Ильи женина
Скачать 4.3 Mb.
|
philanthrepreneurship , что означает предпринимательство как филантропию Brooks D. Bobos in Paradise. Рус. изд Б рукс Д Бобов раю.] Р а з мышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО В данном случае речь идет о закате одномерного капитализма, который любую сделку предварял вопросом об организационной форме и прибыли. Совсем по-другому ведет себя дающий или, как мы говорим, опекающий капитализм. Многое он почерпнул у некоммерческих и неправительственных организаций, например то, что начинать надо с миссии, видения, окружающей среды, сообщества и клиента. Диалектическая суть опекающего капитализма состоит не в том, чтобы снять противопоставление коммерческого и некоммерческого, а в том, чтобы понимать некоммерческое как дорогу к прибыли. Уже давно некоммерческий сектор является крупнейшим американским работодателем. Несмотря на то что последние двести лет интеллектуалы привыкли ассоциировать западную экономическую систему с отчуждением, жадностью и холодностью (в последнее время банковский кризис 2008 г. вновь предоставил возможность для этого, все чаще слышны голоса, говорящие о капитализме, который заботится о мире. Капитализм с чистой совестью — модель, над которой работает сегодня бизнес. Идеализм хорошо продается. Моющие средства должны соответствовать этическим стандартам больше недостаточно значка об экологической сертификации на продуктах. Все это приводит к тому, что возникают этичные бренды». Примером тому служит компания Body Shop, которая позиционирует себя так, как будто она непросто коммерческая организация, желающая продать свои товары, а философская школа, обучающая нас правильной жизни. Производство товаров все отчетливее демонстрирует свое публицистическое измерение рынок завален идеальными товарами. Иными словами, производитель разыгрывает публициста, а предприниматель — политика до недавнего времени Берлускони и Benetton оставались наиболее известными примерами. Марке Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со тинг адаптирует социально-политическую тематику под свои интересы. Компании адресуют свои бренды ответственным гражданами все больше понимаются как квазиполитические институты, как наставники, отвечающие за образование, и даже как вид гражданской инициативы. Спонсорство стало наиболее предпочтительной формой самовыражения, это означает, что компании коммуницируют не только с помощью своей продукции, но и с помощью своих убеждений и идентичности. Этот момент требует более пристального рассмотрения. Опекающий капитализм заботится об экологии. Помимо установки на получение максимальной прибыли для него не менее важной является задача быть глобальным стражем и пастырем на Земле. Петер Ху бер обозначил эту программу, направленную против фундаменталистских эконевротиков зеленых партий, понятием «хард грин» (hardgreen). Имеется ввиду примирение экономики с экологией, убежденность в том, что экономическое развитие и есть лучшая защита окружающей среды. Только подобного рода рассуждения в состоянии изгнать призрак экофеминистского радикализма, который бродит сегодня по Европе. Сектантам зеленой религии спасения опекающий капитализм противопоставляет свой зеленый ответ. Опекающий капитализм заботится о нуждающихся. Правда, его забота имеет современную специфику, которая заключается в том, что не существует интеграции без вытеснения, нет прогресса без усиления отклонений, нет глобализации без жертв. В тоже время опекающий капитализм больше не довольствуется подаяниями. Его готовность помогать проходит под девизом Изменения, а не благотворительность ( Change , not Charity!). Подобное преобразование помощи превращает человеколюбие в бизнес-модель. Финансовая помощь развивающимся странам по-прежнему тонет в коррупционном болоте политики опекающий капита 244 X. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО лизм открывает рынок для бедных, к примеру, при помощи отмеченного Нобелевской премией микрокреди тования или финансируя стартапы в странах третьего мира. Все это производные случаи морали, проистекающие из разумного эгоизма, которые представляются намного более стабильными, чем благородный образ мыслей. Любая забота о бедных и обездоленных остается бесполезной и зыбкой до тех пор, пока не будет прояснено, что необходимость в ней вытекает не из сострадания, а из самозащиты общества. Опекающий капитализм заботится об общественных благах. Чем больше группа, тем меньше возможности для реализации общих интересов, так как вклад каждого по отдельности едва заметен. И эксплуатация социальных ресурсов происходит очень быстро, потому что каждый с подозрением относится к воздержанию