Главная страница
Навигация по странице:

  • Длительность упражнения

  • А теперь откройте глаза и давайте поиграем в светский раут. Вы все – гости на нем. Ведите себя так, как вы бы вели в подобной обстановке.»

  • Цель

  • Приезжаю завтра в 6 утра. Встречайте. Тетя Зина».

  • 65. Руководство на потенциалах

  • Длительность проведения

  • «Безногий»

  • В вашем офисе случилась неприятность: куда‑то пропал степлер со стола одного из вас…

  • Работа со стимульным материалом

  • Работа с Картинками (фотографиями) из журналов

  • Работа с готовыми Картами

  • Работа с самодельными картами

  • Упражнения 67. Своё дело

  • Внимательно рассмотрите фотографии и выберете 3, на которых изображено что‑то привлекательное для вас: действия, люди, инструменты, обстановка, место и т. д.

  • Ирина Шевцова 70 авторских упражнений для тренингов


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеИрина Шевцова 70 авторских упражнений для тренингов
    Дата14.03.2023
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаShevcova_I._70_Avtorskih_Uprajneniyi_65818214.rtf
    ТипСборник
    #989494
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Вопросы к шерингу:
    – Что со мной происходило во время упражнения: чувства, переживания, мысли.

    – Как я себя вел и почему?

    – Где в жизни я попадаю в подобные ситуации?

    – Как выглядит моё упрямство?

    63. Светский раут

    Проблематика самооценки обязательно находит отражение в поведении. Если у человека самооценка занижена или неустойчива, то попадая в нетипичную для него социальную ситуацию, он начинает транслировать защитное поведение. Это могут быть варианты самоуничижения: стремление быть незаметным, угождение, восхищение другими, уход. Или варианты высокомерия: демонстративность, подчеркнутая холодность, стремление опекать, указывающее на собственное превосходство.
    Цель: Исследовать стратегии поведения, чувства, оценочные суждения в непривычной социальной ситуации.
    Организация: Для проведения понадобится достаточно большое пространство, чтобы люди могла свободно, и не мешая друг другу передвигаться. Желательно, чтобы в процессе звучала негромкая, спокойная музыка. Визуализацию можно сделать сидя на стульях.
    Длительность упражнения: 20–30 мин.
    Ход:
    1 Предложите участникам небольшую визуализацию:
    Представь себе, что у тебя есть приглашение на светский раут. Там соберутся все самые уважаемые, талантливые и красивые люди города. Тебе очень хочется попасть на эту вечеринку, и ты начинаешь подготовку. Представь себе, что ты выбираешь себе наряд, одеваешься, приводишь себя в порядок… Вот, ты стоишь перед огромным зеркалом и осматриваешь себя. Что ты чувствуешь, когда видишь свое отражение в зеркале? О чем ты сейчас думаешь?

    Представь себе, что ты поднимаешься по высокой, усланной красной дорожкой лестнице. Швейцар услужливо распахивает перед тобою дверь. Ты заходишь в очень большой и красивый зал – все вокруг сверкает, звучит приятная музыка, нарядные люди прохаживаются по залу и беседуют между собой. К тебе подходит официант и подает бокал шампанского…

    А теперь откройте глаза и давайте поиграем в светский раут. Вы все – гости на нем. Ведите себя так, как вы бы вели в подобной обстановке.»
    2. Участникам дается несколько минут на игру. Тренер наблюдает за всем происходящим, не вмешиваясь.
    3. Предложите в парах обменяться впечатлениями от выполнения этого упражнения.
    Вопросы к шерингу:
    – Что я чувствовал в процессе упражнения?

    – Что я думал о себе и окружающих?

    – Как я себя вел?

    – Какое это имеет отношение ко мне и моей жизни?

    64. Телеграмма

    Разговор о чувствах на тренинге является одним из самых сложных. То, что понятно психологам, вызывает недоумение и протест у участников: зачем так долго обсуждать эту тему, как изменится моя жизнь, если я научусь работать с чувствами?! Проигрывание эмоциональных состояний похоже на задание для актеров, и связи с жизнью участники не видят. Меду тем, все начинается с чувства – взаимоотношения, поступки, поведение. Неосознавание чувств, их игнорирование делают собственную жизнь неконтролируемой. В этом упражнении заложена иллюстрация роли чувств.
    Цель: Исследовать роль чувств, как мотиватора поведения. Развивать умение осознавать свои эмоциональные состояния и связывать их с совершаемыми поступками и действиями.

    Организация: Лучше, если в упражнении будут участники и наблюдатели. Но можно сделать так, чтобы участвовали все. В этом случае карточек с названием состояний понадобится по количеству участников.

