Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.4. СТРУКТУРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РОЛЕЙ СЕМЬИ И РОДСТВА (СВОЙСТВА)

  • Схема 4. 4. КОМПЛЕКТНОСТЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ

  • 4.5. МЕТОДЫ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

  • Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст. Институт открытое общество


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеИнститут открытое общество
    АнкорАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с.d
    Дата04.05.2017
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст.doc
    ТипДокументы
    #6974
    КатегорияСоциология. Политология
    страница18 из 34
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34

    181

    времени на пользование услугами предприятий быта и коммунально­го обслуживания. Резко возросла также интенсивность работы боль­шинства населения на земельных участках. Следует в связи с назван­ными тенденциями проанализировать структуру затрат времени на уход за детьми, на их воспитание, найти данные по затратам времени се­мьи, относящимся к пользованию дошкольными и школьными дет­скими учреждениями и к новым формам времяпрепровождения, по­явившимся в последние годы.

    4.4. СТРУКТУРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РОЛЕЙ СЕМЬИ И РОДСТВА (СВОЙСТВА)

    При рассмотрении семейного цикла уже приходилось обращать­ся к структуре внутрисемейных ролей нуклеарной моногамной семьи. Эти роли имеют общечеловеческое значение, наблюдаются во всех известных культурах, и их количество строго ограничено, хотя раз­ные социологи в зависимости от предпочтений называют различные числа. Тем не менее, имеется четкий критерий определения полного комплекта внутрисемейных ролей, определения комплектности нук­леарной семьи. Исходя из сути семьи как целостности «супружества — родительства — родства» следует представить все связанные с этим три­единством роли. Тогда супружество дает социокультурные роли мужа-жены, родительство — отца—матери, а родство образует в нуклеарной семье в зависимости от числа рожденных детей большее или мень­шее число ролей.

    В эпоху сплошной малодетности именно двухдетная семья не мо­жет не оказаться исходной моделью при изучении ролевых структур. Поэтому к выделенным четырем ролям мужа—жены, отца—матери обычно добавляют еще четыре роли, обусловленные кровным родством родителей и детей, роли сына—дочери (описывающие отношения де­тей к родителям) и роли брата—сестры (описывающие отношения де­тей друг к другу). Именно эти 8 ролей фигурируют как конечный и мак­симальный набор внутрисемейных ролей нуклеарной семьи. Данный набор, предложенный польским социологом Г. Стасяком47, не может быть признан исчерпывающим вот по какой причине.

    В случае гомогенности детей по полу (2 сына или же 2 дочери) в двухдетной семье происходит не только выпадение двух ролей из набо­ра (при наличии сыновей отсутствуют роли «дочери—сестры», при на-

    47Стасяк Г Городская семья как система социального поведения. В кн.: Социологические проблемы польского города. М., 1966. С 340

    182

    линии дочерей — роли «сына—брата»). Появляются новые 4 роли «сы­новья—дочери» и «братья—сестры», которые из-за того, что они во множественном, а не в единственном числе, не предусматривались изначально. Здесь обнаруживается конформизм самих ученых-семье-ведов, для которых безусловной нормой была и остается малодетная семья. Однако полный комплект семейных ролей наблюдается отнюдь не в малодетной семье, а в той, где несколько детей, где есть реальные сыновья и дочери.

    Это — многодетная семья с 5-ю и более детьми, в которой имеется как минимум два ребенка одного пола, и среднедетная семья с 2 сы­новьями и 2 дочерьми. Определение числа ролей производится наблю­дателем, констатирующим, что в семье «есть» такие-то роли. Взгляд со стороны совпадает с позицией родителей, которые говорят: «У нас есть дети, сыновья и дочери, и они для себя братья и сестры». Но этот подход не позволяет принять точку зрения самих детей: одно дело, когда в семье только два сына или две дочери и каждый из них лишь может сказать: «У меня есть брат» или «У меня есть сестра». Совсем иное, когда каждый ребенок в семье знает: «У меня есть сестры и братья». Последнее возможно лишь в семье, где 3 сыновей и 3 дочерей (среди семей с 12 ролями эта семья самая полнодетная).

