Дипломная работа Образ женщины в литературе 18-19х веков. Д.р. - Позднякова В. - 28.04.21 г. - исправл.. Исследования обусловлена данными обстоятельствами
Скачать 0.88 Mb.
|
Молль считает, что в брачных играх умная женщина всегда будет доминировать над мужчиной, и презирает бедняков, которые хотят выйти замуж, как боевые кони в битву. Она понимает, что для достижения цели ей необходимо выполнить два важных условия. Первый - это получение безупречной репутации, потому что «мужчины отказываются от легких побед, понимая, что готовая к бегу женщина по первому зову в качестве жены будет стоить недорого», а второй - внушительный годовой доход, поскольку, по словам по ее меткому выражению, «приданое не косит и не хромает, деньги всегда хороши, какая бы жена ни была» [37,с.98]. У Молль нет ни того, ни другого, но она ловко завоевывает себе руку помощи джентльмена, надеясь приумножить свое состояние, вступив в брак с ним. По ее собственным словам, она «так сильно зацепила молодого человека», что, узнав правду об ее истинном финансовом положении, он ограничился лишь замечанием, что он представлял ее намного богаче, чем она была на самом деле. Правда, когда Молль пыталась проделать подобный трюк во второй раз, изображая из себя богатую вдову, она уже выступала в роли потерпевшей, так как была замужем не за богатым и знатным джентльменом, а за нищим джентльменом. И, наконец, Молль сворачивает последнюю брачную аферу, когда, умело скрывая свои любовные похождения и беременность, уже в зрелом возрасте она выходит замуж за банковского служащего и в браке с ним рожает двоих детей. Всего за плечами Молль пять браков, из которых последние три были незаконными, а также шесть лет в статусе любовницы и содержанки, так что она может сравнить обе стороны медали. Молль признает: хотя мужчина выбирает любовницу по своему желанию, ее положение шатко и ненадежно, поскольку «мужчины, приобретающие любовниц, часто меняют их из-за пресыщения, ревности или по другим причинам» [37, с.152]. В какой- то степени "Молль Флендерс" можно рассматривать как феминистский роман, потому что Д. Дефо настраивает Молль не только на роль единственной в своем роде героини, но и на то, чтобы она делала почти все, чего женщина не должна делать. На протяжении всего романа Молль ворует, лжет и использует мужчин. Утверждается, что Дефо делает Молль вором, потому что для нее это один из способов преодолеть женскую зависимость от мужчин. Только в конце романа она, наконец, получает то, что хочет. Со своим последним мужем она берет на себя роль доминирующего человека в отношениях. Она испытывает чувство гордости, зная, что мужчина зависит от нее. В этих отношениях она демонстрирует ум, независимость и еще раз чувство гордости, просто зная, что наконец-то она стала доминирующей личностью хоть раз в своей жизни. 2.2 “Третья” женщина эпохи нового времени. Анализ персонажа Манон Леско. Все усилия великих творцов XVIII века направлены на то, чтобы представить женщине образ, на первый взгляд соблазнительный, но на самом деле разрушительный: образ восхитительной женщины, потому что она безупречна, идеальна, потому что она предана мужчине. Вся литература предлагает женщинам только одну альтернативу: быть рабом или злодеем [40]. Образ легкомысленной красавицы, куртизанки, аморалистки характерен для литературы того времени. Достаточно вспомнить Селимену из «Мизантропа» Мольера, Маргариту Готье из знаменитого романа А. Дюма, маркизу де Мертей из «Опасных связей» Шарля де Лакло и других. Роман «Манон Леско» - своеобразное выражение веры писателя в возможность противопоставления человека и денежной власти; автор наделяет героев как положительными, так и отрицательными качествами, помещая их в разные ситуации, где мы на их примере можем наблюдать эволюцию человеческой души. Если кавалер де Грие - более или менее цельная и сформированная личность, которого жизнь совершенствует, то Манон беспечная, легкомысленная, немного циничная вначале совсем не выглядит расчетливой, глубоко чувствующей женщиной в конце истории. Это яркий пример эволюции человеческой души и победы чувств над безнравственностью. Манон Леско - истинное воплощение образа куртизанки [39]. Но этот образ интерпретируется Прево и Дефо по-разному. Обе героини наделены рядом схожих черт, определяющих образ куртизанки: низкое происхождение, поразительная красота, наличие богатых любовников-покровителей и верных любовников; оба изображения наделены не только социальной, но и концептуальной значимостью [39]. Концептуальность