    Длительность упражнения: 20–25 мин.
    Ход:
    1 Всем участникам раздаются «телеграммы» – листы с написанным текстом.
    2 Каждый участник вытаскивает «в слепую» карточку, с названием чувства и эмоционального состояния :

    – страх, опасение;

    – удовольствие, радость;

    – печаль, подавленность;

    – раздражение, гнев;

    – вина, смущение

    – восторг, восхищение;

    – отвращение, презрение.
    3 Объявите участникам, что человек, выславший вам эту телеграмму, вызывает у вас те чувства, которые написаны на карточке. Попросите рассказать о тех действиях и поступках, которые вы бы совершили в этой ситуации. Текст телеграммы и название чувства проговаривать нельзя.

    Например:

    «Стыд, неловкость» – «Я бы сделала уборку в квартире и приготовила хороший обед»

    «Удовольствие, радость» – «Позвонила бы своим родственникам и пригласила бы их в гости»

    «Раздражение, гнев» – «Обращусь за помощью к мужу и найду себе срочную работу» и т. д.
    Как вариант – показать свои действия и состояния в пантомиме.
    4 После того, как все проговорят, предложите зачитать текст телеграммы. Окажется, что он у всех одинаковый:

    «Приезжаю завтра в 6 утра. Встречайте. Тетя Зина».
    Вопросы к шерингу:
    – Прокомментируйте ваше поведение и его зависимость от чувства?

    – Как вы поступаете в своей жизни, когда испытываете похожие чувства?

    – Как вы думаете, почему именно это эмоциональное состояние вам досталось?
    После или во время шеринга тренер обращает внимание, что у нас имеются определенные паттерны (устойчивые модели) поведения, к которым мы прибегаем тогда, когда находимся в том или ином состоянии (стыд, вина – стремление угодить, сделать приятное, или, напротив – замкнутость и отстраненность, стремление избегать общения и т.д.).

    65. Руководство на потенциалах

    Ролевые игры очень популярны на учебных тренингах. При помощи этого метода можно не только исследовать или сформировать поведение, коснуться более глубокой области психики – чувств, установок, но и внести интерес и оживление в обучение. Предлагаемое упражнение проводилось на личностном тренинге для руководителей. Тема эмпатии и эмоционального интеллекта в руководстве – это прежде всего умение быть живым человеком, понимающим и уважающим своих сотрудников, но при этом учитывающим то, что называется «интересами дела». Каждый сотрудник умеет что‑то делать хорошо, а чего‑то избегает, какая‑то работа приносит ему удовольствие, а какая‑то – мучения или скуку. Руководство на потенциалах – это знание деловых и личностных особенностей своих сотрудников и их умелое использование. В этом случае выигрывают все – и сотрудники, и руководитель, и дело.
    Цель: Развивать навыки эмоционального руководства с опорой на потенциалы и особенности сотрудников.
    Организация: Помещение для ролевой игры должно быть достаточно просторным, количество участников – кратное пяти. Понадобятся: воздушные шары 10–15 шт., скотч бумажный, нитки, цветная бумага, фломастеры.
    Длительность проведения: 35–40 мин (зависит от кол‑ва участников)
    Организация: Участники выполняют упражнение в подгруппах. Каждую подгруппу необходимо снабдить всем материалами, согласно полученному заданию.
    Ход:
    1 Разделить группу на подгруппы по 5 человек. В каждой подгруппе надо будет выбрать руководителя.

    2 Участники группы будут играть роли сотрудников, соблюдая заданные условия:

    – «Безногий» – на протяжении всей игры он сидит на стуле, самостоятельно передвигаться не может.

    – «Слепой» – на глаза завязывается повязка.

    – «Глухонемой» – не слышит словесных обращений и не общается при помощи слов.

    – «Безрукий» – во время игры держит руки за спиной.

    3 Каждая подгруппа получает задание, на выполнение которого отводится 10 мин:

    Например:

    – Украсить помещение воздушными шарами;

    – Изготовить поздравительные открытки и повесить их на стены;

    – Составить букеты и расставить их на подоконники и т. д.

    Важно, чтобы задания были равнозначны по сложности исполнения и имелось все необходимое для их выполнения. Все подгруппы работают одновременно.

    4 Группа выполняет задание под руководством выбранного руководителя. Тренеру важно следить не только за стратегиями управления и эмоциональным состоянием участников, но и за тем, чтобы не нарушались условия.
    Вопросы к шерингу:
    К «руководителям»:

    – Как вы оцениваете результаты работы?

    – Что в вашем руководстве было эффективным, и какие ошибки вы допустили?

