Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 4,4. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЖИЗНЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДАТ (по Шафрановскому) 8

  • Схема 4. 6. ГЕНОСОЦИОГРАММА ЧАРЛЬЗА -НЕВИДИМЫЕ УЗЫ СЕМЕЙНОЙ ЦИКЛИЧНОСТИ

  • Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст. Институт открытое общество


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеИнститут открытое общество
    АнкорАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. М., 1998. 360 с.d
    Дата04.05.2017
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования ст.doc
    ТипДокументы
    #6974
    КатегорияСоциология. Политология
    страница19 из 34
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   34
    частью о предках своих ничего не знают, преданий рода не уважают, русской истории не ведают, семейной старины не ценят». Разумеет­ся, это не относится к практической генеалогии дворянских, боярс­ких и княжеских фамилий, тем более к генеалогии царствующей ди­настии Романовых. Составление родословных росписей уходит в глу­бокую древность, а к эпохе Петра Великого относится учреждение Департамента герольдии, ведавшего родословными дворян.

    Научная генеалогия возникает в России на рубеже XVIII-XIX ве­ков в связи с изучением дворянских родов и ограничивается функ­циями справочного характера (создание справочных трудов) и оста­ется таковой, т. е. в качестве вспомогательной исторической дисцип­лины, до конца XIX в. Расширение числа генеалогических объектов и нетрадиционных проблем было связано с преодолением генеало­гии дворянства, включением в сферу изучения родословных пред­ставителей других классов и слоев, как правило, мечтавших о дво­рянстве.

    Можно, по-видимому, даже говорить о генеалогической социо­логии, поскольку вместе с расширением объектов генеалогии хлы­нул поток социальных проблем, связанных с анализом социальной структуры. Генеалогию нового типа, где пересекаются подходы ис­тории социальных явлений и социологии, известный генеалог А. И. Аксенов называет комплексной. «Под комплексной генеалогией мы имеем в виду генеалогию, объектом разработки которой является од­новременно какое-то значительное количество фамилий, представ­ляющих определенный класс, социальную группу, регион, истори­чески обусловленные и исторически обоснованные. Соответствен­но при таком ее характере невозможно уже ограничиться последо­вательным изложением истории каждого рода. Необходимы подхо­ды, которые позволяли бы, с одной стороны, обработать всю массу генеалогических данных, а с другой — обобщить характерные осо­бенности родословные всех фамилий»54. Цель исследователя, обра­щающегося к генеалогии как средству познания политической и социально-экономической истории класса, группы, страты, заклю­чается в сравнении генеалогических линий многих семейных родов для уточнения картины формирования и функционирования различ­ных социальных групп.

    Примером такого, единственного в своем роде социологическо­го исследования перемен в социальной структуре нашей страны яв­ляется изучение семейных биографий в рамках проекта «Век соци-

    м Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из исто­рии формирования русской буржуазии.) М., 198S. С. 10.

    196

    альной мобильности в России» в XX веке. Здесь семья рассматрива­ется «как фактор социальной мобильности»55.

    Ближе всего к целям микросоциологии семьи метод ВИС (восста­новления истории семей), предложенный в 50-х годах французским демографом Луи Анри. Но при его применении также «объектом ис­следования являются не родословные той или иной фамилии», а кон­кретные данные о рождениях, браках и смерти, что, как отмечает Аксенов, «приводит к неизбежному переводу аспектов изучения пре­имущественно в область демографии»56. В этом нет ничего плохого, кстати, поскольку имеется в виду надежность данных, полученных по церковным метрикам, ибо генеалогия без дат — по аналогии «и родил Адам Сифа, а Сиф Еноса» — становится мифологической. Вместе с тем, стремление к изучению родословной новых классов без наличия соот­ветствующих источников не достигает цели и не компенсируется рет­роспективными рассказами респондентов. (Анализ субъективных ин­терпретаций семейной генеалогии членами семей как самостоятель­ная область феноменологической социологии здесь не принимается во внимание.) Таким образом, генеалогия как метод реконструкции ис­тории семей и семейных поколений не должна редуцироваться до про­стой фиксации дат семейных событий или ограничиваться устными свидетельствами.

