Ирина Шевцова 70 авторских упражнений для тренингов
Скачать 1.29 Mb.
|
Длительность: 40–50 мин. Ход: 1 Раздайте глину и предложите участникам занять удобное место. 2 «Возьмите глину в руки, помните её, почувствуйте её пластичность… А теперь положите глину перед собой, прижмите её ладонью. Почувствуйте, как ваши пальцы погружаются в глину… Закройте глаза и вспомните своё состояние лени. Подумайте о деле, которое вам лень делать… Вспомните, что с вами происходит, как вы поддаетесь своей лени… Почувствуйте, как лень затягивает вас, точно так же, как этот кусок глины, который обхватил и обездвижил вашу руку….Расслабьте свою ладонь, позвольте глине полностью завладеть ею… Вспомните, что происходит с вами, когда лень полностью одолевает вас: не хочется двигаться, думать, чувствовать… Только покой и бездействие… Теперь попробуйте слегка пошевелить пальцами… приложите усилие, чтобы оторвать руку от глины… Возьмите глину в свои руки и слепите образ своей лени. Действуйте спонтанно, доверьтесь тому, что делают ваши руки…» 3 Лепка. 4 «Посмотрите на то, что у вас получилось. Придумайте имя своей лени. Какая она? Чем она плоха и чем хороша? Когда она к вам приходит и зачем она вам нужна?» 5 Участники садятся в пары и рассказывают друг другу о том образе, который они слепили и о своем состоянии лени. Собеседники могу задавать друг другу вопросы. Вопросы к шерингу: – Что нового вы узнали о своем состоянии лени? – Какие чувства у вас вызывает сделанный образ? Хочется ли что‑то в нем изменить? – Для чего вам нужна ваша лень? – Удалось ли почувствовать контроль над ленью и как этого можно достичь? P.S. Желающие могу изменить образ на более симпатичный, но не уничтожать. 48. Необитаемый остров Это упражнение можно предложить в группах, находящихся на разных этапах становления. В зависимости от этого будет меняться и цель. Вначале – исследовательская, позже – формирующая или даже ритуальная. На этапе знакомства и установления взаимоотношений, участники транслируют ожидания в отношении друг друга основанные, как правило, на переносах. Именно это и предстоит выявить и осознать. В предложенном виде упражнение подходит для новой группы, но участники уже должны обладать информацией о друг друге. Цель: Исследовать ожидания в отношении каждого участника группы, возлагаемой на него социальной роли. Организация: Все, необходимое для рисования: краски, кисти, карандаши. Формат листа такой, чтобы на нем смогли рисовать все участники. (можно склеить несколько листов) Продолжительность: 40–50 мин. Ход: 1 Все участники группы пишут на листочках свои имена. Листочки становятся жребиями – каждый тянет один и оставляет в секрете, чье имя ему досталось. Если вдруг попадется свой листок, необходимо его поменять. 2 Инструкция: «Представьте себе, что вы группой попали на необитаемый остров. Вам предстоит здесь жить. Предлагаю вам нарисовать, чем вы будете заниматься. При этом каждый из вас изображает того, чье имя ему досталось. Подписывать рисунки, конечно же, не надо и раскрывать инкогнито тоже.» 3 Предложите участникам во время рисования не общаться, взаимодействовать только через рисунок. 4 Рассматривание полученной картины. Каждый участник пытается угадать, где он изображен и приводит аргументы, почему он так думает. 5 Авторы рассказывают, кого они изображали и почему именно в таком виде и за этим занятием. Вопросы к шерингу: – Как вы думаете, почему вас изобразили именно так? – Какие чувства вызвало упражнение? – Что вы поняли о себе, как участнике группы? Какие ожидания у окружающих вы сформировали и почему? 49. Страшный сон Сны, как известно, выполняют терапевтическую функцию: неосознаваемые или очень сильные переживания, которые вытесняются сознанием, приходят к нам во снах. Сновидец может пережить страх и даже ужас, но его психика при этом получит снятие напряжения. Образы сна могут так же нести важную информацию о потенциалах, которые могут способствовать избавлению от страхов. Цель: Способствовать снятию тревожности через рисование страшных образов и проговаривание страхов. Формировать ощущение преодоления страхов, нахождение способов работы с тревожностью. Организация: Упражнение лучше проводить лежа на полу, но при этом должно быть готово все для рисования: краски, карандаши, бумага. Визуализация проводится под музыку. Характер музыки для первой