Ирина Шевцова 70 авторских упражнений для тренингов
Скачать 1.29 Mb.
|
Вопросы к шерингу: – Какое отношение ко мне имеет Тень? – Где и как она проявляется? – Как я к ней отношусь? – Как она влияет на мою жизнь? – Чему она меня учит? Следует иметь в виду, что работа с теневыми аспектами заключается либо в принятии их (найти приемлемые формы выражения), либо в преодолении того, что есть, но ранее не осознавалось. 11. Суд совести Переживание вины – одно из самых тяжелых эмоциональных состояний. Вина помогает нам становиться более нравственными, чуткими к чужой боли, заставляет нас взвешивать свои поступки и задумываться о поведении. Но бывают переживания, которые сродни унынию, когда уже невозможно что‑то изменить, а чувство остается. Часто это случается с людьми, которые привыкли за все испытывать вину, которые не умеют себя прощать. Цель: Способствовать осознаванию причин переживания неконструктивной вины и возможности реабилитироваться. Развивать умение прощать себя, находить оправдания своим поступкам. Организация: подгруппы по 3 человека и один пустой стул. Каждый участник получает возможность проработать свою проблему за 10–12 минут (напоминайте людям о времени) Длительность упражнения: 50–60 мин. Ход: 1 Предложите участникам разделиться на подгруппы по 3 человека, сесть рядом и поставить один пустой стул. Дальше каждый вбирает себе роль: «Подсудимый» – считает себя виноватым в каком‑то конкретном поступке (поведении) Например: «Я мало внимания уделяю своем ребенку» «Я обидела маму и она расплакалась» «Адвокат» – находит оправдательные аргументы – почему человек так сделал? «Прокурор» – усугубляет обвинительный монолог. 2 Все участники по очереди проигрывают роли. Важно, чтобы речь шла о конкретном случае, избегайте абстрактных рассуждений. И «Адвокат» и «Прокурор» могут задавать поясняющие вопросы. 3 Когда «Обвиняемый» посчитает возможным, он пересаживается на свободный стул и выносит сам себе приговор, озвучивает «Суд совести». Если приговор оправдательный, то надо перечислить конкретные аргументы – почему я имею право так поступать: «Я не могу поступать по‑другому, потому, что я обеспечиваю семью» «Я имею право на свои собственные чувства, даже если они не нравятся моим близким» Если приговор обвинительный, то необходимо указать способ реабилитации – действий, направленных на заглаживание вины: «Я обязуюсь каждые выходные не менее 2 часов посвящать ребенку» «Я обязуюсь позвонить маме и попросить у неё прощения» 4 Каждый участник должен проиграть все три роли. Вопросы к шерингу: – Какие чувства вы пережили во время упражнения? – Какой вы вынесли вердикт и почему? – Что вам дается легче – обвинять или оправдывать и почему? 12. Минное поле В исполнении задуманного очень страшно сделать первый шаг. Людей переполняют иррациональные, необъяснимые страхи, что они ошибутся, не туда пойдут, не то сделают. И все это приводит к бездействию. Можно очень долго выяснять причины такого поведения и состояния, а можно попытаться исправить ситуацию при помощи упражнения – рискнуть, пойти на страх …и выяснить, что бояться было нечего. Цель: Способствовать развитию смелости в принятии решения и достижении своей цели. Организация: В помещении освобождается свободное пространство. На полу раскладываются листы цветной бумаги – беспорядочно, на расстоянии 40–50 см. Важно, чтобы листов было много, и они покрывали все пространство до стены. Вдоль стены расставляются в ряд стулья. Если участников на тренинге много, то упражнение выполняют не все: 5–6 чел. Остальные остаются наблюдателями. От этого упражнение только выигрывает – наблюдатели невольно заражаются переживаниями участвующих и болеют за них. Длительность упражнения: 15–20 минут. Ход: 1 Предложите каждому участнику задумать ту цель, которая для него очень актуальна, но он не может никак приступить к её реализации. 2 Каждый участник кладет на стул какой‑либо предмет, символизирующий эту цель: это может быть личная вещь, или что‑то из предметов, которые есть в помещении, записка или рисунок. 3 Все участники выстраиваются в линейку – каждый напротив своего стула. Перед ними пространство, «усеянное» бумажными листами. 