    – Что вы чувствовали в процессе упражнения, чем вы руководствовались?

    К «сотрудникам»:

    – Использовались ли ваши возможности на 100%?

    – Какие методы руководства были вам приятны и способствовали делу? Какие – нет?

    – Какие чувства вы испытали во время упражнения?

    66. Украденный степлер

    Конфликтные ситуации возникают в любых социальных группах. Это упражнение направлено на исследование конфликта в деловых организациях. Но, при желании, его можно адаптировать для других ситуаций.

    После проведения и обсуждения можно рассказать участникам про механизм «Драматического треугольника» Карпмана. Какие бы роли не исполняли участники, каждая из них относится к ключевым: Жертва, Агрессор, Спасатель.

    Цель: Исследование механизмов развития конфликта через понимания чувств и поведения, которое они провоцируют.

    Показать ролевую модель «Жертва‑Агрессор‑Спасатель»

    Организация: В упражнении принимают участие все. Если ролей окажется меньше, чем участников, можно какие‑то роли дублировать, если больше – исключить. В помещении организуется пространство, похожее на офис. Участники могут сесть за столы или просто организовать подобие офиса из расставленных стульев.

    Длительность упражнения: 45–50минут

    Ход:

    1Предложите участникам карточки с ролями и названиями чувств:

    – «Жертва вора» (возмущение)

    – «Строгий руководитель» (гнев, раздражение)

    – «Добрый руководитель» (жалость, сочувствие)

    – «Козел отпущения» (стыд, вина, страх)

    – «Миротворец» (страх, доброта)

    – «Борец за справедливость» (возмущение, воодушевление)

    – «Сплетница» (злорадство, интерес)

    – «Весельчак» (радость, удовольствие)

    – «Лицемер» (опасения, интерес)

    – «Невозмутимый» (грусть, отчужденность)

    2Инструкция:

    Итак, на ваших карточках написана роль, которую вы будете играть в этом упражнении и эмоциональные состояния, которые стоят за этой ролью. Вам нельзя их называть, но нужно передать другим способом: содержанием реплик, интонациями, действиями, жестами.

    В вашем офисе случилась неприятность: куда‑то пропал степлер со стола одного из вас…

    3 Участники разыгрывают ситуацию пропажи степлера. Первым начинает «Жертва вора». Действие продолжается до тех пор, пока каждый участник не проявит себя достаточно ярко и игра не пойдет на спад.

    4 После сигнала «стоп» задайте вопросы:

    – Как я действовал и почему?

    – Как я передавал эмоции?

    – Где в жизни я действую и поступаю похожим образом?

    После каждого вопроса делайте паузу, чтобы участники мысленно нашли ответ.

    5 Предложите участникам сесть парами и дать ответы на заданные вопросы

    Вопросы к шерингу:

    1 Удалось ли сыграть предложенную роль и насколько она вам знакома?

    2 Где в жизни вы попадаете в подобные ситуации и что чувствуете?

    3 Какая из универсальных ролей «Жертва‑Агрессор‑Преследователь» для вас является более привычной в ситуациях конфликта?

    Работа со стимульным материалом

    Эти упражнения можно в равной степени отнести и к метафорическим и к арт‑терапии. Суть их в том, что при помощи карт, картинок, фотографий участники могут лучше понять себя, совершить выбор, спроектировать перемены.

    Я не буду приводить вам в пример психотехники работы с определенными метафорическими картами – этому можно научиться у специалистов. Но даже без специального обучения можно использовать стимульный материал.

    Работа с Картинками (фотографиями) из журналов

    В отличии от коллажа картинки подбирает тренер, а не участники. Для упражнения «Свое дело» я готовила картинки в расчёте 7–8 шт на человека, но выбрать им надо было 3. Это принцип количества: важно, чтобы после выбора осталось не менее трети, тогда люди чувствуют, что у них был полноценный выбор.

    Надо быть готовым, что на шеринге участники будут указывать неочевидные факторы, почему они выбрали именно эту картинку.

    Например, в упражнении «Свое Дело» участник выбирает фото с тренером спортивной команды, который разговаривает со своими подопечными. Его внимание может привлечь что «они действуют сообща». Это не означает буквальное: «Я хочу быть тренером». Можно предположить, что есть потребность в сплоченности, «чувстве локтя» работе в команде. И важно выяснить, где он себя видит на этом фото: тренером или членом команды? То есть в работе с журнальными картинками действуют те же принципы, что и в работе с коллажем. Это иносказание, намёк, который с помощью тренера нужно понять.
    Я никак не оформляю картинки, просто аккуратно вырезаю. Очень часто участники хотят забрать их себе, и они могут это сделать – в этом преимущество этого материала перед картами.