    Таким образом, учет точки зрения детей (в ситуации не «мы бра­тья — сестры», а «у меня есть») ведет к более строгой оценке критери­ев полноты ролей, исключая среднедетные и даже пятидетные семьи из списка полнокомплектных. В настоящее время взгляд изнутри, с точ­ки зрения членов семьи, с позиции семейного ЭГО, очерчивается го­ризонтом малодетности. Поэтому «мал одето центризм» как образ мыс­лей по инерции продолжает использовать лингвистические конструк­ции «дети», «сыновья», «сестры» и т. п. лишь в собирательном смыс­ле — по отношению ко всему населению, в котором, увы, большин­ство семей практикуют однодетность.

    Тем не менее, комплектность ролей определяется здесь с позиции внешнего наблюдателя («в семье есть...»), т. е. по ослабленному кри­терию. Полный комплект внутрисемейных ролей нуклеарной семьи с несколькими детьми включает в себя 12 ролей, комбинации которых по размеру семьи и числу детей образуют 21 тип семейной структуры по комплектности ролей (см. схему 4.4). Как видно из схемы, полный набор ролей наблюдается начиная с 5-детной семьи при наличии не менее двоих детей одного пола и в случае 4-детной семьи с 2 сыновья­ми и 2 дочерьми.

    Состав и число внутрисемейных ролей в зависимости от числа имеющихся детей формируют все разнообразие ролевых структур, каж­дая из которых отличается специфическим «качеством» ролевого об-

    183

    Схема 4. 4.

    КОМПЛЕКТНОСТЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ

    Гип семьи

    Размер семьи

    Число

    детей

    Число ролей

    Разновидное гь ро ч е во и структур ы

    типа семейной структуры

    Многодет ная семья

    7

    5

    12

    3 сына, 2 дочери

    1

    3 дочери, 2 сына

    2

    10**

    4 сына I дочь

    3

    4 дочери, 1 сын

    4

    8***

    5 сыновей

    5

    5 дочерей

    6

    Среднедет ная семья

    6

    4

    12

    2 сына, 2 дочери

    7

    10

    3 сына 1 дочь

    8

    3 дочери 1 сын

    9

    8

    4 сына

    10

    4 дочери

    11

    5

    3

    10

    2 сына, 1 дочь

    '2

    2 дочери, 1 сын

    13

    8

    3 сына

    14

    3 дочери

    15

    Мал одет ная семья

    4

    2

    8

    1 сын, 1 дочь

    16

    2 сына

    17

    2 дочери

    18

    3

    1

    5

    1 сын

    19

    i дочь

    20

    Супружес кая «семья»

    2



    2

    Муж жена

    21

    Полный набор ролей отец, мать, сыновья, дочери, сын, дочь, братья, сестры брат, сестра

    " Нет ролей дочери, сестры или сыновья, братья

    "* Нет ролей дочь, сестра, дочери, сестры или сын, брат, сыновья, братья

    184

    щения в семье Схема показывает, что именно рождение детей делает семью семьей и что оскудение структуры очевидно в типах 19—20 (од-нодетная семья) и 21 (бездетная пара)

    Все интеракции, какие только возможны в однодетной семье, по­коятся на «обескровленной» социокультурной основе, и поэтому плю­рализм контактов здесь невозможен Наличие минимального размера семьи — трех членов семьи (2 родителей и 1 ребенка) и наименьшего числа ролей упрощает социокультурное общение до предела Отсюда огромная нагрузка падает на межличностные роли, на необходимость созидания богатства семейного общения, чтобы как-то компенсиро­вать скудость социокультурных ролей

    Если учитывать число возможных интеракций (взаимных контак­тов, а не односторонних действий), то окажется, что в супружеской паре всегда одна интеракция по размеру «семьи», и одна по числу социо­культурных ролей, и 0 по контактам с детьми Обычно расчет ведется по следующей формуле