    Генеалогическое исследование семьи (в рамках инструментально­го и феноменологического подходов) в социологии семьи обретает ста­тус самостоятельного направления, где главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных за самой историей сохранения и длительного существования семейного рода, фамилии, чежсемейной преемственности. При этом феноменологический под­ход сосредоточивается на семейных преданиях, былях, мифах, на трак­товках генеалогической истории разными членами семьи в целях по­нимания, скорее, настоящего, чем прошлого.

    Построение генеалогического древа семей на момент проведения выборочного исследования на основе метрических документов (ин­струментальный подход) может быть ориентировано двояко: на вос­становление прошлого, на как можно большее проникновение в про­шлое и на точную фиксацию данных о родословных линиях существу­ющих ныне нуклеарных семей в целях использования собранного ге­неалогического материала будущими исследователями (т. е. это раз­новидность лонгитюдного исследования). Ориентированные на рекон-

    55 Судьбы людей: Россия XX век. (Биографии семей как объект социоло­
    гического исследования.) Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996.

    56 Аксенов А И. ук. соч. С. 10.

    197

    струкцию прошлого исследования устанавливают среднюю для тех или иных категорий семей длительность семейной памяти о предках (на­пример, ограниченную двумя-тремя либо семью-десятью степенями или «коленами» происхождения). Одновременно выявляются усло­вия адаптации семей к окружающим условиям, что может использо­ваться при характеристике социальной системы с точки зрения ее рес-понсивности по отношению к институту семьи. Таким образом, ге­неалогический метод оказывается как бы новым измерением семей­ного цикла жизни, но не отдельной репродуктивной семьи, а целого ряда их, связанных общим происхождением. Схемы родословных спо­собны наглядно продемонстрировать, например, влияние процессов нуклеаризации и сокращения рождаемости на протяжении 100-150 лет и 4-5 поколений, ведь при массовой малодетности и однодетности семей генеалогическое древо с кустами многоветвевых семей посте­пенно становится все менее ветвистым, превращаясь в голый ствол и, наконец, в одну-единственную линию, которая рано или поздно, но оборвется.

    Чисто условно, без выяснения того, как устанавливаются родос­ловные семей (но предполагая, что на основе документов), обозна­чим континуум, где на одном полюсе — социум, восприимчивый к по­требности семьи в длительной преемственности, где образ жизни и многие социальные обстоятельства способствуют, допустим, ее про­длению в ряде поколений, а на другом — социум, сокращающий пре­емственность до минимума (не более 2-х поколений). Разумеется, реальный ход истории распределяет общества по всему континууму, хотя в преддверии XXI века уже видно, что менее индустриально раз­витые регионы сместились ближе к золотой середине, а более разви­тые скучиваются на полюсе «однолинейной» генеалогии. По-видимо­му, изучение «короткоживуших» и все реже встречающихся «долго-живущих» семейных «атомов» многое могло бы сказать о специфике образа жизни элитарных и низших классов, в целом о самой социаль­ной системе. Однако прежде всего такой анализ раскрыл бы способ­ность «короткоживущих линий» семьи к выживанию: а) к ее форми­рованию и сохранению в качестве специфической целостности и б) к ее функционированию в качестве носителя собственности и иных по своему престижу овеществленных атрибутов семейной карьеры, судь­бы, истории. Кстати говоря, уникальное исследование английских социологов Т. Луптона и Ширли Вильсон5" методом конструирова­ния небольших генеалогических кустов или древ среди 73 представи-

    57 Lupton T. &Wi1son Shirly/The Kinship Connections of «Top Decision Makers». Manchester School of Economic and Social Studies Vol. 27. 1959.