романа Прево обусловлена его принадлежностью к эпохе Просвещения: определенная философская концепция воплощена в сюжете романа, в системе персонажей, в образной системе. Это явление характерно для эпохи в целом, а не является чисто авторской техникой. Прево творит в эстетике своего времени. Следует только отметить, что во многом философский план романа связан именно с образом главной героини. Можно предположить, что концептуальность образа главной героини связана с ее необычайной красотой. Основная сюжетная линия романа - это любовная линия, но именно красота Манон играет решающую роль в отношениях и чувствах героев. Роман традиционно рассматривается в русле сентиментальной концепции, для которой характерны культ природы, культ личности и культ чувств. Особенностью романа является то, что с кавалером де Грие связано сентиментальное чувство (то есть тема любви), именно он выступает носителем любви. Тема красоты связана с образом героини. Самая первая характеристика, которую автор наделяет Манон, - это ее красота, которой она буквально сводит с ума кавалера де Грие [38]. Именно красота привлекает ее возлюбленных, именно она заставляет их тянуться к обладанию. Тема красоты прослеживается на протяжении всего романа. Тема внешности связана с мотивом восприятия красоты: г-н де Б., Г. М., его сыном, и другими многочисленными любовниками Манон, которых привлекает только внешняя красота девушки, и поэтому они хотят сделать ее своей любовницей и стремиться владеть ею. Все поклонники Манон против де Грие, который видит не только физическую сторону ее красоты, но и ее внутреннюю красоту. Одна из важных проблем, поднятых Прево, - проблема духовной и физической составляющих красоты, духовной сущности и физической формы, проблема восприятия красоты, проблема существования красоты в социальном мире. Мы видим, что де Грие готов на все ради Манон, но нельзя ожидать того же от ее других любовников, потому что только де Грие испытывает к ней искренние чувства, только он искренне видит красоту Манон. Разница в чувствах де Грие и Манон связана с тем, что кавалер свободен в своей любви, а отношение Манон определяется окружающей средой, в которой она существует. Однако главная тема, связанная с Манон, - это не тема любви. Как уже упоминалось выше, тема любви связана с Шевалье де Грие и дает возможность реализовать сентиментальную концепцию чувства. При этом основная сюжетная линия связана не только с историей чувств, но и с темой судьбы красоты в социальном мире [38]. Манон Леско: легкая и продажная молодая девушка, она полностью контролирует де Грие. Она любит его, но, кажется, предпочитает ему роскошь. Ее обман всегда делается для того, чтобы иметь счастливое будущее с де Грие, для нее мы можем сказать, что цель оправдывает средства. Ее изменчивость не мешает ей искренне любить де Грие: «твое сердце, без которого мне жить невозможно» [38,с.65]. Способная быть одновременно любящей и преданной, она, тем не менее, эгоистична, если появляется возможность удовлетворить свою прихоть. Манон понимает силу страсти де Грие только тогда, когда обнаружит его преданность и жертву. Манон Леско считается настоящей трагической личностью: она персонаж, подавленный непреодолимой силой общества, в праве на жизнь, на то удовольствие, на которое она претендует, постоянно отказывают. С горечью вспоминаются различия в общении между двумя влюбленными. Особое отношение к де Грие сохраняется везде: терпимые визиты в Сен-Лазар, де Грие, виновный в мошенничестве и убийстве, реабилитируется и освобождается на месте. Напротив, изоляция в больнице для Манон, такая же дискриминация в Шатле, где власти проявляют милосердие к Генеральному секретарю и суровость к Манон. Манон, скорее жертва, чем виновница, тем не менее, считается «опасным человеком» и отправляется в Америку. Образ куртизанки в романе Прево также связан с такой категорией, как добродетель, что характерно для просветительской философии [40]. Концепция добродетели - одно из важнейших концепций эстетики сентиментализма; с ней связано понятие сентиментальной любви, образ сентиментального героя. К этому понятию обращались такие писатели-просветители, как Руссо, Гете, для которых тема красоты связана с понятием добродетели; для них поистине прекрасна только добродетель. Обеим героиням присуще одно общее: их красота субъективна (они прекрасны только в глазах любовника) и является отражением их души, воплощением их добродетели. Прево создает двойственный образ: с одной стороны, он несет антиидеал, поскольку