4 Очень часто мы боимся двигаться к нашей цели, боимся ошибок и промахов. Есть страх сделать первый шаг. Вот сейчас перед вами расположена ваша желанная цель. Но до неё надо дойти – передвигаться вы будите по «Минному полю». Пройти к стулу можно только наступая на листы бумаги. Но имейте ввиду: здесь есть мины. Только я знаю, где они расположены. Если кто‑то из вас наступит на мину, раздастся хлопок. Действуйте! 4 Все участники по очереди продвигаются к своим стульям – к своей цели. При этом они используют различные стратегии: пытаются сделать как можно меньше шагов, запоминают «безопасные» листы, идут не думая… 5 Когда все дойдут до своих стульев, тренер объявляет, что мин здесь не было – путь был абсолютно безопасен. Вопросы к шерингу: – Какие чувства вы пережили во время выполнения упражнения? – Как вы действовали и почему? – Что заставило вас все таки рискнуть и ступить на «Минное поле»? – Какую ситуацию из вашей жизни вам напоминает это упражнение? – как вы думаете, почему «Минное поле» оказалось безопасным? 13. Хорошие новости Человеку хочется верить в хорошее. Когда ты находишься только в начале пути, впереди тебя ожидают трудности, разочарования, тяжелый труд по преодолению, очень хочется забежать мысленно вперед и увидеть то, что будет наградой за усилия. И это не только мечты – это программирование себя на удачу и успех. Это упражнение проводится, как ритуальное, в конце тренинга. Цель: Способствовать формированию позитивного образа профессиональных достижений, развитию уверенности в своих силах. Организация: участвуют до 10–12 человек. Для упражнения понадобится диктофон и возможность сделать копии записей для всех участников. Продолжительность упражнения: 40–50 мин. Ход: 1Инструкция: Сформулируйте свою профессиональную мечту. Это должно быть конкретное достижение. Например – стать ведущим специалистом в области…., открыть свой консультационный центр…., организовать и провести фестиваль…..выпустить книгу на тему… и т. д. Только вы сами можете решить, что для вас будет являться достижением. Дальше надо определить временной отрезок, когда это может произойти. А теперь представьте себе, что задуманное случилось, и об этом написали или сообщили в каком‑либо СМИ. Вам нужно написать текст – как будет звучать эта новость, при этом указать дату и название СМИ. 2 Каждый участник пишет новость о своем достижении от лица журналиста. Это может быть просто сообщение, отрывок из статьи или интервью. Сообщите участникам о времени выполнения задания (около 10 мин) и предупредите, что написать текст надо разборчиво. 3 Участники передают текст человеку, сидящему слева. Он превращается в диктора, которому необходимо будет зачитать этот текст на диктофон. 4 Передается диктофон и все по очереди зачитывают тексты новостей. Начать надо с названия издания и даты. 5 Желательно, чтобы до конца тренинга запись была размножена и отдана каждому участнику. Как любое ритуальное упражнение, его можно оставить без шеринга. Но если у участников есть желание поделиться, вопросы могут быть такими: Вопросы к шерингу: 1 Какие переживания у вас вызвало это упражнение? 2 Удалось ли поверить в реальность своей мечты и благодаря чему? 3 Какая из чужих новостей произвела на вас впечатление? Визуализации Визуализации традиционно включаются в программы личностных тренингов. Это метод, доступный даже начинающим тренерам. Но существуют тонкости, которые надо учитывать, чтобы поставленная цель была достигнута. А цели могут быть две: исследовательская и терапевтическая. Исследование, когда наговариваемый текст и возникающие в ответ образы после визуализации обсуждаются. Таким относятся, к примеру, визуализации «Диалог с болезнью» и «Карта тела». В исследовательских визуализациях обязательно дается установка на запоминание. Терапевтические визуализации направлены на изменение состояния. Это такие упражнения, как «Океан» и «Рождение заново». Как правило, они не анализируются, и тренер лишь предлагает всем желающим поделиться переживаниями и мыслями. К терапевтическим я бы отнесла тексты, которые провоцируют состояние, настраивают на определенную тему. То есть мы намеренно обостряем состояние участников, и это, конечно же, предполагает дальнейшую работу. Я предлагаю всем тренерам самостоятельно придумывать тексты. Это дает возможность решить именно те цели, которые вы ставите в своем тренинге. Готовый текст, как правило, подобрать очень сложно. Кроме того, это исключит такую ситуацию, когда кто‑то из участников скажет:».. А, я уже делал эту визуализацию…». Написать текст не сложно, предлагаю вам алгоритм, который не является обязательным, но все же даст возможность структурировать текст и избежать нежелательных эффектов. Аналитическая визуализация Цель: сбор материала для дальнейшего анализа (неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы; образы фантазии, как проекции подсознательных процессов) 1 Подготовка к погружению (расслабление, работа с телом); инструкция на запоминание. 