    J98

    телей 6 кругов высшего общества (члены кабинета министров, дирек­тора банков, фирм и компаний) позволило при тщательном докумен­тировании данных обнаружить в построенных 24 генеалогических схемах явную тенденцию к социальной гомогамии (браки по расчету с себе подобными). Это может служить основой для гипотезы о тен­денции «короткоживуших» семейных линий к символическому про­длению себя в эндогамных браках (табу на супружескую экзогамию, запрет на браки с представителями низших страт). Слияние собствен­ности и социальных положений в целях их сохранения и укрелления власти превращает брак в символ подобного соединения. Разумеет­ся, эта тенденция действовала и прежде среди властвующих элит, но массовое сокращение линий генеалогии может усиливать наблюдаю­щийся процесс слияния фирм в корпорации, банков в еще более мощные концерны и т. п.

    Анализ историй нескольких родственных нуклеарных семей посред­ством генеалогических данных в принципе позволяет выйти на фикса­цию цикличности, повторяемости каких-либо событий (по датам, ха­рактеру и содержанию), т. е. обнаружить все ускользающее из внима­ния втом случае, когда генеалогический ряд семей слишком короток, когда в большинстве своем только зародившиеся линии происхожде­ния семей обрываются уже во втором поколении, растворяясь в массе одиночек. Грамотно построенные генеалогии семей (т. е. не только по прямой линии патрилинеальности, но с учетом родословной обоих супругов, фиксацией также сопутствующих бракам-раз водам, рождени­ям-смертям социальных обстоятельств) в принципе позволяют осуще­ствить поиск параллелизма в судьбах разных семей и их отдельных членов.

    Для иллюстрации приведем пример из другой области изучения жизненных циклов. И. И. Шафрановский применил метод Плутарха из его сравнительных жизнеописаний (биография каждого греческого деятеля дается в паре с биографией римского и завершается сравни­тельной обобщающей характеристикой обоих) к сопоставлению био­графических и творческих данных знаменитых писателей и ученых. Для выявления параллелизма в жизненных и творческих событиях исполь­зуется разность дат.

    Конечно, в этой мистике цифр чувствуется некий подбор произ­ведений: что-то значительное не попало в список, а что-то включе­но, но несопоставимо по значимости, например, «Фауст» и «Смерть Ивана Ильича», «Вертер» и «Отрочество» без «Детства» и «Юнос­ти». Тем не менее, повторяемость событий прослеживается, и по-лобный параллелизм имеет смысл поискать и в генеалогических линиях существующих семей. В связи с этим ниже приводится до-

    199

    Таблица 4,4.

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЖИЗНЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДАТ

    (по Шафрановскому)'8



    58 Шафрановский И. И Параллелизм и периодичность в истории на­уки и литературы // Циклы природы и общества. Выпуск 4 Ставрополь, 1995. С 78-79.

    200

    вольно длинная, но очень информативная цитата из уже упоминав­шейся работы по социометрии и психодраме, где описываются кли­нические и жизненные случаи семейного параллелизма и где исходя из значимости генеалогических линий для социометрии вводится даже новый термин «геносоциограмма»54,

    «СИНДРОМ ГОДОВЩИНЫ» И ГЕНОСОЦИОГРАММА. У неко­торых больных раком не удается обнаружить никаких стрессовых со­бытий, предшествующих началу заболевания. Как же объяснить подоб­ное явление? Оказывается, в некоторых семьях прослеживается повто­ряемость определенных событий, трудных ситуаций, несчастий — сво­его рода <'синдром годовщины». Часто люди заболевают раком в том же возрасте и на том же этапе своей жизни, что и близкий им человек, погибший от этой болезни.

    Наша пациентка Катарина заболела раком в 36 лет, как и ее мать, которая умерла много лет назад. А вот пример семьи Мэри Ее дед умер в 76 лет 12мая 1976 года. Ее мать, старшая дочь деда, умерла от рака 12 мая 1982 года. Три года спустя дядя Мэри погиб в автомобильной ката­строфе, причем подозревалось самоубийство. Случилось это также 12 мая, а ровно через год ее бабушка, тоже Мэри, «дала себе умереть» в годовшину смерти мужа 12 мая.

