Ильи женина
Скачать 4.3 Mb.
|
I want to make a differencey как говорят американцы. Я хочу изменить ситуацию, и эти изменения касаются всех M arshall A. Principles o f Economics. N.Y.: Prometheus Books, 1997. P. 89. См. также Becker G.S. Accounting for Tastes. Cam bridge, MA; L.: Harvard University Press, 1996. P. 46f. 11 Lane R.E. Procedural Goods in a Democracy // Social Justice Research. 1988. Vol. 2. No. 3. P. 180. 2 2 0 I X . Абсолютная ограниченность благ В этом смысле уже Аристотель различает необходимость и желание. Желание добивается превосходства. В свою очередь мода осуществляет это стремление к социальному отличию, которое всегда ограничено. То, что мы называем стилем, является борьбой за ограниченный продукт отличия всегда принадлежать к числу первых, знающих, что в тренде. Безусловно, в данном случае речь идет об игре с нулевой суммой, потому что я могу быть законодателем моды только при условии превращения других в людей вчерашнего дня. Чем больше усилий капитализм прилагает для установления равенства жизненно важных материальных условий, тем больше внимания уделяется нематериальным аспектам хорошей жизни престижу и привилегиям. Это напрямую влияет на соотношение дохода и статуса. Прежде всего, это выявляется в том, что потребление positional goods зависит от относительного дохода. Меня очень интересует разница между моим доходом и доходами тех, кто зарабатывает больше меня. Еще Вильфредо Парето обратил внимание, что в обществе, где сокращается разница в доходах, люди начинают стремиться к неравенству во власти ив социальном положении. В первую очередь это связано с желанием быть другими испытывать наслаждение от неравенства, те. происходит освоение отличительных признаков, на которые могла бы опереться собственная самооценка12. Экономисты, сосредоточенные исключительно на ограниченности благ и денег, не в состоянии понять этот социологический мотив статусных различий. А между тем сегодня статус обладает собственной, достаточно высокой рыночной стоимостью. Чем выше статус, тем выше предельная полезность дохода об Bell D. The Coming o f Post-Industrial Society. N.Y.: Basic Books, 1999. P. 455. См. также N ozick R. Anarchy, State and Utopia. N.Y.: Basic Books, 1974. P. 243. 2 2 1 Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со ладая высоким статусом, мы получаем доступ к абсолютно ограниченным потребительским благам, таким как проход за кулисы на концерте «Rolling Stones» или места на центральной трибуне на финал чемпионата мира по футболу. Мы безуспешно пытаемся раздобыть билеты, испытывая зависть к знаменитостям из телевизора, которые без труда могут присутствовать на этом выступлении. В данном случае упраздняется основной принцип рыночной экономики вы получаете что-то, потому что вы платите. Несправедливости мира positional goods , которые нам объясняет теория социальной ограниченности Фреда Хирша, компенсируются так называемыми procedural goods (процедурные блага, — понятие, предложенное Робертом Лейном. Исходя из этого понятия мы можем утверждать, что существует не только стремление к справедливому распределению, но и стремление к справедливому процессу. Люди проявляют интерес не только к результату судебного разбирательства, административным мерами политическим решениям, но выказывают такую же заинтересованность в отношении процессуальной справедливости разбирательства. Все это в той же степени относится и к экономическим процессам. Часто людям важнее не то, что они в результате приобретут, а то, как сними обращаются. Разумеется, вопрос о том, каков объем моего нынешнего дохода, является решающим, ноне менее важно, имеются ли у всех равные возможности Нет ли здесь дискриминации? Распределение благ может определяться рынком или государством. Процесс принятия решения, который лежит в основе любого распределения, сам является процессом принятия решения. При этом для большинства людей важнейшее значение имеет то обстоятельство, что они в состоянии одобрить процесс принятия решений, определяющий методы распределения. Таким образом, процесс принятия решений имеет ценность сам по себе. Некоторые говорят, что 2 2 самое главное, чтобы никто не ограничивал свободные силы рынка. Большинство же считает, что самое главное — государственная забота о справедливости. В итоге многие предпочли бы слабый результат, достигаемый демократическими методами, сильному результату, достигаемому самостоятельным решением13. Гегель и Фрейд показали, что в основе желания лежит стремление к признанию. Сегодня, обсуждая эту тему, мы говорим о человеческом достоинстве. Сложно дать неидеалистическое определение достоинству, и тем не менее даже современный наблюдатель может легко убедиться, что достоинство сильно связано с возможностями контроля. Затребованием уважения к собственному достоинству скрыто желание добиться чего-то существенного, совершить нечто, что очевидно отличит тебя от других. И это точно соответствует тому, что является существенным для большинства людей как к ним относятся, а не то, что они получают. Процессуальность справедливости для них также важна, как и результат самого процесса. Таким образом, процедурные блага понимаются здесь как блага достоинства. Из логики процедурных благ также следует, что отсутствие чувства собственного достоинства, что является основной причиной безработицы, не может быть компенсировано государственными трансфертными платежами. Безработный не может находиться в обществе, не испытывая стыда, и поэтому он также не может участвовать в общественной жизни. Он чувствует себя ущемленным в своем достоинстве, и поэтому он не в состоянии рассматривать свободу как наивысшую ценность. Не только свобода защищает достоинство, но и контроль над тем, как мы себя ведем A rrow KJ. Social Choice and Individual Values. New Haven, CT; L.: Yale University Press, 1963. P. 90f. 14 Lane R.E. Procedural Goods in a Democracy. P. 177. I X . Абсолютная ограниченность благ Мы измеряем легитимность того, что снами происходит, справедливостью процесса. Фактический результат политических решений о распределении средств и благ, те. вопрос о том, что получит каждый, не является столь же существенным, как вопрос о том, как принималось это решение. Люди довольны результатом ровно настолько, насколько они участвовали в принятии решения о распределении ресурсов. И поэтому для безработных процедурные блага являются благами достоинства. Тем, кто не может участвовать в игре больше денег, предлагается больше равенства». Р а з мышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. От капитализма отбирающего к капитализму опекающему С екрет либерального успеха капитализма заключается в том, что вопрос счастья связан не столько с перераспределением, сколько с повышением объемов производства. Продуктивность и творчество суть результат конкуренции, использующей естественные неравенства и создающей неравенства материальные. В частности, характерной либеральной уловкой здесь служит подмена экономического вопроса вопросом о справедливости. Если мы не в состоянии добиться справедливости, то что мы можем предложить взамен Экономический успех По сути, это и есть экономическое чудо. Экономический успех предлагает идентичность, отдаляющую успешных людей на известное расстояние от остального общества. Поэтому экономически успешный человек измеряет справедливость общества степенью защищенности собственности. Как однажды заметил социолог Никлас Луман, на острове Собственность для всех места не хватит. Таким образом, собственник является естественным врагом любого равенства, созданного с помощью политики. Уважительное отношение к личности, если взглянуть на это радикально с либерально-рыночной точки зрения В классической республиканской формулировке Раша Лимбо это звучит следующим образом Перераспределение богатства не уравнивает людей. Оно уничтожает богатство (Limbaugh R. ТЪе Way Things Ought to Be. N.Y., 1993. P. 228.) 2 Luhm ann N. Gesellschaftsstruktur und Semantik. Bd. III. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989. S. 199. 225 выражается в разнице между большим или меньшим количеством денег, те. между бедностью и богатством. Равенство сделало бы рыночную экономику невозможной. У всех должны быть разные потребности, потому что товары должны быть по-разному привлекательными для людей. Мне совершенно непонятно, почему сосед заплатил за свою машину 30 тыс. евро. Путешествие, которое я могу себе позволить, должно быть недоступно для других. Разумеется, это зависит оттого, кем я работаю. Речь идет не столько о разнице в доходах, сколько о самом существенном факторе неравенства работе, которая приносит удовлетворение. Как правило, она еще и хорошо оплачивается и подразумевает высокий статус3. У каждого есть различные таланты. Но некоторые таланты широко распространены, а другие встречаются редко. Необходимо смириться стем, что вознаграждаются не старания или таланты, а результат, оказавшийся на рынке. Это тоже причиняет боль необходимость учиться различать заслуги и рыночную стоимость. Ни коммерческий успех, ни престиж не за служиваются усилиями. Оценивается не то, что хорошо сделано, а то, что другие находят хорошим. Свободные от конкуренции возможности ириски являются полной противоположностью принципа равенства я могу получить гораздо больше, чем равную долю, если я положусь на свои рискованные возможности. Таково идеально-типическое либеральное кредо. Строго говоря, либеральное невмешательство закончилось уже в 1873 г. после краха на Венской фондовой бирже. С тех пор правительство берет на себя обязательства по регулированию, оно разрабатыва 3 Глобализация экономики отразилась на развитых странах прежде всего в том, что простая, неквалифицированная работа стала хуже оплачиваться. В том числе это влияет на разницу в доходах или на безработицу (особенно при условии, что государство вторгается на рынок труда, например устанавливая минимальную заработную плату). Р а з мышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО ет планы по защите и безопасности. Одной из самых известных разработок подобного рода является социальное страхование Бисмарка. На протяжении ста лет, несмотря на ужасы мировых войн и черную пятницу, действия правительства можно рассматривать как разъяснение капитализма. И только в е годы столетия этот прогрессивный настрой угас нефтяной шок, свободное плавание доллара, инициированное президентом Никсоном, студенческие выступления — все это сигнализировало о том, что мы