2 Перенести в знакомое, безопасное место. 3 Путь к арене. 4 Арена: наблюдение или пассивное участие в описываемых событиях. 5 Ритуал: совершение выбора, получение подарка, нахождение какого‑либо предмета. 6 Возвращение в безопасное место. 7 Выход на поверхность. Осознавание «здесь и сейчас». После окончания визуализации весь полученный материал подвергается анализу; описание, сбор ассоциаций, заземление, выводы. См. упражнение «Встреча с Внутренним Ребенком» Терапевтическая визуализация Цель: изменение состояния человека по средствам повторного переживания в воображении событий, конфликтов, травмирующих ситуаций. Или – провокация подавленных, забытых переживаний, чувств, с целью дальнейшей проработки. 1 Подготовка к погружению. 2 Перенести в место, в котором спокойно и хорошо. 3 Переход в место конфликта. 4 Провокация переживаний (воспоминания, либо метафорическая ситуация). 5 Выход из конфликта путем совершения поступка, действия, ритуала. 6 Возвращение в то место, где хорошо. 7 Осознавание своего нового состояния. 8 Выход на поверхность, «здесь и сейчас». После окончания визуализации – шеринг, заземление, работа с чувствами и состояниями. См. упражнение «Океан» Вне зависимости от того, написали ли вы сами текст визуализации, или взяли его в готовом виде, предлагаю вам наговорить текст на магнитофон и проделать визуализацию самостоятельно. Визуализация должна вызывать конкретные образы и ощущения. Если этого не происходит, или образный ряд неяркий, значит текст не годится. Кроме этого, вы заметите такую особенность: прослушивание и чтение текста очень меняют восприятие. Те слова и выражения, которые приемлемо смотрятся на бумаге, при прослушивании могут вызвать неуместные реакции – смех, сопротивление, возмущение. Приведу пример: На тренерской Мастерской участники придумывали текст визуализации. Это было упражнение, направленное на работу с неконструктивной виной. В результате визуализации люди должны были избавиться или уменьшить переживание конкретной вины. Было предложено придумать метафору. Ребята решили, что вина – это тяжелый и абсолютно ненужный камень, и очень часто мы несем его на своих плечах, не задумываясь, насколько осложняем свою жизнь и портим её унынием. Вроде бы все логично и правильно. В тексте были такие строки: «… Ты снимаешь рюкзак со своих плеч и смотришь, с чем же ты отправился в путешествие. Ты видишь много нужных и полезных вещей, но, вдруг на дне ты находишь огромный, тяжелый камень. Это груз твоей вины. Ты смотришь и думаешь – кто его сюда положил?». В этом месте раздается дружный смех. Вопрос «Кто его сюда положил?» вызвал неадекватную реакцию: «Какой идиот это мне подбросил?!». И дальше пошли картинки, не имеющие отношение к визуализации, упражнение было сорвано. Тексты предлагаемых мною визуализаций не имеют начала и конца. Это то, что в алгоритме проведения обозначено фразами «Подготовка к погружению» и «Выход на поверхность». Я не стала прописывать в каждом тексте стандартные фразы, но сейчас хочу вам дать пояснения: «Подготовка к погружению» – настрой участников на предстоящий процесс обращения к своим образам. В отличии от медитации визуализация не ставит задачу полного расслабления, но обратить внимание на тело все же стоит. Нам важно, чтобы телесные ощущения не мешали работе воображения. Очень важный момент настроя – переход от обращения на «Вы» (имеются в виду все участники – группа), к обращению на «Ты» (каждый участник отдельно). Таким образом, первая фраза визуализации может быть такой: «…Примите удобное положение и закройте глаза. Мысленно пройдитесь по своему телу от ступней и до макушки: почувствуйте, что ваше тело расслабленно и вам ничего не мешает. Если вы почувствуете неудобство – устраните его. Сделайте глубокий вдох… и выдох… Приготовьтесь к восприятию тех образов, которые вам предоставит ваше воображение. Во время