Ильи женина
Скачать 4.3 Mb.
|
Scheler М . Das Ressentiment im Aufbau der Moralen. S. Рус. изд Шедер М . Ресентимент в структуре моралей. С. 32.] 27 Burt R.S. Structural Holes. Cambridge, MA; L.: Harvard Uni versity Press, 1992. P. 140. 199 Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со с помощью иерархии. Сегодня она сокращена до социального раздражения и сохраняется в таком состоянии. Более того, чем современнее, а значит, удобнее и свободнее от физической работы становится жизнь, тем сложнее агрессивности найти выход. В условиях массовой демократии неизрасходованная агрессивность направляется против любых форм иерархии. Как отметил социолог Арнольд Гелен, враждебность, существующая, так сказать, на молекулярном уровне, способствует сближению в борьбе всех против всех»28. Если же людям будет позволено остаться разными, чего на самом деле и требует их гетерогенная индивидуальность, создадутся условия для их творческой ин терактивности. Мы можем резюмировать это следующим образом равенство способствует конфликтам, неравенство делает возможным сотрудничество. Исходя из этого предложенная двухуровневая модель социального может дифференцироваться и дальше. Это изумительным образом показал Алан Пейдж Фиске в работе о четырех элементарных формах человеческих отношений29. Рассмотрим сначала эгалитаристские структуры социальной жизни. Фиске начинает с описания мира бытового деления, куда входят солидарность, сообщество и любовь, те. все то, что мы знаем из родовой общины, группы и семьи. В данном случае эквивалентность членства обеспечивает стабильное чувство групповой принадлежности, которое объективируется в общественных благах. Это мир помощи и заботы, который мы делим со всеми нуждающимися — каждому по потребностям». Вторая социальная структура, обеспечивающая потребность в равенстве, образуется из готовых форм Gehlert A. Philosophische Anthropologie und Handlungsleh- re. Bd. 4. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1983. S. 229. 29 Fiske A.P. Structures of Social Life: The Four Elementary Forms of Human Relations. N.Y.: Free Press (Macmillan), 1991. 2 0 0 V I I I . Иерархия иди с кр ими нация эгалитарности. Здесь люди хотя и разъединены, но при этом равны. Их отношения исключительно взаимны. То, что мы получаем, в точности соответствует тому, что мы отдаем. Повсюду главенствует принцип взаимности 1:1, римское quid pro У английское turn-talking , означающее теперь твоя очередь. Это мир товарищей, коллег, сверстников, в котором каждый человек гипотетически взаимозаменяем. Ортогонально к структурам сообщества и равенства расположены структуры рынка и иерархии. Рыночные отношения противопоставляют эгалита ристским структурам растущую сложность, которая обладает решающим значением. У Фиске это получило отражение в том, что товарищи умеют только вычитать и складывать, в то время как рынок учит умножать и делить. Рынок, регулируемый ценообразованием, способствует развитию соперничества в его продуктивной форме — конкуренции и поощрения достижений. Впрочем, и рынком правит эквивалентность, нов данном случае она осуществляется с помощью нейтрального средства — денег, в которых можно выразить все что угодно. У всего есть своя цена, все компетентные и порядочные люди могут принять участие в рыночной деятельности. В конечном счете иерархия авторитетности ( A utoritat ) представляет строго асимметричную социальную структуру. В данном случае речь идет о сложившихся отношениях неравенства, представленных в различиях статусов и престижа, известности и социальной значимости. В отличие от властного принуждения иерархия авторитетности основана на уважительном отношении подчиненных. Подобно понятию харизмы, разработанному Максом Вебером, высокий ранг рассматривается как продолжение самого себя. Соответственно и распределение внимания также То за это, те. услуга за услугу дат .). 2 01 асимметрично — более высокий ранг более заметен. Сегодня иерархия уже больше не связана с вопросами приказания и послушания. Чем больше схожесть жизненных материальных условий, тем сильнее мотивация, направленная на достижение статуса, признания и уважения. Также как в вопросах любви и зависти, здесь используются внеэкономические мотивы, все еще недооцененные метафизическим индивидуализмом классической экономической науки. В 1961 г. Ральф Дарендорф выступил в Университете Тюбингена с программной речью, посвященной происхождению неравенства среди людей. Среди прочего там можно найти великолепную формулировку Все люди равны перед законом, ноне все равны по закону. Как только люди соприкасаются с законом, они оказываются в мире нормативных требований