    К = 2" - п - 1,

    где " — численность группы К— число двусторонних контактов

    В бездетной паре К = 1 (4—2—1), в однодетной семье число контак­тов по размеру семьи увеличивается до 4 (1 контакт супружеский плюс 3 контакта, связанных с появлением ребенка отец—ребенок, мать—ребе­нок, родители—ребенок) В двухдетнои семье число контактов равно 11 (по 1 контакту между супругами и между двумя детьми и 9 контактов между родителями—детьми) В трехдетной семье число контактов 26 — в основном за счет роста контактов между родителями и детьми (21), т е за счет усложнения структуры связей и общения родителей и детей Оставшиеся 5 контактов подразделяются на I контакт внутри брачной пары и 4 контакта внутри трехдетной группы детей

    В четырехдетной семье — самой полной форме среднедетной мо­дели семьи — число интеракций достигает 57, в том числе между роди­телями и детьми 45 (из оставшихся 12 контактов I контакт относится, как всегда, к супружеской паре и 11 — к контактам между детьми) Точно так же можно рассчитать число контактов в многодетных семьях с 5 и 6 детьми, однако этим не исчерпывается структурный анализ Следует ввести еще одно измерение — по числу внутрисемейных ролей и срав­нить структуры интеракций в семьях с 5, 8, 10 и 12 внутрисемейными ролями

    ПРАКТИКУМ Требуется описать структуры интеракций между се­мейными ролями в нуклеарных семьях с комплектом из 8, 10 и 12 ро­лей Возьмем в качестве примера расчет структуры по семье № 19 с 5 ролями, где имеется сын Тогда общее число ролевых интеракиий ока­жется 26 (32—5—1), но 2-е из них не является, по нашему определению,

    185

    взаимным контактом, так как это контакты одного и того же человека с самим собой, но в разных ролях, или одного и того же носителя ролей (муж—отец, жена—мать). Из оставшихся 24 интеракций 1 — супружес­кий контакт, 2 относятся к связям родителей с ребенком: отец—сын, мать—сын; 5 контактов «пустых»: муж—муж, отец—отец, мать—мать, жена—жена, сын—сын; 6 контактов «конфликтных» из-за путаницы ро­левого взаимодействия: не отец—сын, а муж—сын, жена—сын, муж—отец, жена—мать, муж—мать, жена—отец; и 10 контактов бессодержательных, связанных с некомплектностью ролей в данном типе семьи.

    Следует отметить, что увеличение числа ролей не просто увеличи­вает число интеракций — оно обогащает и разнообразит семейное об­щение. Вместе с тем неизбежно наличие «пустых», бессодержательных контактов и конфликтных интеракций. Этот вопрос не исследован те­оретически, поскольку семей с 3 и более детьми почти не осталось, а в малодетных семьях скудна ролевая структура. Но именно ролевая дезорганизация современной семьи заставляет задуматься о сути роле­вых конфликтов. Можно выделить как минимум три типа конфликт­но-ролевого взаимодействия (основываясь на положении дел в мало­детных семьях).

    Первый тип — когда родители в силу девальвации материнства и отцовства все сильнее идентифицируют себя при общении со своим ребенком не с родительскими, а супружескими и даже тендерными ролями. Поэтому в отношении «мать—сын» роль матери подменяет­ся ролью «жена» или «женщина». Отсюда возникает ролевая путани­ца: номинально сохраняется формула «мать—сын», но на самом деле активизируются отношения «жена—сын» или «женщина—сын». В этой ситуации неизбежны ролевые конфликты, так как сын продолжает относиться к матери, исходя из своих ролевых ожиданий (экспекта-ций). Второй тип ролевого конфликта связан с отстранением детей от ролей сына—дочери в общении с матерью—отцом. Дети начинают играть по правилам группы сверстников (не «мать—сын», а «мать-мальчик»).

    Третий вид ролевых конфликтов объединяет все остальные разно­видности ролевых несоответствий. Во-первых, это несоответствие ро­дительских и супружеских ролей в связи с обесцениванием родитель-ства, это перевес значимости ролей жены и мужа над ролями матери и отца в ролевых связках жена — мать, муж — отец. Во-вторых, это дис­сонанс ролей «муж—мать», «жена—отец», когда в ситуациях, требую­щих однозначности взаимодействия отец—мать и муж—жена, один из супругов (или обоюдно) начинает путать правила «семейной игры».