картинки должен быть спокойный, но с нарастанием напряжения. Во время рисования первого рисунка музыка не выключается, она просто приглушается. Вторая картинка представляется и рисуется в сопровождении позитивной, светлой музыки. Длительность упражнения: 45–50 мин. Ход: 1 Предложите участникам приготовить все необходимое для рисования и лечь. 2 Текст визуализации: «…Представь себе, что ты укладываешься спать. Ты совершаешь свой привычный ритуал, укладываешься в свою постель, выключаешь свет. Какое‑то время ты лежишь с открытыми глазами, видишь обстановку своей комнаты, слышишь привычные, приглушенные звуки, которые доносятся с улицы, чувствуешь приятную тяжесть своего одеяла, поверхность подушки… Постепенно веки твои опускаются, ты укладываешься поудобнее и погружаешься в сон. Вначале перед твоим взором мелькают неясные образы, но постепенно они становятся четкими и узнаваемыми. Ты начинаешь понимать, что сон твой тревожный, в нем происходит то, чего ты боишься на самом деле. Твой реальный страх ожил и пришел к тебе во сне… События сна разворачиваются, и, в самый ужасный момент ты резко просыпаешься и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, среди ночи, сердце твое гулко стучит, и ты заново переживаешь весь ужас своего сна…» 3 Предложите участникам открыть глаза и нарисовать рисунок «Мой страшный сон». Во время рисования они не разговаривают и не перемещаются по комнате. После того, как рисунки будут закончены, участники опять ложатся и закрывают глаза. 4 Текст визуализации: «…Постарайся вернуться в состояние своего страшного сна. Представь себе все происходящее… Но, в тот момент, когда должно произойти самое ужасное, твой сон неожиданно меняется. Что‑то происходит такое, от чего ужас отступает, и сон становится спокойным и даже радостным. Ты участвуешь в этих событиях, досматриваешь свой сон до конца и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, твоя комната залита солнечным светом, наступило утро. Ты лежишь и вспоминаешь, какой необычный сон тебе приснился…» 4 Предложите нарисовать участникам счастливый конец страшного сна. Если есть возможность, то лучше сделать это на том же листе, где нарисован первый рисунок. Если нет – на другом. 5 В парах участники рассказывают о том, что они нарисовали и о том, что они себе представили. Вопросы к шерингу: – Какие чувства вы пережили во время упражнения? – Удалось ли «переиграть» свой сон? Каким образом? – Какое отношение имеет это к вашей реальной жизни? В качестве аналитического продолжения, можно рассказать, что наши поведенческие реакции на ситуации страха могут быть трех видов: 1 Замереть (ждать помощи из вне); 2 Убежать (звать на помощь); 3 Напасть (помочь себе самостоятельно). В зависимости от того, какое продолжение придумано в страшном сне, можно с большой долей вероятности судить о типичных поведенческих реакциях человека. Хорошо это или плохо – решает каждый сам для себя. Но, чем более разнообразны мы в выборе поведения, тем более приспособлены к жизни и неуязвимы. 50. Комиксы Тема прокрастинации (откладывание важных дел «на потом») возникает часто на тренингах целеполагания. По этим явлением я предлагаю понимать смещение активности в другую сторону. При этом дело является нужным и даже желаемым – от рукоделия до написания диплома, от ремонта до организации встречи с друзьями. Человек может делать другие дела, этим прокрастинация отличается от лени, когда активности вообще нет. Рациональных пояснений такому поведению нет, причины надо искать в неосознаваемой сфере. Упражнение является иллюстрацией «что делать, чтобы не сделать», вызывает массу эмоций и заставляет задуматься о механизмах этого явления. Цель: Исследовать стратегии и причины прокрастинации. Способствовать осознаванию способов выхода из этого состояния. Организация: Упражнение выполняется в подгруппах по 3–5 человек. На каждого участника понадобится по 2 листа бумаги и один маркер на подгруппу. Длительность упражнения: 40–50 минут. Ход: 1 Участники рассаживаются в подгруппы. Каждой подгруппе даются бумага и маркер. 2 Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать комикс. В каждой подгруппе он будет на свою тему. При этом первый рисунок рисуете вместе, а все последующие – по кругу, каждый участник рисует продолжение начатой истории. Тема всех историй „что делать, чтобы не сделать“. Героем может быть любой персонаж – человек, животное, сказочный герой. Например „История о том, как ежик хотел посадить морковку“. Каждый рисунок будет посвящен тому, что помешало в исполнении задуманного». 