и ролевых ожиданий. Иерархия социального статуса формируется в процессе выбора между конформизмом и отрицанием при помощи одобрения (принятия) того или иного поведения. При этом оценочность заключена в различиях между рангами. Она следует из санкций социального поведения и, как правило, общество приветствует конформистское поведение. В современном обществе оценочность выражена в различиях между доходом и престижем. И сегодня эта концепция Дарендорфа все еще восхищает своей диалектической строгостью. Но, к сожалению, для большинства жалующихся на неравенство и социальную несправедливость она, очевидно, является слишком сложной как в интеллектуальном, таки в моральном плане. В свое время общественная модернизация прошла путь от статуса к контракту. Сегодня же политкорректность призывает к обратному пути. Прикрываясь справедливостью и равенством, она ратует за предоставление привилегий всему кого их нет D ah rendorf R. Uber den Ursprung der Ungleichheit unter den Menschen. Tubingen, 1961. S. Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. Иерархия иди с кр ими нация То, что в США получило наименование позитивного действия (affirmative action), ставит своей целью борьбу с дискриминацией, используя в качестве чудо-оружия репрезентацию, те. проблему решают с помощью квот. Ценятся не индивидуальные заслуги, а групповая принадлежность. При этом справедливая критика дискриминации доводится до абсурда. Действительно, когда-то индивидуальные заслуги отдельных людей не признавались определенными группами. Сегодня же поддержка оказывается только тем, кто относится к определенным группам, независимо от их индивидуальных заслуг. По сути, это все та же дискриминация, только с другим знаком. Раньше дискриминации подвергались чернокожие и женщины, как бы хороши ни были их заслуги. Сегодня же поддержку оказывают чернокожими женщинам, как бы бездарны ни были их достижения. Любая политика уравнивания дискриминирует прежде всего тех, кто добился успеха своими собственными силами, например женщин-профессоров. Что же такое квоты на самом деле Число мест на должность генерального директора компаний, котирующихся на бирже, значительно ограничено число мест в бундестаге также ограничено, и число профессорских мест в университетах тоже нельзя увеличить пожеланию. В данном случае мы имеем дело с абсолютной ограниченностью. Установление квот для женщин, по крайне мере в нашей области, означает изъятие столь ценных мест для всех членов группы. Даже если это политически невыполнимо, требование установления квот политически можно интерпретировать как предупреждение о том, что адепты политкорректности все еще неготовы смириться стем, что результат индивидуального соперничества связан с ограничениями в возможностях. Ведь любое соперничество за доступ к ограниченной позиции является борьбой за первенство, что напрямую связано с вопросом неравенства. Если мы хотим продвинуть Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со вперед женщин, то для этого мы должны поставить в невыгодное положение мужчин. Если мы хотим подтянуть слабых учеников до уровня одаренных детей, то пострадают последние. Только в анекдоте у всех учеников могут быть незаурядные способности. Как однажды издевательски заметил Никлас Думай Политика неравенства компенсации неравенства (Politik der Ungleichheitskompensationsungleichheit) закончится в Судный день, с наступлением которого установится окончательное равенство. С тех пор как опекающее социальное государство больше не отличает благодеяния от требований, мы можем наблюдать, как притязания групп, которые привыкли позиционировать себя в качестве жертв этого социума, образуют новую сегментацию общества. Политика антидискри минации осуществляется при помощи виктимизации. Если раньше в основе ценностей лежали заслуги и достижения, то теперь — ущемление прав. В борьбе за статус решающим фактором теперь является возможность предъявить стигматы дискриминации. Хорст Драйер обозначил это как фетишизацию обиды. И эти процессы происходят в мировом масштабе. Все больше историков и социологов разрабатывают тему дискриминации в прошлом, чтобы оправдать нынешнюю прогрессивную дискриминацию, представив ее в качестве компенсации. Война добрых людей против дискриминации уже давно превратилась в войну со здравым смыслом. Работодателям запрещают нанимать на работу тех, кого они хотели бы нанять. Домовладельцам запрещено сдавать жилье тем, кому они хотели бы его сдать. Родителям сложно найти хорошую школу для своих детей. Учителя больше не могут избавиться от несносных учеников. Все это наиболее известные практики Luhmann N. Protest. S. 126, 129. 