    Симона де Бовуар умерла (точнее, «дала себе умереть») в ночь с 15-го на 16-е апреля 1986 г. через 6 лет после смерти ее друга Жана-Поля Сартра 15 апреля 1980 г. Таковы типичные примеры «синдрома годовщины», когда травмирующие события и несчастья, включая рак, авто- и авиакатастрофы, происходят с человеком того же числа или в том же возрасте, что и с его близкими. Как будто сердце отказывается биться дальше. Кроме того, наблюдается связь поколений: пациент заболевает тяжелой формой рака в том же возрасте, когда умер его дед, а его ребенку столько лет, сколько было отцу, когда дед умер (см. ге-носоциограмму на схеме 4.6). Иными словами, проявляется определен­ная семейная структура, или сценарии.

    Обнаружив много «синдромов годовщины» у раковых больных, мы стали развивать метод геносоциограммы, чтобы исследовать невиди­мые связи. Сам термин происходит от слов «генеалогия» — изучение семейного древа и «социометрия» — измерение отношений между людь­ми. Геносоциограмма является более полным методом, чем генограмма, часто используемая в семейной терапии. Семейный терапевт Н. Аккер-ман много раз встречался с Морено и после этого стал работать с ге-нограммами и «семейными скульптурами».

    '9 Психодрама — вдохновение и техника / Под ред. П Холмса и М. Карп. М , 1997. С. 231-235.

    201

    Схема 4. 6.

    ГЕНОСОЦИОГРАММА ЧАРЛЬЗА -НЕВИДИМЫЕ УЗЫ СЕМЕЙНОЙ ЦИКЛИЧНОСТИ



    Примечание Можно сказать, что Чарльз унаследовал свою болезнь и риск ранней смерти из-за преданности семье и связи с предыдущими поколения­ми рак поразил сначала половые органы, как у деда по линии отиа, а затем легкие как у деда по тинии матери причем в том же возрасте — 39 лет Он согласился на операцию, но отказался от лучевой и химиотерапии Похоже, что, будучи сыном и внуком мясника, он верит лишь в силу ножа Все жен шины в семье имели ситьныи характер обе бабушки рано овдовели, что и грозит жене Чарльза Кроме того, его отец остался без отца в девять лет и дочь Чарльза рискует потерять его в том же возрасте Похоже в семье суше­ствует повторяющийся сценарии — сценарий смерти мужчины в 39 чет ос­тавляющего после себя девятилетнего ребенка Обращает внимание созвуч­ность имен женщин Мари Анн и Анна-Мари Проанализировав все это с пациентом, можно попытаться помочь ему перестроить сценарий с ранней смерти на жизнь до старости тюбя своего деда, не обязательно умирать, как и он, молодым

    Источник Клинический случай из Vouioir Guernr, A Schutzenberger, 1985

    202

    Геносоциограмма представляет собой классическое семейное дре­во, дополненное важными жизненными событиями, с использовани­ем социометрии, по Морено Это картина жизни 3-5 поколений с рож­дениями детей (включая выкидыши, аборты и мертворождения), бра­ками, смертями и их причинами, серьезными болезнями, травмами, несчастными случаями Она включает сведения об образовании, про­фессиях, местах проживания и переездах, всех важных жизненных со­бытиях, романах, дружбах, расставаниях, потерях Указываются так­же члены семьи и родственные линии, информация о которых отсут­ствует Мы включаем сюда социометрические взаимодействия, «со­циальный атом», психологический «семейный гроссбух» с записями эмоциональных приходов и расходов, выигрышей и потерь Геносо­циограмма учитывает наследственность семьи в нескольких поколе­ниях и помогает каждому человеку осознать свой «жизненный сце­нарий», выбор в профессиональной и личной жизни Она выявляет некоторые бессознательные тенденции в жизни семьи, включая дать-них родственников, раскрывает различные роли, семейные мифы и секреты, повторения в выборе супругов, профессий, стиля жизни, мировоззрения, а также закономерности в заболеваниях, травмах, смертях

    Мы используем геносоциограмму в индивидуальной и групповой психотерапии (включая психотических и раковых больных), в семей­ной терапии, а также в тренинговых группах для студентов-психологов и медицинских работников Наша работа строится так пациент состав­ляет генос ои;и о грамму по памяти, а в дальнейшем, если необходимо, перепроверяет некоторые факты То, что неизвестно, скрывается от большинства членов семьи или забыто, может оказаться не менее важ­ным, чем доступная информация