поведение, характер и сознание Манон противоречат моральным нормам; с другой стороны, образ соответствует духу своего времени (К. Лакло, маркиз де Мертей). Прево поднимает проблему морали и красоты: красота Прево стоит вне морали, но красота существует в рамках этого социального мира и подчиняется его законам. Прево не отождествляет этическое и эстетическое. Его интересует природа красоты: моральная, божественная или соблазнительная. Для сентименталистов красота субъективна, связана с внутренней красотой [41]. В образе Манон мы видим нечто иное - здесь проявляется абсолютная физическая красота и почти полное отсутствие внутренней красоты, а Прево показывает красоту Манон как объективную. Характерный мотив, связывающий оба романа и определяющий образ куртизанки, - деньги (красота и деньги, любовь и деньги). Для Манон деньги - главное средство достижения цели - удовольствия и красивой жизни. Для Молль деньги - это еще и средство достижения красивой жизни. Но если красота и деньги могут существовать вместе, тогда любовь и деньги исключают друг друга. Другой распространенной темой романа является трагическая тема героини, но в романе Прево она является воплощением философской темы смерти Красавицы, а в романе Дефо связана с характерным для романтизма мотивом отверженности [42]. Тщеславие, жадность, сладострастие - вот «демоны», обрекающие героиню на вечное проклятие, и одновременно это три кита, на которых стоит ее, во-первых, самореализация, а, во-вторых, финансовое благополучие. Фактически, через отрывок из биографии Манон Леско А.Ф. Прево продемонстрировал механизмы функционирования парадоксального мандевильского общества, члены которого стремятся к получению максимального удовлетворения личных потребностей. Но если Мандевиль был в основном заинтересован в том, чтобы положить конец личным порокам на службу обществу, то Прево рассматривал проблему в другой плоскости. Принимая как очевидный факт, что эгоизм является основой и движущей силой человеческой натуры, он задается вопросом: какова цена, которую платит женщина за реализацию своего потенциала в буржуазном мире, где традиционные нормы постепенно заменяются новой индивидуалистической идеологией. Несомненно, романы Дефо и Прево - отражение популярных в XVIII веке размышлений о возможности мирного симбиоза личности и общества. «Но если эпоха Просвещения объявила, что она разрешила эту трудную дилемму, оправдав стремление к личному обогащению и провозгласив это инструментом социального процветания, то писатели показали иллюзорность этого самонадеянного утверждения. Ни в новой индивидуалистической экономике, ни в патриархальном браке, ни личность, ни общество не могут гармонично сосуществовать». Итак, Молль и Манон, насильно оторванные от рутинного существования в патриархальном браке, не только идеально вписывались в новое общество, но, на первый взгляд, даже преуспели в нем, грамотно распорядившись своим женским «имуществом». Красота и плодовитость героинь сопровождаются острым умом, находчивостью, амбициями, а главное - ярко выраженным индивидуализмом. Подводя итог характеристике образа куртизанки в романах Дефо и Прево, можно сделать следующие выводы: сходство образов обусловлено его социальной природой и, в определенной мере, сложившейся литературной традиции. Отличия же связаны с авторской концепцией и, в какой-то степени обусловлены литературным направлением, в русле которого творит автор. Основное различие между героинями избранных произведений заключается в том, что героиня Прево – концептуальный образ, а героиня Дефо – психологический. 2.3 Структура образов женских персонажей в романе Д. Остин «Гордость и предубеждение». В XIX веке старые авторитеты, такие как Бог, король, Библия и традиция, окончательно утрачивали свою власть. Их место заняли анализ, опыт, логика и разум. На литературной сцене стали появляться писатели женского пола, которые не только смогли перевернуть закостенелые устои и прежде нерушимое правило о том, что миром правят мужчины, но и смогли своим талантом и умом доказать, что могут быть не хуже мужчин в деле писательства, в котором женщинам долгое время не было места. Одной из таких писательниц стала Джейн Остин – «первая леди» английской литературы [43]. Дж. Остин, в отличие от своих коллег мужского пола, характеризует человеческую природу в своем творчестве как «сочетание хорошего и плохого». У нее характер проявляется в развитии, в единстве частного и общего, «так непохожего ни на кого и так похожего на других» [44]. Такое углубленное