визуализации я буду обращаться к каждому из вас индивидуально…». И дальше текст продолжается с обращением на «ты» и в единственном числе. «Выход на поверхность» – возвращение в реальность. Опять обращаемся к телесным ощущениям, это лучше всего переключает на восприятие действительности. Выход каждый осуществляет в своем темпе, поэтому будьте готовы к тому, что некоторые участники дольше других будут лежать с закрытыми глазами: «…Начинайте ощущать свое тело. Сделайте глубокий вдох… и выдох… И, когда почувствуете возможным, возвращайтесь и открывайте глаза…» По своему опыту я неоднократно замечала, что есть тренеры, которые превосходно читают тексты без всякого обучения. Но бывает, что человеку надо этому специально учиться. Если вы впервые собираетесь включить визуализацию в свой тренинг, потренируйтесь прежде на ком‑то из своих друзей. Пусть они укажут вам на ошибки и помогут их исправить. От себя хочу сформулировать несколько правил составления и чтения визуализации: 1 Составляйте текст таким образом, чтобы были задействованы все репрезентативные системы: увидеть, услышать, почувствовать. Особенно это касается терапевтических визуализаций. Иными словами, в тексте должны быть яркие описания визуальных образов, слуховые ощущения и кинестетические. Это повышает эффективность визуализации. 2 В аналитических визуализациях описания частично заменяются вопросами – человек сам должен представить себе образы, чтобы потом их проанализировать. Но вход и выход должны быть надиктованы, это дает возможность попасть в другую реальность, уменьшить контроль сознания. 3 Если вы напишите текст с глаголами настоящего времени, то избежите сложностей в работе с разнополой группой. Но иногда этого не избежать, как, например, в визуализации «Встреча с Внутренним Ребенком» или «Рождение заново». Обратите внимания, как решается эта проблема. 4 Основная ошибка чтения – быстрый темп. Тренер не дает возможности участникам создать картинку. Чтобы научиться читать медленно, подберите соответствующую музыку и старайтесь совмещать музыкальную и текстовую фразы. Лучше, если пауз будет больше, чем меньше. После каждого предложения можно поставить многоточие. Обратите внимания, что длительность упражнения около 30 мин, а текст можно прочитать за 5. Все оставшееся время – паузы во время и обсуждение после. 5 Сила голоса – еще одна составляющая визуализации. Обычно люди, которые находятся ближе к тренеру, страдают от громкого голоса, а тем, кто удален ничего не слышно. У меня есть одна уловка: держите лист с текстом на вытянутой руке напротив глаз. Тогда ваш голос будет «лететь» в противоположную стену, а не «биться» в пол. 6 Участники не должны чувствовать, что вы читаете. Для этого текст надо знать очень хорошо. Не надейтесь, что вы сумеете его прочитать сразу, обязательно будут запинки и неправильные интонации. 7 Модулируйте голосом, выделяйте наиболее значимые места в тексте. Но, вместе с этим, избегайте пафоса и необоснованной наигранности. К примеру, визуализация «Волна» вся построена на ощущениях, её нельзя читать монотонно. Если вы сумеете прочувствовать текст, то сумеете и передать его. И последнее, касаемо организации. Я настаиваю, чтобы на моих тренингах визуализации выполнялись лежа. Только так можно добиться расслабления и нужного настроя. Но это возможно только в том случае, если помещение соответствует всем нормам: площадь, санитарное состояние, комфортная температура, наличие покрытия, индивидуальные коврики. Если вы в чем‑то не уверены, то лучше провести визуализацию на стульях или вообще не проводить. Упражнения 14. Рождение заново Ребефинг – техника, позволяющая человеку заново пережить процесс своего рождения, воскресить переживания, сопровождающие появление на свет. При этом, используя опыт своей взрослой жизни, человек нередко находит способ решения проблемы, связанной с рождением. Эта техника может проводиться через телесные упражнения или через визуальный ряд. В любом случае, хочу предупредить вас о серьезности переживаний, который испытывают участники. Не исключено, что после упражнения с кем‑то надо будет поработать индивидуально. Цель: Способствовать восстановлению взаимосвязи со своей внутренней сущностью «Внутренний ребенок» через установление контакта в момент появления на свет. Провокация болезненных переживаний для дальнейшей работы. |