другого. В этом и заключается трагедия общественных благ, которой, собственно, и отмечено современное общество. Опекающий капитализм борется с этим, производя частным образом общественные блага, что является единственным возможным решением этой трагедии общественных благ. Сюда же относится и то, что глобализация предъявляет все новые требования к национальному государству не стоит также забывать о вмешательстве глобальных игроков. Успешный предприниматель занимает сегодня место великого человека и при помощи частной инициативы обеспечивает общественные блага, которые, как известно, невозможно не потреблять. Миллиардные пожертвования Уоррена Баффета в фонд своего друга Билла Гейтса и есть наиболее впечатляющий памятник опекающему капитализму. Опекающий капитализм заботится о работниках компании и ее клиентах. Сегодня для нас вполне естественно, что семейные интересы работника учитываются работодателем, который способствует поддержанию разумного баланса между работой и личной жизнью. Если присмотреться к окружению компании, то станет очевидно, что сегодня маркетинг направлен не столько на коммуникацию с клиентом, сколько на ответственное поведение по отношению к гражданам. Успешный продукт XXI в. определяется не только потребительской ценностью, но и ценностью социальных связей. Именно поэтому в центре всех стратегий нового маркетинга находится социальная ценность продукта. И наконец, опекающий капитализм заботится о членах гражданского общества. Общественная активность компании делает из любой фирмы великого гражданина. Опекающий капитализм предлагает услуги обществу, создавая тем самым важнейший ресурс в комитмент. Это центральное понятие можно очень условно перевести как добровольное образование стоимости. При этом имеется ввиду довольно простая вещь я вкладываю в себя. По-американски это звучит точнее «I want to make a difference». В данном случае речь идет о спасении гражданственности от государства всеобщего благосостояния с помощью культуры волонтеров. В Америке это нечто само собою разумеющееся. Но также ив Европе все больше людей хотят изменить ситуацию. Имеется ввиду радость быть причиной. Таким образом, в современном обществе помимо желания быть опекаемым возникает желание проявить заботу. Еще конкретнее в мире благосостояния и процветания растет желание о ком-то или о чем-то заботиться. Традиционно мы заботимся о стариках Здесь находится точка пересечения опекающего капитализма и опекающего социального государства. При этом оба они сидят на эффекте плацебо, который работает при помощи социального участия, так называемый хоторнский эффект, демонстрируется забота. См Tiger L. Optimism: The Biology of Hope. N.Y.: Kodansha, 1995. P. 176. 15 Jensen R. The Dream Society: How the Coming Shift from In formation to Imagination Will Transform Your Business. N.Y.: McGraw Hill, 1999. P. Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО и детях окрашенное в зеленый цвет сознание заботится о природе те, кого мучит нечистая социальная совесть, заботятся о бедных всего мира аполитичные граждане, для которых дети или старики слишком утомительны, асоциальные или экологические проблемы слишком сложны, заботятся о домашних питомцах поколение «fit-for-fun» заботится о собственном теле одинокие дети заботятся о собаке-роботе. И это желание основано на стремлении быть необходимым. По словам Милтона Майероффа, мне недостает того, что меня недостает кому-то»16. Постепенно, шаг за шагом современное общество осуществило требования Французской революции призыв к свободе был реализован в либерализме XIX столетия идея равенства воплощена в социальном государстве XX в. Идея братства будет реализована опекающим капитализмом XXI в. Это понятие обозначает глубинную одухотворенность экономики. Общие ценности, созданные глобальным миром, сегодня образуются уже не в политике, а в бизнесе. Именно поэтому мы так возмущаемся такими компаниями, как Enron, Siemens, Zumwinkel, Lehman Brothers и Sachsen Именно в этом контексте мы и говорили о добровольном образовании стоимости, точнее, о комит- менте. Но слова не в состоянии полностью выразить комитмент: необходимо действовать и только после этого осуждать мир. Поэтому в последнее время все важнее становится образ компании в общественном мнении, который создается невидимой рукой репутации. Мир Интернета называет это понятие кармой M ayeroffM . On Caring. N.Y.: HarperTrade, 1990. P. 85. Психиатр Ангьял Андраш еще в е годы указывал на то, что мы хотим быть полезными желание быть полезными является одной из сильнейших мотиваций нашей жизни. В парадоксальной, экономически сдержанной формулировке это звучит как спрос на предоставление (Becker G.S. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press, 1976. P. 275). 247 Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со Собственно, сегодня оно и образует фактическую ценность компании. И горе тому, кто не хочет соответствовать новому духу времени. Он будет наказан покупателями, которые осуществляют свое потребление как ответственные граждане. Для обозначения этого действия придумано новое изумительное понятие этичный шопинг. Вместо того чтобы идти на выборы, граждане выражают свое политическое мнение посредством своего покупательского поведения. Покупатели наказывают аморальные компании. Это стало возможным с тех пор, как мировое общественное мнение формируется в онлайновом режиме теперь глобализация отражает динамику социальных движений. Гражданин, активно выражающий свою политическую позицию и желающий осуществить изменения, пойдет сегодня не в политику, которая и без того слишком сложна, а отправится на рынок опеки, который настолько фраг ментирован и прост, что любой потребительский акт или любое пожертвование могут сделать мир лучше. Антитезой потребителям лимонада «Bionade» являются так называемые движения дивестиций на фондовом рынке. Приведем лишь один пример. Регион на западе Судана Дарфур сегодня ассоциируется с геноцидом. Крупные американские инвесторы, такие как пенсионные фонды, оказывают экономическое давление на международные корпорации, работающие в Судане, избавляясь от их акций. Таким образом, движения дивестиций оказываются в выигрышном положении благодаря влиянию правозащитников на курс акций. Социально ориентированный предприниматель непросто хороший человека человек, признавший, что в любой социальной проблеме скрыта бизнес-модель, сегодня это может быть понято ровно наоборот. Социальные движения, продавая новые проблемы на рынке привлечения внимания, оказываются в положении предпринимателя X. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО Кроме того, из социальных движений тоже можно сделать бизнес, монетизировав протест. Это является сферой услуг банков, предлагающих рассерженными готовым к протесту клиентам управление их индивидуальным протестным портфелем. Это звучит несколько сложнее, чем является на самом деле. Биз нес-модель подобного рода карма-банков выглядит следующим образом хедж-фонды размещают ваши деньги там, где объявлен бойкот, те. они спасают вопреки всему социально безответственную компанию. При этом они используют ресурсы глобального потребительского протеста. Говоря более формально, хедж-фонды управляют деньгами, протестные движения — бойкотом. И те и другие используют ресурсы глобального сопротивления. Можно даже сказать, что рождение опекающего капитализма проистекает из духа протеста. Скептики могут не согласиться, намекая на то, что это всего лишь фасад. До недавнего времени, если речь заходила об этике капитализма, у циников всегда под рукой была формула Граучо Маркса ключами успешного бизнеса являются честность и справедливая торговля. Если ты умеешь притворяться, ты добьешься успеха. Действительно ли наличие морали в экономике — это всего лишь иллюзия Опекающий капитализм покоится на двух объективных факторах во-первых, на морали сотрудничества и, во-вторых, на сетевой логике. Теория эволюции научила нас тому, что альтруизм возможен только тогда, когда он улучшает физическую форму. Этот постулат лежит в основе современных усилий получить образование. При этом речь идет о слабом альтруизме просвещенного эгоизма, который столь характерен для опекающего капитализма. Сила, позволяющая развиваться его морали, заключается в долговременных, глобальных сетевых бизнес-отноше ниях. Сотрудничество создает мораль. То, что люди сотрудничают друг с другом, потому что они доверяют Размышление он ера вен ст в е. Ан т и- Рус со друг другу, не представляет для нашей темы никакого интереса. Нас интересует нечто противоположное предложения о сотрудничестве образуют доверие, а доверие уже сокращает операционные издержки. В свою очередь хищнический капитализм губит сам себя. Тот, кто добивается успеха, используя глупость и слабость других, разрушает тем самым окружение, в котором он мог бы иметь успех. Хищнические стратегии уничтожают свои собственные условия для достижения успеха. Программа опекающего капитализма состоит в противоположном побеждать без поражения других. Видеть в успехах других условия для собственного успеха. Мой успех заключается не в слабости других, а в укреплении взаимных интересов. Успех есть у того, кто сотрудничает с успешными людьми. Речь идет о том, чтобы обосновать мораль не этиче ски, а экономически, исходя из эволюции сотрудничества. Умно быть