оказались в мире подвижного дисбаланса, в котором известна лишь неизвестность. Отчаявшееся и обремененное немыслимыми расходами государство все еще сохраняет вывеску государства всеобщего благосостояния. Экономисты озадачены тем, что национальная экономика больше не принимается в расчет, сегодня речь идет о динамике крупных экономических регионов. Теперь важнейшую роль играют нетрадиционные факторы производства, такие как товары и услуги, а автономные денежные потоки в виде кредитов и инвестиций, глобальные трансакции между банками. Мы все больше испытываем ностальгию по старой доброй реальной экономике. И то, что сегодня менеджеров сделали козлами отпущения нынешнего банковского кризиса, свидетельствует о том, что менеджмент превратился в решающий фактор производства. Но одновременно с этим мы также наблюдаем, что на острие современности капитализм становится хорошим. Признать это трудно, особенно тем, кто связан с абстрактным характером насквозь монети зированной экономики. Деньги поглощают коммуникативную среду, и эта среда становится все менее осязаемой и конкретной. Нет ничего более абстрактного, чем электронные финансовые трансакции. С момента появления электронной обработки данных деньги и информация становятся все более похожими. Это означает, что финансовые рынки становятся важней Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со шей ареной для коммуникативных технологий XXI в денежные и информационные потоки будут неотли чимы. Исходя из этого сегодня многие говорят о «софто- номике» ( softnomics ), имея ввиду новую компьютерную реальность мира денег. Это уже относится к таким стандартам, как электронные наличные средства, электронный банкинг, домашний банкинг. Мы наблюдаем отгораживание банкинга от банков. У электронных денег нет никакой собственной ценности, никаких следов физического существования. Мы включаемся в нервную систему мировой экономики, используя кредитные карточки. Пластиковые карточки становятся все умнее, что означает слияние денежных потоков с информационными потоками. В связи с этим замечание социолога и футуролога Эл вина Тоффлера о том, что деньги в постмодернистском мире обозначают сверхсимволическое, совершенно справедливо. Нона уровне центральных и глобальных банков даже эти сверхсимволичные деньги все еще слишком конкретны. В таком случае говорят об условных расчетных единицах и специальных правах заимствования. Деньги здесь лишены какой бы тони было привязке к территории, те. они растворяются в расчетах расчетов (in Errechnungen von Это позволяет говорить о том, что на самом верхнем уровне экономики деньги пока еще находятся в агрегатном состоянии глобального потока данных, те. в компьютерах финансовых метрополий. Ежедневно более 1000 млрд долл. пускаются в оборот. При этом 90% финансовых операций на мировом фондовом рынке больше не имеют ничего общего с реальным товарным потоком. Именно этим объясняются романтические черты понятия реальная экономика в последнее время. Таким образом, мировые фондовые рынки образуют киберпространство капитала, где виртуозные игроки, используя цифровые данные, де X. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО лают свои ставки. В этом и заключается секрет глобализации, изменившей капитализм изнутри. Действительно ли современное общество встало на колени перед одной из своих системных частей, а именно перед экономикой Правят ли деньги миром Так склоны считать люди, у которых недостаточно денег, те. бедные, и люди, уверенные в том, что они получают недостаточно, те. интеллектуалы. И те и другие придерживаются мнения, что миром правит экономика. Именно в этом упреке капитализму и заключался сентиментализм критиков отчуждения. Деньги текут туда, где они могут приумножиться, а не туда, где они нужны. Даже такой прагматик, как Макс Вебер, отмечал, что насквозь монетизированная экономика является единственным носителем власти мирского отсутствия братства. В данном случае особенно востребованными оказываются формулировки из Коммунистического манифеста Карла Маркса, который писал, что рыночная система превратила личное достоинство человека в меновую стоимость <...> и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса бессердечного “чистогана”»5. Но это не всегда так. Деньги универсальны, но при этому них своя специфика использования — экономика. Они не всеобъемлющи и не абсолютны. Поэтому мы не может утверждать, что деньги скрепляют мир изнутри. И это, конечно, как минимум для романтиков, очень хорошая новость. Можно слушать мессы, но нельзя купить спасение души можно субсидировать научные исследования, но нельзя купить Weber М Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. I. Tubingen, 1963. Рус. изд Вебер М . Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М Избранные произведения. М Прогресс, 1990. С. 342.] 5 M arx К Manifest der Kommunistischen Partei // Marx К Die Friihschriften. Stuttgart: Kroner, 1971. S. 528. Рус. изд Маркс К, Э нгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч в 50 т. Т. 4. МС истину можно получать кредиты на образование, но нельзя купить желание учиться можно подкупить политиков, но нельзя купить власть. Можно покупать женщин, но нельзя купить любовь. Но хорошие новости заключаются не только в том, что деньги многого не могут. По сути, мы получаем редчайшую жизненную ситуацию действительного равенства равенство достаточной покупательной способности. Как иронично заметил американский социолог Толкотт Парсонс: все доллары созданы свободными и равными. Ведь деньги — это тоже настоящая свобода. Они работают вне зависимости от своего происхождения и позволяют каждому, у кого они есть, освободиться от своего происхождения. Глядя на западные общества XXI в, Колин Крауч выдвинул тезис о «постдемократии». Со всей очевидной благожелательностью он дает понять, что национальные государства больше не обладают всей полнотой власти, при этом отмечая, что старая идея мирового государства оказывается совершенно неуместна в современном глобальном мире. Прежде всего, глобализация должна пониматься политически, как повышенные требования к национальным государствам. Ответственность за состояние дел в мире не переходит в руки мирового правительства, а находится у корпоративных граждан (corporate citizens ), те. у крупных компаний. Когда сегодня говорят о глобальном управлении (global у то, конечно, имеют ввиду не правительство мирового государства, асоциальную ответственность крупных компаний и организаций. К требованиям максимизации прибыли добавилась равная по значимости задача проявления заботы о голубой планете. Она обусловлена не просчитанным благоразумием элиты, а знанием многих, которое имеет в мировом сообществе децентрализованный характер. Убежденность Фридриха фон Хайека в том, что все вместе люди умнее, чем каждый в отдельности, Р а з мышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО и что рыночный механизм технически реализует это знание, стала полноценной реальностью при помощи общественного мнения в Интернете. Сегодня, когда национальные государства стремительно теряют свое влияние, происходит формирование нового, не рыночного, а сетевого Средневековья и тиражирование авторитетов. Сеть отличается от анархии рынка общими ценностями, а от формальной иерархии она отличается неформальным характером. Сеть решает проблемы, которые в одиночку невозможно даже сформулировать. В сетях люди демонстрируют свойства, которые делают их сравнимыми нес волками, ас насекомыми здесь проявляются преимущества выживания в силу предельной взаимной зависимости. Если исходить из того, что биологическая эволюция предполагает сравнение человека с волком, то социальная эволюция сравнивает человека уже с насекомым. Для того чтобы такие сети функционировали, необходимо обладать значительным социальным капиталом. Этическое заклинание современного менеджмента — целеустремленность — как рази означает эту преодолевающую силу социального капитала. Это технические, а точнее говоря, медиатехнические возможные условия хорошего капитализма. Нов чем заключается его эмоциональная поддержка Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к изначальным условиям возникновения капиталистического духа. Если задаться вопросом о религиозных Читатель, вероятно, уже заметил, что мы не предлагаем готовых ответов, а скорее излагаем проблему. В настоящее время капитализму отказано в любой эмоциональной поддержке, нельзя ждать от тех, у кого ничего нет, что они оценят цивилизаторские усилия капитализма. Для того чтобы подобающим образом оценить капитализм, безработные должны забыть о своей нынешней судьбе, политики — о своих шансах на выборах, а СМИ — о своих вещательных принципах Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со основаниях капитализма, то мы столкнемся с двумя противоположными христианскими посланиями пер фекционизмом Нового Завета и прагматизмом пуританизма. Требование перфекционизма заключается в том, чтобы продать все, что у тебя есть, и раздать бедным. Требование прагматизма заключается в том, чтобы быть искренними разбогатеть. Тот, кто по-настоящему хочет жить, как Иисус, должен практиковать великую добродетель милосердия. Но это требование чрезмерно для большинства людей. В этом смысле пуританизм нашел гениальный выход. Неосуществимая великая добродетель заменяется множеством малых, к ним относятся тяжкий труд, умеренность, бережливость, трезвость, пунктуальность, честность, надежность, семейные ценности. Все эти небольшие добродетели способствуют продуктивности, а значит, повышают уровень жизни. Таким образом, получается, что христианство небольших добродетелей — лучшая страховка от бедности. И наоборот, бедность можно понимать как грех, обусловленный такими пороками, как невоздержанность, лень и бесчестность. Помоги себе сами да поможет тебе Господь — так звучит благая весть протестантского среднего класса. Экономист Кеннет Боул- динг назвал его нашим потерянным экономическим Евангелием. Мы потеряли эту благую весть среднего класса благодаря расцвету социального Евангелия, социального откровения, вернувшего нас к антиэконо- мическим аффектам Нового Завета. Вопрос о религиозных основаниях капитализма связан не столько с теологическими догмами, сколько с вопросами веры, определяющими тот или иной образ жизни. Именно в этом смысле в своих исследованиях капитализма Макс Вебер интерпретировал религию как упорядочивание жизни. Также как правовое государство строится на условиях, которые оно само |