3 Участники могут придумать сюжет или можно предложить готовую тему: – Как Маша собиралась сделать порядку на антресолях; – Как Профессор книгу писал; – Как папа хотел убрать елку в марте с балкона… и т. д. 4 Участники рисуют комиксы – 2 круга по очереди. Т.о. каждый рисует по 2 рисунка. Каждый рисунок нумеруется. 5 Вернуться в общий круг, оставаясь в подгруппах. Комиксы раскладываются на полу по порядку. Вопросы к шерингу: – Какие чувства вызвало это упражнение и почему? Какое это имеет отношение к тебе и твоей жизни? – Что в твоем случае, на твоих картинках, стало причиной прокрастинации? Есть ли какие‑то параллели с жизнью? – Что бы могло повлиять на реализацию задуманного дела? Что мешает и что помогает? 51. Упражнения с переодеванием Упражнения с переодеванием на личностном тренинге встречаются часто. Они могут нести мощный эффект, могут просто развлечь и повеселить, но могут стать настоящей психологической травмой для кого‑то из участников. Поэтому я решила отступить от традиционной формы описания подобного упражнения, и рассказать о данном типе упражнений вообще. Возможные цели: – Работа с самоуничижением и высокомерием, как проявлениями низкой самооценки. – Снятие эмоционального напряжения. – Работа с энергетикой «внутреннего ребенка», потенциалами творчества и игры. – Отыгрывание ролей – потенциалов, не используемых в жизни. – Развитие креативности. В зависимости от темы тренинга и цели, которую должно выполнить упражнение, придумывается содержание: «Карнавал» – переодевание в парах друг друга, забыв о правилах вкуса, руководствуясь желаниями и возможностями – одеждой и аксессуарами. Упражнение направлено на процесс и получение радости от него. Интрига – «одеваемый» с закрытыми глазами и ни как не может повлиять на процесс. В данном контексте это еще и упражнение на доверие. «Спектакль» – подгруппы готовят спектакль и разыгрывают его. Обязательное условие – преображение участников при помощи костюмов. Сюжет выбран самый простой, но тип драматизации определен в инструкции: оперетта «Колобок», балет «Теремок» и др. Способствует стремительному уходу от социальных ролей. Упражнение является эффективным в работе с высокомерием и самоуничижением – позволяет людям преодолеть чувство стыда, как основное проявление низкой самооценки. «Подиум» – преображение при помощи одежды, макияжа, прически одного или нескольких участников в образ, который им непривычен. Это упражнение может быть преподнесено как сюрприз от группы. Накануне участники в тайне от того, на кого направлено упражнение, договариваются о типе образа и приносят все необходимое для его создания. После переодевания организуется подиум – возможность продемонстрировать то, что получилось. Обязательными условиями для проведения являются: Добровольность. Ни в коем случае нельзя принуждать, оказывать давление. По ходу упражнения следить за эмоциональной реакцией участников. Быть готовым, в случае негативных переживаний, прервать упражнение и оказать помощь участнику. Предварительная подготовка – или в виде домашнего задания (принести несколько предметов одежды и аксессуаров, фотоаппараты для желающих), или все необходимое готовит тренер (можно ограничиться элементами костюмов, кусками ткани, аксессуарами). Так же необходимо заранее предупредить участников, что будет упражнение с переодеванием. Шеринг после упражнения. Важно, чтобы за развлекательностью и всеобщим весельем не потерялась цель, и люди точно знали, зачем они это делали. Достаточное количество времени. Люди должны получить возможность насладиться процессом, и испробовать результат. Как правило, оно длится около часа. Условия к помещению: возможность зашторить окна, закрыть дверь изнутри, чтобы происходящее не стало достоянием посторонних глаз, хорошая вентиляция, большое зеркало, возможность умыться, если используется грим. 52. Застройка Каждая ли спорная ситуация перерастает в конфликт? Какое поведение приводит к «войне», а что её предотвращает? У каждого из нас есть определенные стратегии переживания конфликта, но степень их осознания, как правило, невысока – мешает сильный эмоциональный