новаторское понимание природы характера персонажа позволило Д. Остин создать психологически убедительных персонажей романа «Гордость и предубеждение». Главный герой романа Элизабет «Лиззи» Беннетт - художественное открытие Джейн Остин. Элизабет - вторая дочь Беннетов. Ей двадцать лет, и ее изображают как обладающую «живым, игривым нравом, который любит все смешное» [45,с.33]. Благодаря своим наблюдениям и интеллекту она выделяется среди самых известных литературных персонажей: «Впервые в английской литературе, помимо Шекспира, мы встречаем героинь, заслуживающих доверия, обладающих разумом, способных думать самостоятельно, с амбициями и остроумием» [46]. Она самая любимая дочь мистера Беннета. Изображая своих дочерей, г-н Беннет говорит, что «все они глупы и невежественны, как и другие девушки; но у Лиззи есть что-то более проворное, чем у ее сестер» [45,с.5]. Интересно, что она последняя дорога своей матери, потому что «она не наполовину так красива, как Джейн, и наполовину не так хороша, как Лидия» [45,с.52]. Однако Элизабет превосходит членов своей семьи в своих манерах и понимании жизни. Из-за их поведения в определенных случаях она: «покраснела и снова покраснела от стыда и досады» [45,с.112]. Элизабет понимает истинную цель брака, чего не понимают ни ее мать, ни ее сестры. Когда она отвергает мистера Коллинза, ее мать приходит в ярость, потому что «общество рекомендует всем женщинам принять полученное предложение руки и сердца». Она даже отвергает первое предложение мистера Дарси, так как считает его злым и аморальным человеком. Он исключительно богат, богаче мистера Бингли, однако для нее это не имеет значения, поскольку «Элизабет видит, что потеря личности во имя безопасности хуже, чем быть девой без гроша в кармане» [46]. Элизабет - героиня, наделенная богатой внутренней жизнью; конкретные факты действительности заставляют задуматься о несовершенстве человеческой натуры. Она хорошо понимает ограниченность своей матери, она не любит суету священника Коллинза и чопорной надменности богатой и благородной леди де Бур. Отказавшись выйти замуж за священника Коллинза, образ Элизабет раскрывается как нельзя лучше. Ее слова убеждают нас, что перед нами женщина, которая не пойдет против своих чувств, для которой в любви и браке важны не соображения корысти или выгоды. Элизабет не та женщина, которую кто-то может легко напугать, она борется за то, что ей нужно, и в то, что она верит - это мистер Дарси и ее свобода от общественных правил того времени. Элизабет оказывается независимой и умной женщиной, не думающей о чужом мнении; она делает то, что считает лучшим для себя. Полной противоположностью Элизабет являются ее сестры – Лидия и Китти. Лидия и Китти - младшие сестры в семье Беннет. Китти 17 лет, а Лидии 15. Они не так уж и умны и ведут себя, как большинство подростков. Г-н Беннет изображает их как «двух самых глупых девочек в стране» [45,с.116]. Их жизнь вращается вокруг балов и кавалеров: «Каждый день что-то добавлял им к знаниям об именах и связях офицеров. Их обитание недолго оставалось секретом, и, в конце концов, они начали находить самих офицеров» [45,с.116]. Они ведут себя некорректно и не интересуются ничем, кроме военных. Лидия гораздо сильнее духом, чем Китти, так как у нее «приподнятый животный дух и своего рода естественная самооценка, в которой внимание офицеров, которым ее рекомендовали хорошие обеды ее дядюшек и ее собственные манеры, превратилось в уверенность» [45,с.134]. Ее свободный дух побуждает к самому позорному поступку из всех. Она сбегает с мистером Уикхемом, тем самым подвергая опасности положение своих сестер на брачном рынке, поскольку никто не выйдет за них замуж, если до всей округи дойдет известие о ее побеге. Ей хочется просто выйти замуж, она не утруждает себя мыслями о сходности интересов, о внутренних качествах людей, о том, с кем именно жить, кажется ей все равно с кем, главное – замужем, и раньше старших сестер. Все ее действия нелогичны, безрассудны и легкомысленны. Лидия не думает о социальном статусе и о возможности офицеров обеспечить ей достойный доход, которого хватило бы на жизнь. Ей плевать на окружающих, на свою семью. Лидия совершенно не думает о последствиях, и совершенно не задумывается о том, какую репутацию она создает для всей семьи, какой пример подает Китти. Она не считается с семейными ценностями и совершенно не заботится о репутации своей фамилии, опозорив своим легкомысленным поведением мать и отца и не давая сестрам выйти замуж из-за влияния такой славы. |