    Важно помнить, что анализ возможных ролевых комбинаций стро­ится в рамках полного комплекта из 12 ролей, без введения каких-либо

    186

    иных ролей. В вышеприведенных рассуждениях это условие было на­рушено, когда упоминались роли «женщина» и «мальчик», относящи­еся собственно к межличностным ролям. Все семейные роли — соци­окультурные по своей природе, но в узком смысле это название зак­репляется чисто конвенционально лишь за 12 ролями, указанными в схеме 4.4. Межличностных семейных ролей гораздо больше, и они ха­рактеризуют специфику взаимоотношений в семье. Например, жена может относиться к мужу, как к ребенку, или муж — к жене, как к больной. Или чрезмерно опекаемый ребенок в однодетной семье мо­жет стать деспотом, претендуя на лидерство во всем и везде. Либо в семьях с несколькими детьми, где общение строится в контексте сиб-лингов (братьев и сестер вместе), какой-либо ребенок может навязы­вать окружающим себя в роли «любимчика». В социальной психоло­гии межличностным ролям уделяется особое внимание. Некоторые теории личности, как, например, трансактный анализ Э. Берна, цели­ком построены на взаимодействии Эго-состояний Родителя — Взрос­лого — Ребенка, т. е, на идентификации Я с этими тремя межличнос­тными символами — внутрисемейными ролями.

    Описанная выше структура семьи по внутрисемейным ролям (кроме типа № 21) отражает единство трех образующих семью отношений «суп­ружества — родительства — родства» и косвенно характеризует через возникновение новых ролей первые три стадии семейного цикла. Для различения нуклеарной и расширенной семьи требуется разработка иных структурных критериев, нежели фиксация события, связанного с отделением от родителей выросших и вступивших в брак детей. Это событие, разграничивающее стадии социализации и прародительства, в силу своего массового характера стало дискриминирующим, отлича­ющим семью 2-й и 3-й стадий цикла от семьи, объединяющей в себе семью родительскую с семьей репродуктивной.

    Вместе с тем имеется четкий критерий различения этих двух типов семей, предложенный Г. Мэрдоком, крупнейшим американским соци­ологом, в его часто цитируемой и сегодня (и не только в учебниках) книге «Социальная структура» (1949)48. Понятие нуклеарной позиции позволяет осуществить эту процедуру. Нуклеарная позиция есть не что иное, как сдвоенные, попарные роли «ядра» семьи: родителей — суп­ругов и их отпрысков — сиблингов (муж — отец, жена — мать, сын или дочь — брат или сестра (последняя позиция во множественном числе будет выглядеть так: дети — сиблинги, т. е. братья и сестры). Полная нуклеарная семья имеет три и только все три нуклеарные позиции. Не­полные виды семьи или осколочные формы нуклеарности состоят из:

    43 Murdock G.P. Social structure. N.Y., 1949.

    187

    а) двух нуклеарных позиций в случае бездетной пары, б) «полуторной» нуклеарной позиции в случае одного родителя с ребенком или детьми (?-мать, ребенок — сын, либо сыновья — братья и т. п.), в) одной нук­леарной позиции, когда остаются дети без родителей.

    Расширенная семья, встречающаяся сегодня в Европе и Северной Америке крайне редко, определяется как та, в которой появляется более трех нуклеарных позиций, причем комбинации могут быть лю­бые. Например, семья, состоящая из мужа, жены, сына и тещи, не является нуклеарной, так как появилась теща — мать жены, т. е. пози­ция, не входящая в число нуклеарных. Другой пример: муж с двумя женами и семью детьми — это нуклеарная, а не расширенная семья, ибо тут всего три позиции, хотя брак полигинный (полигиния есть раз­новидность полигамии, второй ее вид — полиандрия, или брак одной женщины с несколькими мужчинами, причем, если они братья, тогда их брак называется фратернальной полиандрией, соответственно брак нескольких сестер с одним мужем ведет к сороральной полигинии).

    Сравнительный кросс — культурный анализ распространенности структур расширенной семьи позволил Г. Мэрдоку выделить три чаще всего встречающихся типа. По степени увеличения сложности струк­туры это стержневая или корневая семья, линеальная и полная рас­ширенная семья (stem family, lineal family and fully extended family). Стержневая семья имеет место, когда один, и только один ребенок (сын или дочь), остается в родительской семье вместе со своим супругом и детьми. Этот тип заметен более всего в сельской местности Европы и у нас также в городах. Линеальная семья — гораздо более экзотичес­кий вид и образуется, если все дети одного пола (братья или сестры) остаются в родительском доме после брака.

    В Индии наблюдается вариант этой семьи, именуемый составной (joint) семьей, где братья после смерти их отца формируют свои семьи. Это система с двумя и более нуклеарными семьями, каждая из которых имеет не менее двух поколений. Полностью расширенной семьей эта патрилинеальная семья (где наследование ведется по отцовской линии) становится тогда, когда как минимум два брата остаются жить в роди­тельском доме и когда их сыновья женятся и живут со своими детьми все под одной крышей. Подобный тип семьи был распространен в Ки­тае, в горах Памира и др. Рассмотренные типы семей позволяют разли­чать семейные структуры по наследованию (патрилинеальность и мат-рилинеальность), по выбору места проживания молодоженами - в доме родителей мужа (патрилокальность) или в доме родителей жены (мат-рилокальность), по форме брака (моногамия или полигамия).

    В XX веке особенно ускорился процесс исторического отмирания многодетности семейных систем и разложения структуры расширен-

    188

    ной семьи, где прямое родство играет важную роль при формировании сложных семей. Процесс нуклеаризации семьи означает такое отделе­ние репродуктивных семей от расширенной семьи, когда происходит отчуждение от сетей родства и буквальное отмирание многих родствен­ных ролей. Второй процесс, параллельно идущий и продолжающийся ныне, может быть назван коньюгализацией — по названию того типа семьи, который характерен для индустриальной системы. Третий про­цесс — автономизации или индивидуализации — раскрывает в связи с однодетностью, ростом разводимости и внебрачных сожительств тен­денцию к обособлению индивидуальных членов семьи и росту одиноч­ных ЕЮМОХОЗЯЙСТВ.

    Термин «коньюгальная семья» введен известным американским исследователем семейных изменений Уильямом Гудом и относится к семье эпохи индустриализации. В центре семейной жизнедеятельнос­ти — супружеская пара (отсюда и название коньюгальная семья), ко­торая вовсе не порывает контакты с системой родства и свойства, а лишь исключает из большинства повседневных дел значительную часть род­ственников и свойственников. Нельзя понимать коньюгальную семью как совершенно изолированную от родственных уз просто исчисление родства ведется теперь как бы двойное и с учетом свойства, хотя нет прежней соединенности отношений родства и свойства у семейно-род-ственных групп. Далее, относительно свободнее стал брачный выбор, практически исчезли приданое и выкуп, а в супружеских интеракииях ослабло главенство мужа, менее авторитарными стали отношения родителей и детей49.

    Очень часто сегодня в научных и публицистических текстах упот­ребляют словосочетание «современная семья» в противопоставлении «традиционной семье». Точно не определяется смысл этих понятий, но предполагается, что в отличие от семьи прошлого, по всем статьям устаревшей, процесс модернизации общества приводит к изменению «качества» семейной жизни и к трансформации структур и видов се­мьи. Современный семейный образ жизни также часто противопостав­ляется «патриархальщине», под которой понимается все отжившее и архаическое в семейной жизни. Вместе с тем в социологии семьи «пат­риархальная семья» наряду с «матриархальной семьей» — всего лишь одна из многих разновидностей семьи, типологизируемых по критерию доминирования, главенства или лидерства50.

    49 Goode W World revolution and family patterns N Y, 1963 P 7-10. Goode W The family. N.J., 1963. P 51-52.

    50Ze]dich M. Family, Marriage and Kinship// Handbook of Modern Sociology. Chicago, 1964. См. схему М Зелдича в книге А. Н. Антонова, В. М Медкова «Социология семьи». С 72.