приятным. Тот же, кто, напротив, добивается успеха, используя глупость и слабость других, разрушает тем самым окружение, в котором он мог бы иметь успех. Чем сложнее экономическая система, тем больше собственный успех зависит от успеха других. Сотрудничество и конкуренция являются не противоположностями, а двумя сторонами одной и той же медали. Это отлично согласуется с логикой рынка, которая достигает социальной координации благодаря взаимному приспособлению. Ведь современный рынок представляет собой сеть трансакций, и это делает его схожим с Интернетом. Точнее говоря, сотрудничество связывает каждого участника рынка с миллионами других участников рынка, при этом лишь относительно немногие из них находятся в прямой конкуренции. Это и позволяет сегодня говорить о стратегическом альянсе, симбиотической конкуренции, а также о коэволюции бизнеса и клиентов. В этих понятиях скрыта бизнес-философия опекающего капитализма, заключающаяся в том, что успех не сводится к унич 250 X. От КАПИТАЛИЗМА ОТБИРАЮЩЕГО тожению конкурента. Открытое программное обеспечение является тому хорошим примером каждый использует его, оно никому не принадлежит, каждый может его улучшить. Возможности, которые предоставляют сети, порождают необходимую мотивацию. Это также позволяет нам говорить о рождении опекающего капитализма из сетевого духа XI. Возможная справедливость Р авенство людей — это абстракция. Стоит нам только рассмотреть, сколь глубоко люди вовлечены в различного рода истории и причинно-следственные связи, мы тут же столкнемся с неравенством. Это похоже на пешки в шахматах, которые, если посмотреть на них абстрактно, одинаковы, нов ходе игры получают совершенно разный веси значимость. Относиться к людям уважительно вовсе не означает относиться к ним одинаково. Желание большего равенства не приводит копыту признания. В своем трактате о предполагаемом начале человеческой истории неравенство среди людей Кант обозначает как богатый источник столь многого зла, но вместе стем и всего доброго. История экономических систем свидетельствует о том, что продуктивность и креатив ность являются результатом конкуренции, которая использует природные неравенства и создает материальные неравенства. Поэтому формами равенства могут быть только лишь исключительные предметы роскоши свободного общества изобилия. Бедное общество не может позволить себе равенство2. Новаторы и успешные люди создают неравенство. Совершенно справедливо они ссылаются на американскую мечту каждый должен стремиться к своему счастью. Свободными и равными должны быть все американцы, равно как и все люди. Но счастье может K ant I. Mutmafilicher Anfang der Menschengeschichte // Kant I. Theorie Werkausgabe. Bd. XI. Frankfurt am Main: Suhr- kamp, 1964. S. 97. Рус. изд Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Трактаты и письма. М Наука, 1980. С. 54-55.] 2 Boulding К.Е. Beyond Economics. P. 256f. 252 X I . Возможная справедливость быть только тогда, когда оно распределено неравномерно. Поэтому жизнь в условиях свободы характеризуется способностью обуздывать зависть к более успешным. Никлас Луман определил это как толерантность к богатству. Бороться необходимо нес неравенством, ас привилегиями — в этом всегда заключалась суть либеральной позиции капитализма и его идеи демократического равенства, которая не исключает дифференциацию но эти различия должны быть контингенты , те. возможно и другое. Гражданское равенство поэтому и означает, что каждый человек обладает равными шансами, ноне в равных пропорциях. Неравенство шансов, имеющееся в аристократии, предполагает возможность стать неравным. В демократическом обществе имеются равные шансы для того, чтобы стать неравными. У каждого должен быть одинаковый шанс стать неравным. Социалистическая критика капитализма справедлива, когда она не настаивает на всеобщем равенстве, так как равенство результатов уничтожает равенство возможностей, а указывает на то, что у многих вообще нет никаких шансов, например, найти работу. Тот, кто не может найти работу, или тот, кто готов взяться за любую работу, по сути, больше не принадлежит экономической системе. Он терпит ее только из-за собственного бессилия. По-настоящему бедны те, кто живет в соответствии с формулой, высказанной однажды писателем Петером Хандке: Нет желаний — нет счастья. Им недостает мужества, чтобы желать многого. В ответ на неравенство политика занимается перераспределением. Она делает это на трех уровнях. Во- первых, она предлагает общественные блага и услуги, тете вещи, которые не могут быть куплены на рынке оборона, полицейский порядок, инфраструктура, общественный транспорт, защита окружающей среды |