные элементы связаны в определенный исторический период с социальными и политическими коллективными силами. (Ср. мою работу: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. for Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57, H.1, S.103.)

    33 «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они...» Ин. Первое послание. 4.1

    34 См. Picavet F. Les ideologues. Essai sur I'histoire des idees et des theories scientifiques, philosophiques etc. en France depuis 1789. P., 1891.

    Дестю де Трэси, основатель упомянутой школы, определяет эту науку об идеях следующим образом: «Cette science peut s'appeler Ideologic si I'on ne fait attention qu'au sujet; Grammaire generale si I'on n'a egard qu'au moyen, et Loglque, si I'on ne considere que Ie but. Quelque nom qu'on lui donne, elle renferme necessairement ces trois parties; car on ne peut en traiter une raisonnablement sans traiter les deux autres. Ideologle me paraft Ie terme generique, parce que la science des idees renferme celle de leur expression et celle de leur deduction». (Destutt de Tracy A.L. Les elements d'ideologie. 3-me ed. P., 1817, p. 4.)

    35 На основании выводов следующего раздела можно было бы оха­рактеризовать особый поддающийся более точному стандартному оп­ределению тип политика, чье мировоззрение и онтологическая позиция здесь имеются в виду. Ибо не все политики разделяют иррациональные онтологические взгляды.

    36 О структуре и своеобразии «схоластического мышления» и вообще любого мышления, возникающего в «монопольной ситуации» его носителей, см. мой доклад: Mannheim К. Die Bedeutung der Konkurrenz im Geistlgen. - In: Verhandlungen des B.Deutschen Soziologentages in Zurich, Tubingen, 1929.

    37 Само выражение «ложное сознание» создано марксизмом. См. Mehring F. Geschichte der deutschen Sozialdemokrafe. Bd1. В., 1960. Salomon G. Historischer Materialismus und Ideologienlehre. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. t^arlsruhe, 1926, S.417.

    38 Weber M. Politik als Beruf. - In: Weber M. Gesammelte politische Schriften. Munchen, 1921, S.446.

    39 Подробнее об этом см. также в упомянутом Цюрихском докладе.

    40 Это не означает, что в повседневной борьбе не применяется больше понятие частичной идеологии.

    41 Таким образом, наряду с рассмотренным выше противопоставле­нием частичное - тотальное мы имеем теперь и противопоставле­ние особое - всеобщее. Если в первом случае речь шла о том, назы­ваются ли идеологичными отдельные идеи или сознание в целом и про­изводится ли функционализация на психологическом или на ноологическом уровне, то в противопоставлении особое - всеобщее principium divisionis (принцип разделения) сводится к тому, считается ли социально обусловлен­ным мышление всех партий или только мышление противников.

    42 Достаточно вспомнить выражение: «Выковывать духовное оружие пролетариата!».

    43 Посредством термина «обусловленность мышления бытием» я пытаюсь освободить чисто научное социологическое содержание понятия идеологии от специфической политической и агитаторской оболочки.

    44 У М. Вебера (Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen. 1925, S.794) уже содержатся существенные указания на социальные условия, в которых только и может конституироваться «мораль».

    45 Под знаком (лат.).

    46 Lask E. Die Logik der Philosophic und die Kategorienlehre. Tubingen. 1911.

    47 Именно поэтому в последующем изложении социологический ана­лиз значения понятий будет играть серьезную роль. Мы стремимся показать, что такой социологический анализ постепенно может превратиться в учение о симптомах, основанное на принципе (он становится очевидным при вни­мательном наблюдении), что в сфере социального в каждом элементе содержится целое.

    48 Под социальной устойчивостью мы понимаем не бедность событи­ями и не прочность индивидуального существования, а стабильность социальной структуры, являющейся главной гарантией стабильности «ценностей» и «идей».

    49 Фактически (лат.).

    50 Впрочем, это оценочное суждение и эта онтология, которые дей­ствуют как бы за нашей спиной и сами возникают лишь в процессе на­шего исследования, являются таковыми на совсем ином уровне и резко отличаются от тех, о которых шла речь, когда мы выступали против абсолютизаций, направленных на возрождение (в духе романтического понимания) того, что уже уничтожено в ходе исторического развития. Неизбежная Ex-post онтология, которая независимо от нашего желания присутствует в нашей деятельности, не есть результат романтических грез, стремлений возродить прошлое, чтобы тем самым закрыть для себя горизонт реальной действительности, напротив, это и есть наш подлинный горизонт, который не может быть устранен каким бы то ни было отказом от идеологии.

    Именно здесь мы видим некий просвет на нашем пути, указывающий на возможное решение проблемы (хотя мы в данной книге и не пытаем­ся дать какое-либо решение); дело заключается в том, что выявление идеологии и утопии разрушает действенно лишь те содержания идей, с которыми мы не идентифицируем себя полностью. Возникает вопрос, не заключен ли при определенных обстоятельствах момент конструктивно­сти уже в самой деструкции, не складывается ли новая направленность, новый тип человека уже тогда, когда возникает сомнение в незыблемос­ти существующих идей и концепций. Так, некогда мудрец сказал: «Я часто становлюсь свидетелем того, как люди, которые приходят ко мне за советом, сами отвечают на свои вопросы».

    51 Несколько более критический позитивизм ставил более скромные требования, допуская «минимум необходимых предпосылок». Возникает вопрос, не сводится ли этот минимум к «определяемому нашим бытием нерасторжимому остатку онтологии».