33 D reier H. Verfassungsstaat im Kampf der Kulturen // Frank furter AUgemeine Zeitung. 2007. 4. October. S. 10. 204 V I I I . Иерархия иди с кр ими нация принудительной интеграции, которая закрывает глаза на реально существующую дифференциацию в достижениях и качественные различия. Единственная жизненная альтернатива принудительной интеграции не сводится к несправедливым привилегиям, а скорее заключается в разобщенности равных. Любой, у кого есть свой собственный земельный участок, знает, что хороший забор — это основа добрососедских отношений. Мирное сотрудничество предполагает свободу пространственного обособления ив том числе дискриминацию. Частная собственность и есть дискриминация это принадлежит мне, а не тебе. Обнести участок забором, разметить территорию — все это проявления частной собственности, эксклюзивности, отличия и неравенства. Собственность подразумевает право на исключения. Тыне можешь ступить намой участок, если я этого не хочу. Политика социальной справедливости лишила это право на дискриминацию своего содержания и, по сути, превратило его в нечто криминальное. Не стоит забывать, что существует хорошая и плохая дискриминация. Discrimino на латыни означает я различаю. Если мы воспользуемся словом дискриминация в контексте политики, то это различие будет обладать решающим значением. Дискриминирующий по- разному относится к кому-то одному или целой группе, и это оскорбляет. Таким образом, получается, что дискриминация — абсолютная противоположность непотизма, те. кумовства, подразумевающего особые отношения с избранным. Дискриминация связана с отрицательными представлениями, непотизм связан с положительными представлениями. Вот только эти представления чрезвычайно сложно отличить от предубеждений. В данном случае любое объясне 34 H oppe Н.-Н. Democracy — the God that Failed. New Bruns wick; L.: Transaction Publishers, 2001. P. 217. 35 Becker G.S. The Economics o f Discrimination. Chicago; L.: University o f Chicago Press, 1992. P. 16. 205 Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со ние сталкивается с ограниченностью, так как тот, кто хочет дискриминировать, не обращает внимания на факты он просто не желает быть «объективным». Поэтому сегодня экономисты различают рыночную сегрегацию (различия во вкусах) и рыночную дискриминацию (вкус к различиям. Вкус является выражением дискриминации, поэтому неудивительно, что массовые демократии хотят подменить вкус, который исторически всегда был связан с высшими слоями общества, общественным мнением. Но до тех пор пока будут вестись споры о вкусе, призрак дискриминации будет бродить рядом. Тот, кто хотел бы обставить свой дом со вкусом, постарается, чтобы его мебель была не из ИКЕА. Разумеется, вкус к различиям значительно шире, чем различия во вкусах. Многие находят вкус в дискриминации других, по выражению нобелевского лауреата Гэри Беккера, у них вырабатывается потребность в дискриминации. Если рассмотреть этот вопрос экономически, то мы увидим, что у дискриминации есть потребители. И, следовательно, у нее есть своя цена. Любой, кто ценит вкус дискриминации конкретных людей, должен вести себя так, как если бы он был готов за это заплатить или отказаться от потенциального выигрыша. Яне хочу, чтобы меня обслуживали чернокожие. Мои детине должны ходить в школу, где турчанкам разрешено носить хиджаб. Яне хочу жить по соседству с русскими немцами. Все это проявления дискриминации, инкриминируемой в политическом смысле этого слова. Однако если женщину не берут на работу, потому что расходы на ее содержание больше, чем прибыль, которую она приносит, то это не имеет ничего общего с политической дискриминацией. То, что в Целендор- фе живет меньше турок, чем в Кройцберге37, также не Becker G.S. The Economics o f Discrimination. P. 76, 154. 37 Целендорф и Кройцберг — районы в Берлине. — Примеч. пер. 206 V I I I . Иерархия иди с кр ими нация имеет ничего общего с дискриминацией решающее значение имеет разница в доходах. При этом вкус к дискриминации вырабатывается у вполне успешного турецкого отца семейства, который переезжает из Кройцберга в Целендорф для того, чтобы его детине ходили в школы, где учится много иностранцев. Достаточно того, что сегрегация жилых районов в большом городе уже выражена в том, что турки предпочитают жить рядом с турками, а нес немцами, а немцы — рядом с немцами, а нес турками. Все это не имеет никакой политически инкриминируемой дискриминации. Таким образом, чрезвычайно важно различать понятие дискриминации. Представим себе предпринимателя, который замечен в дискриминации — или не замечен потому что имеет предосудительные представления — или жене имеет таковых. Из этого следует четыре возможных варианта развития событий. Если у него есть предрассудки против определенных людей и именно поэтому он их дискриминирует, то мы можем говорить о потребительской дискриминации он платит за это, поскольку отказывает этим людям, будь то рабочая сила, или будь то покупатели. В тоже время у предпринимателя могут быть предрассудки против конкретных людей, но при этом они не будут подвергнуты дискриминации, так как это помешало бы бизнесу. Возможен и обратный случай у предпринимателя отсутствуют предрассудки, нос его стороны имеется дискриминация определенных людей, потому что подобная ситуация хорошо отражается на его делах. Например, когда он знает, что покупатели не хотят, чтобы их обслуживала чернокожая продавщица. И наконец, оставшееся большинство предпринимателей, у которых нет ни предрассудков, ни стремлений к дискриминации. Этот, казалось бы, абсолютно обыденный вариант тем не менее имеет свою собственную диалектику. Для добрых людей отсутствие предрассудков, лежащих в основе дискриминации, выражается в потреблении недискриминации. Ив этом случае Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус сомы получаем дискриминацию в пользу маргиналов, непотизм сирых и убогих38. Впрочем, истинной сферой, в которой происходит потребление недискриминации, является вовсе не бизнес, ведь он должен приносить дохода образование, финансируемое за счет государства. Здесь проблема дискриминации представлена как проблема селекции. Это первородный грех педагогики. Учитель должен хвалить и порицать, если, конечно, он придерживается определенных критериев в своем желании добиться успеха в обучении. Обучение без критериев не является обучением. Учитель воспитывает, дискриминируя. Именно это делает его положение в сегодняшней культуре политкорректности столь затруднительным, так как селекция означает использование и усиление неравенства. Если же селекция не приветствуется, то равенство ограждает как от селекции, таки от ответственности за селекцию, как это резюмировали социолог Никлас Луман и педагог Карл Эберхард Шорр. Одной из самых трудных профессий сегодня является педагогика. Несмотря на противостояние с учениками и их родителями, учитель должен всем продемонстрировать, что каждый заслуживает уважение, но только немногие — похвалу. Вместе стем похвала означает ущемление интересов. Хорошие ученики бывают только при наличии плохих. Не бывает похвалы без порицания. Нельзя восхищаться уникальными выдающимся, если отсутствует Разумеется, это формирует положительную обратную связь для типичных социально-психологических реакций на дискриминацию группы, что выражается в самопреоб- ражении этой группы Luhmann N., Schorr К.Е. Reflexionsprobleme im Erziehungs- system, Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988. S. 263. Общеобразовательные школы хотят дифференцировать без селекции, но это, к сожалению, невозможно. Атак как общество опасается результатов селекции, то приходится обращаться к услугам различных советчиков V I I I . Иерархия иди с кр ими нация позитивное понятие неравенства. Тем не менее в эгалитарном обществе в центре находятся отстающие. Это предполагает недопущение отрицательных результатов — в связи с этим стандарты, конкуренция и достижения объявляются опасными. Таким образом, шаг за шагом происходит упразднение стандартов. Правильное понимание проблемы приводит к неутешительному выводу, что богатство не является решающим критерием в вопросах успеваемости. Система образования должна быть построена не для богатых, а для одаренных. Но вместо расширения основания для талантливых детей идет борьба с селекцией40. Макс Вебер однажды заметил Границы образования и культуры вкуса — самые резкие и непреодолимые из всех сословных различий. Разумеется, для современного общества это является темой для постоянного скандала, которому оно отчаянно сопротивляется с помощью целого потока программ поре формированию образовательной системы. Успех же является производной от таланта, трудолюбия и образования. Конечно, можно гарантировать доступ к образовательным учреждением для всех, формально сохраняя тем самым равенство возможностей, но как можно управлять мотивацией достижений и навыков Кроме того, государство полностью бессильно против IQ и генетической предрасположенности. Обеспечение равных стартовых возможностей не может Эта эгалитаристская глупость работает с точностью до наоборот, что позволяет обеспеченным слоям населения использовать классическое образование как ярмарку тщеславия, руководствуясь собственными преимуществами — я могу позволить себе еще и это Например, древнегреческий |