    189

    Патриархальная семья относится к семьям с одной структурой влияния, где доминирование во всех областях принятия семейных ре­шений принадлежит мужу, а не жене Имеется несколько типов се­мей, где доминирует жена или лидирует муж, а также где они доми­нируют попеременно в разных сферах жизнедеятельности Все эти виды влияний присутствуют в современных семьях и противопостав­ляются не друг другу, а тем типам семей, где есть совместное приня­тие решений Однако обиходная интерпретация «современной семьи» закрепляет за ней лишь одно значение «демократической», коллеги­альной семьи, где не менее двух равных структур влияний В этом нельзя не видеть воздействие феминизма, когда политическая терми­нология антагонизма полов в обществе переносится на межличност­ные отношения родителей

    Итак, наряду со структурированием семьи сразу по трем отноше­ниям супружества — родительства — родства, существуют структуры, образуемые отдельно по каждому из этих отношений В связи с ослаб­лением родственных связей в настоящее время и уравниванием в этом смысле значимости родства со значимостью свойства целесообразно рассмотреть данные структуры подробнее При этом следует отметить, что феномен родства в культуре занимает особое место и в культуро­логии и антропологии (этнографии) наряду с социологией семьи явля­ется одной из центральных тем исследования

    Выдающийся антрополог Л Морган в XIX веке открыл инерци­онность систем родства в сравнении с более подвижными и изменчи­выми формами семейной жизнедеятельности В реальности всегда на­блюдается сочетание старых, отживших форм родства и явно не со­ответствующих им новых способов действий и образцов, паттернов се­мейной активности В антропологии это послужило основанием для конструирования существовавших в прошлом типов семьи по еше со­хранившимся формам родства, когда-то вызванным к жизни этими типами семейного функционирования По аналогии можно предпо­ложить, что актуальные ныне виды семейной организации также тво­рят на наших глазах новые отношения родства (редуцируемые к свой­ству9), хотя массовая однодетность исключает все виды родства в связи с отсутствием сиблингов (т е исключается прямое родство между детьми и косвенное родство двоюродного и т д плана) Хотя многие виды родства и свойства уже сегодня становятся на наших глазах «му­зейными экспонатами», тем не менее (а может быть, и поэтому) сле­дует рассмотреть всю полную систему родства (первичного, вторич­ного и третичного) в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке и состоящей из 151 родственно-свойственного отношения (см схему 4 5) С учетом моногамных и полигамных отношений возмож-

    190

    Схема 4,5.

    ДИАГРАММА МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА РОДСТВЕННЫХ УЗ В ПОЛИГАМНОМ БРАКЕ



    ны 7 типов первичного родства, 33 вторичного (из которых 21 тип дает 99 семейных уз и 12 типов образуют еще 52 семейно-родственные связки — все 40 типов родства дают в сумме сеть из 153 третичных уз).

    ПРАКТИКУМ. Построить подобную диаграмму и выяснить общее число родственно-свойственных отношений в нуклеарной семье, ос­нованной на моногамном браке. Но предварительно надо познако­миться с существующей в антропологии практикой, когда в центр ди­аграммы помешается Я или ЭГО какого-либо члена семьи, относи­тельно которого ведется отсчет. В связи с этим приведем длинную, но очень важную цитату из книги известного этнографа Ю. И. Семе­нова'

    «Системой родства в нашей этнографической литературе принято называть совокупность терминов, которые обозначают существующие в том или ином обществе родственные отношения... Родство есть одна из форм связи между людьми. Только наличие между данными конк­ретными лицами такой формы связи делает их родственниками. Что же это за форма связи? Понятие о родстве неразрывно связано сегод­ня с понятием о происхождении. Родственниками являются люди, свя­занные происхождением. Есть две формы такой связи: первая — это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая — связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди связаны просто происхождением, во втором — общностью происхождения...