    Начиная работать с тяжелыми соматическими больными, мы обыч­но делаем пометки об истории их жизни и болезни в виде геносоцио-граммы Очень часто пациенту из полученной картины становится ясно, в результате какого именно события или «синдрома годовщины» развилась его болезнь На поверхность всплывают связи между рожде­ниями и смертями, совпадения имен, возрастов, дат, бессознательная идентификация пациента, повторяемость несчастных случаев, травм, болезней Человек бывает потрясен, впервые увидев и осознав сцена­рий своей семьи В дальнейшей работе с собственной геносоциограм-мой он открывает для себя «невидимые узы семейного долга», повто­рения болезней и здоровья в разных поколениях Это помогает паци­енту понять, что же происходит с ним самим и семьей, которую он создал У него появляется шанс прервать цепь болезней и смертей, освободиться от неблагоприятного сценария жизни

    203

    ЖИЗНЬ ВСЛЕД ЗА СМЕРТЬЮ - «ЗАМЕЩАЮЩИЙ РЕБЕНОК». Часто в семье рождается ребенок, когда умирает один из близких род­ственников. Это тоже своеобразный «синдром годовщины», как будто пламя жизни вспыхивает вслед за уходом значимого человека (рост рождаемости после войны хорошо известен). После смерти старшего брата или сестры может родиться так называемый «замещающий ре­бенок». Его дальнейшая жизнь будет нелегкой, если мать не успела вовремя оплакать свое умершее дитя

    Винсент Ван Гог родился через год после смерти старшего брата, тоже Винсента, т. е. его родители назвали так в честь умершего. В се­мье Ван Рогов запрещалось упоминать о смерти первого Винсента. О втором же Винсенте нам известно, что он прожил очень трудную жизнь, так и не смог создать свою семью, часто болел и много време­ни провел в психиатрических больницах. Когда у его брата Тео родил­ся сын, он также дал новорожденному имя Винсент. Несколько меся­цев спустя Тео послал брату письмо в сумасшедший дом в Арле, во Франции: « Я надеюсь, что этот Винсент вырастет счастливым и смо­жет прожить жизнь так, как сам захочет». Получив это письмо, Ван Гог покончил с собой: для него было невозможно существование двух Винсентов Ван Гогов — живых и счастливых. Тео тоже вскоре скон­чался, узнав о самоубийстве брата.

    Сальвадор Дали тоже носил имя старшего брата, умершего до его рождения. Было время, когда он вместе с матерью регулярно, раз в неделю, ходил к нему на могилу. Дали рассказывал, что принятая им роль шута с эксцентрическими выходками помогала ему создать дис­танцию между собой и братом и не позволять путать себя с «нашим дорогим мальчиком, который спит вечным сном».

    Совсем не обязательно становиться «замещающим ребенком» с трагической судьбой, даже если кто-то родился после смерти брата или сестры. Все зависит от того, отгоревала ли мать по умершему или же находится в глубокой печали и депрессии и видит в своем новом ре­бенке лишь отражение погибшего. Французский психоаналитик Анд-ре Грин употребляет термин «мертвая мать», такая женщина мертва для мира, страдает глубокой депрессией или психозом и ничего не может дать новорожденному. В будущем у ребенка «мертвой матери» проявят­ся серьезные проблемы, суицидальные тенденции и даже может раз­виться шизофрения.

    Открытие с помощью геносоциограммы, что его мать была «мер­твой» до, во время и после его рождения, помогает пациенту преодо­леть чувство внутреннего холода, собственной ненужности, отсутствия права на существование. Дальше с этой проблемой можно работать в психодраме и помочь пациенту разорвать «цепи», приковывающие его

    204

    к умершему брату или сестре. Геносоциограмма позволяет также из­бавиться от идентификации с тем родственником, чье имя человек носит.