    Работа с готовыми Картами

    Их очень много, на любую тему и аудиторию тренер может найти подходящую колоду. Иногда карты используют в ритуальных упражнениях, когда участники тащат карту «в слепую» и получают послание и в виде картинки, и в виде текста.

    Я использовала для упражнения «Помощники» колоду для игры в «Диксит». Мне нравится эстетика этих карт, их можно рассматривать и находить новые смыслы. Но не вся колода годилась для моего упражнения, я отобрала лишь те, где изображениях можно увидеть помощника. Ну, и, конечно, на шеринге весь материал «заземляется» – то есть от языка метафоры надо перейти к конкретным ресурсам.

    Важно учитывать, что очень многие колоды эзотерические. Если вы ведете классический тренинг, можно немного «поколдовать», но строить на этом материале тематический блок я бы не рекомендовала. Особенно, если аудитория не расположена к переходу на язык и смыслы эзотерики.

    Работа с самодельными картами

    Они же фотографии. При написании тренинга я нахожу метафору, которая отражает суть проблемы или явления. Так для меня очевидным было, что отношения с разными членами семьи можно представить как мосты – упражнение «Мосты отношений». И они будут очень разные и с разными характеристиками. Я выбрала в Интернете 80 фотографий мостов на группу 12 человек, соединила их в коллаж по 2 штуки и распечатала в фотомастерской. Потом разрезала и получила оригинальную колоду, полностью отвечающую моим условиям. Разнообразие по масштабам, величине, материалам, комфорту, безопасности. Там есть и полуразрушенные, и сказочные, и современные мосты причудливой архитектуры.

    При работе картами, выбранными по принципу «самый комфортный» и «самый проблемный» мост следует учитывать всю детализацию. Так, к примеру, добротный, деревянный мост, соединяющий берега спокойной узкой реки, как символ стабильных отношений с отцом, может на шеринге оказаться «заброшенным», по которому уже давно никто не ходит. Участник увидит на фото детали, указывающие на это. А мост со скоростной магистралью, как символика непростых взаимодействий с выросшим сыном, окажется очень подходящим для выстраивания новых, взрослых отношений.

    Как вы понимаете, символ моста может сгодиться для исследования любых отношений: партнерских, деловых, дружеских.
    По этим же принципам я сделала колоду карт для упражнения «Мудрости выживания», проведя аналогию с живой природой. Я собрала фотографии животных, которые убегают, нападают, прячутся, охотятся, спасаются от пожара и засухи, выжидают и мимикрируют. Все их действия так или иначе относятся к 3 категориям: активность, приспособление, замирание. И выбранные участниками фотографии помогают понять, насколько они адаптированы к разным воздействиям, как они выбирают способ реагирования и в каких ситуациях.

    Стимульным материалом могут быть мелкие предметы, игрушки, канцелярия. Важно, чтобы за внешней привлекательностью был смысл, который видит тренер. И который поможет участникам узнать о себе то, что другим способом узнать трудно.

    Упражнения

    67. Своё дело

    Когда речь идет о смене деятельности взрослого, надо учитывать очень много факторов: чем не устраивает нынешняя работа, что нравится делать, какие есть профессиональные навыки и т. д. И не всегда потребности находятся в зоне осознания.
    Цель: Способствовать выявлению профессиональных потребностей, желаний, склонностей и способов их реализации.
    Организация: Для упражнения понадобятся фотографии из журналов, из расчета по 7–8 шт. на человека.
    Длительность упражнения: 40–50 минут
    Ход:

    1Фотографии раскладываются на полу веером, чтобы каждый участник мог видеть их все и дотянуться до каждой.

    2 Инструкция:

    Внимательно рассмотрите фотографии и выберете 3, на которых изображено что‑то привлекательное для вас: действия, люди, инструменты, обстановка, место и т. д.

    3 Участникам предлагают сесть парами и рассказать, что именно привлекло внимание.
    Вопросы к шерингу:
    – Назовите привлекательные для вас факторы и расскажите, где это реализуется в вашей жизни?

    – Возможно ли сделать так, чтобы в вашей нынешней работе это присутствовало?

    – Как можно поменять свою профессиональную деятельность, чтобы это появилось в вашей жизни?

    68.Мосты отношений

    Это проективное упражнение можно применить в исследовании любых взаимоотношений: деловых, дружеских, семейных. Символика моста очень информативна: конструкция, длина, надежность, удобство, детали, которые укрепляют или украшают мост. Все это может служить подсказкой и пониманию характеристик взаимоотношений, вскрытию неосознаваемых чувств, потребностей, ожиданий.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта