Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1 Восприятие музыки при нарушениях слуха

  • 3.2 Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

  • 3.3 Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе глухих

  • §4. Использование музыки во внеклассное время в школе глухих

  • 4.2 Виды внеклассных музыкальных занятий

  • 1) Музыкальная перемена.

  • 5) Декламация песен под музыку

  • 6) Музыкальная инсценировка.

  • 4.3 Школьный праздник как один из методов музыкального воспитания в школе глухих. Коррекционно-развивающая направленность праздника

  • §5. Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом

  • 5.1 О проекте "Фестиваль "Поющие руки"

  • 5.2 Проект "А музыка звучит"

  • Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе. Исследование литературы и практического опыта использования музыки при обучении глухих детей Влияние музыкального искусства на развитие детей


    Скачать 83.87 Kb.
    НазваниеИсследование литературы и практического опыта использования музыки при обучении глухих детей Влияние музыкального искусства на развитие детей
    Дата07.12.2022
    Размер83.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсобенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе.docx
    ТипИсследование
    #832772
    страница2 из 3
    1   2   3
    §3. Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей
    3.1 Восприятие музыки при нарушениях слуха

    Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку, особенно в период развития музыкального восприятия у детей. Выявлена также роль тактильно-вибрационной чувствительности у музыкантов: например, скрипач воспринимает не только на слух звуки скрипки, но и вибрацию скрипки и смычка в его руках. Отмечается, что у музыкантов-исполнителей по сравнению с другими людьми наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности, почти в два раза. Одновременное воздействие вибрации на ухо и на руку музыканта позволяет ему воспринимать такие слабые вибрации, которые оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии.

    Важное значение для восприятия музыки слышащими людьми имеют кинестетические ощущения. Музыкальное восприятие часто сопровождается определенными, пусть не всегда заметными движениями. В процессе развития восприятия музыки широко используется пение, для которого важны не только слуховые, но и кинестетические ощущения от движения речевых органов. Двигательное моделирование отдельных музыкальных структур, общего настроения музыки широко используется для развития восприятия музыки.

    Рассмотрим сенсорную основу восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Глухие и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом.

    Однако о восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Е.З. Яхнина ссылается на работы Л.И. Переслени и Т.В. Розановой, которые отмечают, что "гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств…".

    Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки, при этом меццо-форте они слышат как тихое звучание, а фортиссимо - как громкое. Они различают также темповые изменения - чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки - мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействую попеременно на разные участки тела. Чередующееся напряжение и расслабление мышц при движении также затрудняет восприятие ребенком вибрационных воздействий.

    Определенное вспомогательное значение для развития у глухих и слабослышащих детей восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано с восприятием характера музыки. В первоначальный период знакомства с музыкой дети с тяжелыми нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый акустический сигнал. Однако, наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, "заряжаются" соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, "задумчиво" кружатся и др. В дальнейшем эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее характер. С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности. Например, при обучении восприятию регистров фортепиано они видят и осознают, что исполнение в правой части клавиатуры соответствует высоким звукам, в левой - низким, посередине - средним.

    Сенсорная основа восприятия музыки глухими детьми включает широкое использование зрительного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей.

    В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах.

    Восприятию ритмического рисунка содействуют также кинестетические ощущения от речевых органов в процессе мелодекламации.

    В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у глухих детей слухового восприятия музыки (с помощью электроакустической аппаратуры). Однако из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха возможности слухового восприятия были ограничены. Это не позволяло расширить у них сенсорную основу восприятия музыки, ограничивало возможности ее использования в коррекционно-образовательных и воспитательных целях. / Яхнина Е.З. 2003, с.44-47 /

    В результате многолетних исследований под руководства профессора Е.П. Кузьмичевой разработана оригинальная дифференцированная педагогическая система интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Работа по развитию слухового восприятия у каждой категории детей имеет свои цели и задачи. Определены содержание и методика развития нарушенной слуховой функции у детей, начиная с первых месяцев жизни, созданы государственные программы по развитию слухового восприятия в специальных детских садах и специальных школах для глухих и слабослышащих детей, методики развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний и музыки у детей с нарушениями слуха (Е.П. Кузьмичёва, И.Г. Багрова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина).
    3.2 Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами

    В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

    Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.

    В исследовании участвовали 9 пациентов с КИ (Tempo +, MED - EL) разного возраста и длительностью использования КИ. В первой части исследования пациентам предъявляли 4 музыкальных отрывка с разными спектрально-временными и мелодическими характеристикам (японская флейта, йойки, литовское многоголосие, горловое пение). Пациентов просили оценить различные параметры сигналов в соответствии со специальной анкетой, а затем идентифицировать их при предъявлении в случайном порядке. Во 2-й части работы пациенты распознавали 11 музыкальных инструментов в ситуации без предварительного прослушивания и после обучения.

    Установлено, что у пациентов наблюдаются искажения в восприятии высоты и тембра музыкальных сигналов: максимальные - при восприятии широкополосных звуков (например, орган, оркестр), минимальные - сигналов в частотной области, приближенной к женскому вокалу (виолончель, флейта). Пациенты с КИ способны узнавать звучание различных инструментов в ситуации закрытого выбора. Установлено также, что в процессе обучения способность воспринимать музыку улучшается. В основном, это связано с улучшением различения спектральной окраски музыкальных звуков (их тембра) и ритмического рисунка произведения. При этом результативность тренинга зависит от наличия у пациента музыкального опыта до имплантации. Основным ограничением эффективности музыкальной реабилитации остается недостаток перцептивной информации о высоте (основном тоне) сигналов. Это направление тренинга требует разработки дополнительных процедур для развития слухового восприятия у пациентов с КИ, большинство из которых мотивированы на восстановление способности воспринимать музыку. Этому помогает музицирование - игра на музыкальных инструментах и пение. /#"center">3.3 Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе глухих

    Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях.

    Проверка восприятия звуков фортепьяно проводится по октавам, с постепенным удалением от звучащего инструмента (вибрацию пола следует исключить, подложив под ноги ребенка коврик-подушку). Определив диапазон воспринимаемых октав, следует разделить групповой состав на подгруппы: в одну подгруппу включаются дети, воспринимающие полный диапазон октав, в другую - дети, воспринимающие ограниченный диапазон октав.

    Глухие дети воспринимают, как правило, ограниченный диапазон звуков, так как им недоступны звуки высокого и частично среднего регистров фортепьяно. На занятиях по музыкальному воспитанию следует обязательно применять индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные каждому ребенку для постоянного ношения.

    Детям, воспринимающим полный диапазон звуков фортепьяно и относящимся к категории слабослышащих, доступно, в известной мере, целостное восприятие музыки без звукоусиливающих приборов. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии их слуховых и особенно вокально-речевых реакций.

    Применение слуховых аппаратов проводится в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки, а также вне поля. С применением звукоусиливающей аппаратуры музыка должна соответствовать нотным обозначениям (постоянное использование повышенной громкости не допускается).

    §4. Использование музыки во внеклассное время в школе глухих
    4.1 Задачи музыкального воспитания в школе глухих

    Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На музыкальных занятиях учащиеся учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, ритмично и выразительно исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами и исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.

    Эстетическое развитие глухих детей - одна из главных задач музыкального воспитания. Ей подчинен отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приёмах обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и между собой).

    Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа.

    Эстетическое воспитание на различных музыкальных занятиях во внеклассное время способствует нравственному развитию учащихся. Содержание занятий, методические приемы, используемые на них, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

    При проведении занятий большое значение придаётся расширению кругозора школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей: о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного расширения словарного запаса, пополнение его новой лексикой.

    В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети видят исполнение учителя, слушают музыку и "входят" в ее эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеет яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.

    На музыкальных занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из уже знакомых движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.

    В процессе музыкальных занятий активизируются умственные способности глухих учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.

    Физическое развитие глухих детей - одна из важных задач, решению которой способствуют танцевальные занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.

    Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение глухих школьников гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы как на музыкально-ритмических, так и на внеклассных танцевальных занятиях.

    Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.

    Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкальных занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации - речи, неречевых звучаний, музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное.

    Также одной из задач таких занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмической структуры речи, речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих детей.

    Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкальных занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития глухих детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации. / Яхнина Е.З. 2003, с.77 /
    4.2 Виды внеклассных музыкальных занятий

    В специальных школах ведется большая работа по эстетическому воспитанию средствами музыки глухих детей во внеурочное время. С детьми проводятся музыкальные перемены, организованы кружки песни и танца, занятия "танцевальный час", мелодекламации, драматизации музыкальных сказок, беседы о музыке, и др. На школьных праздниках всегда звучит музыка. Глухие дети принимают активное участие в городских, краевых и республиканских фестивалях, в конкурсах художественной самодеятельности.

    1) Музыкальная перемена.

    Музыкальная перемена длится 10 минут (после 2 и 3 уроков). Она проводится по группам для учащихся младших, средних и старших классов. На музыкальных переменах учащиеся под руководством учителя выполняют движения, объединенные характером одного танца (например, "Русский танец", "Вальс", "Полька", "Мазурка", "Эстрадный танец") или комплексы ритмической гимнастики. Музыка звучит в грамзаписи.

    2) "Танцевальный час".

    На занятиях "танцевальный час" учащиеся исполняют народные и современные танцы, основу которых составляют элементарные танцевальные движения. Желательно, чтобы эти занятия посещали все ученики.

    3) Танцевальные кружки.

    В танцевальных кружках занимаются наиболее способные дети. Они разучивают более сложные народные и современные танцы. Занятия танцевального кружка и "танцевальный час" проводятся по возрастным группам: школьники младших классов, средних и старших.

    Разучивая танец, учащиеся упражняются в выразительном и ритмичном его исполнении. Учитель должен учитывать возможности детей в восприятии музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов). После показа элемента танца или композиции учителем дети слушают музыкальное сопровождение, определяют характер музыки, основные средства музыкальной выразительности. Это способствует эмоциональному и выразительному танцу. Чтобы достичь ритмичности исполнения танца, целесообразно упражнять детей в ритмичном исполнении под музыкальное сопровождение сначала элементарных движений (хлопков), а затем отрабатывать правильные и ритмичные танцевальные движения. Для музыкального сопровождения следует подбирать несложные пьесы с четко выраженным метрическим акцентом. На музыкальных занятиях рекомендуется использовать музыку в грамзаписи.

    4) Музыкальные беседы.

    В средних и старших классах рекомендуется проводить музыкальные беседы. У учащихся расширяются и обогащаются представления о музыке, о музыкальной культуре в целом. Беседы должны быть интересны ученикам, составлены с учетом их общего и речевого развития, возможностей восприятия музыки. При проведении таких бесед широко используются видеотехника и грамзаписи.

    Занятие занимает не более 30 минут.

    Рассказы сопровождаются прослушиванием музыкальных фрагментов, исполняемых на определенном инструменте. В процессе обучения у учеников расширяется кругозор в связи с прослушиванием игры на разным музыкальных инструментах, знакомством с композиторами, исполнителями, развивается слуховое восприятие музыки (определение характера музыки, средств музыкальной выразительности, различения частей музыкального произведения или небольших музыкальных пьес, музыкальных инструментов). Желательно, чтобы в обучение были включены фрагменты из одного и того же произведения в исполнении на разных музыкальных инструментах или в оркестровом и инструментальном исполнении.

    5) Декламация песен под музыку

    Это одно из важных направлений коррекционной работы как на музыкально-ритмических занятиях, так и во внеурочное время. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто). Необходимо уделять внимание работе над темповым, ритмическим ансамблем. Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки, прибаутки.

    6) Музыкальная инсценировка.

    Важным разделом работы является инсценировка небольших музыкальных сказок или наиболее ярких фрагментов из них. Рекомендуются такие музыкальные сказки, содержание которых доступно и интересно младшим школьникам. Например, "Теремок", "Муха-цокотуха" М. Красева, "Кошкин дом" В. Золотарева. Работа над сказкой, как правило, охватывает все виды деятельности на занятии. Дети слушают музыкальные фрагменты из сказки, учатся различать и узнавать их, разучивают танцевальные движения, несложные песенки, учатся передавать характеры героев, а также внятно и интонационно окрашено произносить короткие монологи, участвовать в диалогах.

    7) Кружки песни.

    Ещё одной формой внеклассной музыкальной работы являются кружки песни. Дети знакомятся с песнями, которые поют их слышащие сверстники, учатся выразительно декламировать их под музыку. В процессе обучения у учащихся совершенствуются умения выразительной декламации песни под музыку в ансамбле (под управлением учителя) и самостоятельно.

    Вот примерный репертуар для младших классов: В. Каленников, слова народные: "Тень-тень…"; Д. Кабалевский, слова Б. Заходера: "Дождик песенку поёт"; В. Шаинский, слова М. Матусовского: "Вместе весело шагать"; В. Савельев, слова М. Пляцковского: "Если добрый ты"; З. Левина, слова З. Петровой: "Неваляшки".

    В средних и старших классах при подборе репертуара учитываются не только речевые возможности учащихся, их умения воспринимать музыку, но и художественные интересы детей, их предпочтения при выборе песен. Рекомендуется в ходе разучивания песен рассказывать ребятам о композиторах-песенниках, поэтах, исполнителях, об истории создания песен.

    Обучение школьников исполнению песни в процессе кружковой работы проводится так же, как на музыкально-ритмических занятиях.

    8) Школьные праздники.

    Танцы, песни, музыкальные инсценировки сказок детьми демонстрируются на общешкольных праздниках. Подчеркнем, что в праздниках обязательно должен принимать участие каждый ребенок, выступая в посильной для себя роли. Подготовка к школьному празднику проходит во внеурочное время в ходе кружковой работы. На музыкально-ритмических занятиях не выделяется специальное время на подготовку детей к праздникам, хотя отдельные танцевальные номера, песни, стихи, выученные на этих занятиях, могут включены в праздничные выступления.

    К эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха необходимо привлекать родителей. Можно посоветовать им прочитать вместе с детьми книги о музыке и музыкантах, послушать дома музыку того композитора, о котором они прочитали. Учитель музыкально-ритмических занятий рассказывает о возможностях ребят в восприятии музыки, рекомендует для слушания дома музыкальные фрагменты, объясняет, как можно проводить домашние праздники. Пусть дома звучит музыка. И пусть родители вместе с детьми танцуют и поют.
    4.3 Школьный праздник как один из методов музыкального воспитания в школе глухих. Коррекционно-развивающая направленность праздника

    Поскольку школьные праздники являются более распространенными средствами музыкального воспитания глухих школьников во внеклассное время, то рассмотрим поподробнее методику их подготовки и проведения.

    Школьные праздники - это организованные совместно с учащимися, учителями, воспитателями и родителями коллективные творческие дела. Программа детского праздника представляет большие возможности для всестороннего развития личности школьника в условиях интересной творческой деятельности, развития познавательной и эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения кругозора, развития и коррекции речи. Подготовка и участие в празднике способствуют развитию инициативы, нравственной культуры, социальной адаптации и приобщает школьников к культуре.

    В специальной школе подготовка и проведение праздника имеет коррекционно-развивающую направленность. Праздник - это красочное, эмоциональное событие в жизни школьников. При подготовке праздника развиваются интересы, разные умения и практические художественные навыки детей, осуществляется социальная интеграция школьников, так как в творческой деятельности совместно участвуют учащиеся разного возраста, все учителя школы, родители, слышащие братья и сёстры и другие приглашенные.

    Праздник - синтез многих видов искусства: поэзии, музыки, изобразительного, театрально-речевого. Использование музыкальных и изобразительных средств, ручного труда формирует речевое общение и поведение, диалоги и игровые действия, развивает творческие способности. Художественно-речевая деятельность помогает детям совершенствовать произношение, выразительность и внятность речи, преодолевать страх и неуверенность, развивать способность чувствовать красоту художественного слова, формировать интерес к литературному чтению.

    Л.С. Выготский, С.А. Зыков, А.Н. Леонтьев и другие ученые раскрывают роль деятельности в развитии личности. В основе организации и реализации праздников - два подхода: деятельностный и комплексный. Первый - обеспечивает использование разных видов деятельности, а второй - органичное соединение всех видов деятельности, их взаимовлияние в едином процессе. Деятельный подход определяет направленность воспитательного процесса, его развивающий и коррекционный характер, содержание праздника, а комплексный - подразумевает единство целей, задач, содержания, форм организации и взаимодействия всех участников.

    Изучение специальной литературы и школьной практики открывает многообразие видов и тематики праздников:

    международные: Рождество, Пасха, Новый год, Международный женский день и др.;

    государственные: День защитника Отечества, День Конституции, День знаний, День весны и труда и др.;

    традиционные школьные праздники: "Первый звонок", "Последний звонок", "День учителя", "Выпускной бал" и др.;

    праздники, появившиеся в последнее время (русские народные праздники): "Масленица", "Зимушка-зима", "Весна идет"; "День рождения Петербурга", "Люблю тебя, Петра творенье." и др.;

    тематические литературные, трудовые, игровые (общешкольные или коллективные для учащихся одного возраста - начальные, основные или старшие классы).

    Тематические праздники выделяются в специальной школе по условиям организации, цели и задачам проведения: познавательно-развлекательные, спортивные, речевые конференции и др.

    Праздники имеют различные организационные условия и формы: детские утренники для учащихся начальных классов; литературно-музыкальные композиции; праздники-викторины; вечера, праздники, посвященные памятным датам, творчеству различных писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых и других выдающихся деятелей (для учащихся средних и старших классов). Игры по станциям; концерты, посвященные памятным датам; конкурсы (стихов, зримой песни; видеоклипы для учащихся различных классов и т.д. В празднике соединяются содержание, методы и формы его проведения и взаимодействия, сотрудничество учащихся и взрослых. Интересной формой организации праздника в специальных школах являются концерты педагогов и родителей для учащихся. / Л.В. Кораблева, 1996 - с.372 /
    §5. Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом
    В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы.

    Педагогический опыт такой работы обобщен И.С. Белик в книге "Музыка против глухоты" (2000). Подход, который предлагает И.С. Белик, коренным образом меняет взгляд на возможности детей-инвалидов по слуху в восприятии музыки во всей ее полноте. И.С. Белик занимается становлением (или восстановлением) новой для неслышащих детей функциональной системы музыкального слуха.

    Механизм ее функционирования состоит из обязательного совмещения обучения ребенка игре на музыкальном инструменте и пению. Вся организация деятельности детей направлена на развитие у них мелодической памяти и внутреннего музыкального слуха. Такие задачи в сурдопедагогике не только не решались, но и не ставились.

    Музыкальные средства в коррекционной работе с глухими детьми за рубежом используются с учетом методики музыкального воспитания, разработанной австрийским композитором Карлом Орфом. Основой его работы с детьми является использование синтетических форм музицирования: сочетание пения и движения, чтения стихов и игры на инструментах. Музыкально-ритмическому воспитанию отводится главная роль в процессе музыкальной декламации, пения, движения под музыку и игры на элементарных музыкальных инструментах. В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения. Слову как элементу разговорной и поэтической речи, а также пения уделяется особое внимание. Проводится работа над его метрической структурой, тембровым звучанием, мелодико-интонационным произнесением. С этой целью разработаны музыкальный, поэтический и игровой материалы, основанные на фольклоре многих стран мира. Таковы различные народные попевки, "дразнилки", "считалки", разнообразные ритмические игры и упражнения, инсценировки, песни.

    Важное место в музыкально-ритмической работе занимает игра на музыкальных инструментах в ансамбле. На специальных занятиях с глухими детьми широко применяют музыкальные инструменты "орфовского оркестра": мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (ксилофоны, металлофоны), немелодические ударные инструменты (детские литавры, двойные барабаны, тарелочки, треугольники), простые духовые инструменты (похожие на свирели разного диапазона блок-флейты). Игра на элементарных музыкальных инструментах в большинстве случаев носит творческий, импровизационный характер. В ансамбле нет солистов. Каждый ребенок учится выступать в разных ролях. При этом одни специалисты считают, что в работе с инструментами учитывается состояние слуха школьников: глухие дети играют на ударных инструментах, слабослышащие - на мелодических. А другие специалисты утверждают, что в условиях использования слуховых аппаратов все дети независимо от состояния их тонального слуха могут играть на мелодических и ударных инструментах.

    Широко применяется за рубежом обучение "речевому пению" - декламации текста песен под музыку для развития модуляции голоса у детей, более естественного, выразительного звучания речи. На специальных занятиях большое внимание уделяется обучению движениям под музыку. В урок включается и дирижирование, помогающее восприятию ритмической структуры пьес, использующееся при работе над темпом, ритмом речи и при игре на элементарных музыкальных инструментах.

    Оригинальный подход к использованию музыкальных средств в коррекционной работе с глухими детьми представлен в верботональной системе, разработанной в поликлинике "SUVAG" под руководством академика П. Губерины. С помощью фонетической ритмики (двигательной и музыкальной стимуляции) в групповых и индивидуальных формах реабилитационных занятий у детей развиваются восприятие и воспроизведение речи, восприятие неречевых звучаний.

    Разработка и использование фонетической ритмики и музыкальной стимуляции основываются на том, что слуховое восприятие является основным звеном в коммуникации; основу интонационной структуры речи составляют ритм, мелодика, пауза, время; произношение (микромоторика речевых органов) находится в прямой зависимости от макромоторики; важное значение имеет развитие движений у детей, правильное их использование в обучении произношению. Слушание ребенком пения взрослых, звучания элементарных музыкальных инструментов, использование в коррекционной работе большого количества различных считалок, рифмовок, их разучивание с использованием приемов музыкальной стимуляции и фонетической ритмики имеют большое значение для формирования слитной, интонированной, достаточно естественной речи у детей с нарушениями слуха.

    Таким образом, музыка широко используется в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха как в нашей стране, так и за рубежом. / Е.З. Яхнина. 2003, с.73/
    5.1 О проекте "Фестиваль "Поющие руки"

    Цель и решаемая проблема:

    Отсутствие слуха, а во многих случаях речи резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешней средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов и соответственно уменьшает возможности к самореализации и интеграции инвалидов в современное общество.

    За последние десятилетие эта проблема усугубилась отсутствием творческих контактов между инвалидами различных областей России и других стран. Фестивали, проводимые среди инвалидов по слуху очень редки и проводятся, как правило, в столичных городах России и СНГ. Учитывая такое положение, администрация Архангельской области совместно с Архангельским региональным отделением общественной организации Всероссийского общества глухих (АРО ВОГ) учредило межрегиональный фестиваль жестовой песни "Поющие руки". С 2001 по 2004 годы в фестивале приняли участие творческие коллективы из городов Санкт-Петербург, Вологда, Архангельск, Северодвинск, Котлас, Нарьян-Мар, Пенза, Москва, Омска, Челябинска, Магнитогорска, Читы, Магнитогорска, Тамбова и др.

    Цель проекта:

    ·расширение всесторонних культурных связей между организациями глухих и создание условий для полноценной духовной жизни людям с ограниченными возможностями по слуху их реабилитация и интеграция в общество через культуру и искусство.

    ·Основной целью фестиваля молодых инвалидов "Поющие руки" является содействие развитию процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами искусства, а также реализация "Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов в сфере культуры".

    Задачи фестиваля:

    ·широкое привлечение молодых инвалидов по слуху к культуре и искусству через занятия жестовым пением;

    ·выявление новых талантов, совершенствование профессионального мастерства;

    ·оценка таланта, воли и трудолюбия участников;

    ·всестороннее изучение проблем развития жестового языка как средства общения и творческой реабилитации инвалидов;

    ·привлечение общественных, государственных организаций и коммерческих структур к более полному решению проблем инвалидов, их материальной и духовной поддержке;

    ·расширение контактов инвалидов, их взаимное творческое обогащение.

    Результаты проекта:

    Проект уникален в том, что искусство петь руками становиться доступным для широкой зрительской аудитории. Хореография рук, движений телом под прекрасные музыкальные произведения создают у зрителей приобщения к настоящему искусству.

    Для людей с ограниченными возможностями проект позволяет раскрыть творческие возможности, быть равным в обществе, приносить радость другим людям, быть нужным и востребованным.

    Искусство жестового пения приобщает инвалидов по слуху к национальной культуре, помогает им раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.

    Проведение фестиваля "Поющие руки" в г. Архангельске позволит участникам фестиваля из городов России встретится и обменятся опытом творческой работы в области нового направления в культуре - искусстве жестового пения. Проведение фестивалей жестового пения не только повысит творческий и культурный уровень людей с ограниченными возможностями по слуху, но и откроет дверь в "мир глухих" слышащим. /#"center">5.2 Проект "А музыка звучит"

    Глухим детям музыка позволяет не только гармонично войти в мир слышащих, но и обогатить его своим талантом, щедростью своей души, осветить его своим внутренним светом.

    Проект разработан Пермской Общественной социально-просветительской организацией "СОГЛАСИЕ". Интеграция глухих детей в мир слышащих в результате индивидуальных занятий музыкой, изменение общественного мнения в пользу неслышащего ребенка-инвалида - цели этого проекта.

    В результате 6-летнего экспериментального обучения глухих детей игре на фортепиано по авторской методике Л.В. Гущиной накоплен уникальный опыт, значительно компенсированы проблемы одиночества, деформации личности, здоровья, по крайней мере, нескольких неслышащих детей.

    В Пермской области в специализированных интернатах обучается около 300 детей - инвалидов по слуху (210 из них в интернатах города Перми, остальные - в двух городах Пермской области), причем часть из них привезена из различных регионов России.

    С 1994 года Л.В. Гущиной в экспериментальном режиме проводятся индивидуальные занятия музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы. За это время обучено и продолжает учиться 19 глухих детей. Три девочки окончили шестилетний цикл и в настоящее время помогают педагогу обучать новичков. Они являются победителями различных конкурсов.

    Чрезвычайно важным результатом реализации авторской программы Л.В. Гущиной является влияние её занятий, её подхода на личность детей. Они доброжелательны, открыты людям, активны, работоспособны, имеют разнообразные интересы, любят искусство, у них развито воображение, их интеграция в общество осуществляется более естественно.

    Уникальность методики (это признано специалистами Англии, США, Голландии) в том, что автор работает без специалиста-сурдопедагога - это значит, что практически любой музыкальный педагог может обучать глухих детей, методика доступна и родителям.

    Таков, в кратком описании, проект Общественной социально-просветительской организации "Согласие", членами которой являются врачи, а цели деятельности обозначены следующим образом: решение силами врачей гуманитарных проблем общества, связанных с физическим и нравственным здоровьем населения. Проект участвовал в грантовом конкурсе программы "Новый день" ОАО АКБ "Росбанк" и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и получил грант для своего осуществления.

    Грантовые средства и активность Тамары Ивановны Лариковой, члена правления и Липы Анатольевны Шадриной, директора "Согласия", позволили сделать многое: организовано тиражирование авторской программы социальной адаптации и реабилитации глухих детей методом индивидуальных занятий музыкой, издано методическое пособие для музыкальных учреждений Пермской области и памятка для родителей глухих детей, создан документальный методический видеофильм "А музыка звучит.", проведены семинары и открытые уроки для музыкальных педагогов Перми и Пермской области, обучено около 40 педагогов.

    Многое сделано и для изменения общественного мнения в пользу неслышащего ребенка: проведен круглый стол - презентация с участием общественности, журналистов, родителей, музыкальных работников, сурдопедагогов, врачей. Организован фортепианный концерт с участием пятерых неслышащих детей. Опубликованы статьи в СМИ, прошли сюжеты в местных ТВ программах. / www.newdayonline.ru/
    5.3 Из опыта Японских глухих музыкантов

    В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко".

    Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнологию. По сути дела, она достаточно проста и основана на визуальном восприятии музыки. Владельцы музыкальных центров и магнитол с большим количеством опций ежедневно видят самый простейший принцип этой сурдотехнологии - звуковые индикаторы в виде столбиков из чёрточек. Если мы слушаем, например, инструментальную музыку, то при громкой игре, скажем, на бас - гитаре, определённый столбик становится выше, на инструменте играют тише - высота столбика уменьшается. Широкоэкранный монитор, установленный в удобном месте, позволяет контролировать свои действия каждому глухому музыканту. У каждого из них есть свой барабан и, следовательно, есть свой столбик, видный на экране. Специальная компьютерная программа позволяет окрашивать столбики звукового индикатора разными заметными цветами. При неверной игре цвет тускнеет, а при правильном исполнении барабанной музыки, наоборот, его оттенки становятся ярче и красивее.

    Кроме того, управлять игрой помогают позы, движения и даже мимика барабанщиков. Все они имеют своё значение. Например, вертикально поднятая палочка может означать: "Внимание!", а её наклон в сторону барабана - "Начинаем играть через три секунды!" Сперва начинающих глухих музыкантов ведёт в музыкальное пространство барабанщик с нормальным слухом. Он и сурдопереводчик не спеша и кропотливо приучают барабанщиков-инвалидов играть, ориентируясь по монитору, затем учат дублировать свои действия по мимике, движениям, жестам и позам. Наставник с нормальным слухом должен играть и одновременно быть своего рода дирижёром. Только дирижёрскую палочку заменяет всё его тело и мимические мышцы лица.

    Завершающим итогом является приучивание подопечных к самостоятельной игре, без пластического наставника-дирижёра. Обычно его на первых порах заменяет самый способный глухой ученик. Такая методика, основанная на том, что учителя подменяет лучший из учеников, постепенно доводящий других до своего уровня мастерства, известна очень давно, изобретена ещё в Англии в ХVIII веке и называется "ланкастерской". Правда, там её применяли при обучении подростков ремеслу токаря, механика или слесаря. Японцы же применили британскую методику уже для обучения барабанной музыке.

    Профессии дирижёра и барабанщика (при условии, что он играет весь концерт, а не одну четверть его времени) признаны самыми полезными, ибо при работе эмоции гармонично сочетаются с физическими нагрузками. Кроме того, барабанщики, играющие в японском стиле, очень редко страдают сахарным диабетом. Если они им и болеют, то только в лёгкой форме и без осложнений, так как развитые капиллярные и венозные сосуды заставляют кровь, загустевшую от переизбытка сахара, бежать быстрее. Словом, игра в оркестре барабанной музыки является своего рода лечебной терапией, помогающей чувствовать себя человеком, востребованным обществом.

    В ансамбле "Эдзо Дайко" с инвалидами постоянно работают три музыканта. Координатор поездки в Россию Сато Широ пояснил:

    Музыкальные наставники инвалидов работают с ними добровольно, совершенно бесплатно. Без помощи муниципальных властей и государства.

    По его словам, лучшие ансамбли слепых и глухих барабанщиков играют так, что их музыку не отличишь от той, что исполняют здоровые музыканты. Да ещё зарабатывают себе деньги. / www.newdayonline.ru/

    1   2   3


    написать администратору сайта