    Связь посредством рождения является самой простой, элементар­ной формой отношения родства. Для обозначения этой элементарной единицы нередко употребляется термин «степень родства». Люди, из которых один рожден другим, связаны одной степенью родства, явля­ются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна степень родства, а две, они являются родственниками во вто­рой степени. Правнука связывают с прадедом три степени родства, они являются родственниками в третьей степени.

    Любое отношение между родственниками независимо от числа степеней родства образует линию родства. Линия родства может со­стоять как из одной степени, так и из многих. В последнем случае она представляет собой цепь степеней родства. Если людей соединя­ет линия, состоящая из одной степени родства, то говорят, что их свя­зывает первая степень родства, если линия, состоящая из пяти эле­ментарных единиц, то говорят, что их соединяет пятая степень род­ства, и т. п.

    Люди, происходящие друг от друга, связаны линией происхожде­ния или линией прямого родства. Они состоят в родстве по прямой линии или просто в прямом родстве. В отличие от них люди, проис-

    192

    шедшие от общего предка, характеризуются как состоящие в родстве по боковой линии или просто в боковом родстве... Боковая линия род­ства есть любая линия происхождения, отходящая от общего предка, исключая лишь ту, на которой находится человек, от которого ведет­ся отсчет и которого принято обозначать как Я. Первой боковой ли­нией называют линии, идущие от моих родителей через моих братьев и сестер. Второй боковой линией называются линии, идущие от родите­лей моих родителей через братьев и сестер моих родителей и т. д Дан­ное значение боковой линии родства... никак не может связывать бра­тьев...Меня и брата связывает линия, состоящая из двух отрезков, двух степеней родства, из которых одна степень (связывающая меня и мо­его отца) лежит на моей прямой линии, а другая степень (связываю­щая моего отца и моего брата) лежит на его прямой линии. Подобно­го рода ломаную линию фактически и имеют в виду, когда говорят, что те или иные люди связаны боковым родством...

    Поставим вопрос, что, собственно, обозначают термины родства? На первый взгляд кажется, что определенных, конкретных людей... Но обратим внимание, что человека, которого я называю отцом, другие люди именуют иначе: сыном, братом, дядей, дедом и т. д. И это понятно. Отцом он является лишь по отношению ко мне, а по отношению к другим людям он выступает в ином качестве. Таким образом, называя человека отцом, я обозначаю мое отношение к нему. Меня и отца связывает линия, состоящая из одной степени родства... Термин «отец» обозначает данную линию родства, но лишь в том качестве, в каком она выступает только для меня, но не для моего отца. Для него эта линия нисходящая, для меня — восходящая. Для меня эта линия есть отношение к отцу, для него — отношение к сыну. Таким образом, родственные отношения представляют собой не толь­ко и не просто отношения между индивидами, они всегда проявля­ются как отношения одного индивида, который выступает в качестве центра системы и не может быть обозначен иначе, чем Я (лат. ЭГО) ко всем остальным, которые выступают в качестве его родственни­ков и обозначаются соответствующими терминами. От того, кто в занном контексте выступает в качестве ЭГО, зависит характеристика ханной линии как прямой или боковой в первом вышеуказанном смысле, деление прямой линии на восходящую и нисходящую. От ЭГО идет во все стороны отсчет степеней родства»5'. Комментарий. Эта Цитата прекрасно объясняет, почему в диаграммах родственных и свойственных уз в центр отсчета помещается ЭГО. Однако рассужде­ния Ю. И. Семенова раскрывают и весьма наглядно исходную соот-

    Семенов Ю.И Происхождение брака и семьи. М., 1974. С. 16—20.

    193

    несенностъ социальной реальности (в данном случае системы род­ства) с отдельным социальным субъектом. Одни и те же линии род­ства воспринимаются и трактуются совершенно в разных терминах, т. е. объект социологического наблюдения оказывается «внутри себя» не «абсолютной реальностью», а конструируемой участниками по­вседневного взаимодействия системой не совпадающих, а различаю­щихся между собой обиходных интерпретаций. Систему родства не­возможно представить безотносительно к отдельному ЭГО или как бы для всех сразу, охватывающую все и вся (вот уж воистину «нельзя объять необъятное»!). Научный подход в таком случае фиксирует внимание на поиске различий, на дифференциации значений и пони­мании их смысла для самих ЭГО.

