Аннерс История Европейского права. Институт европы шведская королевская академия наук
Скачать 2.19 Mb.
|
Родился около 201 г. до н. э, умер в 120 г. до н. э. (прим. пер.). 51 иков явилась отправной точкой для будущего развития католической церкви и источником ее вдохновения. 3. РИМСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА: НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ Согласно принятой традиции, Рим был основан в 753 г. до н. э. ("eburbe conditia" - считая со дня закладки города). Но как город в собственном понимании значения этого слова Рим не мог возникнуть ранее 575 г. до н. э. В течение многих столетий, считая от этого периода, Рим представлял собой всего лишь один из великого множества городов-государств, боровшихся за свое господство в центральной части Италии. И только в 275 г. до н. э., когда римлянам - за счет захвата основанных в южной части Италии греческими колонистами городов - удалось установить в них свое господство, Рим из доминирующего в центральной части Италии города-государства превратился, наконец, в грозную военную силу, начавшую играть большую роль во всем районе Средиземноморья. Развязав затем военные действия против своего соперника Карфагена, Рим в результате двух Пунических войн (1-я в 264-241 гг. и 2-я в 218-202 гг. до н. э.) захватил все побережье и островную зону центральной и западной акватории Средиземного моря, установив там свое владычество. Таких же крупных успехов римляне добились и после того, как они устремили свои взоры на запад. Уже в 130 г. до н. э. государственные границы этого воинственного народа охватывали огромное пространство от Испании на западе до Малой Азии на востоке. Благодаря военному и административному таланту таких крупных полководцев и политиков, как Помпеи, Юлий Цезарь и Октавиан (позднее получивший титул Август - "достойный почитания"), теперь уже не просто государство, а Римская империя незадолго до нового летоисчисления стала владычицей всего Ближнего Востока, державшей в своих руках огромную территорию от верхнего течения Евфрата до Аравийской пустыни, Северную Африку и всю современную Европу к западу от Ауная и Рейна. Под владычеством Рима оказалась также и Англия, завоеванная Римом в период царствования императоров Клавдия (41-54 гг. н. э.) и Веспасиана (69-79 гг. н. э.). Владычество Рима в Англии распространилось до современных границ Шотландии. Октавиан Август (31 г. до н. э. - 14 г. н. э.), преследовавший далеко идущие цели, пытался вынести границы госу- Помпей Великий (106-48 гг. до н. э.), Гай Юлий Цезарь (102/100-44 гг. до н. э.), Октавиан Август (63г. до н. э. - 14 г. н. э.) (прим. пер.). 52 дарства вплоть до берегов Эльбы. Если бы эта затея ему удалась, то в этом случае чисто с военной точки зрения у римлян в северо-восточной части оказались бы слабо защищенные границы. Граница по линии Рейн-Дунай как раз и была исключительно невыгодной по стратегическим соображениям, поскольку требовала значительных военных ресурсов для сохранения своей безопасности как вдоль Рейна, так и Дуная, да и само взаимодействие по распределению этих ресурсов по Рейну и Дунаю могло бы вызвать дополнительные затруднения. Таким образом, попытка императора Августа в решении этого вопроса не удалась, и римляне должны были удовольствоваться прокладкой военной границы в виде вала, проходившего вдоль Майна и затем в направлении к Дунаю западнее нынешнего города Регенсбург. Эта военная граница играла для римлян ту же роль, что и в свое время Великая китайская стена, т. е., другими словами, она служила для защиты пограничных областей от внезапных разбойничьих нападений варваров, для чего по всей линии границы была проложена дорога с построенными на ней сторожевыми башнями и врытыми в землю пограничными столбами, что обеспечивало большую надежность границы. Когда военная мощь Рима в III в. н. э. начала ослабевать, то вслед за этим сразу же четко обнаружилась реальная угроза, нависшая над хрупкими и слабозащищенными границами Рима, проходившими в северо-восточном направлении. Рим, добившийся своего наивысшего могущества как военная держава, в этот период начал испытывать проявление первых признаков развивавшихся в нем процессов внутреннего разложения, которые проявили себя прежде всего в явной невозможности обеспечить надежную военную защиту своих границ, проходивших по рекам Рейн и Дунай. Правда, Риму все-таки удалось еще раз насладиться взлетом своего былого могущества. Это произошло в период царствования императора Диоклетиана (243-313/316 гг. н. э.), проведшего в 284-305 гг. н. э. серию реформ, позволивших сконцентрировать внутренние и внешние военные силы империи и несколько стабилизировать ее положение, однако этот период был