    Добавим к этому, что своеобразный синдром «замещающего ре­бенка» возникает в однодетной семье, где совершенно отсутствует по­требность во втором ребенке и где ожидалось рождение девочки, а родился мальчик (и наоборот). Психотерапевт А. И. Захаров описы­вает случаи переноса на родившегося мальчика родительских экспек-тадий, обращения с ним, как с девочкой, и т. п. В подобном случае потенциальный (ожидавшийся) ребенок по полу становится идеаль­ной моделью, под которую подгоняется существующий ребенок. Ро­дители неосознанно как бы замещают имеющееся живое чадо отсут­ствующим реально, мыслимым в воображении, символическим, но, тем не менее, весьма «живучим» по своим осязаемым последствиям60. Вообще любая сконструированная модель ребенка («каким он дол­жен быть по воле пап и мам») оказывает свое негативное воздействие в ходе социализации, поскольку к реальным сыновьям и дочерям предъявляются гипертребования, перечеркивающие ценность Я того ребенка, каким он является на самом деле, т. е. синдром «замещаю­щего ребенка» следует понимать шире, не только со смертью брата или сестры.

    Познакомившись с использованием генеалогического метода в социометрии и психодраме, а также в исторической науке, легче при­нять подразделение генеалогии на две части, предложенное одним из ее основоположников Л. М. Савеловым, на официальную, «сухую» часть, где в основном даты рождения и смерти, и на социальную, где приводятся многообразные обстоятельства внешней и внутренней, духовной жизни семьи. Поскольку, пишет Савелов, «для генеалога нет малозначащего факта, которым он мог бы пренебречь, — все должно быть отмечено, малейшая черта из жизни той или другой семьи долж­на быть сохранена.. Генеалогия есть построенное на достоверных до­кументах и других источниках доказательство родства, существующе­го между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Вторая (генеало­гия. — А. А.)... не поддается строгому определению, так как касается духовно-внутренней жизни отдельных лиц и семейств, что уже не со­ставляет необходимости, но является только желательным допол­нением, т. е. тем идеалом, к которому должен стремиться каждый ге-

    611 Захаров А И Семейное воспитание и его дефекты. «Социальная пси­хология личности». Л., 1974 С. 193—197; Он же: Как предупредить отклоне­ния в поведении ребенка. М., 1986.

    205

    неалог, желающий дать яркую картину общественной и семейной жизни интересующего его рода или семьи, почему я определяю эту вторую часть следующими словами: генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как об­щественной, так и семейной»61.

    Рассмотрим теперь, как составляются генеалогии семей и родов в истории, по Савелову. Различают прежде всего два вида родословной — восходящий и нисходящий. В родословии восходящем главным объек­том исследования является то лидо, о предках которого собираются сведения, с него начинают и далее идут ио восходящим ступеням или коленам, т. е. к отцу, деду, прадеду и т. д. С восходящих линий начина­ют, когда у исследователя мало материалов. Когда их достаточно, то удобнее работать начиная с самого отдаленного из предков и посте­пенно доходя до данного момента. Родословные линии бывают мужс­кие и смешанные, где указываются также женские представители ро­дов. Смешанное — нисходящее родословие указывает все потомство данного родоначальника и не является родословной одной фамилии. Оно охватывает большое число родов и часто используется в процес­сах о наследстве. Смешанное — восходящее родословие указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линии, пренеб­регая боковыми ответвлениями. При графическом изображении в пер­вом колене указывается одно лицо, во втором — два, в 3-м — четыре, в 4-м — восемь и т. д., причем каждое из этих лиц в одном колене при­надлежит другому роду так, что в 4-м колене имеется 8 фамилий, в 5-м — 16 и т. д. Вот пример родословной восходящей — мужской с указа­нием братьев и сестер прямых предков данного лица:



    МИХАИЛ

    Нисходящая — мужская родословная является самой распростра­ненной и единственно принятой в научных работах:

    61 Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Москов-^ ском археологическом институте. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М., 1994 С. 21

    206



    Все виды родословий могут изображаться тремя способами:

    1). В виде родословной таблицы (см. предыдущие примеры);