    На схеме 4.5 в виде концентрических окружностей представлено все многообразие системы родства и свойства нуклеарной семьи. Однако возможен и другой способ изображения тех же отношений. Родство вторичное обозначается сочетанием двух первичных терминов, родство третичное или третьей степени — сочетанием трех терминов и т. д., поскольку у каждого человека (теперь, на пороге XXI века, надо до­бавлять: если он не «гибрид» и не «клон») не может быть менее двух и более двух родителей.

    От него всегда отходят две и только две восходящие линии, а вот нисходящих линий может и не быть, но в полном варианте, следова­тельно, образуется 4 элементарных термина — отец, мать, сын, дочь. С помощью этих элементов можно описать остальные родственные отношения, например, дед — отец отца или отец матери, брат — сын отца и т. п. Однако в большинстве культур специально выделяются в силу их чрезвычайной значимости также термины брата и сестры. Из­вестны отдельные системы родства, где, кроме этих 6 терминов, иных не существует, но во многих в языке закрепились термины, когда-то игравшие большую роль в реальной семейной жизнедеятельности, и потому потребовалось их словесное выделение в виде специальных наименований.

    К таковым относятся и термины свойства. «Свойство есть отно­шение, существующее между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками обоих супругов. Каждый род­ственник одного из супругов для другого супруга и его родственников является свойственником. Для обозначения отношений свойства су­ществуют особые термины (зять, теща, золовка, свекор, сноха, шурин и т. п.). Вместе с терминами родства, а также терминами, употребляе­мыми для обозначения супругов (муж, жена), они и образуют то, что

    52 Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи М., 1974. С. 23

    194

    Морган называл системой родства и свойства, хотя точнее было бы говорить о системе терминов родства, супружества и свойства»52.

    Единый термин, охватывающий значения всех указанных обозна­чений плюс отношения родительства, мог бы именоваться «семейно-родственной системой». Но в этнографии, как, впрочем, и в других науках, чаще всего говорится о системе родства в самом широком смысле. В данном учебном пособии система родства и система семей-но-родственных уз употребляются как синонимы.

    ПРАКТИКУМ. Следует определить все термины свойства для мо­ногамной нуклеарной семьи с полным комплектом социокультурных внутрисемейных ролей. С этой целью нужно освоить систему услов­ных обозначений семьи П. Ласлетта53 и по словарю русского языка отобрать все требующиеся термины.

    4.5. МЕТОДЫ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    СЕМЬИ

    При рассмотрении семейной генеалогии задача заключается в по­строении «дерева» линий родства, идущих от общих предков, причем в центр всей системы отсчета помещается не ЭГО какого-либо чле­на семьи, а та прародительская семья, о предшественниках которой нет никаких сведений. Цель генеалогического исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколении, связанных линиями происхождения по прямо­му родству.

    Генеалогия семьи фиксирует конфигурации линий происхождения, структуру происхождения, которая есть итог семейной динамики, сме­ны семейных поколений. Генеалогическое древо семьи — это слепок воссозданной истории, это память семейного рода, семейных фами­лий, это своего рода отзвук прошлого. В отличие от схем жизненного цикла семьи, обращенных в будущее и в этом смысле являющихся семейными «гороскопами», генеалогические схемы опрокинуты в прошлое. Однако не ради умножения исторических экспонатов ре­конструируются родословные, как говорил И. С. Аксаков, — память о своих предках, чувство рода — чувство историческое. Если история это народное самосознание, то безусловно генеалогия семьи как се­мейное самосознание есть ось истории народной. Увы, сегодня, как и во времена Аксакова, приходится признать, что у нас «большей

    53 Ласлетт П. Семья и домохозяйство: исторический подход. «Брак, се­мья, рождаемость за три века». М., 1977. С. 136. Сч. также. Антонов А. И , Медков В. М Социология семьи. С 70-

    195

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34


    написать администратору сайта