накал. Между тем, знание своих особенностей, слабостей и потенциалов помогло бы сделать конфликтную ситуацию более управляемой. Цель: Исследовать особенности поведения в конфликтной ситуации, стратегии, приводящие к конфликту и предотвращающие его. Длительность упражнения: 30–40 мин. Организация: Для упражнения понадобятся большие листы лист бумаги – разлинованные в клетку для блокноты флепчарта (один лист на 3–5 человека) фломастеры – по одному цвету на каждого. Количество участников, рисующих на одном листе должно быть не четным. Ход: 1 Инструкция: «Вы – строители. Каждый представляет свою строительную организацию. Город выделил для вас „пятно“ под застройку, вот оно. Застраивать нужно, рисуя дома – каждый своим цветом. Город поставил условие: дома не должны быть более 9 этажей. В нашем случае каждый этаж будет равняться приблизительно 2 см. И не включать в себя более 5 подъездов – по 3 сантиметра в нашем масштабе. Кроме того, по территории должны быть проложены дороги, разбиты скверы, сделаны детские площадки и магазины. Всю инфраструктуру вы строите совместно, а дома каждый возводит самостоятельно. На все действие у вас 15 минут.» 2 Участники работают, а тренер наблюдает за их стратегиями и записывает реплики. 3 Подведение итогов – сколько домов простроила каждая фирма. Тренер проверяет «качество» построенных домов и выполнены ли условия, заданные в упражнении. Вопросы к шерингу: – Какие чувства у вас вызвало задание и процесс работы? – Как вы действовали? – Довольны ли вы результатом? В чем вы его видели? – Какие действия способствовали сотрудничеству? – Какие действия приводили к конфликту? – В каких ситуациях вы поступаете подобным образом? Ответы участников о стратегиях можно записывать на доске – «Приводит к конфликту» и «Способствует сотрудничеству». 53. Убить Критика Как много проектов осталось не реализованными из‑за сильной позиции Внутреннего Критика! Человек загорается идеей и даже начинает ее воплощать, но вдруг возникают сомнения. «Почему ты думаешь, что это будет интересно? Это никому не надо! У тебя ничего не получится! Ты потратишь время впустую! Это никто не купит»… и т. д. Упражнение позволит посмотреть в глаза своему Критику. И не только своему. И не только посмотреть, но и противостоять, отстаивая свое право на реализацию задуманного. Цель: Способствовать формированию бесстрашия за счет умения отражать критику, находить контраргументы и доводы в пользу своего Проекта. Организация: Упражнение состоит из нескольких частей: визуализация, изготовление маски, ролевая игра. Для маски понадобятся заготовки‑шаблоны, краски, карандаши или мелки. Необходимо заранее продумать, как маска будет держаться на лице. Длительность: Для группы 10–12 человек – 45–60 минут. Ход: 1 Визуализация: «Представь себе, что тебе удалось реализовать свой профессиональный Проект. Представь, как он начинает работать и приносить результаты. Представь, какие чувства ты испытываешь…. Тебя пригласили рассказать о своем Проекте на крупной профессиональной Конференции. В зале собралось очень много народу. Ты рассказываешь и замечаешь лицо недовольного человека. На нем застыло выражение скепсиса, насмешка, пренебрежение. Этот человек начинает задавать тебе вопросы и критиковать твой Проект…. Что это за человек? Это мужчина или женщина? Как он выглядит? …Запомни лицо Критика, и когда посчитаешь возможным, открой глаза….» 2 Предложите участникам изготовить маску Критика. Во время работы попросите людей не разговаривать (включите музыку). 3 Все участники по очереди выходят на импровизированную трибуну и рассказывают о своем Проекте. Остальные превращаются в Критиков: закрывают лица масками. Каждый делает одну попытку критики или нападения: задает вопрос, подвергает сомнению, осмеивает. Выступающий должен отразить нападение теми способами, которые посчитает возможными. После полученного ответа Критик снимает маску. Так продолжается до тех пор, пока все не снимут маски. Важно, чтобы не завязывались диалоги: один вопрос – один ответ. Объясните участникам, что все действие не должно напоминать Конференцию, это скорее фарс, арена для битвы с Критиком. Вопросы к шерингу: – Как менялись ваши чувства в ходе упражнения? – Удалось ли почувствовать бесстрашие и благодаря чему? – Какие способы «убить Критика» вы посчитали самыми эффективными? |