    2). В виде генеалогического древа, которое, по сути, та же таблица, но перевернутая. Генеалогическое дерево имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Имя родоначальни­ка помещается на корнях дерева или в начале ствола. Каждое имя всех колен (кварт по-французски, так как здесь описывается французская методика) пишется в кружке (картуш), располагающемся на ветках или на плодах. Мужчины, имевшие потомство, рисуются в кружках желто­го ивета, не имевшие — красного. Имена женщин замужних в кружках лиловых, девушек — в синих. Все члены рода-семьи, являющиеся жи­выми, помешаются в зеленых кружках, причем мужчины — в кружках более темного оттенка, чем женщины,

    3). В виде родословной росписи:

    Колено 1-е

    1. Андрей Иванович Иванов.
      Колено 2-е

    2. Федор Андреевич 1 (указывается номер отца)

    Колено 3-е

    1. Александр Федорович 2

    2. Иван Александрович 2 и т. д. и т. п.

    Чтобы генеалогия семьи была научной, она должна быть достовер­ной — при каждом сообщаемом сведении указывается источник для воз­можной проверки. Для составления родословной своей семьи также следует придерживаться этого правила. Если по своей семье нет лите­ратуры и исторических архивов, то следует применить форму восходя­щего родословия, т. е. к отиу-матери, затем к деду и бабке со стороны отца и матери и т. д. Первый документ - это метрическое свидетель­ство о рождении, в котором обычно указываются имена и отчества родителей, хотя имя матери в метриках XVIII—XIX веков может от­сутствовать.

    207

    1 I

    Таковы примерно принципы построения генеалогических линий, таблиц и древ, с которыми подробнее можно ознакомиться в назван­ных книгах Савелова и Аксенова, а также в книге А. А. Зимина62. Од­нако это сугубо инструментальный подход, когда целью является ус­тановление родословной семьи известных в истории родов. В этногра­фии, занимающейся реконструкцией прошлого отдельных народов, племен, особенно экзотических этносов, нет возможности докумен­тально удостовериться в датах рождения, смерти и прочих обстоятель­ствах жизнеописаний. В этом случае прибегают к методу устных исто­рий семьи, когда фиксируются тем или иным образом рассказы раз­ных членов семьи, а потом эти материалы сопоставляются между со­бой в целях выявления общезначимого содержания. В примере из кли­нической практики мы видели, как психологи-социометристы исполь­зуют «объективные» данные о разных жизненных событиях семьи в целях психотерапии. Генеалогическое исследование как составная часть анализа семейного цикла применяется в социологии семьи — другими словами, в рамках инструментального подхода возможны различные аналитические срезы родословия.

    Социальная психология и социально-психологическая антрополо­гия позволяют раскрыть специфику иного, чем инструментальный, подхода. Если признать относительность времени не в физическом, а психологическом смысле, то окажется, что для разных людей время течет неодинаково. Кто-то чувствует себя старше, кто-то моложе сво­их лет. Кому-то легче ощущать себя сразу в трех измерениях време­ни — настоящего, прошлого и будущего — короче говоря, физичес­кий возраст и психологический возраст не совпадают. Внеинструмен-тальный (социально-символический) подход сосредоточивает внима­ние на реальном по поведенческим последствиям течении субъектив­ного времени личности. Отклонения от хронологической последова­тельности событий представляют самостоятельный интерес: разные члены семьи совершенно по-разному видят одно и то же прошлое своей семьи, причем именно состоявшиеся события, так сказать, реальные факты семейной истории. К примеру, прошлая репродук­тивная история рождений, беременностей, абортов и т. д. лишь на 40-60% совпадает по ретроспективным свидетельствам мужей и жен, и это обстоятельство отмечается в развитых и развивающихся регионах мира, в том числе в нашей стране63. Следовательно, хронологически неправильная генеалогия семейных поколений, сопровождаемая

    "Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во вто­рой половине XV — первой трети XVI в М., 1988

    63 См. об этом подробнее: Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребе­нок С 144-147.

    208

    субъективной интерпретацией сопутствующих жизненных обстоя­тельств, может оказаться своеобразным тестом для членов семьи, для выяснения сходства их представлений о прошлом ради установления согласованности экспектаций в настоящем, ради уточнения степени единства семьи в целом.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   34


    написать администратору сайта