слишком непродолжительным. Нападения извне, а также разразившаяся в империи борьба за обладание властью в конечном итоге привели к утрате значительных территорий империи. В 476 г. н. э. произошло крушение западной половины империи, Западного Рима, который был образован при разделе империи в 395 г. н. э. Восточный Рим, наоборот, хотя и начал сдавать свои позиции, постепенно утрачивая одну область за другой, тем не менее, все же выстоял это лихолетье и продержался вплоть до завоевания турками Константинополя в 1453 г. Возникновение, упадок и гибель Римской империи представляют собой лишь одну из целой серии крупных комплексных проблем, связанных с историей Древнего мира. В 53 обзорной работе такого характера, как эта, более или менее подробное рассмотрение всех проблем просто не представляется возможным. Однако при исследовании их с иторико-правовой точки зрения, как нам кажется, один фактор все же заслуживает того, чтобы обратить на него особое внимание. Речь идет, в частности, о факторе, который облегчил римлянам проведение своей завоевательной политики, несколько позже явился мошной движущей силой в процессе формирования римского права и нашел свое воплощение в страстном стремлении римского народа к миру. Еще до появления римлян на исторической арене в большинстве плотно заселенных районов Средиземноморья в течение многих столетий, если не сказать тысячелетий, прямо-таки царила ситуация, которую лучше всего можно было бы охарактеризовать словами: война всех против всех; войны велись между городами, племенами и целыми народами. Все то, что создавалось в этих ранних, но уже высокоразвитых культурах из поколения в поколение на протяжении многих веков бесконечным трудом, все это разрушалось в беспрерывно разгоравшихся войнах, полыхавших на огромных пространствах, войнах, часто отличавшихся исключительной жестокостью и полнейшей бессмысленностью. Римская завоевательная политика, реализовавшаяся в войнах именно такого характера поэтому и была в большинстве случаев успешной, а результаты этой политики всецело признавались римским народом, но ровно до тех пор, пока Рим мог гарантировать ему полную защиту от нападений извне. Так называемый "Римский мир" (Pax Romana), длившийся со времен правления императора Августа вплоть до императора Септимия Севера (193-211 гг. н. э.), был для народов Средиземноморья поистине золотым веком, принесшим им духовное обогащение и материальное благополучие. Особенно большое значение для единства римской и эллинистической культур, которое, в основном было отличительной чертой этого периода, имело то обстоятельство, что римляне с огромной пользой для себя восприняли интеллектуальные и эстетические идеалы эллинистической культуры. Влияние этой культуры на культурную жизнь римлян так или иначе проявлялось и раньше, а после завоевания Южной Италии и Сицилии римляне оказались в непосредственном контакте с самими носителями этой культуры и сразу же были покорены их творениями. Известнейший римский поэт Гораций в одном из своих писем к императору Августу выразил это следующими словами, ставшими классическими: "Graecia capta ferum victorem cepit et artes/intulit agresti Latio" (Греция одержала победу над серой властью победителей и ввела свою культуру в крестьянские дома Латии). Как мы увидим позже, этот исторический процесс спустя 500 лет найдет свое адекватное проявление в другой ситуации, когда более высокоразвитая римская культура - в особенности правовая - окажет аналогичное 54 влияние на германцев, в свое время завладевших прежними провинциями Западного Рима. ^История римского права античного периода исчисляется приблизительно одним тысячелетием, а если говорить точнее, то периодом между проявлениями еще на относительно ранней стадии существования Римской республики так называемых Законов двенадцати таблиц (451-450 гг. до н. э.) и кодификацией в 533-560 гг. до н. э. действовавших во времена императорского господства положений законов и основных положений, сформулированных видными правоведами, выполненной восточноримским императором Юстинианом (482 или 483-565 гг. до н. э.). Проведенная им кодификация коснулась всех правовых норм Римской империи, действовавших в ее пределах в течение всего этого продолжительного отрезка времени . Закон двенадцати таблиц дает нам четкое представление о том, каким именно образом в сущности небольшая крестьянская община, члены которой жили как в самом Риме, так и в его окрестностях, сумела превратиться в одну из сильнейших держав Древнего мира с хорошо развитыми торговлей, мореплаванием и мануфактурами, которые наряду с сельским хозяйством имели огромное значение во всех отраслях экономической жизни страны. Достаточно сказать, что уже в самом начале нашего летоисчисления Рим по числу жителей стал миллионным городом! Высокий уровень развития правовой культуры Древнего Рима был достигнут им одновременно с обретением самой империей наивысшего военного и политического могущества. Мы не можем в связи с этим не сказать здесь о наиболее характерных для Римской империи этапах ее развития, состоявших из трех основных периодов: 1 - предклассический период, охватывавший время до 150 г. до н. э., 2 - классический, имевший место в отрезке времени с 150 г. до н. э. до 250 г. н. э. и, наконец, 3 - постклассический, начавший свое шествие с 250 г. н. э. Такая хронологическая классификация, разумеется, дает нам лишь приблизительное представление о фактически существовавших временных границах или, скорее, о переходных периодах между различными эпохами с разными уровнями юридической техники. Что касается римской государственной религии, то в своей основе она несла черты эллинистической и как таковая была тесно связана с мифологией Древней Греции хотя бы уже потому, что всему сонму имен греческих богов, перешедших в лоно римской мифологии, были присвоены имена чисто римского происхождения. Так, например, греческий бог Зевс у римлян превратился в Юпитера, греческая богиня Гера - в Юнону, Афродита стала Венерой и т. д. Что касается области политики, проводившейся римлянами по отношению Официальное название Кодификации Юстиниана - Свод римского гражданского права (прим. ред.). д55 к покоренным ими народам, то здесь следует отметить, что они (римляне) в большинстве случаев проявляли к побежденным религиозную терпимость и не притесняли их какими-либо запретами в отправлении религиозных культов, позволяя им свободно преклоняться перед своими богами, однако с определенной долей ограничения. Дело в том, что в восточных районах империи, где вопросы религии имели весьма важное политическое значение, все без исключения побежденные народы, начиная с периода правления Юлия Цезаря, должны были безоговорочно преклоняться перед императором Римской империи как перед богом. Это преклонение было возведено в статус государственной религии, начиная с конца III в. н. э. Однако следует все же отметить, что одновременно с этим римляне признавали множество других религиозных течений. Все изложенное выше имело свои последствия, которые вплоть до настоящего времени продолжают оказывать на людей свое влияние во многих районах Средиземноморья. Теперь о евреях. Евреи не могли, да и не хотели подчиняться влиянию римской государственной политики, которую римляне проводили по отношению к ним в области рели-, гии, хотя вопрос в данном случае и носил характер чисто формального подчинения такому влиянию. Евреи видели и помнили, как был разрушен и опустошен их Иерусалим, а сами они были подвергнуты преследованиям в собственной диаспоре. Тем не менее христианство все же имело возможность насаждать свой культ без слишком серьезных преследований вплоть до IV в. н. э., когда оно обрело статус государственной религии. После этого христианская церковь стала придерживаться строгой, "железной" твердости в последовательном соблюдении своих религиозных догм. Особенно большое влияние в этом отношении сыграл Церковный Собор, состоявшийся в Ницце в 325 г., на котором было провозглашено абсолютное признание афинско-азиатского учения и сурово осуждено арианское. Любое стремление к сохранению арианс-ких догм и даже хранение в доме арианских книг каралось смертной казнью. РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО И ФОРМЫ РИМСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В языковом отношении римляне принадлежали к латинянам, язык которых, входивший в группу индоевропейских языков, следовательно, был родственным греческому, кельтскому и германскому языкам. В древнейшие времена многие племена пришли на итальянский полуостров из северных районов - это, вероятнее всего, произошло в последний пери- 56 од второго тысячелетия до н. э. Так же, как и в Греции, народы, жившие на итальянском полуострове к моменту вторжения на их территорию переселенцев с севера, видимо, уже имели свои города-государства с политической формой организации своих общественных структур. Этому способствовали и сами географические условия, которые во многом были схожими с географическими условиями Греции. В древнейший период население Рима, по-видимому, составляло максимум 10-12 тыс. человек. Еще в начале V в. до н. э., когда Рим уже начал играть значительную роль в политической жизни центральной Италии, его территория, по приблизительным подчетам, составляла не более 1,5 тыс. км*. В более поздний период социальное, правовое и культурное развитие римских городов и самого Рима испытало на себе значительное влияние двух культур: этрусской и греческой. По всей видимости, царствовавшая в Италии в период с VII по VI вв. до н. э. династия (речь в данном случае идет об этруссках), сыграла важнейшую роль как в качестве примера для подражания, так и в качестве промежуточного звена в области влияния греческой культуры вообще, а в такой области, как религиозная политика (а возможно, даже и в области права) в особенности. О последнем мы, к сожалению, мало что знаем, так как этрусские источники нам почти совершенно неизвестны. Решающее влияние этрусской культуры на римскую государственность впервые проявилось лишь после того, как римляне завоевали весь восточный район Средиземного моря и полностью подчинили себе все эллинистические государства. В последующие периоды римляне подпали под такое мощное влияние эллинов, их идеологии, высокоразвитой культуры и институтов, что Римская империя более позднего периода по своему характеру стала являть собой совершеннейший образец универсального эллинистического государства, а в еще более поздний период существования Римской республики все образованные слои общества в подавляющем большинстве своем стали говорить не иначе как на греческом языке. Когда знаменитый римский полководец и будущий император Гай Юлий Цезарь перешел речху Рубикон с тем, чтобы силой взять власть в Риме в свои руки, он сказал: "Jacta alea est!" ("Жребий брошен!"), и он сказал это по-гречески. Первоначально город-государство Рим на протяжении нескольких столетий продолжал, однако, оставаться городом, жители которого в основном представляли собой крестьянскую общину. В ней целиком и полностью распоряжалась относительно небольшая кучка богатых и преуспевающих семейных кланов землевладельцев (патрициев), имевших в собственности огромные земельные угодья и считавшихся основной ударной силой римской армии, а в военное время служивших в императорской дворянской кавалерии, тогда как огромные массы римского народа - плебеи - были отделены 8*57 от богатых патрициев глубочайшей социальной пропастью. На протяжении долгих и долгих лет браки между патрициями и плебеями были строжайше запрещены. Плебеи не имели права находиться на государственной службе. Плебеи, наконец, не могли стать священниками. Дворянская кавалерия с военной точки зрения являла собой малоэффективный род войск. Стремян в ту далекую эпоху еще не изобрели, а сама кавалерия в силу того, что она тогда была еще очень далека от совершенства, как правило, не могла одерживать победы над хорошо обученной для веления боевых действий пехотой с ее хорошо организованной военной структурой. Однако уже к концу VI в. до н. э. римляне успели перенять основные тактические приемы ведения боевых действий в конном строю, которые успешно применяли кавалеристы греческих городов-государств, а именно: методы проведения кавалерийских атак небольшими фалангами - плотными сомкнутыми порядками. Римляне, кроме того, переняли у греков также и предметы боевого снаряжения всадников, как-то: щиты, короткие копья, дротики, укороченные мечи. Таким образом, проведя соответствующую реорганизацию внутри своей армии, римляне создали весьма надежную тактику ведения боя в конном строю, которая успешно и неоднократно выдерживала все боевые испытания и в этот период представляла собой высшую ступень военного искусства римлян, просуществовавшего вплоть до вторжения на их земли македонских фаланг, всадники которых были вооружены длинными копьями. Плебеи в ту эпоху непрерывных войн были просто необходимы римскому государству. Если не принимать в расчет участие плебеев в кавалерии патрициев в качестве солдат обоза, то в пехоте они составляли основную боевую силу римской армии, которая с годами постепенно накапливала такие характерные для простолюдинов и необходимые в военной обстановке черты, как хитрость, находчивость, смекалку, проявлявшиеся в самых невероятных и хитроумных тактических маневрах, строительстве фортификационных сооружений и т. д. на протяжении многих столетий, что в конечном счете и сделало римские легионы почти непобедимыми в любом бою. Кроме того, само социальное и правовое положение плебеев со временем улучшилось, в результате чего определенная часть плебейских семей становилась более зажиточной и даже могла приобрести, пусть и небольшой, но собственный земельйыи надел, становясь землевладельцами (equites -всадниками). Кроме того, плебеи начали обретать и некоторую долю политической власти наряду с представителями древних дворянских сословий. Однако те правовые реформы, которые обеспечили некоторое улучшение социального и правового положения плебеев, затронули лишь тонкий, поверхностный слой уже успевших глубоко внедриться в римское общество внутренних социальных противоречий. В основе же |