    52 В противном случае эмпирическое исследование вообще не могло бы проводиться, ибо в себе и для себя налично сущее, объективиро­ванная смысловая структура, может открыться лишь задающему опре­деленные смысловые вопросы субъекту.

    53 Впоследствии обнаруживаемую (лат.).

    54 Ср. мою работу: Mannheim К. Die Strukturanalyse der Erkennt-nistheorie. В., 1922. (Kant-Studien. Erg.-Bd. 57).

    55 Исторический материал для этого примера см. в книге: Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. TObingen, 1922, S.801-802.

    56 Сознание может быть ложным, «неадекватным бытию» и в том случае, если оно опережает это «бытие». Это - тема четвертой гла­вы, где будет дан анализ «утопического» сознания. Здесь нам важ­но отметить характерную черту утопического сознания - то, что оно опережает бытие.

    57 В исследовании, посвященном утопическому сознанию, мы пока­жем, что утопию, опережающую в каждом данном случае «настоящее», не следует рассматривать как простую негативную параллель к идеоло­гии, маскирующей действительность с помощью идей и норм прошлого. Ср. гл. IV, с. 164-168.

    58 О дифференциации онтологии в зависимости от социальных усло­вий см. мою работу: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57, H. 2, S.470-495; cm также Eppstein P. Die Fragestellung nach der Wirklichkeit im historischen Materialismus. - «Arch. fUr Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tabingen, Bd 60, S.449-507.

    59 Ряд данных по социологии «системы» можно найти в моем «Консервативном мышлении» (Mannheim К. Op.cit, S.86 f.).

    60 Подробнее об этом см. мое заключительное слово на дискуссии, посвященной моему Цюрихскому докладу, и мое выступление на обсуждении методологического доклада В. Зомбарта на том же социо­логическом конгрессе.

    61 Подробнее о социологической причине этого расщепления см. мой Цюрихский доклад.

    62 Король царствует, но не правит (франц.).

    63 Ranke L. Das politische Gesprach. Hrsg. von E.Rothacker. Halle (Saale), 1925.S.13.

    64 К дальнейшему см. Schaffle A. Ober den wissenschaftlichen Begriff der Politik. - «Z. for gesamte Steatswiss.» Tubingen, 1897, Bd 53, H.4, S.579-600.

    65 В данном случае также необходимо заметить, что применяемое здесь понятие «политического» (вместе с коррелятивными понятиями «рационализированная структура», «иррациональная среда») представ­ляет собой лишь одно из возможных понятий «политического»; оно слу­жит чрезвычайно удобным орудием для постижения определенных свя­зей, но никоим образом не должно быть гипостазировано в единственно возможное. Для ознакомления с противоположным пониманием этого понятия см. Schmitt С. Der Begriff des Politischen - «Arch. for Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tabingen, 1928, Bd 53, H.1, S.1-33.

    66 Некролог Беккера, посвященный Белау в: «Z. der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germ. Abt», Weimar, 1887, Bd 8, S.VI-VIII.

    67 Заранее, априорно (пат.).

    68 Burke E. Reflections on the revolution in France. L., 1890, p.67.

    69 Нечто неуловимое (франц.).

    70 См. мое исследование: Mannheim К. Das konservative Denken. «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.1, S.68-142; H.2, S.470-495.

    71 Ibid., S.472.

    72 См. Ranke L. Das polititsche Gesprach (1836). - In: Ranke L. Das politische Gesprach und andere Schriften zur Wissenscnaftslehre. Hrsg. von E.Rothacker. Halle (Saale), 1925, S.21 ff., а также Reflexionen. Vom Einfluss der Theorie. (Ibid., S.6-19); Ober die Verwandtschaft und den Unterschied der Historie und der Politik. (Ibid., S.38-51).

    73 Для простоты понимания мы не разделяем здесь либерализм и демократию, хотя они и различны по своему историческому и социаль­ному характеру.

    74 Rickert H. Ober Idealistische Politik als Wissenschaft. - «Akademie», ErLangen, 1925, H.4, S.147-168.

    75 Schmitt C. Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentarismus. Leipzig, 1926.

    76 К дальнейшему см., сказанное в главе II. Здесь повторяется лишь то, что совершенно необходимо для данного хода мыслей. Очевидно, что используемое нами в данном разделе понятие идеологии соответствует тому понятию, которое по терминологии главы II определено как тотальное, общее и свободное от оценки (см. гл. II, с. 64-66). В следующей главе выступает оценивающее понятие идеологии (и утопии). Понятие приме­няется в каждом данном случае в зависимости от цели познания.

    77 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 13, с. 7.

    78 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 3, с.34.

    79 «Когда пролетариат в ходе классовой борьбы изменяет свое поло­жение в обществе, а тем самым и всю общественную структуру, он, познавая измененную общественную ситуацию, т.е. самого себя, проти­востоит не только другому объекту познания, но и изменяет в этом акте познания свое положение в качестве познающего субъекта. В теории пролетариат обретает сознание своего общественного положения, т.е. познает себя одновременно как субъект и объект общественного про­цесса» (Lukacs D. Geschichte und Klassenbewusstsein. В., 1923). Созна­ние в свою очередь становится двигателем деятельности, «... но и тео­рия становится материальной силой, как только она овладевает масса­ми». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 1, с.422).

    80 Сначала действуешь, потом оцениваешь ситуацию (франц.).

    81 Действительно,
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта