Главная страница
Навигация по странице:

  • Positional

  • Sim m el G.

  • Social Limits to Growth. P. 109.

  • Ильи женина


    Скачать 4.3 Mb.
    НазваниеИльи женина
    Дата04.03.2023
    Размер4.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла-_._-.pdf
    ТипКнига
    #968162
    страница16 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Weber М Soziologie, Universalgeschichtliche Analysen, Poli-
    tik. Stuttgart: Kroner, 1973. S. 477. Рус. изд Вебер М .
    Теория ступеней и направлений неприятия религиозного мира // Вебер М .

    Избранные произведения. М Прогресс, 1990. С. 339.]

    209
    Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со отменить того факта, что возможности осуществляются по-разному. Если ученик не заявляет о себе, то учитель ничего с этим не может поделать. Некоторые из школьников достаточно сильны, чтобы заявить о себе как о ботаниках вопреки издевательствам избалованных и ленивых одноклассников. Большинство же ищет свое спасение в приспособлении к крутости, которая заключается в том, чтобы не проявлять никакого интереса к учебе. Если у семьи все-таки имеется определенное государственно нерегулируемое влияние, то учителя в данной ситуации бессильны.
    Образовательные учреждения перекладывают задачи селекции, те. необходимость оценки результатов обучения, на экономику. Мы уже давно испытываем инфляцию хороших оценок и девальвацию дипломов. Если же все сдадут выпускные экзамены и затем защитят свои магистерские работы на отлично, торе шение о победителях и проигравших примет первый начальник на работе. Потому что гражданские идеи конкуренции и совершенства выжили только в экономике. Больше равенства почти всегда экономически означает меньшую эффективность.
    Но только ли в экономике Может быть, немцы ког­
    да-нибудь выразят благодарность Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, результаты проверки которой вызвали настоящий шоку населения. Только после этого вновь стало возможным говорить о совершенстве, разговоры о котором еще недавно приписывались так называемой партии хорошо зарабатывающих. Спрос на элитные университеты в точности соответствует духу времени, когда Германия ищет суперзвезду и народ с помощью мобильного телефона решает, кого причислить к нашим лучшим. Этот заново возникший интерес к наивысшим достижениям с некоторых пор заметен ив конъюнктуре рейтингов журналы публикуют списки лучших врачей, адвокатов или университетов. Бенчмаркинг — мерить себя по сравнению с

    V I I I . Иерархия иди с кр ими нация лучшими — до недавнего времени существовал только в экономике. Сегодня же эти мотивационные техники используются ив других жизненных областях. Повсюду имеются свои флагманские проекты и ведутся разработки канона достойного изучения, и кто знает, может быть, скоро это вновь даст нам столь необходимые образцы или даже идеалы

    IX. Абсолютная ограниченность благ
    Л
    юбая книга выделяется на фоне ненаписанного. В данном размышлении о неравенстве речь идет не о реально существующей и причиняющей столько горя бедности, о людях, лишенных политических прав, медицинского обслуживания и возможности получения образования. Таких людей миллионы. Не делать этих людей главной темой не означает делать вид, что их не существует. В последнее время многие авторы пишут на тему исключенных из общества
    (Ausgeschlossene)y особенно в этом ряду выделяется работа врача и антрополога Пола Фармера. Если ознакомиться сего книгой о патологиях власти и войны против бедных, то очень быстро станет понятно, что исключение (тема Пола Фармера и с недавнего времени Хайнца Буде) — не тоже самое, что неравенство (моя тема. Подлинной темой для скандала в настоящее время является не неравенство, а исключение неизвестных (nobodies). О них очень точно и поэтично сказал Эдуардо Галеано: Они говорят не на языках, а на диалектах у них нет религии, но есть суеверия у них нет культуры, но есть фольклор они нелюди, а человеческие ресурсы».
    Карл Маркс с презрением относился к люмпен- пролетариату. Либеральная экономическая теория также относится к исключенным из общества, а по- настоящему бедных предпочитает не замечать. Они совершенно не вписываются в экономическую систему бездомные, наркозависимые, нелегальные мигранты. Когда в телевизионных передачах обсуждают проблему новой бедности, то имеется ввиду нечто другое. У нас в западном мире бедность всегда измеряется в соответствии с определенным (достаточно высоким) жизненным стандартом, и бедным является
    любой, кто зарабатывает менее половины от среднего дохода. По-настоящему бедные о таком могут лишь мечтать. Ежедневно они сталкиваются только с одной задачей — выжить.
    Сверхполиткорректный экономист, лауреат Нобелевской премии Амартия Сен разработал основные критерии несвободы, которые пригодятся нам для того, чтобы отличить тему неравенства от темы исключения. К источникам несвободы Сен относит бедность, тиранию, ограниченные экономические возможности (отсутствие работы, неразвитую инфраструктуру. Здравомыслящий человек не стает утверждать, что хотя бы один их этих критериев можно отнести к нашему обеспеченному западному миру. Проблема стран первого мира не является проблемой третьего мира.
    Руссо является идолом эгалитаризма. В теоретическом плане мы должны ориентироваться на него, что мы, собственно, и делали. Исторически идеальной отправной точкой для наших размышлений является 1968 г. В конце х годов в период бурного экономического роста, как и прежде, с революционным нетерпением западная молодежь задалась вопросом кто получает Зададим свой вопрос, созвучный тому, первому как могло так получиться Ответ был Те, у кого дела идут хорошо, что, конечно, верно, но интеллектуально неубедительно. Парадокс, заключающийся в том, что растущее экономическое благосостояние способствует росту культурной фрустрации, выводит нас на проблему социальной ограниченности. Мы можем многого достигнуть, но удовлетворяет нас это все меньше. Почему Речь здесь идет не о естественных границах, как в свое время считал Римский клуб и как нам сегодня внушают био-, экосторонники и зеленые, а о социальных границах экономического роста.
    Социальная ограниченность означает, что образуется пропасть между возможностями каждого отдельного человека и тем, что может общество. Блага X . Абсолютная ограниченность благ Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со на примере которых лучше всего выявляется социальная ограниченность, Фред Хирш в своей великой книге о социальных ограничениях роста назвал
    positional
    goods
    (позиционные блага. Книга вышла в 1976 г. и отсылала тогдашних читателей к докладу Римского клуба о естественных границах роста Мы позволим себе оставить это замечательное понятие без перевода goods
    относятся к сектору экономики, который чаще всего вызывает головную боль у консерваторов. Увы, но здесь не работает их волшебная формула решить проблему неравенства с помощью роста для всех, те. стать неравным, а богатым. Иными словами,
    positional goods
    размечают рифы, о которые разбиваются флагманы либеральной экономики. Основная идея консерваторов и либералов заключается в том, что перераспределение богатства осуществляется за счет возможности участия в экономическом росте. Устойчивый экономический рост делает положение каждого отдельного субъекта лучше, чем это могло бы быть при политике перераспределения в период стагнации. Экономический рост поощряется с помощью наблюдения за возможностями потребления, которые первоначально могут позволить себе только успешные люди. Возникшие таким образом новые желания будут удовлетворены стечением времени. То, что относится к понятию роскоши в этом поколении, станет стандартом для следующего, а через одно поколение — само собой разумеющимся и обиходным. Сегодня у каждого есть машина и телевизор. Каждый проводит свой отпуск заграницей. Когда-то мобильный телефон был статусным символом деловых людей, сегодня это обыденный предмет жителей западного мира, а завтра наряду с питанием, образованием и медицинским обслуживанием он станет обязательным элементом существования и для беднейших членов общества.
    Успешные люди образуют авангард потребления, и это как раз то самое неравенство, которое заставляет других сделаться на них похожими. Так постепен­
    214

    I X . Абсолютная ограниченность благ но сверху вниз происходит улучшение жизни. Фред
    Хирш назвал это динамическим эгалитаризмом. Экономический рост может быть понят как эгалитарный агент, который оказывает свое действие в течение долгого времени. Тем самым нет никакой нужды в активной эгалитарной политике, она может только мешать динамическому эгалитаризму экономического роста. И до тех пор пока капитализм воспринимается как двигатель роста, что было испытано немцами в период экономического чуда, нет необходимости этического обоснования перераспределения доходов. У всех постоянно все улучшается.
    Но эта архилиберальная стратегия разбивается о проблему
    positional goods.
    В игре с нулевой сумой, как это бывает в условиях конкуренции за лучшие места, изменения могут осуществляться только с помощью перераспределения. Здесь не существует распределения Парето. Если одним должно становиться лучше, то другим должно становиться хуже. Удовлетворяя свою потребность в
    positional goodsy
    мы тем самым фрустрируем других. Наконец-то я могу позволить себе провести отпуск на Гавайях. Но то, что я могу себе это позволить, верный признак того, что отпуск на Га­
    вайях уже совсем не то, чем он был раньше.
    Хорошие районы — это
    positional goods
    ; спокойный, почти нетронутый пляж картины Клее красный диплом.
    Positional goods
    являются абсолютно ограниченными благами — особняк в районе Ванзее, например, или картины Герхарда Рихтера.
    Positional
    goods
    — это противоположность программного обеспечения. Программное обеспечение можно распро­
    1
    Hirsch F.
    Social Limits to Growth. P. 166.
    2 В этом смысле жену тоже можно рассматривать как
    position al goods.
    Это касается тех женщин, которые обращают внимание на свой статус, что означает, что они не должны присутствовать на рынке доступных женщин. Только малоценные женщины доступны на рынке, крайний случай — проститутки, доступные по рыночным ценам
    странять миллионными партиями без дополнительных расходов. Мой дом, который очень хочет купить мой сосед, представлен в единственном экземпляре. Развлекательные телевизионные программы не ограничены, но предоставляют возможность совершить спокойное и приятное путешествие. Информация не ограничена, но мобильна.
    Логика
    positional goods
    затрагивает сегодня также школьное образование и медицинское обслуживание. В будущем спрос на здравоохранение и образование будет намного превышать предложение. Причина этого в том, что речь идет об индивидуальных услугах, чья производительность едва ли может быть увеличена. Таким образом, и здесь запрограммировано растущее неравенство, также драматична ситуация ив системе образования. В борьбе за лучшие места образование играет ключевую роль. Образовательные учреждения должны заниматься выявлением талантов и определением способностей, тогда они выполняют функцию контрольных пунктов социальной ограниченности.
    Проблему
    positional goods
    можно выразить очень простой формулой битва за лучшие места — это игра с нулевой суммой. Сегодня каждый может стать исполнительным директором, считается, что формально социальное происхождение больше не играет в этом никакой роли, нов тоже время не каждый достигает таких вершин, так как число руководящих должностей ограничено. Это отличный пример того, как равенство создает неравенство. Не дано предугадать, кто и как заявит о себе в будущем. Происхождение не играет никакой роли, будущее неясно — это и есть современное равенство, которое постоянно производит специфическое системное неравноправие3.
    Тот, кто владеет абсолютно ограниченными благами, наслаждается не только наличием у него этих благ, но и их ограниченностью. Речь идет о символическом

    Luhm ann N.
    Die Gesellschaft der Gesellschaft. S. Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со статусе, которым я себя отмечаю, чтобы оказаться впереди всех в беге за лучшие места. Тот, кто обладает чем-то редким, испытывает удовольствие оттого, что другие ему завидуют. Сосед лишен того, чем обладаю я, собственно, это обстоятельство и прельщает. Поэтому эгалитаризм — это Сизифов труд. Или как сказал Георг Зиммель в своей социологической сказке Розы «Всемирно-историческое заблуждение заключается как разв том, что мы рассматриваем обладание или необладание вещами как причину радости или страдания. Нет, решающее значение для моих чувств имеет не то, владею ли я чем-то или нет, а то, владеют или нет этим другие»4.
    С ростом жизненного стандарта потребление принимает социальные черты, например, удовлетворение, которое доставляет мне продукт или услуга, зависит от потребления других. Условия обладания ухудшаются по мере расширения обладателей той или иной вещью. Чем больше людей ездят на машинах, тем незначительнее становится удовольствие от езды на машине. Это никак не связано с качеством продукта самого по себе, скорее, это имеет отношение к экологическим условиям его использования. Сама по себе идея провести следующий уикенд в Венеции потрясающая, но подобная идея есть еще у десяти тысяч человек. Именно это Фред Хирш назвал социальной ограниченностью. Не все могут достичь того, чего может достичь каждый. Каждый может сегодня вечером получить лучшее место в ресторане, ноне все, кто сегодня туда отправится ужинать. Каждый может упорно трудиться и долго копить деньги до тех пор, пока он не сможет позволить себе приобрести домик на краю леса, — каждый, ноне все. Если бы это смогли позволить себе все, тоне осталось бы ни одного незанятого

    Sim m el G.
    Schriften zur Soziologie. Frankfurt am Main: Suhr-
    kamp, 1983. S. 172.
    5
    Hirsch F.
    Social Limits to Growth. P. 5.
    I X . Абсолютная ограниченность благ Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со домика на краю леса. Сегодня каждый может стать исполнительным директором или капитаном футбольной команды, ноне все.
    У большинства нет таких вещей, которые бы обладали такой ценностью, чтобы их хотелось иметь. Поэтому всегда будет желание перераспределения. Эдэр
    Тёрнер в примечании к своей книге Только капитал спрятал разумнейший аргумент в пользу перераспределения разумный, потому что Тёрнер аргументировал его нес точки зрения социально-нравственной позиции, а исключительно с экономической. Если экономическое неравенство не корректируется политикой перераспределения — в классическом виде это налоги на капитал и наследство, а также прогрессивное налогообложение, — то происходит накопительный эффект. Богатые люди смогут больше сэкономить и очень быстро сколотить состояние. Растущее значение
    positional goods
    существенным образом обостряет усиление отклонений. Если бы
    positional goods
    можно было неограниченно наследовать, то рост их стоимости привел бык увеличению сбережений тех, у кого итак дела идут хорошо. Таким образом, происходит накопление унаследованного неравенства, что, в свою очередь, угрожает динамике капитализма.
    Перераспределение на службе капитала — элегантнее продать социал-демократическую политику уже нельзя. Но как разв конкретности проявляется ее философия. Получается, что на ключевой вопрос о том, насколько высокими должны быть налоги, экономическая наука не отвечает. Речь в данном случае идет о духе демократии, те. об отношениях свободы и равенства, что является нашей темой7.
    В обществе благосостояния недовольство связано стем, что материальные потребности не могут удовлет­
    6
    H oppe Н Н Democracy — the God that Failed. P. 86.
    7
    Turner A.
    Just Capital, the Liberal Economy. L.: Pan Books,
    2002. P. 241.
    218
    ворить желания человека. То, что я могу купить любую вещь в KaDeWe8, никак не поможет мне в борьбе за лучшие места.
    Positional goods
    , ценность которых заключается в их абсолютной ограниченности, хотя и предлагаются большинству, очень часто с парадоксальным обещанием эксклюзивности, потребляются исключительно меньшинством. И это вызывает фрустрацию.
    Таким образом, существуют возможности потребления, которые принципиально могут удовлетворить лишь незначительное число людей, испытывающих удовлетворение оттого, что они относятся к немногим, кто возвысился над своими согражданами. Это позволило сэру Рою Харроду говорить о непреодолимой пропасти между олигархическими демократическим богатством. Демократическое богатство можно рассматривать как невообразимое количество разнообразных товаров в KaDeWe, к которым в принципе имеют доступ все, кто участвует в экономической жизни. Олигархическое богатство, напротив, — удел немногих. По мере роста демократического богатства растет и стремление к олигархическому богатству. Массы хотят эксклюзивности, обладание редкостями становится желанием многих. Тем самым речь идет о товарах, чье качество падает за счет того, что все больше людей хотят ими обладать. Хорошим примером в этом смысле является туризм. Венеция была бы волшебной сказкой, если бы там не было других. Турист ищет несравненное и, обнаружив, уничтожает его.
    Красивая жизнь, о которой повествуется в гламур­
    ных журналах и бульварных изданиях, остается для большинства из нас недоступной. А то, чего все-таки удается достичь, тут же теряет свою привлекательность. Таким образом, социальная ограниченность KaDeWe — магазин в Западном Берлине, олицетворение роскоши и богатства. — Примеч. пер Hirsch F.

    Social Limits to Growth. P. 109.
    I X . Абсолютная ограниченность благ Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со декларирует то, чего хотят, и то, что могут получить единицы, никогда не получит все общество. Неблагодарная задача политики как рази заключается в том, чтобы примирить людей с этими неустранимыми различиями. Это распространяется и на зеленый взгляд на окружающую среду. Если некоторые виды ресурсов абсолютно ограничены, а равный доступ к ним немо жет быть обеспечен, то это может привести эгалитарное распределение к катастрофе.
    То, что люди хотят собрать невообразимое количество разнообразных товаров, является тривиальной потребительской реальностью. Но величайшие экономисты всегда говорили о том, что существуют более значительные мотивы для потребления, которые в той или иной степени имеют отношение к человеческим способностями действиям. Так, Альфред Маршалл в книге Принципы экономической науки говорит о стремлении к отличиям. Очень дорогие продукты, например, икра или свежие устрицы, не только хороши на вкусно они также удовлетворяют стремление к социальным различиям.
    Но гораздо важнее стремление к совершенству ради него самого. Люди любят стимулировать и тренировать свои собственные способности. Отличие и совершенство являются важнейшими источниками удовлетворения. Мое представление о собственной самооценке складывается из того, как оценивают меня другие, и это является важнейшим мотивом моего поведения, на которое соответствующим образом реагируют другие.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта